«Тридцатилетняя война: дорога в никуда»

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Тридцатилетняя война: дорога в никуда»

Попельнюхов  Ф.С. 1Аббасов Р.М. 1Расковалова В.В. 1Шогенова Э.А. 1
1АНО "ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"
Ермольев В.Н. 1
1АНО "ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования.

Наше исследование относится к важному стратегическому направлению в развитии российского школьного исторического образования – изучению проблем войн, особенно религиозных. В последнее десятилетие в условиях усиления и расширения национально-конфессиональных конфликтов актуальность этих проблем значительно возросла, поскольку настоящие цели и интересы сторон зачастую скрыты, замаскированы под решение религиозных споров.

Мир уже видел такие войны. Так, например, Тридцатилетняя война, ставшая объектом нашего исследования, - первая собственно европейская война, т. е. война не двух-трех держав, а почти всех стран Европы, объединенных в две мощные коалиции, оправдывалась организаторами и участниками как столкновение подлинного религиозного учения (католицизма) с попыткой исказить его еретиками.

Главным стержнем, вокруг которого группировалась совокупность европейских политических проблем XVII в., стал вопрос о Габсбургской империи, или, по терминологии современников, об «Австрийском доме». Именно этот центральный вопрос решался в первую очередь на полях Тридцатилетней войны, которая изменила облик Европы. Между тем, ни одно событие не хранит столько непознанного и неопознанного, как история Тридцатилетней войны.

При подготовке исследования нами была изучена специальная литерату- ра (М.Э. Айрапетян, А.Н. Ардашев, Н.Е. Какурин, А.А. Керсновский, А.Е. Тарас и др.) об истории Тридцатилетней войны. При этом нами был сделан вывод, что литературы, посвященной этому глобальному европейскому конфликту, написанной языком, понятным учащемуся основной школы, мало и найти ее непросто. К тому же, несмотря на то, что Тридцатилетняя война оказала на развитие Европы и России важное влияние, данный период изучен и описан историками недостаточно с точки зрения понимания характера войны и взгляда на войну «изнутри», глазами современников.

Проблема исследования – история Тридцатилетней войны является важным событием в истории европейских стран. В современных учебниках по истории этого периода посвящена отдельная тема. Ярко выраженного интереса у учащихся это событие не вызывает, тем более, что представлено оно, как и многие, описательно и без разъяснений учителя пониманию поддается трудно. Поэтому для усиления интереса школьников к данному эпизоду мировой истории Нового времени и повышения уровня знаний по этой теме требуется использование новых подходов к организации самостоятельной работы учащихся.

Цель исследования – в своем исследовании нам хотелось

доказать, что Тридцатилетняя война – это всеевропейский конфликт, имевший в своей основе геополитические интересы;

представить «старое» содержание в новом, адаптированном для понимания учащимися, виде, применяя иные формы подачи учебного материала;

показать роль и значение созданного нами Пособия как стимула, повышающего интерес к событию и помогающего постигнуть его сущность и содержание;

дать событиям собственное толкование и, следовательно, выразить собственное отношение и к ним, и в целом к войне как к величайшему злу.

Объект исследования –Тридцатилетняя война.

Предмет исследования – роль и влияние Пособия «Тридцатилетняя вона: дорога в никуда» в изучении сущности и значения глобального европейского конфликта современными школьниками.

Подбирая материал, систематизируя факты, вникая в сущность событий, мы столкнулись с множеством точек зрения различных авторов на при- чины, предпосылки, ход военных действий и итоги войны. Для того чтобы разобраться в них, было принято решение попросить помощи у ученого-историка, специалиста в этой области, учителя одной из московских школ Лозовика Алексея Викторовича. Вместе с ним и руководителем исследования Ермольевым Виктором Николаевичем мы разработали единый план написания Пособия, являющейся и продуктом работы, и тем материалом, на основе которого она проводилась. В качестве «корректоров» «воспоминаний», написанных нами от лица «участников событий», привлекли родителей и старших сестер.

