Влияние картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» на современное искусство

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» на современное искусство

Шестакова Е.А. 1
1МБОУ "СОШ № 6"
Ощепкова С.В. 1
1МБОУ "СОШ № 6"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Всё новое – это хорошо забытое старое. Считается, что вся новизна исходит из идей прошлого и имеет с ним прямую связь. Все современные детали любого направления связаны с одним объектом, созданным когда-то и проявившим свою оригинальность в своём времени. Таким объектом вполне можно назвать картину Леонарда да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». Вокруг имени художника до сих пор не утихают споры, так как его картины, а также технические, научные взгляды удивляют даже спустя пять веков. Но самой таинственной и загадочной остается его «Мона Лиза». Я сама увлекаюсь живописью, люблю рисовать, поэтому эта картина заинтересовала меня. Мне захотелось приоткрыть тайну «Джоконды», а также понять, почему эта картина современна даже в XXI веке, почему художники, писатели, режиссеры и другие деятели искусств пишут о ней свои произведения, создают инсталляции (в искусстве инсталляция - это пространственная композиция, оригинальный арт-объект, создаваемый из самых разных, подчас очень неожиданных, деталей, бытовых предметов и элементов [24]). Так появилась тема моей работы: «Влияние картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» на современное искусство».

Я выдвинула гипотезу: таинственность самой загадочной картины Ренессанса оказала влияние на все виды искусства от прошлого до наших дней. Цель: выявление произведений, связанных с известной картиной, и проведение сравнительного анализа по критериям, разработанным мною.

Задачи:

Собрать и изучить литературу по теме работы.

Выявить произведения искусства, связанные с картиной и знакомство с ними.

Разработать критерии для сравнительного анализа.

Провести сравнительный анализ некоторых произведений и графически оформить результаты.

Провести небольшой творческий эксперимент.

Объект исследования – произведения искусства и современные сферы деятельности человека: пресса, реклама и т. п.

Предмет исследования – картина «Мона Лиза».

Методы исследования

Аналитический метод исследования – это анализ собранной мною информации по данному вопросу.

Описание найденных произведений.

Сравнительный метод исследования – это проведение исследования путем сравнения подлинника с новыми произведениями, связанными с картиной.

Метод классификации – классификация отобранных объектов.

Проектный метод – создание собственного продукта в ходе эксперимента.

Актуальность своей работы вижу в том, что тема, взятая мною для исследования, интересна не только мне, но и широкому кругу людей. Имя Мона Лиза не сходит с экранов телевизоров, вдохновляет художников создавать свои творения; эту девушку сравнивают со своими героинями писатели и поэты; её имя используется в рекламе, в производстве развивающих игр. Собранный мною материал может помочь разобраться в том, что действительно эстетично и культурно, а что временно и даже пошло.

Теоретическая значимость. В своей работе я попыталась отразить исторический материал, связанный с картиной, а также, провести сравнение между реально существующей картиной и её копиями или инсталляциями. Собранный мною большой иллюстративный материал также может помочь в проведении других исследований.

Практическая значимость. Мы живём в эпоху, когда от современного человека требуется широкий кругозор, крепкие знания, высокий культурный уровень. Живопись является неотъемлемой частью культуры. В век информации важно уметь дать оценку тому, что такое хорошо, а что плохо, что эстетично, а что пошло. Знакомясь с материалом исследования, можно получить опыт в оценке произведений искусства, в повышении уровня культуры.

Кроме этого, мой материал можно использовать на уроках МХК, изобразительного искусства, литературы.

Основная часть

О картине и Джоконде

Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Моне Лизе было 24 года, когда в 1503 году начал создаваться ее портрет, а Леонардо тогда был 51 год. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.

В данном случае Моне Лизе было дано пробудить в Леонардо такое вдохновение, что он создал одно из прекраснейших сокровищ мира. Бессмертный ореол, окружающий все творения этого величайшего гения, подтверждают его собственные слова: «Если человек добродетелен, не прогоняйте, а почетайте его, чтобы у него не было причин оставить вас. Если вы встретитесь с такими людьми — почетайте их, так как они Боги на этой Земле и достойны такого же поклонения, как священные статуи и образы». [3]Картина так и не была закончена и оставалась у Леонардо, а позднее перешла к Франциску Первому, королю Франции.

Но историки-современники Леонардо не так однозначны. По мнению Джорджо Вазари, моделью могли быть Катерина Сфорца (представительница правящей династии Итальянского Возрождения, считалась главной женщиной той эпохи), Чечилия Галлерани (возлюбленная герцога Людовика Сфорца, модель еще одного портрета гения – «Дама с горностаем»), мать художника, сам Леонардо, юноша в женском одеянии и просто портрет женщины-эталона красоты эпохи Возрождения.

Из-за того, что художник любил экспериментировать с красками и техникой письма, картина очень сильно потемнела к настоящему времени. А на ее поверхности образуются сильные трещины. Одна из них находится в миллиметре над головой Джоконды. В середине прошлого века полотно отправлялось на «гастроли» в музеи США и Японии. Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина посчастливилось принять у себя шедевр на время выставки.

Картина была очень высоко оценена среди современников Леонардо, но с десятилетиями она стала забытой. Вплоть до XIX века о ней не вспоминали до того момента, как писатель-романтик Теофиль Готье рассказал про «джокондовскую улыбку» в одном из своих литературных произведений. Странно, но до этого момента эту особенность картины называли просто «приятной» и никакой тайны в ней не было.

Настоящую популярность среди широкой публики картина приобрела в связи со своим таинственным похищением в 1911 году. С начала шестнадцатого столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Цель этого похищения не выяснена однозначно. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Картину нашли только спустя два года в Италии. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.

В двадцатом столетии картина почти не покидала Лувр, побывав в 1963 в США и в 1974 в Японии. Поездки только закрепили успех и славу картины.[4] В наши дни «Мона Лиза» по-прежнему «живет» в Лувре, ей, как главной художественной приме, выделено отдельное помещение в музее. Несколько раз она страдала от вандализма, после чего в 1956 году ее поместили в пуленепробиваемое стекло. Из-за этого она сильно бликует, поэтому разглядеть ее иногда бывает проблематично. Тем не менее – именно она привлекает своей улыбкой и мимолетным взглядом большинство посетителей Лувра. [5] Несколько интересных фактов о картине и ее судьбе можно увидеть в Приложении № 1.

2. Композиция

Внимательный анализ композиции приводит к выводу, что Леонардо не стремился создать индивидуальный портрет. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Несмотря на то, что взгляд Джоконды направлен на нас, между нами и ей создан визуальный барьер — ручка стула, действующая как перегородка, что исключает возможность интимного диалога. Тем не менее, наш взгляд постоянно возвращается к её освещённому лицу, окружённому как рамкой тёмными, скрытыми под прозрачной фатой, волосами, тенями на шее и тёмным дымчатым пейзажем заднего плана. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Эта монументальность, присущая возвышенным божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недосягаемому. Неспроста Леонардо выбрал позицию модели, очень схожую с позициями богоматери в итальянских картинах ХV века. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.

