"ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЗЕМЛЯ РУССКАЯ?" ЗАГАДКИ ИСТОРИИ

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЗЕМЛЯ РУССКАЯ?" ЗАГАДКИ ИСТОРИИ

Подольская А.А. 1
1МБОУ МЛГ №33,
Сизова Н.С. 1
1МБОУ МЛГ № 33
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В истории нашего государства существует много загадок, например:

Тайна смерти Александра Первого

Трагедия в Угличе и смерть царевича Дмитрия

Победа Красной Армии в битве за Москву

Нашествие Тамерлана на Русь и резкое отступление

Смерть Бориса и Глеба и тайна Ярослава Мудрого

Убийство С.М. Кирова

Одной из таких загадок является вопрос об образовании Древнерусского государства. «Откуда есть пошла русская земля?», кем был Рюрик — основатель государства Российского?

В наши дни особенно актуален этот вопрос. Многие поколения, воспитанные на исторических миражах, не знают не только истории своей страны, но и собственного происхождения, своих корней. Мы продолжаем слепо верить в исторические мифы, искажающие и уничтожающие историю нашей Родины. Народ перестает верить в свои силы и становится слабым. Когда обрубают корни, увядает все дерево.

ЦЕЛЬ: выяснить происхождение Рюрика и «откуда есть пошла земля русская».

ЗАДАЧИ: изучить литературу, исторические источники, мнения историков; найти доказательства для опровержения или подтверждения норманнской и антинорманнской теорий.

ГИПОТЕЗА: Рюрик не мог быть скандинавом и пришел княжить из исконно русских земель.

1. «ДА ПРИДИТЕ КНЯЖИТЬ И ВОЛОДЕТЬ НАМИ» - КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

О призвании на княжение Рюрика было хорошо известно в Древней Руси. К сожалению, сегодня единственным источником сведений является Повесть Временных лет, в которой говорится, что словене, чудь, киривичи и весь пришли к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; да придите княжить и володеть нами». Именно эта фраза породила многолетние споры между сторонниками норманнской и антинорманнской теорий. Давайте рассмотрим каждую из них.

1. 1. Норманнская теория и ее сторонники.

Норманнская теория — комплекс научных представлений о том, что скандинавы, будучи варягами, были призваны «править и володеть» славянами, принесли свою культуру и заложили основы государсвенности.

Эта теория добилась широкого распространения в 18 веке, во времена так называемой "бироновщины". В тот период исторического развития большинство должностей при дворе занимали немецкие дворяне. Важно отметить тот факт, что Академия Наук также имела в своем составе значительную часть немецких ученых (Г. Байер, Г.Ф. Миллер).

Однако, принято считать, что основоположником норманнской теории является разведчик и дипломат Петр Петрей де Эрлезунд. В 1620 году он написал «Историю Великого княжества Московского», в которой заявил, что «варяги вышли из Швеции и имели главного вождя, который, может быть, родился в области Вартфорта, в Вестландии, или в области Веренде в Смаланде, вероятно, назывался вернер и оттого варяг, а его дружина — варяги, море же, по которому плавал — Варяжское». Спустя столетие

Готлиб Байер — немецкий историк, исследователь русских древностей и один из первых академиков Петербургской академии наук снова поднял «варяжский ворос» в своем сочинении “De varagis” (1735), переведенном на

русский в 1767г. Он писал, что варяги — предки шведов, завоевавшие славян (без приглашения Рюрика) и создавшие свое Русское государство. Вскоре еще один немецкий ученый Герхард Фридрих Миллер опубликовал свой доклад «Происхождение народа и имени российского», прочитанный на собрании Академии наук 5 сентября 1749 года, в день именин императрицы Елизаветы.

Также известным предствителем течения норманнистов был российский историк Н.М. Карамзин, который в «Истории государства Российского» писал: «Варяги, овладевшие странами Чуди и Славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость».

Итак, до шестидесятых годов ХIХ века господствовала именно норманнская теория происхождения российского государства.

