История российской конституции

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История российской конституции

Макарова  А.В. 1Макарова О.В. 1
1МБОУ СОШ № 9 им. М.И. Неделина
Тихонова Е.В. 1
1МБОУ СОШ № 9 им. М.И. Неделина
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Конституция является основным законом государства, который регулирует жизнь общества. Главный закон страны сегодня – это основа демократического правового государства в Российской Федерации, в ней воплощена воля многонационального российского народа и признается высшая ценность человека, его прав и свобод. Конституция целенаправленно воздействует на российское общество, благодаря ей все слои согласованно взаимодействуют.

Конституция РФ имеет очень большое значение в жизни страны. Её роль заключается в том, что она вносит порядок в общественные отношения, регулирует отношения между человеком и государством и определяет место каждого гражданина в общественных отношениях. В ней закреплены основные принципы права, функции государственных органов, основные направления их деятельности.

Основной закон страны как юридический акт занимает ключевое место в системе права. Здесь закреплены идеи и принципы, которые определяют жизнь общества, приоритеты в экономике, политике, праве и социальной сфере. Государство и Конституция определяют друг друга.

Конституция современной России прошла долгий путь. Конституционные идеи берут свое начало в XVII веке из решений земских соборов. Европейские революции, ученые-просветители и российская действительность формировали в умах государственных деятелей России и передовых людях своего времени мысли об ограничении монархии, наделении людей гражданскими свободами, роли человека и общества в управлении государством. Опыт прошлого – это гарантия стабильного и счастливого будущего, а значит конституционные идеи и попытки преобразований явились опорными шагами в формировании современного законодательства. Если не знать о том, как все начиналось и развивалось, то не будет понятно, как правильно действовать сегодня, трактовать основные положения Конституции, понимать какими потерями наше государство шло к столь прогрессивному основному закону страны.

Наша работа посвящена истории российской Конституции. Её главная цель – создать брошюру по истории российской Конституции. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. изучить теоретический материал об истории конституционных идей и Конституций в России;

2. проанализировать знания учащихся нашего класса в данном вопросе, выявить какие пробелы в знаниях заданной тематики у них существуют;

3. подготовить занятие для одноклассников, подробно раскрывающее историю российской Конституции;

4. оформить брошюру.

Актуальность нашей работы состоит в том, что мы стоим на пороге во взрослую жизнь, нам необходимо знание и понимание основного закона страны и его истории, а также мы сможем систематизировать материал, который можно будет использовать для подготовки к экзаменам по истории и обществознанию.

Предметом исследования нашей работы являются конституционные идеи в России и их развитие, а также Конституции России.

Объект исследования – знания учащихся нашего класса по истории российской Конституции, их расширение и закрепление.

Практическая значимость нашей работы состоит в том, что подготовленный нами материал можно будет использовать на уроках истории, обществознания и права, на внеклассных мероприятиях, посвященных законодательству нашего государства, проведения викторин, для подготовки к единому государственному экзамену по истории и обществознанию.

Для достижения поставленной цели и реализации задач в ходе своей работы мы использовали следующие методы:

- организационные методы – методы планирования, подготовки и построения исследования (подготовка тестовых заданий, разработка критериев их проверки, подготовка материалов викторины);

- теоретические – теоретический анализ документов, научных работ, статей периодических изданий по истории российской Конституции;

- тестирование среди учащихся 11-го класса по выбранной тематике;

- методы обработки данных: количественные (оценка тестирования, процентирование и составление графиков) и качественные (систематизация материала – подготовка брошюры для подготовки к ЕГЭ).

Структура работы исходит из целей и задач исследования: теоретический материал по истории российской Конституции представлен в первой главе; практическое исследование – во второй главе; результаты исследовательской работы и их описание – в третьей. По итогам работы сформулированы выводы, а в заключении представлены перспективы дальнейшего развития нашего исследования. Этапы проектно-исследовательской работы представлены в таблице (Приложение 1), смета реализации проекта (Приложение 2).

Глава 1. История российской Конституции

Как известно первая Конституция в России была принята почти сто лет назад, в 1918 году. Однако история конституционных идей и проектов, которые так и не увидели жизни, насчитывает почти четыреста лет.

Первые попытки ограничения монаршей власти с помощью закона были предприняты в Смутное время, когда семибоярщина подготовила условия воцарения королевича Владислава на российский престол.

Установление на престоле новой царской династии было решением Земского собора. По важным государственным вопросам первые Романовы также обращались за помощью к Земским соборам, а значит давали возможность людям участвовать в жизни своего государства.

Конституционный характер носили «Кондиции», которые разработал Верховный тайный совет для Анны Иоанновны. Согласно сформулированным верховниками условиям императрица не могла вступать в брак, назначать наследника, объявлять войну и заключать мир, вводить новые налоги, раздавать чины и звания, жаловать земли. Если бы «Кондиции» притворили в жизнь, то Россию ждал бы путь парламентарной монархии или аристократической республики.

Во второй половине XVIII века был создан ряд проектов, которые были направлены на превращение России в конституционную монархию. Итогом работы Уложенной комиссии было некое подобие конституции, но радикальные взгляды дворянства, которые усмотрели в новом Уложении попытку ограничить их вольности, побудили Екатерину II закончить работу над новым законодательным актом.

Видный сановник Н.И. Панин предложил свой проект конституции по шведскому образцу. Данные идеи Панин обсуждал с наследником престола, Павлом, последний даже выразил согласие на их реализацию, но очередной дворцовый переворот не позволил им реализоваться.

Русские просветители – Десницкий С.Е., Радищев А.Н., Новиков Н.И, Фонвизин Д.И. – также выступали за ограничение власти монарха и центральное место в управлении государством отводили народу.

XIX век впервые дал возможность конституционным идеям притвориться в жизнь. Александр I всерьёз задумывался над тем, чтобы даровать Российской империи конституцию. Конституционные проекты были разработаны М.М. Сперанским и Н.Н. Новосильцевым. Проект Сперанского не был реализован из-за неприязни высшего сословия к его персоне и ограничительных мер к дворянским привилегиям. Единственный пункт этого проекта воплотился в 1810 году в создании Государственного совета, который на сто лет стал совещательным органом при императоре. Новосильцев работал над своим проектом вместе с А.Р. Воронцовым, но Грамота так и осталась лежать без дела в столе царского кабинета.

План консервативных преобразований был предложен историком Н.М. Карамзиным, где основным условием существования государства признавалось сохранение самодержавия и его опоры – дворянства. Но этот проект попал под цензуру и даже не был рассмотрен.

Конституции были дарованы царству Польскому и Финляндии, но для Российской империи подобных мер предложено не было.

Конституционные проекты были предложены идеологами «Северного» и «Южного» обществ. «Русская Правда» Пестеля была очень радикальным планом преобразований, имевшем в своей основе республиканские идеи. «Конституция» Муравьева во многом дублировала положения Государственной уставной грамоты Новосильцева, носила ярко выраженный сословный характер и идеи конституционной монархии.

После 1825 года конституционная мысль надолго исчезает, так как Николай I не питал симпатий к идеям ограничения самодержавной власти, поэтому ни одного проекта в годы его царствования составлено не было.

Царь-реформатор Александр II своей смертью закрыл дорогу «конституции Лорис-Меликова», а его сын Александр III выразил крайне негативное отношение к подобного рода преобразованиям и отклонил проект.

Первая русская революция 190-1907 гг. побудила императора Николая II сделать шаг в сторону конституционализма и парламентаризма. Его манифест от 17 октября 1905 года даровал подданным права и разрешил созыв Государственной думы, которая ограничивала его законодательную инициативу.

После отречения Николая от престола наступает новый этап в конституционном развитии России, ведь конституция должна была стать основой нового государства. Вскоре после Октябрьской революции была принята первая русская конституция 1918 года, которая имела особое значение – в мировой истории это была первая конституция государства диктатуры пролетариата.

