"Золотой" выпускник 1945г.

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Золотой" выпускник 1945г.

Смирнова С.Д. 1
1МБОУ гимназия № 11
Ольшанская Н.С. 1Дьяченко  С.А. 1
1Мбоу гимназия № 11
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. 1 Обоснованность выбора темы и обзор литературы. Гимназия, в которой я учусь, дала стране целую плеяду выдающихся людей: поэт Колесников Г.М, народный художник России Казанчан К.Г., Герой Советского Союза Акопьянц Г.Т. и многие другие. (№1). А я решила написать о физике Морозове А.И. – авторе работ по ракетным двигателям, по учебникам которого учатся поколения студентов ведущих институтов нашей страны, а модель его плазменного ускорителя находится в Парижском музее техники. Наш город прославили 2 ученых с мировым именем: геолог Шило Н.И. и физик Морозов А. И. Первый стал Почетным гражданином Пятигорска, а нашему выпускнику, к сожалению, было отказано.

2 Материал и методика. В фондах Пятигорской библиотеке им. Горького материал по данной теме отсутствует, в библиотеке краеведческого музея информации тоже нет. И только сестра Алексея Ивановича – Елена Ивановна любезно предоставила материал о брате. 2.09.2003 в гимназии состоялась встреча с Морозовым А.И., на которой он рассказал о своей жизни и деятельности. Была сделана фото и видеосъемка, которые я использовала в своей работе.

3 Цель и задачи работы. Главной целью исследования является изучение истории жизни и деятельности ученого. Я поставила следующие задачи: привитие интереса к изучению истории края; обобщение накопленных материалов и донесение их до учащихся; создание экспозиции про ученого; формирование навыков поисково – исследовательской деятельности по изучению «малой родины».

Основная часть. 1 Детство ученого. Алексей Иванович родился 30.03.1928 в г. Кашира Московской обл. Через год семья переехала на Кавказ: Грозный, Прохладное, Заюково, Долинск (пригород Нальчика). Отец - Морозов Иван Матвеевич работал художником, а мама - Попова Серафима Васильевна работала заведующей детским домом № 2. Мама привела Алешу в детский сад, дескать, пусть играет с детьми, но вскоре его пришлось забрать, так как он заявил, что «дети шумят, мне думать не дают». Следующее детское воспоминание связано с горной рекой Баксан - Леша с мамой ходили смотреть на быстро текущие воды. Леша спрашивает маму: «Почему вода так быстро течёт?», и сам отвечает: «Вода состоит из маленьких человечков. Они быстро бегут друг за другом». (Как не вспомнить здесь о молекулах?).

2 Учеба в школе(№2)1.09.1934 шестилетний Алексей самостоятельно пришёл в школу учиться, и его оставили при условии успешной успеваемости. Первый класс Алексей закончил одним из первых учеников. Семья перебралась в Пятигорск Орджоникидзевского края, и Алеша стал сначала учеником 2 класса начальной школы №14, а затем средней школы №11. (№3) Поскольку он очень любил читать, то записался в библиотеку, и к четвертому классу прочел все книги по астрономии, которые были в этой школьной библиотеке. Алексей в составе членов актива с удовольствием помогал библиотекарю в его работе. 10-летнему Алексею попалась книга «О земле и небе» К. Циолковского, которая произвела на него большое впечатление, и он стал мечтать об изобретении ракетных двигателей. В 5 классе начались уроки ботаники, которые вел замечательный учитель - Медяник и Алексея увлекла флора. С тех пор эта наука, а потом палеонтология, становится следующим увлечением Леши. Надо отметить книги, оставившие большой след в памяти мальчика: «Следы на камне», «Охотник за ископаемыми», «Земля Санникова». Алеша отлично учился, за что товарищи по классу звали его «профессором» и «доктором». Из воспоминаний одноклассницы Остапенко Розы: «Еще в младших классах Леша удивлял и нас и учителей. Например, учительница показывает на доске как решить задачу нового типа, Леша поднимает руку и говорит, что эту задачу можно решить и вторым способом, а иногда и третьим. Выходит к доске и быстро решает. Труднее давался русский язык. Много внимания уделила ему классный руководитель учительница русского языка и литературы Устинович Раиса Георгиевна. Алеша преодолел эту трудность с ее помощью».

