Жили-были куклы....

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Жили-были куклы....

Коротова Д.С. 1Штукатурова  А.С. 1
1моу сш р. п. Сурское Ульяновской области
Фомичева Е.Г. 1
1моу сш р. п. Сурское
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В куклы дети играли раньше, играют сегодня, и будут играть всегда. О кукле можно заботиться, любить, возить в коляске, заворачивать, укачивать, наряжать, шить ей одежду и т.д. Она может стать подружкой, сестрой, дочкой. Каждая девочка с раннего возраста мечтает о кукле и мечта её обязательно сбывается. Мы, играя с куклой, не задумываемся о том, как она появилась, когда, кто ее создавал, из чего она сделана… В какие куклы играли наши прабабушки… Поэтому цель нашего проекта: узнать, отличаются ли куклы прошлого от кукол наших дней? и что могут рассказать сегодняшние куклы нашим потомкам?

Мы решили изучить эту тему и выяснить, что значит слово кукла, когда она появилась, для чего она создана; какие куклы существуют у разных народов, какие традиционные куклы были у русского народа. Было интересно узнать, до какого возраста девочки играют в куклы, и какие куклы они предпочитают сегодня. Поэтому предметом нашего исследования стали современные игрушки. А объектом – куклы. Мы поставили перед собой задачи:

познакомиться с историей возникновения кукол;

собрать информацию о современных куклах;

выяснить, какие куклы безопасно покупать.

Мы предположили, что если дети и взрослые выбирают кукол, значит, она является любимой игрушкой людей всех времен. С их помощью маленькие девочки учатся быть мамами, в игровой форме усваивают модели поведения, принятые в обществе.

Основная часть. Первые куклы и их назначение

Работая над проектом, мы обратились к словарю и узнали, что

КУ́КЛА - сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. (Словарь В.И. Даля)

КУ́КЛА –Детская игрушка в виде фигурки человека (Словарь С.И.Ожегова)

Существует китайская легенда о том, когда появилась первая кукла. Её слепила из глины богиня Нюйва , когда прогуливалась по берегу реки.

Легенда

Случилось это очень давно, совсем молодая Земля только что отделилась от неба, но на ней уже высились горы и текли реки, росли цветы и деревья, птицы пели песни, а в лесах бродили звери. Но людей ещё не существовало, и потому, мир был просторен и тих. По этой прекрасной Земле блуждала богиня Нюйва. Как-то раз она присела на берегу реки, взяла горсть жёлтой глины, смочила её водой и, глядя на своё отражение, вылепила фигурку маленькой девочки. Лишь только богиня поставила куклу на землю, глиняная малышка ожила, закричала «уа-уа» и весело запрыгала. Нюйва улыбнулась и дала ей имя Жэнь, что по-китайски значит «человек». Богине так понравилось лепить маленьких человечков, что скоро она наделала их очень много. Эти голые создания окружили Нюйву стали танцевать и радостно кричать, а после разбежались в разные стороны. Богиня сначала удивилась, но потом успокоилась и решила продолжать свою работу. Она увлеклась и всё лепила и лепила фигурки. Человечки звонко смеялись, и Нюйва уже не чувствовала себя такой одинокой, ведь мир вокруг неё был теперь заселён...

Мы выяснили, что кукла появилась давно. Первые скульптурные изображения людей и животных появились у первобытных охотников. С помощью глиняных фигурок первобытные люди инсценировали удачную охоту. Именно эти фигурки можно считать первыми куклами человечества. Поклонялись скульптурам людей и в Древнем Египте, о чем свидетельствую находки археологов.(Приложение 1)

Их изготавливали из дерева, ткани, глины, а также драгоценных камней и металлов. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Их археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии.

Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров.

Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати.

