Бессмертный полк нашего класса

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Бессмертный полк нашего класса

Харьковский А.А. 1Андрейчикова Е.П. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОДИНЦОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №7
Лукашова Е.М. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОДИНЦОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №7
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования:

Тема изучения истории своей страны, памяти ее героев – тех, кто в годы страшной, самой кровавой войны встал на защиту своей Родины - особенно важна для сближения и понимания разных поколений. Война уходит все дальше и многие начинают забывать о ней. Нынешние школьники не успели пообщаться со своими прадедами, вернувшимися с войны. Но именно эти ребята должны сохранить память о войне. Поэтому очень важно, чтобы именно они, как можно больше узнали о фронтовиках в своей семье, семьях своих одноклассников. Пусть только некоторых из них мы сможем вспомнить, но это будет наш маленький, но великий «Бессмертный полк». И если каждый из нас вспомнит своих ветеранов, то память наших героев Отечества, история нашего Отечества никогда не умрет!

Чтобы помнить и быть благодарными тем, кто подарил нам мирную жизнь, мы вместе с нашей учительницей, родителями, бабушками и дедушками собрали материал о своих родных и земляках, приблизивших победу в Великой Отечественной войне. Нам очень интересно и важно узнать о героических родственниках и их подвигах.

Постановка проблемы:

Ратные дела и трудовые подвиги наших земляков изучают в школах не так активно. Мы всегда должны помнить тех, кто «отложил свою жизнь, чтобы мы зажили своей». Георгий Константинович Жуков, Виктор Талалихин, Люба Новоселова, Алексей Яковлевич Чикин – сколько славных имен оставила нам Великая Отечественная война! Они останутся в памяти людей навеки. Наши прадеды, деды, отцы и братья проливали кровь на фронтах самой страшной в истории человечества войны. И забыть их жертву было бы грубейшей ошибкой.

Объект исследования: родные и близкие учащихся 3 "А" класса, воевавшие в годы ВОВ.

Предмет исследования: вклад родственников учащихся 3 "А" класса в победу над фашистской Германией.

Цель: Выпустить альбом «Бессмертный полк нашего класса» и создать музыкальный ролик о наших героических родственниках «Помним… Гордимся!».

Задачи:

Обобщить имеющиеся знания о Великой Отечественной войне;

Собрать информацию об акции «Бессмертный полк»;

3) Изучить вместе с родителями семейные архивы и выяснить, кто из родственников воевал, кто трудился в тылу, кто сопротивлялся в партизанских отрядах;

4) Подготовить доклады о героических родственниках и выступить на классном часе «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны»;

5) Подготовить портреты родных и пронести их на параде в городе Одинцово в День Победы;

6) Обобщить и систематизировать собранные материалы. Сделать выводы о трагическом прошлом нашего народа, о необходимости знать и помнить о героях военных лет и их подвигах;

7) Собрать фотоматериал для создания альбома «Бессмертный полк нашего класса»;

8) Подобрать материал для создания музыкального ролика о наших героических родственниках «Помним… Гордимся!».

Методы:

Изучение литературы, материалов школьного музея и интернет-ресурсов о Великой Отечественной войне, о народном движении «Бессмертный полк»;

Опрос ближайших родственников о жизни наших прадедушек и прабабушек, а также их родных в военные годы;

Поиск информации в Интернете на порталах «Память народа», «Мемориал», «Победители»;

Анализ документов из семейных архивов, музейного материала школы, газетных статей, порталов «Память народа», «Мемориал», «Победители»;

Обобщение и систематизация полученных данных;

Анализ полученной информации;

Оформление полученной информации с помощью специальных компьютерных программ:

- в формате альбома;

- в формате музыкального ролика.

Планируемый результат:

- Воспитание у школьников патриотизма, уважения и любви к своей Родине, к ее истории;

- Познание учениками своих корней, приучение их к уважительному отношению к старшему поколению и к истории своей семьи;

- Формирование у учеников чувства гордости за своих героических предков;

- Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк» своего города с баннерами, на которых изображены наши деды и прадеды, участники войны.

