История воздухоплавания: от истоков до современности

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История воздухоплавания: от истоков до современности

Тюрин М.Ю. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 5
Боева Е.А. 1Константинова М.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 5
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1 ВВЕДЕНИЕ

В этом учебном году на уроках окружающего мира мы изучали очень интересную тему: «Освоение воздушного пространства человеком», с ребятами мы узнали много интересного из истории воздухоплавания. После изучения темы мы получили задание - подготовить проект по этой теме, вот здесь началось самое интересное! Я начал собирать материал для своего проекта и решил сделать модель первого в мире летательного аппарата Отто Лилиенталя. Собирая модель из бумаги и ниток, я задумался: а как такой большой аппарат может взлететь, как он может держаться в воздухе, как им управляет человек, как… вопросы посыпались один за другим, и тогда я решил, посвятить всем своим КАК целую исследовательскую работу.

У всех детей возникает вопрос, как человек изобрел тот или иной вид транспорта, будь то автомобиль или самолет, корабль или поезд. А читать и тщательно изучать книги не всем детям нравится, поэтому я решил превратить это скучное дело в интересное и увлекательное, а именно узнать: Как человек изобрел самолет? С чего все началось? В этом заключена АКТУАЛЬНОСТЬ моей исследовательской работы.

Готовя со своими одноклассники проекты по теме «Освоение воздушного пространства», я заметил, что мы только сделали модели различных летательных аппаратов (из лего-конструктора, деревянные модели, бумажные), а никто так и не узнал – Как появился первый самолет? Почему самолет летает и не падает? У товарищей просто не было знаний по этой теме. Отсутствие знаний и является проблемой моего исследования.

Объекты моего исследования: летательный аппарат Отто Лилиенталя и первый в мире самолёт братьев Райт.

Предмет исследования: изобретение и постройка первого в мире самолёта, способного к полёту, а также совершение первого управляемого полёта человека на аппарате тяжелее воздуха с двигателем.

Цель исследовательской работы: изучение истории созданиялетательного аппарата Отто Лилиенталя и самолёта братьев Райти дальнейшее их применение в современной жизни.

Задачи исследовательской работы:

изучить создание летательного аппарата Отто Лилиенталя

изучить создание самолета братьев Райт

сравнить современные воздушные лайнеры и самолёты прошлого.

ответить на вопрос: «Как изменилась жизнь человека с развитием авиации?»

Гипотеза: Возможно, освоение воздушного пространства изменило дальнейшее развитие человечества.

Методы исследования:

1. Библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;

2. Моделирование летательных аппаратов;

3. Анализ полученных сведений.

Моя работа имеет практическую значимость, потому что материалы исследования могут быть использованы для подготовки к уроку и получение дополнительных знаний по окружающему миру, а также пригодятся в моем увлечении авиамоделированием.

Для сбора информации папа предложил начать поиск в городской библиотеке, а также посетить музей1 и получить представление об исследуемом объекте.

Так как тема моего исследования «авиация» в библиотеке для изучения мне предложили книгу: «Изобретения XX века «Самолеты»».

Изучая книгу, я узнал о том, что первый в мире моторный самолет сконструировали братья Райт. Сконструировали двигатель, воздушный винт и корпус самолета - фюзеляж.2 Но самое главное, они освоили систему управления самолетом по трем направлениям движения: тангаж3, рысканье, крен.

Также я прочитал, что при полете на крыло самолета оказывает влияние подъемная сила, сопротивление, сила тяжести, движущая сила. Как же действуют эти силы, я узнаю при изучении раздела физики4- аэродинамика 5 - в старших классах.

Но сейчас меня больше заинтересовало: какие механизмы имеет конструкция самолета и для чего они нужны, а также их влияние на полет.

В книге так же я нашел интересный элемент крыла закрылки6, он используется как при взлете, так и при просадке, а также используются в качестве воздушных тормозов.

При посещении краеведческого музея, на экспонате7 самолета я увидел те самые закрылки, предкрылки8 (

, 2),элероны9, руль высоты, руль направления.

