Юродивые на Руси

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Юродивые на Руси

Тимофеева Д.И. 1
1МОУ "Гимназия № 1 г. Волоколамска"
Ерохина  Ж.С. 1
1МОУ "Гимназия № 1 г. Волоколамска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире мы все чаще слышим слова толерантность, эмпатия, нравственность, духовность, патриотизм. Мир стал настолько жесток, что люди все чаще стали приходить в храмы, обращаться к богу. В учебных заведениях введены программы по духовно-нравственному воспитанию, которые тесно связаны с православной культурой.

Готовясь, к одному из таких уроков по духовному краеведению, я прочла высказывание, которое меня очень заинтересовало "Мы юродивы Христа ради". Мне стало интересно, каких людей так называли, историю их появления, какое место они занимали или занимают в обществе и в истории нашего государства. Итак, объектом моего исследования стала фраза "Мы юродивы Христа ради".

Определение конкретной задачи и ее формулировка.

Моя работа, посвящена этому феномену, актуальна тем, что несет свет духовного просвещения окружающему миру.

Задачи, которые ставила перед собой, выполняя данную работу:

В образовательном плане: изучить: справочную (словари, энциклопедии, википедию), историческую, духовно-православную, художественную литературу.

В воспитательном плане: воспитание любви и уважения к истории и культуре народа, чувство сострадания.

В развивающем плане: развитие мыслительных способностей и кругозора, эстетически творческой личности.

Через участие в создании проекта способствовать воспитанию сокровенных чувств в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искренне гуманное отношение к святым понятиям.

Основная часть

Глава 1. Терминология

Термин “юродивый” произошёл от слова “юрод”, от греческого слова, обозначавшее “безумный”, а так же “простой, глупый”. “Юродами” в древнерусских источниках названы блаженный Симеон (“Житие блаженного Симеона”), Исаакий Печерский (“Печерский патерик”), Никола Новгородский Салос и др.

Под “юродивыми” принято понимать людей, руководствовавшихся словами апостола Павла “мы безумны (древнерус. “юроди”) Христа ради” и принявших один из подвигов христианского благочестия – юродство о Христе. Эти люди не обязательно были действительно безумны, как принято считать. Сумасшедших среди юродивых было самое большее количество- 40%, остальные же в действительности не страдали психическими расстройствами, а сознательно принимали образ юродивого.

Юродивые, как и монахи, добровольно отказывались от всех благ жизни “мирской” (имущества, положения в обществе и т. д.) и даже от кровного родства. Но, в отличие от принявших постриг, эти люди не искали уединения, наоборот, они жили среди людей, особенно много их было в городах. Юродивые своим примером, словом и делом стремились отвратить людей от греха. Зачастую эти “безумцы” вращались среди наиболее падших в общественном мнении людей, и бывало, что им действительно удавалось вернуть их на путь христианства.

Нередко юродивые обладали пророческим даром. У В. О. Ключевского описывается такой случай: “Посадник Немир, принадлежавший к литовской партии (в Новгороде), приехал в Клопский монастырь к блаженному Михаилу. Михаил спросил посадника, откуда он. “Был, отче, у своей пратёщи (тёщиной матери)”. – “Что у тебя, сынок, за дума, о чём это ты всё ездишь думать с женщинами?” – “Слышно, - сообщил посадник, - летом собирается идти на нас князь московский, а у нас есть свой князь Михаил”. – “То, сынок, не князь, а грязь, – возразил блаженный, – шлите-ка скорее послов в Москву, добивайте челом московскому князю за свою вину, а не то придёт он на Новгород со всеми силами своими, выйдете вы против него, и не будет вам Божьего пособия, и перебьёт он многих из вас, а ещё больше того в Москву сведёт, а князь Михаил от вас в Литву уедет и ни в чём вам не поможет”. Всё так и случилось, как предсказал блаженный”.1 Однако поведение юродивых было далеко не всегда пристойным. Человек, принявший юродство, отбрасывал при этом всякие нормы приличия и чувство стыда: “Он ходит голый (или одет в безобразные грязные лохмотья), носит вериги (различные железные цепи, полосы, кольца и др. предметы на голом теле ради “усмирения плоти”), молится обычно только ночью, как бы стесняясь этого, валяется в грязи, золе и т. п., не моется, не чешет волос, публично испражняется, нарушает порядок в церкви и на улице, всем своим видом указывает на приобщённость к низменному, грязному, шокирующему”2

