Подвиги наших предков

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Подвиги наших предков

Кадырова Э.М. 1
1МБОУ СОШ № 9 им. М.И. Неделина
Тихонова  Е.В. 1
1МБОУ СОШ № 9 им. М.И. Неделина
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

История – это наука, которая изучает жизнь человека в прошлом. Она складывается из событий, явлений, процессов, знакомит нас с поступками людей, которые имеют разные последствия и плохие, и хорошие. Каждый человек становится творцом истории. Его деяния могут быть не заметны, но влияют на дальнейшее развитие села, города, страны. Но есть люди, имена которых навсегда входят в историю. Одним из таких людей стал мой прапрадед Факидов Ибрагим Гафурович – выдающийся учёный-физик. 85 лет назад он стал участником челюскинской экспедиции, целью которой было освоение Северного морского пути. Данная экспедиция закончилась крушением корабля, 104 человека провели два месяца в условиях полярной зимы на льдине, но ни на секунду они не прекратили своей работы по сбору ценнейших сведений. Эти события вошли в историю как подвиг Челюскинцев.

Свою исследовательскую работу я назвала «Подвиги наших предков». Её цель – познакомить моих сверстников с событиями, произошедшими между мысами Северный и Уэлен с членами экипажа ледокола «Челюскин».

Проблема моего исследования состоит в том, что многие события истории нашей страны хоть и имеют большое значение, но стираются в памяти потомков. О подвиге Челюскинцев в СССР знал каждый школьник, а теперь об этом героическом событии помнят лишь наши бабушки и дедушки. Чтобы потомки не забывали о своих героях, нужно о них помнить, рассказывать, брать пример с совершённых ими подвигов.

Гипотеза моего исследования: в семье каждого есть герой, подвигом которого семья может гордиться.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

- познакомиться с литературой, посвященной подвигу Челюскинцев;

- узнать в чем состояла суть работы моего прапрадеда в ходе экспедиции по Северному морскому пути на ледоколе «Челюскин» и каково было её значение для будущих поколений;

- провести интервью с родными, с целью больше узнать о моём прапрадеде Ибрагиме Гафуровиче Факидове;

- провести опрос среди одноклассников, чтобы узнать, есть ли в их семьях предки, поступками которых они могут гордиться;

- подготовить мероприятие для одноклассников, посвященное подвигу Челюскинцев и моему прапрадеду, и статью в школьную газету.

Актуальность моей работы состоит в том, что, зная о подвигах наших предков, мы можем подчерпнуть из них для себя важный урок – урок мужества, героизма, любви к Родине, своим родным, своему труду на благо будущих поколений.

Предметом исследования моей работы являются события, произошедшие в ходе экспедиции на ледоколе «Челюскин», а также научные исследования моего прапрадеда Ибрагима Гафуровича Факидова.

Объект исследования – знание одноклассников о подвигах их предков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данный материал можно использовать на уроках истории, на классных часах, уроках мужества.

Для достижения поставленной цели и реализации задач в ходе своей работы я использовала следующие методы:

- организационные методы – методы планирования, подготовки и построения исследования (подготовка анкеты);

- теоретические – теоретический анализ документов, научных работ, статей периодических изданий по истории экспедиции на «Челюскине» и исследованиях моего прапрадеда;

- опрос учащихся 6 «В» класса;

- методы обработки данных: количественные (оценка, процентирование и составление графиков) и качественные (систематизация материала – подготовка мероприятия и статьи для школьной газеты).

В ходе своего исследования я познакомилась с литературой, посвящённой как экспедиции на ледоколе «Челюскин», так и исследованиям моего прапрадеда. В семейном архиве нашёлся выпуск газеты «Труд» от 21 апреля 1934 года № 94, в которой было напечатано постановление ЦИК «О награждении орденом Красной Звезды участников полярного похода «Челюскина» в 1933 – 1934 году» от 20.04.1934 г. О событиях экспедиции я искала информацию как в исторических исследованиях, так и в художественной литературе. О работе моего прапрадеда я прочла в его статьях научного характера, а также в сборнике рассказов «Поход «Челюскина»: Героическая эпопея», который был издан сразу же после завершения экспедиции.