Задачи исследования:

Проанализировать причины Тридцатилетней войны.

Рассмотреть ход и итоги Тридцатилетней войны.

Представленные задачи решить через разработанное учебное Пособие

«Тридцатилетняя война: дорога в никуда».

Методика выполнения работы:

библиографический метод;

метод сравнительного анализа;

метод сопоставительного анализа;

анкетирование.

Гипотеза исследования – использование самостоятельно разработанного нами Пособия по теме «Тридцатилетняя война» позволит повысить у учащихся уровень усвоения учебного материала и интереса к изучению мировой (Новое время) и отечественной истории.

Новизна исследования – в исследовании используются методы активного обучения учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности, основанные на применении в обучении иллюстрированного Пособия «Тридцатилетняя война: дорога в никуда».

Практическая (в том числе, прикладная) значимость исследования

– разработка дидактического Пособия «Тридцатилетняя война», в котором представлены новые интересные источники и материалы по данной теме, основанные на оригинальном подходе к изложению темы.

– созданное в рамках исследования иллюстрированное Пособие «Тридцатилетняя война: дорога в никуда», может быть использовано на уроках истории в 7-х классах.

    История Тридцатилетней войны.
      Причины Тридцатилетней войны.

Первая общеевропейская война стала самой страшной из всех войн до двадцатого века. Не зря Ф.Энгельс, описывая будущую мировую войну, сравнил ее именно с войной Тридцатилетней: «Опустошение, причиненное Тридцатилетней войной, сжатое на протяжении трех-четырех лет и распространенное на весь континент». Война, причинившая такие страдания Германии и Европе, началась по целому комплексу причин: во-первых, это резко усилившееся противостояние между католиками и протестантами за влияние в Священной Германской империи.

Во-вторых, это возобновившееся противостояние между Голландией и Испанией (в 1621 году истекал срок перемирия между метрополией и восставшей провинцией), причем обе стороны ставили наступательные цели. В-

третьих, это борьба между двумя главными династиями Европы за влияние, Бурбоны против Габсбургов.

Сначала Франция пыталась воевать руками различных протестантов, потом была вынуждена втянуться в войну сама. В-четвертых, это вмешательство во внутригерманские дела двух протестантских держав – Дании, и особенно Швеции, которая встала на путь активной территориальной экспансии, причем они умудрились повоевать и друг против друга.

В – пятых, это действия Англии, которая пыталась играть свою игру, но по настоящему активно вмешалась в европейскую политику только в 50-е годы. Понятно, что такой клубок противоречий и интересов, привел к длительной войне, в которую втягивались, все новые участники.

В целом все причины можно описать в следующих группах:

1. Религиозная группа факторов: противостояние католической и протестантской церквей в борьбе за умы верующих. Наступление сил Контрреформации в стремлении вернуть позиции, утраченные в ходе Реформации.

2. Политическая группа факторов:

стремление Священной Римской империи германской нации и Испании, объединившихся под властью Габсбургов, установить свое владычество в Европе;

опасения Франции, видевшей в политике Габсбургов ущемление своих национальных интересов, боязнь потерять позиции в Европе;

«Британия против всех»: формально (религиозный мотив) и реально (военно-политический мотив) поддерживая Протестантскую унию, не дать усилиться ни одной из европейских держав.

3. Экономическая группа факторов: борьба Дании, Швеции за контроль над торговыми путями на Балтике и избавление от конкурентов в этом регионе; Франции - за Эльзас, Лотарингию, Северную Италию и Южные Нидерланды; Дома Габсбургов – за северные европейские земли; Англии – за господство на морских путях.

      Основные этапы Тридцатилетней войны

Историки отмечают четыре основных этапа Тридцатилетней войны: чешский, датский, шведский и франко-шведский.

Чешский период Тридцатилетней войны (1618 – 1625)

1618 год. Май. Прага. Члены имперского совета собрались в королевском дворце, чтобы в приватной обстановке обсудить вопрос о возведении на чешский престол Фердинанда II – германского императора, только что принявшего корону.