3Юродивые могли пародировать происходящее вокруг них, дабы таким способом образумить людей. Например, в Новгороде в XIV в. двое юродивых – Никола Качанов и Фёдор – устраивали драки между собой, насмехаясь над кровавыми столкновениями новгородских партий. Однако нередко поступки юродивых были и вовсе весьма странны и труднообъяснимы, например Василий Блаженный целовал стены домов грешников, а в дома праведников кидал камни и куски земли. Такое его поведение было объяснено людьми так: “Над домами грешников ангелы плачут, и он (юродивый) стремится поклониться им; а снаружи домов праведников бесы висят, оттого, что в дом пробраться не могут, это в них божий человек камни кидает”.3

При этом юродивые были одними из немногих, кто отваживался говорить князьям и боярам, царям и вельможам правду. Например, Василий Блаженный укорил Ивана Грозного за то, что тот во время церковной службы думал о мирском, а блаженный Иоанн Московский обличал Бориса Годунова в участии в убийстве царевича Дмитрия. При этом юродивые до некоторых пор пользовались неприкосновенностью, иногда их советы принимались к сведению. Но когда терпение знатного человека переполнялось, или если он изначально был слишком горделив, чтобы терпеть подобное обращение, юродивого могли объявить “лжеюродивым”, или попросту безумцем (ещё одно свидетельство в пользу того, что юродивые не были простыми сумасшедшими), тогда этот человек лишался своей неприкосновенности и его могли наказать и даже казнить.

"Юродивость" связана со святостью. Понятие святости – очень сложное. Его корни уходят ещё в языческую славянскую культуру, где смерть преодолевается новым рождением. Затем это языческое понимание святости сталкивается с христианским, где святость – это связь с Богом.

Юродивые — особая разновидность святых на Руси, избравших весьма специфический путь служения церкви — самоуничижение и прорицание. Подвиг юродства — один из тяжелейших подвигов, который принимали на себя во имя Христа отдельные лица ради спасения своей души и служения ближним с целью их нравственного пробуждения.

«Юродивых Христа ради», несмотря на их усердное старание скрыть свой подвиг, почитал и любил мир (Василий Блаженный был почитаем царем Иваном Грозным, как и Николай Салос; Исидора Ростовского, Прокопия Устюжского, Иоанна Московского хоронят чуть ли не всем городом).

Юродивые по большей части были мирянами, но были и юродивые монахи. Среди них святая Исидора, первая по времени юродивая (умерла в 365 г.), инокиня Тавенского монастыря; святой Симеон, преподобный Фома.

Православная церковь держится того мнения, что юродивый добровольно принимает на себя личину безумия, дабы скрыть от мира свое совершенство и таким способом избежать суетной мирской славы. Для одних дорогой к духовному прозрению становится монашество, т. е. уход от мира, обет нестяжания (добровольной нищеты), целомудрие и послушание, для других — юродство, т. е. нахождение в самой гуще общества, добровольная нищета, видимость безумия, осуждение людских пороков, обличение власть имущих, снесение ругательств и издевательства.

Разное отношение к Юродивым в народе нашло отражение в Толковом словаре В.Даля: «Юродивый— безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает Юродивых божьими людьми, находя в бессознательных поступках глубокий смысл. Юродство означает не только святость, но и безумие; юродствовать, значит напускать на себя дурь, прикидываться дурачком».

Как объяснял преподобный Серафим Саровский, подвиг юродства требует особого мужества и силы духа, и никто без нарочитого божьего призвания не должен брать его на себя — иначе можно «сорваться» и стать лжеюродивым.

Юродство — это такой подвиг и такая жертва, перед которыми в изумлении останавливается человеческая мысль. Это — предел святости, доступной человеческим силам, предел достижений. Юродивые большей частью вращались в самых порочных кругах общества с целью исправить этих людей и спасти их, и многих из таких отверженных обращали на путь добра. Юродство во Христе надевает на себя маску безумия, навлекает на себя гонения и преследования, подвергает себя всевозможным истязаниям и нравственным пыткам. За свою смелость в критике царей и вельмож, особый образ жизни, умение прорицать, юродивые очень почитались народом, их ставили не ниже святых, а некоторые были канонизированы православной церковью.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что феномен юродства является одним из ключевых моментов русской культуры. Социальные и культурные изменения превращают юродство из религиозного и социального явления в явление, определяющее национальное своеобразие русской культуры в целом. Глава 2. История юродства

Юродство Христа ради, как особый вид подвижничества, возникло в середине 4-го века в Египте, одновременно с монашеством. Юродство можно рассматривать с двух сторон. Первая - это Божие призвание. Юродивые несут особую миссию среди грешного мира. Вторая - это очень трудный подвиг: «узкий путь», на который человек становится для достижения большого духовного совершенства.