Мой личный вклад в решение поставленной мною проблемы по итогам работы станут мероприятие для одноклассников о подвиге Челюскинцев и научной работе моего прапрадеда и статья в школьную газету о Факидове Ибрагиме Гафуровиче, его работе в ходе экспедиции и её значение. Я надеюсь, что так о подвиге Челюскинцев узнают мои сверстники и сохранят это событие в своей памяти.

Структура работы исходит из целей и задач исследования: теоретический материал об экспедиции на пароходе «Челюскин» и моем прапрадеде, Ибрагиме Гафуровиче Факидове, представлен в первой главе; практическое исследование – во второй главе; результаты исследовательской работы и их описание – в третьей. По итогам работы сформулированы выводы и в заключении представлены перспективы дальнейшего развития моего исследования.

Глава 1. Подвиг Челюскинцев

Когда-то про экспедицию ледокола «Челюскин» знал каждый советский школьник. 84 года отделяют нас от этих событий. Сегодня только наши дедушки и бабушки помнят эту историю, а большинство молодых людей об этом героическом и драматическом событии вовсе ничего не знают. В Советском Союзе про героев Челюскинцев сочиняли стихи, песни, которые разучивали на уроках музыки, снимали фильмы об этих мужественных и самоотверженных людях.

1.1. Начало освоения Северного морского пути

С начала 1930-х годов в СССР были развернуты большие работы по освоению Северного морского пути как транспортной магистрали. В 1928 году Совет народных комиссаров своим постановлением учредил Арктическую правительственную комиссию, которую возглавил С.С. Каменев. В данную комиссию также вошли ученые и летчики. Комиссия руководила возведением на побережье Северного Ледовитого океана морских и авиационных баз, метеостанций, устанавливала регламент плавания судов. Первыми практическими достижениями работы комиссии были спасение экспедиции Нобиле, потерпевшей аварию на дирижабле «Италия», спасение зазимовавших во льдах океана советского парохода «Ставрополь» и американской шхуны «Нанук».

В 1930 году ученый, геофизик, географ, полярный исследователь Отто Юльевич Шмидт назначается директором Арктического института. Стали разворачиваться большие исследовательские работы в Арктике, строиться полярные научные станции. Было принято серьезное решение – пройти Северный морской путь за одну навигацию. Ледокольный пароход «Сибиряков» отправился в экспедицию в конце июля 1932 года во главе с О.Ю. Шмидтом. Несмотря на то, что в Чукотском море ледокол встретился с тяжёлыми льдами, потерял лопасть винта, лопнул гребной вал, «Александр Сибиряков» вошёл в Берингов пролив, сумев пройти за одну навигацию путь от Северной Двины до Берингова пролива.

В свете данных событий И.В. Сталин дал указание: «Северный морской путь должен стать нормальной действующей транспортной магистралью». 17 декабря 1932 года был создано Главное управление Северного морского пути, которое обладало собственным флотом, авиацией, портами и терминалами. Его начальником стал О.Ю. Шмидт. Главной задачей управления стало освоение этого морского пути, обеспечение его техническим оборудованием, строительство посёлков и многое другое.

1.2. Экспедиция «Челюскина»

О.Ю. Шмидт решив доказать возможность доставки грузов и людей по Северному морскому пути за одну летнюю навигацию из Мурманска до Владивостока, добился передачи Главсевморпути только что построенного парохода. Это судно было специально спроектировано советскими конструкторами-кораблестроителями для плавания во льдах арктического бассейна. Пароход был самым современным по тем временам грузопассажирским кораблём по своим техническим данным. Изначально судно должно было плавать между устьем реки Лены и Владивостоком, отсюда пароход получил своё первоначальное название «Лена». Заказ на его строительство был размещён на датской верфи судостроительного завода «Бурмейстер и Вайн». Это был единственный пароход, построенный в 1933 году, который предназначался для плавания в ледовой обстановке морей Северного Ледовитого океана, подобные суда больше не создавались.

В соответствии с данными изготовителя пароход водоизмещением 7500 тонн был спущен на воду 11 марта 1933 года. Испытательное плавание было проведено 6 мая 1933 года. В пресс-релизе фирмы «Бурмейстер и Вайн» «Грузопассажирское судно «Челюскин» отнесли к судам ледокольного типа.