В Средние века в Европе куклы широко использовались в христианстве, ведь с их помощью можно было легко и интересно рассказать библейские сюжеты. И в наше время сохранилась традиция в канун Рождества выставлять у храмов прототип Вифлеемских ясель, где в роли младенца Христа, Девы Марии, Иосифа и других участников той сцены выступают большие куклы. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка». Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников.(Приложение 2)

Славянские куклы

Первобытный человек находился в растерянности и всего пугался. Дождь, гроза, молния. Человек думал, что это все делает бог. И люди стали делать кукол -идолов. Они выполняли и магическую функцию. В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Она была связана с областью мертвых и богов. Даже в сказке «Василиса Прекрасная», девочка делилась своими бедами и горестями своей куколке, как ей плохо живется, и та ее успокаивала. У наших предков славян, был ужасный обычай, они приносили в жертву людей, но однажды человека заменила кукла. Березовое полено нарядили в платочек и сарафан, получилась женщина с белым лицом.

Потом появились и другие куклы-чучела, которых приносили в жертву разным богам. Наряженных кукол (из соломы) носили на руках, и потом сжигали и просили хорошего урожая. Например, широко распространена была кукла Коляда, которая создавалась на зимнее солнцестояние. Она выражала победу света над темными силами. Иногда её сжигали со специальными наговорами, а в некоторых случаях сохраняли как оберег до следующего года. Так кукла спасла человека от страшного обряда. Сейчас на празднике Масленицы люди тоже сжигают чучело, которое символизирует Зиму, поют песни и едят блины . Затем кукла стала оберегать дома своих хозяев, и появились куклы-обереги. Оберег – от слова беречь, т.е. оберегать человека от болезни, несчастья. Для изготовления таких куколок использовали различные материалы, такие как лен, солома, зола, глина, ткань, дерево и другие. Сам процесс создания был окутан большим количеством правил, запретов. Например, лицо всегда оставалось нераскрашенным, так как верили, что через глаза может вселиться нечисть. А еще запрещалось использовать иголку и ножницы. Ткань не резали, чтобы не отрезать удачу, а обрывали, заматывали определенным образом и закрепляли при помощи узлов, придавая форму куклы.

Ещё одним основоположным принципом создания кукол считалось неучастие мужчин в этом процессе. Только женщины как берегини рода и смотрительницы традиций могли совершать этот ритуал. Это связано с тем, что данный обряд проводился ещё в те далекие времена, когда царил матриархат, и именно женщины являлись хранительницами знаний. Оттого, если участвуют не одна, а несколько женщин, связанных семейными узами, то оберег получится особенно силен. В этом случае вы задействуете не просто личную энергию, но силу всего рода.

Разумеется, при создании такой куколки, творец должен находиться в подходящем состоянии. Нельзя садиться за работу разозлённым или уставшим. Вы должны испытывать радость и счастье, и перенести эти чувства в свое творение. Нужно думать о том, для кого делаете этот оберег, понимать, что именно вы хотите поместить в нее, от чего защитить. От этого зависит как внешность, так и направленность её энергии. Вследствие чего, это несколько уменьшает силу покупной куклы, так как создатель не имеет таких эмоций, как в случае с близким человеком.

При создании куклы всю работу желательно проводить не за столом, а на коленях. Стол считается общим местом, где смешивается энергетика многих людей, в то время как колени принадлежат только нам. Если вы делаете куколку-оберег из ткани, то обязательно выбирайте натуральный некрашеный материал. Хорошо будет взять ношеную ткань, но только если с ней связаны хорошие воспоминания, то есть позитивная энергия. Нитки тоже должны быть только натуральными. Для обережных кукол обычно используются нитки красного цвета, а для обрядовых и игровых можно взять и белые.

Виды кукол-оберегов зависели от их назначения. Так, кукла «Десятиручка» была призвана помочь молодой хозяйке с новыми хлопотами по дому, а «Берегиня», которую вешали над дверью, защищала домочадцев от злых людей. Верили, что кукла «Бессонница» охраняет детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

В подарок на именины делали куклу Ангелочка . Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани,ножницы и нитки.

Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба. В наше время тоже продают куклы-обереги для защиты дома, на удачу, на деньги .(Приложение 3)

В нашем классе мы провели мастер-класс «Скрутим куклу ладную, милую, нарядную.» Сделали из пряжи игровую куклу Отдарок-на-подарок.(Приложение 4)

Раньше дети с малых лет умели делать такую куколку, они дарили ее родителям, родственникам, гостям в знак благодарности за заботу.