Обсуждение закончилось печальным для них образом: ворвавшиеся во дворец чешские протестанты, объявив чиновников врагами государства и религии, вышвырнули нескольких из них из окон. По счастливой случайности

обошлось без жертв: имперцы, угодив с 20-метровой высоты в яму с нечистотами, остались живы и были принародно высмеяны пражанами.

Так пражской дефенестрацией1 было положено начало кровавым событиям 30-летней войны.

На ПЕРВОМ, чешском, ее этапе, избрав своим королем руководителя Евангелической унии, протестанты и их союзники изгнали имперцев из страны. Однако с приходом на помощь последним армии Католической лиги чехи стали терпеть поражения и были разгромлены в битве у Белой горы (1620).

«Зимний король» залил Чехию кровью, жестоко отомстив за позор своих чиновников и за попытку противостоять его власти. А вскоре новое противостояние протестантов и имперских войск в Пфальце закончилось победой императора.

Так завершился первый период войны за господство в Европе...

Датский период Тридцатилетней войны (1625-1629)

Печальный пример Чехии заставил протестантов из Северной Германии не только задуматься о своей дальнейшей судьбе, но и создать военный союз (Дания-Англия-Франция) в противовес имперским посягательствам Фердинанда II.

В 1625 году сильная наемная армия союза вторглась в Германию, надеясь разбить войска короля и захватить южное побережье Балтики.

Фердинанд бросил против нее армию полководца Альбрехта Валленштейна. Провозгласив лозунг «Война кормит сама себя», Валленштейн со- брал под имперское знамя 50 тысяч солдат-наемников и нанес войскам дат- чан и протестантских князей рад поражений, после которых Дания вышла из войны.

Позиции Валленштейна повышались, и это вызывало беспокойство императора и Папы Римского. Их проблемы решил… Ришелье. Французский кардинал заслал своего агента в Германию.

«Серое преосвященство», используя все возможные рычаги воздействия на рейхстаг князей и императора: интриги и, конечно, подкуп, - добился отставки Валленштейна.

В 1629 году Фердинанд обнародовал «Эдикт о реституции», закрепляя свою власть в Дании и поверженных землях. Права протестантов были урезаны. Кальвинизм запрещен. Права католической церкви восстанавливались, а ее земли восстанавливались в прежних размерах и объявлялись неприкосновенными.

Сильнейшим ударом «Зимнего короля» по противникам было его монопольное право устанавливать свои законы на захваченных территориях без согласия курфюрстов.

Это был итог второго этапа 30-летней войны…

1 От позднелатинского defenestratio, где de – «из» и fenestra – «окно»’.

Шведский период Тридцатилетней войны (1630-1635)

… Сила Ришелье заключалась в его необыкновенном коварстве, замешанном на тактической прозорливости, что и определяло его стратегию.

После удачного маневра с отставкой Валленштейна, кардинал провел выдающуюся операцию: он вовлек в войну целую страну. Зная о желании короля Швеции Густава-Адольфа завладеть побережьем Балтийского моря и превратить его в «свое озеро», Ришелье сообщил ему о выплате 1 миллиона ливров ежегодно, если «Снежный король» - Густав-Адольф согласится держать в Германии многотысячную армию…

Адольфовы рекруты, ставшие солдатами по государственной повинности, сформированные в сильнейшую армию, в 1630 году вторглись в Герма нию.

Конники, назначенные для того, чтоб создавать «кровавые просеки» с рядах противника, пехота, сокрушающая все и вся на своем пути, и особенно артиллерия, приданная каждому пехотному полку, стали ужасающей силой, сеющей смерть в рядах противника.

Войска имперцев были разгромлены по частям (не помогло даже возвращение Валленштейна!). Боевые действия неотвратимо переместились на юг Германии – в логово Католической лиги, где продолжались успешно для Швеции, несмотря на гибель - Густава-Адольфа. Его верные солдаты еще долго рассказывали о своих подвигах во имя короля под Брейтенфельдом (1631), Люценом (1632)…

Вскоре «выскочка» Валленштейн был убит в результате заговора, организованного высшими кругами, а военные действия шли своим чередом.