Мой интерес к выбранной теме стал возрастать, я раньше не обращал внимания на эти элементы при посещении музея. После музея мы с папой произвели анализ полученных сведений, теперь я начинал понимать, какими механизмами управляется самолет и как сложно все в нем устроено. Я вспомнил полет на пассажирском самолете, когда я на каникулы летел к бабушке: взлетая самолет поднимал руль высоты и поднимал закрылки совершая тангаж; при повороте вертикального стабилизатора - рыскание, покачивание крыльями с помощью элеронов - крен (предкрылками стабилизируя полет), при посадке опускал руль высоты тангаж, самолет выпускал закрылки замедляя скорость, плавно касаясь земли шасси, остановился.

Но теперь я хотел узнать, как вообще человек изобрел самолет, вернувшись домой, я опять стал изучать библиотечную книгу. Но информации про создание первого самолета в ней было мало. Тогда я за помощью обратился к ресурсам интернет и выяснил, что единственный экспонат первого в мире самолёта братьев Райт находится в Смитсоновском институте в Америке. Папа предложил мне собрать бумажную модель для наглядного изучения, так как возможности посетить тот музей нет.

Собирая бумажную модель самолета Райтов, я обратил внимание на то, что у пилота этого самолета не было кресла и штурвала, устройство механизмов вообще не привычно, управление самолетом становилось для меня загадкой. Тогда я стал искать ответы на свои вопросы.

Проводя библиографический анализ литературы и материалов сети Internet, я выяснил: что первый полет на аппарате тяжелее воздуха совершил немецкий инженер Отто Лилиенталь.

II Основная часть.

2.1 Летательный аппарат Отто Лилиенталя

Карл Вильгельм Отто Лилиенталь — немецкий инженер, один из пионеров авиации, объяснивший причины парения птиц. Создал науку о планеризме. Сам строил планеры и совершил на них более 2 тыс. полётов

Немецкий инженер и первый лётчик-исследователь разработал, построил и испытал одиннадцать летательных аппаратов.

С 1881 г. Лилиенталь начинает летать на планерах10 собственной конструкции, он объединил исследователя, конструктора и летчика-испытателя. На разработанных им экспериментальных установках Лилиенталь провел исследования аэродинамических характеристик крыльев балансирных планеров11; разработал различные конструкции планеров с крылом, напоминающим крыло летучей мыши; провел более 2000 испытательных полетов и в 1889 году издал книгу «Полет птиц как основа искусства летать». (Приложение 3)

Один из подлинных планеров О. Лилиенталя экспонируется в Научно-мемориальном музее Н. Е. Жуковского в Москве. Планер был приобретен Н.Е. Жуковским, когда в 1895 г. он приезжал в Германию и лично наблюдал полеты Отто Лилиенталя. По возвращении в Москву Николай Егорович сделал доклад, а затем опубликовал статью «Летательный аппарат Отто Лилиенталя».[1]

В России первым исследователем планерного полета был симферопольский врач Николай Андреевич Арендт (1833-1893 гг.). В статье «К вопросу о воздухоплавании», опубликованной в 1874 г. в журнале «Знание», Н.А.Арендт указывал: «Если человек не мог до сих пор летать по воздуху при помощи крыльев за неимением достаточной силы, то почему же ему не подражать орлу, умеющему летать без затраты собственной силы?» (т. е. в парящем полете).[3]

Мы видим, что понятие о «летательном снаряде» Н. А. Арендта совпадает с мнением О. Лилиенталя о летательном аппарате. Николай Егорович Жуковский дал высокую оценку О. Лилиенталю, назвав его «летающим человеком».

Заслуги О. Лилиенталя в деле воздухоплавания весьма велики: он начал свои первые исследования в то время, когда самые выдающиеся авторитеты утверждали, что решение задачи невозможно; это нисколько не остановило его; он продолжал с упорством работать по излюбленному им вопросу и, указал новые пути к намеченной цели. В то время, когда техники всего мира останавливались на управляемом аэростате как на единственно возможном приборе для свободного полета, он решается смело высказать, что изобретение аэростатов не только не продвинуло человечество в деле воздухоплавания, но наоборот — затормозило дело, направив капиталы и человеческую мысль на ложный путь. Наблюдая полет птиц, он приходит к заключению, что ключ решения состоит в том, чтобы понять сущность механизма их полета.

