Интерактивная экскурсия по городу богини Афины

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Интерактивная экскурсия по городу богини Афины

Чуйченко А.К. 1Галлямова Л.А. 1
1АНО "ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"
Ермольев В.Н. 1
1АНО "ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Балканский полуостров, Греция, омытая солеными водами Средиземного моря, и ее столица – Афины…

Многое из того, что поведали нам о ней в песнях, поэмах и мифах великие сказители Эллады, мы услышали от нашего учителя, прочитали в учебнике и увидели на картинках.

Но как запомнить все это, как совместить памятник и имя его создателя, сооружение, скульптуру, районы Афин и их описание, как заставить память удержать всю эту информацию и не запутаться в ней?

И тогда родилась идея: исследовав доступную литературу и материалы всемирной сети Интернет, найти сведения об архитектуре, скульптуре города богини Афины, иллюстрации по теме, совместить их и в нетрадиционно-урочной форме провести экскурсию по городу богини-воительницы, экскурсию виртуальную, но приближенную к действительной.

Главными источниками, дающими представление о культурном облике древних Афин, стали том 7 Энциклопедии для детей из серии Аванта+ и сайт «Достопримечательности Древних Афин», а также другие, представленные в списке литературы, материалы.

Здесь содержатся данные о рождении города, его постепенном расширении, наполнении культурными памятниками, не только имеющими эстетическое значение, но и практическое предназначение, о великих мастерах - скульпторах и архитекторах.

Эти данные, многократно повторенные на просветительских и туристических сайтах Интернета, в целом дают представление об облике Древних Афин, но, с другой стороны, оставляют читателя пассивным созерцателем.

Актуальность исследования объясняется, на наш взгляд, тем, что, практическое использование полученных знаний во времяактивного участия пятиклассников в экскурсии по городу будет способствовать развитию самостоятельности учащихся в работе с источниками информации, накоплении знаний и умений для использовании в своей дальнейшей образовательной деятельности.

Воплощением замысла стала исследовательская работа «Виртуальная экскурсия по городу богини Афины», цель которой - углубление и систематизация знаний учащихся пятых классов об истории древних Афин и античных памятниках города.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

Изучить письменные материалы, связанные с историей создания выдающихся памятников культуры в Афинах.

Изучить иллюстративные материалы, наглядно демонстрирующие памятники культуры в городе дочери Зевса.

Объектом исследования стал город Афины как совокупность истории градостроительства и культурного наполнения полиса.

Предметом исследования – памятники культуры Афин, сооруженные великими мастерами прошлого.

Методами исследования были выбраны

Сбор информации о районах Афин, знаменитых своим назначением.

Сбор информации об авторах знаменитых архитектурных сооружений и скульптурных памятников.

Сбор иллюстративного материала, демонстрирующего культурные достижения афинских архитекторов, и скульпторов, находящиеся в различных частях древнего города.

Обобщение полученных данных, составление на этой основе маршрутной карты-плана «экскурсии» и магнитных картинок-иллюстраций.

Гипотеза исследования: использование маршрутной карты во время проведения виртуальной экскурсии по Афинам с одновременным поиском учащимися соответствующих описанию «экскурсовода» (ученика, учителя) иллюстраций и прикреплением их на правильно выбранное место будет способствовать

активизации познавательной деятельности пятиклассников,

развитию их мышления,

умению делать выводы, следуя по пути от общего к частному,

развитию творческих способностей,

повысит не только интерес к предмету в целом, но и к такой его составляющей, как культурное наследие античности.

Продуктом исследовательской деятельности стала интерактивная экскурсия по древним Афинам, в которой может принимать участие как отдельная группа учащихся, так и класс в целом.

Новизна исследования – в исследовании используются методы активного обучения учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Практическая значение исследовательской работы: она может использоваться на уроках истории в 5 классе для подведения итогов по теме «Древняя Греция: культурное наследие (на примере Афин)», «Афины и Спарта: два полиса – два мира культуры», на уроках МХК для иллюстрации античного наследия древних греков и в 10 классах для восстановления и закрепления полученных знаний об истории древней Эллады.