Практическая значимость: Подготовив данный проект и изучив исторические корни своих семей, мы больше узнаем о героических подвигах наших прадедов, об истории нашей страны в военное время. Наверняка, мы больше будем знать и о себе, о своей Отчизне.

Альбом «Бессмертный полк нашего класса» будет передан в школьный музей. Учителя нашей гимназии могут использовать его, а также музыкальный ролик для организации уроков по окружающему миру, истории и внеурочной деятельности. Это, несомненно, будет способствовать патриотическому воспитанию, любви к Родине подрастающего поколения. Собранные материалы будут интересны нашим родственникам и будущим детям.

Этапы работы над проектом:

I этап (подготовительный).

На данном этапе проведено изучение исторической литературы, материалов школьного музея и интернет - источников по проблеме проектной работы. Произведен сбор информации, выдвинуты идеи создания проектного продукта.

II этап (организационный).

На данном этапе:

а) определили проблему, сформулировали тему проекта, поставили цель и задачи, сформулировали актуальность и практическую значимость проекта, объект и предмет работы.

б) выбрали методы работы.

в) спланировали итоговый продукт.

III этап - выстроили структуру работы, произвели обобщение и систематизацию имеющегося материала, сделали выводы.

На данном этапе:

а) подготовили доклады о своих родственниках, воевавших в годы Великой Отечественной войны, и выступили с ними на классном часе;

б) систематизировали полученные данные;

в) проанализировали результаты.

IV этап - на основе имеющихся материалов выпустили альбом «Бессмертный полк нашего класса» и создали музыкальный ролик о наших героических родственниках «Помним… Гордимся!».

Теоретическая часть.

Великая Отечественная война – страшное испытание для нашего народа

Каждый год мы отмечаем праздник, который чтит и помнит каждый человек нашей страны – День Победы. Это день великой радости и большой скорби. 9 мая 1945 года закончилась война... страшная, жестокая, беспощадная.

22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на нашу страну, неся смерть и разрушения. Полыхали огнем города и деревни. Враг рассчитывал расправиться с нами быстро, но фашисты просчитались.

Весь советский народ встал на защиту своей родины: кто мог воевать, пошли на фронт. Остальные помогали армии в тылу, обеспечивая её продовольствием, снаряжением и боеприпасами.

За четыре года войны фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.

В памяти народа навечно остались 29 трагических дней защиты Брестской крепости, 250 дней героической обороны Севастополя, 900 дней блокадного Ленинграда, давшему миру образцы стойкости человеческого духа, 103 дня великой битвы под Москвой, 201 день насмерть стоявшего Сталинграда и 50 дней сражения на Курской дуге.

Двадцать миллионов советских воинов и мирных жителей погибло в этой страшной войне.

Нет в нашей стране семьи, которой бы она не коснулась.

Многие семьи хранят реликвии той поры: военные награды, треугольники писем, похоронки, фронтовые фотографии, именные часы и другие вещи, в которых сохранена народная память.

Воспоминания о военном времени, о родных и близких, участвовавших в фронтовых буднях, передаются из поколения в поколение. 1418 дней ковали Великую Победу фронтовики, труженики тыла и все мирные граждане Советского Союза.

2.2. Патриотическое общественное движение «Бессмертный полк»

Бессмертный полк — это международная общественная акция, проводящаяся в России и ряде зарубежных стран в День Победы. Ее участники идут колонной и несут транспаранты с фотопортретами своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне, а также записывают семейные истории своих героев в Народной летописи на сайте движения «Бессмертный полк».

Идея гражданской акции родилась в Томске, но получила распространение по всей стране и даже за ее пределами.

Порядок акции определяется уставом патриотического общественного движения «Бессмертный полк», согласно которому главной задачей движения является сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны. Участие в движении — добровольное и подразумевает, что участники акции выходят на неё с целью почтить память своего родственника — ветерана армии и флота, партизана, подпольщика, бойца Сопротивления, труженика тыла, узника концлагеря, блокадника или ребёнка войны. Участникам акции разрешается присоединиться к шествию или принести транспарант с портретом или просто фотографию к Вечному огню без обязательной регистрации. Также можно внести имя своего родственника с краткой биографией в список имён участников Великой Отечественной войны, находящийся на сайте движения «Бессмертный полк». По состоянию на 1 января 2018 года в данном списке больше 360 тысяч имен.