1.2. Доказательства сторонников норманнской теории, контраргументы антинорманнистов:

1. У славянского народа не было имени Рюрик, зато всем известно шведское имя — Эрик.

Опровержение: Рарок, Рерик, Рюрик — славянские имена, которые давали старшим сыновьям (в переводе «сокол» — символ бесстрашия и царственности, изображение сокола есть на гербе Старой Ладоги) см. приложение 2 рис.1.

2. Большинство славянских слов произошло от немецких. Например, Святослав — Свенельд.

Опровержение: Святослав — «славь свет», Свенельд с древнескандинавского sveinn - "юноша, мальчик", eld - «старший по возрасту, старый».

3. Скандинавы ходили путем «из варяг в греки» на своих кораблях торговать с арабскими странами и Византией.

Опровержение:

скандинавские корабли были тяжелыми, оснащенными большими килями, являлись сугубо морскими, поэтому не могли проходить по мелководным русским рекам (приложение 2 рис.2) славянские корабли были легкими, могли проходить по реке и плыть по мелководным побережьям (приложение 2 рис.3).

4. Дикость, неграмотность славянских племен, отсутствие письменности и городов (Август Людвиг Шлёцер).

Опровержение: в Древнем Средневековье Русь восточных славян называли Гардарикой - «страной городов». В те времена на Руси существовало более 40 городов от Смоленска до Изборска, а в Скандинавии — ни одного. Уровень развития культуры славян был намного выше, чем у скандинавских народов. Адам Бременский «Деяниях священников Гамбургской церкви» (ок.1066г): «…Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славянии ни своей внешностью, ни языком… Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Ольденбург (Старград). Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом (Ратибор)».

Еще одно опровержение этой теории есть в самой Повести Временных лет: «сице бо ся зваху тьи Варязи Русь, яко се друзiя зовутся Свое, друзiя же Урмане, Анъгляне», т.е. «ибо те сами себя называли Варяги, как те другие Свеи (шведы), а те Урмане (норманны)» (приложение 2 рис.4). Следовательно варяги — не норманны и не шведы, как их принято называть.

Писатель С.Т. Алексеев также отмечает, как именно призвали Рюрика: «Не господствуйте над нами, не царствуйте, а володейте». Что такое володеть? В ладе деять. То есть владение — это создание лада между племенными вождями и князьями».

Таким образом, норманнская теория может быть подвергнута сомнению, так как существуют веские основания для ее опровержения.

2. АНТИНОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ

2.1. Антинорманнизм и его сторонники.

Противоположной норманнской является антинорманнская или автохонная теория. Она основана на том, что термин «Русь» появился в доваряжский период. Пожалуй, самый известный ее сторонник — М.В. Ломоносов. Он не раз спорил и даже дрался со сторонниками норманнской теории (в том числе и с Г.Ф. Миллером), был твердо уверен в том, что государство восточных славян существовало задолго до призвания варягов, а «термин «Русь» появился в доваряжский период».

Первым антинорманнистом считается Сигизмунд Геберштейн, австрийский дипломат, который в своей книге «Записки о Московитских делах» (1549г.) высказал предположение, что русские призвали своих князей из Вагрии — самой западной земли полабских славян. «...море, которое называется Балтийским, получило, по мнению некоторых, название от этой Вагрии... и доселе еще удерживает свое название, именуясь Варецкое море, т.е. Варяжское море. Сверх того вандалы «...» употребляли,наконец, русский язык и имели русские обычаи и религию. На основании этого мне представляется, что русские вызвали своих князей скорее от варийцев, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимися с ними верою, обычаями и языком».

Ещё одним убеждённым антинорманнистом был В.Н. Дёмин (1942-2006).В своей статье «Варяги последние пассионарии Севера» он говорит, о том, что из «Повести временных лет» вовсе не следует, что варяги были скандинавами, что в «Повести временных лет» сообщается лишь о том, что варяги прозывались Русью, в смысле языковой и этнической принадлежности, но ничего не говорится об их скандинавских корнях, обращает внимание на слова летописца «ти суть людье ноугородцы род свой ведут от рода варяжска, прежде бо беша слвене» Из этих слов учёный заключает, что род варяжский был славянским и варяги вместе с новгородцами говорили на славянском языке.