В своих исследованиях О. Лилиенталь приходит к выводу, что недостаточно спроектировать какой бы то ни было, даже самый совершенный, прибор, но

что нужно еще уметь с ним обращаться в столь подвижной среде, как воздух.

«Каждый полет происходит вследствие появления силы сопротивления воздуха12, а работа идет на преодоление сопротивления воздуха. Наше знание продвинется вперед, когда мы основательно изучим законы сопротивления воздуха.

Простой практический опыт, конечно, может дать некоторые положительные результаты, но для дальнейшего всестороннего исследования вопроса все же понадобятся теоретические знания»[2]

Научное обоснование причин парения птиц, сделанное Лилиенталем и продолженное Н. Е. Жуковским, во многом определило развитие авиации. В отличие от многих пионеров авиации он не пытался сразу взлететь, а долго бегал по холмам, пытаясь определить центр подъёмной силы. Первый «полёт» совершил просто поджав колени. (Приложение 5)

Впервые разработал биплан, когда, решив увеличить площадь крыла, обладавшего ограниченным запасом прочности, сделал надстройку из ещё одного крыла.

Конструкция летательного аппарата похожа на расправленные крылья птицы, где скелет крыльев сделан из бамбуковых палочек, а оперенье выполнено из белой ткани. Очевидно, создавая свой летательный аппарат Лилиенталь, опирался на изучение полета птиц. Изготавливая модель, я заметил, что все детали конструкции неподвижны, это делало полет неуправляемым и зависимым от потоков ветра. Управлял полетом пилот, перемещая собственное тело тем самым делая устойчивее полет. Необходимым условием полётов Лилиенталь считал «птичье чутьё» (способность предугадывать порывы ветра и др.) которое, по его мнению, приобреталось с опытом полётов. (Приложение 4)

Отто Лилиенталь погиб в Берлине во время полёта 10 августа 1896 года. Его планер перевернуло внезапным порывом ветра.

2.2 Самолет братьев Райт

Братья Райт получили инженерные знания, работая в собственном велосипедном магазине. Именно конструкция велосипеда, как ни странно, привела их к мысли, что неустойчивый аппарат в воздухе может быть контролируемым. Они изобрели неподвижное крыло, снабдив его подвижной частью, так называемыми "элеронами", то есть элементами управления летающих аппаратов, которые используются до сих пор. Также они впервые применили контроль полета по вертикали и горизонтали.[4]

Основываясь на наблюдениях, Уилбур заключил: птицы изменяют угол окончаний своих крыльев, чтобы заставить своё тело повернуть вправо или влево (Приложение 6). Братья решили, что это также будет хорошим способом для летающего аппарата для поворотов — создать «крен» или «наклон» в сторону поворота, точно так же как это делают птицы — и точно так же, как велосипедисты: с таким опытом братья были хорошо знакомы. Кроме того, очень важно, как они рассчитывали, что этот метод позволит восстановить равновесие, если боковой ветер наклонит летательный аппарат в одну сторону (боковой баланс). Они долго ломали голову, как достигнуть того же самого эффекта с искусственными крыльями и в конечном счёте изобрели метод — перекашивание крыла. (Приложение 7)

Таким образом, братья Райт смогли контролировать планёр по трём осям: перекашиванием крыла — крен (продольная ось), носовым рулём высоты — тангаж (поперечная ось) и хвостовым рулём направления — рыскание (вертикальная ось). 23 марта 1903 г. братья Райт подали заявку на свой знаменитый патент для «летающей машины», основанную на полётах их успешного планёра 1902 года. Некоторые историки авиации полагают, что создание системы управления полётом по трём осям на планёре 1902 года было так же, а возможно ещё более существенно, чем установка двигателей на «Флайер» 1903 года. Петер Якаб из смитсоновского института полагает, что усовершенствование планёра 1902 года, по сути, является изобретением самолёта.[9] (Приложение 8)

2.3 Изготовление бумажной модели «Флайер» 1903 года.

Для детального изучения летательного аппарата братьев Райт я приступил к изготовлению бумажной модели13. Многие в будущем известные конструкторы и инженеры начинали своё знакомство с наукой и техникой с кружков моделирования. Среди них — академики А. С. Яковлев, С. П. Королёв и другие. В автомобильной и авиационной инженерии распространена практика, когда сперва создают модели будущей техники и уже затем изготавливают полноразмерный предмет.