Важнейший смысл «Бессмертного полка» - это личная память потомков о своих родных, защищавших Отчизну.

2.3. Народные шествия акции «Бессмертный полк»

в России и за ее пределами

В день празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в России прошла масштабная акция «Бессмертный полк». Она стала народной частью Парада Победы и объединила в своих рядах более 12 миллионов человек.

Бессмертный полк всколыхнул волну памяти о героях Великой Отечественной войны: ветеранах армии и флота, тружениках тыла и партизанах, узниках фашистских лагерей, блокадниках, бойцах сопротивления... Обо всех тех, кто внес свой личный вклад в общее дело Победы над фашизмом.

Среди участников Бессмертного полка был и президент страны Владимир Путин с портретом своего отца-фронтовика. У всех было ощущение страны как одной семьи. В этот день особенно полно и глубоко раскрывался смысл и величие праздника Победы.

Бессмертный полк прошел в Тюмени, Санкт-Петербурге, Калининграде, Владимире, Грозном, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Ставрополе, Севастополе — 1200 городов, 12 миллионов наших соотечественников.

В шествии Бессмертно полка в 80 странах приняли участие сотни тысяч людей, помнящих историю Второй мировой войны.

«Бессмертный полк России» шагает в будущее, опираясь на великое прошлое. Его задача — увековечивание подвига солдат Великой Отечественной войны, сохранение памяти о доблести и героизме народа, осмысление опыта героических предков, восстановление преемственности поколений. А главное — возвращение чувства сопричастности человека и его семьи к истории Родины.

2.4. Акция «Бессмертный полк» в нашей гимназии

Вот уже два года 9 мая в шествии «Бессмертный полк» принимали участие и ученики нашего класса.

Учащиеся и учителя гимназии, родители и друзья с портретами своих родственников выстроились в колонну на улице Маршала Жукова и направились к месту проведения праздничного митинга – к Вечному огню у Мемориала воинской славы. По дороге к нашей колонне примыкали жители города Одинцово. Это было торжественно, трогательно и очень символично – внуки и правнуки несли портреты тех, кто обеспечил им мирную жизнь.

Чтобы стать ближе в этот великий праздник к фронтовикам, многие надели военную форму тех лет. Каждый из нас шел и представлял, что мы идем в одном строю с теми, кто защитил своим потомкам право жить (приложение 1).

У Вечного огня, глядя на негаснущее пламя, участники акции думали о страшных и великих событиях военных лет, о героизме простых людей, своих родных, чьи портреты держали в руках, стараясь поднять транспаранты выше, чтобы как можно больше людей их увидели.

По окончании митинга ребята поздравили тех немногих ветеранов, оставшихся в живых, и подарили им цветы (приложение 2).

Практическая часть

В преддверии Дня Победы у нас в классе был проведен урок мужества, посвященный Великой Отечественной войне. У ребят появилась удивительная возможность прикоснуться к событиям тех лет, стать ближе к фронтовикам: мы стали зрителями «живых» военных историй, писали фронтовые письма-уголки, учились бинтовать раненых (приложение 3).

Также был проведен конкурс рисунковко Дню Победы. Фотографии урока рисования представлены в приложении 4.

Эти уроки послужили началом дальнейшего нашего изучения событий тех лет. Война – огромное горе, осколки которого проникают через годы и десятилетия. Ни одну семью война не обошла стороной, и потомки должны свято чтить память о тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто работал в тылу, приближая победу. Мы особо почувствовали, что именно мы – правнуки и праправнуки участников Великой Отечественной войны, связаны со своими предками. Поэтому именно нам надо не растерять, а постараться собрать и сохранить сведения об их жизни и подвигах в то нелегкое военное время.

Наши одноклассники решили подготовить сообщения-доклады о своих родных, которые участвовали в военных событиях тех лет.