Также сторонниками антинорманнского течения были Е.А. Рыдзевская (1890-1941), Б.Д. Греков (1882-1953), С.В. Юшков (1888-1952), В.В. Мавродин (1908-1987).

Доктор исторических наук, академик Андрей Николаевич Сахаров также придерживается антинорманнского течения: «Мне совершенно непонятно, как могли старейшины славянские, новгородские, кривичей, балтов, угро-финнов призвать людей совершенно иной культуры и иного языка...».

2.2. Доказательства антинорманнской теории:

1. Отсутствие каких-либо летописных упоминаний о толмачах-переводчиках между Рюриком и славянскими народами; схожие язык, культура и верования.

2. Археологические на раскопки на территории Германии: Рерик — столица полабских славян, город-крепость.

3. Упоминание о варягах-русах и мест их обитания (острова Вемер, Руян) в немецких хрониках (приложение 2 рис.5).

4. Славянская топонимика названий немецких городов (Любек — Любица,

Шверин — Зверин, Гёрлиц — Горлица, Ратцебург — Ратибор).

5. Русь - «Гардарика» — страна городов (Смоленск, Изборск и др.)

6. Легенды и сказания славян и немцев (легенды о трех сыновьях Рюрике, Труворе и Сиваре, о захвате неприступного города Рерика, о славном городе Арконе, «вещий сон Гостомысла»).

3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЮРИКА И «ВАРЯЖСКИЙ ВОПРОС»

3.1. Земли племени вагров — родина Рюрика.

Давайте все-таки разъясним для начала, кто же такие вагры, о которых упоминает Сигизмунд Губерштейн в «Записках о Московитских делах». Ва́гры — западнославянское племя, жившее в Средние века на полуострове Вагрия. Вагры были северо-западным племенем союза бодричей-ободритов. Главным укреплением вагров был Стариград, в котором находилась резиденция их князя и святилище.

Мог ли князь Рюрик со своей дружиной прийти именно оттуда? Оказывается, мог. Внимательно изучив сказания и мифы славянских племен, летописи средневековых авторов, результаты археологических раскопок на территории России и Германии, я пришла к выводу, что Рюрик пришел из города Рерик.

В этом городе сохранились археологические памятники славян, валы замков, являющихся свидетелями того периода, когда этими землями владели славяне. В 1973 г. здесь начались обширные исследования на месте Ободритского поселения. В ходе раскопок, продолжавшихся вплоть до начала 80-ых гг, было собрано множество артефактов относящихся к культуре Бодричей-Ободритов, и обнаружен славянский языческий храм. Незадолго до 1987 г. на месте раскопанного замка Гросс-Раден, было начато строительство музея древнеславянской архитектуры, где детально, согласно материалам раскопок, воссозданы крепостные укрепления замка, языческий храм, и жилой посад. Когда-то этот город был столицей ободритов — полабских славян. Рерик был настоящим городом-крепостью, а в гавани стояла флотия русов-варягов. Грозные варяжские ладьи заходили в гавань через пролив между мысом и островом.

3.2. Легенда о взятии неприступного города Рерика.

Существует легенда о том, что даны не могли захватить тот город-крепость и вызвали на переговоры князя Годслава. Князь согласился на переговоры, уверенный в поддержке и защите лютичей, не зная, что те накануне перешли на строну дан. Годслав был схвачен данами и казнен на виду

жителей города, тогда город был взят. Даны сожгли этот замечательный и некогда неприступный город-крепость. Позже город был восстановлен и переименован в город Стариград. Когда здесь окончательно поселились немцы, они называли город Ольденбургом. В 30-е годы XX века здесь стали проводить раскопки, выяснилось, что на месте старого города располагался Рерик, и городу вернули

его первое название. Следует отметить, что Екатерина II также интересовалась происхождением первого правителя Древней Руси и написала пьесу под названием «Историческое представление из жизни Рюрика», где назвала его выходцем из Стареграда-Рерика, как сына славянского князя.

