Музей для друзей

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Музей для друзей

Савельева О.А. 1
1МБОУ "Архангельская средняя общеобразовательная школа"
Савельева Е.Н. 1
1МБОУ "Архангельская средняя общеобразовательная школа"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Я, надо признаться, волнуюсь, каким получится мой литературный музей.

Хотелось, чтобы он был живой, легкий, таинственный, новый, где хранятся простые и нестандартные чувства, семена детства и образцы дружбы, редкие стихи, письма и молитвы.

Что не сделаешь сейчас, потом никогда не успеваешь.

И я решилась написать работу «Музей для друзей».

Одноклассники мои – это сочетание хулиганства и серьезности, азарта и собранности, легкости и глубины. Все хотят быть интересными, максимально активными, самыми правоверными, но, чтобы поговорить, не хватает каких – то душевных сил.

Мне бы хотелось этой работой как–то сдвинуть их, сделать ближе, и ставку я делаю на их умение дружить и желание развиваться.

Музей любят не за то, что он велик, а за то, что он свой. В пример можно назвать наш архангельский школьный музей. Он притягивает людей всех возрастов, гостей, туристов, земляков и их новых друзей. И всякое общение с ним как – то освещает человека.

Знакомясь с жизнью и творчеством Б.Окуджавы, я натолкнулась на его идею создать музей для друзей. Эта идея жила со мной больше года. [7]

Говорят, «глубокие мысли познаются благодаря простоте слов и дел». (Д.И.Писарев). «Мысль же, прежде чем стать мыслью, бывает чувством». (К.С.Станиславский).

Наверное, самое теплое чувство к друзьям натолкнуло Булата Шалвовича на идею создания «Музея…».

Мою работу хочу сделать для моих одноклассников, для них, сегодняшних и завтрашних.

Цель: исследование выразительных возможностей литературы и живописи в их тематическом единстве, влияние их на эмоциональный мир старших школьников;

построение своеобразного «музея».

Задачи:

составить вопросы и провести анкетирование;

выявить пожелания друзей и выстроить тематико – экспозиционный план выставки в музее;

подобрать литературный и наглядный материал;

провести ассоциативный анализ;

исследовать редкие экспонаты;

сделать выводы по результатам исследования.

Актуальность работы: чего скрывать, старшеклассники не тянутся к чтению, но ведь все малыши любят, когда взрослые читают им вслух, да и в младших классах ученики сохраняют в себе эту тягу к книге. Что же происходит потом? Пока не знаю.

Но хочу, чтобы «музей…» моих друзей повернул их к чтению, желанию быть любознательными и уважающими друг друга.

Новизна же работы состоит в том, что я хочу представить свой маленький читательский опыт, используя приложением несколько иллюстраций и экспонатов, а к ним на ассоциативном уровне возникшие литературные произведения и свои творческие работы. А если просто, то я создаю музей для развития моих одноклассников и второго такого нет.

Методы исследования:

анкетирование учащихся старших классов;

моделирование;

наблюдение;

ассоциативный анализ;

синтез;

создание презентации.

Объект исследования: художественные произведения, письма, стихи, молитвы, картины, рисунки.

Предмет исследования: художественные образы, темы и мысли, рождающиеся при ассоциативном анализе иллюстрационного материала.

Гипотеза: если создать литературный музей для друзей – старшеклассников, то это будет хороший вклад в развитие нашей духовной зрелости.

1. Молитвы для тех, кто не молится.

Музей наш литературный, поэтому вы, знакомясь с ним, встретитесь с содержанием литературных произведений, их предметным миром и героями, авторами и их идеями.

Читаем: «литература – есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни». (В.Г.Белинский).

Вглядитесь, пожалуйста, в подарок Анны своей сестре Вере Николаевне Шеиной (А.И.Куприн «Гранатовый браслет»).

«Она (Анна) достала из своего ручного мешочка маленькую записную книжку в удивительном переплёте: на старом, стёршемся и посеревшем от времени синем бархате вился тускло – золотой филигранный узор редкой сложности, тонкости и красоты, – очевидно, любовное дело рук искусного и терпеливого художника. Книжка была прикреплена к тоненькой, как нитка, золотой цепочке, листки в середине были заменены таблетками из слоновой кости». (Приложение №1). «…видишь, как здесь, орнамент делает фигуру креста. Правда я нашла только один переплёт, остальное всё пришлось придумывать – листочки, застёжки, карандаш…Застёжки должны были быть в таком же стиле, как и весь узор, матовые, старого золота, тонкой резьбы. Зато цепочка настоящая венецианская, очень древняя». «Вера ласково погладила прекрасный переплет», и это … «Молитвенник, переделанный в дамскую записную книжку». [8, 210]

В нем собраны литературные произведения в жанре молитвы.