16 июля 1933 года из Ленинградского порта отчалил легендарный «Челюскин». Он должен был пройти за одну навигацию от Ленинграда до Владивостока. Экспедицию возглавил Отто Шмидт, капитаном был назначен Владимир Иванович Воронин. В очередную полярную экспедицию отправились 112 человек. Кроме команды корабля, здесь были работники-гидрографы, гидробиологи, гидрохимики, физики, персонал, который отправлялся на зимовку на остров Врангеля, и строители для возведения на этом острове домов. Кроме специалистов, на «Челюскине» были писатели, киноработники, художники.

Экспедиция «Челюскина» должна была доказать, что Северный морской путь пригоден для снабжения всем необходимым Сибири и Дальнего Востока. Пароход был назван в честь участника Великой Северной экспедиции Семёна Ивановича Челюскина, который открыл самую северную точку континентальной Евразии – мыс Челюскин. Экспедиция началась в 4 часа 30 минут 10 августа 1933 года из мурманского порта.

До Новой Земли плавание шло успешно. «Челюскин» вошёл в Карское море. Здесь из-за условий плавания обнаружились деформация судна и течь, но несмотря на повреждения было принято решение продолжить путь. В Восточно-Сибирском море стали попадаться тяжёлые льды. «Челюскин» получил вмятины по обоим бортам. Предполагалось, что в Берингов пролив нужно войти не позднее 20 сентября, так как позднее путь будет невозможен. Руководство экспедиции не исключало того, что придется зимовать во льдах. 4 ноября 1933 года судно прошло почти весь путь и вошло в Берингов пролив. На следующий день встречное течение понесло «Челюскин» назад и зажало льдами. Постепенно пароход стало сносить на север. Судно в условиях полярной зимы дрейфовало в Чукотском море.

В феврале 1934 года сжатие льдов стало особенно сильным. 13 февраля 1934 года в 15 часов 30 минут между мысами Северный и Уэлен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов. За два часа до трагедии организованно, без паники, выгрузили на лёд запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолёт и радио. Руководители экспедиции и экипажа сошли с парохода последними, за несколько минут до полного затопления. Не смог покинуть судно завхоз Могилевич, это единственная человеческая жертва в данной трагедии. Его придавило бревном и увлекло в воду.

В ледовый плен попало 104 человека. Началась тяжелая, полная опасностей жизнь спасшихся на льдине. Все, что всплыло на поверхность после крушения корабля, доски, ящики, бочки, вырубали из льда и строили барак, камбуз и смотровую вышку. Из металлических бочек соорудили печки, котлы, посуду. После завершения всех необходимых работ, члены экипажа, экспедиции, строители могли спать в теплом помещении, принимать горячую пищу. Женщины шили из брезента рукавицы, потому что меховые в тех условиях быстро намокали. Для поднятия морального духа был организован стенд, на котором разместили стенгазету «Не сдадимся!». Никто из находившихся на льдине даже не допускал мысли, что Родина их бросит и не спасёт. Ученые ни на один день не прекратили работы по изучению местонахождения льдины, погодных условий и поведения льдов.

Для спасения людей была создана правительственная комиссия под руководством В.В. Куйбышева. По её поручению на Чукотском полуострове занималась вопросами спасения чрезвычайная «тройка» во главе с начальником мыса Северный Г.Г. Петровым.

Первую высадку в лагере экспедиции 5 марта 1934 года совершил экипаж Анатолия Ляпидевского. Он смог только с 29 раза добраться до льдины. В сорокаградусный мороз он приземлился на площадке 150 на 400 метров. Это был настоящий подвиг. С льдины эвакуировали женщин и детей.

Очередного самолёта Челюскинцы дождались только 7 апреля. За 7 дней летчики Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнев, Водопьянов, Доронин вывезли на материк оставшихся на льдине людей. 13 апреля 1934 года лагерь О.Ю. Шмидта прекратил своё существование. Лётчики, спасшие застрявших на льдине Челюскинцев, заслуженно получили звание Героев Советского Союза.

1.3. Участник экспедиции Ибрагим Гафурович Факидов

Мой прапрадед родился 1 августа 1906 года в Крыму в деревушке Хуру-Узень, сейчас это Солнечногорск. По его рассказам его жизнь проходила между виноградниками и морем, кроме помещика русских он даже и не видел.

