Великая Отечественная война глазами участника через его дневник-воспоминание

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Великая Отечественная война глазами участника через его дневник-воспоминание

Дабажапов Д.В. 1Бабуев  Ж.М. 1
1МОУ "Южно-Аргалейская СОШ"
Жамсаранова Б.Б. 1
1МОУ "Южно-Аргалейская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

История страны складывается из судеб людей. В последнее время большое значение в исследовании фронтового быта советских солдат, боевых событий в годы Великой Отечественной войны, играют исторические источники личного характера, как дневники, мемуары, письма. Сегодня можно открыть любой учебник по истории, другую литературу, различные сайты в интернете и найти точные описания военных действий, узнать о судьбах отдельных солдат и военачальников. Сохранился достаточно большой массив разнообразных документов, содержащих информацию о войне.

 Но если рассматривать дневники и мемуары в качестве источника в этом вопросе, можно сказать, что они являются очень ценным и важным материалом по истории Великой Отечественной войны. Они позволяют увидеть происходившее глазами людей, переживших такое великое и страшное событие. В то же время потенциал этого источника в воссоздании фронтовой действительности, измерение войны глазами участника через его личные записи до сих пор недостаточно использован исследователями. В этом мы видим актуальность и новизну своего исследования.

Очень ценным документом является сохранившийся рукописный дневник уроженца нашего села Батуева Базаргуро, который прошел от начала до конца всю Великую Отечественную войну, – уникальная тетрадь воспоминаний об этом тяжелом историческом времени.

 Цель работы: исследовать исторический документ личного происхождения – дневник –воспоминание участника Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. Изучить основные виды источников личного происхождения для исследования фронтового быта солдат в Великую Отечественную войну;
  2. Познакомиться с дневником – как жанром мемуарной литературы, отражающим субъективно реальные эпизоды войны;
  3. Проанализировать воспоминания о фронтовых событиях по дневниковым записям участника войны;

 Объект исследования: дневник – воспоминание участника войны

Предмет исследования:  отражение фронтового быта солдата в дневниковых записях

Гипотеза: изучив личный дневник-воспоминание участника войны, мы получим возможность как бы непосредственного соприкосновения с суровым временем 1941-1945 годов и по-новому оценим фронтовой быт солдат; убедимся, что дневник является ценным, незаменимым источником в данном направлении.

Методы и приемы: теоретико-методологический и сопоставительно-сравнительный анализы, консультации, беседы.

Важным моментом в данном исследовании является то, что научный руководитель работы – дочь ветерана войны, автора дневника. Поэтому все, что описано в дневнике прочувствовано, прожито, пережито как бы совместно с автором, и живы в воспоминаниях рассказы отца о войне.

Для решения целей и задач исследовательской работы, для подтверждения своей гипотезы, на первом этапе своего исследования мы изучили научную литературу по жанрам мемуарной литературы, отражающих исторические моменты военного времени.

1.Варшавский, Д. И. Мемуары, дневники и письма как исторический источник в вопросе изучения фронтового быта советских солдат в Великой Отечественной войне.

  1. Тажидинова И. Г. Дневники Великой Отечественной войны1941 − 1945 гг. Статья посвящена научному анализу содержания дневников советских граждан, относящихся к периоду Великой Отечественной войны.

На втором этапе работы основным источником нашего исследования стал исторический документ личного происхождения – дневник-воспоминание ветерана войны нашего села Батуева Базаргуро, в 1940 году призванным на службу в армию, прошедшим всю войну, вернувшимся домой только в конце 1945 года. Познакомились с биографией ветерана, по дневниковым записям посмотрели на войну глазами молодого солдата, испытали невероятные чувства.

Анализируя воспоминания, мы выявили, что очень подробно, даже детально описываются первые бои на передовой, видимо, это связано с большим душевным потрясением, эмоциональным всплеском в начале войны. Большая часть воспоминаний связана с самыми тяжелыми 1942 - 1943 годами, когда приходилось обороняться, отступать, много боевых товарищей, с которыми начинали службу, полегли в Брянских лесах, под Калугой, под Москвой.

Упоминаются много имен и фамилий, что может являться ценным историческим источником для поколений.

Также мы убедились, что жизнь человека, во многом зависела от случайностей и наш герой в полной мере испытал это на себе, когда чудом избегал смерти.