В свете союзного объединения в 1924 году была принята Конституция СССР, она имела ряд особенностей и неточностей, носила программный характер для дальнейшего развития государства.

Конституция 1936 года была принята в связи с необходимостью обновления всей конституционной системы и переходом страны на новый этап развития, ознаменовавшийся построением основ социализма.

1977 год ознаменовался принятием «конституции развитого социализма». Она претерпела значительные изменения: руководящая роль партии в общественной жизни, хозяйственная самостоятельность и инициатива предприятий. Она была самым нестабильным основным законом, изменялась часто, причем самым радикальным образом.

Распад СССР породил новое государство – Российская Федерация, которое требовало коренного изменения общественного развития. Это изменение пришло в жизнь 12 декабря 1993 года принятием новой конституции, носящей демократический характер. Она стала новым этапом конституционного развития России.

Глава 2. Практическое исследование

1. Оценка знаний учащихся с помощью тестирования

Для оценки знаний учащихся нашего класса мы разработали краткий тест и способы его оценки, содержащий вопросы об истории российской Конституции (Приложение 3). Он был составлен на основе того материала, который изучался ребятами на уроках истории. Главной целью данного тестирования было выявить знание основных этапов истории российской Конституции и конституционной мысли.

2. Подготовка урока по истории российской Конституции

После анализа данных и выявления пробелов в знаниях учащихся мы подготовили урок, подробно раскрывающий этапы формирования конституционных идей в России и истории Конституции. Для этого мы систематизировали весь изученный нами материал, составили презентацию. Данное занятие (Приложение 4) должно было расширить знания наших одноклассников по выбранной теме, обратить внимание на те аспекты, с которыми они были не знакомы.

3. Брошюра по истории российской Конституции для сдающих ЕГЭ по истории и обществознанию

Следующим этапом нашей работа стала подготовка брошюры по истории российской Конституции для тех ребят, которые хотят сдавать ЕГЭ по истории и обществознанию. Это пособие включило в себя все этапы развития конституционных идей и истории конституции, начиная с XVIII века.

Глава 3. Результаты исследования

1. Результаты тестирования (Приложение 5)

Ответ на первый вопрос теста должен был выявить знания ребят о том, когда возникли конституционные идеи в России. Только 25 % (5 человек), проходивших тестирование, имеют представление о началах конституционализма в России.

Второй вопрос должен был показать знания ребят о проектах Сперанского, Новосильцева, Лорис-Меликова и понимания их значения как конституционных. Только 5 % (1 человек) вспомнил все проекты и понимает их суть и значение. Остальные ребята указали неполный перечень, забыв про проект Новосильцева или Лорис-Меликова.

Третий вопрос должен был показать знания о проектах конституции «Северного» и «Южного» обществ. 20 % (4 человека) вспомнили, что именно вышеуказанные тайные общества сформулировали полноценные проекты конституций.

Четвертый вопрос должен был раскрыть знания о периодах, когда конституционная мысль в России находилась в забвении. 20 % (4 человека) точно указали эти периоды, остальные ребята указали либо один, либо ответили неверно.

Пятый вопрос призван раскрыть понимание значения манифеста 17 октября 1905 года и его сущности. 30 % (6 человек) понимают, что документ был важным и прогрессивным для своего времени, но носил лишь декларативный характер и первой конституцией не являлся.

Шестой вопрос касался знаний о том, когда в России первая конституция. Только 20% знают год её опубликования.

Седьмой вопрос должен был раскрыть знания о конституциях советского периода. 35 % учащихся (7 человек) смогли точно вспомнить, когда были приняты конституции в СССР, остальные вспомнили не все необходимые даты.

Восьмой вопрос касается даты принятия действующей конституции. 70 % учащихся дали верный ответ (14 учащихся).

В целом только 25 % ребят (5 человек) показали удовлетворительные знания по истории российской Конституции. А значит, планируемая нами в дальнейшем работа имеет огромное значение.

2. Подготовка урока и его итоги

После проведенного тестирования были выявлены белые пятна в знаниях нашими одноклассниками вопросов истории российской конституции. Мы тщательно поработали с литературой и подготовили презентацию для проведения данного занятия. После занятия мы вместе с ребятами еще раз разобрали тест и проработали те ошибки, которые были ими допущены. После проведенного урока материал вспомнился, и ребята без нашей помощи могли бы написать данный тест на отлично.

3. Подготовка брошюры

Весь проработанный нами материал мы сжали до самых простых и понятных объяснений и собрали в небольшую брошюру (Приложение 6), которую можно использовать для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию. Многие ребята захотели иметь это пособие в своем арсенале, поэтому мы пособие распечатали.

Заключение

В ходе проделанной работы нами были сделаны следующие выводы:

1. В ходе обработки данных тестирования, проведенных среди учащихся нашего класса, выяснилось, что только четверть ребят обладают удовлетворительными познаниями в истории российской Конституции. Мы выявили проблемные места и пробелы в знаниях, чтобы более тщательно подготовить материал к уроку, посвященному данной тематике.

2. В ходе подготовки урока нам пришлось потратить много времени, чтобы кратко, четко и понятно сформулировать основные конституционные идеи и суть российских Конституций, данная работа обобщена в презентации, которую учителя истории и обществознания могут использовать на уроках.

3. Наша брошюра вызвала восторг у ребят, которые собираются сдавать экзамен по истории и обществознанию, так как в ней кратко сформулирован весь необходимый для подготовки материал.

Российская Конституция является главной опорой нашего государства. Ей предшествовали конституционные идеи и проекты XVIII-XIX вв., принятая в 1918 году первая конституция РСФСР. Конституция 1924 года закрепила победу социалистического пути развития в государстве. Затем её расширили и дополнили конституции 1936 и 1977 гг.

Конституция сегодня – прочный фундамент демократического развития России. Это реально работающий документ прямого действия. Гражданин нашего государства должен знать основной закон страны, чтобы грамотно применять все остальные законы своего государства, так как знание правовых норм может гарантировать повышение уровня жизни государства.

Наша работа – это возможность сделать серьезный шаг в отношении расширения знаний законов России, не только нами – авторами, но и теми, кто учится с нами в одном классе. Хотелось бы верить, что в данном случае, поговорка «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты» будет иметь положительную смысловую окраску, ведь мы хотели поделиться своими знаниями с ребятами и заложить в них основы жизни по нормам права нашего государства, дабы сделать её лучше.

Список использованной литературы:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. // Собр. законодательства - 2009. - №4. - Ст.445.

Литература:

1. Авакьян С.А.. Конституционное право России. В 2 т. - М.: Юристъ, 2007. - 784с. - Т.2.

2. Авакьян С.А. Конституция Российской Федерации: Итоги развития // Констит. и муницип. право - 2008 - №23 - С.3-9.

3. Автономов А. Конституция как ценность // Сравнительное конституционное обозрение - 2008 - №3- С.17-19.

4. Аничкин Е.С. «Преобразование» Конституции Российской Федерации (к вопросу о дискуссии вокруг одной правовой категории) // Констит. и муницип. право - 2008 - №22. - С.2-6.

5. Баглай М.В.. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма, 2007. - 784с.

6. Гаврилов А. В чем сила Основного Закона? // Рос. газета - 2003 - 29 августа.

7. Загоровская Т.В. Федерализм в России: Проблемы и перспективы развития // Констит. и муницип. право - 2008 - №14 - С.17-20.

8. Закатнова А. Баглай М. Конституция - рубашка на вырост // Рос. газете - 2003 - 3 октября.

9. Закатнова А. Конституция - это математика свободы. [Глава КС Валерий Зорькин считает, что менять Основной Закон нет необходимости] // Рос. газета - 2003 - 9 декабря.

