Благочестие в семье Николая II

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Благочестие в семье Николая II

Боева Н.С. 1
1МОУ Поназыревская СОШ Костромской области
Новожилова  Т.Н. 1
1МОУ Поназыревская СОШ Костромской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я живу в большом красивом поселке Поназырево, учусь в 5 «а» классе Поназыревской средней школы. Четвертый год с удовольствием посещаю воскресную школу при храме Святой Блаженной Ксении Петербургской. В воскресной школе нас знакомят со Священным Писанием, церковным пением, православным вероучением, богослужением, житием Святых.

На одном из занятий зашел разговор о благочестии, об истинном значении этого слова. Нам рассказали, что благочестие — это почитание добра. А так как для верующего человека добро — это Бог, то для православного христианина значение этого слова заключается в почитании, прославлении Творца через исполнение заповедей Христовых. Истинно благочестивый человек – это тот, который не будет равнодушным к чужой беде, умеет слушать других людей, заботиться о ближних. Тот, кто хотя бы в чём-то поступает так, как поступил бы на его месте Христос. Благочестие – добродетель, к которой стремится каждый православный христианин. Больше всего меня удивило, что слово БЛАГОЧЕСТИЕ считается устаревшим словом и не употребляется в современной речи. Наш наставник-учитель закончил занятие словами "Будьте благочестивы во всём!" И я задумалась, каким надо быть человеком, чтобы в действительности быть не просто религиозным, а именно благочестивым?

Русь не без добрых людей! Русских людей можно смело отнести к самым отзывчивым народам мира. И нам есть на кого равняться: княгиня Ольга, Владимир Мономах, Александр Невский, Федор Ушаков, семья Романовых и многие другие.

Свое исследование посвящаю семье Николая II. Почему я выбрала эту тему? Лучше, чем идеал Царской Семьи найти невозможно. Потому что это тот редкий случай, когда вся семья полностью, состоящая из отца, матери и пятерых детей, причислена к лику святых.

А. Цели и задачи исследовательской работы.

Цель: поиски ответа на вопрос: ПОЧЕМУ царскую семью мы можем отнести к благочестивой?

Задачи:

-изучить жизнеописание Царской Семьи;

- осмыслить идеалы благочестия на примере членов Святой Царственной Семьи императора Николая II;

-подготовить материал для ознакомления обучающихся класса.

Б. Актуальность выбранной темы.

Наше общество нуждается в образованных, высоконравственных людях, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие. У человека должны быть сформированы нравственные качества - совесть, долг, вера, ответственность, патриотизм. На мой взгляд, царственная чета Николая Александровича и Александры Федоровны Романовых является примером нравственного, благочестивого воспитания детей. Нам есть чему поучиться у Царской Семьи. Я считаю, что формирование нравственного идеала – это путь к духовному возрождению новой России.

Основная часть.

Я очень люблю читать. Когда была маленькой, моей любимой книгой была «Школа принцесс». Мне очень нравилось, когда мама называла меня «моя маленькая принцесса». Я мечтала стать принцессой, жить во дворце и даже делала попытки выработать походку и осанку принцессы. Я пыталась ходить со стопкой книг на голове и иногда у меня неплохо получалось. Я считала, что короли, принцессы, цари – это самые счастливые и беззаботные люди.

Примерно год назад родители подарили мне книгу «Русские цари». Сначала я начала перелистывать ее и рассматривать картинки и фотографии. Фотография семьи последнего русского императора Николая Второго как будто загипнотизировала меня. Я смотрела на эту фотографию и не могла оторваться. Каждый день открывала страницу, на которой помещена фотография и по несколько минут смотрела на нее. Я прочитала статью о Николае II, о мученической гибели его семьи. Мне захотелось как можно больше узнать об этих удивительных людях, об их поступках, образе жизни. Вот так и началось моё знакомство с семьей Романовых.

17 июля Русская Православная церковь молитвенно вспоминает мученическую кончину семьи последнего российского императора. Николай II был идеальным семьянином, мужем, отцом, а императрица — образцом любящей супруги и заботливой матери. Вся семья полностью, состоящая из отца, матери и пятерых детей, причислена к лику святых.

