Политика белорусизации на территории Бобруйского округа БССР в 1920-ые гг. (языковой аспект)

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Политика белорусизации на территории Бобруйского округа БССР в 1920-ые гг. (языковой аспект)

Жовняк  И.А. 1
1Государственное учреждение образования "Гимназия №1 г. Бобруйска"
Карпец И.П. 1
1Государственное учреждение образования "Гимназия №1 г. Бобруйска"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Политика белорусизации представляет собой один из интереснейших процессов в истории Беларуси ХХ века. Речь идет о важнейших мероприятиях, проходивших в белорусском обществе в 1920-1930-е гг. и связанных с внедрением белорусского языка в общественную, политическую и культурную жизнь, повышением его статуса. Актуальность данной темы определяется тем, что в современных условиях, когда белорусский язык слабо используется в повседневной жизни белорусского общества, интересным представляется вопрос, существовала ли эта проблема раньше и какие пути для её решения применялись?

Территориальные границы исследования включают территорию Бобруйского округа БССР. Новизна данной работы определяется тем, что исследованы с привлечением новых архивных материалов и других источников мероприятия по реализации национальной политики советской власти в округе (белорусизация), а также отношение населения Бобруйского округа к политике белорусизации.

Объектом исследования является политика белорусизации на территории Бобруйского округа.

Предмет исследования – мероприятия, связанные с внедрением белорусского языка в повседневную жизнь, а также отношение населения округа к этой политике.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1924 по 1929 гг.

Цель данной работы: определение особенностей политики белорусизации на территории Бобруйщины.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1) сформировать и проанализировать базу источников по проблеме проведения белорусизации на территории Бобруйского округа;

2) определить основные направления и характер деятельности Окружной национальной комиссии по реализации национальной политики;

3) выявить отношение различных групп населения округа к данной политике.

Основу данного исследования составляют неопубликованные документы, выявленные в фондах Государственного архива общественных объединений Могилевской области г. Могилева (Фонд 6575. Бобруйский окружной комитет Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии).Наряду с материалами архива в исследовании были использованы сведения, содержащиеся в опубликованных сборниках документов, раскрывающих данное направление советской национальной политики на территории Бобруйского округа. При написании данного исследования использовались следующие методы: поисковая работа источников в архиве, историко-описательный, историко-сравнительный.

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ БОБРУЙСКОГО ОКРУГА. СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БОБРУЙСКОЙ ОКРУЖНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМИССИИ

Важным условием проведения политики белорусизации являлось создание белорусского государства. 25 марта 1918 года в условиях немецкой оккупации была создана Белорусская Народная Республика (БНР). Это государственное образование не обладало реальной политической властью, однако в сфере образования и культуры сумело достичь определённых успехов. После неудачной попытки создания БНР, лидерство в вопросе создания белорусского государства взяли большевики [1]. В своём докладе на Х съезде РКП(б) «Очередные задачи партии в национальном вопросе» Сталин, нарком по делам национальностей, интересным образом сравнил ситуацию, которая возникла в БССР, в области национального вопроса : «Здесь я имею записку о том, что, мы, коммунисты, будто бы насаждаем белорусскую национальность искусственно. Это неверно, потому что существует белорусская национальность, у которой имеется свой язык, отличный от русского, ввиду чего поднять культуру белорусского народа можно лишь на родном его языке... Лет сорок назад Рига представляла собой немецкий город, но так как города растут за счёт деревень, то теперь Рига – чисто латышский город. Лет пятьдесят тому назад все города Венгрии имели немецкий характер, теперь они мадьяризированы. То же самое будет с Белоруссией, в городах которой ещё преобладают не белорусы» [20]. Этот съезд определил национальную политику в республике. Практическое осуществление белорусизации началось в БССР после 15 июля 1924 г., когда 2-я сессии ЦИК республики приняла законопроект «О практических мероприятиях по проведению национальной политики в Белоруссии». Проведением национальной политики в республике руководила Нацкомиссия при ЦИК БССР, которую возглавлял А. Хацкевич. Летом 1925 г. было принято постановление Президиума ЦИК об организации окружных нацкомиссий в составе 5 человек при Окрисполкомах (далее ОИК).