В первую очередь, человек всегда думает об удовлетворении своих первостепенных естественных надобностей, таких как пища и сон, это отражается и его воспоминаниях.

 Увидели глазами очевидца страшные картины после освобождения концлагеря Освенцим, разрушения городов и сел, недоброжелательного, даже враждебного отношения к советским солдатам жителей Западной Украины.

Но, несмотря на это, описывает красоту природы Польши, Украины, Германии, которую он видел уже в конце войны, несмотря на огромную разруху. По воспоминаниям мы поняли, что человек, пройдя через все ужасы войны, не ожесточился, сохранил в себе хорошие человеческие качества. Уже в зрелом возрасте, наш герой сочинял стихи о том времени, о своих земляках, не вернувшихся с войны, ведь на его руках умер друг-земляк из Цокто-Хангила.

Очень интересным было то, что из дневника мы узнали, что на таком большом пространстве войны могли быть встречи, пусть и минутные, со своими земляками – бурятами, даже из своего села.

Данное исследование позволило нам провести измерение войны глазами непосредственного участника и получить уникальную возможность изучения этого ценного исторического документа.

Практическая значимость данного исследования в том, что солдатов Великой Отечественной, очевидцев тех событий остается совсем мало, в нашем селе уже нет никого, поэтому данный исторический документ представляет ценность для ещё более детального изучения. В исследовательской работе мы не раскрыли, не проанализировали все записи, поэтому этот дневник, может быть, поможет взглянуть на те события по-иному.

Выводы: 1. Из источников личного происхождения воспоминания представляют наибольший интерес, что обусловлено полнотой и информативностью материала. Можно даже сказать, что они являются основными источниками в данном вопросе.

  1. . У автора наблюдается перекрещивание жанров дневника и воспоминаний, что является, по мнению исследователей, распространенным явлением.
  2. По спектру сюжетов, передающих настроения и жизненные ситуации человека в военное время, обилию подробностей и затрагиваемых тем, изученный дневник является ценным, практически незаменимым документом о войне.

Теоретическая часть

Глава 1. Основные виды источников личного происхождения для исследования фронтового быта солдат в Великую Отечественную войну.

  • Мемуары и письма как источник фронтовой жизни солдат.

 В отечественной исторической науке изучению Великой Отечественной войны всегда придавалось большое значение.

В рамках исследования фронтового быта, основными видами источников являются мате- риалы личного происхождения, а именно: мемуары, дневниковые записи и письма с фрон- та. Ниже приведем характеристику этих материалов и использование их в качестве источников по изучению фронтового быта солдат на войне:

  1. Мемуары.

 Согласно Большой Советской Энциклопедии:  «Мемуары  (франц.  mémoires, от лат. memoria – память), воспоминания о прошлом, написанные участниками или современниками  каких-либо  событий.  Создаются на основе личного опыта их авторов, но осмысленного в соответствии с их индивидуальностью и общественно-политическими взглядами   времени   написания    мемуаров» [4, с. 64-65].

То есть мемуары всегда пишутся по прошествии некоторого времени после описываемых событий, когда человек может подвести итоги, сделать соответствующие выводы и многое осмыслить. Однако написание воспоминаний преследует и другую цель - они носят еще и назидательный характер для потомков. 

          В любых воспоминаниях военных, принимавших участие в боевых действиях, встре- чается описание быта на фронте. Этот вопрос невозможно обойти стороной, когда человек начинает вспоминать свою жизнь на войне. Разумеется, имеются в виду воспоминания рядового и младшего офицерского  состава, как непосредственных участников боевых действий на передовой. В первую очередь человек всегда думает об удовлетворении своих первостепенных естественных надобностей, таких, как пища и сон, это отражается и в его воспоминаниях: «Окоп выкопал, танком наехал, брезентом застелил и печурку к днищу подвесил, выведя трубу наружу, – вот и весь ночлег»… «Кормили раз в день – вечером привезут, и завтрак, и обед и ужин [1, с. 197].

Не обходят фронтовики стороной в своих воспоминаниях моменты отдыха и досуга, такие, как приезды в боевые части агитбригад и оркестров в периоды затишья: «Раз или два в месяц в части корпуса наезжал фронтовой ансамбль песни и пляски. Случалось, что из Москвы прикатывали артисты. Тогда наши артисты и гости из столицы давали по несколько концертов днем и вечером, чтобы как можно больше солдат и офицеров смогли приехать с передовой и посмотреть…»  [2, с.187].