Описание первой по времени юродивой – святой Исидоры, умершей около 365 г., сделал христианский богослов и поэт Ефрем Сирин. Святая Исидора, подвязавшаяся в Тавенском женском монастыре, описывается как тихая и благонравная. Юродивой была прозвана за то, что носила старую одежду, волосы повязывала тряпицей, очень скудно питалась. Эта женщина, в отличие от своих русских «последователей» не делала никаких предсказаний, не обличала властные структуры, не носила вериг – всё это являлось в основном принадлежностью юродивых на Руси.

Таким образом, можно сделать вывод, юродство изначально не было русским явлением. Первоначально оно распространилось в Византии, известны преподобный Серапион Синдонит, преподобный Виссарион Чудотворец, преподобный Фома, святой Симеон Эмесский, святой Андрей Царьградский. Однако к XIV в. юродство здесь постепенно сходит на нет, исчезают упоминания о них, последним известным сейчас византийским юродивым был Максим Кавсокаливат, умерший в 1367 г.

С этого времени юродство становится специфически русским явлением (на Украине и в Белоруссии этот подвиг христианского благочестия не получил распространения, и материалов о существовании там юродивых нет). Первым русским юродивым, о котором сейчас известно, является киево-печерский монах Исаакий, скончавшийся в 1090 г.

Прп. Исаакий был родом из торопецких купцов. В Печерский монастырь он поступил при прп. Антонии. Под власяницу свою он надел сырую кожу только что убитого козла, так что она высохла на нем. Некоторое время жил в пещере размером в 4 локтя, спал мало, питался лишь просфорой и водой. Исаакий подвергся страшному искушению. Однажды пещера его осветилась и наполнилась бесами в виде лучезарных ангелов, и неопытный затворник, приняв одного из них за Христа, поклонился ему. Тогда бесы схватили его, заставили его плясать с ними и к утру исчезли, оставив без памяти, едва живым. Три года проболел прп. Исаакий.: сначала лежал он без движения, лишенный языка, не мог ни есть, ни пить. Потом стал понемногу ходить и говорить. Придя в себя, он понял свою ошибку и ради смирения и научения обрек себя на служение братии в поварне, стал носить самую худую власяницу и столь рваную обувь, что ноги его примерзали в церкви к полу.

Из Киева юродство переместилось в Новгород. Юродивым по собственному выбору, стал Прокопий Устюжский (умер в 1285 или 1303 г.). Происходил из знатного рода ганзейских купцов. В Новгороде принял православие ираздал все свое имущество — городским нищим и бедным; а часть пожертвовал его в Варлаамо-Хутынский монастырь. После того, как Прокопия стали почитать новгородцы, он начал юродствовать: «В день убо яко юрод хождаше, в нощи без сна пребываше, и моляшеся непрестанно Господу Богу»4. Позже он удалился в Великий Устюг, где жил на паперти храма Успения Божией Матери.

Жил на подаяние, был одет в рубище. Спал блаженный обычно на сырой земле, на куче мусора или на камнях.

В 1290 году, Прокопий предвидел стихийное бедствие — сильную бурю с грозой, лесными пожарами и смерчем большой разрушительной силы, явившимися следствием падения метеорита в 20 верстах от Вел. Устюга. За неделю до падения метеорита Блаженный Прокопий начал ходить по городу, призывая со слезами жителей Великого Устюга каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры. В течение недели праведник предупреждал о скором суде Божием, но ему никто не верил. Когда же разразилась буря, жители бросились в самое укрепленное и безопасное здание города — соборный храм, где застали молящегося за них и за спасение города Прокопия.

Прокопий прожил в юродстве 60 лет. После смерти он был причислен к лику православных святых.

Новгород был родиной русского юродства. Все известные русские юродивые XIV - начала XV века связаны с Новгородом. Здесь буйствовали в XIV веке Никола (Кочанов) и Федор, пародируя своими драками кровавые столкновения новгородских партий. В пятнадцати верстах от Новгорода, в Клопском Троицком монастыре подвизался св. Михаил (1453), родственник великого князя Димитрия Донского.