В 1927 г. Нацкомиссия при ЦИК БССР издала работу «Практическое разрешение национального вопроса в БССР», в которой подводился промежуточный итог проведения национальной политики в республике. Там указывались основные проблемы, которые предстояло решить в ходе политики белорусизации: «Первое,что определяет сущность национального вопроса в БССР – это хозяйственная отсталость и дезорганизация, которая созданы всей дореволюционной историей, периодом, когда через край несколько раз проходила полоса фронта империалистической и гражданской войны и которые в значительной мере усилены природными условиями БССР. Второе, культурная отсталость, которая, с одной стороны, сопутствует низкому уровню благосостояния и уровню быта населения, с другой, обусловлена всей политикой царского правительства подавления белорусской культуры, гонения на язык, литературу» [18, с.5]. Под описание, сделанное в вышеуказанной работе, подходил и Бобруйский округ. Он существовал в составе БССР с 1924 по 1930 гг. В его состав входили такие города, как Жлобин, Осиповичи, Рогачев и др. По своему национальному составу округ был многонациональным. Согласно данным переписи 1926 года население округа составляло 530085 человек, среди которых белорусов было – 430137(81%), русских – 31642(5,9%), поляков – 16188(3,05%), евреев – 52353(9,8%) и др. Структура населения округа была характерна для всей БССР в целом, титульный этнос проживал в основном в сельской местности, так, из 430137 человек белорусского населения, в сельской местности проживало 396053 человек, а в городах всего 34084. В то же время город имел преимущественно небелорусский характер. Городское население округа составляло 96734 человек, 41740(43%) из которых составляли евреи, 15532 русские(16%). Процент городского населения округа согласно переписи составлял 18,2% [2]. В плане экономического развития данный регион имел аграрный характер, большая часть населения округа занимались сельским хозяйством. Промышленность была развита слабо. Так в г. Бобруйске на 1925 г. из всех предприятий, лишь двое (лесопильные предприятия) имели количество рабочих свыше 100 человек. Низким был процент грамотного населения, особенно среди титульного этноса [17, с.239 ].

Таким образом, Бобруйский округ представлял собой типичный регион БССР в межвоенный период, т.е. регион, отсталый в культурном и экономическом плане.

В 1924-1925 гг. развернулась большая работа по разъяснению сущности белорусизации, ее целей и задач. Основной задачей было введение белорусского языка в повседневное потребление. 30 июня 1925 г. была создана Бобруйская Окрнацкомиссия. Состав комиссии на протяжении 20-х гг. неоднократно менялся, в её состав входил известный белорусский писатель М. Лыньков. По партийной линии национальную политику в округе курировал Агитационно-пропагандистский отдел Бобруйского окружкома КП(б)Б (далее АПО). Комиссия регулярно издавала отчеты «Известия Окрнацкомисии». В них рассказывалось о создании комиссии, о проблемах, с которыми ей пришлось столкнуться. Комиссия, как было указано выше, была создана 30 июня 1925 года, но фактически стала активно работать только с октября 1925 года. За весь этот период Окрнацкомиссии из-за большой нагрузки на её сотрудников удалось провести всего 7 заседаний, на которых решались вопросы, касающиеся проведения белорусизации учреждений, города и района. На одном из заседаний комиссии было принято решение проверить перевод работы на белорусский язык в следующих организациях: окрземотдел, окрисполком, райисполкомы, окружной отдел народного образования, профсоюзы, сельсоветы и др. Для организации контроля за проведением белорусизации согласно постановлению Нацкомиссии ЦИК БССР от 7 декабря 1925 г. было создано 4 комиссии по проверке учреждений. Проверку предусматривалось провести в течение января 1926 года. Но из-за большой занятости сотрудников и председателей проверочных комиссий проверку к указанному сроку не удалось закончить. На заседании комиссии 28 декабря 1925 года в целях быстрого проведения белорусизации в учреждениях, где выявлено слабое знание белоруского языка, было решено открыть в Бобруйске окружные 4-х месячные курсы белорусоведения, через которые необходимо было пропусить сотрудников вышеуказанных учреждений. Итоги по изучению белорусского языка на курсах должны были быть подведены 10 июня 1926 г. Много трудностей в проведении национальной политики в округе возникало из-за загруженности членов президума Нацкомиссии и секретаря, который фактически ещё исполнял обязанности, не связанные с национальной политикой в Окрисполкоме [10]. Достижения политики белорусизации достаточно хорошо описаны в научной литературе. Это и перевод обучения на белорусский язык, открытие курсов белорусоведения, активизация краеведческой работы и др. Отчитываясь о своей деятельности, комиссия отмечала, что произошел перевод аппарата на белорусский язык, по линии: партийной, комсомольской, советской, профессиональной, народного образования и др. Повысился уровень знаний белорусского языка в массах и среди кадров руководящих работников (было пропущено через городские и районные курсы и кружки при учреждениях по белорусизации 1006 чел.). Между тем, вопрос о введении белорусского языка не был таким простым, как его показывали отчеты Окружной национальной комиссии. Так АПО Окружкома партии в 1925 г. обращал на внимание на следующие недостатки в проведении белорусизации: 1) курсы и кружки по изучению белорусского языка существовали, но не дали хороших результатов, в частности потому, что они не имели утвержденных программ изучения, наблюдалось слабое посещение кружков; 2) отсутствие массовой литературы на белорусском языке, особенно партийной; 3) различные образовательные курсы и учреждения не только в городе, но и в деревне проводились преимущественно на русском языке 4) библиотеки слабо пополнялись белорусскоязычной литературой; [4]. В документе также указывалось и на ряд других проблем: «Часто наблюдается формальный подход к белорусизации без конкретного содержания, формальнй перевод аппаратов на белорусский язык, вместе с тем работа идет полностью на русском языке, формальное посещение школы-кружка по изучению белорусского языка без какой-либо заинтересованности в успеваемости и др..»[5]. Таким образом, основные мероприятия в рамках политики белоруссизации начали проводиться с октября 1925 г. Окрнацкомиссия действовала в тяжелых условиях, когда ещё не был сформирован её кадровый состав, наблюдалась большая загруженность членов комиссии, что сказывалось на качестве её работы. В своей деятельности комиссия сталкивалась с формальным подходом в деле проведения белорусизации, это проявилось в срыве сроков перевода делопроизводства на белорусский язык, а также в слабой реализации других мероприятий, связанных с проведением данной политики.