Но в мемуарах, как отмечают исследователи, есть и недостатки. Во-первых, отражается только личное восприятие событий, иногда даже сильно искажающее их. Во-вторых, воспоминания, как правило, пишутся на склоне лет, когда многие подробности и некоторые события уже забылись. Это становится причиной неточностей и огрехов в хронометраже описываемых дат.

Война наносит глубочайшую душевную травму любому ее участнику, и вспоминать некоторые эпизоды, связанные с переживаниями, весьма тяжело, а порой в принципе невозможно, так как мозг блокирует воспоминания, нанесшие психике наибольший вред. Поэтому человек старается всячески обойти такие моменты, а то и вовсе не помнит их или помнит фрагментами: «Бой в окружении – это не то, о чем хочется вспоминать» [4, с. 54]. И еще: «…Дальнейшие события мелькали как кадры кинопленки. Только часто хотелось  зажмурить  глаза…» [4, с. 80]. Также причиной недомолвок и пробелов в воспоминаниях участников боевых действий может являться осознанное замалчивание некоторых эпизодов и событий, участниками которых им довелось побывать.

  1. Фронтовые письма.

Еще одним важным эпистолярным источником   являются   письма   солдат-фронтовиков, адресованные родным и близким. В этих письмах они делятся событиями и переживаниями, волнующими их в данный момент, рассказывают о своей жизни и достижениях на фронтах.        

Писали в основном, химическим карандашом, который не стирается и эти письма дошли до наших дней. У нашего ветерана также есть три письма, отправленных им домой. Письма из  дома имели огромное значение для поддержания  боевого духа солдат. Они являли собой единственную связующую нить с родными и близкими бойцам людьми. При работе с письмами необходимо учитывать некоторые особенности этого своеобразного вида источников.

Основным недостатком фронтовых писем как исторического источника является их сжатость, вызванная зачастую недостатком бумаги или свободного времени. Не стоит сбрасывать со счетов и такой немаловажный фактор, как действие военной цензуры. Проверке подвергались абсолютно все письма, идущие с фронта. Эти действия были направлены на недопущение утечки секретной информации и проникновения нежелательных настроений из фронта в тыл. [1., с. 4]. Тем не менее из солдатских писем можно извлечь информацию по интересующим исследователя вопросам, касательно эпизодов фронтового быта. Вот как отзывается о своем обмундировании рядовой С.И. Бобров в письме родственникам 7 декабря 1941 г.: «Нас еще не обмундировали, только дали мне ботинки да обмотки, так как сапоги изорвал вдрызг. Ну, а каково ходить и заниматься на улице при таком морозе в ботинках, когда нет шерстяных носок?» [3, с. 47]. Такое положение оспаривает письмо политрука Н.С. Клочкова своим родным от января 1942 г.: «Одет я тепло: хорошая шуба, шинель, ватные куртка и брюки, новые валенки и теплые рукавицы. Морозы у нас стоят крепкие – 35-38 градусов, но они нам нипочем» [3, с. 55].

Если сравнивать письма с воспоминаниями в качестве источника по истории по- вседневности, то у первых есть значительное преимущество в точности датировки  описы- ваемых событий, зато воспоминания предоставляют более подробную информацию

  • Дневники как жанр мемуарной литературы.

Совершенно особое место в ряду этих документов личного происхождения занимает такой жанр мемуарной литературы, как дневники.

«Дневник – жанр мемуарной литературы, для которого характерна форма повествования от первого лица, ведущегося в виде повседневных, обычно датированных, синхронных с точки зрения системы отражения действительности, записей. Последние два десятилетия характеризуются необычайно возросшим интересом к исследованию «автодокументальных» текстов вообще и дневников в частности. Появилось даже слово «дневниковедение», означающее область филологии, отдельную от изучения близких жанров: автобиографий, мемуаров и писем.  Дневник отличает предельная искренность и доверительность.» [1, с.12 ].

А дневники Великой Отечественной войны являются «живыми» свидетелями  тех страшных лет нашего народа. Они дают возможность соприкоснуться с суровым военным временем 1941-1945 годов и по-новому оценить глубину и величие солдатского и гражданского подвига нашего народа.

Дневники как исторический источник весьма схожи с мемуарами, ряд исследователей даже ставят между ними знак равенства. Однако между ними есть существенные отличия.