3 Подготовка к научной деятельности.Интерес к ракетным двигателям был одной из причин следующего увлечения - химией. Этому способствовало педагогическое мастерство учителя Хитрова. Верный самому себе Алексей изучил учебники по химии, включая 10 класс. С восторгом читал основы химии Менделеева, основательно проработал неорганическую химию Чичибабина. Из дневника 15-летнего Алексея: «В голове у меня вертится двухкамерный двигатель ОТТО, кроме него мне хочется поставить опыт с эвгленой, обобщить виды, не подчиняющиеся теории Аррениуса. Дома я кроме уроков занимался применением своей теории кислот и оснований к органической химии и добился некоторых успехов. Читал Глесстока и нашел, что все основы моей теории органических соединений, а так же выводы были найдены в 1931 г. Началась ВОв, и Алеша ежедневно в дневнике отмечал положение Советской Армии на фронтах. Отца арестовали, и семья осталась без средств к существованию, а старшему из 3 детей было только 15 лет. Алексей помогал матери - носил передачи отцу в тюрьму, топил печь, с Машука носил хворост на топку, кормил младших, отлично учился, вёл дневник, читал, рисовал. Из дневника: «Рисовал пером фикус, карандашом Станиславского. Читал о двигателях дизеля, а также о Французской революции 1789 - 1794 гг.» В 1941 г. летом произошло событие, которое наложило отпечаток на всю его научную жизнь. На проспекте Кирова он зашел в букинистический магазин и купил книжку Выгодского «Основания исчисления бесконечно малых» издание. 1933 г. Эта удивительная книжка ввела его в мир дифференциального интегрального исчисления. (Материал этот изучается студентами физических курсов 1 и 2 года обучения). Хотя традиционно изложение этих разделов математики начинается со скучных и плохо усваиваемых теорем пределов - после этого вывод формулы дифференциального исчисления, а затем формулы интегрального исчисления. В книге же Выгодского всё было наоборот. Он, фактически, воспроизвел путь становления интегрального исчисления самого по себе без увязки его с дифференциальным исчислением, т. е. путь который был пройден от Архимеда до Кавальери, и первыми задачами были исчисления площадей треугольников, одна из сторон которых была ограничена параболой энной степени, а уже потом уточнялись представления о пределах, а еще дальше идеи дифференциального исчисления как обратного интегральному. Этот педагогический приём, используемый Выгодским, позволил на 1-ой странице получить результаты (площади прямоугольных треугольников), которые даже не снились школьнику с 7-классным образованием. Купив эту книгу, Алексей отправился к Академической галереи, просидел полдня и возвратился домой, осознав идею интегралов и зная формулу интегральной степени. Это был прорыв в математику, и он захватил Алексея на многие годы. В 1945 г. были введены медали выпускникам за отличные успехи в учебе. Из 118 выпускников, окончивших школы Пятигорска в 1945 г. 2 получили золотые медали: Мишурова Г. - сш №8 и Морозов Алексей - сш №11. В газете «Пятигорская правда» за 10 июня было написано: «А. Морозов в совершенстве владеет приёмами математического анализа, ... по праву считается незаурядным математиком. В своих знаниях он далеко перешагнул за рамки учебника». (№4)