3. В чём же секрет её притягательности?

Версия №1: классическая

Первое упоминание о Моне Лизе мы находим у автора знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари. Из его труда мы узнаем, что Леонардо взялся «выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным».

Писатель восхищен мастерством художника, его умением показать «мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи», а главное, улыбкой, которая «дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо». Секрет ее обаяния историк искусства объясняет тем, что «во время писания портрета он (Леонардо) держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам». Спору нет: Леонардо – непревзойденный мастер, и венец его мастерства – этот божественный портрет. В образе его героини есть двойственность, свойственная самой жизни: скромность позы сочетается со смелой улыбкой, которая становится своеобразным вызовом обществу, канонам, искусству…

Версия № 2: мать-китаянка

Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Итальянские археологи даже утверждают, что нашли ее могилу в монастыре Святой Урсулы во Флоренции. Но она ли на картине? Ряд исследователей утверждает, что Леонардо писал портрет с нескольких моделей, ведь, когда он отказался отдать картину торговцу тканями Джокондо, она оставалась незаконченной. Мастер всю жизнь совершенствовал свое произведение, добавляя черты и других натурщиц – тем самым получил коллективный портрет идеальной женщины своей эпохи.

Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была …китаянкой. Исследователь провел 20 лет на Востоке, изучая связь местных традиций с итальянской эпохой Возрождения, и обнаружил документы, свидетельствующие, что у отца Леонардо, нотариуса Пьеро был богатый клиент, а у того была рабыня, которую он привез из Китая. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь, исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).

Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Тот не мог жениться на безродной, а взял в жены девушку из знатной семьи с приданым, но та оказалась бесплодна. Катерина воспитывала ребенка первые несколько лет его жизни, а потом отец забрал сына в свой дом. О матери Леонардо почти ничего не известно. Но бытует мнение, что художник, разлученный с матерью в раннем детстве, всю жизнь пытался воссоздать образ и улыбку матери в своих картинах. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.

Версия № 3: Мона Лиза – мужчина

Зрители часто отмечают, что в образе Моны Лизы, несмотря на всю нежность и скромность, есть какая-то мужественность, и лицо юной модели, почти лишенное бровей и ресниц, – кажется мальчишеским. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Он уверен, что Леонардо позировал …юноша в женском платье. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Такой вывод историк искусства, впрочем, сделал не только из-за внешнего сходства моделей, а после изучения фотографий в высоком разрешении, которые позволили разглядеть Винченти в глазах модели L и S – первые буквы имен автора картины и изображенного на ней юноши, по убеждению специалиста.

Версия № 4: Джоконда - это Леонардо

Еще одна неожиданная теория, на которую намекал еще Фрейд, нашла подтверждение в исследованиях американки Лилиан Шварц. Мона Лиза – это автопортрет, уверена Лилиан. Художник и консультант по графике Школы визуальных искусств в Нью-Йорке в 1980-х годах сопоставила знаменитый «Туринский автопортрет» уже совсем немолодого художника и портрет Моны Лизы и обнаружила, что пропорции лиц (форма головы, расстояние между глазами, высота лба) одинаковы.

Версия №5: шедевр с синдромом Дауна

Джоконда страдала болезнью Дауна – к такому выводу в 1970-х годах пришел английский фотограф Лео Вала после того, как придумал метод, позволяющий «повернуть» Мону Лизу в профиль.

В то же время датский врач Финн Беккер-Христиансон поставил Джоконде свой диагноз: врожденный паралич лица. Асимметричная улыбка, по его мнению, говорит об отклонениях в психике вплоть до идиотии.

Версия № 6: дитя под сердцем

Есть и еще одна полярная «медицинская» версия — беременность. Американский гинеколог Кеннет Д. Кил уверен, что Мона Лиза скрестила руки на животе рефлекторно стараясь уберечь своего пока не родившегося младенца. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал.) — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Monna — это сокращение от ma donna — Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Искусствоведы часто объясняют гениальность картины как раз тем, что на нем изображена земная женщина в образе Богоматери.

Версия №7: иконографическая

Однако теория о том, что Мона Лиза — это икона, где место Божьей матери заняла земная женщина, популярна и сама по себе. В том и состоит гениальность произведения и потому оно стало символом начала новой эры в искусстве. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Леонардо доказывает, что художник стоит выше всего этого, что ценнее всего творческий замысел мастера. А великий замысел состоит в том, чтобы показать двойственность мира, и средством для этого служит образ Моны Лизы, в которой сочетается божественная и земная красота.

Версия № 8: Леонардо — создатель 3D

Сочетание это достигнуто с помощью особой техники, изобретенной Леонардо - сфумато (с итал. - «исчезающий, как дым»). Именно этот живописный прием, когда краски наносятся слой за слоем, и позволил Леонардо создать воздушную перспективу в картине. Этих слоев художник нанес бесчисленное множество, и каждый был почти прозрачным. Благодаря этому приему свет по-разному отражается и рассеивается по холсту — в зависимости от угла зрения и угла падения света. Потому и выражение лица модели постоянно меняется.

Мона Лиза — это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д.). Об этом свидетельствует и версия портрета, хранящаяся в мадридском музее Прадо, написанная то ли самим да Винчи, то ли его учеником. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Таким образом, полагают специалисты, шел поиск нужной точки изображения, которая и даст эффект 3D.

Версия №9: тайные знаки

Тайные знаки – любимая тема исследователей Моны Лизы. Леонардо не просто художник, он — инженер, изобретатель, ученый, писатель, и вполне мог зашифровать в своем лучшем живописном творении какие-то вселенские секреты. Самая смелая и невероятная версия прозвучала в книге, а затем и фильме «Код да Винчи». Это, конечно, художественный роман. Тем не менее, исследователи постоянно строят не менее фантастические предположения, основываясь на неких символах, найденных на картине.

Много предположений связано с тем, что под изображением Моны Лизы скрыто еще одно. Например, фигура ангела, или перо в руках модели. Есть и любопытная версия Валерия Чудинова, который обнаружил в Моне Лизе слова Яра Мара — имя русской языческой богини.

Версия № 10: обрезанный пейзаж

Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Исследователь Игорь Ладов обнаружил в нем цикличность: кажется, стоит провести несколько линий, чтобы соединить края пейзажа. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Но ведь на версии картины из музея Прадо есть колонны, которые судя по всему были и в оригинале. Никто не знает, кто обрезал картину. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдована так же, как все в природе...

Кажется, версий разгадки тайны Моны Лизы столько же, сколько людей, пытающихся исследовать шедевр. Место нашлось всему: от восхищения неземной красотой — до признания полной патологии. Каждый находит в Джоконде что-то свое и, быть может, именно в этом проявилась многомерность и смысловая многослойность полотна, которое дает каждому возможность включить свою фантазию. А между тем тайна Моны Лизы так и остается достоянием этой загадочной леди, с легкой улыбкой на устах...

