Раскулачивание –социальная трагедия русского народа

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Раскулачивание –социальная трагедия русского народа

Мозуль  Е.А. 1
1МБОУ СОШ №1 МО Староминский район Краснодарского края РФ
Штомпель  Г.Г. 1
1МБОУ СОШ №1 МО Староминский район Краснодарского края РФ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

В какое то время мы начинаем задумываться об истории нашей семьи. Расспрашиваем у родственников, интересуемся, пытаемся узнать, кем были наши предки и какова их судьба. Меня очень заинтересовал рассказ моего дедушки. Я узнала многое о жизни своего прапрадедушки Старченко Кузьмы Саввича. Дедушка рассказал мне, что до революции Кузьма Саввич был казаком, честно работал, не покладая рук, нажил себе дом, хозяйство, у него было семеро детей. Но в период 1917-1933гг все изменилось, так как в России произошли такие судьбоносные события, как революции 1917 года, гражданская война и коллективизация, которую сопровождало раскулачивание. Советская власть забрала у него дом, хозяйство, сына против его воли призвали в Красную Армию - в общем, он потерял все, что ему было дорого. Я была очень удивлена этому, так как в книгах, фильмах, практически везде революцию описывают как очень светлое событие, показывают кулаков жадными, скупыми людьми, которые эксплуатируют чужой труд и наживаются на нём. Но дедушка поведал мне об этих событиях в другом свете. Его рассказ о революции, Красной Армии, раскулачивании и моё постепенно сложившееся представление обо всем этом не совпадали.У меня возникла масса вопросов: Кто такие кулаки? Что такое раскулачивание? Когда оно происходило? Таким ли радостным событием является революция, каким его показывают? За что раскулачили моего прапрадедушку? Я решила найти ответы на все эти вопросы и узнать о моих предках намного больше. Актуальность темы: раскулачивание неотъемлемая часть истории не только нашей семьи, но и нашей страны. Ведь стоит учесть, что какие события не происходили бы в нашей семье, свой отпечаток на них накладывают события, которые происходили в истории страны. Цель исследования – узнать, о процессе раскулачивания на примере моей семьи, а также выяснить, как этот процесс отразился на развитии сельского хозяйства в СССР. Задачи: Выяснить, кого называли кулаками, как и когда происходил процесс раскулачивания в целом в стране; Узнать, как происходило раскулачивание конкретно на Кубани; Рассмотреть как на моей семьи отразилась данная социальная трагедия; Провести анализ полученных материалов и обобщить данные; Предмет исследования – процесс раскулачивания на примере моей семьи. Этапы исследования: Изучение теоретического материала; работа с живыми носителями информации; обобщающий, связанный с оформлением самой работы. Методология исследования: Опиралась в своей работе на конкретно-исторический подход; использовала метод критического анализа. Методы исследования: Теоретический (критический, анализы и обобщение); эмпирический (работа с живыми носителями информации, изучение документации). Для написания работы использовались: монографическая литература, краеведческая, документальный материал ,мемуарная литература.

Из истории раскулачивания.

А) Кто такой кулак?