10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 608с.

11. Кокотов А.Н. Конституция и общество: баланс интересов // ЧиновникЪ - 2003 - №6 - С.15-21.

12. Кравец А. Верховенство конституции - принцип конституционализма // Журнал российского права - 2002 - N 7 - С.15-18.

13. Кравец И. А. Сущность конституций и конституционный процесс: Динамика социально-политического содержания российских конституций // Правоведение -2002. - № 2. - С. 43 - 57

14. Михайлов А. Лицо Конституции // Рос. газета - 2008 - 10 декабря.

15. Эбзеев В.С. Человек, народ, государство в конституционном строе РФ. - М.: Юристъ, 2005. - 120с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Этапы проектно-исследовательской работы на тему «История российской Конституции»

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность научного руководителя

1 Этап. Подготовка

Выбор темы проектно-исследовательской работы – «История российской Конституции».

Проведение вводной беседы с целью:

- формирование первичного представления о знаниях учащихся класса по теме «История российской Конституции» (беседа с учащимися класса);

- формирование интереса к выбранной теме;

- создание условий для дальнейшей творческой деятельности.

2 Этап. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования

1. Выбор цели проектно-исследовательской работы через постановку вопроса «Какой результат предполагается получить?»

2. Постановка задач для достижения цели через вопрос «Что мы должны сделать, чтобы достичь поставленной цели?»

3.Определение объекта и предмета исследования через постановку вопросов «Как рассматривать объект? Какие аспекты и методы выделяет исследователь для изучения объекта?»

4.Определение количества участников проектно-исследовательской деятельности, состава группы

1.Обсуждение темы проектно-исследовательской работы, ответ на поставленный вопрос, постановка цели (создание брошюры)

2.Обсуждение способов деятельности для достижения цели (изучение теоретического материала, проведение анкетирования среди учащихся класса по выбранной тематике, подготовка занятия, оформление брошюры).

3. Выбор в качестве объекта знаний учащихся класса по выбранной теме, выбор способа их исследования (тестирование)

4.Количество участников: 2. Состав группы: Макарова Анна и Макарова Ольга

Помощь в постановке цели, беседа по выбранной теме

Помощь в постановке задач и способов достижения цели

Помощь в разработке вопросов для тестирования

Помощь в определение количества и состава участников группы проектно-исследовательской деятельности

Плановые работы

1.Определение источников информации

2.Планирование способов сбора и анализа информации

3.Планирование итогового продукта и формы его представления

4.Распределение обязанностей среди членов команды

1.Составление плана проектно-исследовательской работы (определение и анализ источников информации, проведение тестирования и обработка результатов, подготовка занятия для учащихся класса, оформление брошюры)

2.Определение основных методов: организационные, теоретические, тестирование, методы обработки данных

3.Планирование итогового продукта (брошюры по истории российской Конституции)

4.Распределение обязанностей: совместные изучение и анализ источников и литературы, совместная подготовка вопросов для тестирования, совместная обработка результатов исследования. Макарова Анна – оформление текста работы, Макарова Ольга – подготовка презентаций для занятия и представления работы

Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков проведения работ (поэтапно)

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: тестирование, изучение используемых источников. Проведение занятия по выбранной теме

Проведение тестирования. Фиксирование информации различными способами: записи, презентация.

Наблюдение, советы. Косвенное руководство деятельностью, координирование основных этапов деятельности

Результаты и выводы

Анализ информации и обработка результатов исследования. Формулировка выводов. Оформление результатов

Анализ информации. Оформление результатов

Наблюдение, советы, корректировка

3 Этап. Презентация готового продукта

Представление результатов работы

Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения

Проверка работы, подготовка вопросов как от рядового слушателя

4 Этап. Оценка процессов и результатов работы

Оценка результатов работы, самооценка

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивание работы учащихся, креативности мышления, качества использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению

Приложение 2

Смета реализации проекта

п/п

Наименование

количество

цена

стоимость

1.

Бумага А4 (500 листов)

2 уп.

295 руб. оо коп.

590 руб. 00 коп.

2.

Папка-вкладыш А4 100 штук

2 уп.

244 руб. 00 коп.

488 руб. 00 коп.

3.

Папка-скоросшиватель, пластиковая, прозрачная, А4

15 шт.

10 руб. 00 коп.

150 руб. 00 коп

4.

Картридж для принтера

1 шт.

1390 руб 00 коп.

1390 руб. 00 коп.

Итого:

2618 руб. 00 коп.

Приложение 3

Тест на тему «История российской Конституции»

1. Когда впервые в Росси появились конституционные идеи (идеи ограничения монархии, участия народа в управлении государства, наделения подданных гражданскими правами)?

1) в XVII в.

2) в XIX в.

3) в XVIII в.

4) в XX в.

2. Кому принадлежали конституционные проекты в XIX в.?

1) Радищев А.Н. 4) Новосильцев Н.Н.

2) Сперанский М.М. 5) Новиков Н.И.

3) Фонвизин Д.И. 6) Лорис-Меликов М.Т.

3. Идеологами каких организаций были сформулированы идеи конституционных преобразований?

1) «Союз спасения» и «Союз благоденствия»

2) петрашевцы

3) «Народная воля» и «Черный передел»

4) «Северное» и «Южное» общество

4. В правление каких императоров не допускались идеи конституционных преобразований?

1) Александр I 4) Александр III

2) Николай I 5) Николай II

3) Александр II

5. Можно ли назвать Манифест 17 октября 1905 года первой конституцией?

1) да 2) нет

6. Когда была принята первая в России конституция?

1) 1905 г.

2) 1917 г.

3) 1918 г.

4) 1922 г.

7. В какие годы существования советского государства были приняты Конституции?

1) 1917 г. 4) 1924 г.

2) 1977 г. 5) 1922 г.

3) 1918 г. 6) 1936 г.

8. Когда была принята Конституция Российской Федерации?

1) 12 декабря 1991 г.

2) 12 декабря 1992 г.

3) 12 декабря 1993 г.

4) 12 декабря 1994 г.

Приложение 4

Приложение 5

Результаты тестирования

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3 Вопрос 4

Вопрос 5 Вопрос 6

Вопрос 7 Вопрос 8

Итоги тестирования

Приложение 6

История российской конституции

Брошюра для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию

МБОУ СОШ № 9 им М.И. Неделина

г. Одинцово

Содержание

Конституционные идеи в России XVIII века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Конституционные идеи в России XIX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Конституционные идеи в России начала XX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

Конституции и конституционные законы советского периода. . . . . . . . . . 26

Конституция Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40

Конституционные идеи в России XVIII века

«Кондиции» для Анны Иоанновны как первые идеи проявления конституционализма в России

«Кондиции», подписанные Анной Иоанновной, явились первым известным подлинным актом ограничения самодержавной власти в России. Хотя попытка членов Верховного тайного совета ограничить самодержавие Анны Иоанновны потерпела неудачу, однако прецедент для будущих многочисленных проектов государственного устройства России был создан.

«Кондиции» были особыми ограничительными пунктами, которые Верховный тайный совет выставил как необходимое условие принятия короны родственницей Петра Великого. Документ значительно ограничивал самостоятельную роль императрицы и закреплял главенствующее положение Верховного тайного совета в новой системе монархии. Вне компетенции Анны Иоанновны оказывались внешнеполитические вопросы, введение новых налогов, производство в чины, производство репрессий, земельные пожалования, распоряжение государственными доходами. Она обязывалась не вступать в брак и не назначать наследников.

Многие считают, что эта попытка могла бы иметь для России в случае успеха историческое значение, направив развитие государства если не по британскому, то по шведскому пути, где власть монарха была ограничена парламентом. Во многом именно шведским примером вдохновлялся основной автор Кондиций – член Верховного тайного совета князь Дмитрий Михайлович Голицын.