Для подбора материала ученики обзванивали родных, расспрашивали родителей, бабушек и дедушек. Некоторые впервые узнали фамилию, имя, отчество прадеда и других родственников – участников Великой Отечественной войны.

К сожалению, даже нашим родителям не всем удалось застать живыми своих бабушек и дедушек или в то время они были слишком малы для бесед о войне. Узнав имена воевавших родных, мы вместе с родителями постарались через интернет-ресурсы найти информацию о погибших, раненых или пропавших без вести – архивные записи в книгах учета, справки о ранениях, листки убытия и другие. В помощь одноклассникам мы составили Карту-памятку для поиска сведений в сети интернет (приложение 5).

Родители Андрейчиковой Лизы по запросу в Красный крест нашли, где захоронен в Германии пропавший без вести ее прапрадедушка Андрейчиков Демьян Петрович, который в 1942 году попал в плен и погиб в концлагере в 1944 году. Еще в архиве семьи Лизы хранится письмо прабабушки, где она, четырнадцатилетняя девочка, пишет о гибели своего отца (приложение 6). Нас до слез тронули ее слова «… Так тяжело, что я писать не могу. Да еще и дядя Митя пропал без вести… И дяди Толи нет, и дяди Коли нет, и дяди Мити нет, и папы нашего нет. Все надежды на хорошее будущее лопнули…».

Прадедушка Наташи Бахаревой летчик Бургасов Виктор Николаевич прыгал из горящего самолета. Прадедушка Булыгина Леши Маклыгин Георгий Дмитриевич геройски погиб под гусеницами фашистского танка. Прадедушка Егориковой Маши Егориков Виктор Иванович вынес из окружения боевое знамя полка. Прадед Рогачевой Кати Лубов Анатолий Викторович участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Прадеду Васиной Алины Ардашеву Андрею Ивановичу пришлось испытать пытки в самом страшном фашистском концлагере Освенцим, прабабушка Черезова Даниила Кутузова Мария Матвеевна была радисткой, помогала партизанам. Нам удалось узнать, что среди родных были участники Сталинградской битвы, битвы на Курской дуге, обороны Крыма. Были и те, кто после освобождения от фашизма территории нашей страны прошел всю Европу до Берлина.

Степыреву Матвею посчастливилось при жизни пообщаться со своим прадедушкой - героем войны Гостевым Василием Ивановичем, который умер 9 мая 2016 года, т.е. в день, когда ученики нашего класса участвовали в шествии «Бессмертный полк». Это подтверждает, к какому важному делу мы присоединились. Последний очевидец военных событий ушел из жизни. Узнавать воспоминания своих родных и близких, которые были участниками фронтовых будней, уже не у кого. И нашему поколению необходимо собрать и сохранить ценные сведения о героизме своих предков, для того, чтобы дальше передавать своим детям и внукам, чтобы эти «живые» рассказы не превратились в легенды, которые можно подвергнуть сомнению или просто забыть.

Всего ребятам нашего класса удалось собрать информацию о 56 участниках войны (приложение 7), из которых 16 – погибли или пропали без вести, 10 - получили ранения, 6 человек испытали ужас мучений в концлагере или плену, 3 – участвовали в партизанской борьбе против фашизма, а 8 человек помогали в тылу выпускать оружие и снаряды, готовить оборонительные укрепления. Количество родных и близких учеников 3 «А» класса, пострадавших во время Великой отечественной войны, мы отобразили на диаграмме (приложение 8).

Каждый ученик оформил собранный материал и выступил с докладом-сообщением перед одноклассниками на классном часе «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны».

После сбора и обобщения этих докладов мы отсканировали найденные фотографии, военные документы, наградные листы, письменные работы учеников и вместе с родителями оформили альбом «Бессмертный полк нашего класса», дополнив его стихотворениями о войне.

Для музыкального сопровождения ролика «Помним… Гордимся!» была выбрана грустная, но грандиозная песня «От героев былых времен» из кинофильма «Офицеры», смысл которой заключается в воспоминаниях о боях Великой Отечественной войны и участвовавших в них товарищах-фронтовиках. Мы постарались подтвердить настоящими, фактическими сведениями и фотографиями каждую фразу этой красивой и мощной песни. Подготовленным музыкальным роликом хотелось доказать, что с каждым годом не смотря на то, что герои войны потихоньку забываются в лицах, но память о них и гордость за наших солдат не угасает в сердцах потомков.