Итак, для начала нужно разобраться, кого же называли кулаками. Я посмотрела словари, в которых были представлены варианты толкования термина «кулак». Толковый словарь Ожегова: Кулак - 1. Богатый крестьянин-собственник, пользующийся постоянно наемным трудом. 2. Скупой и корыстолюбивый человек (см. приложение I рис.1)1. Словарь Даля: Кулак - скупец, скряга, жидомор, кремень, крепыш; перекупщик, переторговщик, маклак, прасол, сводчик, особенно в хлебной торговле, на базарах и пристанях, сам безденежный, живет обманом, обчетом, обмером; торгаш с малыми деньжонками, ездит по деревням, скупая холст, пряжу, лен, пеньку, мерлушку, щетину, масло и пр. прасол, прах, денежный барышник, гуртовщик, скупщик и отгонщик скота.2 Таким образом, узнав толкования этого слова, мы можем сделать вывод, что кулак это зажиточный крестьянин-собственник, использующий наемную силу, торговец, ростовщик и так далее. Но есть и другая сторона этого понятия, где кулака называют скрягой, скупцом, жидомиром, корыстолюбивым. Так кто такой всё-таки кулак? Конечно, были люди, которые подходят под это описание, эксплуатирующие чужой труд, жившие нечестно, наживавшиеся на других и тому подобное. Таким образом они и достигали богатства и высокого уровня жизни. Но дело в том, что были и те люди, которые достигли этого своим собственным трудом. Чтобы хорошо жить, они работали не покладая рук от зари до зари, и поэтому они могли себе позволить хороший дом, пищу, хозяйство. Революционеры и бедные крестьяне не видели разницы между этими людьми. Они видели, что человек живет хорошо, и считали, что он нажил все это нечестным путем, характеризовали всех хорошо живущих людей как первый вышеописанный тип и дали им название кулаки. Также часто в исторических источниках, рассказахотличительной чертой кулаков является скверный нрав иполнота, большой живот. Такой образ показан во многихпроизведениях, фильмах и, отталкиваясь от этого, мыпредставляем, каким был кулак. Но в реальности,сельскийсобственник редко бывал толстым. То, что он нанимаетбатраков, а именно это считают главным кулацким грехом,вовсе не значит, что он не работает сам. Еще как работает,ведь большое хозяйство на чужом горбу не поднимешь. Если и был у этих людей какой- либо отличительный признак, вовсе не названный ранее, а именно кулаки-руки, которыми они добывали свой хлеб.

Б) Что такое раскулачивание?

Толковый словарь Ожегова: Раскулачить — ликвидировать на базе сплошной коллективизации кулачество как класс, кулаков и кулацкое хозяйство.3

Слово «раскулачивание» производное существительное от глагола «раскулачить». Из этого можно сделать вывод, что раскулачивание это процесс, который был направлен на лишение имущественных прав зажиточных крестьян, то есть кулаков, прекращения эксплуатации наемного труда и рассматривался государством как кампания по уничтожению кулачества как класса. В чем же причина раскулачивания.Советская власть видела в кулаках главного идеологического противника в деревне, который мог существенно помешать осуществлять проведение социалистических преобразований, то есть создавать колхозы. Большевики вели с ними борьбу, включавшую террор и разрушение зажиточных хозяйств. Также, имущество раскулаченных становилось той базой, на основе которой создавались колхозы.

2. Когда и как происходило раскулачивание?