Глава 2. ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ БОБРУЙСКОГО ОКРУГА К БЕЛОРУСИЗАЦИИ

Политика белорусизация имела целый ряд направлений, но главным из них был языковой. Нисколько не преуменьшая роли данной политики в национально-культурной жизни округа, следует отметить, что архивные и опубликованные документы дают возможность более объективно показать процесс ее осуществления. Интересным является вопрос, как же относились к осуществлению этой политики её основные исполнители и участники: партийно-советский аппарат, рабочий класс, интеллигенция, крестьянство, что скрывается за отчётами о процентах знавших белорусский язык людей, переводе на него делопроизводства и др.? Задача изучить белорусский язык в течение 1925 года и перейти на него ставилась практически всем советским и партийным организациям. АПО Окружкома партии информировал: «...Окружком сообщает следующее: согласно постановления последнего Пленума ЦК КПБ Белорусский язык должен быть изучен всеми районными и сельскими работниками до конца 1925 года. Эта задача является одной из важных в деле проводимой нами национальной политики. В осуществлении этого Райкомам необходимо немедленно приступить к созданию сети кружков в районе, при ячейках, с таким расчётом, чтобы этими кружками были охвачены поголовно все рай и сельработники-партийцы.» [6]. Советские и партийные органы решали целую массу политических и экономических вопросов, поэтому далеко не всегда национальная политика и связанные с нею вопросы рассматривались как основные. Национальной политикой в округе руководила Окружная нацкомиссия. Уже на первом этапе её деятельности появились первые проблемы. Так, весной 1926 г. на совещании Нацкомиссии при ЦИК БССР подводился промежуточный итог деятельности Окружных нацкомиссий. Отмечалось, что работа их в целом носила формальный характер: проводились заседания, принимались постановления, при этом отсутствовал контроль за их исполнением. В целом, все комиссии работали очень слабо, об их деятельности в округе почти никому не было известно. Очень плохо обстояли дела с предоставлением в Нацкомиссию при ЦИК БССР различных материалов о деятельности комиссий. Согласно постановлению Окружные нацкомиссии создавались в составе пяти человек, председателем комиссии должен быть председатель окрисполкома. Эта директива некоторыми округами не исполнялась, более того, состав комиссий постояннно менялся. Во многих округах в состав комиссий принимали беспартийных [12].Главным проводником и связующим звеном в национальной политике партии объявлялся рабочий класс. Среди населения округа его удельный вес был небольшим. При этом пролетариат в городах на 60 % состоял из лиц еврейской национальности. В материалах бюро при ЦК КП(б)Б в декабре 1928 г. отмечалось, «что еврейский рабочий рассматривает себя как более культурный, активный, более передовой, чем нееврейский рабочий, пренебрежительно относится кнееврейским рабочим как к отсталой деревенщине» [21, с.23]. Слабо проходила белорусизация среди такой многочисленной группы рабочих, как железнодорожники, что объясняется наличием в их составе большого процента русского населения. Ни учеба, ни агитационно-пропагандистские призывы положительных результатов не давали. Рабочие слабо знали белорусский язык и не интересовались им. Сложная ситуация в области национальной политики сложилась в Жлобине, Рогачеве и Осиповичах – крупных транспортных узлах. После проверки состояния работы в национальной политике окружком КП(б)Б отмечал, что проводимая белорусизация железнодорожного транспорта на территории округа встречает целый ряд трудностей, главной из которых было то, что, уполномоченные лица союза железнодорожников не уделяли должного внимания работе по распространению белорусского языка и сами уклонялись от его изучения. Окружком предлагал принять меры к устранению данных недостатков. А именно: проводить регулярные собрания работников по данному вопросу, усилить работу кружков по изучению белорусского языка, обеспечив их руководителей литературой и пособиями, составить списки руководящих работников транспорта и вменить им в обязанность изучение белорусского языка в ближайшее время. Местным партийным органам предлагалось обеспечить контроль за проведением данных мероприятий [8]. Ещё более показательная ситуация возникла в семилетней школе №2 г. Жлобина. В данном учебном заведении учились в основном дети железнодорожников. Политика белорусизации была неоднозначно воспринята их родителями, которые не желали перехода школы на белорусский язык, мотивируя это тем, что «... железнодорожники – народ бродячий и что им приходится переезжать с одного места на другое, поэтому они не желают перехода [школы] на белорусский язык». Данный вопрос решался на уровне ЦК КП(б)Б, который направил в школу, специальную комиссию. По итогам деятельности комиссии было принято решение о создании в городе отдельной школы для русского населения [3].

