Московская битва: Коломна на защите столицы.

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Московская битва: Коломна на защите столицы.

Ткачук С.Е. 1
1МБОУ СОШ №17
Балтухина Е.И. 1
1МБОУ СОШ №17
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Накануне 10-летия Победы, в 1955 году, выдающийся полководец, маршал Советского Союза - Г.К.Жуков поручил военным историкам определить самую выдающуюся операцию Великой Отечественной войны. Военно-историческое управление Генерального штаба, оценив каждую из основных операций, проведенных советскими Вооруженными Силами, пришло к выводу, что таковой, безусловно, следует считать Висло-Одерскую стратегическую наступательную операцию, осуществленную в период с 12 января по 3 февраля 1945 г.

По словам М.А.Полушкина, Георгий Константинович внимательно выслушал их аргументы и после недолгого размышления сказал: «Эта операция с точки зрения её размаха, эффективности и управления войсками, достигнутых результатов и других факторов, действительно, относится к выдающимся… А вот, когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, - продолжал маршал, - я всегда отвечаю: битва за Москву…Ситуация заставляла непрерывно ломать голову, думать и делать буквально невозможное в поисках оптимального, порой единственного решения и самыми жесточайшими мерами претворять его в жизнь. Выиграв историческую битву под Москвой в таких неравных условиях, Красная Армия показала всему миру, что она способна не только остановить нацистскую военную машину и разгромить её, но и снять страшную угрозу с человечества»[9].

Со словами Г.К.Жукова не согласиться просто невозможно. Тогда, в 41-ом, готовилась битва, от исхода которой зависела судьба многомиллионного народа, судьба Советского Союза, а если рассуждать глобально, то и всего мира. Исходя из публикаций западных историков, нацеленных не на поиск истины и восстановление исторической правды, а на переоценку итогов второй мировой войны, приходится констатировать, что правда по душе не всем. Не все в мире, особенно в последние десятилетия, в западном мире, хотят признавать, что своей свободой, миром на своей земле они обязаны, прежде всего, мужеству и стойкости советского народа на фронте и в тылу, который, защищая Москву, понимал, что, сломав хребет нацистам на подступах к столице, он крушит миф о непобедимости Гитлера.

В нашей стране об этих событиях пишут, когда подходит какой-нибудь юбилей, и многим невдомек, что уже не только мы, школьники, но и некоторые наши родители не знают, кто такой Г.К.Жуков. А если спросить, кто такой К.К.Рокоссовский или Л.А.Говоров, то ответят вообще единицы.

По моему глубокому убеждению, вернуть интерес к славному прошлому Отечества поможет патриотическое воспитание подрастающего поколения, изучение истории России, родного края.

В 2016 году наша огромная страна отмечала грандиозный юбилей – 75-летие битвы под Москвой, поэтому я не случайно обратилась к этой теме. Этот юбилей показывает, что не для всех это сражение осталось забытым, что для миллионов жителей нашей страны победа под Москвой остается символом народного героизма и несгибаемой воли к победе. По большому счёту, отстоять Москву помогло не только умелое руководство на высшем уровне, но, прежде всего, массовый героизм и самоотверженность бойцов, ополченцев, партизан и тружеников тыла. Судьба столицы и всей страны решалась в белоснежных полях Подмосковья солдатами и офицерами. Многие жители Московской области, и в частности Коломны - города, в котором я живу и учусь , погибли в боях за российскую столицу, поэтому эта тема актуально звучит для многих из нас. В центре Коломны расположен величественный мемориал памяти коломенцев, павших в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Подвиг этих людей до сих пор живет в наших сердцах, поэтому каждый год в великий День Победы мы возлагаем цветы к мемориалу памяти.

Хочется отметить, цель моей работы - показать значимость победы под Москвой, когда, несмотря на явное превосходство сил противника, Красная армия сумела переломить ход операции в свою пользу, вследствие чего, Вермахт расстался с идеей «блицкрига». Взбешенный поражением своих войск под Москвой, Гитлер сместил с занимаемых постов 35 высокопоставленных генералов, в том числе всех командующих группами армий и главнокомандующего сухопутными войсками фельдмаршала В.Браухича. С этого момента фюрер взял на себя командование сухопутными силами Германии, и таким образом, во главе основного рода войск Германии оказался отнюдь не профессионал в военном деле, и к тому же авантюрист по своей натуре.

Но это не главное. В ходе Московской битвы советским войскам впервые с начала войны удалось вырвать у врага стратегическую инициативу. Впоследствии, оценивая значение Московской битвы, немецкий генерал Г.Блюментрит признавал: «Теперь даже в ставке Гитлера вдруг поняли, что война в России по сути дела только начинается». Германия была поставлена перед необходимостью вести затяжную войну, к которой она не была готова.