А ещё мы теперь знаем:Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира.

Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Славянские куклы-обереги — это огромный своеобразный мир фантазии и мастерства, который невозможно осветить за один раз. Однажды увлекшись ими, уже нельзя остановиться на полпути и прекратить узнавать всё больше и больше об этих старых спутницах наших предков.

Роскошные и дорогие

С середины 14 века французские мастера начали изготавливать кукол, которые, несомненно, внесли свою лепту в закрепление за Францией статуса модной державы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов - прекрасных пандор. (Приложение 5)

Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. Рост таких дамочек составлял 35 см, причем к каждой из них прилагался сундучок с нарядами и аксессуарами. Стоимость таких фарфоровых красавиц делала их доступными только высшим слоям общества. В то время как Пандоры занимали свои почетные места на недоступных для детей полках, для игр использовали кукол попроще и подешевле. Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчинка»).

Французы стали прославленными мастерами по части механических кукол, которые уже в XVII веке могли двигаться и издавать звуки, а в XVIII даже могли ходить, танцевать и произносить что-то осмысленное.

Германия 15 века стала местом расцвета деревянной куклы, а с появлением в 19 веке нового материала — папье-маше — лицо и руки игрушечных красавиц стали более выразительными и изящными. Для этих же целей использовали и более дорогой фарфор, а вот само тело шили из ткани.

В 18 веке увидели свет бумажные куклы, но, как и в истории с Пандорами и фарфоровыми красавицами, предназначались они не для игр. При помощи таких бумажных моделей дизайнеры разрабатывали и демонстрировали свои творения.

Но со временем кукла всё больше воспринималась как игрушка. Её изготавливали из различных материалов. В различные годы появлялись восковые, фарфоровые, механические, деревянные и тряпичные куклы.

Россия долго была лишена кукольного изыска - вплоть до XVIII в., пока в страну не стали завозить фарфоровые диковинки из Европы. Эти куклы были настолько дорогими, что детям из царской семьи они попадали в руки только по праздникам. Будущие великие княгини мастерили игрушки сами: пришивали заграничные фарфоровые головки к мягким самодельным нарядам. Появившиеся в это время куклы из фарфора стоили огромных денег, поскольку фарфор был открыт совсем недавно и ценился очень высоко.

В конце XIX века в России, в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок…Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).

Василий Звёздочкин вырезал похожую игрушку, а художник Сергей Малютин расписал её. Кукла стала доброй утешительницей и воспитателем детей. (Приложение 6)

Революция в кукольном мире

Появление такого материала, как пластик, несомненно, совершило настоящий переворот в производстве игрушек. В 70-е годы 19 века в Америке для изготовления кукольных голов начали использовать целлулоид- специальный пластик на основе целлюлозы. Новый материал не боялся воды, был намного прочнее фарфора, а главное — дешевле. Но был и минус: целлулоидный пластик очень легко воспламеняется и хорошо горит, поэтому в 20 веке кукольники отказались от его использования.

Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, ее качества и конечно от степени художественности изделий.

Нельзя недооценивать значение кукол для формирования личности девочки и ее социализации в обществе. При помощи куклы ребенок может проигрывать различные ситуации из реальной жизни с позиции взрослого, учиться общаться с окружающими. Любимая маленькими девочками игра дочки — матери развивает материнский инстинкт, способствует формированию личности.Всем известные и любимые пупсы необходимы каждой девочке, ведь, ухаживая за таким пластиковым ребенком, малышка учится быть мамой. Очень интересно наблюдать да детьми 10–12 месяцев, именно в это время они начинают подражать взрослым. Уже в это время кукла-пупс будет как нельзя кстати. Кукольные фабрики зациклили на целлулоидных пупсов. Первых пупсов из целлулоида в СССР начали производить вслед за Европой. Но на Западе быстро поняли, что этот материал для игрушек не подходит.

