Римская семья: Идеальная жена

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Римская семья: Идеальная жена

Исаева В.С. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области"
Соколов И.Ю. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Семья – это объединение людей, которые являются друг другу кровными родственниками или близкими. Члены семьи ведут общее хозяйство, живут в одном доме или квартире, объединяют свою зарплату и расходуют её сообща. Главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, которое объединяет её членов1.

Все мы связаны с семьей, семьи могут быть разными, например, двух или многопоколенные, полные, не полные, традиционные или демократические. Мне стало интересно, что из себя представляла семья в Древнем Риме. Так как эта тема очень обширная, я решила остановиться натом, какой была идеальная жена в Древнем Риме. Это является целью моей работы.

Задачами работы являются:

 

Рассмотреть состав римской семьи.

 

Изучить биографию Плиния Младшего и его отношение к семье.

 

Исследовать качества идеальной жены.

Главным источником моей работы являются «Письма Плиния Младшего».

Также мной были использованы надписи надгробий. В качестве примера я рассматривала эпитафию Атистии, супруги Эврисака. Она была создана в 30 г. до н.э. 2

Римская семья

В Риме семья называлась familia или domus. Два термина используется потому, что familia это семья в значении «члены семьи», а domus – «собственность семьи», то есть дом и прочее имущество семьи. Отсюда и два наименования отца: pater familias– «отец семейства» и dominus– «хозяин», «владелец имущества»3.

Во главе семейства, как уже было указано выше, стоял отец, (pater). Под его властью находился весь состав familia (семьи), куда также входила, его жена (uxor)– мать семейства. Замужнюю римлянку называли «матроной» (matrona)4. Сюда же относились их несовершеннолетние и уже взрослые дети (liberi), а также жены и дети взрослых сыновей. Но на этом состав семьи не заканчивался. В римскую familia входили liberti (вольноотпущенники), а также рабы (servi). Вольноотпущенники – это рабы, которые получили свободу, но по своему правовому статусу были тесно связаны с бывшими хозяевами. Они пополняли ряды клиентов своего господина.

Знатные и богатые римские граждане могли покровительствовать бедным, простым римлянам и иноземцам. Покровителей называли патронами, а тех, кому они покровительствовали, – клиентами. Патрон защищал клиентов, помогал им деньгами. Cliens(клиент) выполнял различные работы, выказывал знаки почтения своему патрону5.

На этом список членов римской семьи не заканчивался. В нее также входили божества-покровители. К ним относились лары – покровители общин и их земель6, пенаты – фамильные или «отеческие» хранители дома и прежде всего запасов продовольствия7, манны – боги загробного мира, затем обожествленные души предков8.

Уже в древнейшие времена семья была в Риме прочной и сплоченной ячейкой общества, в которой безраздельно властвовал отец семейства — «pater familias». Понятие семьи («familia») в римских правовых памятниках было иным, чем сегодня: в состав ее входили не только отец, мать, незамужние дочери, но и замужние, не переданные формально под власть мужа, наконец, сыновья, их жены и дети. Фамилия включала в себя и рабов и все домашнее имущество. В состав семьи, под власть отца попадали или путем рождения от законного брака и ритуального «принятия» ребенка в семью, или путем особого юридического акта, называвшегося «адопцио» (усыновление), причем усыновленный сохранял независимость в том, что касалось его правового статуса, или же, наконец, путем акта «аррогацио» — особая форма усыновления, при которой новый член семьи полностью переходил под власть отца семейства. Власть отца распространялась на всех членов фамилии9.

Плиний Младший

Автор «Писем» Плиний Младший родился в 61 или 62 г. н. э. в маленьком городке Комо, лежащим на берегу озера Лария.

Среди старых и почтенных римских семейств давно была какая-то ветвь Цецилиев. Богатые и влиятельные, они из года в год принимали участие в управлении городом и заседали в городском совете. Отец Плиния занимал важную муниципальную должность в Комо; здесь он и женился на девушке из богатой и видной семьи Плиниев, сестре Плиния Старшего. Умер он рано – у сына о нем не сохранилось никаких воспоминаний. Мальчик рос под надзором матери в тиши маленького городка, где нравы были строже, а жизнь проще, спокойнее и чище, чем в Риме10.

С уютом и покоем родного городка приходилось, однако, расставаться: мальчик подрастал, надо было учиться, а школ в Комо кроме начальных не было. Мать вместе с сыном переехала в начале 70-х годов в Рим, к своему брату Плинию Старшему.

Плиний Старший не был ученым исследователем, а только неутомимым чтецом и собирателем знаний. Собиранию и систематизации знаний он отдавал все время, свободное от служебных занятий; маленький Плиний в доме дяди жил в благородной атмосфере бескорыстного умственного труда и привык уважать жизнь, исполненную этим трудом.

Дядя, конечно, нашел для него очень хорошую грамматическую школу. Главное место занимало здесь знакомство с литературой, греческой и латинской. Плиний настолько освоился с греческим языком, что в 14 лет написал по-гречески трагедию11.