Загадка улыбки Моны Лизы состоит в том, что она заметна только тогда, когда зритель смотрит выше рта женщины на портрете, но стоит перевести взгляд на саму улыбку – она исчезает. Ученые объясняют это оптической иллюзией, которая создается путем сложного сочетания цветов и оттенков. Этому способствуют особенности периферийного зрения человека.

Чтобы продемонстрировать оптическую иллюзию в действии, добровольцам предлагали посмотреть с разного расстояния на полотна да Винчи и для сравнения – на картину его современника Поллайоло «Портрет девушки». Улыбка была заметна только на картинах да Винчи, в зависимости от определенного угла зрения. При размытии изображений наблюдался такой же эффект. Профессор Соранцо не сомневается в том, что это – намеренно созданная да Винчи оптическая иллюзия, и эту технику он разрабатывал в течение нескольких лет. [6]

4. Исследовательская часть. Влияние картины на искусство.

Загадочность, таинственное настроение, вечность – вот что привлекает к «Моне Лизе» деятелей искусства и мировую прессу. Мне захотелось выявить, какое влияние оказала эта картина на мировое искусство: литературу, живопись, театр, кино, архитектуру, музыку; а также на современные сферы деятельности человека: прессу, рекламу, науку и т.д.

После сбора нужной информации из разных областей искусства возьмем несколько произведений, хорошо мною изученные. Разработаем критерии для оценки и сравнения произведений и сделаем соответствующие выводы.

Этапы работы:

Сбор информации – произведений из разных областей искусства.

Знакомство с этими произведениями и их описание.

Разработка критериев для сравнения.

IV. Составление сводной таблицы.

Подведение итогов.

I-II этапы. Сбор информации – произведений из разных областей искусства. Знакомство с этими произведениями и их описание.

4.1.Литература

Литература – один из древнейших видов искусства. С тех пор, как человек научился писать, он стремился весь мир запечатлеть в слове. Писатели и поэты – творческие люди, и поэтому в своих произведениях они пытаются отразить всё прекрасное. Поэтому я предположила, что упоминание картины «Мона Лиза (Джоконда)» и её необычной истории можно найти в литературе. Я провела ряд запросов в интернете и составила небольшой список:

Георг Гейм «Вор» (1911);

Владимир Маяковский «Облако в штанах» (1914-1915);

Дмитрий Мережковский «Воскресшие боги» (1899—1900);

Олдос Хаксли «Улыбка Джоконды» (2009);

Рэй Брэдбери «Улыбка» (1952);

Боб Шоу «Шутка Джоконды» (1976);

Дэн Браун «Код да Винчи» (2003).

Георг Гейм «Вор». Жанр – новелла, она посвящена краже «Моны Лизы». Новелла дала название одноимённому сборнику рассказов. К сожалению, написана на немецком языке и переводов на русский язык я не нашла. Переводом стихов Георга Гейма занимались в основном поэты – символисты в начале XX века. Возможно, когда-то кто-то переведет на русский язык и этот сборник.

Владимир Маяковский «Облако в штанах». Лирический герой, а вместе с ним и сам поэт вспоминает, как однажды в Одессе его любимая, Мария, обещала прийти к нему. Ожидая её, поэт нервничает, плавит лбом стекло окошечное, душа его стонет и корчится, нервы мечутся отчаянной чечёткой. Наконец появляется Мария и сообщает, что выходит замуж. Пытаясь выглядеть абсолютно спокойным, поэт чувствует, что его «я» для него мало и кто-то из него вырывается упрямо. Но невозможно выскочить из собственного сердца, в котором полыхает пожар. Можно только выстонать в столетия последний крик об этом пожаре и он говорит: «…вы — Джиоконда, которую надо украсть! И украли». Эти строчки написаны под свежим впечатлением от похищения и возвращения картины. [10]

Дмитрий Мережковский. Книга «Воскресшие боги». Этот роман, написанный в 1900 году, входит в цикл трилогию «Христос и Антихрист» и имеет более полное название «Воскресшие боги Леонардо да Винчи». Этот роман — яркое историческое повествование о жизни и творчестве великого итальянского гуманиста эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Роман состоит из отдельных книг. 14-я книга носит название «Мона Лиза Джоконда» и посвящена этой теме.

Рэй Брэдбери, рассказ «Улыбка». Вандалы выродившегося будущего дерут картину на части, и герою удаётся спасти только улыбку, которую он и прячет.

Олдос Хаксли. Роман «Улыбка Джоконды». На Мону Лизу очень похожа героиня, с которой всё время сравнивает её автор.

Боб Шоу рассказ «Шутка Джоконды». В недалёком будущем с помощью телепата удаётся разрешить загадку появления «обнажённых Джоконд».

Дэн Браун роман и одноимённый фильм «Код да Винчи». Ключ к решению загадки, которую пытаются разгадать герои романа, лежит через знаменитые работы Леонардо, в том числе и через картину «Мона Лиза». Выход этой необыкновенно популярной книги стал еще одним ключевым поводом для новой вспышки интереса к шедевру великого Леонардо. В романе на пуленепробиваемом стекле, закрывающем «Джоконду», появляется таинственная надпись: «Так темен обманный ход мысли человека». Этот призыв довел жажду взломать шифры картины до мании.

4.2. Кинематограф

Изображение картины и её необычная история нашли широкое отражение в мировом кинематографе. Перечислим некоторые фильмы.

•Французский немой драматический фильм 1912 г. «Трагическая любовь Моны Лизы» (фр. Le tragique amour de Mona Lisa) режиссёра Альбера Капеллани.

• Французская короткометражная комедия 1958 г. «Джоконда: История наваждения» (фр. La Joconde: Histoire d'une obsession) режиссёра Генри Грюеля (фр. Henri Gruel).

• Итало-французская комедия 1966 г. «Украли Джоконду» (итал. Ladro della Gioconda, Il, фр. On a volé la Joconde) режиссёра Мишеля Девиля.

• Франко-итальянский приключенческий ТВ-фильм 2006 г. «Украсть Джоконду» (итал. L'uomo che rubò la Gioconda, англ. Stealing the Mona Lisa) режиссёра Фабрицио Коста (итал. Fabrizio Costa).

• Ключевой эпизод советского фильма «Сто дней после детства» строится на том, что во время вечернего мероприятия в пионерском лагере рассматривают репродукцию «Джоконды».

• В советском фильме «Служебный роман» над рабочим местом секретарши Верочки висит репродукция «Моны Лизы», распечатанная на бумаге с помощью ЭВМ.

• В американо-канадском фильме «2012» картина входит в число величайших произведений искусства, которые были отобраны для нового «ноевого ковчега», чтобы они сохранились после всемирного катаклизма.

• В начале американского фильма «Эквилибриум» сжигают подлинник картины.

• В американо-немецкой комедии «Луни Тюнз: Снова в деле» в качестве важного по сюжету элемента фигурирует игральная карта, бубновая дама, с изображениями лица Моны Лизы.

• В российском ТВ-сериале «Фурцева» показана выставка «Моны Лизы» в СССР в 1974 году.