Со временем для производства кукол начали использовать все более подходящие материалы — винил, резину, силикон. Синтетические материалы заменили природные, тем самым дав возможность промышленности развиваться, а детям — получать разнообразные модели кукол, с которыми можно безопасно играть.(Приложение 7)

Куклы в Советском союзе

В то время как европейские мастера изготавливали изысканных кукол из фарфора, кукольники царской России не оставались в стороне. В 18– 19 веках прославились российские фабрики Журавлева и Кошечкова, Гудкова и Федосеева, Шраера и Фингергута. Куклы той эпохи изображали нарядных барышень, гусаров, модных горожанок. И неудивительно, что за свою нескромность в 20-е годы 20 века эти изящные русские куклы были уничтожены по приказу Советской власти.Из-за войн и революций хозяйство страны было сильно разорено, промышленность пришла в упадок и производство игрушек на какое-то время совсем прекратилось. В Советские годы куклы были объявлены "буржуазным пережитком". В1920-х гг. в Советском Союзе запрещается кукла. Ее изъяли из детских садов, поскольку считали, что она вредна и воспитывает мещанские навыки. Но педагоги, наблюдая за играми детей, увидели, что они все равно приносят с собой кукол и потихоньку играют с ними. Пришлось куклу реабилитировать, признать, что дети, играя с ней, учатся и приобретают культурные навыки. Таким образом, можно сказать, что дети отстояли свое законное право на игру с куклой!

В новой стране игрушки должны были быть для простых людей. Кукол изготавливали из пластика, иногда туловище делали тряпичным. Деталям не уделялось большого значения, волосы плохо расчесывались, из нарядов у такой куколки было разве что пестрое ситцевое платье. Резиновая кукла Зина стала героиней одноименного стихотворения Агнии Барто. Почему именно Зина? В то время у каждой советской куклы было свое имя — его указывали на бирке, прикрепленной к игрушке.

Бумажные куклы стали еще одним символом той эпохи. Их можно было встретить в арсенале каждой советской девочки. Гардероб такой куклы мог быть бесконечно большим, ведь придумывать и рисовать новые наряды можно было самому. Наши мамы играли с такими куклами. Их можно было купить или нарисовать самим такую , какую сама желаешь.

(Приложение 7) В 1970 г. в Советском Союзе был налажен выпуск пластмассы. И появляются миллионы промышленных стандартных игрушек, изготовлением которых занимались около 900 предприятий. Хотя все они заказывали образцы в Институте игрушки, в готовой кукле уже нельзя было узнать образец. Вместо добродушных пупсов получались холодные и рациональные игрушки. Поэтому некоторые психологи считают, что поколение девочек 70-80 гг. так и не почувствовали себя в роли настоящих «мам»

Современные бренды

У производителей современных кукол главенствующая задача - приворожить маленьких покупателей и их родителей новизной, оригинальностью, технологичностью и многофункциональностью. В связи с резким техническим скачком игрушки стали более «роботизированы».

В 90-х российские дети познакомились с куклой Барби. На Западе дети узнали о ней раньше. Первая в мире кукла Барби появилась на свет в 1959 году и сразу завоевала сердца детей, потому что была похожа на взрослую девушку. С помощью такой куклы девочки получили возможность ставить себя в игре на место взрослого. Рост ее был 29 см, вес 135 г. На голове красовался хвост, глаза были подведены, а ногти покрыты лаком. В 1964 году у Барби стали сгибаться колени, в 1967 – руки, а затем туловище в талии. Также изменилось и лицо. Сегодняшняя Барби сильно отличается от первой.

Изобретательница самой известной в мире куклы из Колорадо Рут Хандлер назвала Барби в честь своей дочери Барбары. Первая Барби была продана всего за 3$, а её гардероб включал полосатый чёрно-белый купальник. Постепенно Барби начала обзаводиться собственным имуществом: нарядами, домами, автомобилями, посудой, домашними животными и прочими материальными ценностями, олицетворяя собой американскую мечту. В настоящее время существует 150 разновидностей куклы Барби.

