КРОССВОРД «АНГЛИЯ И США В XIX В.» И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КРОССВОРД «АНГЛИЯ И США В XIX В.» И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Салькова К.Д. 1Чеканова  А.Л. 1Айгистов  Т.Р. 1Лихтина А.М. 1
1АНО "ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"
Ермольев В.Н. 1
1АНО "ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Данная проектная работа является попыткой показать, как с помощью составления исторического кроссворда можно не только интересно и увлекательно изучить материал учебника по Всемирной истории в 8 классе, но и развивать в себе умственные способности, логическое и ассоциативное мышление и достигать требований к результатам обучения на метапредметном уровне.

Именно в этой связи мы рассматриваем актуальность нашей работы, выполненной на стыке истории и информатики и имеющей выход на экономику, политику, точные науки и изобретения в их истории. Немаловажно и то, что метапредметность в данном случае имеет и еще одну особенность – она преломляется через характеристику деятельности конкретных личностей в конкретную эпоху.

Целенаправленно работая в цепочке «История – гуманитарные и точные науки – ИКТ», мы выходим на такое понятие, как интеграция, что дает возможность вырваться за рамки одного учебного предмета, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано.

Целью нашей проектной работы стало составление иллюстрированного интерактивного кроссворда по теме «Англия и США в XIX в.» как средства изучения в школе истории Нового времени (XIX в.).

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

познакомиться с историей возникновения и распространения такого типа головоломки, как кроссворд;

исходя из опыта составления кроссвордов вообще и понятийных, в частности, выработать правила и определить этапы составления собственного варианта кроссворда;

используя ресурсы сети Интернет и ресурс EclipseCrossword разработать кроссворд по теме «Англия и США в XIX в.»;

провести опрос школьников, работающих с кроссвордом, и выяснить их отношение к такому способу изучения истории;

обобщить результаты собственной проектно-исследовательской деятельности и опроса школьников и выработать инструкцию для школьников по составлению учебных кроссвордов по истории.

В процессе работы нами была выдвинута следующая гипотеза: если в учебном процессе учащиеся буду сами составлять исторические кроссворды и разгадывать их, то это будет способствовать:

усилению познавательной активности учащихся в процессе обучения, в том числе взаимодействию в процессе групповой работы;

«прочности» знаний в области терминологии по изучаемой исторической теме;

пониманию возможностей ИКТ в решении задач других наук;

повышению мотивации к изучению как истории, информатики, так и других дисциплин.

Нами были использованы такие теоретические методы, как анализ и обобщение информации из различных источников, в том числе Интернет-ресурсов, выдвижение гипотезы, формулирование выводов, а также и практические методы: анкетирование и эксперимент.

Используемые информационные технологии:

1) поисковые системы Интернета Яндекс и Google.

2) сервис Google «Формы» .

3) ресурс EclipseCrossword (http://www.eclipsecrossword.com/) для создания кроссворда по теме «Англия и США в XIX в.».

Этапы работы над проектом.

1. Поисковый этап - погружение в проект.

2. Аналитический этап – проблематизация, разработка проектного задания.

3. Практический этап – разработка проекта и осуществление проектной деятельности.

4. Презентационный этап – подготовка презентационных материалов и презентация проекта.

5. Оценочный – оценка и самооценка результатов проектной деятельности. Рефлексия.

По итогам презентации состоялось обсуждение ее результатов. Выявлялись проблемы, возникшие в ходе работы, определялись положительные результаты работы как для участников проекта, так и для остальных учеников класса.

Продуктами нашей работы стали:

интерактивный кроссворд «Англия и США в XIX в.»;

инструкция по составлению интерактивных исторических кроссвордов.

Результаты проектной работы были апробированы при изучении Новой истории в 8-х классах АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ», а также в школах России через сеть Интернет в 2017-2018 учебном году.

Часть 1. Кроссворд в жизни современного человека

1.1. История кроссворда

В «Книге рекордов Гиннеса» самым ранним образцом кроссворда признается 25-буквенный акростих римского происхождения, найденный в 1868 г. при раскопках древнеримского поселения Коринум на стене одного из зданий на территории Англии1. В 30-х гг. ХХ в на территории Помпей ученые также раскопали подобие кроссвордов.

Однако, не вдаваясь подробно в историю появления первых кроссвордов вообще, коснемся вопроса о времени и месте возникновения современных кроссвордов.