Но…

Под Нёрдлингеном (1634) шведы, лишенные сильного, опытного и авторитетного командующего, потерпели поражение. Ситуация осложнилась. Выход из нее был найден в переговорах.

В мае 1635 года был подписан Пражский мирный договор. Стороны вернулись к условиям Аугсбургского мира. Что выиграла Католическая лига? Чего добились протестанты?

Армия императора Священной Римской империи становилась единой и включала в себя войска всех германских государств. Заключение отдельного (сепаратного) мира между германскими князьями запрещалось.

А вот имперский суд теперь состоял из равного количества католиков и протестантов, что не только свидетельствовало об успехе Протестантской унии, но и предоставляло возможность для разговоров о мире.

Третий этап кровавой бойни пришел концу…

Франко-шведский период (1635-1648). Завершение 30-летней войны.

Так или иначе, Габсбурги войну проигрывали. Несмотря на отдельные успехи, их силы ослабевали. И вновь в события вмешалась Франция, вступив в 1635 году в войну на стороне протестантских государств!

Теперь даже ребенку становилось понятно, что война утратила религиозный характер и превратилась в войну за право руководить событиями в Европе…

Германия стала территорией, на которой побеждали не идеи, а сила.

Кровь, насилие, мародерство – это термины для описания события финального этапа некогда религиозной Всеевропейской войны…

Вначале военные действия велись с переменным успехом, армия католиков то теснила шведов, то отступала, французам приходилось вовсе тяже- ло: имперцы дошли до Парижа… Но с 1638 года ситуация изменилась в пользу Франции и Швеции. Католики были разбиты при Брейтенфельде и Рокруа, а заключительный аккорд прозвучал на поле близ Цусмарсхаузена и под Лансом, где имперская армия была окончательно разгромлена. Звезда Лиги закатилась.

Уставшие противоборствующие стороны все настойчивее искали мира, тем более, что война перестала себя кормить. У населения все было украдено, отобрано, реквизировано…

И это – конец четвертого этапа…

      Итоги Тридцатилетней войны

Рассмотрим основные итоги Тридцатилетней войны.

Во-первых: страшное разорение Священной Римской империи, и других участников войны кроме Голландии и Англии. Тридцатилетняя бойня привела к гибели многих миллионов жителей Германии, чье население сократилось по некоторым данным почти в два раза (на 5-8 млн. человек), население же Чехии сократилось, чуть ли не в 3 раза. Страна превратилась в выжженную пустыню. Что же стало причиной такого бедствия, ведь прямые потери военных были менее 1 млн. человек?!

Такое огромное количество жертв мирного населения вызвано 3 при- чинами: страшной жестокостью участников, которые вели тотальную войну против мирного населения, причем армии и банды наемников-дезертиров, грабили и опустошали как население противника, так свое. Произошло настоящее озверение армий. Да грабежи и убийства были всегда. Но вот такое массовое уничтожение населенных пунктов все-таки, были редкостью.

Скажем, шведов обвиняли в том, что «они уничтожили почти две тысячи замков, восемнадцать тысяч деревень и более полутора тысяч городов». Слово «швед» в Германии стало нарицательным. Но сколько, же населенных пунктов сожгли сами немцы, как католики, так и протестанты, датчане, французы, испанцы? Причем, сами наемники признавались, что творили свои зверства без всякого смысла, мол «сердце солдата огрубело, радостей мало, и только вид горящих деревень, способен его развеселить».

Действительно, наемникам и воякам всех армий было мало грабить, при малейшей попытке сопротивления мирное население беспощадно вырезалось, да и без сопротивления тоже… Символом ужасов Тридцатилетней войны стала Магдебургская резня. Этот протестантский город с населением в 30 тысяч человек (крупнейший по населению город Германии 17 века) пал после долгой осады католической армии, примерно 5 тысяч жителей погибло за время осады от голода и эпидемий, а еще 20 тысяч вырезали за сутки торжествующие победители.