На смену идеальным формам легендарной кукольной блондинки приходит реалистичность. Среднестатистическая фигура, каштановые волосы, прыщи и растяжки – так выглядит игрушка нового поколения. По мнению её создателя, дизайнера Николая Ламма, такая кукла больше похожа на молодую девушку и продемонстрирует детям реальную, а не вымышленную красоту. На куклу по имени Ламмили за пару месяцев получено более 22 тыс. предзаказов.

Первым другом для Барби стал статный парень с развитой мускулатурой. Рут выдумала Кена, скорее всего, по велению материнского инстинкта: ей хотелось увековечить еще и имя своего сына Кеннета.

Около 15 лет назад появилась еще одна кукла, о которой заговорили все, — это кукла Братц. Создавались они по образу Барби, но если Барби — взрослая женщина с тонкой талией, длинными ногами, то кукла Братц — скорее подросток, с менее выраженными формами, но не лишенная их. У нее заметно непропорциональная голова, но такая задумка разработчиков пришлась по душе девочкам по всему миру. Кукла Братц сегодня стала популярнее Барби.

Большие куклы, ростом почти как дети, тоже в тренде. Например, кукла Бэби Борн ростом 43 см, это на 7 см меньше среднего роста новорожденного младенца. Кукла умеет плакать, кушает кашу, пьет воду, а еще ходит в туалет. Куклы ростом 70-80 см изображают детей постарше.

Пару десятилетий назад, когда первые скульпторы в этом направлении начали создавать виниловых кукол, очень похожих на младенцев, появилось искусство Реборн. Куклы Реборн изготавливаются полностью вручную. Художник тщательно расписывает части тела куклы, придавая им оттенки натуральной кожи ребенка, прорисовывая складочки, венки, пятнышки. Для этого используются специальные акриловые или масляные краски. Чтобы сделать реборнов максимально реалистичными, недавно появились технологические устройства, которые имитируют дыхание и биение сердца.

Как вы понимаете, стоимость куклы реборн достаточно высока и может колебаться от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Изготовление занимает одну-две недели и больше, в зависимости от сложности, требует природного таланта и длительной практики. Поначалу, эти куклы были доступны для узкого круга коллекционеров. Спустя время, реборны стали повальным увлечением для многих людей по тем или иным причинам, в особенности в Европе. Из года в год куклы младенцы завоевывают сердца миллионов по всему миру, шокируя, ужасая, потрясая, но, не оставляя равнодушными.(Приложение 9)

Авторская художественная кукла

Сегодня куклы доступны детям. Их выпускают миллионами, похожими друг на друга. Они дешевые и практичные: их легко разобрать, но сложно разбить. Но они лишены особенности, которой обладали их прабабки с незапамятных времен, - уникальности.

В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - авторская художественная кукла.

Двадцатый век - век новых технологий и синтеза искусств. Смешение жанров порождало новые направления и виды художественной деятельности. В результате этого приблизительно в середине ХХ века появился новый вид искусства - авторская кукла. Такие куклы всегда уникальны, они созданы автором в единственном экземпляре, наполнены чувствами и эмоциями. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для "игры", эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения

Современные авторы уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их можно назвать фигурами, объектами. Они слишком подробны, отточены, ювелирны. Как правило, в авторской кукле каждый художник отдает предпочтение какому-то одному, своему, виду материалов. Классический материал, используемых для создания кукол - фарфор. Он дорог в изготовлении и требует высокого мастерства художника на всех стадиях работы с ним.

Популярность мягких игрушек тильд началась в самом конце девяностых годов. Первые такие куклы принадлежат их автору из Норвегии Т. Финнангер. Когда Финнангер написала книги о том, как появились на свет ее пасхальные и рождественские куклы, ими заинтересовались в Европе. Автор кукол, двадцатипятилетняя норвежка, открыла магазин, где можно было приобрести тысячи таких текстильных игрушек тильд и аксессуары к ним. Там же предлагались описания мастер-классов, выкройки кукол, ткани, подходящие для пошива. Тильды особенно любимы детьми. Они спят с ними и с удовольствием играют. Основная особенность таких кукол – глаза-бусинки. Созданные в этом стиле игрушки лишены мимики, у них не прорисованы улыбки. Психологи считают, что нейтральная мимика пробуждает детскую фантазию.