По данным Интернета, в сентябре 1875 года в журнале «Сент-Николас» (Нью-Йорк) появился первый кроссворд привычного нам вида — так называемый «двойной бриллиант2, однако этот факт сомнительного происхождения и требует дополнительного исследования3. Вероятным претендентом на первенство в изобретении называют и «смешанные квадраты», напечатанные в «Народном домашнем журнале» (США) в 1904 г.

Первенство в создании кроссвордов оспаривают у США англичане. Они полагают, что первые кроссворды появились в конце XIX в. в лондонской газете «Таймс», и их автор — некий Майкл Дэвис.

Наиболее же достоверная и общепризнанная версия приписывает авторство первого кроссворда английскому журналисту из Ливерпуля Артуру Уинну. Его кроссворд был опубликован 21 декабря 1913 г. в воскресном приложении к газете New York World.

А в 1923 году в США тиражом в 750 тысяч экземпляров вышел первый сборник кроссвордов.

Первые русские кроссворды был составлены писателем В. В. Набоковым, в 18925 году. А Советская Россия увидела первый напечатанный кроссворд 18 августа 1925 года в ленинградской «Новой вечерней газете».

Сегодня кроссворд приобрел «новую жизнь», теперь уже в компьютерном исполнении.

Если мы в поисковой системе «Яндекс» создадим запрос «Составить кроссворд», то получим около 3 миллионов ответов, а на запрос «Решать кроссворды» - еще больше – около 4 миллионов ответов. Даже если предположить, что не все из них непосредственно относятся к нашей теме, то результат все равно очень большой.

При составлении кроссвордов установлено немало забавных рекордов. Например, самый большой кроссворд, составленный канадцем Робером Тюрко в 1982 году, содержит в общей сложности 82 951 квадрат и 25 614 слов (?!).

Изучив материалы Интернета о происхождении кроссворда и современном его распространении в мире, мы можем уверенно утверждать, что эта головоломка очень популярна вот уже 100 лет и не утратила своей популярности в связи уменьшением доли печатной продукции и ростом доли электронных СМИ.

1.2. Понятие «кроссворд» и его разновидности

«Новый словарь иностранных слов» определяет кроссворд как «род задачи-головоломки – заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова (ср. чайнворд)»4.

Обобщая это и другие определения «кроссворда» мы можем выделить его существенные признаки:

кроссворд относится к большой группе игр, а в ней – к группе задач-головоломок;

кроссворд представляет собой фигуру из пересекающихся рядов клеток, которые нужно заполнить буквами;

в результате заполнения кроссворда получается ряд осмысленных слов, в соответствии с приведенными определениями.

Уяснив определение кроссворда, выделив его существенные признаки, мы используем их при составлении собственного кроссворда.

1.3. Кроссворд: польза или развлечение?

В различных публикациях и в Интернете можно встретит немало слов о пользе кроссвордов. «Решение кроссвордов тренирует память и расширяет кругозор. Некоторые типы кроссвордов способствуют развитию сообразительности и ассоциативного мышления»5. «Британские ученые доказали, что разгадывание кроссвордов и тому подобная активность «омолаживает» мозг.

Мало кто усомнится, что решение кроссвордов - полезное умственное занятие на любом этапе обучения. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания. Кроссворды можно использовать при повторении, при совместной работе учащихся, чтобы активизировать процесс общения учеников.

Вполне понятно и объяснимо, что без солидного словарного багажа и понимания смысла слов невозможно строить предложения, излагать свои мысли, то есть передавать их друг другу. Посмотрим на любопытную статистику:

а) у персонажа сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» Эллочки-людоедки словарный запас составлял 30 слов.

б) у выпускников школы - от 1500 до 4000 слов.

в) у человека, который любит читать и имеет приличное образование, словарь расширяется примерно до 8000 слов6.

Зададимся элементарным вопросом: «Почему учащимся важно научиться разрабатывать кроссворды?». Прежде всего, потому что это – одна из часто используемых форм работы с учебным материалом, которая позволяет чрезвычайно эффективно решать многие дидактические задачи. И среди них достижение результатов учебной деятельности:

1) личностных (развитие мотивации к изучению истории; использование для создания кроссворда личностно значимой информации; расширение кругозора);

2) метапредметных (регулятивных умений (целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, оценка); коммуникативных умений (сотрудничество с учителем и одноклассниками, учениками других классов, родителями, постановка вопросов); эффективных приёмов информационного поиска и оформления его результатов (выбор источников информации, анализ и оценка найденной информации, чёткое изложение мыслей, презентация кроссворда и др.));

3) предметных (закрепление понятий темы, по которой составляется кроссворд; более глубокое изучение учащимися пройденного (или, наоборот, перспективного) материала).