Второй причиной страшных людских потерь были голод и холод. Понятно, что за 30 лет войн сельское хозяйство Германии и Чехии было страшно разорено, ведь маневрирующие по стране армии забирали у крестьян все запасы себе на пропитание, а то, что не могли забрать сжигали. И так целые десятилетия. Не трудно себе представить, что становилось с жителями опустошенных областей, оставшихся без крова и пропитания. И такое разорение случалось неоднократно. С голодом совпал т.н. Малый Ледниковый период. Причем самое сильное похолодание пришлось как раз на Тридцатилетнюю войну. Если уж зимой замерзал Босфор и Адриатика, то, что происходило в менее теплой Германии! Мало того, что урожайность упала, так и сотни ты- сяч людей оказывались на пепелище. Понятно, что население сожженных де- ревень и городков, а так же беженцы тысячами замерзали.

Третьим же бедствием, стали эпидемии. Всю Тридцатилетнюю войну Европу и особенно Германию терзали эпидемии чумы. Волны чумных эпидемий прокатывались по Германии, Чехии и Северной Италии, кося и военных, и мирное население тысячами. Гибли от чумы и генералы, и князья. К этому необходимо прибавить постоянные эпидемии тифа, оспы и дизентерии, которые распространяли передвигающиеся армии, банды наемников, дезертиров и обычных преступников, а так же многочисленные беженцы. Активная миграция населения приводила к тому, что любая инфекция в условии тогдашней антисанитарии и слабой медицины превращалась в мощную эпидемию.

Кроме того армии оставляли своих больных и раненых на попечении населения, больные вояки заражали мирных граждан и наоборот, наемники заражались от местных жителей, а через месяц армия уже воевала в другой области, принеся туда все свои эпидемии. Нам людям 21 века сложно представить, но на каждого погибшего от оружия солдата приходилось двое-трое военных умерших от болезней. Другим фактором увеличившим смертность людей стал регулярный голод населения, понятно, что истощенные люди имели ослабленный иммунитет и массово погибали не только от страшных болезней, но и от обычной простуды.

Остальные участники пострадали намного меньше, чем Священная Римская империя. В Италии была сильно разорена только Ломбардия, в Испании - Каталония. Население Франции сократилось на 1 млн. человек. Очень пострадала Фландрия (Бельгия), на ее территории испанские войска воевали сначала с голландцами, потом с французами и англичанами. Вторым итогом великой войны стала смена европейских лидеров. Если в

1618 году самым могущественным государством Европы, да и мира была Испанская империя, то в 1660г. таким лидером стала Голландия.

Произошел частичный распад Испанской империи, от которой откололась Португалия и ее колонии, в тоже время Голландия и Англия обрели свои колониальные империи. Испания была вынуждена признать независимость Голландии и более того затем обращаться к ней за помощью.

Третьим итогом войны стало усиление позиций Франции, которая по итогам войн получала Эльзас, Артуа, часть Фландрии, территории Каталонии севернее Пиренеев, ряд крепостей в Германии и Италии. Фактически установились современные границы Франции. Не смотря на ужасы Фронды, Франция стремительно развивалась и быстро усиливалась, за 42 года войн она создала новую армию и флот [4].

Четвертым итогом стало восстановление великодержавного статуса Англии, которая трудами Кромвеля и отчасти Карла создала сильнейший флот и боеспособную армию, начав создавать свою колониальную империю.

Пятым итогом стало закрепление феодального раскола Германии, которая представляла собой конгломерат из трехсот независимых государств, формально объединенных в составе Священной Римской империи. При этом реальную жизнь Германии определяли ее могущественные соседи.

Впрочем, держава Габсбургов – Австрия сохранила свое влияние и статус великой державы, контролируя Чехию и Западную Венгрию. Остальные германские государства были слабы, только с тремя из них великие державы считались: католической Баварии и протестантскими Бранденбургом и Саксонией.