«Дневник – это подневные записи одного лица или  коллектива,  ведущиеся  синхронно событиям их жизни. Внешняя, но более других обязательная примета дневников — обозначение дат. Реальные дневники могут рассматриваться как род исторических, историко-биографических или историко-культурных документов» [7, с. 360]. То есть дневник ведется  во  время  событий,  благодаря чему является более точным источником, чем воспоминания. Особую ценность представляют дневниковые записи, изданные практически без редактуры и правки – они позволяют проследить виденье событий автором на момент их происшествия, а не через определенное количество лет. Однако дневники имеют и некоторые недостатки, в частности краткость изложения.  Это вызвано многими факторами, такими, как недостаток времени, а порой и нехватка письменных принадлежностей.

Вывод: 1) Из источников личного происхождения воспоминания представляют наибольший интерес, что обусловлено полнотой и информативностью материала. Можно даже сказать, что они являются основными источниками в данном вопросе. Много внимания в мемуарах уделяется именно быту и укладу жизни на фронте. Тем более, что пишутся они по прошествии определенного количества времени и в спокойной обстановке.

2) Дневники менее информативны, зато точнее в датировке, чем воспоминания; однако встречаются намного реже их.

3) Письма содержат меньше всего информации, так как они писались кратко и не всегда описывали события. Также была строгая цензура писем. 

Глава 2. Война глазами участника Великой Отечественной - Батуева Базаргуро через его воспоминания в личном дневнике.

  • Страницы биографии Батуева Базаргуро – ветерана, прошедшего всю войну.

Жизнь и судьба солдата, ветерана Великой Отечественной войны Базаргуро Батуева очень интересна. Он родился в  феврале 1918 года в улусе Ара-Бутуу в местности Залбагтай в семье Абидуева Бато и Цыденовой Жаб.  Он был единственным и долгожданным ребёнком. Свои детские годы  вспоминал как самые радостные и счастливые. Как только наступало лето, он и его друзья из улуса  Бальчинов Жалсан, его брат Буршуунай и другие ребята, пасли овец.

В 1930 году был основан колхоз им. Калинина  и семья Абидуева Бато (отец) вступила в колхоз. Ровесники  начали учиться в Хойто –Агинской начальной школе, а Базаргуро  мать не захотела отдавать, так как в самом раннем детстве  он много болел  и, конечно, она очень переживала за него. Осенью  1932 года, работая в зерноуборочной бригаде, твёрдо решил, что обязательно будет учиться в школе и сказал об этом своим родителям. В октябре 1932 года стал учеником 2 класса , одноклассники были на несколько лет младше, а ему было уже тринадцать лет. Его посадили за последнюю парту, ведь он был на голову выше всех, некоторые даже смеялись над ним. По воспоминаниям ветерана, они жили в интернате, спали на деревянных кроватях, в день давали один раз суп, один-два раза аарса, чай и хлеб по норме. Но несмотря на это, все были очень дружными и весёлыми. Дальше  учился в Агинской школе до 8 класса. Проболев очень сильно один год, в 1939 году поступил в Агинское педагогическое училище на годичные курсы. Он был от природы очень грамотным человеком и в школьные годы всегда был в числе лучших учеников.

В октябре 1940 года призван на службу в Красную Армию на Дальний Восток в кавалерийский полк. Он хорошо помнит, как мать долго стояла на дороге и смотрела ему вслед. И этот образ матери всегда оберегал его в самые трудные и тяжёлые минуты. С Аргалея уходили служить вместе четверо парней: Бадмаев Цынге, Жаргалов Батомунко, Тыкеев Цырендоржо и Батуев Базаргуро. Они все потом погибли на войне, кроме него.  Позже Базаргуро напишет стихотворение «Аргалиин дурбэн хʏбʏʏд».

В морозном декабре 1941 года, когда враг неумолимо приближался к Москве, их 115-ый кавалерийский полк был переброшен с Дальнего Востока сразу на Западный фронт. Проезжая в вагоне мимо родных мест, конечно, он очень хотел повидаться с родными, увидеть хоть на минуту отца и мать. Но служба есть служба, война есть война.