Отвечая на поставленный в заголовке вопрос «Кроссворд: польза или развлечение?» мы можем утверждать, что кроссворды не только интересны как способ времяпрепровождения, но и полезны для обучения школьников, поскольку тренируют их память, развивают интеллект, формируют и закрепляют словарный запас вообще и знания по предмету в частности.

ЧАСТЬ 2. СОСТАВЛЕНИЕ КРОССВОРДА ПО ТЕМЕ «АНГЛИЯ И США В XIX ВЕКЕ»

2.1. Опрос школьников

Для того чтобы убедиться в правильности наших выводов относительно привлекательности кроссворда как задачи-головоломки и его пользы в школьном обучении истории, мы провели опрос среди учеников 6-9 классов нашей школы и наших друзей в социальных сетях.

Нами были разработаны вопросы и варианты ответа, которые были размещены в Интернете с помощью такого сервиса Google, как «Формы». Этот сервис позволяет легко организовывать онлайн-опросы и получать их результаты в графической форме.

Респондентам (т.е. тем, кого мы опрашиваем), были предложены следующие вопросы.

1. Разгадывал ли ты когда-нибудь кроссворды?

Да

Нет

2. Разгадывают ли кроссворды члены твоей семьи (мама, папа, бабушки и дедушки, братья и сестры)?

Да

Нет

Не знаю

3. Используют ли твои учителя на уроках или в домашних заданиях учебные кроссворды?

Да, часто

Да, но очень редко

Нет, не используют вообще

4. Нравится ли тебе изучать школьные предметы с помощью кроссвордов, предложенных учителем?

Очень нравится

Иногда нравится

Мне все равно

Не нравится

5. Если бы тебе предложили самому составлять учебные кроссворды, ты бы:

С радостью согласился, потому что это полезно и интересно

Согласился бы, если бы за это ставили хорошие отметки

Согласился бы, только если бы это было обязательное задание

Не согласился бы, т.к. это занимает много времени

В результате заполнения формы мы получили ответы от 69 учеников в возрасте от 12 до 15 лет (6-9 классы). Количественные данные представлены в Приложении на диаграммах, сформированных автоматически в сервисе Google «Формы» и позволяют сделать следующие выводы:

Из диаграмм мы можем видеть, что все участников опроса когда-нибудь разгадывали кроссворды, и в большинстве семей (95,7%) кроссворды разгадывают их родственники. Таким образом мы можем сделать вывод о большой популярности этого типа головоломки среди нашего окружения.

Кроссворды в обучении используют чуть более 50% учителей и примерно такому же количеству детей (58%) нравится изучать школьные предметы с помощью кроссвордов. При этом 65,2% школьников готовы составлять учебные кроссворды из интереса. Если добавить сюда и тех, кто согласился бы их составлять за хорошие отметки (20,3%), то получается, что 85,5% учеников готовы были бы сами составлять кроссворды.

Такие результаты свидетельствуют о высоком интересе к использованию кроссвордов в школе.

2.2. Составление кроссворда (инструкция, или алгоритм)

Составление кроссворда – непростая задача, поэтому необходимо хорошо представлять себе этапы создания предметной крестословицы. После некоторых «проб и ошибок» нами были определены важные этапы работы, которые можно рассматривать как инструкцию по составлению интерактивных исторических кроссвордов. На наш взгляд, они выглядят так.

1. Формирование информационной потребности.

2. Формулировка и уточнение информационного запроса, определение круга источников необходимой информации.

3. Составление перечня слов – словника.

Важные условия!

Не принято использовать прилагательные, слова, которые пишутся с дефисом, однокоренные слова.

Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе.

4. Составление к каждому слову текстового определения.

Надо помнить!

Достаточно ли информации содержится в определении слова?

Нет ли лишней информации в определении слова?

5. Составление сетки кроссворда. В целом, составление сетки кроссворда сводится к нескольким традиционным способам:

Составьте сетку кроссворда, используя бумагу в клетку.

Составьте сетку кроссворда, вычерчивая и заполняя таблицу в приложении Excel или Word.