Шестым итогом Великой войны стала смена лидеров в Восточной Европе, великую державу Речь Посполитую сменила Швеция, которая по итогам войн стала новой великой державой, контролировавшей Балтику и Се- верную Германию. Швеция за эти годы получила немецкие провинции Западная Померания, Бремен, а так же усилила свои позиции в Прибалтике и на Скандинавском полуострове. Для Польши же наступили тяжелые времена, ей приходилось воевать на 4 фронта: против Швеции, России, Османской империи и внутренних мятежей, особенно на Украине. Вследствие этого поляки так ограниченно участвовали в Тридцатилетней войне, а потом чуть не произошел раздел Польши на целый век раньше.

    Практическая часть. Создание Пособия «Тридцатилетняя война»
      Работа над Пособием. Своеобразие и ценность Пособия для про- ведения исследования.

При изучении курса «Истории Нового времени» нам было дано задание, целью которого являлось самостоятельное исследование материалов те- мы «Тридцатилетняя война», получение и систематизация новых знаний по ней и создание иллюстрированной таблицы.

Заинтересовавшись проблемой, мы пошли дальше и практическим результатом, послужившим реализации целей исследования, стало создание иллюстрированного учебного Пособия «Тридцатилетняя война: дорога в ни- куда».

Своеобразие и ценность продукта исследования состоит в том, что он впервые выполнен коллективным трудом учащихся, их родителей под руководством учителя и ученого-историка.

Начиная работу над Пособием, мы и не подозревали, сколь обилен и разнообразен будет исследуемый нами материал, разбросанный по отдельным изданиям и сайтам Интернета: ведь мы искали не столько описания сражений (их предостаточно), сколько факты, на основе которых можно было составить собственное представление о событиях.

Объединенные общей целью, мы выполняли разные задачи, отыскивая материал для Пособия.

Попельнюхов Федор

Координация работы создателей Пособия, общее руководство поиском материалов, написание с помощью сестры Екатерины «воспоминаний» о Датском периоде войны от лица Промислава

Старнбахеля, уроженца Богемии (персонаж вымышленный).

Аббасов Руслан

Изучение материалов, касающихся событий Шведского периода войны, и написание «воспоминаний» с помощью старшей сестры Эльмиры от лица Романа Мелентьева, кнехта из армии Густава Адольфа

(персонаж вымышленный).

Шогенова Эвелина

Изучение материалов, касающихся событий Чешского периода войны, и написание «воспоминаний» с помощью мамы – Инны Анатольевны от лица Зденека Смиржицкого, офицера чешской армии,

участника Пражской дефенестрации (персонаж вымышленный).

Расковалова Вероника

Изучение материалов, касающихся событий Франко-шведского периода войны, и написание «воспоминаний» с помощью мамы – Яны Борисовны от

лица Кустодио Гонсалеса, испанского кавалериста (персонаж вымышленный).

Демидов Матвей

Сбор и компьютерная обработка, составление галереи портретов европейских правителей и полководцев времен Тридцатилетней войны.

Вяткина Валерия

Сбор, изучение, компьютерная обработка схем

сражений в ходе Тридцатилетней войны

Галлямов Дамир

Сбор, изучение, обработка собранной литературы и источников, освещающих причины, предпосылки,

ход войны, условия мирных договором и послед-

 

ствий Тридцатилетней войны.

Достман Даниэль

Подготовка компьютерных изображений флагов воюющих держав, сатирических и аллегорических

гравюр, показывающих отношение их авторов к войне и ее событиям.

Павлова Арина

Сбор, изучение и обработка произведений художественной литературы, повествующих о Тридцати-

летней войне.

Хачатурян Давид

Сбор материала, в том числе и иллюстраций, об

оружии шведской армии.

Навоян Роберт, Инкина Вероника, Карпович Полина, Уклюдова Ма-

рия

Поиск, проверка на подлинность и подготовка к печати интересных фактов из истории Тридцатилетней войны.