• В американском ТВ-сериале «Волшебники из Вэйверли Плэйс» Мона Лиза сходит с картины, благодаря колдовству главной героини сериала — Алекс Руссо (Мону Лизу сыграла актриса Даниель Бисутти).

• В британском ТВ-сериале «Приключения Сары Джейн» Мона Лиза (по сюжету — инопланетянка) также выходит из портрета, заключив в него работницу музея.

• В американском полнометражном мультфильме «Футурама: Большой куш Бендера» Бендер похищает из прошлого «Мону Лизу», лицо которой ещё не дописано.

• В 1 эпизоде 15 сезона американского мультсериала «Симпсоны» Барт похищает картину, остановив время, и её подлинник можно заметить в конце эпизода.

• В американском научно-популярном фильме «Жизнь после людей» через 100 лет без людей картина будет съедена жуками-точильщиками.

Дэн Браун фильм «Код да Винчи». Режиссер Рон Ховард. Снят по одноименному роману.

4.3. Живопись

Портрет неоднократно цитировался и интерпретировался в ХХ веке, одним из излюбленных художественных методов мастеров которого является интертекстуальность.

После того, как «Мона Лиза» обрела невероятную популярность из-за своей кражи в 1911 году, на неё обратили внимание художники, сделав объектом экспериментов и придав дополнительный импульс её популярности.

Казимир Малевич. «Композиция с Моной Лизой» (Приложение № 2.1)

Российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма - одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени, в котором основными доминантами живописи были признаны форма и цвет. [11]

Казимир Малевич в 1914 году сделал коллаж «Композиция с Моной Лизой», где дважды перечеркнул изображение её репродукции и вверху написал «Частичное затмение». Белое пространство-плоскость с непонятной глубиной, геометрические фигуры правильных очертаний и локальной окраски, которые трудно заподозрить в связях с каким-либо предметом или явлением действительности. Дважды выписано «Частичное затмение»; газетная вырезка с фрагментом «передается квартира» дополнена коллажами с одним словом — «в Москве» (старая орфография) и зеркально перевернутым «Петроград».

Многие зрители называли подобные картины антиискусством, но споры вокруг картины придали ей ещё большую популярность.

Марсель Дюшан «L.H.O.O.Q.» (Приложение № 2.2)

Дадаист Марсель Дюшан в 1919 году создал знаковое для последующих произведений художников произведение «L.H.O.O.Q.», которое представляло собой репродукцию знаменитой картины с пририсованными усами, портрет — символ женственности — приобрел мужские черты. Название скрывало сальность: если быстро произнести «L.H.O.O.Q.», то по-французски получится фраза «Elle á chaud au cul» («У нее там горячо»). Произведение стало манифестом иконоборчества. Ниспровергая священный образ, Дюшан ставит вопрос о соотношении эстетики и искусства. В течение всей жизни художник не раз возвращался к этому вопросу и сделал 38 версий «L.H.O.O.Q.» разных размеров и в разных техниках. http://di.mmoma.ru/news?id=175&mid=852

Фернан Леже «Мона Лиза с ключами» (Приложение 2.3)

Фернан Леже в 1930 написал «Мону Лизу с ключами». Он сконструировал для культовой героини изобразительного искусства реальность с летающими ключами и портретом рыбы там, где должны бы быть облака. Эта работа Леже выбрана для афиши выставки.

Рене Магритт «La Gioconda» (Приложение 2.4)

Рене Магритт в 1960 году создал картину «La Gioconda», где нет Моны Лизы, а есть окно. Художник точно отображает силуэт Моны Лизы в виде окна, в то время как красные занавески символизируют о затемнённых цветовых пятнах позади Джоконды.

Сальвадор Дали «Автопортрет в образе Моны Лизы» (Приложение 2.5)

Сальвадор Дали в 1964 году написал «Автопортрет в образе Моны Лизы». Мона Лиза изображена с лицом Сальвадора Дали.

(Другой материал [12])

Мировое выставочное турне «Моны Лизы» в 1960-х способствовало глобализации её славы. Это отразилось и в искусстве: «Американские художники-авангардисты не стали ниспровергать „Джоконду“ с пьедестала, как когда-то их коллеги европейцы. Наоборот, Энди Уорхолл, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг и другие звезды поп-арта стали эксплуатировать образ Моны Лизы так же, как другие продукты массовой культуры — от банки супа Кэмпбелл до Мерилин Монро».

• Энди Уорхол в 1963 и 1978 сделал композицию «Четыре Моны Лизы» и «Thirty Are Better Than One Andy Warhol» (1963), «Mona Lisa (Two Times)» (1980).

• Представитель фигуративного искусства Фернандо Ботеро в 1959 году написал «Mona Lisa, Age Twelve», а в 1963 году создал изображение Моны Лизы в свойственной ему манере, преувеличивающей её вес.

• Джаспер Джонс в 1968 использовал её образ для «Figure 7».

• Роберт Раушенберг в 1982 году создал «Pneumonia Lisa».

• Знаменитый граффитчик Бэнкси создал рисунок Моны Лизы, изображённой во весь рост, поворачивающейся спиной к зрителю, поднимающей подол и показывающей голую попу. Ему же принадлежит «Mona Lisa Mujaheddin» — Джоконда с гранатомётом. [13] (Приложение 5)

«Айзелуортская Мона Лиза» (Приложение 3)

«Айзелуортская Мона Лиза» — картина, на которой изображена та же женщина, что и на знаменитом произведении «Мона Лиза» («Джоконда»).

Есть версия, что эта картина принадлежала кисти того же Леонардо да Винчи и была написана годами ранее. Либо она и вовсе представляла оригинал картины, а всем известный вариант был написан Леонардо спустя 20 лет в его мастерской. Это полотно было найдено более века назад в частной коллекции, сейчас же оно представлено в музее Прадо в Мадриде. Возможно, когда-нибудь именно эта картина поможет расшифровать все тайны знаменитой «Джоконды». Более подробное описание можно увидеть в Приложении 3. [14]

4.4. Мона Лиза в музыке«Джoкондиана» нашла отражение в основном в песенном творчестве. Песни о Джоконде поют певцы со всего света от — Демиса Руссоса и Нэта Коула до Элтона Джона и Боба Дилана. Также песни под названием «Мона Лиза» встречаются у следующих исполнителей: Авраама Руссо, Александра Барыкина (группа «Карнавал»), группы «Весёлые ребята», Валерия Леонтьева и Филиппа Киркорова. Существует отдельная группа под названием «MONOЛИЗА»

4.5. Мона Лиза в рекламе

Во второй половине XX и в XXI веках наблюдается вторжение великих шедевров живописи в рекламный бизнес. Так улыбка Моны Лизы и сам ее образ, а также пейзажный фон широко встречаются в рекламе. Из элитарного произведения искусства Джоконда превратилась в фетиш массовой культуры. Налицо по крайней мере две мировые эпидемии, связанные с полотном Леонардо, после которых не осталось на Земле человека, который бы ее не знал. Первая волна эпидемии прошла в начале века, после знаменитого похищения шедевра из Лувра, вторая волна - после ее мирового турне. Кстати, во время экспонирования полотна в Японии выставку посетили 1,5 млн человек (1974 год) и этот рекорд посещения художественной выставки еще не побит. Можно говорить еще об одном эпидемическом современном витке После выхода книги "Код да Винчи" Брауна. Известен рекламный прием, согласно которому рекламируемый товар ассоциативно "завязывается" с какой-либо ценностью, повышая ценность и самого товара. Где только не встретишь изображение великого полотна - на обложках каталогов, в рекламных макетах и буклетах. Джоконда в полной мере является народным достоянием и это тоже одна из причин ее успеха сегодня.