Также считаю необходимым осветить роль ополчения в Московской битве, а именно неоценимый вклад жителей Подмосковья и Коломны. Героический тыл делал все возможное, чтобы фронт ни в чем не нуждался, и здесь более подробно нужно остановиться на значимости работы Коломенского завода. «Вместе со всем советским народом многотысячный коллектив Коломенского завода единодушно заявил о своей готовности беззаветно ратоборствовать с наглыми пришельцами… Газеты «Коломенский рабочий» и многотиражка «Полный ход» изо дня в день печатали сообщения о патриотах, уходивших добровольно на фронт или заменявших своих товарищей в цехах»[5].

Для решения исследовательских задач по тематике работы я буду использовать архивные материалы, хранящиеся в музее Коломенского тепловозостроительного завода им. Куйбышева (ОАО «Коломенский завод»).

Всем известна трагическая судьба бронепоезда, выпущенного на Коломзаводе. « Храбро сражались коломзаводцы, метко разили врага, никто не покинул боя. Почти все они погибли»[5]. Но задача была выполнена. Ценой своих жизней команда бронепоезда на несколько часов блокировала продвижение немецких войск к Москве.

Победа под Москвой имела важнейшее военно-политическое и международное значение. Она показала, что самоуверенного врага, захватившего почти всю Европу, можно и нужно бить. То, что удалось Гитлеру на Западе за сорок дней, стало фиаско на востоке, в Подмосковье.

Историография битвы.

О Москве военных лет написано немало книг, статей, очерков. Их абсолютное большинство посвящено подвигу великого народа в грозный час Московской битвы. Видные советские военачальники – Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, А.Н.Василевский, И.С.Конев, А.А.Гречко, В.И.Чуйков в рассказах и мемуарах освещают вопросы стратегического планирования операций, мероприятий ставки, ГКО, творческой инициативы командующих фронтами и армиями при принятии решений и претворении их в жизнь.

Военно-историческая литература, посвященная анализу военного искусства в битве под Москвой, пополнилась рядом монографических изданий. Среди них следует отметить работы А.М.Самсонова «Провал гитлеровского наступления на Москву» и «Москва, 1941 год: от трагедии поражений к великой победе», в которых рассматривается предыстория и основные события Московской битвы.

Историография данного вопроса обширна. Среди работ конца XX века наиболее значимое место занимает четырёхтомное исследование «Великая Отечественная война» под редакцией Золотарева. В книге первой «Суровые испытания» есть глава, посвященная Московской битве – «Укрощение «Тайфуна». В ней заключены новейшие на момент выхода книги данные по численности войск накануне и в ходе битвы, потерях, понесенных противоборствующими сторонами.

Отдельно отмечу литературу, посвящённую Коломне и коломенцам в битве под Москвой. Это работа Г.П. Ефремцева «История Коломенского завода», а особенно глава «Плечом к плечу со всеми», рассказывающая о трагической судьбе бронепоезда, о снабжении оружием Москвы и многом другом. Это и книга «Время, собранное вместе» со статьёй Н.А.Рощиной «Когда позвала родина», посвященной комсомольцам - коломенцам, побывавшим на войне. Хотелось бы отметить и работы А.И.Кузовкина – коломенского краеведа, повествующего о судьбах земляков, - «Годен к строевой», «Приказ будет выполнен», «Золотое созвездие коломенцев», «Излом. Судьбы коломенцев: точка отсчета 24.06.1941 г.»

Также в работе я опиралась на статью Бориса Невзорова «Поверженный «Тайфун» (изданную в журнале «Подмосковный летописец» в 2005 году), в которой автор, оценивая Московскую битву как одну из самых значимых во второй мировой войне, сопоставляет её с другими сражениями и операциями первой и второй мировых войн.

Нужно сказать несколько слов и о документальных фильмах, посвященных Московской битве. Благодаря самоотверженному труду советских кинооператоров, мы имеем возможность видеть уникальные кинокадры, увековечившие многие эпизоды боевых действий под Москвой. Первый полнометражный фильм о Московской битве «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» был создан в 1942 году. Фильм не только обошёл в годы войны киноэкраны нашей страны, но и демонстрировался почти во всех странах антигитлеровской коалиции, вдохновлял народы, воинов на борьбу с фашизмом, вселял в них уверенность и веру в победу.

Несомненно, грядущие годы принесут новые научные исследования, фильмы и музейные экспозиции, посвященные битве под Москвой – прологу к Великой Победе.

