Меры длины на Руси

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Меры длины на Руси

Лелюк В.И. 1
1МБОУ СШ№7
Бирюкова Л.А. 1
1МБОУ СШ№7
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я очень люблю читать книги, особенно русские народные сказки. Я заметила, что во многих из них встречаются такие слова как верста, аршин, пядь, вершок, сажень. Их сейчас и не услышишь. В современном языке мы их почти не используем. Лишь при чтении художественных произведений да в пословицах и поговорках сталкиваемся с этими понятиями. Какого же роста на самом деле был знаменитый Конёк – горбунок из сказки Ершова? А у царя Салтана родился сын в аршин – сколько же это, много или мало? Меня заинтересовала эта тема, и я решила побольше узнать о единицах измерения длины на Руси. Ведь мы часто в своей речи используем их в поговорках, пословицах, пришедших к нам из древней старины, порой даже не замечая этого. Все это является частью культуры нашей великой страны, частью истории России. Я считаю, что мы не просто должны, мы обязаны знать и понимать выражения, которые давно вышли из обихода, терминологию прошлых веков. Во-первых, это культурно нас обогащает, повышает интеллектуальный уровень, во-вторых, помогает окунуться в славное прошлое Руси, больше узнать историю родной страны.

Предмет исследования - применение единиц измерения Древней Руси в современной жизни человека.

Объект исследования - старинные единицы измерения длины на Руси.

Цель исследования – установить старинные меры длины, сравнить их с новой измерительной системой и найти отражение этих мер в русских пословицах и поговорках, в литературных произведениях.

Обозначенная цель требует решения следующих задач:

Познакомиться с единицами длинны, которые существовали ранее.

Установить взаимосвязь между старой измерительной системой и новой.

Проследить отражение старых мер длинны в русском фольклоре.

Выяснить, что означают пословицы и поговорки, в которых встречаются названия старинных мер длины. Перевести старинные меры длинны в произведениях в современные.

Гипотеза: Мы предполагаем, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире, но знать их необходимо.

Социальная значимость: Каждая мера длины – часть истории нашей страны.

Методы:

- поиски и анализ информации;

- изучение литературы;

- измерение;

- сравнение;

- анализ полученных данных.

Старинные меры длины на Руси

С давних пор у разных народов для измерения предметов и расстояния использовались мелкие единицы длины «естественного» происхождения. Как и при счёте, использовались те «измерительные инструменты», которые всегда были при себе - рука и её части. Очень удобными для замеров оказались длина и ширина указательного пальца, а также ширина ладони. Для определения величины предметов более крупных подошло расстояние от локтя до кончика среднего пальца, которое к тому же хорошо согласовывалось с размерами пальца и ладони.

Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами. Так как у разных людей величина шага различна, то брали некоторую среднюю величину. Для измерения больших расстояний шаг был слишком мелкой единицей, поэтому большие расстояния измеряли переходами или днями передвижения.

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

Кисть руки наши предки называли словом пядь. Малая пядь – это расстояние между раздвинутым большим и указательным пальцами и соответствует 19 см; большая – расстояние между большим пальцем и мизинцем – около 22 – 23 см. А пословица «Семь пядей во лбу» говорит об очень умном человеке, но понятно, что это явное преувеличение.

Для измерения тканей чаще всего использовали длину локоть. Это расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки. Локоть примерно равен трём пядям. Торговцы тканями хитрили и специально нанимали невысоких продавцов: их локти были короче, а значит и ткани отрезалось меньше.

Ещё одна старинная русская мера длины – вершок. Произошло от слова «верх» ("верх перста", т.е. пальца) и равнялась длине верхней части указательного пальца. В современности примерно 4,4 см. Вспомните Конька – Горбунка ростом только в три вершка. Уже сосчитали?

Ах, да! Мы же забыли про его аршинные уши… Аршин пришёл на Русь вместе с купцами из далёких восточных стран. Торговцы, отмеряя ткани, обходились без всяких метров: ткань они натягивали на свою собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами. Он равен 71 см. Хоть и была мера очень удобной, но был у неё и большой недостаток: руки, к сожалению, у всех разные.

А если те же самые руки развести в стороны и измерить расстояние от одного кончика среднего пальца до другого, то получится ещё одна старинная мера длины – сажень. А косая сажень – это расстояние от подошвы левой ноги до конца большого пальца вытянутой вверх правой руки. В Древней Руси о богатырях говорили: «У него косая сажень в плечах».

Верста - от слова "вертеть". Первоначально расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты, 1067метров. До 18 века на Руси существовала и межевая верста в 1000 саженей, или 2,13 км, для определения расстояния между населенными пунктами и для межевания (межа-граница земельных владений в виде узкой полосы).