Также мы постарались оценить вклад родственников учащихся 3 «А» класса в победу над фашистской Германией, указав на карте условными знаками, что наши родные сражались на всех фронтах войны, что их своей подпольной борьбой поддерживали партизаны в отрядах сопротивления, а также труженики тыла помогали им вооружением, снарядами, продовольствием, подготовкой оборонительных укреплений (приложение 9).

Все они были реальными, живыми, как мы, а не сказочными или вымышленными героями. У нас одни корни, одни предки. Мы связаны родственными, кровными связями. А значит и мы способны на мужественные, героические поступки, на стойкость и преданность Отчизне. И нужно воспитывать в себе такие качества, как трудолюбие, силу воли, умение дружить, подставлять плечо, уважать старшее поколение.

Проделав эту работу мы лучше узнали историю войны, сблизились с семьями, с родными. Подготовка проекта, поисковая работа объединила и сдружила ребят в классе, наши родители стали больше общаться между собой.

А еще мы стали ценить то, что у нас есть – возможность спокойно учиться, путешествовать, заниматься творчеством или спортом.

Мы знаем, что находимся только в начале поискового пути, нам хочется побольше узнать о героизме всего народа в страшные военные годы. В апреле мы всем классом поедем на экскурсию в Центральный музей Великой Отечественной войны для участия в военно-историческом путешествии «Землянка», а на май запланировано проведение урока «Эхо войны» с приглашением поискового отряда «Китежъ».

Заключение

В результате проделанной работы мы узнали о страшных военных страницах истории нашей Отчизны, об участии наших предков в Великой Отечественной войне.

В итоге мы выяснили, что у всех учеников нашего класса прадедушки и прабабушки, а также их родные помогали приблизить победу в этой войне, многие даже ценой своей жизни.

Приняв участие в акции «Бессмертный полк», мы решили собрать все семейные истории, проанализировать и систематизировать их. Полученные данные мы оформили в альбом «Бессмертный полк нашего класса».

Также из собранного материала мы смонтировали музыкальный видеоролик «Помним… Гордимся!», который показали в классе всем ученикам.

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен воздушной тревоги. Мы не знаем, что такое холодное жилище и скудный военный паек… Мы лишь в фильмах видели разрушенные фашистскими бомбами дома и улицы. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…

Война закончилась давно, а память о ней живет до сих пор. И будет жить всегда. Пока мы будем о ней говорить, писать и чтить память о погибших на этой войне, о воевавших за нашу мирную жизнь.

Эта тема важна и актуальна, ведь благодаря собранным историям каждой семьи мы смогли почувствовать сопричастность к историческим событиям Родины. А зная и помня прошлое нашей страны, мы будем уважительно относиться к ее настоящему. Будем гордиться подвигами и поступками своих предков и стремиться воспитывать в себе мужество, патриотизм, верность и любовь к своему Отечеству.

Говорят, что новая война начинается тогда, когда вырастает поколение, забывшее войну предыдущую. Наш долг – сохранить и защитить память о наших героях! Мы должны быть достойны подвига наших прадедов.

Список источников и литературы

1. Алексеев С.П. Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей. Серия «Библиотека российского школьника». - Издательство «Оникс», 2015.

2. Артемов В.В. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

3. Иванов А.Н. Дни воинской славы России. - М.. 2006.

4. Сборник «Во имя Великой Победы». Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне. Серия «История отечества». - Издательство «Махаон», 2016.

5. Бессмертный полк. Официальный сайт движения Бессмертный полк. [Электронный ресурс] – http://moypolk.ru/letopis-polka (дата обращения 06.01.2018).

6. История «Бессмертного полка» в России [Электронный ресурс] https://polkrf.ru/about// (дата обращения 08.01.2018).

7. Статья «Бессмертный полк» (Википедия) [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA (дата обращения 08.01.2018).