Используйте специальные программы, например, сайты «Cross: составь свой кроссворд онлайн» (http://cross.highcat.org); «Фабрика кроссвордов» (http://puzzlecup.com)7 или другие.

В нашем случае была использована усовершенствованная учителем информатики С.А.Кузнецовым версия программы EclipseCrossword. С его помощью мы ее полностью русифицировали для удобства работы.

6. Проверка правильности составления кроссворда.

7. Использование составленного кроссворда в учебной (внеучебной) деятельности в школе. Кроссворд может быть использован для:

отработки навыков работы с информацией, заложенной в историческом тексте;

более глубокого и всестороннего осмысления сущности событий и явлений;

запоминания и «привязки» к событиям имен исторических деятелей;

проникновения в сущность исторических терминов и понятий.

2.3. Составление собственного варианта кроссворда на тему «Англия и США в XIX в.»

Для удобства составления кроссворда мы разработали таблицу, систематизирующую историческую информацию. При составлении кроссворда мы ее заполняли, и она помогла нам составить одинаковый набор сведений по каждому заданию. Проиллюстрируем нашу работу на примере задания № 6.

Первое условие (колонка 2, табл. 1) – задание (определение термина, понятия) относится к слову, взятому из текста параграфа, и имеет пояснение в содержании параграфа (примечания, дополнительного текста).

Второе условие (колонка 3, табл. 1) наличие картинки-подсказки, «проливающей свет» на название термина (понятия).

Третье условие (колонка 4, табл. 1) – ссылка на материал в Интернете, по которой можно найти сам термин и прояснить его сущность. Для усложнения задачи и развития интереса школьников и отработки умения работать с QR-кодами ссылка переводится в этот «код» с помощью специального Интернет-сайта (http://qrcoder.ru/) , а затем распознается помощью камеры на мобильном телефоне.

Четвертое условие (колонка 5, табл. 1) ссылка на Интернет, пройдя по которой, можно найти любопытные сведения о событии, явлении, человеке, «зашифрованном» в вопросе.

Таблица 1.Вопросы и задания к кроссворду

задания

Вопрос-задание

Подсказка

QR-код материала для чтения (ссылка в Интернете)

«Это интересно»

ПО ГОРИЗОНТАЛИ

6

Шестнадцатый президент США, лидер республиканцев

   

http://place-fact.com/person/9493/fact/1

В случае, если нет подходящей картинки для пояснения (подсказки) к вопросу – заданию, нами использовались либо ребус (таблица 2), сформированный на основе термина (понятия), либо анаграмма (таблица 3), а картинка в этом случае носила скорее роль символа, аналогии. Разгадав их, получаем готовое слово.

Таблица 2. Вариант подсказки - ребуса к заданиям кроссворда

задания

Вопрос-задание

Подсказка

QR-код материала для чтения (ссылка в Интернете)

«Это интересно»

ПО ГОРИЗОНТАЛИ

33

Наследственный долговой раб, прикрепленный к земле

   

Таблица 3. Вариант подсказки – анаграммы к заданиям кроссворда

задания

Вопрос-задание

Подсказка

QR-код материала для чтения (ссылка в Интернете)

«Это интересно»

ПО ГОРИЗОНТАЛИ

29

Переустройство общества на демократических основах

 

ТКДЯМЕЗАЦИИОАР

Все слова и их определения были загружены нами в программу, скачанную с сайта http://www.eclipsecrossword.com/. Удобство работы с программой состоит в том, что ее можно скачать и хранить на компьютере и создавать в ней кроссворды без непосредственного доступа в Интернет. В программу можно одновременно загрузить столько слов, сколько необходимо (ограничений по количеству нет). Готовый кроссворд можно распечатать или загрузить на свой сайт (например, на сайт школы).

2.4. Использование кроссворда в учебном процессе

Как можно использовать готовый кроссворд? Мы считаем, что работа с кроссвордом может строиться в нескольких вариантах.

Учащиеся работают поодиночке или группой с печатным экземпляром кроссворда (Рис. 1.). Учащиеся работают только с печатным экземпляром и только с колонкой «вопрос-задание». В этом случае можно ввести соревновательный момент, разгадывая его на скорость и получая за это призы или хорошие отметки.