В процессе сборки модели самолета я установил отсутствие колёс - использовались рельсы для взлёта. Так же пилот во время полета располагался лежа на крыле. В передней части крыла располагались рычаги. Управление самолета производилось с помощью двух рычагов перемещением вперед- назад изменялось направление полета самолета (чтобы повернуть самолет направо, нужно было опустить рычаг вперед, налево назад). Это требовало особых навыков управления от пилота. (Приложение 9)

Собирая модель из бумаги я получил опыт изготовления деталей (вырезая из бумаги) и изготовление бумажных геометрических тел. Визуальное знакомство с плоскостью и отрезками.

Но вопросов о том как изобретали те или иные приспособления у модели становилось все больше и больше. За ответами на появляющиеся вопросы я обращался к рессурсам сети интернет. Изучая первоисточники (книги, публикации, патенты на изобретения). Так шаг за шагом я изучал самолет Райтов. Бумажная модель самолета как бы подсказывала мне на что обратить внимание, а из книг, фотографий, материалов сети интернет получал разьяснения. (Приложение 11)

2.4 Математический анализ свойств летательного аппарата.

Так же при изучении материалов сети интернет, я обратил внимание на технические характеристики летательного аппарата «Флайер». И с помощью алгоритмов сложения, вычитания, умножения, деления получил данные о свойствах летательного аппарата. [6]

«Флайер-1» имел размах крыла 12 м, весил 283 кг, и был оснащён двигателем мощностью 9 кВт и весом 77 кг.

Лётные характеристики [2]

Максимальная скорость: 48 км/ч

Нагрузка на крыло: 7кг/м2

Технические характеристики[Ian06]

Экипаж: 1 человек

Длина: 6.4 м

Размах крыла: 12.3 м

Высота: 2.7 м

Площадь крыла: 47 м2

Масса пустого: 274 кг

Масса снаряжённого: 338 кг

Силовая установка: 1 × рядный четырёхцилиндровый двигатель

Мощность двигателей: 1 × 12 л.с

С помощью алгоритма умножения и деления я вычеслил:

максимальную летную нагрузку на крыло:

Нагрузка на 1 м2 крыла = 7кг , площадь крыла самолета равняется 47 м2.

Чему будет равняться максимальная летная нагрузка?

х 47

7

329 (кг.)

Максимальная летная нагрузка =329 кг. (Вес летательного аппарата не должен превышать 329 кг, ухудшаются летные характеристики самолета.)

Полезную нагрузку:

Максимальная летная нагрузка = 329 кг , масса пустого самолета = 274 кг .

Чему будет равняться Полезная нагрузка14?

-329

274

55 (кг.)

Полезная нагрузка = 55 кг. (Вес летчика не должен превышать 55 кг.)

Перегрузка летательного аппарата.

Масса снаряжённого = 338 кг, максимальная летная нагрузка =329 кг.

Определить перегрузку.

-338

329

9 (кг.)

Перегрузка летательного аппарата = 9 кг.

Возможно из- за перегрузки в 9 кг., первые полеты самолетов братьев Райт были не продолжительными, эти недостатки удалось устранить в самолете «Модель В».

2.5 Современные воздушные лайнеры и самолёты прошлого

В своей повседневной жизни человек активно использует летательные аппараты. (Приложение 10)

Летательные аппараты, используются во время военных действий, а также и в мирное время. Пассажирские самолёты выполняют перевозки пассажиров и багажа. Грузовые самолёты – предназначены для перевоза тяжелой техники, а также для перевоза крупнотоннажных грузов. Спортивные самолёты – это учебно-тренировочные самолёты. В сельском хозяйстве их применяют для обработки посевов, а в лесном хозяйстве – для обнаружения лесных пожаров.

Перевозки специалистов к месту работы в условиях отсутствия дорог, доставки срочных грузов, обеспечения связи и аварийно-спасательных работ.