Само по себе участие пятиклассников в этой экскурсии уже является рефлексией, но мы подготовили и небольшое задание в форме кроссворда «Древние Афины: что ты знаешь о них?».

А для того, чтоб прогулка по Афинам не завела в лабиринт незнания, предлагаем завершить урок «В городе богини Афины», предваряющий экскурсию, презентацией, в которой наглядно показать и доступно рассказать о городе и его красотах.

Раздел 1.Город богини Афины: история, памятники, достопримечательности

1.1. Афины. Исторический экскурс и приглашение к путешествию

Афины город настолько древний, что его возникновение относят к тем далеким временам, когда континент Евразия не знал ни одного из названий современных нам с вами европейских столиц… 5000 лет назад началась многострадальная история гордых греков – жителей Афин. Поколения сменялись, оборонительные стены, разрушенные временем и завоевателями, то восстанавливались, то приходили в упадок…

Вместе с ними, медленно теряя очертания, таяли великие произведения великих мастеров. Но те, что были построены и изваяны в «золотой век» греческой истории, во второй половине V в. до н.э., живы, хотя и тронуты тленом Времени.

Просвещенный эллин, не задумываясь, назовет вам имена правителей Афин, зодчих и скульпторов, философов и полководцев, которым благодарная Греция обязана своим величием.

…Пожилой грек именем Леонидас, не торопясь, сделает маленький глоток крепчайшего кофе, запьет холодной водой и негромко, но очень гордо поведет свой рассказ, повествуя о названии города…

«…И тогда обвела Афина величественным взглядом благородных жителей города и воткнула в каменистую, потрескавшуюся от зноя землю копье! Вопль изумления пронесся над толпой: превратилось вдруг страшное оружие дочери Зевса в оливу, обсыпанную плодами жизни... Так заканчивается легенда о споре детей громовержца».

Помолчав, добавит, скрывая улыбку в усах, то ли благословляя в путь, то ли предупреждая всерьез: «Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался, осел! А если добровольно покинул Афины то ты, верблюд!» Увидев приближающегося экскурсовода, приветливо помашет ему рукой и опять погрузится в свои мысли…

А мы с вами отправимся в путь.

1.2. Экскурсия по Афинам

О! дорогие гости прекраснейшего города в Греции, приветствую вас и приглашаю осмотреть все красоты и чудеса этого благословенного богами места! Итак, сейчас мы находимся в самой большой торговой гавани Пирея, главного порта Афин. Всего гаваней три: две торговых и военная (туда туристам нельзя). Я покажу вам самую живописную! Посмотрите ,сколько кораблей из самых разных стран, сколько товаров, моряков и купцов. Что только они не привозят в Афины! Из Египта льняные ткани и папирус, из других африканских земель слоновую кость. Наши черноморские колонии шлют нам прекрасное зерно, вкуснейшую солёную рыбу и умелых рабов.

Но и афинянам есть чем удивить мир! За морями ждут наше чудесное вино и оливковое масло, красивейшую керамику и ювелирные украшения…

Очень жаль, что я не могу показать вам военные гавани! Но могу кое-что интересное рассказать. Итак, входы в эти гавани очень узкие и запираются со стороны моря на цепи. А с берега гавани обнесены стенами. Как вы думаете, зачем такие ухищрения? Правильно! Для защиты от врагов. Целых 400 кораблей (а то и больше), называемых триерами, стоят там! Служить на этих красавцах могут только граждане Афин. А богачи обязаны построить и снарядить хотя бы один корабль для военного флота. В военных гаванях всегда очень много работы для бедняков: можно и матросом, и гребцом, и рабочим на верфи устроиться.

На верфях работать очень интересно, ведь там строят новые корабли и чинят побывавшие в боях!

Впечатлены? Это только начало! Сейчас мы поедем в Афины по чудесной дороге. Видите эти стены? Они тянутся по обеим сторонам дороги до самых Афин. Их называют Длинными. Гениальный полководец, любимый афинским народом царь Перикл приказал возвести эти грандиозные стены, их длина почти 6 километров.

Вы уже догадались, зачем они нужны? Конечно же, для защиты от врагов. Если враги нападают с суши, афиняне могут выдерживать довольно длительную осаду, ведь продукты и всё необходимое им поставляют с моря и привозят по защищённой дороге. К великому счастью, сейчас у нас мир! Слава богам!!!