Ещё 8 ноября 1918 года на совещании делегатов комитетовбедноты Ленин заявил о решении по ликвидации кулачества: «…если кулак останется нетронутым, если мироедов мы непобедим, то неминуемо будет опять царь и капиталист».4Указом от 11 июня 1918 года были созданы комитетыбедноты, сыгравшие большую роль в борьбе с кулачеством,руководили процессом перераспределения конфискованных укулаков земель, инвентаря и излишков продовольствия. Но после Гражданской войны Советская власть в лице большевиков вынуждена была отложить решение этого вопроса на неопределённое время и перейти к новой экономической политике (НЭП), которая противоречила их идеологии. Крестьянам временно разрешили работать на себя, и даже нанимать батраков, а государству они должны были уплачивать налог (вместо продразвёрстки, которая зачастую оставляла крестьян без хлеба и это настраивало их против большевиков), что должно было помочь решить проблему голода в стране и снять недовольство, зревшее против большевиков. Несмотря на успехи НЭПа, в 1927-1928 гг., после ожесточённых споров, руководство страны решило свернуть НЭП и перейти к индустриализации и коллективизации. Эти два процесса были тесно взаимосвязаны, так как индустриализация – процесс создания тяжёлой промышленности, как основы развития экономики СССР, должна была осуществляться за счёт средств, полученных при помощи социалистических сельхозпредприятий- колхозов. Коллективизация подразумевала создание государственных сельскохозяйственных предприятий путём объединения крестьян в коллективные хозяйства. Решение о сплошной коллективизации было принято в 1929 году. Так как, крестьяне неохотно вступали в колхозы, и прежде всего противниками колхозов выступали зажиточные крестьяне (кулаки) и середняки, то большевики продолжили борьбу с кулаками, начатую ещё в 1918 году и процесс коллективизации стал сопровождаться раскулачиванием. На территориях, где проводилась сплошная коллективизация, создавалисьспециальные «тройки», состоявшие из первого секретарярайкома партии, председателя райисполкома и уполномоченного ГПУ. Они рассматривали вопрос о принадлежности того или иного крестьянина к кулацкому классу. К кулакам относили тех, у кого были крепкие хозпостройки, скот, рабочий инвентарь, деньги свыше 3000 рублей. Но, совершенно чёткого критерия, кого считать кулаком, так и не сложилось. Это давало возможность раскулачивать не только на основе объективных признаков, но и на основе личных мотивов: например, из зависти, из личной неприязни, затаённой обиды и т.д. Такая ситуация часто приводила к злоупотреблениям. (см. приложение I рис.2). 30 января 1930 года политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление « О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Согласно этому постановлению кулаки были разделены на три категории:1. Организаторы и исполнители террористических актов иантисоветских восстаний – они передавались органамГПУ, чтобы выяснить меру их личной вины, а их семья ссылалась в отдаленные районы страны.2. Так называемый «оплот кулачества в деревне». Они с членами своей семьи тоже выселялись в плохо пригодные для жизни и ведения хозяйства, необжитые и неразвитые районы страны. 3. Все остальные кулаки, вместе с семьями выселялись за пределы колхозных земель, но в своем районе (то есть их не отправляли в спецпоселения) (см.приложения II рис.1-2) .Изъятое имущество выселенных кулаков становилось колхозным. Прибывшие на новое место кулаки, в основном, второй категории, и члены их семей получали статус спецпереселенцев. В их число входили не только кулаки, но и выселенные, а также лица, совершившие не тяжкие правонарушения и антиобщественные элементы (пьяницы, бродяги). Переселенцам предоставлялись совсем не большие средства для существования, и спецпоселения находились в местах, крайне не подходящих для ведения хозяйства. Поначалу выселенным было невероятно трудно, они делали все, чтобы укрыться от ветра, холода, и просто выжить, не умерев от голода, так как была огромная нехватка еды, а речь о ведении хозяйства в подобных, непривычных, жившим в плодородных землях кулакам, условиях, даже не шла. Но потом, спустя время, переселенцы стали понемногу обживаться и привыкать к новой местности. По данным историка и исследователя репрессий В. Н. Земсковавсего было раскулаченооколо 4млн. человек (точное число установить сложно), из них в 1930—1940 в кулацкой ссылке побывало 2,5 млн., в этот период в ссылке умерло 600 тыс. человек, подавляющее большинство умерло в 1930—1933 годы во время голода. Показатели смертности среди спецпереселенцев превышали рождаемость от 7,8 до 40 раз.5По словам журналиста Би-би-си А. Кречетникова, существовала подготовленная в 1934 году оперативно-учетным отделом ОГПУ секретная справка, согласно которой около 90 тыс. кулаков погибли в пути следования и ещё 300 тыс. умерли от недоедания и болезней в местах ссылки.6Было изъято около 50 миллионов гектаров кулацкой земли, перешедшей бедноте и середнякам, также была конфискована значительная часть средств производства в пользу бедноты.Таким образом, процесс раскулачивания остановил развитие индивидуальных хозяйств и ставил под вопрос саму перспективу их существования.

3.Раскулачивание на Кубани и расказачивание.