В 1910 умер его отец. После второго брака матери, Ибрагим со старшим братом переехали к дяде Усеину. Только через 12 лет Ибрагим вновь стал жить с мамой, которая ушла от мужа. В 1922 году он поступил на трехгодичные курсы Симферопольского рабфака. Ему было только 16 лет, а для поступления на рабфак должно было исполниться 18. Делопроизводитель в сельсовете выписал справку, где значилось, что Факидову Ибрагиму 18 лет. Для прапрадеда было трудно учить русский язык, не давалась литература, но по математике и физике он был первым.

В 1925 году Ибрагим Гафурович поступил на физико-механический факультет Ленинградского политехнического университета. После окончания университета поступил на работу в Ленинградский физико-технический институт, где начал свою карьеру с магнитной лаборатории. В 1932 году из ЛФТИ был выделен Уральский физико-технический институт, который разместили в Свердловске. Директор института академик А.Ф. Иоффе направил туда Факидова, как способного и зрелого сотрудника.

Академик Отто Юльевич Шмидт пригласил Факидова на «Челюскин». Радист челюскинцев Эрнст Кренкель в книге «RAEM – мои позывные» вспоминал: «Так на борту появился симпатичный член экипажа – инженер-физик Ибрагим Гафурович Факидов, двадцатисемилетний научный сотрудник Физико-технического института. Этот удивительно талантливый человек до шестнадцати лет не знал ни одного русского слова, но, несмотря на это, за последующие двенадцать лет своей жизни он стремительно достиг многих вершин науки. Скорые на клички челюскинцы прозвали молодого физика Фарадеем.

Работам Факидова придавалось большое значение. Он поставил на судне тончайшую измерительную аппаратуру, и результаты его наблюдений немедленно передавались в Ленинград, решительно отодвигая в сторону одиноких белокрылых чаек, по-прежнему залетавших в опусы наших бравых журналистов».1

Так как целью экспедиции было доказательство пригодности Северного морского пути как транспортной магистрали, перед И.Г. Факидовым поставили задачу – испытать корпус «Челюскина». Такого рода суда должны были сами форсировать легкие льды в случае необходимости и выходить из затруднительного положения, поэтому набор корпуса требовал особой прочности. Физик должен был исследовать все необходимые характеристики, чтобы дать рекомендации для выработки пригодного для условий Северного морского пути грузо-ледокольного судна. Нужно было иметь техническое представление о тех условиях, в которых эксплуатировалось судно. Для этой цели проводили систематическое исследование и выясняли характер и величины усилий, возникающих в корпусном наборе корабля при работе во льдах. Это исследование также должно было выяснить изменения, деформации отдельных деталей набора под действием сил, прикладываемых со стороны льдов к корпусу. Полученные данные нужны были для того, чтобы облегчить работу инженеров, строящих эти суда.

До экспедиции на «Челюскине» подобных работ по изучению деформации корпуса корабля никто не проводил. Принято было решение поставить на «Челюскине» работы по исследования по деформации корпуса. Так было начато систематическое изучение судовых корпусов в ледовых условиях. Осуществлением этих работ занялись Факидов и студент-практикант Ленинградского кораблестроительного института А.П. Апокин.

Исследование усложнялось тем, что встал вопрос о выборе измерительной аппаратуры. Собранные данные должны были решить не только основную задачу, но и помочь выработать наиболее подходящую аппаратуру для исследования судовых корпусов в ледовых рейсах. На «Челюскине» впервые применили электро-звуковой метод изучения деформаций системы профессора И.Н. Давиденкова. Приборы устанавливались на деталях корпуса, деформация которого подверглась изучению. Одни приборы прикручивались к исследуемой детали, другие прикреплялись с помощью электросварки. Работы по окончательной монтировке электро-звуковой установки были закончены в Мурманске.

Исследованию подвергались деформации местного характера. Приборы устанавливались на ряде деталей в различных местах корпуса. Главным образом была охвачена носовая и средняя часть судна. Места расположения приборов менялись в зависимости как от изменения осадки судна, так и от характера льдов, в которых приходилось двигаться. Изучена деформация шпангоутов, поперечных и продольных креплений, угольников жесткости на листах обшивки, измерялся общий прогиб "Челюскина" при ходе на волне помощью оптической трубы и шкалы.

