Пионерская организация в жизни моей семьи

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пионерская организация в жизни моей семьи

Берсинёв А.С. 1
1МБОУ Новоселовская СОШ № 5
Берсинёва И.В. 1
1МБОУ Новоселовская СОШ № 5
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

22 ноября 2017 года я вступил в детско-юношескую организацию «Российское движение школьников» и выбрал для себя одно из четырех направлений «Личностное развитие».[5] В торжественной обстановке мне вручили символ российского движения школьников - логотип из трех пересекающихся сфер, цвета российского флага, в центре расположена книга - символ знаний. Детская организация «Российское движение школьников», по указу президента России В.В.Путина, была создана 29 октября 2015 года, задачи которой аналогичны существовавшей в СССР пионерской организации. [6] Я слышал о пионерской организации, но практически ничего о ней не знаю, кроме того, что мои мама и бабушка были пионерами и они носили красные галстуки. Мне стало интересно, а что мои сверстники знают о пионерах? Чтобы получить ответ на данный вопрос, я провел анкетирование учеников среднего звена школы. В анкетирование приняло участие 82 человека.

Вопросы

1

Что вы знаете о пионерской организации?

Носили красные галстуки, повязки, детская организация, у них были красные флаги -18%

Ничего- 72%

2

В каком году образовалось пионерская организация?

0%

Не знаю - 100%

3

Знаете ли вы, кто такие пионеры?

Да - 18%

Нет - 72%

4

Пионер - это

Люди, которые хорошо учились; всем помогали; следили за порядком

5

Были пионеры в вашей семье?

Да - 12%

Нет - 6%

Не знаю - 72%

6

Если да, то кто?

мама, папа

Обработав данные анкеты я получил следующие результаты: большинство моих сверстников (72%) ничего не знают о пионерской организации; 18 % опрошенных ответили что это детская организация, они носили красные галстуки, повязки, у них были красные флаги; они предположили, что пионеры - это люди, которые хорошо учились; люди, которые всем помогали; те, кто следили за порядком. Никто из учеников не знает когда образовалась пионерская организация. 12 % опрошенных знают, что их родители были пионерами.

Проанализировав результаты анкетирования, я пришел к выводу, что наше поколение мало что знает о пионерской организации, а ведь наши родители, бабушки, дедушки, наверняка, были пионерами, получается, что мы и про их пионерскую жизнь ничего не знаем. Помнят ли они свои пионерские годы, что интересного было в их жизни, нравилось ли им быть пионерами, сохранилось ли у них что-нибудь из пионерской жизни. Я решил исправить это положение и узнать о пионерии и пионерской жизни моих родных. Из собранного материала подготовить экспозицию «Пионерская жизнь по материалом моей семьи» и представить её своим сверстникам.

Цель исследования: узнать о пионерии и пионерской жизни моей семьи, подготовить экспозицию «Пионерская жизнь по материалом моей семьи».

Гипотеза исследования: я предположил, что мои родные помнят свои пионерские годы и их пионерская жизнь была интересной.

Для достижения поставленной цели, мне необходимо решить следующие задачи:

Изучить литературу по теме исследования.

Провести беседы с членами моей семьи об их пионерских годах.

Собрать, обработать и подготовить экспозицию по теме: «Пионерская жизнь по материалам моей семьи».

Объект исследования: пионерская организация.

Предмет исследования: пионеры моей семьи.

Актуальность своей работы вижу в привлечении внимания к истории нашей Родины и появлении интереса сверстников к пионерской жизни своей семьи.

Методы исследования: анализ литературных и архивных документов, беседа, анкетирование, практическая работа.