44 года прожил он в Клопском монастыре, изнуряя тело свое в трудах и различных лишениях.

Святой обличал пороки людей, не страшась сильных мира сего. Предсказал рождение 22 января 1440 г. великого князя Иоанна III (1462-1505 г.) и взятие им Новгорода, обличал князя Димитрия Шемяку за его злодейства.

Исидор, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец. В юности принял Православие и отрекся от мира, стал юродствовать и покинул богатый дом родителей с посохом в руках.

Придя в Россию, он остановился в Ростове Великом и остался в нем жить, построив себе хижину из веток, на возвышенном сухом месте посреди огромной лужи, и прожил в ней до самой своей кончины. Впрочем, он удалялся в нее только для молитвы. Дни же он проводил на улицах города, терпя всякие поношения.

Современники блаженного Исидора, не раз убеждавшиеся на деле в осуществлении его предсказаний, называли святого «Твердисловом».

Ряд московских юродивых начинается с Максима (1433), канонизованного на соборе 1547 г. Блаженный Максим, Христа ради юродивый, жил в Москве. Летом и зимой Максим ходил почти совсем нагим, перенося с молитвой и зной, и холод. Он говорил: "Хоть люта зима, но сладок рай". Русь очень любила своих юродивых, ценила их глубочайшее смирение. И слушали юродивых все: от великих князей до последнего бедняка.

Блаженный Максим жил в тяжелые для русского народа времена. Татарские набеги, засухи, эпидемии разоряли и губили людей. Святой говорил обездоленным: «Не всё по шерсти, ино и напротив... За дело побьют, повинись, да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение даст Бог спасение».

У мощей святого угодника Божия стали происходить чудесные исцеления. Церковь Бориса и Глеба, в ограде которой был похоронен святой, сгорела в 1568 году. На ее месте построена была новая церковь, которую освятили во имя святого Максима, Христа ради юродивого.

XVI век дал Москве Василия Блаженного и Иоанна, по прозванию Большой Колпак.

Святой Блаженный Василий, московский чудотворец в 16 лет начал тернистый подвиг юродства. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.

Проповедуя милосердие, Блаженный помогал, прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других.

Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: "Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».5

При царе Феодоре Ивановиче в Москве подвязался другой юродивый Иоанн, по прозвищу Большой Колпак. Носил тяжелые вериги и на голове железный колпак, за который и получил свое прозвище. Около 1580 г. посетил блаженного Иринарха, затворника Ростовского (1616 г.; память 13/26 января) и предсказал нашествие поляков и их поражение.

Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес подвиг юродства. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, которого еще при жизни почитали как святого, называя также Микула Святой.

В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода. Как свидетельствует Псковская летопись, "прииде царь... с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити».6

Весь город молился об отвращении царского гнева. Все жители Пскова вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. На одной из улиц навстречу царю выбежал блаженный Николай верхом на палке. Юродивый предложил царю на угощение кусок сырого мяса. "Я христианин и не ем мяса в пост", - сказал ему Иоанн. - "Ты пьешь кровь человеческую", - отвечал ему блаженный, поучая царя "многими ужасными словесы"7, чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Но Иоанн не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, и тогда, по пророчеству святого, пал лучший конь царя.

Испугавшись пророчества и обличенный в злодеяниях, Грозный, приказав остановить грабеж, бежал из города. Опричники, свидетели этого, писали: "Могущественный тиран... ушел побитый и пристыженный, словно прогнанный врагом. Так неимущий нищий устрашил и прогнал царя со множеством тысяч воинов"8.

На Руси юродство было необыкновенно распространено, что неизменно поражало попадавших туда в XVI–XVII веках иностранцев. Путешественники. Англичанин Флетчер пишет (1588 г.): "Кроме монахов, русский народ особенно чтит блаженных (юродивых) и вот почему: блаженные, подобно пасквилям, указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет». Об огромном уважении русских к юродивым еще в начале XVI в. пишет и другой иностранец Герберштейн: "Юродивые ходили нагими, средина тела у них закрыта тряпкой, с дико распущенными волосами, железной цепью на шее. Их почитали и пророками: явно обличаемые ими говорили: это по грехам моим. Если они что брали в лавке, торговцы еще благодарили».