8. Улицы Одинцово говорят: память об этих героях будет жить вечно [Электронный ресурс] http://cnt-odintsovo.ru/ulicy-odincovo-govoryat-pamyat-ob-etix-geroyax-budet-zhit-vechno/ (дата обращения 16.01.2018).

Приложение 1

Шествие «Бессмертный полк» в г. Одинцово

Приложение 2

Поздравление ветеранов

Приложение 3

Урок мужества, посвященный Великой Отечественной войне

Приложение 4

Конкурс рисунков ко Дню Победы

Приложение 5

Карта-памятка

для поиска сведений об участниках Великой Отечественной войны через интернет

Перед началом поиска кроме фамилии и имени собрать об участнике войны как можно больше подробностей и информативных данных с помощью родственников, старых документов, фотографий, фронтовых писем.

Сайт «Подвиг народа» (http://podvignaroda.ru) – уникальный сайт, созданный Министерством обороны России, специализирующийся по предоставлению максимальных сведений об участниках Великой Отечественной войны (архивные документы, имеющие отношение к военным действиям)

Сайт «Победители» (http://www.pobediteli.ru) - банк информации, касающийся ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., все данные которого собираются благодаря инициативе граждан, компаний, Администрации Президента и МО РФ.

Сайт «Мемориал» (http://www.obd-memorial.ru) - Обобщенный банк данных Министерства обороны России о погибших и пропавших без вести в Великой отечественной войне.

Сайт «Поисковое движение России» (www.рф-поиск.рф) – Официальный сайт общероссийского общественного движения «Поисковое движение России» по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Сайт «Память народа» (https://pamyat-naroda.ru) - сайт, созданный Министерством обороны России, содержащий оригинальные документы о ходе боевых действий, приказы, доклады командующих, оперативные описания боевой обстановки, сведения о награждении, о потерях, о военнопленных.

Сайт «Бессмертный полк» (http://moypolk.ru) – официальный сайт движения «Бессмертный полк»

Книги памяти «Солдат».

Приложение 6

Письмо прабабушки Андрейчиковой Лизы о гибели отца

Приложение 7

Сведения о родных и близких учеников 3А класса, являющихся участниками Великой отечественной войны

N п/п

Фамилия, имя учащегося

Родственник, участвовавший в ВОВ

Где воевал

Награды

Дополнительная информация

1

Лукашова Елена Михайловна

Жариков Константин Игнатьевич

1943 год - Брянский фронт (380 стрелковая дивизия, 66 гвардейская танковая дивизия)

Орден Отечественной войны 2 ст.Медаль "За победу над Германией"

Пулеметчик, был в плену, бежал

2

Андрейчикова Елизавета

Андрейчиков Федор Петрович

   

работал на заготовке дров для армии

Андрейчиков Василий Петрович

Тульская область

 

обеспечение населения и военнопленных продовольствием

Андрейчиков Демьян Петрович

Ростов

 

пропал без вести. По запросу в Красный крест в 2013 году узнали, что в 1942 году попал в плен, умер в концлагере в 1944 году. Нашли захоронение в Германии

Андрейчиков Максим Петрович

Старая Русса Новгородской области

 

погиб в бою под Старой Русой в 1943 году

Соловьев Иван Степанович

   

пропал без вести

Волженкин Пётр Константинович

 

Медали "За отвагу", "За боевые заслуги"

погиб на фронте

Коннов Дмитрий Ефимович

   

был контужен, вернулся живой с фронта

Косяков Гаврила Алексеевич

 

Медаль "За взятие Берлина"

Дошел до Берлина. Вернулся домой.

3

Бахарева Наталья

Бургасов Виктор Николаевич

Прибалтийский фронтБрянский фронт

Орден красной звезды

подполковник, летчик, прыгал из горящего самолета

Бургасова Екатерина Валентиновна

Прибалтийский фронт

Орден красной звезды

машинистка в штабе

Бургасов Петр Николаевич

1-й Украинский фронт

 

главный врач в госпитале, чудом избежал смерти во время бомбежки

Бургасов Анатолий Николаевич

Новосибирск

 

труженик тыла, на оружейном заводе изготовлял оружие для фронта, вместе с заводом был эвакуирован в Новосибирск

Бахарев Петр Никанорович

   

танкист

4

Богданова Мария

Белянин Петр Степанович

Калининский фронт, 2-й Прибалтийский фронт, Ленинградский фронт

Орден Отечественной войны 1 ст.Орден Красного знамениМедаль "За победу над Германией"

Командир мотострелкового полка. Дважды ранен и контужен.