И первая вещь – это молитва Г.С.Желткова и Веры, соединившая их в один голос, в одно чувство и написанная как стихотворение в прозе:

А.И.Куприн «Гранатовый браслет» 1910г.

«Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрёка, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою – одна молитва: «Да святится имя Твоё».

Да я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. «Да святится имя Твоё».

Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. «Да святится имя Твоё…» [2]

М.Ю.Лермонтов Молитва 1837г.

Я, матерь божия, ныне с молитвою…

З.Н.Гиппиус О другом 1906г.

Господь. Отец.

Мое начало. Мой конец…

Януш Корчак Из книги «Наедине с Господом Богом». 1922г. [4]

Напутствие выпускникам (завещание)

В.Н.Крупин Молитва матери 2001г.

«Материнская молитва со дна моря достанет» — эту пословицу, конечно, знают все. Но многие ли верят, что пословица эта сказана не для красного словца, а совершенно истинно, и за многие века подтверждена бесчисленными примерами?...

Для этой главы было бы типично отсутствие авторского комментария, но хочется немного сказать.

Благодаря молитве оживает связь времен.

М.Ю.Лермонтов (начало 19 в.), А.И.Куприн и З.Гиппиус (начало 20 в.), В.Н.Крупин (начало 21 в.), Я.Корчак (20 в.) – все они талантливые поэты, писатели, педагоги и патриоты, которые глубоко и искренне любят своих близких, любят родину и особенно детей. И сами, и их герои отдают жизнь за них. (Приложение №2).

Сила молитвы таких людей поднимает любовь, вселяет неугасимую надежду.

Герои всех произведений – молитв – фигуры очень привлекательные, воплощающие совесть, честь и глубину национального сознания. Страстность обращения их к Творцу выражена словом, то есть лексически. Рядом со словами «прими… просьбу», «прими… моленье» есть «прими… хотенье» и два раза повторяется слово «хочу», что отражает не тихую просьбу, а почти требование. [8]

А взамен: «О, жги меня» или прими мое единственное сокровище: «…печаль. Печаль и труд».

Во все века и люди со слишком ясными глазами и простые из простых живут в душе с молитвой и молятся за нас.

Выстроенный цикл произведений на каждого подействует по – своему, но обязательно раскроет глаза на окружение и себя.

2. Журнал «Для немногих»

Начало ХХ века. (Приложение №3)

Литературный журнал «Для немногих» отличался изысканным словом.

Мне захотелось самой подобрать материал к этому журналу. И я остановилась на письмах А.Блока. Письма – «превосходный духовный автопортрет». (В.Я.Лакшин). Опыт, отраженный в них, это опыт человечности, и в начале третьего тысячелетия он неоценим. (Приложения №4, 5) [12, 4]

Выбранные цитаты из писем А.Блока любимым женщинам. [10, 1-310]

Ксения Михайловна Садовская. А.Блок любил ее восторженной, идеальной любовью, испытывая все волнения первой страсти.

Синеокая, бог тебя создал такой.

Гений первой любви надо мной. 1897г.

К.М.Садовской 1898. Петербург

«…Хочется любоваться Тобой и хоть на минуту утешить ту страшную бурю, которая всё время бушует у меня в душе…»

Не здесь ли Ты лёгкою тенью,

Мой гений, мой ангел, мой друг,

Беседуешь тихо со мною

И тихо летаешь вокруг?

И робким даришь вдохновеньем,

И сладкий врачуешь недуг,

И тихим даришь сновиденьем,

Мой гений, мой ангел, мой друг.

К.М.Садовской 31 март 1900. Петербург

«Ксения Михайловна, Ваши письма с первого до последнего я храню, как святыни».

К.М.Садовской

«Душа стремится к тебе и не находит выхода, беру от тебя все источники жизни, света и тепла».

К.М.Садовский

«… каждое дерево, каждая вечерняя тень, каждый поворот дорожки невыносимо больно, тоскливо и резко говорит мне, что «тогда» было первое и последнее – настоящее молодое счастье».