Тем не менее, действительно ли это только легенда, или здесь есть доля правды?

Так или иначе, о князе по имени Годслав также говорится и в немецких хрониках и русских летописях. В Иокамовской летописи, например, написано, что у князя Годслава осталось три сына от жены-славянки с Ладоги Умилы — дочери князя Гостомысла. Звали сыновей Трувор, Синеус и Рюрик.

3.3. Легенда о трех братьях Рюрике, Труваре и Сиваре.

Еще одно доказательство того, что родина Рюрика — город Рерик, я нашла у французского путешественника Мармье. Посетив Северную Германию в первой половине XIX века, он узнал от местных жителей легенду о трех сыновьях князя, которые отправились на восток. Мармье привел даже имена сыновей — Рюрик, Трувор и Сивар. Эту легенду он записал в своих «Записках о Севере».

«В VIII в. н.э. племя ободритов управлялось королём по имени Годлав, отцом трёх молодых людей в равной степени сильных, мужественных и жаждущих славы. Первого звали Рюрик (миролюбивый), второго Сивар (победоносный), третьего – Трувар (верный). Три брата, не имея никакой возможности проявить свою храбрость в мирном королевстве своего отца, решили отправиться искать битв и приключений в другом месте. Они отправились на восток и прославились в разных странах, в которых они побывали».

Как мы видим, даже в легенде есть доля правды. Стоит отметить, что согласно легенде Рюрик был единственным из братьев, кто видел казнь отца. Когда город был захвачен, юным княжеским сыновьям было опасно оставаться на острове, тогда их дядя потайным проходом вывел их вместе с матерью на берег моря, где их уже ожидали варяжские корабли. И отправились три сына и мать их на ладьях к островам Варяжского моря, принадлежащим варягам-русам.

3.4. Кто такие варяги?

Варяги — не народ, а название профессии. Во многих исторческих источниках написано, что варяги были искусными воинами, мореплавателями, наемниками, выходцами из многочисленных славянских народов. Русами же тогда называли купцов с севера за их русые волосы и светлые голубые глаза. Варяги были защитниками городов и земель своих, обитали в основном на островах Балтийского моря (тогда Варяжского). Балтийское море же называлось Варяжским не потому, что варяги были скандинавами или викингами, а потому, варяги-русы тщательно контролировали это море. Гемольд фон Бозау, «Славянская хроника», середина 12 в.: «…Есть и острова в Балтийском море, населенные славянами. Один из них называется Вемере. Он расположен напротив Вагрии, так что с него можно видеть Альденбург.»

Таким образам, варяги-русы — группа в составе населения Древний Руси, носящая профессиональный характер.

3.5. Сказка быль да в ней намек.

Один из островов, на котором обитали русы, был остров Руян (Буян):«Второй остров, больший, лежит против земли вильцев, его населяют раны, называемые также руянами – самое сильное среди славян племя, единственное, которое имеет короля. Без их решения не может быть совершено ни одно общественное дело. Их боятся так по причине особого расположения к ним богов или, скорее, идолов, которых они окружают гораздо большим почётом, чем другие славяне…» (Гемольд фон Бозау, «Славянская хроника», середина 12 в.)

Остров Руян (Буян) - тот самый остров, о котором рассказывает А.С. Пушкин в своей «Сказке о царе Салтане»:

На знакомом островуЧудо видят наяву:Город новый златоглавый,Пристань с крепкою заставой.

Следует отметить, что слово «буян» имеет устаревшее значение, «пристань, место для выгрузкитоваров с судов».