Cеверный Кавказ и его составная часть — Кубань, территория современного Краснодарского края, всегда были одними из основных производителей хлеба в России. По сравнению с другими областями здесь имелись большие посевные площади, сельское хозяйство отличалось лучшей обеспеченностью техникой и в этом отношении являлось наиболее подготовленным к переводу с тягловой базы сначала на машинную, а затем и вообще на индустриальную основу. В силу этого именно Северо-Кавказский край был отнесен в 20-е годы решением директивных органов к числу первоочередных районов сплошной коллективизации. И хотя ряд специфических условий (наличие казачьего населения с традициями особого землепользования, экономически крепкое кулачество, особенности национального состава) сильно осложнял обстановку, эта задача была решена. Северо-Кавказский крайком партии, в лице секретаря А. А. Андреева, заявил о намерении завершить в основном коллективизацию к лету 1931 года. Но, Молотов В.М. призвал ускорить коллективизацию на Северном Кавказе и завершить её летом 1930 г., то есть на год раньше. После некоторых споров, под давлением Сталина, сроки были резко сокращены (см. приложение III рис.1). Крестьян стали загонять в колхоз силой (увеличивая налоги настолько, что выжить было невозможно, а так же применяя оружие). Это вызвало сопротивление (например, в станице Темиргоевской собрание по организации колхозов закончилось требованием прекратить коллективизацию, раскулачивание и хлебозаготовки), которое подавлялось военной силой, но при этом заставило большевиков на некоторое время изменить тактику. Сталин в статье «Головокружение от успехов» заявил, что перегибы на местах - это инициатива местных властей. На самом деле, в колхозы крестьяне должны были идти добровольно. После этой статьи около 10% казаков и крестьян вышли из колхозов. Но в реальности, давление на крестьян только усилилось и темпы создания колхозов только увеличивались. А способствовала этому политика раскулачивания и продолжившегося расказачивания.7 Отношение пришедших к власти большевиков к казачеству было двойственным и обусловлено реальными причинами. С одной стороны, оно было негативным, поскольку казаки, являясь профессиональными военными, не так давно «верой и правдой» служили российской монархии, защищая государство не только от внешних врагов, но и участвуя в подавлении беспорядков и выступлений рабочих, разгоняя демонстрации и конвоируя осуждённых по этапам. Казачество имело в собственности землю и привилегии, что не соответствовало определению эксплуатируемых, то есть тех, от чьего имени большевики проводили свою политику. С другой стороны, большевики, понимая, что казачество является хорошо организованной вооружённой силой, хотели привлечь казаков на свою сторону, либо, как минимум, на начальном этапе быть с ними в нейтральных отношениях. Расказачиванием пыталось заниматься ещё царское правительство, но так и не решилось это сделать. Большевики своим декретом ликвидировали все сословия. В годы Гражданской войны расказачивание стало формой борьбы большевиков с казаками, которые «упорно, глухо и почти непоколебимо были враждебны советской власти». В результате ликвидации казачества как сословия предполагалось, что бывшие казаки сольются с крестьянами, но они дистанцировались от крестьян и продолжали считать себя казаками. Массовая коллективизация на Кубани прошла в несколько этапов, и в исторической науке принята следующая ее периодизация: подготовка условий для сплошной коллективизации (1927-1929), проведение сплошной коллективизации (1929-1931), организационно-хозяйственное укрепление колхозов и упрочение колхозного строя (1931-1941 гг.). Нас интересует раскулачивание и проведение сплошной коллективизации. Раскулачивание на Северном Кавказе началось ещё до принятия официального постановления партии в январе 1930 г. Андреев А.