Любовь, имя невесты поэта. Любови Дмитриевны Менделеевой. Именно ей он напишет: «Ты Первая моя Тайна».

10 ноября 1902. Петербург. Ты – моё Солнце, моё Небо, моё Блаженство. Я не могу без Тебя жить ни здесь, ни там. Ты Первая моя Тайна и последняя моя Надежда.

23 декабря 1902. Петербург. «…в Тебе такой, как ты есть, – моё всё, моя вера, мой бог».

Л.Д.Менделеевой 25 декабря 1902. Петербург.

«…Судьба, дело какого – то светозарного бога, ангела, благосклонного ко мне. Здесь завязываются узлы каких – то заранее предначертанных целей, как у А.П.Григорьева:

Да, я знаю, что с Тобою

Связан я душой.

Между вечностью и мною

Встанет образ Твой.

Знаю только одно, что безумно люблю». Это и есть моя вечность, моя углублённая стихия, последняя цель, с которой издавна связывалось всё произошедшее в моей жизни. Сегодня у меня нет слов, я предпочёл бы петь».

Любовь Александровна Дельмас

В конце 1913 года А.Блок увидел ее в театре Музыкальной драмы в роли Кармен. А.Блок влюбился, как мальчик, «как гимназист»: ходил на все её спектакли, напряженно смотрел из темного зрительного зала, покупал фотографии, сочинял и рвал письма и писал стихи о любви и счастье.

«Когда я смотрю на Вас, Ваше самочувствие другое, чем когда меня нет…»

«Не знаю, какой заколдованный цветок Вы бросили мне, но я поймал…»

«Один Ваш жест стоит всей студии».

«Я много лет не слыхал женского языка, старинная женственность… и чувство твоей влажной руки…»

«Мы не напрасно подали друг другу руку…»

И.Ф.Анненский писал о «диковинном волшебстве», с каким А.Блок пишет о любви…»

«Образ возлюбленной у А.Блока сплетается из тонких нитей тревоги, страха или, наоборот, бурной радости, которыми опутаны и лес, и сиреневый сад, и церковные ступени. По этим нитям, как по невидимым струнам, передается Ее приближение. [7, 14]

Читайте и любите, любите и пишите… п и с ь м а.

3. Не тлеть, а гореть.

Кто мы? Десятый 2018-ого. Всякий смотрится из своего окна. Кто – то видит мяч, оставшийся в небе, кто – то – слова на снегу, а кто – то, глядя, чувствует озарение.

Видим главные ворота села. Они всегда встречают и провожают нас с верой, надеждой и с любовью. На закате и восходе церковь, ее ворота окрашиваются в красный цвет. И это горенье заставляет задуматься о смысле жизни. Но дальше благих намерений что – то изменить в ней (с понедельника, с Нового года …) дело чаще всего не идет.

Мы или не понимаем огромную ценность жизни, или относимся к ней легкомысленно.

Прекрасно сказал А.Фет:

Не жизни жаль с томительным дыханием

Что жизнь и смерть? А жаль того огня,

Что просиял над целым мирозданьем,

И в ночь идет, и плачет, уходя.

А ведь есть другие – совершенно поразительные примеры. Жил – был необычный человек – крестьянин села Утевка Самарской губернии Григорий Журавлев. Судьба послала ему ужасные испытания! Он родился без рук и ног и был обречен на жалкое, животное существование. Но еще в детстве он захотел рисовать. И стал писать иконы. Сегодня их можно увидеть в Троице – Сергиевой лавре, в Казанском соборе Петербурга, в других храмах России, одну из его икон недавно обнаружили даже в Боснии.

А в конце жизни Григорий Журавлев стал расписывать церковь в своем селе. Привязанный под куполом, часами лежал он на спине и расписывал сантиметр за сантиметром, держа кисть в зубах. От нечеловечески тяжелого труда спина и затылок покрывались кровавыми язвами. Трескались губы. Кровоточил рот. Но он выполнял свое предназначение. [14, 57]

Увидеть огонь в себе, не дать ему затухнуть в повседневной суете – вот что желаю друзьям на заре жизни.

Мне хочется исследовать маки. Что же символизирует эта деталь?

Поэтесса Н.Крандивская – Толстая и художник Андрей Шишкин, исследуя маки, объединились в том, что они символизируют жизнь. Её начало, её течение, её конец. Они сказали об этом по – разному, это чувствуется, когда читаешь или смотришь на их произведения. Они дополняют друг друга тем, что поэт создаёт образ, а художник показывает этот образ нам зримо. (Приложение №6) [9]

Подняла я на солнце ладонь

И гляжу через тонкую кожу.