Вопрос с белорусским языком держался на контроле в Окружкоме КП(б)Б, регулярно в советских и партийных органах, учреждениях, организациях проходили проверки знания их сотрудниками белорусского языка. В 1926 г. в БССР проходила общереспубликанская проверка различных организаций. Нацкомиссия БССР подготовила инструкцию, в которой определялся порядок проверки. В инструкции давались следующие разъяснения: «а) Комиссия проверяет каждого сотрудника лично, причем, выявляет его знания по белорусскому языку путем диктанта, чтения, перевода, беседы и др.., а также выявляет, насколько он знаком с основами нацполитики компартии и советской власти; б) проверка знаний ответственных сотрудников проводится путем персональной беседы с каждым сотрудником лично...». Перед началом работы по проверке того или иного учреждения представитель проверочной комиссии делал на общем собрании проверяемых сообщение о целях и задачах проверки. При формировании проверочных комиссий учитывалось, что все их члены знали белорусский язык, также, чтобы в составе комиссий были лица, владеющие языком других национальностей, особенно еврейским и польским, на случай необходимости проверки сотрудников, которые выдвинуты учреждениями для обслуживания национальных меньшинств. Постановления проверочных комиссий могли быть обжалованы в установленные сроки [9]. Как правило, проверочные комиссии заставляли работников различных учреждений в обязательном порядке изучать белорусский язык, самым жестоким наказанием за незнание языка было увольнение. Согласно отчетам Окрнацкомиссией осенью 1926 г. было проверено в г. Бобруйске 13 организаций и учреждений, а также районные организации, среди которых были Паричский райисполком, организации 1-го Бобруйского, Глусского районов, Стрешиский сельсовет. Инструктором ЦИК БССР Шипило было проверено 12 организаций города и округа. По итогам данной проверки в организациях города за незнание белорусского языка было уволено 6 человек, уволены без права занятия должности в границах БССР 2 человека, дан двухмесячный срок для изучения белорусского языка 50 работникам. Были случаи, когда администрация того или иного учреждения игнорировала указание комиссий об увольнении сотрудника, которого заменить было некем. При этом далеко не все проверенные организации перевели свою работу и делопроизводство на белорусский язык, поэтому проверки продолжались и в последующие годы.