ГЛАВА 1 ВСЕСОЮЗНАЯ ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА

1.1. История образования пионерии

Слово «пионер» (от франц. pionnier - первопроходец, зачинатель) означает: первый, передовой. Пионер всегда идет вперед, готов преодолеть любые трудности, готов оказать посильную помощь всем нуждающимся людям, стране. [1] Пионерская организация была создана по образцу скаутского движения. Скауты помогали людям в тяжелое время Гражданской войны, искали беспризорных детей, оказывали посильную помощь милиции, создавая детские отряды милиции. В 1917 году скаутское движение насчитывало более 50 тысяч детей. Впоследствии движение распалось на несколько направлений, и на съезде 1919 года было принято решение о роспуске скаутских отрядов. [3]

Решение о создании новой детской организации было принято комсомолом в конце ноября 1921 года. В Москве появились первые группы, ставшие впоследствии пионерскими отрядами. Опыт московских комсомольцев одобрили на Всероссийской конференции 19 мая 1922 года, решив распространить его на всю страну. С тех пор 19 мая считается днем рождения пионерской организации. 21 января 1924 года умер В.И. Ленин и 23 января пионерской организации присваивают имя Ленина. В марте 1926 года состоялся VII съезд комсомола, на котором РКСМ переименовали в ВЛКСМ, и с 1926 года пионерская организация стала называться Всесоюзной пионерской организацией имени В.И. Ленина. Принимали в организацию школьников на добровольной основе с 9 до 14 лет. На призыв – «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» пионеры отвечали – «Всегда готов!», в этом и была цель организации, т.е. в воспитании подрастающего поколения в духе борьбы за дело Коммунистической партии Советского Союза. [2]

Пионером в нашей стране называли члена детской Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Основными правилами жизни и деятельности пионеров были законы пионеров, которые с момента существования пионерской организации, редактировались три раза: в 1922, 1967, 1986 годах. Чтобы понять суть пионерской организации, рассмотрим законы пионеров редакции 1986 года:

- Пионер - юный строитель коммунизма - трудится и учится для блага Родины, готовится стать её защитником.

- Пионер - активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

- Пионер равняется на коммунистов, готовится стать комсомольцем, ведёт за собой октябрят.

- Пионер дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет её авторитет.

- Пионер - надёжный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести и чести. [4]

Пионерские отряды создавались по всей стране. В Красноярске первый сбор пионеров прошел в сентябре 1922 года. В селах о пионерских отрядах узнали позднее, но с 1924 года они появились уже во многих селах, они стали создаваться при школах - организовывались пионерские форпосты. В 1941-1945 годах по всей стране развернулось массовое тимуровское движение, это было связано с появлением повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда». Юные пионеры, на примере героев повести, дежурили в госпиталях, помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, работали на уборке урожая. В годы войны, за мужество и героизм, пионеры Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, удостоены звания Героя Советского Союза, тысячи пионеров награждены орденами и медалями. [3]

За годы существования Всесоюзной пионерской организации в ее рядах побывало более 210 млн. человек, дважды организация была награждена орденом Ленина, за большую работу по коммунистическому воспитанию детей (1962г., 1972г.). Пионерская организация, как и комсомол, 28 сентября 1991 году прекратила своё существование. [2]

1.2. Символы и атрибуты пионерской организации

Пионерское знамя и пионерский флаг это символ верности Родине, чести и сплоченности пионеров, символ верности делу революции, делу коммунизма. Красный цвет - цвет крови, пролитой старшими поколениями в суровых битвах за свободу и независимость нашей страны. Равняться на знамя и флаг - значит всегда и во всем оправдывать высокое звание юного ленинца. (Фото 1,2)

Пионерский галстукносил каждый пионер. Это частица Красного знамени, символ принадлежности к пионерской организации. Его нужно было беречь, значит хранить честь Красного знамени. Галстук завязывался специальным узлом. Три конца галстука означали нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев, пионеров. Было честью носить пионерский галстук, которую нужно было еще и заслужить. (Фото 3)