5

Богуцкая Диана

Журавлев Михаил Никифорович

 

Орден Отечественной войны 2ст.

Был пленен под городом Львов. Сбежал из плена, был ранен.

6

Боровикова Анна

Романов Александр Иванович

1-й и 2-й Прибалтийский фронт

Орден «Отечественной Войны», медали «За отвагу» и «За освобождение Варшавы»

артиллерист, механик танка

7

Булыгин Алексей

Булыгин Владимир Петрович

 

Ордена Отечественной войны 1 ст., Славы 3 ст., Красной Звезды

Командир минометного расчета, за неделю до окончания войны ранен

Билюкин Василий Сергеевич

   

Работал на военном заводе, поставляя вооружение на фронт

Маклыгин Георгий Дмитриевич

Прибалтийский фронт

Орден Отечественной войны 1 ст.

Командир роты десанта автоматчиков, лейтенант. Погиб под гусеницами танка в Латвии в неравном бою, убив 2 немецких офицеров и 8 солдат

8

Васина Алина

Ардашев Андрей Иванович

Таганрог, попал в плен, в концлагерь Освенцим

медали "За отвагу", "За боевые заслуги"

Пулеметчик. Попал в окружение, был контужен и взят в плен, в концлагерь Освенцим. Освобожден в январе 1945 года

9

Горобец Арсений

Сушко Василий Захарович

Белоруссия, Украина

Орден Отечественной войны 1 ст.

Старший сержант, з личного оружия уничтожил 12 немецких офицеров и солдат, гранатами уничтожил пулемет противника. Дважды ранен

10

Грекова Ольга

Ротарь Евстафий Степанович

с.Волчинец Молдавия

Орден Отечественной войны 2 ст.

партизанил, прикрывал отступление десантников к своим. После освобождения Молдавии служил на ж/д станции, охранял и сопровождал поезда.

11

Евдокимов Кирилл

Юдин Григорий Фролович

Финская война. Курская дуга, дошел до Берлина

Медали "За освобождение Польши", "За взятие Берлина"

Гвардии ефрейтор в полку связи

12

Егорикова Мария

Егориков Виктор Иванович

Курская дуга, Прага, Вена, Будапешт

Орден красной звезды, медаль "За боевые заслуги", Орден Отечественной войны 2ст.

вынес боевое знамя полка из окружения

Панайкин Иван Филиппович

Белорусский фронт, прорыв обороны в Восточной Пруссии, Дальний Восток - война с Японией

Орден "Красной звезды"

капитан медицинской службы

13

Иванов Дмитрий

Карлов Яков Карлович

Смоленская, Псковская область, Венгрия

Орден Красной звезды, медаль "За отвагу", Орден Отечественной войны 2 ст.

Трижды ранен

14

Илларионова Вера

Хромов Петр Игнатьевич

   

Добровольцем ушел на фронт, был контужен и попал в плен, откуда бежал к партизанам

15

Ишмухаметова Алина

Сафин Хизбулла Сафа Улы

Сталинград

 

погиб в Сталинградской битве

16

Карбовский Дмитрий

Ложкин Петр Андреевич

Смоленская область

 

Лейтенант, погиб в бою под Смоленском

17

Коновалова Олеся

Семенов Василий Васильевич

 

Орден Отечественной войны 2 ст.