Рис.1. Полный кроссворд «Англия и США в XIX веке» (печатный вариант)

Учащиеся работают с кроссвордом (полный вариант таблицы) на проекционной доске, угадывая слова на скорость всем классом. Для этого используются специальные жетоны с номерами заданий (Рис. 2), которые вытаскиваются учащимися из хранилища (принцип лото).

Рис. 2. Специальные жетоны с номерами заданий к кроссворду.

Учащиеся работают с кроссвордом, выполненным на фоне-подложке и размещенным на специальной доске (Рис 4). Для этого также используются специальные жетоны с номерами заданий, которые вытаскиваются учащимися из хранилища (принцип лото).

Рис. 4. Оформление кроссворда с фоновой подложкой на специальной доске для заполнения мелом или стираемым маркером

4. Учащиеся работают с интерактивным вариантом кроссворда (в этом случае случайно сгенерированная таблица используется исключительно для поиска картинки-подсказки, см. рис. 5).

Рис.5. Скриншот Web-страницы с кроссвордом

2.5. Апробация кроссворда

Апробация кроссворда в среде одноклассников позволила сделать вывод о том, что подтвердилась выдвинутая нами в начале исследования гипотеза: если в учебном процессе учащиеся буду сами составлять исторические кроссворды и разгадывать их, то это будет способствовать усилению их познавательной активности, взаимодействию в процессе групповой работы; «прочности» знаний в области терминологии по изучаемой исторической теме; пониманию возможностей ИКТ в решении задач других наук; повышению мотивации к изучению, как истории, так и информатики.

Данный вывод был сделан на основе результатов контрольных работ, предоставленных нам учителем истории. Уровень знаний и понимания учебного материала учащимися 8А класса «АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ» по теме «Англия и США в XIX в.» после использования кроссворда в качестве дополнительной работы существенно вырос, что видно из сравнения диаграмм «ДО» и «ПОСЛЕ» работы с кроссвордом (Приложение).

Заключение

В процессе работы нам удалось решить поставленные цели и задачи.

Подтвердилась выдвинутая намигипотеза о том, что если в учебном процессе учащиеся буду сами составлять исторические кроссворды и разгадывать их, то это будет способствовать:

усилению познавательной активности учащихся в процессе обучения, в том числе взаимодействию в процессе групповой работы;

«прочности» знаний в области терминологии по изучаемой исторической теме;

пониманию возможностей ИКТ в решении задач других наук;

повышению мотивации к изучению, как истории, так и информатики.

Список источников

Гражданская война в США // Internet: www. http://900igr.net/kartinki/istorija/SSHA-XIX-vek/065-Grazhdanskaja-vojna-v-SSHA.html

Мир Африки. // Internet: www. http://afrika-raj.ru/strany-afriki/kolonii-anglii.html

Материалы с сайта http://amerikos.com/usa/parlament-st/

Материалы с сайта http://architecturalstudio.com/admin/azusa-california

Материалы с сайта http://babiki.ru/blog/kulturnoe-nasledie/39414.html

Материалы с сайта http://batona.net/42173-10-samyh-znakovyh-parohodov-v-istorii-21-foto.html

Материалы с сайта http://belorys.info/post144221486/

Материалы с сайта http://bse.sci-lib.com/article011568.html

Материалы с сайта http://cs312721.vk.me/v312721673/8a6a/79PSrsDtoJg.jpg

Материалы с сайта http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1287979

Материалы с сайта http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1431663

Материалы с сайта http://doc20vek.ru/taxonomy/term/201

Материалы с сайта http://englishgid.ru/goroda/birmingem.html

Материалы с сайта http://expert.ru/northwest/2011/43/kulturnaya-metropoliya/media/preview/

Материалы с сайта http://factopedia.ru/tags/ubiistva

Материалы с сайта http://fb.ru/article/164932/respublikantsyi-i-demokratyi-ssha-raznitsa-chem-respublikantsyi-otlichayutsya-ot-demokratov

Материалы с сайта http://fb.ru/article/213189/leyboristskaya-partiya-velikobritanii-lideryi-partii-ideologiya

Материалы с сайта http://fb.ru/article/220957/leyboristskaya-partiya-velikobritanii-data-osnovaniya-ideologiya-interesnyie-faktyi