Из этих описаний иностранцев можно сделать вывод, во-первых, что юродивые в Москве были многочисленны, составляли особый класс, некоторые из которого были канонизированы. Во-вторых, общее уважение к ним, не исключавшее, конечно, отдельных случаев насмешки со стороны детей, самые вериги, носимые на показ, совершенно меняли на Руси смысл древнехристианского юродства. Менее всего это подвиг смирения. В эту эпоху юродство приобретает форму пророчества. Уже не мир ругается над блаженным, но они ругаются над миром.

Звездным часом русского юродства стал XVI век. В течение этого столетия прославилось свыше 10 юродивых. Причину такого взлета популярности юродивых русский философ Г. Федотов усматривает в том, что они "заполнили пустоту, образовавшуюся в церкви после эпохи святых князей".

В XVII веке юродивые встречаются реже, московские уже не канонизуются церковно. Юродство - как и монашеская святость - встречаются на севере, возвращаясь на свою новгородскую родину. Вологда, Тотьма, Каргополь, Архангельск, Вятка - города последних святых юродивых. В Москве власть, и государственная и церковная, начинает подозрительно относиться к блаженным. Она замечает присутствие среди них лжеюродивых, натурально безумных или обманщиков. Синод вообще перестает канонизовать юродивых. Лишаясь духовной поддержки церковной интеллигенции, гонимое полицией, юродство спускается в народ и претерпевает процесс вырождения.

В новое время была канонизирована лишь одна юродивая – Ксения Петербургская. “Двадцати шести лет она потеряла мужа и стала “юродивой Христа ради” (уверяли, впрочем, что она сошла с ума действительно): раздала имущество, ходила в одежде мужа, ночевала где придётся. “Часто видели, как она уходила за город и молилась в поле, поворачиваясь попеременно на четыре стороны света. Видели также, как она украдкой работала по ночам, принося кирпичи на постройку большой церкви, воздвигавшейся в её районе. Население пригорода, где она жила, её обожало. Матери давали ей покачать своих детей или поцеловать их, и это считалось благословением. Извозчики умоляли её сесть к ним на несколько мгновений и после этого были уверены, что хорошо заработают за день. Продавцы силой совали ей в руки свой товар, – если она к нему прикасалась, покупатели обязательно должны были прийти. Ксения при жизни стала знаменитым чудотворцем”, она предсказала кончину императрицы Елизаветы Петровны (5 января 1761 г.). После смерти её почитание распространилось не только в народе, но и в высших слоях общества. Например, известно, что будущий император Александр III был исцелён от возвратного тифа при помощи песка с могилы блаженной и молитвы ей”9.

Однако в народе юродство по-прежнему оставалось популярно. Об этом можно судить хотя бы по тому, что этот феномен русской культуры продолжал существовать вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Доказательством этого являются образы юродивых в литературе конца XIX – начала XX веков.

Л.Н.Толстой пишет о Юродивом Грише в автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность». С. Есенин: «Брошу все, отпущу себе бороду, и бродягой пойду по Руси... буду громко сморкаться в руку и во всем дурака валять... Оттого что без этих чудачеств я прожить на земле не могу».

Исследователи неоднократно отмечали феноменальность образа Иванушки-дурачка и в русских сказках. На Руси, где он становится излюбленным героем и на поверку оказывается намного разумнее всех мнимых героев и хитрецов. В блаженных видели тот детский чистый, не запачканный суетою и грехом маленький мир, с которым в душе сливались самые светлые воспоминания. Лицемерие, житейские расчеты — все это казалось настолько чуждым для детей и юродивых, что даже вошло в поговорку: «Глупый да малый скажут правду». А отсюда становится понятно, почему русское общество в трудные минуты искало разрешения вопросов и избавления от бедствий у блаженных.

Кроме того, юродивые были ближе к народу по причине своей непосредственной жизни в миру (на церковной паперти, на городских площадях). Юродивые, являясь миру не в роскошном одеянии молитвенников и праведников, а в жалком рубище бродяг, были психологически ближе к грешному миру.10

Глава 3. Религиозный смысл.

Какова же религиозная подоплёка, юродства, получившего на Руси такое широкое распространение?