А. телеграфировал Сталину «Мы приступаем к практическому переселению кулаков за пределы края. Нужна санкция ЦК…». Политбюро ЦК ВКПб 4 февраля принимает секретную инструкцию, которая стала приложением к постановлению ЦК «О мерах по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Инструкция содержала указание широко применять репрессии, вплоть до высшей меры наказания.8 (см. приложение III рис.2) Уже к августу 1930 года на Кубани было раскулачено более 1 миллиона человек. Раскулачивание продолжалось и в 1931, и в 1932-1933 годах. Оно вылилось вполитику «чёрных досок». Результатом сплошной коллективизации стал голод 1932-1933 гг. Его причины лежат в методах коллективизации и политике хлебозаготовок. Из-за неурожая 1932 года, вызванного засухой, Кубань не выполнила план по хлебозаготовкам, которые были поставлены государством. Для расследования срыва хлебозаготовок, на Кубань прибыла комиссия во главе с Кагановичем Л.М., целью которой было: «сломить саботаж …организованный кулацким контрреволюционным элементом…». Были выбраны 13 станиц, для которых предусматривались особые мероприятия, целью которых было напугать остальные станицы и заставить их выполнять хлебозаготовки любой ценой. Так, например, из магазинов вывозилось продовольствие, все виды торговли запрещались, с колхозников взыскивались все ссуды, часть жителей выселялась. Они длились до 27 декабря 1932 года. В результате зимой 1932 года начался голод, а весной 1933 года он стал массовым. Для его предотвращения ничего не было сделано, поэтому жертвами стали тысячи и тысячи людей во всех станицах края (см. приложение IV рис.1). Из воспоминаний очевидцев, жителей ст. Староминской: «...Люди хотели только есть. Не было сил ни страдать, ни плакать. Ни по умершим детям, ни по родителям. Смерть стала настолько будничной, что люди воспринимали ее просто как избавление от мук. Голод лишал человека его человеческой сущности: матери поедали своих детей, соседи вылавливали шедших в школу ребятишек, чтобы, питаясь их мясом, хоть как-то выжить. В станице до сих пор рассказывают о десятках случаев людоедства, называют станичников, ставших жертвами голода, то есть буквально съеденных другими. Я не могу назвать их пофамильно: это было бы просто безнравственно. Каждый староминчанин знает, что на фронтах Великой Отечественной войны погибло в общей сложности шесть тысяч земляков, но мало кто знает, что более семи тысяч жизней староминчан унес только один голодный 1933 год. Только весной, в начале марта в школах начали выдавать детям по миске мамалыги — кукурузной каши, сваренной на воде. Станица выглядела страшно: разрушенные дома без крыш, с вытащенными лутками и рамами, которые пошли зимой на растопку, заросшие бурьяном огороды. Такой была цена сплошной коллективизации — принудительной, репрессивной, проведенной в чудовищно уродливых формах!»9 Точное количество жертв голода неизвестно до сих пор. Пострадали от голода и члены моей семьи: умерли мой прапрадедушка и его дочь.