Все летательные аппараты прочно вошли в жизнь людей. Если бы их не было, то люди не смогли бы так быстро перелетать через моря и океаны, не смогли бы перевозить многотонные грузы. Самолёты незаменимы без них очень трудно обойтись. Например, при помощи самолётов тушатся лесные пожары. Если на другом конце земного шара вдруг произойдёт какое-нибудь стихийное бедствие, например, землетрясение или наводнение, то спасатели со всего мира могут в считанные часы прилететь к месту происшествия и спасти много человеческих жизней. Если бы их не было, то и жизнь людей была бы намного труднее в том плане, что пришлось бы слишком долго добираться из одного места в другое, слишком долго и дорого доставлять грузы из одной страны в другую, невозможность попасть в труднодоступные районы, например, расположенные в глухой тайге. Но так как в нашей жизни присутствует авиация, то всё это стало доступным. (Приложение 11)

Чем современные лайнеры отличаются от самолётов прошлого?

Современные самолёты отличаются мощными двигателями и развитой электроникой, увеличением комфортности и безопасности, увеличилась скорость и дальность полётов.[11]

III ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключении, мне хотелось бы добавить: что каждый самолет хорош по–своему, неважно для каких целей и задач он предназначен. Изучая эту тему, я обратил внимание на то, что желание человека подняться в небо было таким огромным, что воплотив в жизнь это на элементарном летательном аппарате, он не остановился и пошел дальше. Благодаря этому на сегодняшний день мы имеем такое большое разнообразие воздушных судов, без которых мы уже не можем обойтись.

1. На протяжении столетий авиаторы методом проб и ошибок пытались сделать аппарат, который бы поднял их в небо. Им удалось добиться стабильных планирующих полетов, было открыто три оси вращения самолёта, что позволило пилотам эффективно управлять самолётом и поддерживать его равновесие во время полёта. Этот метод стал основным, и таковым остаётся до настоящего времени для всех типов самолётов.

2. Все летательные аппараты прочно вошли в жизнь людей. Авиация стала неотъемлемой частью в жизни человека.

3. Современные воздушные лайнеры стали более безопасными и комфортабельными.

Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большое значение: мои одноклассники станут лучше понимать историю возникновения первых самолетов, помогут понять, что самолет был изобретен не за один день – это долгий мучительный процесс и не всегда безопасный, помогут узнать, что сегодняшний день не возможен без авиации.

Моя гипотеза о том, что освоение воздушного пространства изменило дальнейшее развитие человечества, подтвердилась. Мои исследования об изучение истории созданиялетательного аппарата Отто Лилиенталя и самолёта братьев Райти дальнейшее их применение в современной жизни помогли мне понять всю значимость умения человеком поднимать в воздух такие огромные машины.

В самом начале своей работы я задавался вопросом: «Как изменилась жизнь человека с развитием авиации?» Я нашел на него ответ: Авиация стала неотъемлемой частью в жизни человека!

IV Список используемой литературы

[1]

Жуковский Н. Е., ««Об исследованиях Лилиенталя о летании». Работа «Летательный аппарат О. Лилиенталя»,» Фотографическое обозрение, 26 октябрь 1895.

[2]

В. К. Е, Очерки по истории летного дела, Киев: Оборонгиз, 1940, p. 458.

[3]

Д. Л. Д., "История воздухоплавания и авиации в России (период до 1914 г.)", Москва: Машиностроение, 1981.

[4]

Зенкевич М. А. Братья Райт (Серия: Жизнь замечательных людей). — М.: Журнально-газетное объединение, 1933. — С. 200. (электронная версия)

[5]

Попов В. А., «Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г,» Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г, p. 952, 1956. Райт Р. У.О., «"Летающая машина"». США Патент 821,393, 1906.

[6]

Соболев Д. А. История самолётов. Начальный период.. — М.: РОССПЭН, 1995. — 343 с.

[7]

Тарнавский В., Волковский Д. «Детская энциклопедия авиации»,СПб., Полигон, 2006 г

[8] Дюлоне Н.Б.,"Устройство дешевого и легкого планера и способы летания на нем", Киев: "Петр Барский", 1910.

[9] Райт О.и Р. У., «"Летающая машина"». США Патент 821,393, 1906.

[10] Уилсон М. Американские учёные и изобретатели / Пер. с англ. В. Рамзеса; под ред. Н. Тренёвой. — М.: Знание, 1975. — С. 99-110. — 136 с. — 100 000 экз.

[11] Хансен О.С, Изобретения XX века "Самолеты", Москва: Махаон, 1999.