Итак, мы в Афинах! И сразу отправляемся на главную площадь, Агору. Здесь расположен главный рынок, поэтому вы будете поражены многолюдностью, шумом и разнообразием товаров! Кстати, не забудьте купить сувениры!

К сожалению, здесь же продают и рабов, их стоны, плач и несчастный вид совсем не украшают центральную площадь…

Внимание! Сделаем первую остановку! Здесь мы сможем немного отдохнуть в тени портиков и перекусить. Особенно рекомендую вкуснейшие лепёшки с сыром! Смотрите, справа выступают жонглеры и фокусники! Обратите внимание, какой идеальный порядок в этом оживлённом месте!

Смотрители и стража отлично знают своё дело!

Чуть в стороне, вон там, мы видим храм бога-кузнеца Гефеста (Антея) и здание Совета Пятисот.

Расскажу немного о храме. Помните царя и полководца Перикла, который приказал построить Длинные стены? Так вот, этот чудесный храм тоже возведён по его распоряжению. Интересно, что это первая в Афинах храмовая постройка, сооружённая целиком из мрамора.

Обратите внимание на прекрасный гранатовый сад, окружающий здание. В нём любят прогуливаться наши знаменитые философы. Кто знает, может быть сейчас мы становимся невольными свидетелями рождения какой-нибудь гениальной мысли!

Но вернёмся к архитектуре. Храм построен в дорическом стиле. Его прямоугольный корпус окружён колоннадой, крыша покрыта керамической черепицей. Если мы заглянем внутрь, то увидим величественные статуи Гефеста (бога вулканов, гончарного ремесла и огня) и Афины-покровительницы города. Эта мудрая и отважная богиня опекает ещё и гончаров, помогая им в их нелёгком ремесле. Многие из них, кстати, живут рядом с храмом.

Пройдёмте теперь к зданию Совета Пятисот. Это очень важное место для Афин. Здесь каждый день (конечно, кроме праздников и плохих дней) собирается Совет афинских граждан. Они готовят вопросы для обсуждения народным собранием, следят за исполнением принятых решений и законов, контролируют финансы и ведут другие важные государственные дела.

Здание специально построено для заседаний и называется оно Булевтерий. Оно очень удобно для заседаний: в прямоугольном зале места расположены полукругом и поднимаются в виде амфитеатра. Может быть, вы хотите взглянуть на каменные плиты с высеченными на них государственными законами? Только не задерживайтесь там долго!

Прежде чем отправиться на Акрополь, заглянем в один интересный райончик, где живут и работают лучшие в Греции гончары, в Керамик. Смотрите, узкие немощёные улочки как будто запутались между стенами домов, крытых черепицей. А какой здесь чудесный аромат! Вы, конечно, поняли, что я пошутила, видя, как вы прикрываете Ваши носы надушенными платочками?.. Все калитки заперты, тротуаров нет, помои здесь выливают прямо на улицу, днём и ночью коптят печи, в которых обжигается посуда. Предупреждаю: вечером сюда лучше не ходить без факела.

Зато в этом кошмаре рождается необыкновенная красота: дорогие чёрно- и краснофигурные вазы, которые славятся далеко за пределами Эллады. Здесь же производят и такие нужные в хозяйстве пифосы-громадные глиняные бочки для хранения зерна и амфоры для воды…

Простим мастерам непорядок на улице! Им некогда заботиться о чистоте: слишком много тяжёлой работы! Да помогут им боги и их покровитель Керам - греческий герой, сын Диониса и Ариадны. Кстати, многие считают, что эта местность названа в его честь. Другие думают, что название связано с гончарной глиной (керамос), которую добывают на берегу местной речки Эридан.

Интересен район и тем, что он разделён на две части городской стеной. Внешний керамик – это, по сути, городское кладбище, древнее и очень живописное. Там есть на что посмотреть!

Будет время, пройдитесь вдоль улицы гробниц. Вас удивят помпезные надгробия и величественные скульптуры. Вы сможете отдать дань памяти греческим героям и политикам, подумать о вечном у могил философов.