Материалы с сайта http://first-americans.ru/geograf-usa/belt

Материалы с сайта http://goo.gl/03Z3Q0

Материалы с сайта http://goo.gl/2FaYP8

Материалы с сайта http://goo.gl/2GavVV

Материалы с сайта http://goo.gl/3m9JJO

Материалы с сайта http://goo.gl/4jgnw0

Материалы с сайта http://goo.gl/4W6wKd

Материалы с сайта http://goo.gl/5mx2C3

Материалы с сайта http://goo.gl/6cJSXX

Материалы с сайта http://goo.gl/6SA1MG

Материалы с сайта http://goo.gl/8KHfzG

Материалы с сайта http://goo.gl/9azpg2

Материалы с сайта http://goo.gl/bDQ0Cy

Материалы с сайта http://goo.gl/BtWHpg

Материалы с сайта http://goo.gl/CBrFN2

Материалы с сайта http://goo.gl/CbXcxK

Материалы с сайта http://goo.gl/cLGKoG

Материалы с сайта http://goo.gl/dVxQt4

Материалы с сайта http://goo.gl/Fh7V6U

Материалы с сайта http://goo.gl/gsKdyN

Материалы с сайта http://goo.gl/hcWX8Z

Материалы с сайта http://goo.gl/hJFgXq

Материалы с сайта http://goo.gl/itniHU

Материалы с сайта http://goo.gl/iY29QZ

Материалы с сайта http://goo.gl/KHtdFD

Материалы с сайта http://goo.gl/Kv6O68

Материалы с сайта http://goo.gl/LQHOhb

Материалы с сайта http://goo.gl/mq0Ln7

Материалы с сайта http://goo.gl/nIWHzJ

Материалы с сайта http://goo.gl/oFDuyv

Материалы с сайта http://goo.gl/onnECH

Материалы с сайта http://goo.gl/oou4uP

Материалы с сайта http://goo.gl/OpywsD

Материалы с сайта http://goo.gl/oQzvYO

Материалы с сайта http://goo.gl/PcLmT4

Материалы с сайта http://goo.gl/QP4uJT

Материалы с сайта http://goo.gl/rexGR6

Материалы с сайта http://goo.gl/rZMy1R

Материалы с сайта http://goo.gl/SPeScA

Материалы с сайта http://goo.gl/SXdJyd

Материалы с сайта http://goo.gl/t5Nez

Материалы с сайта http://goo.gl/toAwJ8

Материалы с сайта http://goo.gl/VXAjrw

Материалы с сайта http://goo.gl/wfYWfU

Материалы с сайта http://goo.gl/wJtzjY

Материалы с сайта http://goo.gl/WKy178

Материалы с сайта http://goo.gl/wvRHzA

Материалы с сайта http://goo.gl/XDSq0o

Материалы с сайта http://goo.gl/YlC7aL

Материалы с сайта http://goo.gl/yuBGzx

Авраам Линкольн: интересные факты из жизни политического деятеля // Internet: www. http://goo.gl/YYskxR

Материалы с сайта http://goo.gl/Z35XRf

Материалы с сайта http://goo.gl/ZCN40f

Материалы с сайта http://guardianlv.com/2014/06/flag-day-national-observance-june-14-holding-till-june-12/comment-page-1/

Материалы с сайта http://historicaldis.ru/blog/43104832835/Klepanyie-bronzovyie-kotlyi.-Epoha-pozdney-bronzyi-stepey-Vostoc?domain=mirtesen.ru&mid=33BFBA8CB1DF7EE708C8B8EF1BAC2861&pad=1&paid=1

Материалы с сайта http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/lord-pal-mierston-i-rossiia

Материалы с сайта http://interstroy-omsk.ru/people-events-facts/gnilye-mestechki-v-istorii-anglii.php

Материалы с сайта http://investments.academic.ru/1428/Суэцкий

Материалы с сайта http://lifeglobe.net/entry/1172

Материалы с сайта http://military.wikia.com/wiki/U.S._Grant

Материалы с сайта http://mixoid.net/kak-stroilis/kanaly-plotiny-i-pamjatniki/kanal-jeri.html

Материалы с сайта http://muzey-factov.ru/tag/pound-sterling

Материалы с сайта http://myhistori.ru/blog/43292556264/Interesnyie-istoricheskie-faktyi-ob-An