Есть коллекционеры, которые собирают интересные коллекции кукол тильд. Мир Tilda, который существует уже пятнадцать лет, не теряет популярности. Начало «тильдомании» было положено, и вскоре появились тильды не только в виде кукол, но и в виде животных. Особенно запомнился тильда кот, вислоухий заяц, разнообразные сплюшки.(Приложение 10)

Сурские мастерицы кукол

Мы решили узнать, есть ли в нашем поселке люди, изготавливающие свои куклы. Оказывается, есть!!! На одной из районных праздничных выставок мы увидели работы преподавателя художественного отделения Детской школы искусств р.п. Сурское Синеокой Любови Борисовны. За 3 года Любовь Борисовна изготовила 20 кукол! Её коллекция называется «Национальные костюмы народов Российской Федерации». Цель создания коллекции авторской куклы- показать многонациональность нашей могучей Родины. Сделаны куклы из ватмана, ткани, теннисного шарика, ниток для волос. Коллекция началась с создания русского костюма. В планах Любови Борисовны изготовить ещё больше 100 кукол, ведь в России проживает более 180 национальностей.

А еще в Одноклассниках мы увидели фотографии работ преподавателя Центрального дома творчества Картышовой Ирины Михайловны. Уже два года своих кукол она вяжет из разной пряжи. Все они изготовлены с любовью.

(Приложение11)

Наше исследование

Какие куклы мы покупаем?

Сегодня в магазинах современному покупателю предлагаются разнообразные виды кукол. Они изготовлены из разнообразных материалов (преимущественно синтетических), поставляются из различных стран мира. Одни пользуются большей популярностью, другие – меньшей по разным причинам. Кого-то из покупателей интересует цена, других – качество товара.

Мы посмотрели стандартный ассортимент игрушек в магазинах нашего поселка и выяснили следующее: на прилавках наших магазинов много игрушек из Китая. Есть в продаже куклы российского и белорусского производителей.

Мы решили выяснить у продавцов, какие игрушки больше покупают. Большим спросом пользуются китайские игрушки. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена. А вот в магазине «Игрушки» покупатели отдают предпочтение куклам из России, так как они изготовлены из безопасных материалов. Куклы выполнены из резины и пластмассы, фарфора, синтетических тканей и волокон. Девочки выбирают кукол, которые красиво одеты, с красивой прической.(Приложение 12)

Какой должна быть идеальная игрушка?

В магазинах идеальных кукол не продают. Детская игрушка, по утверждению учёных, должна быть из натуральных материалов: из шерсти, хлопчатобумажных тканей, из дерева. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, как установили учёные, равна нулю. Значит можно сделать вывод, что натуральные материалы безопасны для здоровья.

Как мы играем в куклы?

Вместе мы провели опрос среди детей начальной школы и взрослых, о том какая у них любимая игрушка, в какие куклы они предпочитают (предпочитали) играть.

Опрошено 16 взрослых. Взрослые играли в бумажные, пластмассовые (среди них –пупсы),тряпочные куклы. В основном играли до 14 лет. Было опрошено 62 девочки. Из них большинство 48 человек любят играть с куклой . 20 % опрошенных девочек выбирают для игры куклу «Бэби Борн», 15 % выбрали куклу Барби и Винкс.

Мы узнали , что 28 девочек (58 %) из опрошенных любят играть в куклы Монстер Хай. О них и не только мы хотим еще рассказать.(Приложение 13)

Школа Монстер Хай (англ. Monster High) — американская серия фэшн-кукол, созданная Гарретом Сэндером . Официальный показ состоялся в июле 2010 года. Персонажи этой серии вдохновлены фильмами ужасов и классическими историями о чудовищах, что выделяет Monster High из ряда прочих фэшн-кукол. Считается, что линия Школы монстров составляет конкуренцию Барби. Большая часть персонажей серии связана с образами знаменитых чудовищ, таких как Дракула, Чудовище Франкенштейна, Оборотень, Мумия, Призрак Оперы. Все они обладают магическими способностями и весьма неординарным внешним видом. Если рассмотреть Монстер Хай поближе, то нужно признать, что данные куколки являются очень приятными и опрятными на вид. При всем этом, такая игрушка всегда имеет стильный наряд, свою личную историю и даже …свой гробик!