По свидетельству современников, Кондиции были только первым этапом более масштабного плана Голицына, который, однако, не был поддержан большинством Верховного тайного совета. Поэтому совет предложил составить проекты будущего государственного устройства Российской империи дворянам.

Сам Голицын предлагал проект конституции, согласно которому абсолютная монархия как таковая в России ограничивалась навсегда, и власть монарха ограничивал аристократический Тайный совет из десяти-двенадцати лиц знатнейших фамилий. Сенат получал исполнительную и высшую судебную власть. Проект так же предусматривал созыв двух представительных палат: палаты шляхетства (200 членов) и палаты городских представителей (по 2 выборных человека от каждого города).

Со стороны дворянства было предложено семь проектов будущего государственного устройства Российской империи. Характерно, что ни один из поданных проектов не требовал восстановления единовластия. Различия же касались технических деталей устройства новых властных институтов и выборной системы. Проект большинства, именуемый в литературе по числу подписавших «Проектом 364-х», предусматривал создание «Вышнего правительства» из 21 «персоны». Это правительство, а также Сенат, губернаторов и президентов коллегий предстояло «выбирать и баллотировать генералитету и шляхетству... а при баллотировании быть не меньше ста персон». Принять такое устройство «верховники» не могли, поскольку им упразднялся Верховный тайный совет в его прежнем качестве и составе. Впредь при выдвижении кандидатов надлежало «более одной персоны из одной фамилии не выбирать». Кроме того, предлагалось создать еще одно «собрание», которое бы назначало на ключевые должности в системе управления и устраняло от этого «Вышнее правительство».

Одновременно активизировались противники ограничения абсолютизма, во главе с архиепископом Феофаном Прокоповичем. Они убедили немалую часть дворянства, что Верховный тайный совет намерен, в обход них, узурпировать практически всю власть.

Ознакомление высших чинов и «знатного шляхетства» с содержанием «кондиций» и других документов, выработанных «верховниками», привело к протесту большей части дворянства против власти «немногих».

Разногласия основной массы дворянства и высшей аристократии из Верховного тайного совета привели к тому, что для подписания вступающей на престол Анне Иоанновне был предложен только краткий перечень ограничительных условий.

Этими настроениями воспользовалась Анна Иоанновна, которая сумела восстановить самодержавие под предлогом обращения к ней группы дворянства с пожеланием отмены «кондиций». 25 февраля 1730 г. в Кремлевском дворце «кондиции» были собственноручно «изодраны» императрицей на глазах «верховников» и дворян. 4 марта Верховный тайный совет был упразднен.

И все же крайне важно, что инициатор отказа России от самодержавия вовсе не был оторван от национальной почвы. Проекты князя Голицына были предтечей российского конституционализма и одновременно восходили к национальной традиции, к исконно русским устоям, куда более древним, чем абсолютизм и даже самодержавие. Дмитрий Михайлович Голицын и его проекты соединяют собой как мостом ту древнюю, давно утерянную Русь и европейское либеральное движение в России последующих столетий.

Инициаторы преобразований были не готовы к открытому, ясному и уважительному диалогу с более широкими слоями общества, к тому, чтобы с ними поделиться правами и политической властью. Это вызвало глубокое отчуждение у тех, кто, казалось бы, должен был приветствовать перемены – в 1730 году это были широкие слои мелкого и среднего дворянства. «Все гарантии для восьми, а против восьми для остальных – где гарантии?» - писал по поводу Кондиций великий историк Сергей Соловьев.

Боясь произвола элиты и не будучи уверено в предсказуемости Верховного тайного совета и его готовности действовать в более широких интересах, чем собственные, российское дворянство предпочло гарантиям жизни, чести и собственности «стабильность» и «твердую руку» самодержца. В результате важнейший возможный поворот в истории России так и не был осуществлен.

Конституционный проект Н.И. Панина и Д.И. Фонвизина

Над текстом первого в истории России конституционного проекта работали Фонвизин и Никита Панин. Текст состоял из двух частей: преамбула «Рассуждение о непременных государственных законах» и набросок конституции. Достоверно известно из бумаг наследника престола Павла (записка, озаглавленная «Разсуждения вечера 28 марта 1783»), что Никита Панин обсуждал с ним этот проект 28 марта 1783 года и наследник согласился со многими его положениями.

По конституционному проекту 1762 г. Панин предлагал создать Императорский совет из шести-восьми советников, при нем четыре статс-секретаря или министра для наблюдения за четырьмя департаментами: иностранных дел, внутренних дел, военного и морского департамента. Точку зрения Панина разделяла группа придворных: А.П. Бестужев-Рюмин, кн. Я.П. Шаховской, гр. М.И. Воронцов, Н.В. Репнин, Екатерина Дашкова, А.Г. Разумовский. Однако в ходе бурного обсуждения проекта Екатерина разорвала уже скрепленный ее подписью документ и бросила список его сторонников в огонь. Но идея конституции была заронена в сознание хотя и узкого круга, но образованного общества.

Следующая редакция Конституции Панина относится к 1773-1774 гг., когда наследник русского престола Павел Петрович достиг совершеннолетия, и вновь встал вопрос о передаче власти законному наследнику. К работе над этой редакцией был привлечен Д.И. Фонвизин.

Фонвизиным к основному проекту было написано обширное введение – «Рассуждение о непременных государственных законах». В основу этой редакции конституционного проекта положен проект 1762 г. Полностью редакция 1773-1774 гг. не сохранилась. Она была сожжена во время налета полиции. Удалось спасти лишь введение – «Рассуждение о непременных государственных законах», которое незаметно вынес младший из братьев Фонвизиных – Александр Иванович. Оно и сохранилось в библиотеке младшего Фонвизина и стало известно его сыновьям – будущим декабристам Михаилу и Ивану Александровичам Фонвизиным.

«Рассуждение…» основано на широкой просветительской аргументации и свидетельствует о разделении и Паниным, и Фонвизиным принципов французского Просвещения: главенства закона, разделения властей и др.

В проекте 1773-1774 гг. появился новый постулат по сравнению с предшествующей редакцией: все возрастающая роль дворянства как опоры государства. Этот принцип заимствован у Ш.Л. Монтескье. Императорский совет в этой редакции заменялся Верховным Сенатом, часть несменяемых членов которого назначалась «от короны», а другая избиралась «от дворянства» – Дворянскими собраниями в губерниях и уездах. Сенату же передавалась полнота законодательной власти.

Третья редакция Конституции Панина – Фонвизина датируется 1783 г. Хотя полного текста этого документа также не сохранилось, в архивах найдены две записки, написанные рукой великого князя Павла Петровича под диктовку умирающего учителя – графа Панина в ходе последнего их свидания. Это своеобразное «Завещание» Панина.

Одна из записок имеет заголовок «Рассуждение вечера 28 марта 1783 года». Это текст конституции, продиктованный Паниным своему воспитаннику. Он открывается положением о главной функции государства, обязанного обеспечить безопасность своим подданным. Далее развивается положение о разделении властей: законодательная власть отделена от власти, законы хранящей и исполнительной. Законодательная может быть в руках Государя, но с согласия государства; власть, законы хранящая – в руках всей нации; исполнительная – «под Государем».

В третьей редакции Конституции Никиты Панина повторяется мысль о роли дворянства, которое должно участвовать в государственной власти через Сенат и министерства.

Вторая записка посвящена министерской структуре и утверждению нового закона о престолонаследовании с «предпочтением мужской персоны». Этой второй запиской Панин убеждал наследника Павла Петровича в его законных претензиях на русский престол.

Сопоставляя содержание этих двух записок, написанных Павлом по следам последнего разговора со своим учителем, можно считать их последующей, третьей редакцией Конституции Панина – Фонвизина. Поиски полного текста этой третьей тайной конституции уводят в царский дворец.