Фото 1. Пионерское знамя Фото 2. Пионерский флаг Фото 3. Пионерский галстук

Пионерский значок - символ пионерской организации в СССР, был обязательным атрибутом пионерской формы вместе с пионерским галстуком. Пятиконечная звезда - символ единства, трудящихся пяти континентов; изображение Ленина - знак принадлежности к Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина и верности пионера ленинским заветам; три языка пламени - символ единства трех поколений: коммунистов, комсомольцев, пионеров; «Всегда готов!» - символ готовности пионера к борьбе за дело Коммунистической партии. (Фото 4)

Пионерский салют - это пионерское приветствие. Плотно сжатые пять пальцев правой руки, символизирующие крепкую дружбу детей пяти континентов, поднятые над головой, означают, что для пионера общественные интересы выше собственных. [4] (Фото 5)

Горн и барабан- это не просто музыкальные инструменты, а нечто большее. Они помогали сделать пионерскую жизнь ярче, красочнее. Звуки горна и барабана - призыв пионера к действию. На торжественных пионерских мероприятиях они использовались при вносе и выносе Красного знамени дружины, а также предназначались для сбора пионеров на линейку, на сбор, в поход и другие мероприятия. Они хранились в пионерской комнате на ритуальной стойке. [3] (Фото 6)

Фото 4. Пионерский значок Фото 5. Пионерский салют Фото 6. Горн и барабан

ГЛАВА II ИСТОРИЯ ПИОНЕРСКОГО ДЕТСТВА МОЕЙ СЕМЬИ

Чтобы узнать о пионерской жизни и делах моей семьи, я провел беседу со своими родными: мамой, дядей, бабушкой и дедушкой. Я узнал, что в моей семье три поколения пионеров! Из архива домашних фотографий разных лет мы отобрали те, на которых мои родные в пионерских галстуках. На одной, пожелтевшей от времени фотографии, моя прабабушка, Мациевская Анна Антоновна, в пионерском галстуке. Этой фотографии 78 лет. Ее приняли в пионеры в 1937 году, ей было 10 лет, на фотографии ей 12 лет. (Фото 7) У прабабушки галстук какой-то большой и не завязан узлом. Я узнал, что вначале их не завязывали. Галстук скрепляли специальным зажимом, на котором был изображен костер на фоне серпа и молота и надпись «Всегда готов!». Пять поленьев костра и три языка пламени - символизировали пять континентов и Коммунистический интернационал, который должен был зажечь пламя революции на пяти континентах. Одной рукой придерживали концы галстука, а другой - подтягивали вверх зажим до уровня шеи и отпускали фиксатор, а предварительно концы галстука вдевались в проем зажима, который нажатием большого пальца отклонялся.[8] [3] (Фото 8)

Фото 7. Мациевская Анна Антоновна Фото 8. Зажим для галстука Фото 9. Удостоверение 1947г. прабабушка 12лет, 1939г. «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945гг.»

Когда началась Великая Отечественная война, прабабушке было 14 лет, она закончила 7 классов и больше не училась. Пионеры в тылу помогали взрослым в борьбе с врагом, как могли. В войну она работала вместе с взрослыми на заготовке леса, распиле бревен на чурочки, а из этих чурочек готовили тару, деревянные ящики - укупорки, для хранения и транспортировки боеприпасов-снарядов. После войны, многие мужчины не вернулись с фронта, работала на любых сельскохозяйственных работах, работала везде, куда посылали, в 1947 году была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» (Фото 9). Прабабушка, ветеран труда, ее трудовой стаж более 45 лет, у нее много грамот и благодарностей за труд. Восточенский сельский совет, в котором она проработала более 20 лет секретарем, неоднократно становился победителем соцсоревнования и получал переходящее Красное знамя.