Базаргуро родился, как говорят в народе, под счастливой звездой, ибо из самых опасных ситуаций он всегда чудом выходил живым, всем смертям назло. Во фронтовой биографии Базаргуро Батуева было много запоминающихся случаев. Буквально на его руках погиб в бою его одноклассник Осор Мижидэ из Цокто-Хангила. Он только и успел попросить  после войны поехать к его матери и рассказать о его гибели, что он с честью выполнил свой долг. И он выполнил завещание своего друга земляка. Также память хранит не вернувшихся домой других земляков-однополчан, погибших на поле боя – рядового Ивана Орищенко из рудника Спокойный (ныне Орловск), командира отделения Аюшу Нимаева из села Кункур.

Фронтовые дороги проходили через города и сёла Брянской, Калужской, Тульской, Орловской областей, форсировал Днепр. Пешком прошёл по совершенно разрушенному фашистами Крещатику, столице Украины. Потом в боях освобождал города и деревни Житомирской, Тернопольской и Львовской областей. Дальше на Запад фронтовая дорога пролегла через земли Польши, Чехословакии. На Чехословацкой земле вблиз города Муравско-Острава встретил победу и где приняли его кандидатом в члены КПСС.

Сразу же после войны начал работать в родном колхозе на разных работах.  В 1955 году окончил Читинскую среднюю сельскохозяйственную школу, где получив  квалификацию агронома, и работал много лет бригадиром, агрономом, зоотехником, был участником ВДНХ СССР. Последние пять лет, до выхода на пенсию, работал скотником-пастухом. Уже на заслуженном отдыхе по мере сил и возможностей помогал родному колхозу.

Вместе с супругой Цыдыповой Цынгэ, матерью-героиней, они вырастили и воспитали хорошими людьми десять своих детей. Всем дали высшее образование, среди них есть инженеры, учителя, врач, предприниматели. Основой того, что дети выросли честными и трудолюбивыми, умными и добрыми, является родительское воспитание. Сейчас продолжают род  деда 22 внуков, 17 правнуков, двое пра-правнуков- целое богатство.

Ещё одной из сторон многогранной личности Батуева Базаргуро является то, что он составлял родословную своей семьи, своего рода по материнской и отцовской линиям (Угай бэшэг).

Также в его дневнике есть исторические данные о семидесяти двух семьях, проживающих в местности Зун Аргалей до 1930 года и составлена  небольшая карта расположения семей. Как  творческий человек, он является автором многих стихов: «Солдат ябааб», «Тоонтомни», «Аргалиин дурбэн хубууд», «Хоюулан» и других. Некоторые его стихи печатались в газетах «Агинская правда» и «Толон».

2.2.Анализ содержания  дневника – воспоминаний  как исторического документа личного характера

Базаргуро Батуев был очень творческим человеком, вёл дневник - воспоминания на бурятском языке, в котором описана вся его жизнь: родословная семьи и семьи жены, детские годы, военные годы и знаменательные события в жизни своей семьи. Большую  часть страниц дневника составляют воспоминания о своей недолгой службе в армии и о Великой Отечественной войне, ведь он прошёл всю войну с 1941 по 1945 годы.

Анализируя в целом страницы воспоминаний о войне, можно подчеркнуть значение дневника как средства совладения с жизненными трудностями в экстремальной ситуации в военное время. У автора наблюдается перекрещивание жанров дневника и воспоминаний, что является, по мнению исследователей, распространенным явлением. Батуев Базаргуро уже в послевоенные годы производил обработку воспоминаний, разрозненных обрывков записей.

Основным лейтмотивом данного источника является как бы суммирование «опыта жизни», который прирастал после призыва в Красную Армию.

10 октября 1940 года с тремя своими друзьями –аргалейцами  он был призван на службу в армию, служил на Дальнем Востоке в кавалерийском полку. Начало военной службы он описывает очень подробно, эти воспоминания отложились чётко в памяти, что связано с резкими изменениями в укладе жизни, с совершенно новыми условиями быта. В дневнике мы встретили описание  не только обмундирования и снаряжения, выдаваемого солдатам, но и отзывы о нем: достоинства и недостатки, удобство, функциональность, чего не встретишь в каталогах и энциклопедиях: « …после карантина нам выдали кавалерийскую форму – длинную шинель с желтыми пуговицами, сзади  разрез для удобства, будёновку, кожаные сапоги со шпорами, зеленую диагональную рубаху, синие галифе с диагональю , новое нательное бельё. И когда мы оделись, мне показалось, что все стали какие-то красивые, неузнаваемые». Также подробно характеризует кавалерийское и боевое снаряжение, своего коня, с которым прошел потом начало войны.  Написаны все имена, фамилии командиров, начиная с командира отделения, заканчивая командиром дивизии, генерал-майором Манагаровым – впоследствии во время войны, командовавшим армией. Ветеран вспоминает, что первый год службы был очень трудным, режим жёстким, целый день шло обучение навыкам бойца-кавалериста. Никаких увольнений, отпусков, не водили в кинотеатр, даже запрещалось фотографироваться,  но питание было хорошим. « Мы учились всему