Проведем небольшой обзор, какой видят Джоконду рекламщики. 1. Улыбка Моны Лизы в рекламе: Audi. В полный рост(Приложение 4.1) Несмотря на то, что "Мона Лиза" считается одним из самых совершенных и проработанных произведений великого Леонардо, автомобильному концерну Audi кажется, что чего-то не хватает. Например... ног. Рекламный плакат Audi предоставляет возможность взглянуть на Джоконду в полный рост, тем самым намекая на дополнительное место в багажнике. 2.Улыбка Моны Лизы в рекламе: Head&Shoulders (Приложение 4.2)

Некоторые фирмы даже и не пытаются открыть тайну улыбки Моны Лизы: в женщине эпохи Возрождения их интересует другое. Например, волосы. Реклама шампуней Head&Shoulders от агентства Saatchi & Saatchi из Буэнос-Айреса заставляет Джоконду как следует наклонить голову, чтобы все увидели ее прекрасные волосы без единого следа перхоти.

3. Улыбка Моны Лизы в рекламе: Pantene. Волосы Моны Лизы (Приложение 4.3)

Еще один шампунный бренд, Pantene, не отстает: его реклама дорисовывает Джоконде очень пушистую и волнистую прическу, которая как бы демонстрирует возможности шампуня в восстановлении поврежденных волос. Как тут не вспомнить ернический слоган Виктора Пелевина: "Мировой Pantene Pro V - Господи, благослови!".

4. Улыбка Моны Лизы в рекламе: Skenpoint. Лоскутная Мона Лиза (Приложение 4.4)

"Все большие фигуры состоят из маленьких треугольничков квадратиков!" - даже Мона Лиза. По крайней мере, так считает рекламное агентство Newmoment из Македонии и дом печати Skenpoint.

5. Улыбка Моны Лизы в рекламе: Schleiper. Цена улыбки (Приложение 4.5)

Брюссельский филиал агентства Ogilvy & Mather в своей отличной рекламе косвенно указывает, сколько стоит улыбка Моны Лизы. "Джоконда" - не только самая известная, но и самая дорогая картина в мире. В рекламе бельгийского магазина для художников Schleiper к картине приложен чек на все "ингредиенты". Сумма к оплате - 35,01 евро. Остальные 2 999 999 949,41 доллара - цена улыбки.6. Улыбка Моны Лизы в рекламе: Hubba Bubba. Мона Лиза дель Жвачконда (Приложение 4.6)Жвачная компания Hubba Bubba на улицах Австралии выставляет плакаты с черно-белыми контурами картин, на которых есть специальные метки - какого цвета жвачку куда лепить. Конечно, цель этого процесса - не столько создание инсталляций "Джоконда из жвачки", сколько очищение австралийских улиц от использованной жвачки.

7.Улыбка Моны Лизы в рекламе: Radioactiva. Мона Мэнсон (Приложение 4.7)

Шокирующая смесь из Моны Лизы и Мэрилина Мэнсона - вот что мы видим на этом рекламном плакате рокерского радио Radioactiva, что вещает в Колумбии. Креативное агентство называется АДЪ (Ade).

Мона Газон. Реклама газонокосилок (Приложение 4.8) Австралийский фотограф сделал снимок для этой рекламы с вертолета.

Мона Линза. (Приложение 4.9) Постер с рекламой контактных линз. [15]

5. Универсальное пособие для демонстрации идеи В большей степени Джоконда стала чем-то вроде учебного пособия - на ее примере легко продемонстрировать мысль, технологию и так далее. Приведу несколько примеров разных идей и иллюстраций, расположив их в форме таблицы.

идея

краткое описание

иллюстрация

1

Джоконда в шоколаде

изображение сделано из шоколада, поэтому съедобно

 

2

Джоконда-вампир

такое изображение может сопровождать как фильм, так и книги о вампирах

 

3

Картину можно составить из чашек кофе

из 3,604 чашек кофе с напитком и без составлен гигантский портрет Моны Лизы

 

4

Использование компьютерной кодировки

Рисунок, в котором элементами изображения выступают символы ASCII (американская стандартная кодировочная таблица для печатных символов и некоторых специальных кодов)

 

5

Цифровое изображение Джоконды

Цифровое изображение Джоконды в рекламе компьютеров Compaq, 1999 г. Абстрактные символы служат метафорой электронного изображения

 

6

Компьютеры позволяют искусствоведам тестировать различные теории

Обложка журнала Scientific American в апреле 1995 года изображает "виртуальный музей", в статье г-жа Шварц выдвигает теорию что портрет Моны Лизы передает черты самого Леонардо да Винчи.

 

7

С помощью программы Artensoft Photo Mosaic Wizard с использованием большого количества изображений можно создать любой портрет

Техника "Photomosaic" (фотомозаика) разработана Робертом Сильверсом. Мозаичная матрица изображения - портрет Джоконды состоит из "пикселей", каждый из которых - шедевр мировой живописи. Они подобраны по цвету, плотности, текстуре и по смыслу

 

8

Портрет можно составить из компьютерных чипов

Находится в штаб-квартире ASUS. Этой необычной картиной компания ASUS подчеркивает, что производство современных компьютеров – тоже искусство.

 

9

Мозаика можно составить из природных камней

Микс из разноцветных турмалинов, гранат-гессонит, гранит и другие камни

 

10

Из блоков Лего можно собрать портрет Джоконды

Эрик Harshbarger в ноябре 2000 собрал картину "Мона Лего". Использованы стандартные "первичные" цвета: красный, зеленый, синий, желтый, белый и черный, более 30000 блоков размером шесть на восемь футов.

 

11

Обучение и развитие детей с помощью произведений искусства

Книжка-раскраска "Мои любимые шедевры" демонстрирует еще один путь, где Мона Лиза выступает наглядным примером важности изобразительного искусства.

 

12

Использование портрета Джоконды в детских пособиях развивающего характера

Головоломка "Мона Лиза" (80 пазлов), 8x10 . Из серии миниатюрных шедевров.

 

Таким образом, «Джоконда» выступает не только как пропагандист искусства, но и как учебное пособие.

Универсальность образа как символа живописи и искусства стала причиной широкого использования этого образа в обучающих пособиях. Собирая из пазлов изображение Джоконды, рисуя, собирая и т.д., ребенок приобщается к искусству. Это объясняет широкое использование портрета в обучающих материалах, учебных пособиях и книгах.