Коломна в битве под Москвой. Коломенский бронепоезд.

В конце 1941 года немецко-фашистским войскам удалось захватить 37 районов Московской области из существовавших тогда 66. Оккупация была сравнительно кратковременной и продолжалась местами до 3 месяцев, однако по размеру и характеру разрушений и жертв она оказалась очень тяжелой и жестокой[12]. Несмотря на это, именно Московская область и её самоотверженные жители сыграли решающую роль в событиях Московской битвы.

2.1 Коломна – помощь фронту.

В центре Коломны расположен величественный мемориал памяти земляков, павших в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Торжественное открытие его состоялось 25 октября 1970 года. Тысячи горожан собрались в тот день на городской площади. Сюда с воинскими почестями был доставлен на бронетранспортёре факел, зажженный от Вечного огня на могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены в Москве. С этим огнём в Коломну как бы вошло бессмертие тех, кто в грозную годину разбойничьего нашествия фашистских орд грудью встал на защиту Отечества[4].

В октябре – ноябре 1941 г. враг вплотную подходил к Москве. Государственный Комитет Обороны ввёл в столице и прилегающих к ней районах Московской области осадное положение.

В Коломне был создан городской Комитет Обороны под председательством секретаря горкома партии М.К.Плужникова. Комитет сформировал из коммунистов и комсомольцев истребительный батальон, организовал службу местной противовоздушной обороны, начал комплектовать партизанские отряды и группы для работы в подполье. Были значительно усилены работы по устройству дополнительных оборонительных сооружений[4].

В эти особенно тревожные дни из Коломны и Коломенского района ушли на фронт несколько тысяч человек. В самой Коломне были созданы три отряда народного ополчения и команда ПВО, которую возглавил председатель горсовета А.М.Хаперский.

Большую помощь фронту оказал в дни Московской битвы Коломзавод. Война в корне изменила профиль заводского производства. Один за другим поступали фронтовые заказы. Налаживая их выполнение, цеха перестраивались, принимали военный вид.

С первыми залпами войны завод стал осваивать постройку передвижных платформ для зенитных орудий. Вся ответственность за производство платформ падала на плечи заместителя главного инженера В.П.Пашина. Вторым заказом были направляющие плоскости (стволы) для ракет реактивных установок М-13. В августе было налажено их производство и часть отправлена на московский завод «Компрессор», создавший первые установки М-13. Это оружие, наводившее ужас на оккупантов, на фронте называли «Катюша». Вскоре и Коломенский завод стал выпускать «Катюши», устанавливая их на грузовых автомашинах ЗИС-5 и ЗИС-6. Одновременно изготовлялись бронекорпуса и детали к лёгким танкам Т-60[5].

Начальный период войны для советского народа был особенно тяжёлым и тревожным. Не считаясь с огромными потерями, с отчаянием обречённых фашистские полчища рвались к нашей столице. Все советские люди горели желанием во что бы то ни стало отстоять Москву, помочь ей в беде, разгромить на её подступах до зубов вооружённых гитлеровцев.

Вместе с другими коломзаводцы сооружали мощный рубеж обороны столицы протяжённостью 132 километра – от Коломны до Люблино, рыли траншеи, установили 2200 противотанковых «ежей» и более 500 стальных башен-колпаков. Каждая такая башня была весом более тонны, толщина её стенки – 50 миллиметров. За оперативную организацию отливки колпаков для московской обороны старший мастер сталелитейного цеха И.В.Зеркин был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а пескоструйщик Б.Г.Вахрамеев – медалью «За трудовое отличие»[5].

Коломенский бронепоезд.

В боях за Москву участвовал бронепоезд, построенный на заводе за полтора месяца. Рабочие и инженеры использовали все лучшее в области техники, не зная отдыха, проявляли подлинный героизм.

Паровоз и две платформы были надёжно бронированы, имели пушки и пулемёты. Только лучших из лучших направляли в команду. Это были мастера Е.И.Кубышкина, П.М.Благушин, П.Н.Александров, модельщик Н.В.Силин, разметчик С.И.Глуханчиков, фрезеровщик В.В.Вишвиков, избранный секретарём комсомольской организации бронепоезда. 135 заводских добровольцев составляли 87% команды. Командиром бронепоезда был майор Алыбин, а комиссаром – Кузьмин, присланный из Москвы. Сформированная команда интенсивно изучала военную технику бронепоезда, тактику боя, а девушки – медицинское дело (см. Приложение 1).