Будущий император Николай II родился 6 мая 1868 года в Царском Селе. Он был старшим сыном императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Николай II получил хорошее домашнее образование: знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком.

Императрица Александра Федоровна родилась 25 мая 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства. В детстве принцесса Алиса была веселым, живым ребенком, за что ее прозвали «Санни» (Солнышко). В семье было семеро детей, все они воспитывались в лучших традициях. Мать установила для них строгий регламент: ни одной минуты без дела! Одежда и еда детей были очень простыми. Девочки сами убирали свои комнаты, выполняли некоторые домашние обязанности.

3 ноября 1895 года в семье императора Николая II родилась первая дочь — Ольга; за ней родилась Татьяна (29 мая 1897 года), Мария (14 июня 1899 года) и Анастасия (5 июня 1901 года). Но в семье очень ждали наследника. 30 июля 1904 года в Петергофе появился пятый ребёнок и единственный, долгожданный сын — цесаревич Алексей Николаевич (Приложение 1).

Быт семьи не был роскошным в целях воспитания — родители боялись, что богатство и нега испортят характер детей. Императорские дочери жили по двое в комнате — с одной стороны коридора «большая пара» (старшие дочери Ольга и Татьяна), с другой — «маленькая» (младшие дочери Мария и Анастасия). В комнате младших сестёр стены были выкрашены в серый цвет, потолок расписан бабочками, мебель выдержана в белых и зелёных тонах, проста и безыскусна. Девочки спали на складных армейских кроватях, каждая из которых была помечена именем владелицы, под толстыми синими одеялами, украшенными монограммой. Стены украшали иконы и фотографии. Родители старались, чтобы дети постоянно были заняты чем-то полезным, девочек приучали к рукоделию. Как и в простых небогатых семьях, младшим часто приходилось донашивать вещи, из которых выросли старшие. Детей учили преемственности во всём, поэтому одежда и игрушки передавались по наследству. Царские дети играли в игрушки, которые были поломаны десятки лет назад. Таким образом, их учили ценить и беречь то, что у них есть (Приложение 2).

Полагались им и карманные деньги, на которые можно было покупать друг другу небольшие подарки. Обучение детей обычно начиналось по достижении ими 8 лет. Первыми предметами были чтение, чистописание, арифметика, Закон Божий. Позднее к этому прибавлялись языки — русский, английский, французский, еще позже - немецкий. Преподавались императорским дочерям также танцы, игра на рояле, хорошие манеры, естественные науки и грамматика. Семья Николая II в общении не делила людей по «социальным сословиям». Ценился сам человек с его индивидуальными качествами. Государь требовал от детей проявлять уважение и внимание к нуждам любого человека даже в мелочах.

Императорским дочерям предписывалось подниматься в 8 часов утра, принимать холодную ванну. Завтрак в 9 часов, второй завтрак — в час или в половине первого по воскресеньям. В 5 часов вечера — чай, в 8 — общий ужин. Все, кто знал семейную жизнь императора, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов семьи. Центром ее был Алексей Николаевич, на нем сосредотачивались все привязанности, все надежды. По отношению к матери дети были полны уважения и предупредительности. Когда императрице нездоровилось, дочери устраивали поочередное дежурство при матери, и та из них, которая в этот день несла дежурство, безвыходно оставалась при ней. Отношения детей с государем были трогательны — он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их к отцу переходили от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы. Никакой царственности, никакого величия и роскоши, все как у обычных людей.

Внешних развлечений, вроде балов, выездов, царские дети практически не знали. Они часто организовывали театральные постановки. Вся семья любила животных. Кроме собак и кота, у них был осёл Ванька.

Родители должны учить своих детей примером своей жизни. Святой чете это удалось — они вырастили пятерых детей-мучеников, и заслуга в этом матери, на которой держались все семейный дела. Чему же учила детей Императрица Александра Федоровна? «Дети должны учиться самоотречению, — рассуждала императрица. — Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль – ненамеренно, а просто по небрежности. Для того чтобы проявить заботу, не так уж много нужно — слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми».