22 сентября 1926 г. проводилась проверка Окружной почтовой конторы. Судя по документам белоруссизация в данном учреждении проводилась с опозданием, начальство, которое находилось в РСФСР, не очень заботилось о её проведении. Большинство сотрудников отнеслись к изучению языка равнодушно. Вначале белорусский язык изучали всего 30-40 человек, остальные сотрудники смотрели на это как на необязательное изучение белорусского языка. В итоге было созвано собрание всех работников (125 человек), на котором было объявлено, что если кто-то не желает учить белорусский язык, то пусть ищет другое место работы. Административные методы подействовали. В скором времени посещать кружок собралось более 80 человек. Плохо дело обстояло с переводом делопроизводства на белорусский язык, на что сотрудниками проверочной комиссии было дано категорическое указание о незамедлительном переводе делопроизводства на все 100% на белорусский язык, в противном случае, никакие донесения и другая переписка не будут приниматься на русском языке. Но все равно большинство сотрудников плохо знали белорусский язык. Член нацкомиссии М.Лыньков отмечал, что из 125 человек, проверить удалось только 33 человека. Все проверенные работники знали язык слабо, и для каждого необходимо было установить персональный срок изучения белорусского языка [14]. В октябре того же года подводились итоги проверки в Окружном суде г. Бобруйска. Администрация данного учреждения не выполнила директивы, данной окрисполкомом, о неприеме на работу сотрудников, не знающих белорусский язык (Рейнгольд, Рябинскую, Афанасьевского). Чтобы смягчить ситуацию, комиссия установила для этих сотрудников окончательный месячный срок изучения белорусского языка, предупредив их, что в случае повторного невыполнения указания, они будут уволены. Руководству Окрсуда было указано, что все судебные заседания необходимо проводить исключительно на белорусском языке [15]. В ноябре 1926 г. на заседании Окрнацкомиссии заслушивался доклад, о проведении проверки в Окружном отделе народного хозяйства и Коммунтресте. По итогам заседания было принято постановление: «С выводами проверочной Комиссии согласиться. Дать окончательный срок для основательного изучения белорусского языка сотрудникам, ...средне и слабо знающим белорусский язык, а также незнающим его, согласно приложенному списку, предупредив их, что в случае не изузучения белорусского языка в указанный срок они будут уволены. ПредложитьОкружному отделу народного хозяйства сейчас же уволить с работы счетовода Львова, который не знает белорусский язык и отрицательно относится к его изучению, без права возвращения на службу не изучив его» [13].

Подобная ситуация наблюдалась и в последующие годы, проверочные комиссии неоднократно отмечали слабое знание сотрудниками различных организаций белорусского языка. Так, в марте 1928 г. проводилась проверка в Окрсельсоюзе и в отделении Лесбела. Администрация Окрсельсоюза ввиду слабого знания языка сотрудниками на заседание нацкомиссии не появилась, а прислала технического секретаря. В отделении Лесбела наблюдалась следующая ситуация: директивы, данные окрнацкомиссией, не были выполнены, канцелярия отделения перешла на белорусский язык только на 30%, бухгалтерия вовсе не перешла, не использовался белорусский язык между сотрудниками и посещающими отделение крестьянами. Также не перешли на белорусский язык и участки отделения. Отсутствовали меры со стороны администрации по проведению белоруссизации, а также меры разъяснительного характера, поэтому часть сотрудников не понимала значения изучения языка. Выпуск настенной газеты велся на русском языке, слабо выписывались белорусские газеты. Сотрудникам бухгалтерии Шегельману и Когану, слабо знавшим белорусский язык, дали 3-х недельный срок для его изучения [11]. Таким образом, как видно из материалов проверок различных организаций города и округа, значительная часть служащих и чиновников равнодушно относилась к белорусизации. Не лучше обстояли дела и в самом Окружном комитете партии. Проверка не миновала также и руководящие партийные кадры. Данные об итогах проверки опубликовал известный белорусский историк-архивист Р. Платонов (см. таблицу 1).

Таблица 1. Оценка знания белорусского языка в цифрах и процентах партийными организациями. Декабрь 1926 г. [19, c. 145].