После убийства 11 марта 1801 г. ставшего императором Павла I его сын – новый император Александр I случайно обнаружил в его письменном бюро потайной ящик, где находились «важные документы». Все бумаги отца Александр I поручил разобрать другу Павла Петровича князю Александру Борисовичу Куракину.

Куракин собственноручно снял копию с этих документов и «озаботился оставлением у себя еще одной копии». Еще при жизни Павла I в дом Куракина в качестве секретаря был приглашен Михаил Михайлович Сперанский. Его внимание и необыкновенная тщательность в работе привели к тому, что Сперанский познакомился с «бумагами Павла Петровича». Оттуда, по всей видимости, ведут свои начала идеи будущего великого реформатора о примате закона, принципе разделения властей и, наконец, об ограничении самодержавия в России.

Конституционные идеи в России XIX века

«Введение к уложению государственных законов» М.М. Сперанского

Согласно этой записке Россия должна была стать правовым государством, свободным от деспотизма и рабства.

Население делилось на три группы: дворянство, люди среднего состояния и народ рабочий. Наделяя российских подданных правами, Сперанский принял во внимание идею Монтескье о том, что дворянство есть опора монархической власти: политические права были дарованы только дворянам.

В основу организации государственного аппарата был положен принцип разделения властей. Большое внимание уделялось организации законодательной власти: Сперанский предусмотрел создание целой иерархии дум – волостных, окружных и губернских, увенчанной Государственной думой, по статусу приравненной к Сенату.

Согласно существовавшему административному делению страны, основными территориальными единицами признавались губернии, разделенные на уезды, в свою очередь разделенные на волости. В каждой волости проектировались волостные думы, в состав которых входили бы выборные от казенных крестьян (от 500 один) и все личные земельные собственники. Состав этих дум обновлялся бы раз в три года. Главнейшие предметы ведомства волостной думы должны были состоять: 1) в выборе членов волостного правления, которое, согласно плану, заведовало бы местным земским хозяйством, 2) в контроле над волостными приходами и расходами, 3) в выборе депутатов в окружную (уездную) думу, 4) в представлениях окружной думе о волостных нуждах. Окружная дума должна была состоять из депутатов, избранных волостными думами; компетенция ее была соответствующей компетенции волостных дум, но касалась дел уезда; она выбирала депутатов в губернскую думу, окружной совет и окружной суд.

Губернская дума предполагалась с аналогичной компетенцией, а затем в Петербурге уже ежегодно должна была собираться Государственная дума, образуемая из депутатов всех губернских дум. Впрочем, заседания этой Государственной думы, согласно проекту Сперанского, могли быть отсрочены верховной властью на год; роспуск же ее мог последовать не иначе как после выбора состава депутатов следующей Думы. Председательствовать в Государственной думе должен был государственный канцлер, т. е. лицо назначаемое; работа должна была производиться по комиссиям. Право законодательной инициативы принадлежало бы только верховной власти, за исключением представлений о государственных нуждах, об ответственности должностных лиц и о распоряжениях, нарушающих коренные государственные законы.

Роль координатора законодательной деятельности играл Государственный совет, председателем которого являлся император. Государственный совет должен был состоять из высших государственных сановников по избранию самого монарха; но Государственный совет по плану Сперанского должен был быть не второй законодательной палатой, а совещательным учреждением при монархе, которое рассматривало бы все новые предположения министров и предполагаемые финансовые мероприятия до их внесения в Государственную думу.

Исполнительная власть вверялась министрам, во главе судебных органов стоял Сенат. Сенат должен был превратиться в высшее судилище и состоять из избираемых пожизненно губернскими думами лиц, которые утверждались бы верховной властью.

Однако эта схема не была проведена в жизнь из-за того, что Сперанский оказался в опале. Удалось создать только Государственный совет с законосовещательными функциями, игравший более декоративную, нежели реальную роль.

«Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» Н.М. Карамзина

Это план конституционных преобразований консервативного характера, который Карамзин представил Александру I через великую княгиню Елизавету Павловну. Её суть заключалась в критике внутренней политике императора и в доказательстве необходимости сохранения на вечные времена самодержавия в России.

«Записка...» выражала интересы консервативно настроенной части российской элиты, недовольной реформами Сперанского. Великий русский историк дает в ней краткий очерк истории России, превознося до небес Екатерину II и давая лестные характеристики других российских монархов. Эпоха феодальной раздробленности представлялась ему гибельным периодом; именно междоусобицы были причинами тому, что страну завоевали монголы и вытравили республиканские традиции Древней Руси.

«История наша представляет новое доказательство двух истин: 1) для твердого самодержавия необходимо государственное могущество; 2) рабство политическое не совместно с гражданскою вольностью». Лишь монарх способен решить все задачи, стоящие перед страной, и справиться с неурядицами. Не следует умножать количество государственных учреждений и законов; монарх и есть живой закон. Карамзин негативно относился к проектам ограничения императорской власти Сенатом и другими государственными учреждениями. Монарх не должен быть вписан в систему государственных органов как ее составная часть, он всегда должен быть над ними. Главная опора трона – дворянство; доступ к высшим должностям выходцам из простонародья должен быть закрыт.

Несмотря на свой консервативный характер «Записка...» Карамзина не только не получила ход, но и оказалась под цензурным запретом.

Государственная уставная грамота Российской империи Н.Н. Новосильцева

Работа над «Уставной грамотой» велась безостановочно. Было желание создать такой проект конституции, который действительно мог быть полезен России.

Содержание «Государственной уставной грамоты» во всех ее редакциях сохраняло идеи политической свободы, представительного правления и федерализма.

В «Уставной грамоте» несколько статей отстаивают независимость личности и ее неприкосновенность. Принципы защиты личности заимствованы из английского законодательного свода «Habeas corpus act». Присутствие в «Уставной грамоте» статей о свободе личности доказывает стремление авторов предоставить русскому гражданину не только права гражданства, но и гарантировать свободу личности.

В «Уставной грамоте» представлен и другой европейский принцип законодательства – представительное правление, сопряженное с народоправством.

В «Уставной грамоте» идея представительного правления сочетается с важнейшим принципом разделения властей. Следуя известным европейским конституциям, идея представительного правления должна была бы сочетаться с принципами народного суверенитета. Однако, отступая от общего правила, «Уставная грамота» провозглашала суверенитет русского царя-самодержца: «Государь есть единственный источник всех в империи властей: гражданской, политической, законодательной и военной. Он управляет исполнительной частью во всем ее пространстве…». В четвертой статье подводился итог суверенитету самодержца: «Особа Государя священна и неприкосновенна».

Законодательная власть, хотя и переставала быть компетенцией одного монарха, но не становилась принадлежностью представительного органа власти. Она делилась между императором и Сеймом или между императором и местными сеймами. Государственный Сейм получил право совещательного голоса в проведении закона в жизнь. Последнее слово, в случае прохождения закона в жизнь, оставалось за императором. Принцип разделения властей распространялся и на местные органы власти.

Весьма важной частью правовой основы «Уставной грамоты» стало толкование частной собственности и вводимый имущественный ценз для реализации избирательного права. «Всякая собственность, на поверхности земли находящаяся или в недрах оной сокровенная… признается священной и неприкосновенной. Никакая власть ни под каким предлогом посягнуть на нее не может… Посягающий на чужую собственность осуждается и наказывается как нарушитель общественного спокойствия». Введение имущественного ценза способствовало допущению в Посольскую палату представителей не только дворянства, но и городского населения и разночинной интеллигенции.

В «Уставной Грамоте» сохранялось и очень много элементов феодального права.