При производстве измерений фотографически фиксировался лёд у бортов, записывалась скорость хода. Работа несколько затруднялась теми поломками, которые происходили в корпусе "Челюскина". Результат давал как количественное, так и качественное представление о деформациях, создаваемых ударами и сжатиями льдов.

Опыт показал, что ряд приборов увеличивал свою погрешность при тех условиях температуры, при которых приходилось работать. Некоторые приборы не были рассчитаны на измерение таких огромных деформаций, какие имели место в корпусе "Челюскина". Некоторые из приборов оказались превосходными. Эти данные позволили заняться разработкой аппаратуры для исследования ледокольных судов для будущей навигации. Для техники исследования деформаций ледокольных корпусов следовало разработать точную и упрощенную аппаратуру, позволяющую вести наблюдения на расстоянии. При наличии такой техники судоводитель смог бы "нащупать" прочность основных креплений водимого им ледового парохода.

Была отмечена довольно высокая аварийность судовых гребных валов у ледоколов. Для будущих работ по испытанию судовых корпусов следовало поставить изучение деформаций гребных валов, чтобы предотвратить сравнительно высокий процент аварийности. Работа грузо-ледокольных судов могла быть облегчена установкой на их борту помп, подающих струю высокого давления. Во многих случаях это могло помочь работе ледокола.

Двенадцать дней до затопления «Челюскина» описаны Ибрагимом Гафуровичем в дневнике. На его страницах рассказывается о работе по измерению колебаний льда.

В сборнике «Поход «Челюскина» Факидов в своем рассказе «Я еще вернусь на север!» так описал день трагедии: «Утром 13 февраля я вновь пришёл в палатку. Колебания продолжались. Пришел и капитан. Размах колебаний возрастал. Капитан ушёл встревоженный. Помогавший мне Васильев говорит:

- Давай выйдем, наверняка на судне поломка.

- Выйдем, - говорю, - только запиши последнюю цифру. Вышли из палатки. Видим, на правом борту судна спускают трап.

Ну, значит - полундра...

И уже через полчаса моя палатка-лаборатория превратилась в жилой дом для наших любимых детишек с их матерями и больными. Я был очень рад, что поставленная нами ранее палатка послужила укрытием от ветра и стужи.

Явившись на судно, я сейчас же побежал в трюмы, где у меня были установлены приборы, измеряющие давление на корпус. Приборы показали огромное давление. Слышу, как трещит корпус, как льётся вода, словно на мельнице, как весь борт хрустит и поёт.

Быстро взбежал по трапу. На палубе началась выгрузка продовольствия и всего необходимого для жизни на льду.

Когда подали команду спасать личные вещи, я побежал за своими дневниками, забрал несколько тетрадок. Когда раньше, сидя в палатке, я замерзал, то бегал в каюту греться, теперь же "Челюскина" не было, а желание пойти в каюту не оставляло меня почти две недели. Подумаешь и сразу вспомнишь, что теперь времена иные...» (Приложение 4)2.

За участие в походе парохода «Челюскин» Ибрагим Факидов в 1934 году был награждён орденом Красной Звезды. В Кремле Михаил Калинин, вручив Факидову орден Красной Звезды № 307, предложил всем награжденным сфотографироваться вместе с членами правительства.

Глава 2. Практическое исследование

Прежде чем подготовить мероприятие моим одноклассникам о подвиге моего прапрадеда и его соратников, я решила провести опрос. Для этого я составила анкету, первый и четвертый вопросы которой имели закрытый характер, второй и третий – открытый. Главной целью данного опроса было выяснить, знают ли мои одноклассники о подвигах, которые совершили их родные, испытывают ли чувство гордости за то, что члены их семей сыграли важную роль в истории нашей Родины. Также результаты данного опроса должны были подтвердить или опровергнуть мою гипотезу о том, что в семье каждого есть герой, подвигом которого семья может гордиться.