4 Учеба в МГУ.После окончания 10 класса Алексей поступил в МГУ на физико-математический факультет (№5). Учиться в послевоенные годы, далеко от дома было очень непросто: в комнате 17 человек, студенты разных курсов, а Алексей - староста комнаты. О комнате в частной квартире можно только мечтать. Положение с деньгами крайне напряжённое, стипендия 450 р., но получается только 246 р. - надо платить за учёбу. Наконец, покупать тетради, книги, чернила и т.д. Цены на продукты: хлеб - 20 р. за кг (ржаной), картофель - 6 р., масло - 180 р. В столовой картофель дают по особой карточке. На день была нормой пачка концентрата пшенной каши. Чтобы как-то свести концы Алексей Иванович ходил на станцию разгружать вагоны. Домой писал часто - 3-4 раза в неделю. Скучал. Бумагу берёг на конспекты, поэтому посылал обычно открытки. Занимался Алексей много: с 9 ч. утра до 15 ч., потом библиотека до 21 часа, затем дорога домой и, наконец, до 22-23 ч. домашние занятия, иногда засиживался до часу ночи. Как отличнику профком выделил ему костюм и 30 талонов дополнительное питание. (100 г хлеба, 15 г конфет и порция каши) (№6) На 3-м курсе надо было определить направление в учебе. Заявления Алексей подал на 2 отделения - «ядро» и «теоретика». Попал в «теоретики», хотя очень хотелось другого, на «ядро» людей не хватало, но «Меня не взяли - сыграли ведущую роль известные обстоятельства» (отец был репрессирован). Материальное положение заставило искать работу и Алексею удалось найти место лаборанта. В лаборатории платили 530 руб., но работа относилась к разряду секретной, и поэтому его не взяли. От физкультуры, военного дела и черчения освободили по состоянию здоровья, но занятия Алексей посещал, ибо не хотел отставать от своих сокурсников ни в чём. Во всех письмах домой Алексей пишет слово университет с большой буквы. Закончились годы напряжённого труда, годы учебы, впереди защита дипломной работы и распределение. Защита диплома была назначена на 1 апреля. Заведующий кафедрой говорил: «Вы, конечно, фигура на факультете и мы вам дадим самые лучшие характеристики, но сами понимаете, положение у вас особое, при университете вас не оставят». Газета «Московский университет» за 17.02.1950 называет Морозова А. сильнейшим студентом. Защита прошла спокойно. Перед этим Алексей болел, и подготовиться, так как хотел не смог. Распределение было в день защиты дипломной работы. Попал он в Главное Управление Гидрометеослужбы. Вручал дипломы в конце июня 1950 г. академик А.Н. Несмеянов, который был в то время ректором МГУ.

5 Работа после университета. При распределении в Главном управлении отказали, в институте Холода отказ. В Астрофизической обсерватории, в Управлении Восточно - Сибирской АН, в Управлении химической физики - всюду отказ. Наконец, определили на работу в Калужскую область г. Людиново преподавателем в Машиностроительный техникум. Получил подъёмные, купил новый костюм. День - другой ушли на сборы и оформление документов. Засунув в 2 мешка свои вещи, которые на 2/3 состояли из книг, в 20-х числах сентября 1950 г. уехал в Людиново. Педагогический коллектив был очень дружным, многие из них были преподавателями высокого класса. Именно в этом техникуме пересеклись жизненные пути Алексея Ивановича и К.В. Фролова. Людиновский период сыграл в их жизни большую роль. Константин Васильевич - учащийся техникума, поступил в Бежицкий (ныне Брянский) институт транспортного машиностроения и прошел все ступени до вице-президента АН, создал свою школу в области механических колебаний и динамики машин. В техникуме Морозову дали 3 предмета, 2 кружка, классное руководство и периодическую работа в школе. Как молодого специалиста его догрузили, избрав председателем МК. Начинать пришлось с кабинетов, которые вскоре были переоборудованы. Уроки проходили интересно, многие вопросы излагались не по учебнику, в доступной форме с красочными наглядными пособиями с подтверждающими опытами. Учащимся эти уроки нравились, а на занятия физического кружка приходило столько желающих, что еле размещались в кабинете. Работе Алексей Иванович отдавал все время. Уходил к 8 часам утра, возвращался в 9 -10 часов вечера. Приходилось с учащимися ездить на сельскох работы в колхозы. За эти работы учащихся и преподавателей кормили: 800 гр. хлеба, 1 литр молока, 200 гр. мяса.