III. Разработка критериев для сравнения

Каждый здравомыслящий человек понимает, что любое произведение искусства невозможно загнать в рамки критериев, тем более произведения разных видов искусства. Но в ходе нашего исследования хотелось бы сравнить разные произведения с оригиналом. Конечно, оценка каждого человека будет в большей степени субъективной, чем объективной. И, безусловно, рисунок Джоконды, сделанный ребенком, невозможно сравнить, например, с картиной Сальвадора Дали. А шедевры реализма не сравнить с полотнами экспрессионистов. Но в рамках нашего исследования попробуем сопоставить и оценить несколько произведений и условно будем называть все рассматриваемые нами примеры с упоминанием Моны Лизы произведениями. Что будем сравнивать?

Понимание идеи произведения. Понимаем ли мы то, что передает данное произведение, какие культурные ценности несет. Что произведение пытается сказать?

Оценка сложности создания: время, затраченное на идею и её реализацию; использование материалов, приемы создания характера героев и т.д.

Эстетическое восприятие. Мы видим и понимаем предметы по-разному, поэтому и категория красоты тоже будет условна. Обычно эстетические критерии связаны с гармоничностью и балансом произведения, его пропорциями, симметрией и аналогичными факторами.

Испытание временем. Этот критерий поможет понять, будет ли жить произведение долгий срок, вечность или быстро забудется, сотрется из памяти.

Переведем эти критерии в трёхбалльную систему.

3 балла – высокий уровень, богатство материала, эмоций, качество, раскрытие в полной мере, оригинальность, легко воспринимается, прочитывается, угадывается

2 балла – есть незначительные замечания, средний уровень

1 балл – низкий уровень, значительные замечания, сложное для восприятия без дополнительных искусствоведческих знаний

Составление сводной таблицы

Название автор

Направление деятельности

Идея произведения

Оценка сложности создания

Эстетическое восприятие

Испытание временем

Баллы

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

живопись

«Созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо» Джорджо Вазари

3 балла

работал три года и не успел закончить

3 балла

завораживает своей улыбкой и привлекательностью не одно поколение

3 балла

популярна по сей день

3 балла

12 баллов

эталон

Владимир Маяковский «Облако в штанах»

литература

Но невозможно выскочить из собственного сердца, в котором полыхает пожар. Мария как Джоконда, которую украли

3 балла

высокий уровень

3 балла

авангардизм сложен для восприятия

2 балла

популярность

2 балла

1 0 баллов

Дмитрий Мережковский «Воскресшие боги»

литература

яркое историческое повествование о жизни и творчестве великого итальянского гуманиста эпохи Возрождения Леонардо да Винчи авторское видение

2 балла

высокий уровень

3 балла

интересно, но не массовое чтение

2 балла

популярность 2 балла

9 баллов

Рэй Брэдбери, рассказ «Улыбка»

литература

Вандалы выродившегося будущего дерут картину на части, и герою удаётся спасти только улыбку, которую он и прячет

3 балла

высокий уровень

3 балла

интересно, но не массовое чтение

2 балла

популярность 2 балла

10 баллов

научно-популярный фильм «Жизнь после людей»

кино

через 100 лет без людей картина будет съедена жуками-точильщиками

2 балла

высокий уровень

3 балла

интересно, но не массовое кино

2 балла

популярность 2 балла

9 баллов

Дэн Браун фильм «Код да Винчи»

кино

«Так темен обманный ход мысли человека». Картина содержит тайный код

2 балла

высокий уровень

3 балла

интересно, оригинально, но массовое появление желающих взломать шифры картины

2 балла

популярность 2 балла

9 баллов

Казимир Малевич «Композиция с Моной Лизой»

живопись

Коллаж, где дважды перечеркнул изображение её репродукции, сложность прочтения идеи

2 балла

высокий уровень

3 балла

сложность восприятия

1 балл

Многие зрители называют подобные картины антиискусством, но споры вокруг картины придают ещё большую популярность 2 балла

8 баллов

Рене Магритт «La Gioconda»

живопись

Нет Моны Лизы, а есть окно, отображающее её силуэт, сложность восприятия идеи

1 балл

высокий уровень

3 балла

сложность восприятия

1 балл

Многие зрители называют подобные картины антиискусством, но споры вокруг картины придают ещё большую популярность 2 балла

7 баллов

Сальвадор Дали «Автопортрет в образе Моны Лизы»

живопись

Мона Лиза изображена с лицом Сальвадора Дали

2 балла

высокий уровень

3 балла

заигрывание со зрителем, эпатаж

2 балла

споры вокруг картины придают ещё большую популярность 2 балла

9 баллов

Волосы Моны Лизы

реклама шампуня Pantene

повысить количество продаж шампуня

1 балл

низкий уровень

1 балл

оригинальность, хорошее качество монтажа, но нет глубины

1 балл

не искусство, недолговечность

1 балл

4 балла

Мона Лиза дель Жвачконда

рекламаHubba Bubba

не столько создание инсталляций "Джоконда из жвачки", сколько очищение улиц от использованной жвачки

0 баллов

низкий уровень

1 балл

не эстетично

0 баллов

не искусство

0 баллов

1 балл

Мона Газон

Реклама газонокосилок

повысить количество продаж

1 балл

низкий уровень

1 балл

оригинально, но не высокое искусство

2 балла

короткий период жизни

1 балл

5 баллов

Джоконда в шоколаде

кондитерское искусство

можно сделать из шоколада, потом съесть

2 балла

низкий уровень

1 балл

оригинально, вкусно, но не высокое искусство

2 балла

короткий период жизни

1 балл
6 баллов

Картина из чашек кофе

прикладное творчество

полных и пустых чашек кофе можно составить гигантский портрет Моны Лизы

2 балла

средний уровень

2 балла

оригинально, но можно увидеть только сверху, затратность

1 балл

короткий период жизни

1 балл
6 баллов

Мозаичная матрица изображения Джоконды

компьютерное творчество

состоит из "пикселей", каждый из которых - шедевр мировой живописи. Они подобраны по цвету, плотности, текстуре и по смыслу

3 балла

Техника "Photomosaic" (фотомозаика) разработана Робертом Сильверсом

высокий уровень

3 балла

красиво, оригинально, но мелко и нечетко

2 балла
современно 2 балла 10 баллов

Филипп Киркоров песня «Мона Лиза»

музыка, песенное творчество

«вечности портрет»

2 балла

средний уровень

2 балла

красиво, музыкально

2 балла

популярность 2 балла

8 баллов

 

Подведение итогов

В ходе сопоставления я взяла 15 произведений из областей: литература, кино, живопись, реклама, прикладное творчество, компьютерное творчество, музыка. В качестве эталона для описания была взята сама картина «Мона Лиза», которую я оценила по своей системе критериев в 12 баллов. Какие же из взятых мною произведений получили по моей оценке максимальное количество баллов?