“Православная церковь держится того мнения, что юродивый добровольно принимает на себя личину безумия, дабы скрыть от мира своё совершенство и таким образом избежать суетной мирской славы. Вторым побудительным мотивом юродства она считает духовное наставление в парадоксальной форме.11

Деятельность юродивого среди людей должна способствовать очищению человечества и обращению к Богу и других людей, “погрязших в грехе”. Если официальная церковь не может воздействовать на людей, то это должны делать некоторые её подвижники, роль которых собственно и взяли на себя юродивые. Святость – это, конечно, хорошо, но она сама по себе накладывает некоторые обязательства, одним из которых и является помощь другим людям на их пути к спасению – именно это и пытались осуществлять юродивые своими весьма своеобразными “проповедями”.12

Ещё одним обязательством, которое, возложили на себя юродивые, является полное самоотречение, т. е. отречение от себя, от своих желаний и даже от своего тела, некое символическое принесение его в жертву Христу. Поводом для этого можно считать свойственное всем христианским подвижникам желание следовать поступкам самого Христа, – в данном случае это его принесение себя в жертву ради спасения всех людей.

Как уже было сказано ранее, юродство опиралось на слова апостола Павла “мы юродивы Христа ради”, так же можно вспомнить “Евангелие от Марка”: “Кто хочет идти со Мною, отвергнись себя”13. Таким образом, можно сделать вывод, что для того, чтобы приблизиться к Богу, нужно максимально отрешиться от самого себя. Для этого юродивые применяли все способы: отрекаясь от своего тела, носили вериги, терпели побои, холод, насекомых, привлекаемых грязным телом. Смысл этого можно охарактеризовать как “боль тела моего – не моя боль”.14 Переносившие все эти испытания, учились смотреть на тело своё со стороны, как на что-то чужое и не имеющее к ним отношения – таким образом достигалась максимальное отречение от плотского и приближение к бесплотному, божественному.

Второй ступенью отказа от самого себя является собственно личина юродивого – безумного, глупого человека, вызывающего насмешки. Человек крайне подвержен гордыне, он всегда стремится выглядеть лучше, чем он есть на самом деле, и, естественно, человека практически невозможно заставить выглядеть в глазах окружающих глупее, чем он есть. При таком подходе и поведении тех святых, что удалялись от мира в пустынь так же можно рассматривать как гордыню: ведь они сочли недостойным себя жить в мире греха. Их самолюбие не стерпело соседства с грешными и суетными людьми. Эти аскеты словно бы говорили своим уходом: “Я слишком чист, слишком свят для вашего, погрязшего в грехе и разврате мира. Я не могу жить рядом с такими недостойными моего общества людьми, поэтому я ухожу”. Юродивые стремились побороть в себе гордость как жизнью “в миру”, так и своим поведением: представление себя безумцем в глазах окружающих, глупцом, способным вызвать лишь насмешки – это и есть смирение гордыни. Отрекались юродивые и от своих желаний: в житиях святых юродивых, а так же в многочисленных свидетельствах о жизни юродивых не канонизированных можно встретить упоминания о том, что люди эти употребляли самую простую пищу, одевались, как уже было сказано в рубище. Таким образом, они просто не позволяли своему телу умереть раньше срока, отведённого им Господом, но ни в коем случае не потворствовали, а, наоборот, всячески преодолевали свои желания.15

Из всего этого можно сделать вывод, что религиозный смысл юродства заключался в том, чтобы максимально отречься от самого себя и таким образом приблизиться к Богу.

Глава 4. Социальные предпосылки юродства и причины его широкого распространения на Руси

Конечно, помимо религиозного смысла у юродства были и конкретные социальные предпосылки, являвшиеся одновременно и причинами его широкого распространения на территории русского государства.

Во-первых, громадное, подавляющее большинство населения России было неграмотным и повиновалось больше устным версиям, нежели церковным источникам.

Во-вторых, в народе длительное время рядом с христианством существовали языческие традиции.

В-третьих, наличие на Руси “смехового мира”. Эта оборотная сторона жизни русского общества давала юродивым богатую почву для пародирования, подражания и самоуничижения.

Другой причиной появления юродивых было то, что простые люди очень часто страдали от произвола, насилия, корыстолюбия, эгоизма. При этом пожаловаться было некому, а если кому и удавалось добраться до более высоких лиц, чем его обидчик, то обычно дело решалось всё равно не в его пользу и человека, решившего правду искать, за этот поиск наказывали. Юродивые же, во-первых, до некоторой степени пользовались неприкосновенностью, и в силу этого могли себе позволить больше, чем остальные люди; а во-вторых, для юродивого пострадать от произвола власти было даже и к лучшему: этим он подавлял свою гордыню, усмирял тело, а если его казнили, то погибал он за правду и за веру, впрочем, такое случалось редко. Примером служит вышеописанный случай об Иване Грозном и старце Салосе Николе.