Название партийной организации

Оценка знания белорусского языка в цифрах и процентах

Хорошо

Удовлетоврительно

Плохо

Не знают

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

   

ЦК КПБ(б)

29

49

5

8

12

21

13

22

Калинский окружком

Все знают белорусский язык

Витебский окружком

3

9

3

9

11

35

15

47

Слуцкий окружком

7

41

8

47

1

6

1

6

Борисовский окружком

3

20

4

27

5

33

3

20

Боруйский окружком

2

9

4

33

6

25

8

33

Оршанский окружком

 

25

 

33

 

34

 

8

Полоцкий ок.

4

12

6

17

9

24

17

47

Как видно из таблицы, значительная часть партийных работников Окружкома (58%) плохо знали белорусский язык. И это при том, что именно они идейно вдохновляли политику белорусизации. Бобруйский окружком по итогам поверки оказался одним из худших в БССР. Очень медленно «втягивалось» в белорусизацию крестьянство, которое составляло около 80% населения округа. Большой практицизм крестьянина, оценка всего с точки зрения своих материальных интересов определяли его отношение к белорусизации, которая никак не затрагивала его экономические интересы, поэтому крестьяне относились к ней равнодушно. А среди учащейся крестьянской молодежи преимущественно в зажиточном слое (они имели бoльше возможностей получить образование), встречались единичные случаи враждебного отношения к белорусизации. Отдельные группы молодёжи являлись сторонниками белорусизации. Но большинство молодёжи относилось к белорусизации равнодушно. В городских организациях, куда они регулярно обращались, белорусский язык почти не использовали. Документы сохранили небольшое количество случаев негативного отношения к белорусскому языку. Так, в декабре 1928 г., выступая на VII Минской окружной партийной конференции по вопросам национальной политики КП(б)Б и белорусизации, председатель СНК БССР Н. Н. Голодед отмечал: «У нас еще до сих пор в ряде случаев существуют элементы..., высокомерного взгляда со стороны даже отдельных членов партии..., на белорусский язык. Вот, например, такой случай, с которым я и столкнулся в Бобруйске. Когда я на Бобруйском активе делал доклад о решениях пленумов ЦК ВКП(б) и ЦК КП(б)Бна белорусском языке, то некоторыевоенные товарищи, потребовали, чтобы я делал доклад на русском языке. На это я им ответил, что были уже давно приняты постановления съездов, пленумов и бюро ЦК КП (б) Б, которыеобязываливсех членовКП (б) до 1 января 1928 годаизучить белорусский язык. ...Каждый член КП(б)Б должен говорить по-белорусски как может, и нечего стыдиться белорусского языка; нельзя смотреть на нее высокомерно». Такой ответ спровоцировал конфликт между председателем СНК и участниками конференции, которые заявили: «Не будешь делать доклад на русском языке, то мы пойдем с собрания». В итоге несколько военнослужащих членов КП(б)Б через несколько минут покинули собрание [16]. Ещё один подобный случай произошёл в д. Озераны Рогачевского района: «9 января ... был на общем собрании Озеранской школы. Когда учительница этой школы т. Башкова начала делать доклад на белорусском языке, местный лесничий – член ячейки КПБ т. Щес внес предложение доклад делать на русском языке, так как члены ячейки недостаточно хорошо понимают белорусский язык. Несмотря на обещание учительницы объяснять непонятные слова, доклад с повестки дня был снят». [7].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что белорусизация на территории Бобруйского округа проводилась формально и чаще всего административными методами. Она практически не воспринималась населением округа, как того требовали партийно-советские документы. Отношение различных групп населения к белорусскому языку (рабочих, крестьян, чиновников, служащих и др.) в силу различных причин было равнодушным. При этом стоит указать, что случаев резко негативного отношения к белорусизации было немного. Согласно официальным данным в целом по БССР белорусизация высших органов власти БССР и государственных учреждений в большинстве своем завершилась к концу 1920-х гг. При этом не была решена более важная задача - белорусизация не затронула повседневную жизнь граждан. Первый секретарь ЦК КП(б)Б В. Кнорин сформулировал её так: «...чтобы белорусский язык вошел органично в быт, культуру, чтобы он воспринималс, как нужный для дыхания воздух, как необходимое средство поддержания сущестования культурного человека и гражданина» [19, с. 146].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над темой исследования я пришел к следующим выводам:

1) Основные практические мероприятия в рамках политики белорусизациина территории Бобруйского округа проводились по тем же направлениям, что и в целом по республике; но начали они проводиться почти на год позже начала этой политики в БССР, с октября 1925 г.;

2) Основным направлением политики белорусизации стало расширение использования белорусского языка и всестороннее его развитие;