Командир взвода. Был в плену

18

Кукарин Андрей

Конкин Максим Яковлевич

призван в Московской области Загорск

 

пропал без вести

19

Мишин Анатолий

Гринь Федор Анисимович

Украинский фронт

 

Санинструктор, гвардии сержант. Погиб в 1943 году

20

Муратов Даниил

Тимошин Алексей Петрович

От Москвы до Будапешта

Медали и Орден Красной звезды

Старшина минометной роты, разоружил и взял в плен трех противников

Наполов Герасим Наумович

Прибалтийский фронт, от Москвы до Таллина

Орден Красной звезды

Младший лейтенант, командир взвода. Уничтожил 20 немцев и огневое орудие, обеспечил захват железной дороги

21

Рогачева Екатерина

Лубов Анатолий Викторович

Ленинградский фронт, Берлин

 

Моряк-пехотинец, участник битвы за "Невский пятачок" при попытке прорвать блокаду Ленинграда.

22

Румянцева Анна

Румянцев Михаил Константинович

Дошел до Берлина

Два ордена Красной звезды

Артиллерист

23

Сечкин Саша

Зверев Владислав Николаевич

 

Орден красного знамени

прокладывал коммуникации для нужд фронта

Зверева Александра Михайловна

   

добывала торф для топлива на фронт

24

Смирнов Добрыня

Федяев Владимир Владимирович

Курская дуга

Орден Отечественной войны, медали

 

25

Степытрев Матвей

Гостев Василий Иванович

Заполярье

Медали, ордена

Моряк, старшина 2 статьи Северного флота. Обезвреживал морские мины, спасал экипажи тонущих кораблей.Умер 9 мая 2016 года

26

Харьковский Артем

Харьковский Яков Иванович

Крымский фронт

Орден Отечественной войны 2 ст., медали

Во время боев под Керчью был ранен и взят в плен. Освобожден в 1945 году

Тушев Алексей Моисеевич

Украинский фронт, Крым - Малая Земля, прошел всю Европу

Медаль "За отвагу"Медаль "За победу над Германией"

Старший лейтенант, начальник финансового отдела дивизии, дошел до Берлина

Бабаков Григорий Иванович

Харьков, Калинин, Сталинград

Медали "За отвагу", "За оборону Сталинграда", "За победу над Германией"

Участник трех войн гражданской и ВОВ). В ВОВ воевал в составе конно-механизированной группы артиллеристов, подвозил снаряды, увозил раненых. После ранения и контузии был комиссован в 1944 году.

Леднев Сидор Макарович

Харьков, Воронеж

 

ветеринарный врач в артиллерийском полку, попадал в окружение, был трижды ранен

Стадницкая Елизавета Михайловна

Калининский фронт, Курская дуга

Орден Отечественной войны 2 ст.

врач в батальоне аэродромного обслуживания при истребительном авиационном полку

Лисков Александр Федорович

Сталинград

 

Красноармеец, пропал без вести в 1942 году.

Ступникова Мария Владимировна

Воронежская область

 

готовила оборонительные укрепления

Ступников Владимир Денисович

Западный фронт

 

Красноармеец 316 стрелковой дивизии, убит 22.03.1942, захоронен в с. Михайловское Донецкой области

27

Черезов Даниил

Кутузова Мария Матвеевна

Карелия

 

участвовала в строительстве оборонительных укреплений, была радисткой, помогала партизанам

28

Чмелев Влад

Чмелев Павел Николаевич

Крымский фронт, г.Керчь

 

Лейтенант, летчик. Погиб при обороне г.Керчь

Герои Великой отечественной войны

29

Богуцкая Диана

Чикин Алексей Яковлевич

   

погиб

30

Бушуй Анна

Люба Новоселова

   

погибла

31

Колзиков Данил

Жуков Георгий Константинович

     

32

Кощеева Арина

Володя Черинов

   

погиб

33

Пономаренко Влад

Виктор Талалихин

   

погиб

Всего

56 человек

       

Условные обозначения

       
   

- погиб или пропал без вести

16

   
   

- ранен

10

   
   

- плен, концлагерь

6

   
   

- партизанская борьба

3

   
   

- труженик тыла

8

   

Приложение 8

Родные и близкие учеников 3 «А» класса, пострадавшие во время Великой Отечественной войны

Приложение 9

Вклад родственников учащихся 3 «А» класса в победу над фашистской Германией

Условные обозначения

- фронтовик

- погиб

- пропал без вести

- ранен

- плен, концлагерь

- партизан

- труженик тыла

Просмотров работы: 1000