При Петре Первом была введена верста длиной в 500 саженей. На таком расстоянии друг от друга вдоль наиболее важных дорог ставили столбы, окрашенные в два цвета. Отсюда название "столбовая дорога" для хорошо известного, наезженного пути. В начале 19 века вдоль основных дорог государства Российского появились черно-белые полосатые столбы, на которых отмечались расстояния в верстах.

Такие единицы измерения не являются точными. Однако в старину они использовались очень долго.

Старинные меры длины в произведениях русских поэтов, писателей и устном народном творчестве

Рассмотрение истории развития русских мер длины показало, что несмотря на то, что была создана единая универсальная метрическая система, старые меры также остались в русской классической литературе, фольклоре – пословицах и поговорках, образной речи. Читая книги, я отметила, что в произведениях русских поэтов и писателей есть упоминания о старинных русских мерах длины.

Один, как перст. – Одинокий человек

Пять верст до небес, и все лесом. – Очень далеко и неудобно добираться.

Любовь не верстами меряется. – Чувство не материально, поэтому нельзя измерить.

Не указывай на людей перстом! Не указали бы на тебя шестом! – Не суди о других предвзято, можешь и сам попасть под суд.

От горшка два вершка, а уже указчик. – Молодой человек, не имеющий своего жизненного опыта, но поучающий всех.

Не уступить ни пяди. – Не отдать даже самой малости.

Сам с ноготок, а борода с локоток – Сам маленький (или слишком молод), а умный.

Каждый купец на свой аршин меряет. – Каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов.

Сидит, ходит, словно аршин проглотил. – Говорят о человеке с неестественно прямой осанкой.

На аршин борода, да ума на пядь. – О взрослом, но глупом человеке.

Косая сажень в плечах. – Статный, широкоплечий, высокого роста человек.

На три аршина в землю видит. – О прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить.

Коломенская верста – шутливое прозвище для высокого человека.

Семь пядей во лбу – Об очень умном человеке.

Москва верстой далека, а сердцу рядом. – Так русские люди характеризовали свою любовь к столице.

От слова до дела – целая верста. - Каждый может сказать, но не каждый выполнит обещанное.

Верстой ближе - пятаком дешевле. – Об экономии.

На версту отстанешь - на десять догоняешь. – Даже небольшое отставание очень трудно преодолевать.

Семимильные шаги – быстрый рост, хорошее развитие чего-либо.

Семь футов воды под килем. - Пожелание доброго пути судну или человеку, уходящему в море.

Сам с вершок, а слово с горшок. - Сам маленький, а умный (большая голова).

Пишешь аршинными буквами. – Крупно

Борода с локоть, а сам с ноготь. – Невысокий человек с длинной, густой бородой.

Ехать за семь верст киселя хлебать. - Необдуманно стремиться куда-либо, имея возможность достичь желаемого на месте.

Родная сторона верстою далека, а сердцу рядом. – О любви к Родине.

Сто верст молодцу не крюк. - Даже такое молодому человеку не по чём.

Для друга семь верст не околица. - Ради близкого человека и длинный, окольный путь кажется коротким.

На аршин голова, да ума на пядь. – Голова большая, но глупая.

Нос с локоть, а ум с ноготь. – Вырос большим, а ума не нажил.

Старичок с кувшин, борода с аршин. – О невысоком бородатом человеке.

Тянись верстой, да не будь простой.

За семь верст комара искали, а комар на носу. – О чем-то очевидном.

Ты от правды на пядень, а она от тебя на сажень. – Ответ ближе, чем пытаешься его найти.

Жили с локоть, а жизнь с ноготь - т.е. жили долго, а жизнь оказалась короткой.

В чужих руках ноготок с локоток. – О зависти

Семь аршин говядины да три фунта лент. – Говорят о чём-то бессмысленном.

Аршин на кафтан, два на заплаты. – Ремонт вещи обойдется дороже ее стоимости.

Полено к полену – сажень. – О накоплении запасов, богатства путём экономии.

Чужой земли не надо нам ни пяди, но и своей вершка не отдадим.

Вот мы и дошли до самого интересного – так какого же роста был всеми любимый Конек-горбунок из сказки П. П. Ершова? Мы посчитали и у нас получился вот такой конек – сам он ростом примерно 13,5 см, а уши у него 71 см.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Сына бог им дал в аршин,

И царица над ребенком,

Как орлица над орленком;

Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца.

Ребенок родился ростом 71 см.

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

«Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен»

Это приблизительно 32 м.

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

«..тащить хотя и лёгкую лягушку три тысячи верст, не бог знает какое удовольствие…»

3000 вёрст = 3198 км

Илья Муромец

«…Хвост у Бурушки трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей…»

3 сажени = 6 м 51см 3 пяди = 53см 34мм

А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде »

Кобылу подними ты, Да неси полверсты.