Пять теней омывает огонь, –

Кровь на огненный веер похожа.

Вот он – жизни тоскующий жар,

Древний сок, не насытивший духа!

Этой юной ладони пожар

Вспомню ль я, когда буду старухой?

Я думаю, маки символизируют быстротечность жизни. Иннокентий Анненский в стихотворении «Маки» показал жизнь этого прекрасного цветка. Он показал, что мак, не успев зацвести, тут же отцветает. Его жизнь очень коротка, но эти моменты помогают нам осознать, что жизнь человека, как и мака очень коротка. И он должен задуматься над своей жизнью, всё ли правильно он делает, всё ли у него получается так, как надо. На эти вопросы никто не знает ответа, но каждый должен держать их в своём сознании, чтобы сделать жизнь счастливей.

И.Анненский «Маки» [9, 12]

Веселый день горит… Среди сомлевших трав

Все маки пятнами – как жадное бессилье,

Как губы, полные соблазна и отрав,

Как алых бабочек развернутые крылья.

Веселый день горит… Но сад и пуст и глух.

Давно покончил он с соблазнами и пиром, -

И маки сохлые, как головы старух,

Осенены с небес сияющим потиром.

Это короткое стихотворение – один из шедевров русской лирики ХХ века.

Здесь и восхищение миром, и сострадание ко всему живущему, обреченному на постарение и смерть. Короткое цветение и увядание маков – время всей человеческой жизни.

В нем прекрасно запечатлены мгновения из жизни природы – жаркое лето, когда маки расцветают, и осень, когда они же, как частица завершившегося пиршества природы, ссохлись, осыпались, когда их лысые головки стали похожи на головы старух… не трудно отметить предельную сгущенность красок и в изображении мига расцвета – маки превращены в сплошное красное пятно, в воплощение молодости, с ее грешными губами, полными соблазна и отрав, недолговечной красоты («алых бабочек развернутые крылья»). Сильные словесные краски подчеркивают и увядание , которому посвящена вторая строфа. Она привязана к первой рефрентом «Веселый день горит» и тоже перенасыщена красками, говорящими об увядании, осыпании, обреченности: «сад пуст и глух», он покончил с соблазнами и пиром… Надо всем - неисчерпаемая чаша с дарами. Она вновь одарит человека весенними цветами.

Но сильнейший оксюморон (совмещение несовместимого, противоположного) – «Все маки пятнами – как жадное бессилье…» - говорит, что эти маки очеловечены, стали олицетворением человеческой судьбы, ее расцвета и расчета с соблазнами и пиром. Таков жребий всего живущего. [2, 4]

Выразительность родной речи в искусстве придают художественные детали, вырастающие в символы, они как хитроумные маски, способны не только раскрыть внешнюю и внутреннюю жизнь героя, но и образы, за которыми угадывается смысл. Выразительная деталь – свидетельство мастерства писателя, а умение замечать детали – свидетельство культуры читателя.

Художественная деталь может сказать гораздо больше, чем слово, например, маки, подснежники, подковы, свечи.

Ребята. «Вы – свет мира! Пусть искрит ваша природа мирным и добрым маковым огнем.

Маки как яркая художественная деталь учат думать о смысле жизни и во время цветения, и во время увядания, и тогда, когда приходит расчет «с соблазнами и пиром». Что останется? Пустая колотушка или чаша, полная даров и семян?

4. Чехов, Левитан, Чайковский

С античной поры известны ставшие мифами истории о великой мужской дружбе, о священных узах товарищества. Пополняясь с течением времени новыми образцами и новыми именами, они формировали некий канон дружества, определяющий в конечном итоге культурный код нации. [3, 9]

Такую дружбу можно наблюдать на примере А.П.Чехова, И.И.Левитана, а затем и П.И.Чайковского. Их дружба была очень искренней и верной. Они понимали друг друга с полуслова.

Для культуры, в которой сформировались и которую теперь представляют для нас Чехов, Левитан и Чайковский, идеал нации был создан Пушкиным. Пушкин был «гением возвышения», – гением, который во всём искал и создавал в своей поэзии наивысшие проявления: в любви, в дружбе, в печали и радости. Пушкинский возвышенный идеал лицейской дружбы на два последующих столетия стал культурным каноном в России. И к нему добавила свою страницу многолетняя дружба Чехова, Левитана и Чайковского.