4. Как на моей семье отразились раскулачивание и голодомор.

Мой прапрадедушка Старченко Кузьма Саввич родился в 1875 году в ст. Староминской в казачьей семье и воспитывался по казачьим обычаям. Он помогал родителям с 7 лет: работал в поле, кормил скот и т.д. В 1895 году был призван в армию в Турцию, где прослужил 4 года. В 1900 году женился на Зёме (позже Старченко) Евдокии Васильевне, а уже в 1901 году у них родился первый ребенок. В 1905 году участвовал в русско-японской войне.На тот момент у него было уже двое детей. В ходе войны Кузьма Саввичполучил проникающее ранение в лёгкое и его пришлось удалить. Травма не помешала ему, вернувшись домой, как и прежде работать. Он не нанимал батраков, а вел хозяйство вместе с семьей. Дети воспитывались по казачьим обычаям и с раннего возраста помогали родителям. Трудились они от восхода до заката. Работали в поле: сеяли люцерну, ячмень, пшеницу, горох. Ухаживали за посевами, затем собирали урожай. Необходимое количество оставляли себе, а излишки продавали. Они работали каждый день не покладая рук. В ходе коллективизации в начале 30-х годов 20 века его дом, хозяйство были изъяты и отданы в колхоз. На тот момент у него было некоторое количество денег и немного зерна. Каким - то счастливым для семьи образом большевики не отняли самое последнее. Но все таки они забрали все честно нажитое непосильным трудом хозяйство, то, что люди заработали вставая на заре и проводя весь день в поле, под палящим солнцем, в загонах для скота, в общем, каждодневным непрерывным трудом, просто забрали…После конфискации имущества Кузьма Саввич купил дом намного меньше предыдущего по ул. Энгельса и переехал туда с семьей. Всех детей, за исключением младшей дочки, забрали в колхоз «Комсомолец» (см. приложение IV рис.2-3)10. Они, чтобы хотя бы немного помочь семье, тайком, в карманах приносили домой горох, пшеницу. Из воспоминаний прадедушки Петра Кузьмича: «Когда была посевная, спали в поле, в колхозных конюшнях. Стояли там шесть мешков гороха. Я ночью, пока все спали, пальцем проковырял дырку в мешке, набрал два кармана гороха и побежал домой, чтобы отнести родителям. Двадцать пять километров туда и двадцать пять километров обратно. А Николая (один из братьев), когда он тоже бежал ночью домой с горстью гороха, замотанной в тряпку, встретили двое большевиков на конях. Он успел выбросить горох в траву и сказал, что бежит домой искупаться, а то его совсем заели вши. Каким-то чудом в это поверили и ему удалось избежать расправы. Когда красногвардейцы ускакали, он долго искал выброшенный горох, нашел и все-таки отнес домой, чтобы там родители потолкли в ступке и сварили. Вот тебе и еда».11 Выжить в таких условиях очень трудно, и, наверное, даже было бы невозможно, если бы у семьи конфисковали последнюю корову, подаренную старшему сыну Кузьмы Саввича, Евдокиму, на свадьбу. Мой дедушка рассказывает, как об этом вспоминает его отец Петр Кузьмич: « Когда хотели забрать корову, Евдоким вышел с карабином и сказал:

- Я шесть лет служил в Красной Армии, а вы хотите лишить меня последней кормилицы! Не отдам!» (см. приложение V рис.1). Но даже корова не спасала. В 1933 году их, как и всех коснулся ужасный голод. Кузьме Саввичу было жизненно необходимо хотя бы немного больше, чем пол горсти гороха, так как у него не было правой легкой. В этом же году он умер в возрасте 58 лет. Тогда же умерла от голода и его младшая дочь Галина. Зёма Евдокия Васильевна родилась в 1880 году в ст. Староминской. Ее родители были приезжими, но стали казаками, получили земной надел. Она, как и все дети с раннего возраста помогала им. Но их семья зарабатывала в основном не хозяйством. Отец изготавливал кожаные изделия: сапоги, тулупы, сбруи и т.д. Ее семью не раскулачили. Вышла замуж в 1900 году. До 1933 года она переживала, понятно, то же, что и муж – такая же ежедневная работа, такое же хозяйство, конфискация имущества и т.д. Все это известно, так как было описано ранее, повторяться не стоит. После смерти мужа она осталась одна с детьми, некоторые из них уже имели свою семью и кормили ее, но так же и свою мать, продолжая ей помогать. Она умерла 30 апреля 1958 года. Дети Кузьмы Саввича и Евдокии Васильевны: Старченко Евдоким Кузьмич родился в 1901 году. Как можно догадаться из вышесказанного, помогал родителям с раннего возраста. В 1918 году его забрали в ряды Красной армии под угрозой расстрела. Там он дослужился до сотника, в 1924 году вернулся домой. Он попросил у родителей разрешение на возвращение и дальнейшую службу, так как это было довольно высокое звание. На тот момент его братья и сестры были способны помогать родителям, но все-таки содержать такое большое хозяйство было достаточно тяжело и Кузьма Саввич не разрешил старшему сыну служить снова. Дедушка вспоминает, как об этом ему рассказывал его отец Петр Кузьмич: « Помню, как батько сказал: - Евдоким, хозяйство приходит в упадок, я сам с хлопцами не справлюсь. И тогда Евдоким взял меня на руки, подкинул вверх и сказал: «Ну что, Петро, будем поднимать хозяйство!»12 Он не мог ослушаться, так как слово отца в семье было все равно, что слово атамана для войска, - ему следовали беспрекословно. В 1925 году Евдоким Кузьмич женился на Багринец Екатерине Климовне. У них родились 4 дочки: Раиса (1926 г.), Галина (1931 г.), Мария (1938 г.) и Клавдия (1941 г.) После коллективизации Евдоким Кузьмич купил дом по ул. Украинской, затем, в 1957 году уже построил дом по ул. Новоясенской и переехал туда с семьей. В 1903 году родилась Старченко Мария Кузьминична. Она вышла замуж за Дмитренко Ивана Лазаревича (погиб на войне). Дети: Галина (1926г.), Иван (1927г.), Таисия (1936г.), Раиса (1938г.). В 1907 году родился второй сын Старченко Иван Кузьмич (супруга Новик Анна). Дети: Нина (1931г.), Надя (1935г.), Александр (1956г.), Галина (1952г.). В 1911 году родилась дочь Старченко Прасковья Кузьминична. Вышла замуж за Молько Федора (погиб на войне). Дети: Алексей (1937г.). В 1914 году родился Старченко Николай Кузьмич (супруга Дрючко Феодора). Дети: Алла (1938г.), Галина (1940г.), Мария (1946г.), Иван (1949г.). В 1917 году 17 декабря, в год революции, родился мой прадедушка Старченко Петр Кузьмич. Он женился на Савосиной Марии Егоровне (1921г). У них была самая большая семья. Дети: Людмила (1943г.), Иван (1947г.), Николай (1949г.) - мой дедушка, Алексей(1951г.), Меланья (1953г.), Александр (1954г.), Любовь (1957г.), Василий (1959г.), близнецы Петр и Владимир (1961г.), Галина (1963г.). Пётр Кузьмич прошёл Великую Отечественную войну с 1941 года по 1945 год. В начале войны он был тяжело ранен. После лечения в госпитале продолжил сражаться за Родину. Он дошёл до Кёнигсберга (нынешнего Калининграда), где был его самый трудный бой за освобождение города от фашистов – 38 часов беспрерывного рукопашного боя. Петр Кузьмич был награждён орденами «Красной звезды» и «Красного знамени», медалями «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За Победу над Германией». В 1921г. родилась Старченко Галина Кузьминична. Она умерла в 1933 году от ужасного голода в возрасте 12 лет.(см. приложение V рис.2). Так почему же мой прапрадедушка был раскулачен? По воспоминаниям отца моего дедушки, у Кузьмы Саввича было крепкое хозяйство:большой дом в 4 окна с одной стороны и в 5 с другой (ул. Комсомольская); 50 десятин земли; конюшня, в которой было 14 коней (строевые арабские, рабочие, выездные, молодняк); 4 дойных коровы; 2 рабочих быка; 2 быка гулевых; 6 телят;50 овец; 50 свиней; садилка, сенокосилка, бороны, сеялка, бедарка, линейка; птица: гуси, куры, утки, и т.п. (в день собирали по 1-2 ведра яиц).13 По меркам большевиков, этого было достаточно, чтобы раскулачить прапрадедушку. Советская власть относила к кулакам богатых крестьян, но в отношении кубанских станиц, где, по словам В.И.Ленина, «середняки похожи на кулаков», где зажиточных действительно было много, под раскулачивание попали даже те, кто по местным меркам были середняками, а не кулаками.14

Заключение.