Итак, в соответствии с данным документом было необходимо создать двухпалатный парламент под названием Государственный сейм, состоявший из Сената и Посольской избы. В наместничествах, на которые предполагалось разделить территорию России, также должны были быть организованы двухпалатные сеймы. Определенную структуру получил представительный орган власти – Государственный Сейм, состоящий из двух палат: Сенат во время работы Сейма пополнялся новыми сенаторами, назначаемыми царем. Вторую палату представляла палата Земских послов. Она избиралась из послов и депутатов наместничеств по назначению императора.

Грамотой намечалось создание Верховного государственного суда и закрепление прав и свобод подданных.

Главной особенностью Грамоты стало следующее: она отличалась умеренностью, система сеймов не ограничивала власть монарха и не имела шанса стать полноценным парламентом.

В результате «Государственная уставная грамота» так и не вышла за пределы имперской канцелярии Новосильцева в Варшаве. Но, тем не менее, этот правовой документ в большой степени развил конституционную традицию.

«Русская Правда» П.И. Пестеля

Одержимый идеей модернизации России, декабрист Пестель создал самый радикальный в XIX в. политический проект преобразования государственного устройства России и решения крестьянского вопроса.

Главный документ Южного общества декабристов – «Русская Правда» – серьезно и глубоко разрабатывался, но остался незаконченным и не был принят официально тайным обществом.

Пестель предложил республиканскую форму правления. Высшая законодательная власть предоставляется Народной вече. Исполнительная власть сосредоточена в Державной Думе. Ежегодно один из членов Державной Думы выходит и заменяется другим путем выборов. Председателем Думы становится последний, заседающий последний год. В Народной вече также каждый год пятая часть делегатов выбывает и заменяется новыми путем выборов. Председатель Народной вечи избирается ежегодно из числа заседающих последний год.

С целью избежать коррупции вводится еще один орган контрольной «блюстительной» власти – Верховный собор. Он должен состоять из «120 бояр» и назначаться пожизненно из числа самых уважаемых в России государственных деятелей.

По проекту Пестеля крепостное право уничтожалось, провозглашалось равенство всех сословий перед законом. «Русская Правда» гарантировала основные демократические свободы, имущественное право не ограничивалось имущественным или образовательным цензом; все народы России пользовались равными правами, но должны были со временем слиться в единый народ русский.

Пестель мыслил Россию унитарным, сильно централизованным государством.

Вся земля в стране делилась пополам. Одна половина являлась неотчуждаемой общественной собственностью, не подлежала купле или продаже и служила для наделения крестьян (по типу русской общины), вторая половина оставалась в частной собственности. Постановка Пестелем вопроса о праве каждого крестьянина на землю определялась известным принципом идеологии Просвещения – «естественным правом». Пестель утверждал: «Человек может только на земле жить и только от земли пропитание получать».

Арест Пестеля приостановил работу над этим памятником декабристской мысли, доставленным в Верховную следственную комиссию из секретного тайника по доносу.

Конституционный проект Н.М. Муравьева

Никита Муравьев имел блестящие исторические познания. Он доказывает, что конституция должна быть монархической. Конституция Никиты Муравьева использовала опыт Западной Европы. Но она являлась плодом самостоятельного политического творчества на основе переработки западноевропейского и американского политического опыта, и применения его к русской действительности.

Он склоняется к идее конституционной монархии. Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно выводил положение: "Земли помещиков остаются за ними". По его проекту крестьяне освобождались без земли. Но в последнем варианте своей конституции по неясным причинам появилось положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения. Конституция Никиты Муравьева характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным. Муравьев ввел один общий ценз для избирателей - 500 рублей. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах. Лица, избираемы на общественные должности, должны были обладать еще более высоким имущественным цензом: лишь при выборах низшего представителя местного управления - волостного старшины - отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались «все граждане, без изъятия и различия». Но для других выборных должностей ценз сохранялся и был тем значительнее, чем выше была должность; он доходил в некоторых случаях до 60 тыс. рублей серебром.

Женщины по конституции Никиты Муравьева были лишены избирательного права. Кроме того, Никита Муравьев был намерен ввести образовательный ценз для граждан Российского государства. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через двадцать лет после принятия конституции предполагалось ввести обязательное требование грамотности избирателя: неграмотный лишался избирательных прав. Сверх этого конституция Никиты Муравьева вводила еще ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права. Крестьянин-общинник не считался, согласно проекту Никиты Муравьева, «владельцем» - собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограничено.

По конституции Никиты Муравьева должны были быть ликвидированы феодально-абсолютистские учреждения. «Военные поселения немедленно уничтожаются»,- гласил 30-й параграф конституции: военные поселяне должны были немедленно перейти на положение казенных крестьян, земля военных поселений передавалась в общинную крестьянскую собственность. Удельные земли, то есть земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома, конфисковывались и передавались во владение крестьян. Все гильдии и цехи объявлялись ликвидированными. Отменялся «табель о рангах» разделявший военных и гражданских служащих на 14 классов.

Понятие «русский» по конституции Никиты Муравьева не относится непосредственно к национальности - оно означает гражданина Российского государства. Понятие Родины и ее защиты вознесено конституцией Муравьева на большую высоту. Конституция Муравьева утверждала ряд демократических свобод: она провозглашала свободу передвижения и занятий населения, свободу слова, печати и свободу вероисповедания. Отменялся сословный суд и вводился суд присяжных заседателей для всех граждан.

Конституция Никиты Муравьева была ограниченно-монархической. Законодательная, исполнительная и судебная власти в конституции Никиты Муравьева были разделены. По конституции император есть только «верховный чиновник российского правительства», он является представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Император получал большое жалованьеи, если ему угодно, мог за свой счет содержать придворный штат. Все царские придворные по конституции Муравьева лишались избирательного права. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Император не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана.

Будущая Россия представлялась Никите Муравьеву федеральным государством. Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые Муравьев называл державами. Всех держав было пятнадцать. В каждой державе была своя столица. Верховным органом законодательной власти должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась палатой народных представителей. Всякий законопроект должен был три раза читаться в каждой палате. Чтения должны были быть разделены, по крайней мере, тремя днями, посвящаемыми обсуждению закона. Если законопроект принимался обеими палатами, он шел на представление императору и лишь после его подписи получал силу закона. Император мог вернуть неугодный ему законопроект в палаты со своими замечаниями, тогда законопроект обсуждался вторично; в случае вторичного принятия законопроекта обеими палатами проект получал уже силу закона и без согласия императора. Таким образом, принятие закона могло быть отсрочено императором, но не могло быть им самовольно отвергнуто. В державах также должна была существовать двухпалатная система. Законодательная власть принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух палат - палаты Выборных и Державной думы. Державы делились на уезды. Должность начальника уезда, как и все прочие должности в управлении государством, была выборной. Судьи также были выборными.

Несомненно, что проект конституции Никиты Муравьева, несмотря на яркие черты классовой дворянской ограниченности, является чрезвычайно прогрессивным для своего времени. Никита Муравьев хорошо сознавал, какое бешеное сопротивление старых сил может встретить его конституционный проект.

Итак, проект конституции Муравьева осуждал крепостное право и объявлял об его отмене. В нем предлагалось отменить все сословные различия, военные поселения; провозглашалось равенство всех граждан перед законом. Но вместе с тем автор проекта конституции оставался твердым сторонником установления высокого имущественного ценза при занятии любых должностей в государственном аппарате и сохранения за помещиками права собственности на землю.

Конституция Лорис-Меликова

«Диктатор сердца» предлагал создать две комиссии для подготовки законов, касавшихся финансов и местного самоуправления, а также общую законосовещательную комиссию. В состав общей комиссии, помимо чиновников, должны были войти депутаты от губернских земских собраний (по 2 человека от губернии) и городских дум (от крупных городов). Кроме того, предлагалось включить в Государственный совет «от 10 до 15 представлений от общественных учреждений, обнаруживших особенные познания, опытность и выдающиеся способности». Таким образом, при Государственном совете создавался как бы зародыш парламента – не с законодательными, а всего лишь с совещательными функциями.