6 Научная деятельность Морозова А.И.Начатая им в студенческие годы работа по бетатрону двигалась понемногу. С этой работой Алексей Иванович поехал в Москву к автору бетатрона Терлецкому Я.П. (Бетатрон - ускоритель электронов, в котором электроны ускоряются вихревым электрическим полем, порожденным переменным магнитным полем). Было решено расширить её в 2 раза. 27.07.1952 Терлецкий сообщает Алексею Ивановичу, что надо приехать в Москву и явиться в редакцию БСЭ. (За полученный гонорар - 460 р. был куплен костюм). Алексей Иванович использовал любую возможность поработать в Ленинской библиотеке. Он сдал экзамены в аспирантуру, и 6.11.1953., наконец, получил телеграмму о зачислении на заочное отделение в аспирантуру при МГУ. Это был чудесный подарок к празднику. В начале 1954 г. Алексей Иванович получил приглашение из университета выступить на семинаре по вопросу массы, но текучка в работе не позволила сделать этого. Прислали приглашение из университета вторично, и выступление состоялось. Оно длилось около часа, да 40 мин. вопросы - ответы. Выступление получилось очень удачным. В конце 1954 г. он написано заявление, с просьбой перевести его на очную аспирантуру с 1.12 1954 г. и оговорена тема диссертации «Черенковское излучение движущихся проводников с током» с Соколовым А.А., который настоятельно требовал перевода с заочной аспирантуры на очную. В университете посоветовали настаивать на переводе, но этот вопрос должен быть решен в Министерстве. Прошло более года и, наконец, сообщение - на очную аспирантуру переводят с 15.06.1955 по 15.03.1957 г. Алексей Иванович решает, что должно хватить время и на написание диссертации и на защиту. Окончился людиновский период жизни Морозова А.И., но семья - жена и сыновья оставались в Людиново. Алексей Иванович жил в Доме студента при МГУ на Ленинских горах. Конечно, тосковал по семейному теплу, но работа помогала отвлечься. В первых числах октября 1956 г. состоялся разговор с академиком Леонтовичем М.А., который поддержал и одобрил исследователя по черенковскому излучению, сказав, что скрытых возможностей здесь много.