По 10 баллов получили произведения: Владимир Маяковский «Облако в штанах», Рэй Брэдбери рассказ «Улыбка», Мозаичная матрица изображения Джоконды. Два произведения литературы и одно компьютерное творчество. Эти произведения отличает высокий уровень работ, богатство материала, эмоций, качество исполнения, раскрытие главной идеи в полной мере, оригинальность и т.д. Немаловажный фактор – это испытание временем, что, на мой взгляд, отличает эти три произведения, а также произведения, набравшие по моей шкале 9 баллов.

Представим результаты в форме диаграммы.

Эксперимент

Работа Леонардо да Винчи вдохновляет многих на создание собственного аналогичного произведения. Мона Лиза вдохновляет и меня, поэтому я решила создать её портрет. Но мне хотелось сделать что-то необычное, использовать непривычные в живописи материалы, так как все, что можно, о ней уже сказано. Мне хотелось, чтобы появление силуэта Моны Лизы напоминало чудо. С уроков химии я помню о реакции крахмала на йод, поэтому решила использовать крахмал или воск и разбавленный в воде йод.

Воск ложился на бумагу неравномерно, и при опрыскивании работы йодом собиралась вода. В итоге можно заметить, что многие места плохо заполнены воском. Работа получилась некачественной, поэтому я решила использовать другой метод.

Неудачно получались работы с использованием разбавленного крахмала вместо воска.

Теперь вместо разбавленного крахмала я использовала клейстер из крахмала.

В отличие от других материалов, он отлично распределялся по поверхности листа и при опрыскивании бумаги йодом, реагируя с клейстером, получался насыщенный цвет. Мои эксперименты можно увидеть в Приложении № 6.

Заключение В ходе работы над темой мною было изучено 24 источника. В работе 6 Приложений, которые содержат дополнительный материал и иллюстрации.

Я узнала новое и интересное, получила много положительных эмоций и пришла к некоторым выводам.

О Джоконде все сказано и все опровергнуто, в отношении этой картины прозвучали уже все взаимоисключающие версии. Интересны только новые. Но стоит отметить - каждый находит в Джоконде свой идеал - роковую женщину или скромную мать семейства.

Джоконда - культовый образ, символ вершины творчества, символ живописи и шедевра в области искусства. Любое изображение этой картины, встреченное нами в прессе, в книге, неизменно воспринимается как положительный образ, вызывает ассоциативную связь с искусством, мастерством, с лучшими достижениями человечества.

Поставленную цель реализовала через исследование современных произведений искусства. В начале работы я выдвинула гипотезу: таинственность самой загадочной картины Ренессанса оказала влияние на все виды искусства от прошлого до наших дней. Считаю, что гипотеза доказана.

Мною был проведен сравнительный анализ некоторых произведений по собственным критериям.

Произведения о Моне Лизе, её копии и инсталляции повышают интерес к тайнам самой картины, несут экспрессию, учат проникать вглубь авторского смысла, показывают явления с новой, неожиданной стороны, заставляют задуматься над своей культурой, нравственными принципами.

Работая над темой, я задумалась о том, понимаем ли мы то, что передает данное произведение, какие культурные ценности несет. И даже если у нас разное эстетическое восприятие, мы должны понимать, что никакая копия не заменит подлинника. И только немногим произведениям суждено стать искусством.

Список литературы

1.Данилова, Г. И. Мировая художественная культура. 7-9 кл., М., 2010

2.Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. 11 кл., М., 2009

3. http://ktoikak.com/mona-liza-opisanie-kartinyi/

4. http://www.yugzone.ru/articles/103

5. http://mylouvre.su/мона-лиза/

6. http://earth-chronicles.ru/news/2017-05-06-104135

7. http://gsmilodon.artbb.ru/viewtopic.php?id=316

8. http://www.liveinternet.ru/users/4231626/post416215008/

9.http://charming-face.ru/blog/43236616683/Mona-Liza-glazami-dadayistov-i-pop-artistov

10. https://briefly.ru/majakovskij/oblako_v_shtanah/

11. http://art.albomix.ru/artworks/kompoziciya_s_monoy_lizoy/

12. http://pheonae.livejournal.com/360229.html

13.https://ru.wikipedia.org /wiki/Мона_Лиза#.D0.92_.D0.B8.D1.81.D0.BA.D1.83.D1.81.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B5_.D0.A5.D0.A5_.D0.B2.D0.B5.D0.BA.D0.B0

14. https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/7-rokovyh-kartin-tajna-kotoryh-do-sih-por-ne-razgadana-1418215/

15. http://prportal.com.ua/ФотоФакт/мона-лиза-в-рекламе-обзор-креатива

16. http://www.pressmaket.ru/piar.html

17. http://www.anews.com/n/55698130/

18. http://julia-popo.livejournal.com/2712.html

19. https://ru.wikipedia.org/wiki/Айзелуортская_Мона_Лиза

20. https://rutube.ru/video/05cab5f07a35b402ded23484ff29f1c5/

21. https://artrue.ru/articles/kak-ocenivat-iskusstvo.html

22. https://nsportal.ru/kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2017/08/27/kriterii-otsenok-po-izobrazitelnomu-iskusstvu

23.https://music.yandex.ru/album/3841000/track/28098437?play=1&from=serp_autoplay

24. http://fb.ru/article/146424/installyatsiya---eto-chto-znachenie-i-primenenie-slova-instalyatsiya

Приложение № 1.

Несколько интересных фактов о «Моне Лизе»

1. Как известно, художник дважды переписывал "Мону Лизу". По версии экспертов, первоначальный вариант был более ярким, а рукава одежды Моны Лизы были красные, однако по прошествии большого количества времени краски выгорели.

2. Впервые картину увидели в бане знаменитого на то время политика, Франциска I, который увлекался коллекционированием. По слухам, перед своей кончиной художник продал полотно Франциску за 4000 золотых монет.

3. Наполеону Бонапарту так приглянулась картина, что он забрал ее из Лувра во дворец Тюильри и разместил в своей спальне. Несмотря на то, что император совсем не разбирался в искусстве, он очень уважал да Винчи как великого гения, сравнивая себя с ним. После того, как Наполеон получил титул императора, картина была возвращена в музей в Лувре, который был назван его именем.

4. В глазах загадочной Джоконды отражаются цифры и буквы, которые не проглядываются невооруженным взглядом. По версии исследователей, эти цифры означают год написания полотна, а буквы - инициалы художника.

5. Во времена Второй мировой войны большинство картин было перепрятано из Лувра в замок Шабор. В их числе была и "Мона Лиза", место которой сохранялось в нерушимой тайне. И, как выяснилось позже, полотна прятали не зря: Гитлер собирался организовать самый крупный в мире музей, построив его в Линце.

6. Большой процент ученых полагают, что пейзаж за Моной Лизой является выдумкой. Однако также есть варианты, что это долина Вальдарно или регион Монтефельтро. Тем не менее, явных тому подтверждений нет.

Картина в Лувре расположена в отдельном зале под специальной защитной системой. В эту защиту входит пуленепробиваемое стекло, многоуровневая сигнализация и специальная уникальная установка для создания микроклимата, который способен сохранить полотно как можно дольше. Вся защитная система оценивается в 7 миллионов долларов. [17]

В её честь назван кратер Мона Лиза на Венере.