      Триединая идея создания Пособия и части, ее составляющие

Фантастическая, включающая в себя и реальные факты. В ней мы через

«прочтение» и адаптацию к современному языку «дневников» Великого Инквизитора выявляем причины и предпосылки, вызвавшие 30-летнюю войну 1618-1648 гг.

Полуфантастическая, ибо события, отраженные в ней, происходили на самом деле, но рассказ о них мы ведем от ПЕРВОГО лица, то есть от лица европейцев XVII века, по тем или иным причинам оказавшихся втянутыми в противостояние держав континента. Любое совпадение имен участников 30- летней войны с реальными лицами – не более, чем случайность…

Реальная. Основываясь на знании фактов, изложенных в трудах историков и учебной литературе, мы делаем выводы об итогах и последствиях 30- летней войны, о ее влиянии на судьбы Европы и ее развитие в последующие времена.

Вооружившись этой идеей, мы превратили собранный материал в макет книги и, используя накопленные данные, проверили их на эффективность в изучении темы «Тридцатилетняя война» (результаты представлены в диаграммах).

Работа велась в течение календарного года. Наконец, мы завершили создание иллюстрированного Пособия «Тридцатилетняя война: дорога в никуда».

Предназначенное и для исследования уровня знаний по теме «Тридцатилетняя война», и для практического применения на уроках истории,

оно состоит из введения, четырех глав, Приложения, заключения, списка литературы и источников.

Во введении - общее представление о 30-летней войне, обоснование повышения интереса к ней на современном этапе.

В 1 главе «Инквизитор. Страницы из дневника» рассматриваются и анализируются события, предвосхищающие всеевропейский конфликт – 30- летнюю войну.

Во 2 главе «Приближение Апокалипсиса» анализируются причины, предпосылки войны, интересы стран континента в грядущих событиях, повод к началу военных действий.

В 3 главе «В кровавом плену тридцатилетнего кошмара» рассматривается ход военных действий на каждом из четырех этапов конфликта.

В 4 главе «Итоги. Война закончилась. Да здравствует война?» рассматриваются итоги 30-летней войны, условия мирного Вестфальского договора и влияние войны на дальнейшую судьбу континента.

В Приложении к учебному Пособию содержатся интересные факты из истории 30-летней войны, портреты правителей европейских держав и политических деятелей времен 30-летней войны, а также аллегорические гравюры, посвященные событиям кровавого Всеевропейского конфликта.

Что дала нам работа над исследованием темы «Тридцатилетняя война» и его основы – иллюстрированного Пособия?

Попельнюхов Федор: «…мы нашли много интересного документального материала об описываемом событии».

Аббасов Руслан, Шогенова Эвелина, Навоян Роберт, Инкина Вероника, Карпович Полина, Уклюдова Мария: «…у нас появился интерес к событиям Тридцатилетней войны».

Демидов Матвей Расковалова Вероника, Достман Даниэль, Павлова Арина, Хачатурян Давид: « … сформировалось более полное представление о войне через описание событий от первого лица».

Вяткина Валерия, Галлямов Дамир: «… понравилось создавать иллюстрированный макет и собирать сведения».

Лозовик А.В., Ермольев В.Н., Расковалова Я.Б.: « … нестандартность в подаче материала, богатые иллюстрации стимулировали познавательную деятельность так, что превзошли наши ожидания...»

Мы были бы не до конца последовательны в наших выводах, если бы сказали о том, что и в начале нашей работы, и в конце ее проводилось анкетирование учащихся 8-10 классов и их родителей на предмет знания и понимания ими событий, вызвавших Тридцатилетнюю войну, интересов стран-участниц всеевропейского конфликта, собственно военных действий и итогов войны.

В Приложении на с.84-88 отражены результаты опроса, включавшего общее представление о событии. Как видим, они невысоки.

В дальнейшем, ориентируясь на материалы, подготавливаемые к написанию Пособия, мы учитывали, что те, кто будут знакомиться с этой темой, так же как и мы, столкнутся с трудностями при выполнении практических заданий любого характера. Поэтому и составление текстов выполняли максимально понятно и тщательно. Промежуточные результаты постоянно обсуждали между собой. А в конце провели еще одно тестирование. Его результаты находятся на с. 89-91.