быстро. Так через 6-7 месяцев, привыкнув к солдатскому режиму, я стал полноправным кавалеристом».

Известие о начале войны Батуев Базаргуро встретил 22 июня 1941 года вечером, когда он стоял на посту дневальным у конюшен – « … увидел быстрым шагом, почти бегом приближающегося старшину эскадрона Кнышева, я как-то почувствовав что-то тревожное, сразу подтянулся и хотел доложить, но он сказал, что началась война. На душе стало сразу тяжело. Через какое-то время, почти уже в темноте полковой горнист сыграл сигнал о тревоге. В полном боевом снаряжении, оседлав лошадей, весь наш 115-й кавалерийский полк поэскадронно  был собран на большой открытой местности, где нам объявили о начале войны и зачитали боевой приказ. В эту же ночь весь полк стоял в обороне на японско-китайской границе. В течение нескольких дней рыли окопы, траншеи, укрепления для ДЗОТов, временные склады, конюшни и многое другое. Здесь мы пробыли до конца ноября 1941 года ». Передавая потрясение, ошеломление страшным известием, дневниковые записи, в то же время демонстрируют большую собранность, ответственность и сплоченность советских солдат перед лицом грядущих испытаний.

В начале декабря 1941 года, их полк внезапно ночью погрузив в вагоны, отправили на запад, только к концу декабря они оказались под Москвой. Боевое крещение получил, вытесняя  немцев из города Калуги. Потом были бои в брянских лесах, где в июне-июле-августе 1942 года держали оборону, то переходя в наступление, то попадая в окружение.

В этот тяжелый период войны, иногда было даже непонятно, где наши части, где немецкие, можно было заблудиться в направлении и попасть в плен. « В эту ночь мы блуждали по лесу, не понимая, где наша оборона, где немецкая. Вдруг взлетела ракета, началась тут и там автоматная перестрелка, взрывы снарядов, льёт дождь. Мы с Мижитовым Осор из Цокто-Хангила, попали в воронку, наполовину, заполненную водой и пролежали там, пока не погасли ракеты. Своих нашли только на рассвете. Многие наши тогда погибли, были ранены, были и потерявшиеся».   

«Война это - не только подвиги и героические сражения, но это ещё и странная нелепость. И поступки и судьбы человеческие в ней часто зависели от случайностей, которые и теперь не так-то просто объяснить» - пишет в своем дневнике солдат.

В дневнике описано несколько случаев, когда он буквально чудом избегал смерти. ((Приложение 3). Как верующий человек, он говорил о том, что может ещё молитвы матери спасали его.

В первую очередь, человек всегда думает об удовлетворении своих первостепенных естественных надобностей, таких как пища и сон, это отражается и его воспоминаниях.

« Я и ещё двое солдат, отбившись ночью от своих на берегу реки Жиздры, спрятавшись под большим дубом, проспали всю ночь. Мы не спали уже несколько суток. Вокруг рвались бомбы, но мы, завернувшись в мокрые шинели с головой, уснули».

Тяжелые чувства вызывают воспоминания о страшном ранении и многих месяцах лечения, после которых наш солдат остался без нескольких пальцев на руке, с осколком в ноге, почти без ягодиц. Некоторое время служил в нестроевой части вербовщиком гражданского населения по строительству и ремонту временных аэродромов для легких истребителей, особенно опасно было на территории Западной Украины, не хуже, чем на передовой. ( Приложение 4) .

Глазами очевидца мы увидели концлагерь Освенцим после его освобождения, где как вспоминает ветеран, он плакал, глядя на зверства фашистов (Приложение 5).