7 Работа в Институте Атомной Энергии Алексей Иванович зачислен 11.04.1957 в Институт Атомной Энергии в Москве в теоретический сектор. Работой он был очень доволен, но много времени отнимала дорога на работу и обратно (около 3-х часов). Было жалко время, да и дорога утомляла. В конце сентября дали жилье - комнату в 21 кв. м. с подселением (двое соседей). Работа над диссертацией была закончена в середине декабря 1957 г., получилось 1800 листов, которые отдали в переплет. Защита состоялась 5.03.1957 на 10 дней раньше задуманного. На нее собралось около 100 человек. Утвердили единогласно. Работа вызвала большой интерес особенно в физическом ИАН. По ее идеям сделала установки. По материалам диссертации было сделано еще несколько работ. Так, под руководством профессора Соколова А.А. аспирант Морозов А.И. выполнил работу по теории «черенковского излучения движущихся токов», которая была упомянута И.Е. Таммом в его работе, получившей Нобелевскую премию. (№7) И далее из приятных событий в жизни Алексея Ивановича: 1. Получил персональное приглашение из Швеции на конференцию, которая должна была состояться летом. 2. И.В. Курчатов подарил книгу - отчет об американских работах по управляемым реакциям. 3. В США была напечатана статья Морозова. 4. Получил персональное приглашение на конференцию из Великобритании. Но на эту конференцию Алексея Ивановича не пустили: «...Считаю, что мне рановато выступать на международных конференциях....вот через год другое дело...я доволен развитием своих дел». Выехал за границу Алексей Иванович почти через 30 лет. Работать приходилось много. Кроме основной работы в ИАН 3 раза в неделю ездил в МЭИ. Не редкость - по 2 раза в неделю нужно было выступать с докладами о работе. Летом 1958 г. семья провела отпуск в Евпатории, нужно было поправить здоровье младшему сыну, да и взрослым отдохнуть. В феврале - марте 1960 г. появились 3 работы совместно с Соловьевым Л. Часть из них пошли за границу. Очень тяжело переживал Алексей Иванович смерть Курчатова И.В., который ценил Морозова. Началась работа по КСПУ. (Квазистационарный плазменный ускоритель). Его выдвинули на общеинститутскую доску почета и наградили месячным окладом. Впервые за 2 года Морозов отчитывался перед высокой институтской аудиторией о проделанной работе. Доклад был одобрен, а 4 января предстоял доклад на всесоюзной конференции. К новому году он получил премию за свою теоретическую деятельность - 540 р., получил оттиски 2-х статей, подал документы на конкурс на звание старший научный сотрудник. Получив документы из Президиума АН за подписью Несмеянова - с 12 мая, Алексей Иванович стал старшим научным сотрудником Института Атомной Энергии. Много времени отнимала работа над книгой, в соавторстве с Соловьевым Л. Последние месяцы 1961 г. ушли на подготовку к печати книги «Вопросы теории плазмы» под редакцией Морозова А.И. издательства Литературы по атомной науке и технике государственного комитета по использованию атомной энергии СССР. Но успех добывался только талантом, трудом и опытом. Неудивительно, что сегодня в основе большинства работ по плазме лежат находки 50 - 60-х гг. Обстановка в коллективе была «семейная» - рядом не только единомышленники, но и «родители», к которым невзирая на звания и лица, можно было запросто подойти за любым советом. Алексей Иванович вспоминая, говорит: «...Мир настолько богат и содержателен, что найти поле деятельности в своей области практически может каждый. Но это в принципе... Мне же тогда просто повезло. Фактически из деревни я попал в коллектив, где собрались блестящие теоретики, экспериментаторы, инженеры с большой буквы, среди которых были такие титаны, как М.А. Леонтович, A.M. Андриянов, Л.А. Арцимович, М.А. Явлинский и другие». (№8) Идеи и расчеты Алексея Ивановича по созданию ракетных двигателей были поддержаны и одобрены И.В. Курчатовым и Л.А. Арцимовичем. Двигатель давался нелегко, ведь многим мешало убеждение, что в плазме нельзя создать большие электрические поля, которые необходимы для разгона ионов, уходящий поток которых и создавал реактивные силы. После ряда экспериментов, по сути, впервые на практике было доказано, что в плазменном объеме большие электрические поля создать можно. Это был ключ к Ракетному Двигателю. Под научным руководством теоретика Морозова активно работали Щепкин Г.Я., Снарский Р.К., А.Г. Иосифьян. 29.12.2016 исполнилось 45 лет со дня вывода в космос спутника «Метеор», на котором находилась установка «ЭОЛ» со стационарным плазменным двигателем (СПД). (№9) Накануне этого события в институте ядерной физики прошел симпозиум. В нем приняли участие представители ведущих организаций, работающих по космическим программам. Впервые испытанные на спутнике «Метеор» двигатели СПД и сейчас продолжают нести вахту в космосе, и замена им не найдена. Они стоят почти на 60 отечественных спутниках. Эти двигатели будут использоваться и для полетов на другие планеты. Они будут стоять и на автоматической станции, которую запустят к спутнику Марса Фобосу в начале 3 тысячелетия. Импульс развития его идей подхвачен в других институтах, городах и странах - в Японии, Франции, США. (№10). 08.05.2009 Алексей Иванович скончался в Москве. (№11 и №12)