Доказательством того, что юродство принимает почти массовый характер и встречает одобрение не только простого народа, но и церкви может служить большое количество храмов, построенных во имя их. Так в Новгороде почитали Николая Кочанова, Михаила Клопского, Иакова Боровицкого, в Устюге – Прокопия и Иоанна, в Ростове – Исидора, в Москве – Максима и Василия Блаженного, в Калуге – Лаврентия, в Пскове – Николу Салоса.

Заключение

Значение юродства для русской культуры

Значение такого феномена как юродства на русскую культуру сложно и многогранно. Его можно найти во многих областях искусства, но самое, на мой взгляд, важное – это влияние юродства на формирование особого психологического типа русского человека.

Юродство внесло одну очень важную и присущую из всех европейских народов, по-моему, только русским психологическую особенность: тягу к мученичеству. В европейских странах принята традиция аскезы: отказа от жизненных благ, ухода к трудной жизни монаха с её тяжёлой работой, многочасовыми молитвами и различными ограничениями. Но только на Руси существовало желание не просто уйти от мира и жить, преодолевая трудности, но страдать и, возможно, даже умереть за веру, за что-то святое для русского человека.

Косвенным доказательством наличия у русских тяги к мученичеству могут служить старообрядцы, заживо сжигаемые за свою веру, а также многочисленные секты, которых немало было на Руси и в России, с довольно варварскими, жестокими обычаями: скопцы, хлысты и т. д.

Об этой же черте национального характера можно говорить, вспоминая примеры, весьма далёкие от религиозной сферы, пример Ивана Сусанина, партизан в годы Великой Отечественной войны и многие другие.

В искусстве Руси и России так же прослеживается влияние юродства. Так в литературе и живописи появляются образы юродивых (в литературе я об этом уже упоминала, в живописи – это картина Сурикова “Боярыня Морозова”).

Таким образом, в своей работе я проследила историю развития юродства. В результате исследования сделала такие выводы:

Во-первых, зародилось юродство ещё до разделения христианской церкви на католическую и православную, но оно никогда не было распространено на западе. Это явление было характерно сначала для византийской, а затем – для русской религиозности. При этом с XIV в. юродство становится исключительно русским феноменом, т. к. в Византии оно угасает.

Во-вторых, относительно широкому распространению этого христианского подвига на Руси способствовали конкретные социальные предпосылки.

В-третьих, религиозной основой юродства является идея об отречении от всего материального, в том числе и от собственного тела, и, самое главное, избавление от гордыни для достижения более близкого духовного контакта с Богом.

И, наконец, в-четвёртых, юродство оказало значительное влияние на культуру России, и особенно на психологию русского народа: оно способствовало возникновению и укреплению у людей тяги к мученичеству, что оказало заметное влияние на историческое развитие России вплоть до нашего времени.

Список литературы:

  1. Желтова Е.В. О житиях юродивых…// Житие Андрея юродивого. СПб, 2001
  2. Иванов С.А. Византийское юродство. М., 1994.
  3. Ковалевский И. Подвиг юродства (Юродство о Христе или Христа ради юродивые Восточной и Русской церкви). М., 2000.
  4. Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях. М., 2003.
  5. Кузнецов (иеромонах Алексей) Юродство и столпничество. М., 2000
  6. Скрынников Р.Г. Крест и корона. Церковь и государство на Руси IX-XVII вв. СПб. 2000.
  7. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.
  8. Юрков С.Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре. СПб, 2003.
  9. Бронзов А.А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб., 1902;
  10. Иеромонах Алексий (Кузнецов). Юродство и столпничество. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000.
  11. Иванов. С.А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. М.: Языки славянской культуры, 2005.
  12. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. Т. 1-2; Лихачев Д.С., А.М.Панченко, Н.В.Понырко. Смех как зрелище. Л: Наука, 1984.
  13. Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. СПб.: Юна, 1999.
  14. Недоспасова. Т. Русское юродство XI-XVI веков. Москва 1997. Рябинин. Ю.В. Русское юродство. М.: РИПОЛ Классик,2007. Франк С.Л. Сущность русского мировоззрения // Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996.
  15. Юдин. А.В. Русская народная художественная культура (учебное пособие для студентов вузов). М.: Высшая школа,1999. Большая советская энциклопедия . Третье издание. Гл. ред. А. М. Прохоров./ Москва. “Советская энциклопедия” . 1970 г. Т.. Стр.
  16. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.255; Горичева Т. Православие и постмодернизм. Л., 1991. С.47. http://azbyka.ru/dictionary/26/yurodstvo.shtml http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=8774 http://www.pravoslavie.by/catal.asp?id=9912&Session=110
  17. Федотов Г. П (1886-1951) - русский философ, публицист, историк культуры, основоположник богословия культуры.
  18. Белкин А.А.. Русские скоморохи. М.: Наука,1975,
  19. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. – М., 1964.