Победу Батуев Базаргуро встретил на территории Чехословакии: « среди всеобщего ликования,  я с горечью вспомнил своих земляков, однополчан, которые навсегда остались лежать в землях под Калугой, Москвой, Брянских лесах, на Украине, Польше, в Германии, Чехословакии. Я вспомнил родной Аргалей, лица земляков, своих дорогих родителей, на душе у меня стало очень тепло…»

Вывод: 1. Анализируя воспоминания, мы выявили, что очень подробно, даже детально описываются первые бои на передовой, видимо, это связано с большим душевным потрясением, эмоциональным всплеском   в первые годы войны.

  1. Упоминаются много имен и фамилий, что может являться ценным историческим источником для будущих поколений.
  2. Идет подробное описание самого тяжелого периода войны 1942-1943 годов, где было очень много для него потерь друзей, однополчан, земляков, пришлось испытать лишения, серьёзные ранения.
  3. На войне жизнь солдата зависела от действия командиров и от случайностей, которых было немало во фронтовой биографии нашего героя, также в первую очередь, человек всегда думает об удовлетворении своих первостепенных естественных надобностей, таких как пища и сон, это отражается и его воспоминаниях.
  4. Увидели глазами очевидца страшные картины после освобождения концлагеря Освенцим, разрушения городов и сел, недоброжелательного, даже враждебного отношения к советским солдатам жителей Западной Украины.
  5. Но несмотря на это, описывает красоту природы Польши, Украины, Германии, которую он видел уже в конце войны, несмотря на огромную разруху. По воспоминаниям мы поняли, что человек, пройдя через все ужасы войны, не ожесточился, сохранил в себе хорошие человеческие качества.

 Заключение

Ведение дневников участниками Великой Отечественной войны, очевидно, являлось одним из средств совладания с теми жизненными трудностями, которые несла с собой эта война. По спектру сюжетов, передающих настроения и жизненные ситуации человека военного времени, обилию подробностей и затрагиваемых тем, дневники являются ценным, практически незаменимым источником. В то же время потенциал этого источника в воссоздании фронтовой и тыловой повседневности до сих пор недостаточно использован исследователями.

Отличаясь по своему функциональному назначению от всех других источников личного происхождения, дневники–воспоминания обладают многообразным, уникальным потенциалом.

Дневник –воспоминание нашего ветерана войны Батуева Базаргуро является  историческим документом, представляющим ценность для последующего исследования. Как правило, дневниковые записи обычно велись в достаточной мере образованными, чуткими к собственным переживаниям и общественным настроениям людьми, каким был и наш герой. Очень тонко описывая события тех страшных лет, свои переживания он сумел донести, прежде всего для своих детей, величие подвига всех солдат Великой Отечественной.

Литература

  1. Варшавский, Д. И. Мемуары, дневники и письма как исторический источник в вопросе изучения фронтового быта советских солдат в Великой Отечественной войне / Д. И. Варшавский // Вестник Московского государственного областного университета. – 2012. – № 4. – С. 18 – 22.
  2. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. – М. 1999 – 383 с.
  3. Тажидинова, И. Г. Фронтовой дневник писателя С. А. Баруздина из собрания РГАЛИ (1944–1945 гг.) / И. Г. Тажидинова // Отечественные архивы. – 2015. – № 1. – С. 71 – 79.
  4. Большая Советская Энциклопедия. Т.8. – М: Советская Энциклопедия, 1972 -591 с.
  5. Большая Советская Энциклопедия. Т. 16 – М: Советская энциклопедия, 1974 – 615 с.

Источники

  1. Драбкин А. Я дрался на Т-34. – М.: Эксмо. Яуза,2005. – 346 с.
  2. Лоза  Д.Ф. Танкист  на  «иномарке». Победили Германию, разбили Японию. – М.: Яуза. Эксмо,2005. – 317 с.
  3. «Нам выпало на долю». Документальные публи- кации фронтовых писем последних лет: сбор- ник документов и материалов. – Тверь: Лилия Принт, 2005. – 304 с.
  4. Першанин В.Н. «Смертное поле». «Окопная правда» Великой отечественной. – М.: Яуза. Эксмо, 2008. – 317 с.
  5. Письма Великой Отечественной / под ред. В.Л.Дъячкова. – Тамбов, 2005. – 632 с.

Приложение 1.

1941 год.

   Приложение 2.

Письма с фронта

Приложение 3

Страницы дневника на бурятском языке

Приложение 4

Приложение5

Просмотров работы: 100