8 Семья ученого Отец - Морозов Иван Матвеевич работал художником, а мама - Попова Серафима Васильевна - работала заведующей детским домом № 2. Летом 1943 г. отца арестовали, а затем осудили по 58 статье. 22.12.1943. Иван Матвеевич умер от голода и болезней в тюрьме, а 31.05.1990. судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда РСФСР Морозов Иван Матвеевич реабилитирован, дело было прекращено за отсутствием состава преступления. Фамилия отца внесена в Книгу Памяти Жертв политических репрессий Ставропольского края (том 4 стр. 352). Алексей Иванович очень любил свою маму, и в своих посланиях обращался к ней: «моя милая, роднушечка, заботливая мамуся, мамуленька». (№13) Когда Морозов работал в Людиново, он женился, Мечту об аспирантуре пришлось отложить, нужен был трехлетний рабочий стаж. У Алексея Ивановича и его жены Нины Владимировны - очень дружной и любящей пары родилась дочь-первенец, но вскоре умерла. Это был трагический конец 1951 г. С большим трудом выкраивать время для научной работы помогала жена, взяв на себя бытовые дела. Она тоже работала преподавателем в этом же техникуме. В 1954 г. у Алексея Ивановича родился сын Владимир, а вскоре и второй сын. Семья старшего сына Владимира Алексеевича продолжают дело своего отца и деда: Сын - доктор биологических наук работает в Германии, жена тоже биолог, а внук – кандидат наук - занимается поиском лекарства против рака. Несколько лет назад они приехали в гимназию, и мы сделали несколько фотографий. (№14)

9 Разнообразие интересов ученого(№15) 9.1. Почвоведение.В журнале «Наука и жизнь» №10 за 2006 г. вышла статья доктора физико – математических наук Морозова А.И. «Почвоведческий детектив». Еще в середине 80-х гг. Алексей Иванович высказал на первый взгляд в высшей степени странную гипотезу: биологическая компонента (биота) естественной почвы прохладных районов Земли образуют иерархическую информационно – транспортную систему, управляемую небольшим числом или даже одним организмом («монархом»). Были названы кандидаты на эту роль - грибы. Из этой гипотезы вытекал ряд нетривиальных следствий: «монархи» должны занимать большие площади, быть очень долгоживущими и обязаны ухаживать за своими «подчиненными». Вскоре стали известны факты, подтверждающие эти предсказания: в США, а затем и в Европе были обнаружены грибы-опенки, грибница которых занимает площади, измеряемые многими га, а возраст достигает нескольких тысяч лет. Алексей Иванович «заболел» почвой. Грибы - кандидаты на роль информационно-транспортных систем в естественных почвах. Мицелярная структура грибов, состоящая из гифов, обеспечивает транспорт веществ и способна обеспечить передачу управляющих воздействий. В то же время такая структура позволяет грибам сохранять функциональную целостность, несмотря на внешние воздействия самого разного характера,

9.2. Загадка культа Атона. В журнале «Наука и религия» №3 за 1990 г. была написана статья «Загадка культа Атона». Юный фараон отказывается от своего прежнего имени Аменхотеп - «Амон доволен», и называет себя Эхнатон - «Полезный Атону». Короткой сказалась жизнь новой религии: вскоре бог Амон был восстановлен в своих правах. Жители оставили великолепную столицу, устроенную Эхнатоном. А спустя чет­верть века Эхнатон объявлен еретиком, и имена его и его ближайших наследников повсеместно уничтожаются. Чем был вызван религиозный перево­рот? Как смог осуществить его молодой фараон? Как ему удалось преодолеть религи­озный консерватизм масс, это извечное свойство общественного сознания, сохранившееся в полной мере и в нашем, XX в? За 12 лет произошел коренной переворот, полный отказ от старого, складывавшегося в течение тысячи лет в пользу нового культа - случай, как в предыду­щей, так и в последующей истории беспрецедентный. Опираясь на средние слои населения, на так называемую «немху», Аменхотеп IV нанес удар фиванскому жречеству и ста­рой аристократии, а потом провозгласил новый государственный культ бога Ато­на»... И второй вопрос о гигантском взрыве вулкана на острове Санторин в Эгейском море, происшедшем около 1450-1400 гг. до н. э.. Но почти никто не обратил внимания на совпадение времени этого взрыва с периодом, когда был совершен переворот Эхнатона, и совсем никто не попробовал связать эти 2 события. И действительно, последующие за взрывом Санторина 11 лет, до окончания его царствования, протекают без потрясений. А вот непрерывные потери земель на востоке и юге страны из-за активности соседних стран - реальность. С этим надо бороться. А кто был богом - воителем, защитником Египта? Амон! А как с ним обошелся Эхнатон? Может быть, вообще все напасти навлек на Египет этот еретик? Скорее предать его прокля­тию, вырвать с корнем все, созданное им... И только немногие знали, как было на самом деле. Но об этом теперь лучше молчать. Строго говоря, все сказанное - пока гипотеза. Но кажется невероятным, чтобы между извержением Санторина и перево­ротом Эхнатона не было связи. Проблема заслуживает обстоятельного исследова­ния. В конечном счете, в тогдашнем Египте - стране высочайшей культуры, должны были наиболее явственно «отпеча­таться» следы катастрофы, даже если на официальное упоминание о ней существо­вало «табу».