3) Окрнацкомиссия, действовала в тяжелых условиях, когда ещё не был сформирован её кадровый состав, свою деятельность она строила в рамках партийно-советских документов, направленных на скорейшую реализацию национальной политики советской власти;

4) В своей деятельности комиссия сталкивалась с формальным подходом в деле проведения белорусизации, это проявилось в срыве сроков перевода делопроизводства и работы в организациях на белорусский язык, а также в слабой реализации других мероприятий, связанных с проведением данной политики;

5) Архивные документы свидетельствуют, что белорусизация на территории Бобруйского округа проводилась формально и административными методами, она практически не воспринималась населением округа, как того требовали партийно-советские документы.

6) Отношение различных групп населения к белорусскому языку (рабочих, крестьян, чиновников, служащих и др.) в силу различных причин было равнодушным. При этом случаев резко негативного отношения к белорусизации было немного.

Оценивая практическую значимость данной работы, хочется отметить, что материалы данной работы могут быть использованы при изучении местного краеведения. В дальнейшем, продолжив работу в данном направлении, я хотел бы изучить политику советской власти по отношению к национальным меньшинствам (евреям, полякам, русским, латышам) в 20-ые гг. XX ст. на территории Бобруйского округа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Борисёнок, Ю.А. «Белорусизация» 1920-х годов: предыстория [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://istorja.ru/forums/topic/2555-belorusskiy-vopros-v-nachale-1920-h-godov – Дата доступа: 25.12.2016

2. Всесоюзная перепись населения 1926 г. Национальный состав населения по регионам республик СССР [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_26.php?reg=1618 – Дата доступа: 23.12.2016

3. Выписка из протокола закрытого заседания Бюро Бобруйского Окружкома КП (б) Б по вопросам о положении во 2-й Железнодорожной семилетней школе. [Электронный ресурс]//режим доступа: http://zapadrus.su/bibli/arhbib/574-1920-.html – Дата доступа: 12.10.2016

4. ГАООМог. Фонд 6575. – Оп.1. – Д.479. – Л.32. О нацмоментах в агитпроппработе

5. ГАООМог. Фонд 6575. – Оп.1. – Д. .479. – Л.14. Итоги и дальнейшие мероприятия по проведению национальной политики по Бобруйскому округу

6. ГАООМог. Фонд 6575. – Оп.1. – Д.141. – Л.60. Всем Райкомам КП(б)Б

7. ГАООМог. Фонд 6575. – Оп.1. – Д.337. – Л.101.Дело Озеранской ячейки Рогачевского района Бобруйского округа.

8.ГАООМог. Фонд 6575. – Оп.1. – Д.141. – Л.169. Жлобинскому, Рогачевскому, Осиповичскому горкому и райкомам КП(б)Б

9. ГАООМог. Фонд 6575. – Оп.1. – Д.337. – Л.207-209.Инструкция комиссиям по проверке белорусизации учреждений и знаний белорусского языка сотрудниками учреждений БССР

10. ГАООМог.Фонд Ф. 6575. – Оп.1. – Д.337. – Л.190-191. Работа Окрнацкомисии

11. ГАООМог. Фонд 6575. – Оп.1. – Д.710. – Л.7 Выписка из протокола заседания Бобруйской Окружной национальной комиссии 3 марта 1928 г.

12. ГАООМог. Фонд 6575. – Оп.1. – Д.337. – Л.166-167. Протокол №26. Заседания Нацкомисии ЦИК БССР от 24/VI-1926 года.

13. ГАООМог. Фонд 6575. – Оп.1. – Д.479. – Л.151. Протокол №9 заседания Окружной национальной комисии при Бобруйском Окружном Исполнительном комитете 26 ноября 1926 года

14. ГАООМог. Фонд 6575. – Оп.1 – Д.337. – Л.273-275. Протокол №6 заседания Президиума Окружной нацкомисии 22 сентября 1926 года

15. ГАООМог. Фонд 6575. – Оп.1. – Д.337. – Л.269-270. Протокол №9 заседания Окружной национальной комисии от І/X-1926 г.

16. Из выступления Председателя СНК БССР Н. Н. Голодеда по вопросам национальной политики КП (б) Б и белорусизации на VII Минской Окружной партийной конференции [Электронный ресурс] //режим доступа: http://zapadrus.su/bibli/arhbib/589-1920-109.html – Дата доступа: 12.10.2016

17. Память: историко-документальная хроника Бобруйска. – Мн.: Выш. шк., – 1995 – 765 с.