В Керамике мы можем увидеть самые знаменитые ворота Афин_-Дипилонские (то есть двойные) и Священные. Между ними располагается процессионное здание Помпейон. Именно от него и начинаются знаменитые праздничные шествия во время праздника Панафиней.

Процессия идёт отсюда через Агору и поднимается на Акрополь. Очень красивое зрелище, я вам скажу. Прямо дух захватывает! Пожалуй, отправимся и мы на Акрополь по дороге, которую называют «Священный путь». Не отставайте!

А вот и наша гордость - Акрополь! Это самый высокий и красивый холм в городе! Обратите внимание: на вершине холма - бронзовая статуя Афины Промахос (воительницы), созданная великим Фидием. Как сияют на солнце ее позолоченные шлем и копье! Создали эту статую за счёт трофеев, захваченных у персов во время Марафонской битвы. Её высота больше 10 метров! Блеск её золотых деталей служит своеобразным маяком для моряков. Полюбовались? Идём дальше.

А вот и мой любимый - небольшой, но легкий и воздушный храм Ники Бескрылой (Аптерос). Почему бескрылой, спросите вы! Давайте заглянем внутрь! Там установлена деревянная позолоченная скульптура богини победы. Она так понравилась афинянам, что они попросили скульптора не делать ей крыльев. Ведь победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому. Это строение - первое, возведённое на Акрополе. Его поместили на самом видном месте - на скале. Храм виден со всех сторон города.

Но, безусловно, самый красивый и величественный храм на Акрополе - храм богини Афины - Парфенон! Полюбуйтесь этими мраморными колоннами и фронтонами с прекрасными статуями! Давайте зайдем внутрь. Оцените все великолепие статуи Афины из дерева, золота и слоновой кости. И почувствуйте себя песчинкой в этом огромном доме богини! КонечноЯ полагаю, вы знаете, что эта богиня мудрости и боевой стратегии является покровительницей нашего славного города! Она даровала нам истинное сокровище -оливковое дерево.

Для такой величественной богини наш мудрый правитель Перикл повелел самым талантливым архитекторам (Иктину и Калликрату) возвести храм, равного которому не было бы в целом мире! Больше сорока колонн ровными рядами окружают храм! Дверей нет, просто нужно пройти между колоннами. Прекрасные скульптуры украшают здание внутри. Посмотрите! Эти изваяния рассказывают нам целые истории из жизни афинян и богов. Вот, например, здесь изображена легенда о рождении богини Афины из головы Зевса. Помните такую?

Пройдёмте в центр храма! Поражены? О, да! Статуя Афины впечатляет абсолютно всех! Фидий постарался на славу! Высота изваяния около 12 метров. Украшено оно медью, стеклом, серебром и драгоценными камнями. Так что скульптура даже дороже самого храма! Знаете, зачем перед скульптурой бассейн с водой? Нет, это не для купания туристов, а для увлажнения воздуха: так лучше сохраняется слоновая кость.

В одной руке богиня держит статую Ники (2 метра высотой), а в другой копьё. У Афины ног лежит щит, на котором Фидий изобразил битву Тезея и амазонок и другие сюжеты…

Посмотрите и оцените, как идеально вписана скульптура в пространство храма: в окружении восьми колонн, (а не шести, как мы привыкли) она смотрится, как в раме.

В конце нашей экскурсии я представляю еще один шедевр афинской архитектуры - храм Эрехтейон, построенный на месте всем известного спора Афины и Посейдона. Это место – самое священное на Акрополе. Здесь была могила основателя города-царя Кекропа, здесь жил легендарный афинский царь Эрехтей (он построил первый храм богини Афины). Его очень любили жители Афин. Здесь же они его и похоронили, а затем построили храм в его честь.

В части храма, посвящённой Афине, стоит деревянная скульптура богини, по преданию упавшая с неба. Перед ней горит негасимый золотой светильник. С северной стороны расположен главный вход, он оформлен в виде портика. Внутри портика бьёт священный источник Посейдона с солёной водой. Рядом во дворике алтарь Зевса и след от его молнии. А вот тут могила Эрехтея.