9.3. Увлечение философией.Редакция журнала «Физика», издаваемого Институтом Научной Информации АН, предложила ученому стать референтом, и Алексей Иванович принял предложение. Начал писать статью «Теория относительности и её философское содержание». Статью рецензировал Максимов А.А., и она была напечатана.

III Заключение. 1 Морозов А.И. – ученый с мировым именем(№16)Достижения Алексея Ивановича отражены в 4 монографиях, 7 обзорах, 300 научных статьях, докладах и 25 изобретениях, более 20 кандидатских диссертаций, защищенных под его руководством и по его идеям. Ученый - доктор физико – математических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники России, академик. Морозов А.И. – действительный член Международной и Нью – Йоркской Академий, а также Российской Академии Естественных Наук, он – четырежды Лауреат Курчатовской Премии. СПД принесли создателю Морозову А.И. мировую известность. Символическая деталь - в Парижском музее науки и техники модель СПД с указанием авторства Морозова А.И. является единственным экспонентом российского происхождения. Энергично СПД осваивается в США. Участники симпозиума 2001 г., учитывая основную роль в создании стационарного плазменного двигателя Алексея Ивановича Морозова, предложили назвать СПД «двигателем Морозова». Французская Национальная Академия атмосферы и космоса присудила ему серебряную медаль за разработку концепции двигателя и помощь в создании французского двигателя, успешно долетевшего до Луны. Американское общество по электронным двигателям решило отметить столетие исследований в данной области учредило специальную награду - медаль «За выдающиеся достижения в области электроракетных двигателей». Морозов – кавалер ордена Трудового Красного Знамени, Лауреат Государственной премии России, Его инжекторы обрабатывают металлы, а плазменные ускорители работают на многих космических кораблях многих стран. До самой смерти он работал главным научным сотрудником Отдела теории плазмы Института ядерного синтеза РНЦ «Курчатовский институт». Вместе с коллегами он изложил основу нового направления в физике плазмы – плазмодинамике. Наш земляк, взлелеявший свои мечты о научных открытиях в «краю синих гор» Пятигорья, куда он приезжал ежегодно, чтобы набраться сил, был бесконечно предан свой музе - Физике, но не забывал и о горячо любимой малой родине. Первую ушедшую в космос установку с его двигателем он назвал «Эолом» в честь нашей зна­менитой «Эоловой арфы». Он один из тех людей, которыми Пятигорск может гордиться по праву. (№17, №18 и №19)

2 Как Пятигорск чтит память о своем земляке(№20)В течение многих лет коллектив МБОУ гимназия №11, НОУ «Эрудит» и сотрудники Курчатовского института выходили на Городскую Думу Пятигорска с инициативой о присвоении ученому звания Почетного гражданина Пятигорска. Но, к сожалению, нам было отказано. Кроме того, нам хотелось на фасаде гимназии повесить мемориальную доску о том, что здесь учился физик с мировым именем. В Городскую Думу Пятигорска было подано предложение о названии одной из улиц города в честь нашего земляка, и Дума приняла об этом решение: скоро это событие свершится.