О существовании острова писал немецкий географ и историк Герард Меркатор в своей книге «Космография»: "На острове том живали люди-идолопоклонники - раны или рутены (руги, руяне), именуемые люты, жестоки в бою, таковы вельможны, сильны, храбрые воины бывали, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли, и всем окрестным госyдаpствам грозны и противны были. Язык у них был словенский да вандальский. Грамотного учения не искали, но и заповедь между собой учинили, чтобы и грамоте, а не только воинским делам прилежные охотники были".

Остров Руян в те времена был главным священным островом славян, религиозным центром. Там находился храм, посвящённый солнечному божеству варяжских русов и славян — Свентовиту (покровитель света, солнца). Для славян солнце — олицетворение жизни, а его бог—создатель мира. Храм был самым высоким строением на острове, перед ним находилась большая площадь. На площади этой собиралось вече. Руян был главным варяжским островом, здесь находился славный город Аркона — неприступный город-столица, охраняемый варягами.

Все, кто приезжал сюда, оставляли щедрые дары, чтобы умилостивить богов.

Давайте вспомним строки из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина:

Новый город со дворцом,С златоглавыми церквами,С теремами и садами.

Создается ощущение, что А.С. Пушкин как будто действительно описывал чудо-град Аркону.

Вернемся к легенде о трех братьях. Рюрик, Сивар и Трувар вместе с матерью отправились на этот остров. Тогда это было самое безопасное место для юных сыновей славянского князя Годслава. На острове Рюрик, Сивар и Трувар воспитывались по всем правилам и законам варягов-русов: обучались военному мастерству и самому главному — любить и защищать свою родину, быть ее защитниками и настоящими соколами.

3.6. Разлад на востоке, «вещий сон» Гостомысла и призвание варягов.

Тем временем между славянскими племенами на востоке произошел разлад: «И не бѣ в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобицѣ в них, и воевати сами на ся почаша». До призвания варягов они тяготились какой-либо власти, были свободолюбивым народом и, как писал М.В. Ломоносов, «без монархии почитали себя вольными». Старейшиной восточных славян в то время был князь Гостомысел, он вел народное вече. Он понимал, что наследников нет, а без правителя будет некому защищать богатую русскую землю. Дошли до него слухи, что старший внук Рюрик средней дочери стал отважным и искусным воином. Тогда решил он послать за сыновьями дочери Умилы. Но внукам от средней дочери по закону власть передать нельзя было, тогда Гостомысел на вече сказал, что ему приснился вещий сон, (вещий сон был для славян важнее закона), будто бы из чрева его средней дочери рождается державное дерево, которое листьями покрывает большую часть земной суши («Единою спящу ему о полудни, виде сон яко из чрева средния дщере его Умилы произрасте дерево велико, плодовито, и покры весь град великий» - Иоакимовская летопись). На вече большинство в сон поверили и послали к варягам гонцов со просьбой «княжить и володеть ими».

Рюрик и братья его согласились и вместе с матерью, дружиной пришли на Русь княжить. Так Рюрик обосновался в Старой Ладоге, Сивар — на Белоозере, а Трувар — в Изборске. Так было положено начало великой династии Рюриковичей, а державное дерево, как предсказал Гостомысел, действительно «покрыло большую часть земной суши».

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основе исследованной темы я пришла к следующим выводам:

Исторические ошибки и заблуждения порождают в народном сознании комплекс национальной неполноценности, а это ослабляет наш дух и делает нас уязвимыми.

В мировом сообществе может быть выработана позиция следующего характера: «уж если они и тогда были не способны сами управляться, то и сейчас россияне не способны к самостоятельности. Им надо довериться «просвещенному» и цивилизованному западу».

А нам есть чем и кем гордиться, кому подражать, кому стараться быть достойным потомком.