Одна из самых памятных страниц биографии писателя и художника – летние месяцы 1885 и 1886 годов, проведённых в усадьбе Бабкино, в пяти верстах от города Воскресенска Звенигородского уезда Московской губернии. Теперь эти места – реку Истру, город с тем же названием (бывший Воскресенск) – называю «чеховскими» и «левитановскими» местами.

Левитан написал в этих местах много этюдов и большую картину «Река Истра», которую подарил А.П.Чехову. Ещё одна работа Левитана «Усадьба Бабкино»(1885)была подарена художником Марии Павловне, сестре Чехова. [6, 60]

Ещё одна памятная страница их отношений – предпоследняя встреча в Крыму, где уже поселился Чехов. В конце 1899 года Левитан приехал в Ялту и в чеховском доме встретил Рождество и Новый год.

Между Чеховым и Левитаном произошла такая история. Как – то раз Чехов стал жаловаться другу, как скучно жить в Ялте без привычной северной природы. Ему не хватало листопадных деревьев, грибных подмосковных опушек, росистых лугов и запахов сенокоса… В тот же вечер Левитан написал картину, которая заняла место в нише камина. На картине был изображён характерный среднерусский пейзаж, 2 января 1900 года Чехов сообщил в Москву О.А.Книппер: «У нас Левитан. На моём камине он изобразил лунную ночь во время сенокоса, луг, копны, вдали лес, надо всем царит луна». (Приложение №7) [3]

«Чехов, Левитан и Чайковский – размышляла впоследствии О.А.Книппер, – эти три имени связаны одной нитью, и правда, они были певцами прекрасной русской лирики, они были выразителями целой полосы русской жизни».

Влияние Левитана на творчество Чехова проявлялось в том, что произведения Антона Павловича стали более живописными, а картины Исаака Ильича – скромными и точными, подобно чеховским рассказам.

Дружба этих выдающихся людей заметна в их переписке. В письмах раскрывается светлая, доверчивая, нервно – импульсивная натура Левитана. Письма частенько были ироничными, а иногда были полностью пропитаны тоской. Письма дают возможность читателю оценить важность душевной поддержки Левитана Чеховым и наоборот. [13, 10]

Влияние Чайковского на творчество Чехова особенно ощущается в его пьесах. Произведения Чехова стали более музыкальны (например, «После театра», «Вишнёвый сад», «Чёрный монах», «Припадок»), что было замечено даже при переводе пьес писателя на иностранные языки.

Жизнерадостность их била ключом. Писатель Владимир Гиляровский свои воспоминания о Чехове так и назвал: «Жизнерадостные люди».

Из воспоминаний Гиляровского: «Левитан, Чехов, Чайковский – художники… С детства знакомые имена, лица, пьесы, картины. Какой удивительный пласт культуры! Хочется хоть на миг оказаться с этими людьми, называвшими друг друга любовно и ласково «Антоша», «Левиташа», спасавшими друг друга от безденежья, с их чистыми, светлыми, врачующими взглядами на жизнь, с их страстью, сдержанностью, скромностью в отношениях к самим себе и друзьям. (Приложение №8) [4, 11]

Такая вот скрытая, не напоказ сдержанная, духовность, думаю, что не выветрилась из России и сегодня.

«Не следует унижать людей – это главное. Лучше сказать человеку «мой ангел», чем пустить ему «дурака», хоть человек более похож на дурака, чем на ангела». Так мог сказать только писатель, любящий человека, уверенный в его силах и возможностях. «В отношении с людьми побольше искренности и сердца, побольше молчания и простоты в общении», – писал Чехов старшему брату.

А вот как мог выразить свою любовь А.П.Чехов П.И.Чайковскому:

«Посылаю Вам и фотографию, и книгу, и послал бы даже солнце, если бы оно принадлежало мне».

А.Чехов посвятил Чайковскому свою книгу «Хмурые люди»(1890). Фотография П.И.Чайковского с дарственной надписью «А.П.Чехову от пламенного почитателя. П.Чайковский. 14 окт.89.» – всегда на столе Антона Павловича. [11, 13]

А.Чехов был очень обязательным человеком. Он отвечал на тысячи писем. Вот письмо от 27.10.1893г. Модесту Ильичу Чайковскому (Письмо к брату П.И.Чайковского – отклик на сообщение о кончине великого композитора).