Итак, я ответила на свои вопросы, поставленные в начале исследования. Мои представления о тех временах значительно изменились и расширились. Я поняла, чтособытия в жизни моих предков связаны с теми непростыми целями, которые страна пыталась достичь в тот период: строительство государства нового типа, создание мощной промышленности, повышение боеспособности. Да, эти задачи, в основном, удалось решить. Но какую высокую цену заплатили обычные рядовые жители нашей страны за эти достижения особенно видно, через изучение истории отдельной семьи, такой как моя.Конечно, государство стало развиваться, появились заводы и т.п. Но, по сути в то время Советская власть уничтожила самую предприимчивую, работоспособную и приносящую доход часть населения.Рассмотрев историю членов своей семьи, я прихожу к выводу, что их жизнь в период становления Советской власти, коллективизации складывалась непросто и даже трагично, в принципе, как у всех людей, прошедших через это.Я узнала ещё одну историю своей семьи, которая тесно связана с историей всей нашей страны. Хочу отметить, что такую цель перед собой я ставила впервые. До меня эту тему разрабатывали сотрудники Староминского районного народного музея (Э.А. Широкобородов, и другие). Представленную работу можно использовать в практике образовательного учреждения (уроки кубановедения, истории, классные часы) и иных учреждений (музеи, СМИ), а также для продолжения исследования.

Список использованной литературы:

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Расказачивание

2.Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999.

3. В.Е Щетнев, Е.ВСмородина учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений и студентов средних специальных учебных заведений «История Кубани. XXвек»

4. «Энциклопедия кубанского казачества»

5. Эдуард Широкобородов статья «Правда о великом переломе»

6. Эдуард Широкобородов статья « Борьба за хлеб. Борьба за социализм»

7.Фото. Фонды Староминского музея

8.Воспоминания Старченко ПетраКузьмича.

9. «История земли Староминской»/ под редакцией Т.А.Василевской, А.В.Зоркиной, Ю.А.Полушиной.- Краснодар: Книга,2011

Приложение

Мозуль Елизавета Александровна

Краснодарский край ст. Староминская

МБОУ СОШ №1. 6 «А» класс

РАСКУЛАЧИВАНИЕ – СОЦИАЛЬНАЯ ТРАГЕДИЯ РУССКОГО НАРОДА(МОИМ ПРЕДКАМ ПОСВЯЩАЕТСЯ)

Научный руководитель: Штомпель Галина Григорьевна

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1

Приложение I

Рис.1 Кулак – мироед (плакат 20-х годов 20 столетия)

Рис.2 Семья «кулака» на выселение.

Приложение II

Рис.1-2 Раскулаченные кулаки получали статус спецпереселенцев.

Приложение III

Рис.1 Молотов В.М. и Сталин И.В.

Рис.2 Репрессии, вплоть до высшей меры наказания.

Приложение IV

Рис.1 Поиски пищи.

Рис.2 -3 Работа в колхозе. (середина 30-х годов)

Приложение V

Рис.1Старченко Евдоким Кузьмич (1901г.)

Рис.2Семья Старченко.

1 Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. –М.: Азбуковник, 1999.

2https://ru.wikipedia.org/wiki/Расказачивание

3Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999.

4В.Е.Щетнев, Е.В.Смородина учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений и студентов средних специальных учебных заведений «История Кубани. XXвек»

5 «Энциклопедия кубанского казачества»

6 Эдуард Широкобородов статья «Правда о великом переломе»

7https://ru.wikipedia.org/wiki/Расказачивание

8В.Е.Щетнев, Е.В.Смородина учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений и студентов средних специальных учебных заведений «История Кубани. XXвек»

9Эдуард Широкобородов статья « Борьба за хлеб. Борьба за социализм»

10 Фонды Староминского музея

11 Воспоминания Старченко Петра Кузьмича.

12Воспоминания Старченко Петра Кузьмича.

13Воспоминания Старченко Петра Кузьмича.

14«Иория земли Староминской»/ под редакцией Т.А.Василевской, А.В.Зоркиной, Ю.А.Полушиной.- Краснодар: Книга,2011

Просмотров работы: 100