Приложение

Алексей Елнатский

Андрей Юродивый, или Андрей Константинопольский — особо почитаемый на Руси юродивый

Василий Блаженный (1469—1552) — московский юродивый, один из самых известных святых Русской православной церкви

Даниил Коломенский († 18 (31) августа 1884[14]) — коломенский юродивый

Домна Томская (начало XIX века — 16 (28) декабря 1872) — томская блаженная

Евфросиния Колюпановская (ок. 1758—1855) — княжна Вяземская, оставившая императорский двор и ставшая юродивой

Иаков Боровичский († 1540) — боровицкий чудотворец

Иван Корейша (1783—1861)

Иоанн Московский (? — 1589) — московский юродивый

Иоанн Верхотурский (XVII век) — сибирский юродивый

Иоанн Милостивый (ростовский чудотворец) — (? — † 1581)

Иоанн (устюжский юродивый) († 1494) — устюжский юродивый

Исаакий Печерский († 1090) — первый известный юродивый на Руси, монах Киево-Печерского монастыря

Исидор Ростовский († 1474) — ростовский чудотворец, родом из Германии

Исидора Тавеннийская (IV век) — одна из первых юродивых

Киприан Суздальский

Косма Верхотурский († 8 декабря 1680, Верхотурье) — уральский юродивый

Ксения Петербургская

Максим Кавсокаливит († 1354)

Максим Московский († 1434)

Мария Дивеевская

Михаил Клопский (XV век) — родственник князя Дмитрия Донского

Миша-Самуил († 1907)

Николка Салос

ПаисийКиевский († 1893) — преподобный из Киево-Печерской лавры

Паша Саровская

Пелагея Дивеевская

Прокопий Вятский (1578—1627)

Прокопий Устюжский (? — † 1303) — святой-чудотворец, родом из Любека

Сайко, Афанасий Андреевич (1887—1967) — орловский старец, юродствовавший в середине XX века

Симон Блаженный († 1584) — святой из Юрьевца Поволжского.

Симеон Юродивый (VI век) — монах, отшельник и юродивый, живший в Сирии.

Стахий — ростовский юродивый.

Феодор Новгородский († 1392)

Феофил (Горенковский) († 1853) — иеросхимонах Киево-Печерской лавры

Фома Сирийский

1 . О. Ключевский “Русская история. Полный курс лекций” / Ростов–на–Дону. “Феникс”. 1998 г. Т. 1. Стр. 435.

2 . О. Ключевский “Русская история. Полный курс лекций” / Ростов–на–Дону. “Феникс”. 1998 г. Т. 1. Стр. 435.

3 “Христианство: энциклопедический словарь”. / Москва. Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”. 1995 г. Т. 3. Стр. 286.

4 Житие Прокопия Устюжского. — В кн.: Памятники древней письменности, вып. С1П. СПб., 1893, с. 8.

5 Блаженный Василий, Христа ради юродивый. Ред.арх. А. Милеант, изд. хр. Покрова Пресвятой Богородицы,1996.

6Л.Н. Желтова О житиях юродивых…. СПб, 2001

7Желтова Е.В. О житиях юродивых…// Житие Андрея юродивого. СПб, 2001

8. См. там же

9Синдаловский Н.А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб., 2002.

10См.там.же

11 Иванов С. А. “Византийское юродство”. / Москва. 1994 г. Стр. 4. // Сноска взята из книги Юдина А. В. “Русская народная духовная культура”. / Москва. “Высшая школа”. 1999 г. Стр. 253.

12Желтова Е.В. О житиях юродивых…// СПб, 2001

13 Юдин А. В. “Русская народная духовная культура”. / Москва. “Высшая школа”. 1999 г. Стр. 255..

14Юрков С.Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре. СПб, 2003.

15 См. там же

Просмотров работы: 300