Христианские принципы жизни царской четы становились принципами воспитания детей: «Мы всегда должны думать о том, чтобы наша помощь другим приносила им какую-то пользу, учила их чему-то, изменяла к лучшему характер, делала их мужественнее, сильнее, искреннее, счастливее. В мире много людей, впавших в отчаяние, и мы должны иметь сказать им слово надежды или сделать доброе дело, которое выведет их из безысходности и даст силы вернуться к радостной, полной жизни. Любовь — это самое великое в мире. Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других... Всегда любить — это долг » (царица-мученица Александра Феодоровна).

Император Николай Второй слыл бессребреником. У царской семьи в банке хранилось четыре миллиона рублей. Их Николай Александрович вложил в организацию госпиталей и разных благотворительных организаций. Управляющий кабинетом Его Величества даже хотел подать в отставку, когда понял, что не сможет убедить императора быть сдержаннее в тратах. «Он скоро всё раздаст, что имеет», – возмущался управляющий. Супругу Николая Второго – Александру Фёдоровну называли настоящей подвижницей благотворительности. Ей нравилось придумывать новые схемы и затем воплощать их в жизнь. Она была весьма практична и тщательно продумывала каждую деталь намеченного предприятия. Особенную заботу вызывало в ней все, что касалось улучшения благосостояния детей. Россия в этом плане представляла широкую сферу деятельности, и императрица старалась провести в жизнь как можно больше замыслов. Идеей императрицы было создание в России школы для нянь и гувернанток. Невзирая на многочисленные трудности, школа была открыта в Царском Селе в 1905 г. Императрица регулярно посещала ее, до самых последних дней планировала улучшения и дополнения.

Развивая благотворительную деятельность, Александра Фёдоровна боролась с яростной оппозицией всему новому. Всегда возникали проблемы с изысканием средств на подобную частную благотворительность, поэтому в итоге неизбежно приходилось обращаться за помощью к правительству. Когда же государыне удавалось преодолеть все эти препятствия, ей приходилось внимательно следить за тем, чтобы проекты не были положены «под сукно». Хотя много идей удалось воплотить, часть замыслов так и не продвинулась дальше.

На свою благотворительность императрица нередко тратила весьма значительные суммы из собственных доходов. Как бы странно это ни звучало, но личные средства царицы были не столь уж велики, и ей часто приходилось сокращать собственные расходы ради возможности поддержать свои заведения. Мало кому известен тот факт, что деньги на содержание школы для нянь шли из кошелька самой императрицы. А во время войны (октябрь 1915 г.) произошло неслыханное событие: в секретариате им-ператрицы новым просителям было сказано, что с деньгами им придется подождать до января 1916 года, поскольку императрица уже раздала свое годовое содержание различного рода благотворительным учреждениям, поддерживающим вдов и сирот. Когда в 1898 году в стране разразился голод, императрица из своих собственных средств отдала 50 000 рублей (около 5 000 фунтов), чтобы хоть как-то облегчить страдания людей в наиболее пострадавших от голода регионах.

Она ясно осознавала необходимость создания профессиональных школ для девочек и выступила с таким предложением. Но это оказалось ей не под силу: идея вызвала целую волну протестов среди официальных чиновников, и среди знатных дам. К этой теме она еще раз возвращалась, но так и не успела воплотить в жизнь.

Под покровительством Александры Фёдоровны с самого начала оказались родильные приюты и «дома трудолюбия», где призревались, получая профессию, сироты и падшие женщины. Она хотела учредить такие заведения во всех концах России, но не встретила поддержки ни среди сановников, ни среди общества. Не надеясь больше на общественный отклик, Она стала учреждать заведения Собственными усилиями и на Собственные средства. Так в Царском Селе при «Школе нянь» появился приют для сирот на 50 кроватей. Там же Она основала и инвалидный дом на 200 человек, предназначенный для солдат-инвалидов. Кроме того, в Петербурге была учреждена Школа народного искусства, куда принимались девушки со всей России и где они обучались ремесленным искусствам.

Заинтересованное участие принимала Императрица в делах туберкулезных больных. Несколько санаториев в Крыму появилось благодаря усилиям Александры Фёдоровны. В своей преданности милосердному служению. Александра Фёдоровна доходила до неслыханного. Она вместе с дочерьми посещала туберкулезных больных, причем совершенно бесстрашно подходила и разговаривала с теми, у кого была самая тяжелая форма туберкулеза. У некоторых придворных такая смелость вызвала полуобморочное состояние...