Много фотографий в галстуке у бабушки: пионерка, вожатая в пионерском лагере, старшая пионервожатая в школе. (Фото 10) Моя бабушка, Маштарова (Мациевская) Валентина Михайловна, была принята в пионеры в 1963 году, она до сих пор помнит слова пионерской клятвы: «Я, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю…». На торжественной линейке им повязали галстуки из штапеля, она его часто стирала и гладила и кончики стали обсыпаться. Она расстроилась, но потом появился шелковый галстук, который она носила до вступления в комсомол. Бабушка долго берегла оба галстука. Когда она была пионеркой, постоянно была в составе совета дружины и «тимуровского» отряда, которые организовывали в школе. За ними закрепляли стареньких дедушек и бабушек, одиноких людей. Бабушка говорит: «Когда были поменьше, носили воду, подметали пол, ходили в магазин. Потом стали сажать грядки в огороде, картошку, помогали обрабатывать и убирать урожай. Став комсомольцами не бросили своих стариков, они уже стали нам как родные: белили в доме, стирали половики, просто приходили в гости. Ходили часто, но родители никогда не были против такой помощи и общения».

Фото 10. Бабушка, Маштарова (Мациевская) Валентина Михайловна: пионерка (7кл.),

вожатая в пионерском лагере, старшая пионервожатая в школе

С теплотой бабушка вспоминает, как они отмечали день рождения пионерии в селе Восточное Минусинского района. В этот день они не учились. Каждый отряд оформлял свою колонну, готовили костюмы народов союзных республик, готовили танцы, песни, а накануне, ходили собирать хворост и деревья для костра. Костер обычно делали комсомольцы и пионеры на поляне за селом и очень большой. Торжественно школа проходила по селу с пионерскими песнями и речевками, в парадной форме. У них была белая рубашка, черная юбка и красная пилотка. (Фото 11) Потом был концерт, проводились спортивные соревнования, а ближе к вечеру жгли костер и пекли картошку. Всегда исполняли гимн пионеров – «Марш юных пионеров», который написал Александр Жаров еще в 1922 году. Особенно ей запомнилось 19 мая 1961года, она тогда училась в 1 классе. Старшеклассники сделали большую ракету, с двух сторон вырезали иллюминаторы, посадили их первоклашек в ракету и пронесли через все село. Радости не было предела! Это было посвящено полету Ю.А. Гагарина в космос. Жаль, что нет такой фотографии.[8]

Фото 11. День пионерии, 19 мая 1968г; шествие по селу Восточное, 1966г.

Моя бабушка была активной пионеркой. Она посещала спортивный, танцевальный и гимнастический кружки и кружок интернациональной дружбы. Бабушка с 5 класса переписывалась с девочкой Бригиттой из Германии, адрес которой нашла в газете «Пионерская правда». Эта газета была очень интересная, в ней печатались различные статьи о жизни пионеров нашей страны и зарубежных детей, адреса для переписки с зарубежными ребятами - пионерами. Газету и журнал «Костер» бабушке выписывали постоянно, пока она была пионеркой. Бабушка сохранила фотографии и открытки, которые ей посылала ее немецкая подруга. Они обменялись галстуками и значками, у них галстук синего цвета и значок пионеров – тельмановцев. [8]

Бабушка, когда училась в институте, каждое лето работала вожатой в пионерском лагере «Зеленый шум», который находится и сейчас около Минусинска. У нее сохранились значки пионера и старшего пионера (ученики 7-х и 8-х классов), значок старшего пионера сочетал элементы комсомольского и пионерского значка. В Толстомысенской школе бабушка работала старшей пионерской вожатой дружины «Молодая гвардия». В дружине каждый пионерский отряд носил имя пионера - героя Советского Союза: Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков, Зина Портнова. Пионеры боролись за присвоение имени этого героя и доказывали своими делами, поступками, учебой, что они достойны, носить имя героя. Ей много приходилось учиться самостоятельно, посещала курсы в Красноярской зональной комсомольской школе. (Фото 12) В 1988 году бабушка стала победителем соцсоревнования на звание «Лучший вожатый». Она неоднократно награждалась Почетными грамотами за активную работу по коммунистическому воспитанию учащихся, не только Районным Советом пионерской организации, но и Краевым, а также награждена Почетной грамотой Министерства народного образования РСФСР за успешную организацию и проведение пионерской работы в школе.