Балда просил черта пронести кобылу 532,5 м.

Таким образом, современные люди не только по-прежнему встречаются со старинными мерами длины в обыденной жизни, но и продолжат использовать их: на словах – в непринужденной беседе или по прямому назначению.

Рост моей семьи в современной и старинной мерах длины

Цель моей исследовательской работы измерить рост папы, мамы, мой рост и сестры Оксаны в аршинах и вершках. Сопоставить измерения и выяснить в какой системе мер (современной или старинной) измерения более точны. Сначала я измерила рост мамы в сантиметрах, получил 158 см, а затем выразила его в аршинах и вершках.

158см 2,2 аршина 36 вершков.

Затем так же измерили и перевели рост и остальных членов моей семьи, и занесли всё в таблицу

 

см

аршин

вершок

Папа

184

2,5

42

Мама

158

2,2

36

Вероника

140

2,0

32

Оксана

126

1,8

28

Это было не просто. Все замеры в старинных мерах получились приблизительные.

Я поняла, что наиболее точно можно измерить рост в современных единицах измерения: в метрах, сантиметрах и миллиметрах.

Трудно, почти невозможно восстановить многие стороны жизни древней Руси, представить себе экономику, социальную жизнь, а также и метрологию. И все же многое сохранилось. Народ сохранил летописи.

Время от времени земля отдает клады, которые устала хранить, открывает людям старые городище, фундамент постройки или остатки литейной мастерской с множеством непонятных предметов.

Практическая работа с классом

Для того, чтобы лучше понять о чем идет речь в произведениях, о каких размерах и расстояниях, мы подобрали отрывки из сказок и рассказов и в классе, вместе с учениками переводили их в современные.

Задача 1. …Старый Мазай любит до страсти

Свой низменный край.

За сорок верст в Кострому прямиком

Сбегать лесами ему нипочем.

… Вижу один островок небольшой -

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась,

К бедным зверкам: уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Из какого стихотворения этот отрывок? Кто автор? («Дедушка Мазай и зайцы», Н.А. Некрасов) Насколько мал был тот островок? Каковы его максимальные размеры в современных единицах длины? Какое расстояние проходил Мазай?

Задача 2. Что ж он видит? -- Прекрасивых

Двух коней золотогривых

Да игрушечку-конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Из какой сказки это четверостишие? Кто автор? (Петр Павлович Ершов, «Конек-Горбунок»).

Вопрос: Какого роста был конёк? Какой длины уши у конька? Оказывается при определении роста человека или животного счет велся после двух аршин. Если говорилось три вершка, то это означало 2 аршина + 3 вершка.

Решим задачу: рост конька три вершка – это значит 2 аршина и 2 вершка

2 аршина = 2*71,12см = 142,24см 3 вершка = 4,45*3=13,35см

Итого 155,59см Длина ушей – аршин 71,12см

Задача 3. …Между тем как он далеко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин,

И царица над ребенком,

Как орлица над орленком;

Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца.

Для того чтобы письмо дошло до царя, царица решила послать самого крупного и сильного из придворных мужчин. Перед ней стоял выбор из четырех богатырей:

Алеша, его рост в 15 вершков;

Илья ростом 2 м 12 см;

Никита трех аршин с вершком ростом;

Степан в сажень ростом;

кого же выбрать царице?

Задача 4. «…самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья».

Вопросы: Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? Какого роста был Герасим? (Тургенев, «Муму», 1 м 42 см .)

Задача 6. Переведите в современные меры длины.

Царь девица, так, что диво

Это вовсе не красиво:

И бледна то и тонка,

Чай в обхват то три вершка.

Былина «Алеша Попович и Тугарин змей»

Гей вы еси, удалы, добры молодцы.

Видел я Тугарина Змеевича.

В вышину ли он, Тугарин, трех сажень.

Промежду глаз калена стрела.

Конь под ним, как лютый зверь.

Русская сказка «Бой на калиновом мосту»

Выезжает Чудо-Юдо шестиглавый змей,

как дыхнет на все стороны –

на три версты все огнем пожег

И трава грозой весеннею измята,

Дышит грузная и теплая земля,

Голубые ходят в омуте сомята,

Поларшинными усами шевеля. (Борис Корнилов)

В былине «Илья Муромец и Тугарин Змей»

Наехал Илья в чистом поле на шатер белополотняный

Стоит шатер под великим сырым дубом,

И в том шатре кровать богатырская не малая:

Долиной кровать десять сажен,

Шириной кровать шести сажен

В былине «Алеша Попович и Тугарин»

Гой вы еси, удалы добры молодцы!