Всю свою жизнь она лично посещала больных, привозила лекарства, фрукты, цветы, но главное — доброе слово Царицы. Об этом мало кто знал и, как вспоминала А.А. Вырубова (фрейлина императрицы), «Государыня запрещала мне говорить об этом».

Одна из наиболее ярких страниц в истории российской благотворительности — благотворительные базары. Обычно они проводились как светские праздники, на которых по высоким ценам продавались изделия, выполненные различными обществами или просто частными лицами, которые хотели помочь бедным, сиротам и бездомным. Особое внимание российского общества было обращено на борьбу с туберкулезом. По указу Императора Николая II в С.-Петербурге в 1910 г. была образована Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом. Годовщину ее основания было решено ознаменовать устройством народного Туберкулезного дня. Эта идея принадлежит Императрице Александре Фёдоровне. Проводили его очень широко, по всей стране. В Петербурге он получил название Дня Белого Цветка и первый раз был устроен 20 апреля 1911 г. День Белого цветка вызвал такой отклик среди населения, что стал проводиться не менее четырех раз в год. Цветы были разные, каждый символизировал какую-то одну проблему. Букеты из белых ромашек раздавали в день борьбы с чахоткой, букетики из колосьев ржи — при сборе в пользу голодающих крестьян, люди, которые покупали розовые Цветы, помогали сиротам.

Вот как описывает его в своих воспоминаниях Н.В. Саблин (публицист, автор книги «Десять лет на императорской яхте „Штандарт“»): «Императрица организовала 4 больших базара в пользу туберкулезных в 1911, 1912, 1913 и 1914 гг. во время пребывания Царской Семьи на отдыхе в Крыму. Перед началом акции в районные комитеты развозили заготовленные букеты из искусственных ромашек, листовки и памятные жетоны. Курсистки — слушательницы Высших женских курсов и Женского медицинского института забирали букеты и расходились по городу. Цветы они укладывали в небольшие бело-желтые корзины. Ленты и заколки продавщиц тоже должны были быть ярких тонов. Лучше всего сборы шли на трамвайных остановках. Такие базары принесли массу денег. Императрица сама работала, рисовала и вышивала для базара и, несмотря на свое некрепкое здоровье, весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа. На базар публика проходила через красиво оформленную арку. Все утопало в цветах, были разбиты газоны, установлены фонтаны и киоски. Царский павильон изнутри был декорирован лиловой материей. Николай II, граф Фредерикс приветствовали всех участников базара. Александра Фёдоровна с Алексеем в Царском павильоне, а Великие княжны в другом павильоне, продавали изделия собственной работы, альбомы, открытки, фотографии, парфюмерию. Все были одеты во все белое. На базаре-празднике играли 2 оркестра и балалаечники. Весь сбор 24532 рубля (в 1913 году среднемесячная заработная плата занятых в промышленности составляла 24,2 руб.)

Организаторы особенно подчеркивали то, что ценен каждый пятачок. Прейскуранта на букеты не было — каждый давал сколько может, и за копейку, и за рубль полагался одинаковый букет. Жертвователям, дававшим 5 руб. и более, вручали памятный значок. Отчет о собранных средствах и их использовании печатался в газетах. В 1911 г. День Белого Цветка прошел по всей России.

В 1912 г. в Дне Белого Цветка участвовали и царские дети. Хорошо известна фотография: Августейшие дети в Итальянском дворике белого Ливадийского дворца позируют фотографу фон Ганну «перед тем, как отправиться по улицам Ливадийского имения и дальше шли в город собирать средства на борьбу с чахоткой, как называли тогда туберкулез. Многие служащие и жители Ливадии рады были получить маленькую ромашку из рук Великих Княжон, особенно, от Цесаревича Алексея» ( Приложение 5).

По просьбе и поддержке Императрицы в Петербурге был создан государственный ортопедический институт, состоящий из больницы на 100 коек, приюта для 50 калек и протезной мастерской. В нем предусматривалось также и подготовка врачей-ортопедов. Трехэтажное здание института строилось на средства самой Императрицы (истрачено было около 1 млн. руб.) и под ее контролем. Кроме всего перечисленного Царицей-мученицей было основано еще одно благотворительное заведение – «Общество охраны материнства и грудных детей в Царском селе. Учреждено в 1912 г. С целью оказания в пределах г. Царское Село материальной и медицинской помощи неимущим женщинам во время беременности, родов и всего периода кормления ребенка.