Окончив школу грамматики, мальчик переходил в риторскую школу.

Риторская школа ставила себе цель: подготовить хорошего судебного оратора. Плиний, окончив риторскую школу, где он учился под руководством знаменитого педагога Квинтилиана, решил стать адвокатом. Адвокатом он был искусным и талантливым, о чем свидетельствует его обширная судейская практика12.

Вершиной адвокатской деятельности Плиния были его выступления в Сенате, когда он выступал в роли защитника или обвинителя наместников разных провинций13.Плиний хорошо зарекомендовал себя и прошёл весь курс государственных магистратур (curosushonorum): В 81 году был назначен жрецом культа императора, в 82 г. — военным трибуном в Сирии, в 83 году — начальником конницы, в 89 — квестором, в 92 — претором, в 94 — префектом воинской казны. Все эти посты Плиний занимал во время правления Домициана, и только смерть принцепса спасла его от казни по доносу. При императоре Нерве был назначен префектом Сатурновой казны. Император Траян включил Плиния в круг своих приближённых. В 100 году Плиний был назначен консулом, в 103 году избран в авгуриатную коллегию. В 110 году Плиний был назначен императорским легатом в провинцию Вифиния с ответственным заданием по искоренению коррупции, однако там скоропостижно скончался. Точная дата смерти Плиния и место погребения неизвестны14.

Письма Плиния – это литературная работа, рассчитанная на читателя и неизменно учитывающая его впечатления; они написаны по плану, составлены в обдуманных выражениях и тщательно подобранных словах. Письму поставлена цель: убедить читателя, вразумить его, доставить ему удовольствие и, показать себя в благоприятном свете15.

Идеальная жена

В одном из писем Плиний обращался к Кальпурнии Гиспулле, тёте своей жены. В этом письме он рассказывает о достоинствах своей жены,о том какая его супруга любящая, умная, сдержанная.

В римском государстве к женщине относились с уважением, как дома, так и в обществе: в ее присутствии нельзя сказать дурного слова, нельзя вести себя непристойно16. В доме она полновластная хозяйка, которая всем распоряжалась, и не только рабы и слуги, но и муж обращался к ней domina–госпожа, хозяйка17.

У нее есть ключи от всех замков, и она ведет хозяйство со всем усердием и старательностью, верная помощница и добрая советница мужу. «В доме не было ничего раздельного, о чем муж или жена сказали бы «это мое». Оба заботились о своем достоянии, и жена в усердии своем не уступала мужу, трудившемуся вне дома»18.

Римская женщина пользовалась большой свободой, окружающий мир не был закрыт для нее, и она интересовалась тем, что происходит за стенами ее жилища. Она обедала вместе с мужем и его друзьями за одним столом, бывала в обществе, ходила вместе с мужем в гости, и первый человек, которого виделгость,– это хозяйка дома. Она сидела в комнате вместе с дочерьми и рабынями, занятая, как и они, пряжей или тканьем19.В представлениях римлян хорошая жена должна находиться дома и заниматься хозяйством. Существовал специальный термин для обозначения таких женщин domiseda–быть домоседкой20.

Плиний Младший использует для обозначения качеств идеальной жены следующие термины: frugalitas – любовь к порядку, хозяйственность, благоразумие, чувство меры, бережливость,acumen–остроумие, тонкость ума, amandi – любящая21.

Но это далеко не все. Надгробные надписи отмечают как высокую похвалу, что умершая женщина была univira (жена одного мужа), и что, оставшись вдовой, она не хотела повторно выйти замуж22. Еще одно качество, которое ценили в Риме fidelissima – абсолютно верная23.

Только женщинам, состоявшим в одном браке, разрешалось свершение некоторых обрядов, например принесение жертв в часовне богини Целомудрия (Pudicita), только они могли входить в храм Богини женской судьбы и прикасаться к ее статуе24.

До нас дошла надгробная надпись Атистии, супруги Эврисака. Её муж был владельцем хлебопекарни и очень богатым человеком. Его потомки построили ему огромную гробницу

Надпись Атистии – это часть погребального комплекса ее супруга. Поскольку она обладала всеми вышеперечисленными качествами, она называется femina optima – превосходнейшая женщина25.

Удивительно, но красота не являлась главным качеством римской женщины. Плиний Младший писал: «Она ведь любит во мне не молодость и телесную красоту, – она увядает со старостью, – а мою славу»26. Именно поэтому красота не являлась главным качеством. Женщина являлась матерью семейства. Римский термин mater имел значение не только «мать», но и «создательница», «источник», «основа»27.

Возьмем в пример Плиния Младшего. Как и большинство мужчин в римском обществе, он занимался литературой, выступал в суде, в качестве юриста, исполнял должность магистрата, управляя римским государством.В то время как его жена занималась семьей и поддерживала мужа в его работе. Она учила все стихотворения, который писал Плиний, волновалась перед его выступлениями на заседаниях в суде и сенате28.Кальпурнию можно было назвать femina optima.