Материалы с сайта http://newslab.ru/article/312833

Материалы с сайта http://nitevak.inmart.asia/8/britis-currenc-uid/

Материалы с сайта http://nn.by/?c=ar&i=151289&lang=ru

Материалы с сайта http://osertok.com/1flag-american-confederate_flag-1920/

Материалы с сайта http://ostranah.ru/india/

Материалы с сайта http://pasek-boris.livejournal.com/2648.html

Материалы с сайта http://photo.qip.ru/users/jvg/200688438/212137050/

Материалы с сайта http://pikabu.ru/story/interesnyie_faktyi_1582231

Материалы с сайта http://pikabu.ru/story/istoriya_vozniknoveniya_i_deyatelnosti_kukluksklana_1785360

Материалы с сайта http://prousa.info/belts

Материалы с сайта http://prousa.info/brooklyn_bridge

Материалы с сайта http://prousa.info/louisiana

Материалы с сайта http://prousa.info/us_congress

Материалы с сайта http://rebell91.livejournal.com/70399.html

Материалы с сайта http://rg.ru/2014/01/29/rockefeller-site.html

Материалы с сайта http://royaltyfreeclipart.com/history/lincolnassassination.html

Материалы с сайта http://ru.wikitally.com/wiki/HMS_Agamemnon_(1852).html

Материалы с сайта http://russian7.ru/post/general-li-gerojj-konfederacii/full/

Материалы с сайта http://shkolazhizni.ru/culture/articles/55820/

Материалы с сайта http://smartwebsite.ru/index/dzhon_braun/0-1140

Материалы с сайта http://takearest.ru/england

Материалы с сайта http://tdagris.com/ru/facts/?id=2

Материалы с сайта http://topwar.ru/81975-rezervaciya-kak-vyzhivayut-i-pytayutsya-borotsya-za-svoi-prava-indeycy-ssha.html

Материалы с сайта http://tourism-london.ru/spavochnik-po-velikobritanii/ekonomicheskoe-stanovlenie-britanskoi-imperii/2410-razvitie-kolonizacii-i-samoupravlenie-belyh-britanskih-koloniy.html

Материалы с сайта http://turist.vilingstore.net/York-Severnyy-Yorkshir-Velikobritaniya-i179744

Материалы с сайта http://tyrizm-egipet.ru/interesnye-fakty-o-egipte.html

Материалы с сайта http://ushistory.ru/esse/115-rabota-na-hlopkovoj-plantatsii.html

Материалы с сайта http://ushistory.ru/esse/116-abolitsionisty.html

Материалы с сайта http://vek19.com/site_vek19/public/pages/index.php?page=personsOf&person=queenVictoria&mt=queenVictoria

Материалы с сайта http://vm.ru/news/2013/11/05/15-interesnih-faktov-iz-biografii-avraama-linkolna-221370.html

Материалы с сайта http://vsegda-tvoj.livejournal.com/7667694.html

Материалы с сайта http://wallpaperscraft.ru/download/london_angliya_reka_most_big_ben_koleso_obozreniya_47850/2560x1080

Материалы с сайта http://westernfilm.ru/encyclopedia_vesterna/1289-avtoritet-indejskih-liderov.html

Материалы с сайта http://wholehistory.ru/interesno/60.html

Материалы с сайта http://www.agitclub.ru/museum/revolution1/latinamer1/bolivarbio.htm

Материалы с сайта http://www.americansights.ru/immigration /immigration-history

Материалы с сайта http://www.ateismy.net/content/spravochnik/history/konkista.html

Материалы с сайта http://www.biografia.ru/arhiv/amerika06.html

Материалы с сайта http://www.capa.me/104364-florida.-majjjami-i-fort-loderdejjl.html

Материалы с сайта http://www.clubook.ru/encyclopaedia/piterloo_tzh._bitva_pri_piterloo/?id=51228

Материалы с сайта http://www.datacube.tv/2015/02/factu-pro-evropu.html

Материалы с сайта http://www.dexpost.ru/history/chartistskoe_dvizhenie_v_anglii.html

Материалы с сайта http://www.e-reading.club/chapter.php/135307/6/Silinskiii_-_SShA.html

Материалы с сайта http://www.exploration-and-piracy.org/explorers/henry-hudson-explorer.htm

Материалы с сайта http://www.free-photos.biz/photographs/industry/machinery/667264_self-rake_reaper__19th_century_illustration__tp.php

Материалы с сайта http://www.historyanswers.co.uk/history-of-war/day-weenen-massacre/

Материалы с сайта http://www.history-names.ru/m/metropoliya.shtml

Материалы с сайта http://www.hrono.ru/biograf/bio_m/makdonald_dr.php

Материалы с сайта http://www.indiansworld.org/Latin/latin_america_selivanov01.html#.Vu2UD_mLSM8