Когда бронепоезд был готов, провожать его на фронт пришёл весь коллектив завода. Белорусский народный поэт, живший в Коломне, читал на митинге свои новые стихи, посвященные команде бронепоезда. Представитель команды в ответ на добрые речи провожающих сказал: «Не подведём вас, родные!» После митинга бронепоезд с развевающимся красным знаменем отправился в Москву. 10 октября его бросили в бой. Это было на Гжатском направлении, в 174 километрах к западу от столицы, возле станции Котельники[5]. Шквал огня обрушил бронепоезд на врага. Однако немецкая артиллерия, танки и авиация наносили тяжёлые повреждения… Два часа сражался бронепоезд. Когда бой был закончен, только часть экипажа добралась до базы. Но задача была выполнена. Ценой своих жизней команда бронепоезда на несколько часов блокировала продвижение немецких войск к Москве (см. Приложение 2). Спустя годы на месте гибели первого бронепоезда под Гжатском (ныне Гагарин) был заложен обелиск, который и по сей день посещают коломзаводцы, отдавая дань памяти своим героическим землякам (см.Приложение 3).

Весть о гибели бронепоезда и его команды болью отозвалась в сердцах коломенцев. Начались сборы средств для постройки нового бронепоезда, который решили назвать «Коломенский рабочий» (см. Приложение 4). Вскоре он уже участвовал в боях в районе Тулы и Мценска (см.Приложение 5,6).

В ноябре 1941 г. и сама Коломна оказалась в прифронтовой полосе. Фашистские полчища подошли к Кашире, Зарайску, Серпухову, Рязани. В гигантской битве, происходившей на подступах к столице, сражались многие коломенцы. 16 октября два истребительных противотанковых полка, 289-й и 296-й прибыли на станцию Волоколамск и вошли в состав 16-й армии Рокоссовского. Вместе с панфиловцами противотанковые полки коломенцев героически сражались под стенами подмосковного города. Неувядаемой славой покрыли себя в боях за Волоколамск танкисты- катуковцы.

В битвах за Москву принимал участие 791-й полк, входивший в состав 135-й стрелковой дивизии, которым командовал майор Г.Г.Мисюра. Комиссаром полка был коломенец М.М.Чеботарев, да и вся часть в основном состояла из рабочих завода им. В.В.Куйбышева[4].

Славной страницей в историю авиаполка вошёл воздушный бой 29 декабря 1941 года. На перехват нацеленным на Москву «юнкерсам» вылетела группа истребителей под командованием В.А.Зайцева. Атака была дерзкой и молниеносной, фашисты отступили. Василий Александрович в этом бою лично сбил два немецких самолета. В Коломне в честь дважды героя Советского союза разбит сквер с бюстом и именем В.А. Зайцева названа одна из улиц города, что напоминает нам, современникам, и по сей день о выдающихся заслугах нашего земляка.

Защищая Родину, воины - коломенцы проявляли героизм и совершали подвиги, не жалея собственных жизней ради Победы. За четыре года войны из Коломны и района было мобилизовано 35975 человек, из них 10996 погибло. В память о доблестных воинах в центре города располагается мемориальный комплекс, где горит Вечный огонь… В сложное и трагическое для страны время Коломна не осталась в стороне. Она внесла достойный вклад в победу над фашизмом.

Заключение.

Подводя итог исследованию, хотелось бы отметить следующее: в декабре 1941 года произошло знаменательное событие. Впервые во второй мировой войне войска Красной Армии остановили, а затем нанесли крупное поражение дотоле считавшей себя непобедимой фашистской армии и, отбросив её от Москвы на 100-250 километров, сняли угрозу советской столице и Московскому промышленному району. Успех этот был бесспорным и чрезвычайно важным, а его значение вышло далеко за рамки чисто военной задачи.

Крах стратегии блицкрига поставил третий рейх перед перспективой длительной, затяжной войны. Для её ведения требовалось радикальным образом перестроить экономику Германии, внутреннюю и внешнюю политику, не говоря уже о стратегии. Начался развал высшего командования, охвативший затем и другие звенья гитлеровской военной иерархии. Гитлер сместил всех командующих группами армий на Восточном фронте, многих командующих армиями и командиров корпусов, дивизий. Перспективы борьбы за мировое господство резко померкли. Масштабы поражения и потерь вермахта были так значительны, что до лета 1942 года гитлеровцы не смогли возобновить крупные наступательные действия.