Приложение

Приложение Расположение предкрылков на крыле самолета Су - 27

Приложение 2 Горизонтальные стабилизаторы, вертикальные стабилизаторы.

Приложение 3 Схема планера Отто Лилиенталя

Приложение 4 «Модель летательного аппарата Отто Лилиенталя»

Приложение 5 «Отто Лилиенталь готовится к полёту»

Приложение 6 Схема физических явлений (сил) возникающих при полете и

действующих на крыло.

Приложение 7 «Большое усовершенствование

Слева — планёр 1901 года, управляемый Уилбуром (слева) и Орвиллом. Справа — планёр 1902 года, управляемый Уилбуром (справа) и Дэном Тэйтом, помощником.

Усовершенствования видны при сравнении. Планёр 1901 года летит с крутым углом атаки из-за слабой подъёмной силы и высокого лобового сопротивления. Планёр же 1902 года летит под плоским углом и держится на тросах практически горизонтально, что демонстрирует гораздо лучшее аэродинамическое качество летательного аппарата».

Приложение 8 «Уилбур Райт делает поворот подвижным рулём 24 октября 1902г.»

Приложение 9 «Первый полёт Флайера-1 17 декабря 1903 года, пилотирует Орвилл, Уилбур — на земле. Фотография Джона Т. Дэниелса со спасательной станции Килл Дэвил Хиллс, использован фотоаппарат Орвилла на треножнике»

Приложение 10 Современные виды самолетов.

Приложение 11 Собранная модель «Самолета Райтов».

Собранная модель «Ту-134М»

1 Музе́й (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

2 Фюзеля́ж (фр. fuselage, от fuseau — веретено) — корпус летательного аппарата. Связывает между собой крылья, оперение и (иногда) шасси. Фюзеляж самолёта предназначен для размещения экипажа, оборудования и целевой нагрузки.

3 Танга́ж (фр. tangage — килевая качка) — угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной (горизонтальной) поперечной оси инерции. Угол тангажа — угол между продольной осью летательного аппарата или судна и горизонтальной плоскостью. В авиации различают:положительный тангаж, с увеличением угла (подъём носа) — кабрирование, штурвал на себя;

отрицательный, с уменьшением угла (опускание носа) — пикирование, штурвал от себя.

4 Фи́зика (от др.-греч. φύσις — природа) — область естествознания: наука о простейших и, вместе с тем, наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении. Законы физики лежат в основе всего естествознания

5 Аэродинамика- Раздел гидроаэромеханики, в котором изучаются законы движения воздуха и силы, возникающие на поверхности тел, относительно которых происходит его движение. В аэродинамике рассматривают движение с дозвуковыми скоростями, т. е. в нормальных условиях до 340 м/с (1200 км/ч).

6 Закры́лок — профилированная отклоняемая поверхность, симметрично расположенная на задней кромке крыла, элемент механизации крыла. Закрылки в убранном состоянии являются продолжением поверхности крыла, тогда как в выпущенном состоянии могут отходить от него с образованием щелей. Используются для улучшения несущей способности крыла во время взлёта, набора высоты, снижения и посадки, а также при полёте на малых скоростях. Существует большое число типов конструкции закрылков.

7 Экспонат (от лат. exponatus — выставленный напоказ) — предмет, выставляемый для всеобщего обозрения в музее или на выставке.

8Предкрылки — отклоняемые поверхности, установленные на передней кромке крыла.

9 Элероны (рули крена) — аэродинамические органы управления.

10Планёр или пла́нер (фр. planeur, от лат. planum — плоскость) — безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха

11 Балансирный планер - Слово «балансирный» означает, что планерист во время полета сохраняет равновесие, балансируя своим телом

12 Сопротивление воздуха - сила, препятствующая движению тел в жидкостях и газах

13Бумажное моделирование — создание и изготовление бумажных образов (моделей) геометрических тел, рукотворных и нерукотворных предметов, живых (или воображаемых, сказочных) существ из бумаги и/или картона. .

14 В качестве «полезной нагрузки» могут выступать люди, грузы, вооружение, оборудование для проведения исследований и т. п. (например, оборудование для аэрофотосъёмки, или оборудование для измерения параметров полёта при тестировании новых транспортных средств)

Просмотров работы: 851