Материалы с сайта http://www.indublin.ie/news/top-5-of-the-dublin-festival-of-history - .Vu2kNYRepEI

Материалы с сайта http://www.kabanik.ru/page/interesting-facts-about-texas

Материалы с сайта http://www.kp.ru/daily/26183/3072799/

Материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/node/38343

Материалы с сайта http://www.lineupsolutions.cz/dissertation-help-edinburgh-castle/

Материалы с сайта http://www.liveinternet.ru/community/4806716/post206311360/

Материалы с сайта http://www.motaen.com/wallpapers/get/id/39849/resolution/3200x1200

Материалы с сайта ttp://www.mynyc.ru/soedinennye-shtaty-ameriki/selskoe-hozyaystvo-ssha/prejnie-problemy-ekologicheskie/samye-bednye-v-ssha/

Материалы с сайта http://www.orangesmile.com/extreme/ru/largest-fairways/erie-canal.htm

Материалы с сайта http://www.peoples.ru/state/statesmen/samuel_gompers/

Материалы с сайта http://www.setwalls.ru/download/85629/640x480/

Материалы с сайта http://www.shermanhouse.org/JohnSherman_bio.pdf

Материалы с сайта http://www.skazka.com.ru/bio/djozef-redyard-kipling

Материалы с сайта http://www.smirnova-tatjana.ru/int-faktiistorii-anglii/298-xartija-volnostei.html

Материалы с сайта http://www.somali-pirates.ru/history-of-somalia.html

Материалы с сайта http://www.tcdailyplanet.net/reporter-s-notebook-do-online-petitions-make-difference/

Материалы с сайта http://www.thenation.com/article/memory-politics-francos-crypt/

Материалы с сайта http://www.topauthor.ru/kto_i_kogda_sostavil_pervuyu_petitsiyu_c2ca.html

Материалы с сайта http://www.topglobus.ru/birma-statistika-dannye-strana

Материалы с сайта http://www.vkgio.ru/2015/02/10.html

Материалы с сайта http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/77/

Материалы с сайта http://www.votpusk.ru/country/country.asp?CN=KE

Материалы с сайта http://www.wisdoms.ru/avt/b83.html

Материалы с сайта http://www.worldgallery.co.uk/art-print/wj-huggins-the-archimedes-steamer-restrike-etching-39779 - 39779

Материалы с сайта http://www.zemvopros.ru/page_218.htm

Материалы с сайта http://ya-online.com/70-interesnyx-faktov-o-kalifornii-i-ee-gorodax

Материалы с сайта https://exequy.wordpress.com/2011/05/30/saros/

Материалы с сайта https://goo.gl/bfnGnc

Материалы с сайта https://goo.gl/bS9Y2n

Материалы с сайта https://goo.gl/C5Gn9c

Материалы с сайта https://goo.gl/F4QB6a

Материалы с сайта https://goo.gl/Pmuzvl

Материалы с сайта https://goo.gl/VcXma1

Материалы с сайта https://goo.gl/xEKqoD

Материалы с сайта https://his.1september.ru/2003/38/12.htm

Материалы с сайта https://mholloway63.wordpress.com/2015/05/20/what-happened-on-may-20th-the-homestead-act/comment-page-1/

Материалы с сайта https://www.ushmm.org/wlc/ru/article.php?ModuleId=10005184

1 Сайт интеллектуальных игр «Помозгуй» // Internet: www. http://pomozgui.ru/stati/?krossvordi_istoriya_i_zagadki:_kogda_poyavilsya_pervii_krossvord

2 Там же.

3 Драхлер А.Б. Кроссворды на уроках истории. /Преподавание истории в школе. 2010. № 10. // Internet: www. http://pish.ru/application/historymethod/historylessonelement/413

4 Кроссворд. // // Internet: www. http://de.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/45735/%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B4

5 Павлова Т.А. О кроссвордах. // Internet: www. http://biouroki.ru/metodika/crosswords.html

6 Поговорим о словарном запасе иностранного языка. // Internet: www. https://megamozg.ru/post/4686/

7 Как составить предметный кроссворд. // Internet: www. http://ped-kopilka.ru/blogs/ana-viktorovna-kupcova/metodicheskie-rekomendaci-kak-sostavit-predmetnyi-krosvord.html

Просмотров работы: 317