Александр II одобрил проект М.Т. Лорис-Меликова, но вскоре был убит. Так Россия осталась без своей первой конституции.

Конституционные идеи в России начала XX века

Высочайший Манифест от 17 октября 1905 года является законодательным актом верховной власти Российской империи. Принятый под давлением всеобщей октябрьской политической стачки и, прежде всего, забастовки железнодорожников, Манифест даровал обществу демократические свободы и обещал созыв законодательной Государственной думы. Главное значение Манифеста состояло в том, что он распределил ранее единоличное право императора между монархом и законодательной Государственной Думой. В результате принятия Манифеста императором были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи, ставшие фактически первой российской Конституцией.

Российским подданным Манифестом 17 октября предоставлялись гражданские свободы, а будущая Государственная дума наделялась законодательными правами вместо законосовещательных, обещанных ранее 6 августа. Помимо принятия мер по «устранению прямых проявлений беспорядка», на правительство было возложено выполнение трех задач: даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов; привлечь к участию в Думе те классы населения, которые совсем лишены избирательных прав (речь шла о рабочих); установить, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы. В то же время император сохранял право распускать Думу и блокировать ее решения своим правом вето.

Помимо Государственной Думы, Манифест 17 октября 1905 года изменил и функции остальных высших государственных учреждений империи. Указом от 19 октября 1905 года Совет министров превратился в постоянно действующий орган, ответственный перед царем. То есть он не стал кабинетом в европейском смысле, так как был ответственен не перед Думой. Министров также назначал император. Государственный Совет указом от 20 февраля 1906 года был превращен в верхнюю палату парламента как противовес Думе. Теперь половина членов Госсовета назначалась царем (в том числе председатель и вице-председатель), а другая половина избиралась от земств, дворянских собраний и университетов.

Однако надежды на «умиротворение» России не оправдались, так как Манифест был в левых кругах расценен как уступка самодержавия, а в правых - как царская милость. Это, в свою очередь, определило весьма противоречивый и половинчатый характер преобразований, связанных с осуществлением провозглашенных Манифестом гражданских свобод. Прямым следствием выхода Октябрьского манифеста стало появление легальных политических партий, профсоюзов и других общественных организаций, а также легальной оппозиционной печати.

23 апреля 1906 года, за четыре дня до начала работы Думы Николай II именным указом утвердил «Основные законы» (Конституцию) Российской империи, подготовленные специальной комиссией во главе с С.Ю. Витте. Сам граф определял устанавливаемый режим как «правовое самодержавие». Конституция широко декларировала основные свободы и права: судебная защита частной собственности подданных (принудительная конфискация последней допускалась только по суду и при предварительном равноценном возмещении); право на адвокатскую защиту в случае ареста и передачи дела в суд присяжных; право свободно выбирать местожительство и беспрепятственно ездить за границу. Из Основных законов было устранено определение власти царя как неограниченной (он осуществлял законодательную власть вместе с Думой и Госсоветом), но сохранялся титул «самодержавный». Прерогативами царя объявлялись: пересмотр основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами, объявление войны и заключение мира, объявление исключительного и военного положения, право чеканки монеты, назначение и увольнение министров, помилование осужденных и общая амнистия. Но императорская семья была неподсудна по гражданскому и уголовному законодательству.

Конституции и конституционные законы советского периода

«Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»

После прихода партии большевиков к власти в октябре 1917 года в результате вооруженного переворота для нее стал актуальным вопрос законодательного закрепления своего положения в качестве единственной правящей партии на территории России. Существовавшая до этого времени государственная система была разрушена полностью, для построения новой необходимо было принять основополагающие, имеющие конституционное значение законы.

Первые конституционные законы появились на II съезде Советов, а первым таким законом, имеющим обобщающий характер, стала разработанная В.И. Лениным «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятая III Всероссийским съездом Советов. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя - национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.

В Декларации были зафиксированы основы государственного строя: «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам».

Провозглашалось, что Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик, однако при этом не устанавливалось конкретных форм федерации. В Декларации отмечались также основные принципы советской внешней политики. Таким образом, Декларация в течение какого-то времени могла выполнять функции Конституции. Она была как бы временной Конституцией строящегося на обломках старой империи государства.

Конституция 1918 года

Революционные завоевания трудящихся нуждались в конституционном закреплении. Поручение о разработке проекта Основного закона Советской России было дано ВЦИК III Всероссийским съездом Советов. Учитывая эти пожелания. 8 апреля 1918 г. Президиум ВЦИК создал Конституционную комиссию из 11 членов под председательством И.В. Сталина и Я.М. Свердлова. В комиссию вошли шесть наркомов и пять представителей от ВЦИК, представлявшие большевиков и эсеров (левых и максималистов).

На V Всероссийском съезде Советов, 10 июля 1918 г. был принят один из четырех рассматривавшихся проектов Основного закона РСФСР. 19 июля 1918 г. Конституция была опубликована в Известиях ВЦИК и с этого момента вступила в силу.

Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

II. Общие положения Конституции РСФСР;

III. Конструкция Советской власти (организация советской власти в центре и на местах);

IV. Активное и пассивное избирательное право;

V. Бюджетное право;

VI. О гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась социальная основа новой государственности – диктатура пролетариата и ее политическая основа – система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок действия Конституции определялся как "переход от капитализма к социализму".

Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из нескольких национальных областей.

Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР – Совет Народных Комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты. В городах и селениях создавались городские и сельские советы.

Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменение Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности; основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

Законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.

Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие Советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. В пределах своей территории местным Советам предоставлялись широкие полномочия по реализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование «демократического централизма».

Явно политизированными являлись положения избирательной системы. К выборам допускались только отдельные социальные слои, в отношении которых не допускались ограничения по признакам пола, национальности, образования, вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся». Конституция допускала лишение «эксплуататоров» любых прав, если эти права используются в ущерб «трудящимся». Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяет рассматривать избирательное право Конституции 1918 года как всеобщее.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в Советы. Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффективный, так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования.

В Конституции обозначались только те права и свободы, которые могли обеспечиваться государством без дополнительного финансирования: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы. Но конституционно не закреплялось, например, право на образование – не было материальных средств. Однако демократия была только для трудящихся. Конституция не признавала формального равенства прав. Конституция закрепляла всего две обязанности: трудиться и защищать социалистическое отечество.

В целом Конституция 1918 г. заложила правовую основу и новую идеологию для изменения структуры старой власти и законодательства. С ее принятием политический режим в стране законодательно приобрел четко выраженный классовый характер. Демократия сохранялась только для определенной части населения. Все классы, кроме рабочих и беднейшего крестьянства, становились фактически бесправными. Они лишались не только политических свобод, но и гражданских, экономических. Подобная политика способствовала не поиску компромиссов, а разжиганию взаимной ненависти между классами и в целом в обществе.

Конституция 1918 г. отличается значительным количеством программных положений, определяя направления дальнейшего государственного строительства. Некоторые статьи Конституции носят чисто политический характер, они ориентированы на все мировое сообщество.

По сравнению со всеми последующими первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Данная Конституция характеризуется наивысшей степенью идеологизированности, некоторые ее статьи направлены на все мировое сообщество. Одной из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашается беспощадное подавление эксплуататоров. Избирательные права граждан, за исключением рабочих, ограничены. Конституция закрепила федеративное устройство России.

Конституция 1924 года

Конституция СССР 1924 г.– это первая союзная Конституция. Она была принята ЦИК СССР 6 июля 1923 г. и единогласно утверждена 31 января 1924 г. II Всесоюзным съездом Советов СССР.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.Договор подразделялся на 11 глав, а главы – на 72 статьи.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР,прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик.