Безусловно, вас впечатлят каменные фигуры юных девушек-кариатид, стоящих вместо колонн! Они держат крышу балкона, на который можно попасть с южной стороны храма. Кариатиды-жрицы богини Артемиды. Во дворике храма мы можем с благоговением взглянуть на священное оливковое дерево, выросшее из копья богини Афины.

Полюбовались? На этом сегодня предлагаю закончить нашу увлекательную экскурсию!

В Афинах есть еще много всего интересного: школы, театры, гимнасии, мастерские, где гончары предложат Вам черно- и краснофигурные вазы ….

Но это в другой день. Спасибо за внимание!!!!

2. Апробация материалов исследования и выводы

2.1. Апробация материалов исследования

Для того чтобы понять, какую роль играет материал виртуальной экскурсии, подготовленный нами в процессе исследования, мы предложили шестиклассникам ответить на вопросы теста по теме «В городе богини Афины» в конце 2017 года. Полученные результаты были обработаны и учтены при повторном тестировании (кроссворд на указанную тему) в марте 2018 г. Учащиеся в течение января-февраля ознакомились с материалами нашего исследования, приняли активное участие в виртуальной экскурсии по Афинам и использовали их при решении кроссворда.

2.2. Выводы

В результате обработки и анализа полученных результатов мы получили доказательство эффективности использования в учебном процессе материалов нашего исследования.

Уровень знания и понимания учебного материала учащимися 6Б класса «АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ» по теме «В городе богини Афины» после использования материала исследования существенно вырос, что видно из сравнения диаграмм (См. Приложение).

Следовательно, обращение учащихся не только к учебнику истории Древнего мира, но и к дополнительному систематизированному материалу в виде виртуальной экскурсии по Афинам, их активное собственное участие в ней в форме, предложенной нами, будет способствовать

усилению их познавательной активности и компетентности,

прочности знаний в рамках изучаемой темы,

повышению мотивации к изучению истории Греции и Древности в целом.

Заключение

Выбранная нами тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. Работая над раскрытием вопросов, поставленных в ходе изучения темы, мы сделали вывод о том, что изучение материалов, связанных с историей и культурными памятниками города богини Афины

способствует не только накоплению, но и систематизации знаний об этом важном разделе Древней истории,

помогает усовершенствовать навыки работы с источниками,

развитию самостоятельности в подборе иллюстративного материала и формировании собственных суждений,

повышает уровень общей культурной грамотности.

Поставленная цель - углубление и систематизация знаний учащихся пятых классов об истории древних Афин и античных памятниках города достигнута. Кроме того, в ходе исследования мы узнали много нового о культурном облике Древних Афин, героях, полководцах и богах-покровителях города.

Подтвердилась и гипотеза нашего исследования: использование маршрутной карты во время проведения виртуальной экскурсии по Афинам с одновременным поиском учащимися соответствующих описанию «экскурсовода» (ученика, учителя) иллюстраций и прикреплением их на правильно выбранное место будет способствовать

активизации познавательной деятельности пятиклассников,

развитию их мышления,

умению делать выводы, следуя по пути от общего к частному,

развитию творческих способностей,

повысит не только интерес к предмету в целом, но и к такой его составляющей, как культурное наследие античности.

Данная работа может иметь продолжение: при наличии времени мы будем продолжать поиски любопытных фактов из истории Афин, описывать изделия афинских ремесленников и приводить значимые события из жизни великих мастеров, создававших культурный облик города. Расширенную экскурсию по Афинам мы планируем оформить в виде иллюстрированной книги-путеводителя.

Список литературы

Всеобщая история 5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение. 2014.

Достопримечательности Древних Афин. goo.gl/cH81qh

Древние Афины – колыбель греческой культуры. goo.gl/Vk3CcA

Древние Афины как полис и центр культуры. goo.gl/sn9wyt

Культура Древних Афин. goo.gl/5QmBdj

Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Часть 1. М.: Аванта+. 1988.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура/ Авт.-сост. Н.В.Чудакова – М.: Издательство АСТ-ЛТД,1997 г.

Карта Акрополиса в Афинах. goo.gl/XvzfKk

Просмотров работы: 1285