Фото 12. Красноярская зональная Фото 13. Парадная форма Фото 14. Мероприятие, посвященное комсомольская школа, 1987г. старшей пионервожатой 95-летию пионерии, 2017г.

В пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились пионерские атрибуты на ритуальной стойке: знамя дружины, горны и барабаны, отрядные флаги. У пионеров была парадная форма, которую они надевали в торжественных случаях, у бабушки тоже была парадная форма. (Фото 13) [8]

Бабушка отработала в Толстомысенской школе 40 лет, за свою работу у нее много грамот, благодарностей, она - ветеран труда. 19 мая 2017 года моя бабушка была приглашена на районное мероприятие, посвященное 95-летию пионерской организации. На встрече они вспоминали свои пионерские годы, пели пионерские песни. (Фото 14)

Моего дедушку, Маштарова Виктора Васильевича, приняли в пионеры в 1964 году. Дедушка с гордостью носил пионерский галстук, ему очень нравились пионерские атрибуты: горн и барабан. Они предназначались для сбора пионеров на различные мероприятия. Когда выбрали его барабанщиком, и он научился барабанить, он одновременно учился и подавать сигналы горном. Переживал, что нельзя было быть одновременно и горнистом и барабанщиком на линейке. В пионерском лагере он был горнистом, так как умел выполнять различные сигналы: «Сбор», «Походный марш», «Слушайте все» и другие. Помнит, как собирали макулатуру и металлолом, старались насобирать и принести как можно больше, тоже был «тимуровцем», говорит: «Интересное было время». (Фото 15) Дедушка начал работать сразу после школы в совхозе, отслужил в армии, вернулся домой и продолжил работу в совхозе трактористом. Много лет работал сушильщиком на сушилке. У него много лент, на которых написано «Лучший мастер - сушильщик совхоза», «Лучший мастер - сушильщик района», много грамот и благодарностей за работу. [7]

Фото 15. Дедушка, Маштаров Виктор Васильевич, юный горнист и барабанщик

Мама рассказала, что в пионеры ее приняли 22 апреля 1989 года, это был предпоследний прием в пионеры в школе, так как пионерская организация, как и комсомол, 28 сентября 1991 году прекратила своё существование. Она вспоминает: «Я хорошо помню этот день. Наш весь класс принимали в пионеры 22 апреля, в день рождения В.И. Ленина. Очень сильно волновались, боялись забыть Торжественное обещание пионера. На линейке была вся дружина, все в парадной форме, галстуках. Запомнился вынос знамени дружины «Молодая гвардия», горны, барабаны, которые всегда хранились в пионерской комнате на «пионерской горке». Пионерские галстуки нам повязали и прикололи пионерские значки комсомольцы школы». На фотографии, где маму приняли в пионеры, я обратил внимание на форму, у всех детей она одинаковая. Мама рассказала «У нас была пионерская форма: белая рубашка с погончиками, на рукаве нашивка и синяя юбка, а у мальчиков - та же рубашка и синие брюки. Также был специальный светло - коричневый ремень с позолоченной пряжкой, в виде костра над звездой, такая пряжка у нас сохранилась». (Фото 16)

Фото 16. Мама, Берсинева (Маштарова) Ирина Викторовна. День приема в пионеры, 1989г.

Чтобы вступить в пионеры, ребята долго готовились: учили Законы пионеров, Торжественное обещание, знакомились с пионерскими атрибутами, разучивали пионерские песни и речевки. У мамы, как и у всех ребят, готовящихся стать пионером, была книжка «Вступающему в пионеры». Эти книжки для них оформляла вожатая, а заполняли они их сами. Мама сохранила книжку и когда мы ее рассматривали и читали, мама радовалась, вспоминая свое детство. Когда мама стала пионеркой, ее выбрали председателем совета отряда, ей нравилось сдавать рапорт на линейке председателю совета дружины. Их отряд носил имя Зины Портновой. Сколько интересного и полезного они проводили: отрядные сборы, ярмарки, собирали макулатуру, шефствовали над младшими (готовили концерты для октябрят и детского сада), занимались с отстающими в учебе одноклассниками, выполняли ленинские задания, проводили встречи с фронтовиками, воинами афганцами и многое другое. Это можно проследить по маминой книжке, где у нее все отражено. (Фото 17)