Из интернета мы узнали, что многие родители детей считают кукол вредными для психики детей, и в некоторых городах продажу уже отменили. А еще эти куклы были номинированы как на серию самых лучших, так и на серию самых худших кукол. Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова ("Справедливая Россия") считает, что нельзя допустить ввоза в РФ кукол-монстров, и планирует выяснить мнение экспертов о влиянии этих игрушек на детскую психику.

В Интернете мы нашли ссылку на мастер-класс по изготовлению гробика-шкафа для куклы. С одной стороны, какие дети молодцы! Экономят родительские деньги (гробики-то в магазине стоят дорого), и вроде бы, творчеством заняты. А с другой стороны: клеить из бумаги вечерами гробики(!) (Приложение 14)

А вот что нам сказалаАмосова Светлана Николаевна- наш школьный психолог

- Такие игрушки формируют у ребенка негативное отношение к миру. С другой стороны, примерно в возрасте 3 лет дети начинают осознавать, что смерть присутствует в жизни. И задача родителей не напугать ребенка, а сформировать у него философское отношение к смерти. И страшилки про темные комнаты и гробы, которые любят рассказывать школьники, тоже нужны, они помогают подросткам побороть страх. Но все должно быть в меру. Родители не должны идти на поводу рекламы. Важно, чтобы у ребенка в сознании не возникло ощущение, что смерть – это красиво, ведь кукла лежит в красивом платье в обтянутом кружевами и атласом гробу. Особенно впечатлительных детей это может подтолкнуть к суициду.

Родители недовольны излишней реалистичностью и чрезмерной сложностью кукол Бэби Бон, которая создает детям определенные трудности. Например, порошок для приготовления каши нужно разводить холодной водой и тщательно размешивать до растворения комочков. Несоблюдение этого правила приводит к поломке механизма игрушки. В инструкции по эксплуатации производитель предупреждает, что для усаживания куклы на горшок ребёнку потребуется помощь взрослых, так как сажать её надо строго определенным образом и надавливать на неё сверху, что вызывает открытие клапана внутреннего резервуара. Производитель в инструкции напоминает родителям, что им следует обязательно объяснить детям, что с настоящим ребёнком так обращаться ни в коем случае нельзя. Во избежание выхода из строя внутреннего механизма куклы, его необходимо промывать со специальным моющим средством после каждого кормления и купания. Эта процедура может вызвать стресс у ребёнка, поэтому производитель рекомендует проделывать её взрослым при отсутствии детей.

А еще мы узнали, что впервые за 57-летнюю историю существования кукол Барби игрушка будет выпускаться в трех версиях телосложения: высокая (tall), маленькая (petite) и пухлая (curvy). Об этом сообщает Time. Как пишет издание, производящая игрушку компания Mattel решилась на перемены после многолетней критики Барби — внешность пластмассовой блондинки называли «недостижимым идеалом», который заставляет детей чувствовать себя неполноценными. В частности, бренд упрекали за излишнюю худобу куклы. Это всё пока в будущем…

А пока…Одна австралийская мама, насмотревшись на современных кукол, заполонивших полки магазинов, решилась на их переделку. Она покупает Барби и Братц (при этом предпочитает “спасать” их из магазинов товаров бывших в употреблении), стирает их вызывающий макияж, уменьшает губы, меняет разрез глаз, а затем рисует им новые лица и создает нормальную одежду.(Приложение 15)

А еще по телевизору мы увидели передачу про людей, для которых внешность Барби является смыслом жизни. Они стремятся внешне походить на них .Нам кажется, что каждый человек должен быть самим собой, быть индивидуальным, похожим на папу, маму, бабушку или дедушку…Но никак не на Барби и Кена…(Приложение 16)

В куклы играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Интереснее играть вдвоём или втроём. Главное – придумать занимательный сюжет. Играя в куклы, мы становимся добрее, учимся договариваться между собой, находить общие решения. Играть в куклы – значит хранить кусочек детства у себя в душе!