«Известие поразило меня. Страшная тоска… Я глубоко уважал и любил Петра Ильича, многим ему обязан. Сочувствую всей душой. Чехов.»

Октябрь серебристо – ореховый,

Блеск заморозков оловянный,

Осенние сумерки Чехова,

Чайковского и Левитана. Б.Пастернак

Наблюдая за дружбой юношей – одноклассников, я тоже чувствую их созвучье. Эти четверо ребят умеют поддержать друг друга, ценить свои давние чувства и правила, делиться, завидовать по-доброму и делать это незаметно, сдержанно и скромно.

Верю, что их дружба тоже будет настоящей и привлекательной, будет нести в мир свою культуру, развивающую окружающих. А картина И.Левитана «Стога» будет символом и их дружбы.

5. «На дерновой скамье»

Дом-музей я создаю для своих друзей, товарищей, одноклассников, приятелей, родных и близких людей, хочу представить своим современникам свой взгляд на мир, на семью, на детей, на дар божий - талант таких разных мыслителей и художников, как И.Е.Репин, А.Ф.Пахомов и Н.Н Рушева. [1]

И жизнь, и художественная литература не могли обойтись без их опыта.

На работе И.Репина жаркий день, его многочисленная семья; укрывшаяся от солнечных лучей в тени деревьев. Интересно, что Репин не старался корректировать отношение героев картины к позированию.

Заметно, что кто-то недоволен тем, что является объектом для кисти художника, кто-то относился снисходительно и даже иронично. А детей вовсе не занимает этот процесс - они его просто не замечают и ведут себя обычно и естественно.

Яркие цвета, которыми заполнено все свободное место на планете, летняя зелень- навевают ощущение радости, восторга и спокойствия.

Со стороны не обывателя, а исследователя, картина не просто кипит радостными нотами, но и умело сплетает несколько стилей, которыми Репин виртуозно научился пользоваться во время обучения во Франции. Особенно ярко просматривается импрессионизм, но умело обработанный особой репинской техникой письма.

Импрессионизм… значит, Репина интересуют не сами герои, не пейзаж, а впечатления от гармонии трёх поколений глубоко родных людей. (Приложение №9) [1, 21]

Я думаю, эта картина укрепляет семьи. В каждой семье должно быть место, где все могут собраться и поговорить. В семье все должны быть открыты и искренни, а наличие такого места помогает людям сделать это. Она воспитывает даже подсознательно в этом духе. На картине И.Репина «На дерновой скамье» мы видим прекрасный пример такого общения. От этой картины исходит аура добра и света, ты слышишь свежее и подлинное слово. Все рады, все вместе, всем хорошо, все счастливы, все согласны с решением важного вопроса. Эта картина – пример хорошей семьи. Дерновая скамья помогает им держаться вместе и чувствовать в народе глубокое уважение к их роду.

А самое главное – эта скамья как пространство воспитания- честного и глубокого развития и воспитания малых детей.

А.Пахомов и Н.Рушева одинакого сильно оставляют впечатления о себе, хоть их графика различна. Они иллюстрируют нашу любимую классику! Друзья мои, как они любят свою родину, семью, детей, литературу и чистоту души.

Ни капли фальши,

Ни небрежности.

В их нежности

Столько нежности!

Знакомьтесь с жизнью и творчеством Нади Рушевой и обязательно познакомьте с нею потом своих детей. [5]

Надя Рушева

Как недолгий, но яркий фонарик,

Как зимою дыханье тепла,

Эта девочка – грустный очкарик -

Между нами однажды прошла… Макс Данис

Алексей Фёдорович Пахомов (19 сентября 1900 – 14 апреля 1973) родился в деревне Варламово Вологодской губернии, в крестьянской семье. [6] Мальчик с пяти лет увлёкся рисованием, и отец с гордостью оклеивал избу работами сына. Закончив земскую школу и уездное училище в г. Кадникове, Пахомов (на средства, собранные по инициативе купцов Зубовых среди местной интеллигенции) едет в 1915г. в Петроград. Здесь он заканчивает в 1922г. Училище рисования Штиглица, а затем, с блестящими успехами, Академию художеств.