Заключение

Подводя итог, мы можем понять, что римляне почитали не только внешнюю красоту, но и внутренние качества женщины. Потому что женщина была важным членом семьи и римского общества. От нее зависело благополучие семьи.

«Женщина хранительница домашнего очага», ­ говорили римляне. Оно произошло потому что в Риме почиталась богиня Веста. Она была хранительницей домашнего очага. В ее лице римляне почитали всех женщин, для которых самым главным в жизни была семья.

Список используемых источников литературы

Источники

1. Письма Плиния Младшего. М.: Издательство «Наука», 1983.

2. Corpus Inscriptionum Latinarum: Inscriptiones Latinae antiquissimae ad C. Caesaris mortem / Theodor Mommsen, Wilhelm Henzen. Berlin: Konigliche Preussische Akademie der Wissenschaften, 1863. Vol. I. 1016.

Литература

1. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима

2. История. Древний мир. 5 класс / В. И. Уколова. М.: Просвещение, 2013.

3.Латинско-русский и русско-латинский словарь/ Под общ. ред. А. В. Подосинова. М.: Флинта: Наука, 2007.

4. Мифологический словарь / Под.ред. Е. М. Мелетинского. М: «Советская энциклопедия», 1991.

5. Обществознание. 5 класс./ Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: 2013.

6. Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима.СПб.: Издательско-торговый дом «Летний Сад»; Журнал «Нева», 2000.

7. Сергеенко М. Е. О Плинии Младшем // Письма Плиния Младшего. М.: Наука, 1983.

1 Обществознание. 5 класс./ Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2012. С. 26.

2 Corpus InscriptionumLatinarum: InscriptionesLatinaeantiquissimae ad C. Caesaris mortem / Theodor Mommsen, Wilhelm Henzen. Berlin:KoniglichePreussischeAkademie der Wissenschaften, 1863. Vol. I. 1016.

3Латинско-русский и русско-латинский словарь/ Под общ.ред. А.В. Подосинова. М.: Флинта: Наука, 2007.

4История. Древний мир. 5 класс / В. И. Уколова;М.: Просвещение, 2013. С. 122-123.

5История. Древний мир. 5 класс / В. И. Уколова;М.: Просвещение, 2013. С. 120

6Мифологический словарь / Под.ред. Е. М. Мелетинского. М: «Советская энциклопедия», 1991. С. 331.

7Мифологический словарь / Под.ред. Е. М. Мелетинского. М: «Советская энциклопедия», 1991. С435.

8Мифологический словарь / Под.ред. Е. М. Мелетинского. М: «Советская энциклопедия», 1991. С. 343.

9Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима // http://labyrinthos.ru/text/ vinnichuk_v-rimskoy-semie.html

10 Сергеенко М. Е. О Плинии Младшем // Письма Плиния Младшего. М.: Наука, 1983. С. 274.

11 Сергеенко М. Е. О Плинии Младшем // Письма Плиния Младшего. М.: Наука, 1983. С. 274-275.

12Сергеенко М. Е. О Плинии Младшем // Письма Плиния Младшего. М.: Наука, 1983.С. 275.

13 Сергеенко М. Е. О Плинии Младшем // Письма Плиния Младшего. М.: Наука, 1983. С. 276.

14 Сергеенко М. Е. О Плинии Младшем // Письма Плиния Младшего. М.: Наука, 1983. С. 276-277.

15Сергеенко М. Е. О Плинии Младшем // Письма Плиния Младшего. М.: Наука, 1983. С. 278.

16Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима.СПб.: Издательско-торговый дом «Летний Сад»; Журнал «Нева», 2000. С.190

17Латинско-русский и русско-латинский словарь/ Под общ.ред. А.В. Подосинова. М.: Флинта: Наука, 2007

18Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима.СПб.: Издательско-торговый дом «Летний Сад»; Журнал «Нева», 2000. С.191

19Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима.СПб.: Издательско-торговый дом «Летний Сад»; Журнал «Нева», 2000. С.191

20Латинско-русский и русско-латинский словарь/ Под общ.ред. А.В. Подосинова. М.: Флинта: Наука, 2007

21Письма Плиния Младшего / М.Е. Сергеенко, А.И. Доватур. М.: Наука, 1983. IV.19.

22Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима.СПб.: Издательско-торговый дом «Летний Сад»; Журнал «Нева», 2000. С.191

23Латинско-русский и русско-латинский словарь/ Под общ.ред. А.В. Подосинова. М.: Флинта: Наука, 2007.

24Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима.СПб.: Издательско-торговый дом «Летний Сад»; Журнал «Нева», 2000. С.192

25Латинско-русский и русско-латинский словарь/ Под общ.ред. А.В. Подосинова. М.: Флинта: Наука, 2007

26 Письма Плиния Младшего. Книга IV, 19 письмо.

27 Латинско-русский и русско-латинский словарь/ Под общ.ред. А.В. Подосинова. М.: Флинта: Наука, 2007.

28 Письма Плиния Младшего. Книга IV, 19 письмо.

Просмотров работы: 200