После анализа проведенного мною опроса я с полной ответственностью подошла к подготовке мероприятия, посвященного подвигу Челюскинцев и роли моего прапрадеда в этой экспедиции. Для этого я систематизировала весь изученный мною материал, отобрала наиболее важные и значимые события экспедиции на «Челюскине», постаралась просто и понятно изложить суть исследования моего прапрадеда и его значения для будущих поколений, подобрала стихи и песни, посвященные челюскинской эпопеи. На основе этого материала была подготовлена презентация и стенгазета для классного уголка в нашем кабинете. Данное мероприятие должно было познакомить моих одноклассников с событиями 85-летней давности в Чукотском море и обратить внимание на качества, проявленные всеми членами экспедиции и моим прапрадедом в этих событиях, чтобы показать, что подвиг – это не обязательно защита Отечества с оружием в руках, но и кропотливая работа по сбору важнейших сведений, необходимых для развития науки, экономики, международного авторитета твоей Родины.

Для того, чтобы узнать, как можно больше о моем прапрадеде я поговорила с мамой, которая рассказала мне о воспоминаниях моей бабушки о том, каким в жизни был Ибрагим Гафурович Факидов, как относился к родным и друзьям, как выполнял свою работу, какими качествами обладал, какую память о себе оставил последующим поколениям нашей семьи.

Следующим этапом моей работы стала подготовка статьи в школьную газету «Неделинка NEWS» об экспедиции Челюскинцев и моем прапрадеде. Этой статьей мне хотелось познакомить учеников моей школы с человеком, подвигом которого гордится вся наша семья и обратить их внимание на те подвиги, которые совершили их родные, чтобы они о них помнили и испытывали чувство гордости за своих предков.

Глава 3. Результаты исследования

Мною был проведен опрос среди учеников 6 «В» класса, целью которого было выяснить помнят ли мои одноклассники о подвигах своих предков, гордятся ли они тем, что их поступки смогли изменить ход событий истории нашей страны.

Анкету заполнили все ученики моего класса, включая меня.

На первый вопрос, который звучал так: «Есть ли в твоей семье человек, поступок которого ты считаешь подвигом?», предполагалось два варианта ответа – да или нет. 19 учащихся моего класса или 73 % учеников ответили «да». Этот результат говорит о том, что в их семьях старшее поколение – мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди – рассказывают о событиях прошлого, выделяют тех, кого из круга своей семьи считают героями, помнят о них, и хотят, чтобы будущие поколения сохранили эту память. 7 человек или 27 % ответили «нет». Данный результат меня огорчил, ведь он означал, что памяти предков, передачи их наследия, истории и традиций в семье внимания не уделяется, и как результат ребята не знают о поступках, которые возможно имели большое значение для семьи, малой Родины, Отчизны.

На второй вопрос: «Кем тебе приходится этот человек (прадед, дед, отец, брат и т.д.)?» ответили так: 16 человек или 61,5 % - этот человек приходится прадедом, 1 человек или 3,8 % - прапрадед, 2 человека или 7,7 % - дед. 7 человек (27 %) поставили прочерк.

На третий вопрос: «С какими событиями истории нашей страны связан подвиг твоего предка?» ответили следующим образом: 16 человек (61,5 %) связали подвиг своего предка с событиями Великой Отечественной войны, 3 человека или 11,5 % с другими событиями истории России, 7 человек (27 %) поставили прочерк. Ответ на данный вопрос был ожидаем, ведь события Великой Отечественной войны отразились на жизни каждой семьи, в каждой семье есть погибшие в боях и те, кто дошли до Берлина.

На четвертый вопрос: «Гордишься ли ты подвигом своего родственника?» 19 учеников моего класса (73 %) ответили «да», а это значит, что гордость за героев и память о них будет жить в последующих поколениях. 7 ребят (27 %) ответили «нет», данный результат печален, так как поступки наших предков могут нас многому научить, раскрыть в нас хорошие качества, побудить на великие свершения, а этим ученикам некому преподать очень важный для их жизни урок.

В целом результаты опроса дали положительный результат. 73 % ребят помнят и гордятся своими предками, а значит моя гипотеза практически подтвердилась, практически в каждой семье есть свои герои.

После проведенного опроса я провела мероприятие, на котором рассказала об экспедиции на ледоколе «Челюскин», о двух месяцах, проведенных в ледяном плену, об исследованиях моего прапрадеда и их значении для строительства ледокольных грузопассажирских судов, изучении льдов, плавании в условиях морей Северного Ледовитого океана. Одноклассники внимательно слушали мой рассказ, задавали много вопросов, восхищались героизмом и мужеством, проявленным 104 людьми 84 года назад. Мне удалось показать качества, которые раскрывают в человеке чрезвычайные обстоятельства, поступки, на которые человек в них вынужден идти и бесконечную веру в свою Родину, её помощь и признание. Чтобы ребята сразу не забыли о моем рассказе, я разместила в классном уголке газету, посвященную теме моего исследования.