90 % посетителей Лувра приходят туда лишь ради того, чтобы взглянуть на самую загадочную картину в мире — легендарную «Мону Лизу». До сих пор остается множество нераскрытых тайн картины. Кроме того, известно, что она способствует возникновению синдрома Стендаля. Это расстройство, при котором человек очень остро воспринимает произведения искусства: дезориентируясь в пространстве, люди буквально переносятся внутрь картины. Что можно увидеть по ту сторону «Джоконды», неизвестно, но факты говорят за себя: она доводила посетителей как до агрессии, так и до самоубийства.

Вандализм

В 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой.

30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак.

В апреле 1974 года на выставке в Токио женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов (которых не пускали на выставку, чтобы увеличить пропускную способность зала), попыталась распылить из баллончика красную краску.

2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Оба этих случая не нанесли картине вреда.

Вазари в биографии Леонардо да Винчи рассказывает том, как в юности художник изобразил медузу Горгону на деревянном щите по просьбе отца. Леонардо долго добивался нужного впечатления. Он использовал в работе все страшное и ужасное, что только смог найти - ящериц, змей, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Цели он достиг - результат оказался столь пугающим, что испугался сам отец. Он не отдал щит крестьянину, для которого просил сына расписать щит, а продал его за приличные деньги. В этой истории просматривается и чувство юмора и увлеченность Леонардо работой, понимание эффекта, которое оказывает произведение живописи и умение достичь нужного впечатления. Но юность стремится к внешнему яркому эффекту. В конце жизни художник, достигнувший вершин мастерства, не утратил страсти к доведению до совершенства всего, чего касался. Недаром его Джоконда вызывала восхищение художников умением передать живое дыхание человека.

Приложение №2

2.2 Марсель Дюшан «L.H.O.O.Q.»

2.1 Казимир Малевич. «Композиция с Моной Лизой»

2.3 Фернан Леже «Мона Лиза с ключами»

2.5 Сальвадор Дали «Автопортрет в образе Моны Лизы»

Приложение 3

История «Айзелуортской Моны Лизы»

Достоверной информации о происхождении картины нет. Незадолго до начала Первой мировой войны английский художник, коллекционер и арт-дилер Хью Блейкер обнаружил полотно в доме дворянина из Сомерсета, в семье которого картина находилась к тому времени уже около ста лет. Это открытие вызвало предположение, что Леонардо да Винчи написал два портрета Лизы дель Джокондо: всемирно известный, находящийся в Лувре, и тот, что обнаружил Блейкер. Коллекционер купил картину и разместил её в своей студии в местечке Айзелуорт, в западной части Лондона. Название этого района и дало имя картине.

Во время Второй мировой войны картина была перевезена в Бостонский музей изобразительных искусств и с тех пор несколько раз меняла владельцев. С начала 1970-х годов картина хранилась в сейфе швейцарского банка.

По словам Джорджо Вазари, раннего биографа многих художников эпохи Возрождения, Леонардо начал писать «Мону Лизу» в 1503 году, но «оставил её незавершенной». Тем не менее, полностью законченный портрет «некой флорентийской дамы» упоминается находящимся в частном владении Леонардо в 1517 году, незадолго до смерти живописца. Исходя из этого противоречия, сторонники подлинности «Айзелуортской Моны Лизы» утверждают, что это и есть незавершенная картина, написанная по крайней мере при личном участии Леонардо и переданная заказчику, а в Лувре находится более поздний вариант, сделанный Леонардо для себя.

Другой историк искусства, Джованни Ломаццо в своём трактате (Trattato dell’arte della Pittura Scultura ed Architettura, 1584), упоминает «„Джоконду“ и „Мону Лизу“», что, по мнению автора книги «Where is the Mona Lisa?» Генри Ф. Пулитцера, говорит о том, что первоначально эти названия не были синонимами, и речь шла о двух разных картинах.

Различия

«Айзелуортская Мона Лиза» шире, чем «Джоконда» из Лувра, за счёт изображения колонн, обрамляющих портрет слева и справа. Такие же колонны можно наблюдать на некоторых из многочисленных более поздних копий. На картине в Лувре колонн не видно, но видны их основания. Предполагается, что изначально колонны присутствовали, но позже картина была обрезана. Тем не менее, эксперты, исследовавшие «Мону Лизу» в 2004—2005 годах, пришли к выводу, что полотно не обрезали.

Фигура «Айзелуортской Моны Лизы» очень похожа на фигуру «Джоконды», также совпадают композиция и освещение. Тем не менее, лицо «Айзелуортской Моны Лизы» выглядит явно моложе, и это позволяет предположить, что она является более ранней версией картины. По словам Генри Ф. Пулитцера, несколько экспертов пришли к выводу, что шея «Айзелуортской Моны Лизы» уступает в изобразительной технике этой детали на других полотнах Леонардо да Винчи. Возможно, руки и лицо были написаны самим Леонардо, а остальное — другим художником, или даже несколькими.

Задний план в картине из Айзелуорта проработан значительно менее подробно, чем на полотне из Лувра. Пулитцер приводит мнения ряда экспертов, что и эта часть «Айзелуортской Моны Лизы» была написана не Леонардо да Винчи. [19]

Приложение 4

4.1. Улыбка Моны Лизы в рекламе: Audi. В полный рост.

4.2. Улыбка Моны Лизы в рекламе: Head&Shoulders. Улыбка - не главное

4.3. Улыбка Моны Лизы в рекламе: Pantene. Волосы Моны Лизы

4.4. Улыбка Моны Лизы в рекламе: Skenpoint. Лоскутная Мона Лиза

4.5. Улыбка Моны Лизы в рекламе: Schleiper. Цена улыбки

4.6. Улыбка Моны Лизы в рекламе: Hubba Bubba. Мона Лиза дель Жвачконда

4.7. Улыбка Моны Лизы в рекламе: Radioactiva. Мона Мэнсон

4.8. Мона Газон. Реклама газонокосилок

Мона Линза. Постер с рекламой контактных линз.

Приложение 5

• Энди Уорхол композиция «Четыре Моны Лизы» и «Thirty Are Better Than One Andy Warhol» (1963), «Mona Lisa (Two Times)» (1980).

• Фернандо Ботеро «Mona Lisa, Age Twelve», а в 1963 году создал изображение Моны Лизы в свойственной ему манере, преувеличивающей её вес.

• Джаспер Джонс «Figure 7».

• Роберт Раушенберг «Pneumonia Lisa».

• Бэнкси рисунок Моны Лизы, «Mona Lisa Mujaheddin» — Джоконда с гранатомётом

Приложение 6

Использование воска и разбавленного в воде йода. Эксперимент неудачный.

Использование разбавленного в воде крахмала. Эксперимент неудачный.

Нанесение клейстера из крахмала.

Опрыскивание рисунка йодом, реакция йода с клейстером, получение насыщенного цвета

Просмотров работы: 3834