На подмосковных полях занялась заря полной победы над фашизмом, произошел поворот в ходе войны. Но победа под Москвой досталась нашему народу неимоверной ценой, ценой жизней 926244 человек. Именно им мы обязаны своей жизнью и свободой. И здесь нельзя недооценивать особую роль героического тыла, который делал все возможное, чтобы фронт ни в чем не нуждался. Большой вклад в победу под Москвой внесли партизаны, наносившие удары по противнику с тыла, дезорганизовывавшие подвоз войск и снабжение. В результате срыва похода гитлеровской армии на Москву неизмеримо возрос моральный дух нашего народа. Все советские люди убедились в том, что бесславная судьба была уделом тех, кто осмеливался вторгнуться в пределы нашей Родины.

Успех под Москвой оказал огромное влияние на дальнейший ход как Великой Отечественной, так и всей второй мировой войны в целом. 1 января 1942 года представители 26 государств подписали Декларацию Объединённых наций. Все они обязались использовать свои экономические и военные ресурсы для борьбы против Германии, Италии, Японии и присоединившихся к ним стран, а кроме того, сотрудничать друг с другом и не заключать сепаратного перемирия или мира с государствами фашистского блока. Это явилось залогом создания благоприятной атмосферы для планомерного наращивания военной мощи антигитлеровской коалиции[3].

Главным же было то, что битва под Москвой развеяла миф о «непобедимости» немецкой армии, которая с начала военной кампании по завоеванию мирового господства потерпела первое крупное поражение, и произошло оно в заснеженных полях Подмосковья. Победа под Москвой стала прологом к Великой Победе. Впереди было еще три года крайнего напряжения сил и жестокой борьбы, завершившихся капитуляцией агрессора в мае 1945 года. Тогда смолкли орудийные залпы и прекратились разрывы бомб. Над растерзанной землёй воцарилась тишина[13].

Я горжусь тем, что живу на коломенской земле, славной такой героической историей, и верю в непобедимость народа России, готового защищать страну от любого агрессора.

Я горжусь своими земляками, судьбы которых переплетаются с событиями героической битвы под Москвой, ставшей прологом к Великой Победе (см. Приложение 7).

Я горжусь людьми, девизом которых были строчки из любимой песни военного времени:

Под солнцем горячим, под ночью слепою

Немало прошлось нам пройти.

Мы мирные люди, но наш бронепоезд

Стоит на запасном пути (см. Приложение 8).

Список литературы.

Анфилов В.А. Крушение похода Гитлера на Москву. 1941. – М.: Наука, 1989.

Василевский А.М. Дело всей жизни. 2-е изд., доп. – М., 1975.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Кн.1. Суровые испытания. – М., 1998.

Время, собранное вместе. – М.: Моск.рабочий, 1961.

Ефремцев Г.П. История Коломенского завода. Очерк истории Коломенского тепловозостроительного завода им.Куйбышева за 110 лет (1863-1973). – М.: Мысль, 1973.

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. – М, 1979. Т.2.

Катукова Е.С. Так было… - М.: АСТ, 2005.

Народное ополчение Москвы. – М.: Моск.рабочий, 1961.

Невзоров Б. Поверженный «Тайфун»// Подмосковный летописец, 2005 №2.

Пережогин В.А. НА защите Москвы (Борьба партизан в тылу гитлеровских войск)//история СССР, 1981, №5.

Рейнгардт К. Поворот под Москвой. Крах гитлеровской стратегии зимой 1941/42 года/Пер.с нем. – М., 1980.

Рыжова И. Испытание войной. Московская область в 1941-1942 гг. // Подмосковный летописец, 2006, №4

Самсонов А.М. Москва, 1941 год: от трагедии поражений – к великой победе. – М.: Моск.рабочий, 1991.

«Совершенно секретно! Только для командования! Стратегия фашистской Германии в войне против СССР: Документы и материалы. – М., 1967.

Яковлев Н.Н. Избранные произведения. – М.: Мысль, 1980.

Приложение 1.

Построение команды бронепоезда №1 «За Сталина!»

Приложение 2.

Статья о коломенском бронепоезде №1«За Сталина!».

Приложение 3.

Команда бронепоезда № 1 на месте его гибели. Октябрь 1966 г. Слева - В.В.Вишвяков-комсорг, А.И.Болунов - машинист, П.М.Благушин, Глуханчиков, Н.И.Четкин, А.В.Севастьянов, Н.И.Силин

Приложение 4.

Декабрь 1941 года. Бронепоезд «Коломенский Рабочий».

Приложение 5.

Построение команды бронепоезда №2

Приложение 6.

Из воспоминаний машиниста бронепоезда №2 «Коломенский рабочий» Давыдова А.С.

Приложение 7.

Май 1975 г. Закладка камня на месте будущего памятника воинам-коломзаводцам, погибшим во время войны

Приложение 8.

Статья о бронепоезде «Коломенский рабочий»

Просмотров работы: 3189