Заключение

В наши дни для кукол делают игрушечные дома, в которых предусмотрено все от кресел до зеркала в ванной. Для кукол шьют платья на все случаи жизни. Также куклы бывают разные: коллекционные, для игры и т.д. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или часто используются в рекламе. А девочки и мы просто не представляем своей игры без кукол, значит, она является любимой игрушкой. Таким образом, наше предположение доказано.

А ещё мы сделали вывод, что во все времена люди играли в куклы, но у каждого поколения она своя. Мы надеемся, что некоторые виды современных кукол не причинят вред развитию сегодняшних детей…

Послесловие

Единственный в России Музей уникальных кукол находится в Москве. Здесь собраны куклы Франции, Англии, Германии, Африки, Японии, Египта, а также России .

Москва далеко…И мы решили сделать классный мини-музей кукол. Объявили по радио о создании нашего музея. Девочки и даже мальчики нашего класса, а также из других классов откликнулись на наш призыв принести куклы свои, мамины и бабушкины. Все куклы мы разобрали на виды и время, в которое они были созданы.

Вот что у нас получилось…У нас есть в коллекции кукла 60-х годов- резиновая кукла-спортсменка, куклы в национальных костюмах (1982 года выпуска- (ну очень красивые!!!)), куклы мам и бабушек(70-90-е годы)-среди них самый настоящий кукла- негр, современные (производства России и Китая)- Бэби Бон, Барби, Братц, Монстр Хай, Эвер Афтер Хай, куклы из киндер- сюрпризов, бумажные, а также сделанные ребятами нашего класса. К нам полюбоваться на разных кукол прибегали ребята из других классов, а также приходили наши мамы и бабушки. Им мы рассказали о нашем музее, познакомили с правилами поведения в нашем музее. Мы собираемся и дальше продолжить коллекционирование разных кукол. (Приложение 17)

Список источников и литературы

Войдикова Н.М. Куклы в доме. - М.: ТЦ “Сфера”, 1998.

Голдовский Б. Детская энциклопедия. - М.: Просвещение, 2006

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.- М.: Цитадель, 1998.

Ожегов С.И.: Толковый словарь русского языка, 2008 г.; М.: Оникс

Интернет-ресурсы:

http://rebenoksite.ru/kukly-samodelki/kak-sdelat-grob-dlya-kukol-monster-hay.html

https://www.stranamam.ru/post/11297567/

http://fb.ru/article/213130/kakie-byivayut-kuklyi-vidyi-kukol-opisanie

http://grimuar.ru/zashita/kukly/slavyanskie-kuklyi-oberegi.html

https://studopedia.ru/12_169878_kukli-dlya-detey-i-vzroslih.html

http://letopisi.org/index.php/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BA%D0%BB%D1%8B

Приложение 1

Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров.

Тряпичная кукла. Древний Рим ( 4-3 вв. до н. э.)

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Мастер-класс «Скрутим куклу ладную, милую, нарядную.»

Приложение 5

Пандоры…

Приложение 6

«Родитель» нашей Матрёшки

Приложение 7

Со временем для производства кукол начали использовать все более подходящие материалы — винил, резину, силикон.

Приложение 8

Любимые куклы в Советском Союзе

Приложение 9

Барби и Кен

Братц

Бэби Борн

Реборн

Приложение 10

Современные авторы уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию.

Тильды

Приложение11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение14

Приложение 15

Одна австралийская мама, насмотревшись на современных кукол, заполонивших полки магазинов, решилась на их переделку.

Приложение 16

Приложение 17

Куклы в национальных костюмах (1982 г.,СССР)

Просмотров работы: 917