В процессе работы над темой мною был проведён опрос в 7, 9, 10 классах. Цель опроса – выяснить, знакомы ли учащиеся с иными подходами в изучении процесса образования Древнерусского государства. В ходе опроса было установлено, что и с норманнской теорией не все знакомы (приложение1, рис.а), а с антинорманнской теорией знакомы лишь единицы (приложение 1, рис.б). Значение слова варяги многие истолковали как название скандинавского племени (приложение 1, рис.в), а Рюрика большая часть опрошенных знает, как основоположника царской династии и выходца из варяжского племени (приложение 1, рис.г). Город Рерик же почти никому не знаком (приложение 1, рис.д).

Таким образом, на основе исследования и опроса мною были сформулированы практические рекомендации:

Учебники истории должны знакомить учащихся с разнообразными подходами к изучению проблемных вопросов.

Необходимо больше внимания уделять изучению проблемных вопросов, например, через проектную деятельность, что позволит нам лучше изучить тему и сформировать собственную позицию по данному вопросу.

Учителям и ученикам стараться отходить от стереотипного мышления.

Учесть данные рекомендации при разработке КИМов для ЕГЭ и ОГЭ, иначе, с нестандартным подходом экзамен будет сдать сложно.

5. ЛИТЕРАТУРА. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. М.В. Ломоносов «Древняя российская история. Краткое описание разных путешествий по северным морям». - Спб.: Издат. группа «Лениздат», «Команда», 2014.-256с.

2. Полное собрание русских летописей («Повесть временных лет», «Иоакимовская летопись») Спб.: Типогр.И.Н. Скороходова, 1897-1906; М.-Л.: Наука, 1965-1994.

3. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.- 367с.

4. К.Ю. Резников «Русская история: мифы и факты. От рождения славян до покорения Сибири». - М.: Вече, 2016. 464 с. : ил. - (Всемирная история).

5.https://blackpost.livejournal.com/59169HYPERLINK "https://blackpost.livejournal.com/591695.html"5.html (Герард Меркатор «Космография»)

6.http://www.bibliotekar.ru/rus/26.htm(Сигизмунд Губерштейн «Записки о Московитских делах»).

7. http://history-fiction.ru/books/all/book_2983 (Мармье «Записки о Севере»)

8. http://istclub.ru/topic/ (Адам Бременский «Деяния священников Гамбургской церкви»)

9. Толковый словарь Д.Н.Ушакова. Издат.: ИДДК, выпуск: Дискавери. 2004.

10.http://parnasse.ru/prose/essaHYPERLINK "http://parnasse.ru/prose/essay/history/normanizm-i-antinormanizm-v-otechesvenoi-i-zarubezhnoi-istoriografi-xviii-nachala-xxi-ve"y/history/normanizm-i-antinormanizm-v-otechesvenoi-i-zarubezhnoi-istoriografi-xviii-nachala-xxi-veka.html

11. httpsHYPERLINK "https://coollib.com/b/367596/read"://HYPERLINK "https://coollib.com/b/367596/read"coollibHYPERLINK "https://coollib.com/b/367596/read".HYPERLINK "https://coollib.com/b/367596/read"comHYPERLINK "https://coollib.com/b/367596/read"/HYPERLINK "https://coollib.com/b/367596/read"bHYPERLINK "https://coollib.com/b/367596/read"/367596/HYPERLINK "https://coollib.com/b/367596/read"read

12. HYPERLINK "http://ptiburdukov.ru/Справочник/Биографии/Норманизм"http://ptiburdukov.rhttp://ptiburdukov.ru/Справочник/Биографии/НорманизмHYPERLINK "http://ptiburdukov.ru/Справочник/Биографии/Норманизм""HYPERLINK "http://ptiburdukov.ru/Справочник/Биографии/Норманизм"u

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Данные социологического опроса.

Рис.а. Что такое «Норманнская теория»?

Рис.б. Какие ещё теории Вам известны?

Рис.в. Кто такие варяги?

Рис.г. Кто такой Рюрик?

Рис.д. Что такое Рерик? 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рисунки и фото.

Рис.1. Герб Ладоги

Рис.2. Скандинавские корабли

Рис.3. Ладьи

Рис.4. Повесть временных лет. Рис. 5. Остров Руян 17

Просмотров работы: 291