18. Практическое разрешение национального вопроса в Белорусской Социалистической Советской Республике: по материалам Национальной Комиссии ЦИК БССР. Часть I: Белорусизация - Издание Национальной Комиссии ЦИК БССР. Минск - 1927 г.

19. Платонаў, Р. П. Старонкі гісторыі Беларусі:Архівы сведчаць: З навук. спадчыны/ Р.П. Платонаў – Уклад.: У.В. Фядосаў і інш. Навук рэд. М.Ф. Шумейка. – Мн.: БелНДІДАС, 2002 – 352 с.

20. Сталин, И. Доклад об очередных задачах партии в национальном вопросе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hrono.ru/libris/stalin/5-1.html – Дата доступа: 22.12.2016

21. Старовойтов, М. И. Отношение населения Восточного Полесья к белорусизации в 20-е г. XX в./ М.И. Старовойтов // Актуальныя праблемы гісторыі Беларусі: стан здабыткі супярэчнасці, перспектывы развіцця: Матэрыялы рэспуб. навук. канф.: У 4 ч. Ч.3. / пад рэд. І.П. Крэня, У. Навіцкага, І.А. Змітровіча. - Гродна: ГрДУ, 2003 - 275 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по регионам республик СССР. Бобруйский округ

Национальность

Численность

Все население

Городские поселения

Сельское население

Мужчины

Женщины

Оба пола

Мужчины

Женщины

Оба пола

Мужчины

Женщины

Оба пола

Русские

19266

12376

31642

11443

4089

15532

7823

8287

16110

Украинцы

798

575

1373

535

281

816

263

294

557

Белоруссы

212184

217953

430137

18292

15792

34084

193892

202161

396053

Поляки

5360

5943

11303

967

1194

2161

4393

4749

9142

Евреи

24734

27619

52353

19604

22136

41740

5130

5483

10613

Итого граждан СССР

265106

265753

530859

52803

43931

96734

212303

221822

434125

Источник :http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_26.php?reg=1618

(В таблицу включены наиболее крупные по численности национальности

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Карикатура в одной из белорусских газет, демонстрирующая отношение рабочих к газетам выходящим на белорусском языке (1920-ые гг.)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Белорусизация и трудовое законодательство СССР

(Основы трудового законодательства СССР, 1931 г.)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ЖЛОБИНСКОМУ РОГАЧЕВСКОМУ ОСИПОВИЧЕСКОМУ, РАЙКОМАМ И ГОРКОМУ КПБ.

В проведенной белоруссизации железно-дорожного транспорта на нашей территории замечается целый ряд ненормальностей.

Основные из них:

А) очень часто ответственен. профработники союза железнодорожников не уделяют этой работе внимания, смотрят слишком легко на белоруссизацию и сами уклоняются от изучения белорусского языка;

Б) недостаточно усвоена проводимая нами национальная политика работниками железно-дорожного транспорта.

Окружком предлагает Вам принять меры к изжитию указанных отрицательных моментов. Необходимо в ближайшее время:

1)Заслушать фракции профорганов железно-дорожн. По данному вопросу.

2)Усилить работу кружков по изучению белорусского языка, обеспечив их руководителям и пособиям.

3)Систематически прорабатывать вопросы нашей национальной политики среди партийцев, комсомольцев и членов профсоюзов – железно-дорожников.

4)Составить списки руководящих работников транспорта и вменить им обязанность изучать белорусский язык, обязав их обучение закончить в ближайшее время.

5)Райкомам проследить проведение на практике ответственными работниками транспорта, нашей национальной политики, в частности, белоруссизацию.

О принятых мерах сообщать в Окружком.

Секретарь Окружкома КПБ (Орлов)

Зав. АПО (Райсин)

25 июня 1925 года

ГАООМог. Ф. 6575. Оп.1.Л.169(копия с оригинала)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Объяснительная записка к смете на организацию курсов по белоруссоведению на территории БССР на 1925-1926 учебный год.(Политика белорусизации в значительной степени финансировалась из общесоюзного бюджета).Всего на курсы в г. Бобруйске было выделено 3086 рублей.

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Общереспубликанская проверка знаний белорусского языка широко освещалась в печати БССР(1926 г.)

Просмотров работы: 227