В деятельность Общества входило: устраивать врачебные консультации для беременных и кормящих женщин, а также для детей. Устраивались здесь ясли и дневные приюты для детей до семи лет, с тем чтобы рабочие женщины, оставив там спокойно могли работать; выдача беднейшим матерям приданного для ребенка и необходимых для ухода за ребенком предметов, а в исключительных случаях — пособия вещами и деньгами пока женщина не найдет себе рабочее место. Также помогали приданным и деньгами бедным девушкам г. Царское Село, чтобы они не уклонялись от вступления в законный брак и от материнства.

Начавшаяся Первая мировая война изменила облик России и жизнь императорской семьи. Как только была объявлена война, вспыхнул грандиозный патриотический подъем. «Их Величества, – вспоминает Татьяна Мельник-Боткина (дочь лейб-медика Николая II Е. С. Боткина, автор воспоминаний о царской семье), – еще больше упростили и без того простой образ жизни своего двора, посвятив себя исключительно работе. Государь лично потребовал, чтобы ввиду продовольственных затруднений был сокращен стол... Ее Величество, в свою очередь, сказала, что ни себе, ни Великим Княжнам она не сошьет ни одного нового платья, кроме форм сестер милосердия, да и те были заготовлены в таком скромном количестве, что Великие Княжны постоянно ходили в штопаных платьях и стоптанных башмаках, все же личные деньги Их Величеств шли на благотворительность».

Императрица пошла работать сестрой милосердия в госпиталь, где находились солдаты и офицеры, которые не щадили своей жизни за Бога, Царя и Отечество. Она сидела у постели раненых российских солдат, молитвенно прося облегчения их страданий. Она работала в операционной во время сложнейших операций. Известно, что многие солдаты и офицеры, которые были на грани смерти, просили Императрицу, чтобы она просто посидела рядом с ними, и никогда не получали отказа (Приложение 3).

Поступок матери стал примером и для Великих княжон, они последовали ее примеру. Старшие дочери, Ольга и Татьяна, окончив курсы медсестер, тоже пошли работать в госпиталь. Многие знают, как представительницы женского пола реагируют на кровь, на открытые раны; преодолеть этот страх дано не каждому – только тому, у кого есть любящее людей сердце. А эти юные девушки работали в операционной… Марию и Анастасию родители не отпустили работать в госпиталь, но они помогали раненым по-своему: готовили бинты, шили белье (Приложение 4).

Государыня и две ее старшие дочери работали в одном из царскосельских госпиталей – Собственном Ее Величества лазарете. В этот лазарет с фронта привозили особо «привилегированных» раненых – без рук, без ног, с раздробленными черепами или с развороченными животами. Безмерную радость и утешение им приносили Государыня с дочерьми своим присутствием и работой. Правда, если из Татьяны Николаевны вышла спокойная, очень ловкая и дельная хирургическая сестра, то Великая Княжна Ольга, более слабая и здоровьем, и нервами, долгого присутствия на операциях не выдержала, и стала работать в палатах наравне с другими сестрами, убирая за больными. «Великую Княжну Ольгу Николаевну все обожали, боготворили, – писала жительница Царского Села С. Я. Офросимова, – про нее больше всего любили мне рассказывать раненые… Великие Княжны... исполняли все, что им приказывали доктора, и даже мыли ноги раненым, чтобы тут же, на вокзале, очистить раны от грязи и предохранить от заражения крови. После долгой и тяжелой работы Княжны с другими сестрами размещали раненых по палатам». В другой раз поручику Сергееву Великая Княжна собственноручно написала письмо родным домой, так как у последнего была ампутирована правая рука. Вообще про доброту Княжны Ольги в лазарете рассказывали удивительные вещи…»

Офицер С. П. Павлов писал: «В лазарете довольно часто устраивались и концерты… Аккомпанировала обыкновенно Великая Княжна Ольга Николаевна, обладавшая замечательным музыкальным слухом. Для нее, например, ничего не стоило подобрать аккомпанемент к совершенно незнакомой ей мелодии. Игра ее была тонкая и благородная, туше – мягкое и бархатное. До сих пор помню один вальс, старинный дедовский вальс – мягкий, грациозный и хрупкий, как дорогая фарфоровая игрушка – любимый вальс Великой Княжны Ольги. Мы часто просили Великую Княжну Ольгу сыграть нам этот вальс, и почему-то мне от него делалось всегда очень грустно».