3 Встреча в родной школе (№20)Весной 2003 г. Алексей Иванович приезжал в Пятигорск, и члены НОУ «Эрудит», президентом которого я являюсь в настоящее время, договорились о встречи, которая произошла 2.09.2003 в нашей гимназии. Учащиеся 9 – 11 классов с огромным интересом прослушали его выступление. В 81 год Алексей Иванович находился в расцвете творческих сил и писал книгу о ракетных двигателях, а в стадии разработки у него находилось еще несколько работ. Он сказал, что если бы собрать все его напечатанные труды, то получилась бы стопка в 3000 листов. По его учебникам учатся многие поколения студентов самых престижных вузов страны: МГУ, МАИ, МГТУ им. Баумана и др. В течение 2 часов ученый рассказывал о своей работе, отвечал на вопросы ребят, сфотографировался с членами нашего НОУ на память, кроме того была сделана видеозапись. Вместе с ним на встрече были и 2 его одноклассницы, с которыми он поддерживал теплые отношения. Они поделились своими воспоминаниями о школьных годах ученого. Об этой встрече члены НОУ «Эрудит» написали статью «Встреча с легендой» в «Пятигорскую правду», которая была напечатана 16.09.2003 (№22) Мы выдвинули его кандидатуру на получение звания «Почетный гражданин города Пятигорска». Он этого достоин, ведь Алексей Иванович всю свою жизнь стоит на службе науке… 08.05.2009 ученый скончался в Москве и похоронен на Троекуровском кладбище.

4 Где можно использовать данный материал. Материал можно использоватьа) на уроках физики, б) на уроках истории России и Ставропольского края, в) на внеклассных мероприятиях.

Список источников

1 Видеозапись лекции Морозова А.И. в актовом зале гимназии;

2 Воспоминания сестры – Морозовой Елены Ивановны;

3 Материалы переписки с другом Алексея Ивановича по электронной почте;

4 Беседа с внуком Алексеем Владимировичем и снохой ученого – Любовью Александровной в гимназии;

5 Материалы РНЦ «Курчатовский институт»;

6 Интернет – ресурсы.

Список литературы

1. «Аттестат зрелости», «Пятигорская правда» от 10.06.1945.

2. Гаджарова А., Решетникова Е. «Встреча с легендой», «Пятигорская правда», 16.09.2003.

3. Мамонтов Д. «Вместо сердца – плазменный мотор!», 2005.

4. Морозов А.И. «Введение в плазмодинамику» М., «Физматлит», 2006.

5. Морозов А.И «Загадка культа Атона» «Культура и религия» №3 1990.

6. Морозов А.И. «О галатеях-ловушках с погруженными в плазму проводниками» «Успехи физических наук», 1998.

7. Большая Биографическая Энциклопедия.

8. Триско В. «Дорога к космосу начиналась в Пятигорске» «Пятигорская правда» от 23.03.2002

9. Энциклопедический словарь Ставропольского края» 2006, СГУ

Приложение

1 Стенд в актовом зале гимназии.

2 Фото Морозова А.И. школьных лет.

3. Школа №11.

4 Газета «Пятигор. правда» 19.05.45.

5 Здание МГУ

6 Морозов А.И. перед лекцией в МГУ

7 Тамм И.Е.- Нобелевский лауреат.

8 Леонтович В.А., Арцимович Л.А., Фролов К.В., Курчатов И. В.

9 Параметрическое семейство СПД 2

10 Фото ученого.

11 У стены родной школы лето 2008 г.

12 Запись на форзаце книги

13 Фото матери, рисунок ученого, совместное фото и ул. Крайнева, 42.

14 Сноха и внук ученого в гимназии.

15 Увлечения Алексея Ивановича.

16 Награды ученого.

17 Встреча в родной школе.

18 Буклет Морозова, подаренный НОУ

19 «Пятигорская правда» от 16.09.03.

20 «Кавказская здравница» от 23.03.02.

Просмотров работы: 130