Молодой Пахомов становится крупным самобытным живописцем и автором монументальных росписей. Рисунки к русской классике – произведениям Пушкина, Некрасова, Л.Толстого – наполнены особым пахомовским теплом, поэзией и безусловной правдой жизни. Мир толстовской «Азбуки» был родным для художника. (Приложение №10) [5, 50]

Пусть галереи рисунков А.Пахомова и Н.Рушевой останутся в вашей памяти, друзья мои, а потом станут родными и для ваших детей. Завалинка или скамья дерновая станет святыней семьи и знакомит ваших детей с лучшими художниками страны.

Заключение.

М.Ю.Лермонтов однажды записал в своем рукописном журнале: «… пишу я для себя, и, всё, что я в него не брошу, будет со временем для меня драгоценным воспоминанием». Так и я думаю про эту работу.

Всё собранное в этом своеобразном музее имеет для меня особую трогательную силу, потому что связано с красотой, любовью, самоотдачей, дружбой, гармонией и семьей.

В моем музее можно учиться:

неотступно бороться со своими слабостями и за судьбу другого;

любить;

быть интеллектуальным читателем;

изучать художественные детали и полотна художников, через которые можно понять смысл твоей единственной жизни, дружбы и даже какого – то очень русского взгляда на семью, на воспитание и развитие будущих детей.

Чтобы оставить в музее свой молитвенник, я сроднилась с ним, тщательно подбирая молитву к молитве для себя и своих друзей. Две из них, когда мужчины молятся за женщин, две – женщины – за мужчин, а все молитвы звучат набатом за детей.

Письма А.Блока (том 6 Полного собрания сочинений) перечитаны все и выбрано сокровенное.

Сила дружбы и внутреннего человеческого огня изучалась с помощью прожектора, который просветил 2 картины А.Шишкина «Заря – Зарница» и И.Левитана «Стога».

А картина И.Репина «На дерновой скамье» меня поразила, открыв простоту и мудрость жизни русской семьи.

Я приобрела большой, интересный и новый, опыт и знания не только для ума, но и для духа. И намерена еще углубить все направления развития желаний моих друзей.

Это моя первая работа, наверное, у нее есть свои недостатки, и я буду признательна читателям за советы, пожелания и предложения.

Источники и литература.

 

А: источники

1.

Art – on – web.ru – художники в сети / на дерновой скамье

2.

cuberleninka.ru

3.

issaak-levitan.ru – Сумерки. Стога

4.

kidpix.livejournal.com

5.

kolybanov.livejournal.com – Надя Рушева

6.

toydytoy.com – Толстой. Азбука

7.

www.odintcovo.info - Окуджава

8.

богослов.ru

9.

Яндекс. Картинки. Андрей Шишкин

10.

Блок А. Собрание сочинений в шести томах. Том 6. Письма. – Л.:Художественная литература, 1983.

11.

Бычков Ю.А. Течение мелиховской жизни. – М.: Планета, 1989. – с13.

12.

Овчинникова С.Т. Жизнь и творчество А.А.Блока. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке - М.: Детская литература, 1980. – с4.

13.

Орлова Е. И.И.Левитан. – М.: Рипол классик, 2018.

14.

Павлова Т.И. Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении – рассуждении на ЕГЭ по русскому языку. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013. – с.57.

15.

Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 7 класс. – М.: Московский Лицей, 2002. – с.112-117.

   
 

Б: литература

1.

АНО «Переправа»: книжная серия «Духовно – светский путь» / «Мне есть что сказать, представ пред всевышним…»

2.

Голубева С. Разумное. Доброе. Вечное // Уроки литературы, 2015. - №1 – с4.

3.

Головачева А.Г. Сумерки и свет Чехова и Левитана // Литература в школе, 2014. – с9.

4.

Головогова А.Д. Сумерки и свет Чехова и Левитана // Литература в школе, 2014. - №5. – с.9-11.

5.

Коданов М.П. Мне есть что спеть, представ перед Всевышним… - М.: Издательский дом «Звонница – МГ», 2008. – с.50

6.

Левитан И.И. Вечерний звон. Обособленные члены предложения // Русский язык и литература. Все для учителя, июнь 2015. - №6 (54) – с60.

7.

Резчикова И. Тайна женских образов в лирике Блока//Литература, 1996.-№10.-с14

8.

Этов В.И. А.Куприн Гранатовый браслет. // Школьная библиотека. Детская литература, 2001. - с.210.

9.

Чалмаев В.А. Иннокентий Федорович Анненский / Литература в школе, 2002. - №3. с.10-12.

   

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6

Приложение №7

Приложение №8

Приложение №9

Приложение №10

Приложение №11

Просмотров работы: 65