Бесчисленны свидетельства о чудесной помощи по молитвам к Царственной семье. Народное почитание царственных мучеников в последние годы стало настолько широким, что в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной Церкви Государь Николай Александрович, Государыня Александра Федоровна и их дети Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия причислены к лику святых страстотерпцев. Память их совершается в день их мученической кончины – 17 июля.

К Царственным страстотерпцам многие христиане обращаются сейчас с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия — ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.

Весной 1918 года во время пересылки Царской Семьи в Екатеринбург накануне крестных страданий Великая Княжна Ольга Николаевна написала в своём письме из Тобольска: «Отец просит передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь...» . Этот текст принято считать духовным завещанием Царя-Мученика Николая II.

Это единственные, сохранившиеся стихи поэтессы Ольги Романовой:

Отец всем просит передать,

Не надо плакать и роптать,

Дни скорби посланы для всех

За наш великий общий грех.

Он все обиды позабыл,

Он всех врагов своих простил

И за Него велит не мстить,

А всех жалеть и всех любить.

Он говорит: мир тонет в зле,

Иссякла правда на земле,

И скорбный крест грядущих дней

Eще ужасней и страшней.

Но час пробьет, придет пора,

Зло одолеет власть добра,

И все утраченное вновь

Вернет взаимная любовь.

Заключение

В результате проделанной работы я пришла к следующим выводам:

- семью Николая II можно считать образцом для подражания;

- члены семьи являются примером благочестия, так как продемонстрировали такие нравственные качества, как забота о ближних.

- главные принципы воспитания в семье последнего русского императора: роль личного родительского примера, религиозность, патриотизм, строгость, развитие трудолюбия, привитие нравственных качеств через реальные дела.

Изучив жизнеописание Царской Семьи, я была восхищена их мужеством, верностью Богу, жертвенностью, смирением, силой веры. В основе уклада Царской семьи были заложены главные семейные и общечеловеческие ценности. Мы должны стремиться быть похожими на членов этой замечательной семьи. Жития святых показывают нам примеры исполнения Божиих заповедей. Многие люди последовали за Христом под влиянием житий святых и сами стали святыми. Нужно знакомить школьников с жизнью святых. Это поможет подрастающему поколению воспринимать подвиг святого не как что-то далекое, а как выбор, который и он мог бы совершить в собственной жизни. И сегодня моя цель – рассказывать одноклассникам, знакомым об этой семье, построенной на огромной любви, полном доверии и взаимопонимании, продолжать изучать жития Святых, передать собранные материалы в воскресную школу храма Святой Блаженной Ксении Петербургской.

Cтрастотерпче благоверный царю Николае, моли Бога о нас!

4. Использованные источники

http://www.rosimperija.info/

https://за-царя.рф/family/blagotvoritelnaya-deyatelnost-aleksandry-fyodorovny

http://www.pravoslavie.ru/32790.html

https://www.liveinternet.ru/users/olgafov/post289557834

https://radiovera.ru/semya-gosudarya-nikolaya-vtorogo.html

https://vk.com/the_house_of_romanov

https://www.flickr.com/photos/99377981@N

http://rearchildren.ru/stati/vospitanie-carskih-detej/

5. Приложения

Приложение 1. Семья государя Николая Второго

Приложение 2. Императрица Александра Фёдоровна с детьми вел. кн. Ольгой, вел. кн. Татьяной, вел. кн. Анастасией и цесаревичем Алексеем, осень 1906 г.

Приложение 3. Императрица Александра Фёдоровна среди раненых

ГАРФ 640-3-17. 1905-1906 гг.

Приложение 4. Августейшие сестры милосердия. 1914г.

Приложение 5. Царские дети на празднике Белого Цветка в 1912 г

Просмотров работы: 250