Видел я Тугарина Змеевича,

В вышину ли он, Тугарин, трех сажень...

Пушкин, «Сказке о попе и о работнике его Балде»

Кобылу подними ты, Да неси полверсты.

Мы на практике решили проверить, удобно ли будет измерять предметы в старинных мерах длины. Для этого я попросила помощи у своего класса. На каждой парте лежит метр тесьмы. Необходимо измерить, сколько локтей в данном куске (остаток выразить в сантиметрах).

Результаты представили в таблице

Ученики

Результаты измерений

Ученик 1

2 локтя остаток 11

Ученик 2

2 локтя остаток 15

Ученик 3

2 локтя остаток 12

Ученик 4

2 локтя остаток 25

Ученик 5

2 локтя остаток 13

Ученик 6

2 локтя остаток 17

Ученик 7

2 локтя остаток 18

Ученик 8

2 локтя остаток 20

Ученик 9

2 локтя остаток 17

Ученик 10

2 локтя остаток 22

Ученик 11

2 локтя остаток 9

Ученик 12

2 локтя остаток 14

Ученик 13

2 локтя остаток 18

Ученик 14

2 локтя остаток 21

Ученик 15

2 локтя остаток 20

Ученик 16

2 локтя остаток 15

Ученик 17

2 локтя остаток 13

Ученик 18

2 локтя остаток 16

Ученик 19

2 локтя остаток 10

Ученик 20

2 локтя остаток 19

Ученик 21

2 локтя остаток 12

Ученик 22

2 локтя остаток 17

Ученик 23

2 локтя остаток 13

Вопросы классу: Почему получился разный остаток? …. В старину продавцами в лавки брали людей с короткими руками. Как вы думаете почему? Объясните, почему же люди отказались от этой и других мер длины, с которыми мы познакомились сегодня?

В результате проделанной работы, я поняла, как нелегко приходилось людям в прошлые века производить измерения чего-либо, и почему возникла необходимость перехода от старинных мер к новым мерам длины. Даже при измерении в локтях, пядях и аршинах лент членами моей семьи, у меня получились очень отличающиеся результаты. А если производить измерения в больших масштабах, например, расчёты в авиации, навигации, движении железнодорожного транспорта, в градостроительстве, машиностроении и так далее, то небольшая неточность может привести к катастрофе.

Заключение

Проведенная работа мне была интересна. Я ближе познакомилась со старинными русскими единицами измерения длины. Выявила связь между старинными единицами длины и устным народным творчеством – пословицами, поговорками. Пословицы и поговорки коротки, но метки и выразительны. Я поняла, что сейчас измерять в старинных мерах не получится, потому что они не точны и можно наделать много ошибок.

Большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но многие из них фигурируют в литературных произведениях. Они заложены в старинных постройках, в древних рецептах лекарств, сажень используется до сих пор в сельском хозяйстве.

Наша гипотеза оказалась верна, я пришла к выводу о большой ее значимости, поскольку знать и понимать, как появились меры, как изменялись, что несли народам и как влияли на их жизнь - это интересно и сегодня.

В ходе работы я узнала немало интересного и познавательного. Я ближе познакомилась со старинными русскими единицами измерения длины, лучше стала понимать смысл произведений. Выявила связь между старинными единицами длины и литературными произведениями.

Проделанная исследовательская работа мне очень понравилась. Думаю, что она у нас получилась, ведь в ходе её узнала немало интересного и познавательного. Я ближе познакомилась со старинными русскими единицами измерения, узнала, где они применяются. Мне кажется, что материалы данной работы можно использовать как информационно-справочный материал для учителей и учащихся на классных часах, на уроках математики, истории, литературы, технологии.

Не имели наши предкиНи линейки, ни рулетки.Но могли предмет любойИзмерять самим собой.Ткани мерили локтями,Землю мерили лаптями,И имели пальцев пять –Щели в доме измерять.В общем, жили не тужили,Не хлебали лаптем щей…И всему на свете былиЛюди – мерою вещей!

Список литературы

1.Ершов П.П. «Конек - Горбунок», Москва «Самовар», 2014.

2. Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007

3. Круглов Ю. Г., библиотека словесника «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва «Просвещение», 1980.

4. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000

5. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005

6. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988

7. Пушкин А. С. «Я там был, мед, пиво пил… », Москва «Самовар», 2007. 8.Русская система мер. Википедия — свободная энциклопедия.

9. Русские пословицы и поговорки /Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988

10.Усачёв А. А. Считарь. Числа, счёт, сложение. – М.: РООССА, 2011

11. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007

12. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. – М.: Советская энциклопедия, 1986.

13. Хрестоматия для внеклассного чтения. 1 класс, Москва РОСМЭН, 2014.

14. Электронные ресурсы.

Просмотров работы: 93