Первая союзная Конституция дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены:

- внешние отношения и торговля,

- решение вопросов о войне и мире,

- организация и руководство вооруженными силами,

- общее руководство и планирование экономики и бюджета,

- разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.

Верховным органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. При этом устанавливалась система непрямых выборов делегатов съезда.

В период между съездами верховным органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик).

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган – Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.

Каждая республика, входящая в СССР, имела свой Совет народных комиссаров (из несоюзных и объединенных комиссариатов), союзные комиссариаты посылали туда своих уполномоченных. ЦИК союзной республики не мог приостанавливать решения СНК СССР, но мог обжаловать их в ЦИК.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями.

По Конституции центр получал значительные полномочия для контролирования периферии. Конституция ставила целью создание новой политической культуры — «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.

Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. В Конституции получил отражение национальный характер федерации.

Конституция СССР 1924 г. действовала до 1936 г. 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.

Конституция 1936 года

5 декабря 1936г. VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР была утверждена новая Конституция СССР.

Политической основой СССР являлись Советы депутатов трудящихся, экономической основой – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.

Конституция СССР 1936 г. преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся.

Провозглашалось, что Конституция закрепила победу в СССР социалистических общественных отношений и создание таких основ социализма, как ликвидация эксплуататорских классов, господство социалистической собственности, наличие дружественных классов – рабочих, крестьян и народной интеллигенции, наличие всеобщего избирательного права и др.

В данной Конституции появились новые главы: об общественном устройстве, о местных органах государственной власти, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе.

Конституция СССР 1936г. состояла из 13 глав, включающих 146 статей.

Глава I рассматривала вопросы общественного устройства. В ней отражалось наличие в обществе дружественных классов рабочих и крестьян. Государственное руководство обществом, согласно Конституции, осуществляет рабочий класс как передовой класс.

В главе II отражались принципы советского социалистического федерализма, добровольность объединения равноправных советских союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик, закреплялся суверенитет союзных республик. Конституция определяла перечень вопросов, относящихся исключительно к компетенции Союза ССР.

В главах III-VIII Конституции СССР рассматривались организация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов власти. Высшим органом государственной власти в СССР стал Верховный Совет СССР, избиравшийся на четыре года. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Верховный Совет СССР избирал Президиум Верховного Совета СССР и Правительство СССР – Совет Народных Комиссаров. Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся Президиум Верховного Совета СССР. Совет Народных Комиссаров являлся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР.

Аналогично высшим органам власти и управления СССР формировалась система органов власти и управления союзных и автономных республик.

Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах были Советы депутатов трудящихся, которые избирались гражданами СССР на срок в два года.

Глава IX Конституции СССР была посвящена избирательной системе СССР. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР, достигшим 18-летнего возраста. Каждый гражданин имел один голос. Женщины пользовались правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.

В главе X Конституции СССР рассматривались основные демократические права и свободы граждан СССР: право на труд; на отдых; на материальное обеспечение в старости; право на образование; равные права граждан СССР независимо от пола, национальности и расы; свобода совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций; неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки; право граждан СССР на объединения в общественные организации.

В Конституции СССР также были закреплены и обязанности граждан СССР: соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную социалистическую собственность.

В главе XI были закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры: рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей, принцип независимости судей и подчинения их только закону, открытое разбирательство дел (за некоторыми исключениями), обеспечение обвиняемому права на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики либо автономной области с обеспечением для лиц, не владевших этим языком, переводчика, а также право выступать на суде на родном языке.

Высший надзор за исполнением законов всеми народными комиссариатами и подведомственными им учреждениями, а также отдельными должностными лицами и гражданами СССР Конституция возлагала на Прокурора СССР. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначались Прокурором СССР сроком на пять лет. Органы прокуратуры должны были осуществлять свои функции независимо от местных органов власти, подчиняясь только Прокурору СССР.

В главе XIII устанавливался порядок изменения Конституции СССР. Она могла быть изменена только по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из палат.

Конституция 1977 года

Конституция СССР 1977 года – конституция СССР, действовавшая с 1977 по 1991 год. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему. Вошла в историю как «конституция развитого социализма».

8 октября новая Конституция СССР была опубликована во всех газетах страны.

Структура Конституции

Преамбула

Раздел 1. Основы общественного строя и политики СССР:

Раздел 2. Государство и личность

Раздел 3. Национально-государственное устройство СССР:

Раздел 4. Советы народных депутатов и порядок их избрания:

Раздел 5. Высшие органы государственной власти и управления СССР:

Раздел 6. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках:

Раздел 7. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор:

Раздел 8. Герб, флаг, гимн и столица СССР

Раздел 9. Действие конституции СССР и порядок её изменения

В преамбуле Конституции в общем виде был оценён исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после Октябрьской революции. Была дана характеристика советского общества как «развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму». Также в преамбуле сказано, что Конституция сохраняет принципы предыдущих Конституций.

Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества. СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшейся ядром политической системы СССР. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций, что было значительным отличием от прежних Конституций.

О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации».

В главе 2 зафиксирована основа экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная.

Был закреплен принцип государственного планирования экономики, вместе с тем предполагалось сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов, и стимулов.

В новой Конституции был введён новый Раздел IV – «Советы народных депутатов и порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов – с 2 до 2,5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет, в Верховный Совет СССР – до 21 года (ранее – 23 года).

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти – Верховном Совете и Совете Министров СССР. В разделе VI были обозначены органы власти союзных и автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись местные Верховные Советы и Советы Министров.

Раздел III определял национальное и государственное устройство Союза, а также, как и все предыдущие Конституции СССР, закреплял право республик Союза на свободный выход из состава СССР. Данное положение сыграло заметную роль в распаде СССР в 1991 году.

Конституция Российской Федерации

Конституция Российской Федерации была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, который был признан состоявшимся, в нем приняло участие 54,8 процента избирателей. За Конституцию из них проголосовало 58,4 процента, против - 41,6 процента. Таким образом, новая Конституция РФ была принята примерно 30 процентами избирателей. Это был очень важный шаг в конституционной реформе.

Конституция России состоит из преамбулы и двух разделов.

Преамбула, вводная часть, не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение, так как в ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции.

Констатируется, что Конституция РФ принимается многонациональным народом РФ, в ней называются цели, реализация которых является основной задачей государства:

- утверждение прав и свобод человека,

- утверждение гражданского мира и согласия в РФ,

- сохранение исторически сложившегося государственного единства,

- возрождение суверенной государственности России,

- утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

- обеспечение благополучия и процветания России.

В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей, в главе об основах конституционного строя утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной. Признается многопартийность, идеологическое многообразие.

Во второй главе Конституции установлены основные права и свободы человека и гражданина в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Вполне определенно утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной из основополагающих в Конституции.

В третьей главе закреплено федеративное устройство России. После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 года Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию. В настоящее время территория РФ состоит из территорий ее субъектов, которыми являются: республики в составе РФ, края, области, города Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, автономные округа, автономная область. Субъектам федерации удалось найти компромиссную формулу сочетания общих и частных интересов, каждый из них получает конституционные возможности для своего полноценного развития. Россия остается единой для всех россиян.

Остальные главы посвящены организации государственной власти:

Глава 4. Президент РФ.

Глава 5. Федеральное собрание.

Глава 6. Правительство РФ.

Глава 7. Судебная власть.

Глава 8. Местное самоуправление.

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Все субъекты конституционно-правовых отношений, включая и дипломатические, и консульские представительства иностранных государств, представительства международных организаций, их сотрудников, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом, а также иных законно находящихся на российской территории иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Просмотров работы: 1602