Вывод: исследование способствовало формированию целостного представления о Тридцатилетней войне.

Заключение

Наше исследование было посвящено изучению Тридцатилетней войны и особенностям изучения данной темы учащимися в условиях использования созданного нами учебного Пособия «Тридцатилетняя война: дорога в никуда».

В исследовании в новой форме были проанализированы причины Тридцатилетней войны, рассмотрены военные действия на основных ее этапах, итоги, как с точки зрения геополитики, так и с точки зрения влияния на судьбы стран и народов континента.

В процессе нашей работы мы использовали созданное нами Пособие

«Тридцатилетняя война: дорога в никуда», работа над которым позволила повысить интерес учеников не только к теме исследования, но и ко всей истории Нового времени.

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Список литературы

Алексеев В.М. Тридцатилетняя война. - Л.: Учпедгиз, 1961. — 226 с.

Веджвуд, С. В. Тридцатилетняя война 1 Сесили Вероника Веджвуд; пер.с англ. И.В . Лобанова. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2012.- 571 с.

Ишемгулов М. Н., Ишемгулов И. Н. Тридцатилетняя война и ее по- следствия в истории Европы // Молодой ученый. — 2017. — №3.

Ким О.В. Переход от Средневековья к Новому времени обзор научных теорий и концепций. Часть I. - Кемерово: Издательство КемГУ, 2012. - 188 с.

Кризис и трагедия континента. Тридцатилетняя война (1618-1648) в событиях и коллективной памяти Европы / науч. Ред. , сост. Ю. Е. Иво- нин, Л. И. Ивонина. - М. : Транс-Лит, 2015.

Махов С. П., Созаев Э. Б.. Сокрушение империи. М. Вече. 2012

Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в неё Швеции и Московского государства. - М.: Наука, 1976. — 436 с.

Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в немецкой историографии. – Университетский историк. СПб, 2002, № 1. Тех же позиций придержи- вались и исследователи Ф.Дикманн, Б. Эрдманнсдорфер, М. Риттер.

Материалы сети Интернет.

Тридцатилетняя война. livelib.ru

Тридцатилетняя война (1618-1648 годы) | Новая история. doklad-referat.ru

Значение 30 летней войны. WikiWhat.ru

30летняя война. StudFiles.net

Тридцатилетняя война и бунтующий мир. topwar.ru.

Тидцатилетняя война (1618-1648). Причины, ход, последствия. http://shtorm777.ru/tridcatiletnyaya-vojna-1618-1648-prichiny-xod-posledstviya.

Тридцатилетняя война. https://dic.acаdemic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/102702/

Тридцатилетняя война. http://chtooznachaet.ru/tridcatiletnyaya-vojna.

Тридцатилетняя война (1618-1648). http://rushist.com/index.php/tutorials/soloviev-newtime/1090-9-tridtsatiletnyaya- vojna-1618-1648.

Тридцатилетняя война. http://mirznanii.com/a/348494/tridtsatiletnyaya- voyna.

Тридцатилетняя война. http://ipolitics.ru/articles/exams/istoriia/tridtsatiletniaia_voijna_1618- 1648_i_ee_itogi.

Тридцатилетняя война. http://alternathistory.com/kazaki-v-tridtsatiletnei- voine-1618-1648 http://infotables.

Художественная литература

Б. Брехт. Мамаша Кураж и ее дети. Хроника из времен Тридцатилетней войны. М., "Искусство", 1957.

М. Кратохвил. Удивительные приключения Яна Корнела, которые он пережил на суше и на море среди солдат, галерников, пиратов, индей- цев, людей добрых и злых, оставаясь при этом всегда верным своему сердцу". Л., Детгиз, 1958

Дюма Александр (старший). "Три мушкетера" и "Двадцать лет спустя" (издания разных лет)

Просмотров работы: 861