Фото 17. Записи в книжке "Вступающему в пионеры"

В декабре 1990 года маме посчастливилось отдохнуть и поработать во Всесоюзном пионерском лагере «Океан», который находится в Приморском крае. Эта путевка - высокая школьная награда, которой отмечаются ребята за успехи в учебе, активное участие в работе дружины, а также победители пионерских операций, конкурсов, соревнований, олимпиад. Мама была первая помощница старшей пионерской вожатой, любимая вожатая у октябрят, запевала всех школьных дел в отряде и дружине. Участники этой смены стали представителями разновозрастных отрядов. Основная задача смены - дать возможность девчонкам и мальчишкам разных возрастов обменяться опытом, выбрать модель жизни своего пионерского коллектива, поучаствовать в различных мероприятиях и, конечно же, отдохнуть.[7] (Фото 16)

Фото 16. Всероссийский пионерский лагерь «Океан», г. Владивосток, 1990г.

Мама окончила Красноярское краевое училище культуры и Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова. Работает в Новоселовской школе хореографом и учителем ритмики. За добросовестный труд и активное участие в жизни села и района она награждена Почетными грамотами, благодарственными письмами, как района, так и края.

Моего дядю, Маштарова Виталия Викторовича, приняли в пионеры 22 апреля 1987 года. Дядя вспоминает: «Меня принимали в пионеры еще в старой школе. Мы ждали этот день и, конечно, волновались. 22 апреля, торжественная линейка, наша старшая пионервожатая Елена Владимировна Кузнецова. В этот день принимали в пионеры троих: меня и двух девочек за хорошую учебу, активное участие в жизни класса и примерное поведение, а через месяц, 19 мая, приняли всех остальных из класса. Мы знали, что пионерский галстук - частица Красного знамени, он должен быть всегда чистым и отутюженным. Я всегда носил галстук. Наш пионерский отряд носил имя пионера - героя Марата Казея. А еще, у нас у каждого было пионерское поручение, которое мы должны были выполнять добросовестно. И выполняли! Мне нравилось участвовать в военно - спортивной игре «Зарница». Был юным помощником инспекторов дорожного движения, занимался в спортивных кружках и секциях, постоянно участвовал в туристском слете. Видимо поэтому и стал учителем физической культуры».[7] (Фото17) После школы, дядя окончил Минусинское педагогическое училище, потом Красноярский педагогический институт им. В.П. Астафьева и приехал работать учителем физической культуры в родную Толстомысенскую школу. В 2017 году ему присвоили звание «Заслуженный педагог Красноярского края». (Фото 18)

Фото 17. Дядя, Маштаров Виталий Викторович, 1987г. Фото 18. Церемония награждения, 2017г.

Все мои родные нашли свое любимое дело в жизни и стали полезными людьми. Я горжусь ими! Они добросовестно трудились и трудятся на благо своей родины.

ГЛАВА III СОЗДАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ «ПИОНЕРСКАЯ ЖИЗНЬ ПО МАТЕРИАЛАМ МОЕЙ СЕМЬИ»

Заключительным этапом моего исследования было создание экспозиции «Пионерская жизнь по материалам моей семьи». Во время выполнения исследовательской работы было собрано большое количество сохранившегося интересного материала о пионерской жизни и делах моих родных: пионерские атрибуты, символы пионеров, значки, фотографии, газеты и многое другое. Экспозиция была размещена в школе, в кабинете истории, чтобы как можно больше ребят могли увидеть данный материал. На классном часе я рассказал своим одноклассникам о пионерской жизни своих родных, показал фотографии, вырезки из газет, рассказал историю представленных экспонатов, их значение и функции. Возможно, кто-нибудь заинтересуется и захочет узнать об истории пионерской организации в своей семье, ведь их бабушки и дедушки точно были пионерами, а у многих, наверное, и родители застали пионерию, как мои мама и дядя. (Фото 19)