Провела интервью с мамой, которая рассказала мне о моём прадеде, о его жизни, работе, отношении к родным и друзьям.

Окончательным этапом моей работы стала статья, размещённая в школьной газете «Неделинка NEWS» под названием «Подвиг моего прапрадеда». Эта статья рассказала о герое моей семьи. Надеюсь, что ученики моей школы, познакомившиеся с моей статьей, не войдут в то большинство молодых людей, которые ничего не знают о подвиге Челюскинцев.

Заключение

В ходе исследовательской работы мною были сделаны следующие выводы:

1. Я познакомилась с научной и художественной литературой об экспедиции «Челюскина».

2. Я узнала в чём состояла суть работы моего прапрадеда в ходе экспедиции, насколько велико было её значение для дальнейшего изучения ледокольных судов, их проектирования и строительства, а также плавания в условиях морей Северного Ледовитого океана.

3. Провела интервью с мамой, которая рассказали мне о моём прадеде, о его жизни, работе, отношении к родным и друзьям.

4. Мною проведён опрос среди одноклассников, который позволил мне узнать, что 73 % ребят знают, помнят и гордятся героями своей семьи. Данные опроса позволили практически полностью подтвердить мою гипотезу о том, что в семье каждого человека есть герой, подвигом которого можно гордиться.

5. Подготовила мероприятие для одноклассников, посвященное подвигу Челюскинцев и моему прапрадеду, и статью в школьную газету.

Ледокол «Челюскин» был раздавлен льдами, так и не дойдя до Тихого океана. Но несмотря на это, члены экспедиции смогли доказать, что Северный морской путь можно освоить. Научная работа, которую проделали учёные, в том числе и мой прапрадед, дала очень ценный материал. Экспедиция показала, как можно правильно разместить ледокольный флот, чтобы обеспечить проход по морям Северного Ледовитого океана, а исследования моего прапрадеда дали целый ряд рекомендаций по конструкции пароходов для Арктики.

85 лет назад Челюскинцы отправились в путь с важной целью – приумножить мощь и богатство своей Родины.

Моя семья помнит и гордиться работой Ибрагима Гафуровича Факидова. Он стал выдающимся учёным-физиком. У него было много правительственных наград, но особенно он гордился медалями «Почётный полярник», «Изобретатель СССР» и орденом Красной Звезды. Его именем названа улица в крымском селе Малореченское, так о нем помнят на малой Родине.

Моё исследование показывает, что мы должны знать, помнить и гордиться подвигами наших предков.

Список использованной литературы

Исторические источники

Постановление ЦИК «О награждении орденом Красной Звезды участников полярного похода «Челюскина» в 1933 – 1934 году» от 20.04.1934 г.

Литература

1. Белов М. И. История открытия и освоения Северного морского пути. - Т. 4: Научное и хозяйственное освоение Советского Севера 1933-1945 гг. – Л.: Морской транспорт, 1969.

2. Корякин В. С. Челюскинская эпопея. – М.: Вече, 2011.

3. Кренкель Э.Т. RAEM – мои позывные. - М., «Сов. Россия», 1973.

4. Лаппо С. Д. Научные исследования экспедиции на «Челюскине» // Изв. Всесоюз. геогр. о-ва. – 1980. – Т. 92, вып. 4.

5. Ляпидевский А. и др. Как мы спасали челюскинцев. Под общей редакцией О.Ю. Шмидта, И.Л. Баевского, Л.З. Мехлиса. – М.: Правда, 1934 г.

6. Поход «Челюскина»: Героическая эпопея: В 2 т. – М.: Правда, 1934.

7. Сафонов С., Бурлаков Ю. Спасение челюскинцев. - Paulsen, 2016 г.

8. Кренкель Э.Т. RAEM – мои позывные. - М., «Сов. Россия», 1973, с. 160

9. Поход «Челюскина». Том первый. – М.: изд. «Правды», 1934, с. 417

Просмотров работы: 859