Фото 19. Экспозиция «Пионерская жизнь по материалам моей семьи» Фото 20. Три поколения пионеров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Изучив литературу по теме исследования, я узнал:

- пионерская организация была создана 19 мая 1922 года;

- вступая в пионерскую организацию, ребята давали Торжественное обещание ;

- законы пионеров были основными правилами жизни и деятельности пионеров;

- пионерский галстук - это частица красного знамени, он отличал пионеров от всех остальных ребят и считался плохим пионером тот, кто забывал повязывать галстук или приходил в мятом и грязном галстуке;

- символы и атрибуты пионерской организации: знамя дружины, отрядный пионерский флаг, пионерский галстук, значок, салют, горн, барабан.

2. Мои родные с удовольствием вспоминали свои пионерские годы, много интересного о пионерии я узнал из их рассказов: все девчонки и мальчишки мечтами быть пионерами, что пионерское прошлое было интересным, они проводили ярмарки, собирали макулатуру, металлолом, шефствовали над младшими, помогали старшим, выполняли ленинские задания, посещали секции, кружки и многое другое, что пионерские годы ассоциируются у них с детством, с чем - то хорошим и добрым. Понял, что пионер - это первый во всем: в учебе, общественных делах и добрых поступках. Я сделал вывод, что пионерские годы воспитали в них трудолюбие, ответственность и честность, это светлая страница в истории моей семьи. Поколение моей мамы было последними пионерами в истории нашей страны, так как пионерская организация прекратила свое существование в 1991 году. (Фото 20)

3. В результате исследования было собрано много предметов, связанных с пионерской жизнью членов моей семьи и на материале этого подготовлена экспозиция.

Таким образом, гипотеза о том, что мои родные помнят свои пионерские годы и их пионерская жизнь была интересной, подтвердилась.

В дальнейшем я бы хотел сравнить пионерскую жизнь и жизнь современных школьников в РДШ, найти общее и различие.

Данную работу можно использовать при проведении классных часов, внеурочной деятельности, на уроках истории. Практический материал можно использовать как экспозицию в школе и районном историческом музее.

Цели и задачи исследования достигнуты полностью. Я узнал для себя много нового и интересного и понял, что все поколения моих родных вписали в свою биографию пионерские годы, которые оставили след в их жизни, для каждого из них пионерия - это, прежде всего, замечательное детство, дружба, добро и справедливость и они помнят до сих пор свою пионерскую жизнь. Этот материал я обязательно сохраню, чтобы передать его моим потомкам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой энциклопедический словарь https://www.vedu.ru/bigencdic/47907/

2. Бураков Ю.В. Памятка о Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина "Будь готов" / Ю.В. Бураков, С.А.Фурин, 1986.

3. Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина https://goo.gl/JYRcxq

4. Грекова О.И. Наши пионерские традиции // Пионерская правда, 1987, №152, с.1

5. Рекомендации по работе Российского движения школьников в Красноярском крае http://www.krskstate.ru/dat/bin/art/27564_rekomendacii_rdq_itog.pdf

6. Указ Президента РФ "О создании Общероссийской общественно­-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"" от 29 октября 2015г. № 537http://xn----ctbbfgafpccvblxfoe7o3c.xn--p1ai/lenta/2015/ukaz-rossiyskoe-dvizhenie-shkolnikov

ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ

7. Воспоминания бывших пионеров: Маштарова В.В., Маштарова В.В., Маштаровой (Берсиневой) И.В.

8. Личный архив и воспоминания старшей пионервожатой Маштаровой В.М.

Просмотров работы: 59