Образ ведьмы в европейском фольклоре

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ ведьмы в европейском фольклоре

Мукаева А.С. 1
1МАОУ "Гимназия №2" г. Перми
Нечаева  С.В. 1
1МАЩУ "Гимназия №2" г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В средние века в результате деятельности Святой инквизиции и христианской пропаганды утвердился отрицательный образ ведьмы. Под ведьмой понимают сгорбленную старуху с метлой, спутником которой является чёрный кот.

Однако в фольклоре многих народов слово «ведьма» имеет совершенно иное обозначение. Ведьмой принято было называть мудрых женщин и женщин, которые умеют обращаться с магией. При этом магия чаще обращалась к светлым силам и силам Природы.

В древние времена считалось, что большинство женщин обладает магией. Отличие заключалось в уровне владения магией: от уровня гаданий и обрядов до более глубокого и мощного уровня. Став взрослыми и мудрыми, познав все тяготы жизни, выучив все наставления и знания предков, они становились Ведьмами. Они умели использовать магическую силу Природы, связываться с таинственными силами загробного мира и использовать это в хороших или плохих целях. Ведьмы знали все обряды, различные заклинания, шептания, заговоры. Перед посевом или перед жатвой, ведьма обязательно должна была пошептать над полем, что бы тяжёлый труд немного облегчили духи Земли (6, с. 145). Они дарили свою силу и помогали вызвать нужные силы природы, что бы народ всегда жил с природой и другими мирами одной тесно связанной жизнью и не забывал, кто они есть на самом деле.

Ведьма является одним из самых распространенных образов в фольклоре. Фольклор как исторический источник помогает проследить историческую жизнь народа и составить представление об его мировоззрении и психологии. Фольклор всегда был яркой характеристикой культурно-исторической среды, ее духовного облика и бытового уклада. Эти знания дают возможность глубже понять историю, ибо история фольклора неразрывна с историей народа. Жанры устного фольклора разнообразны: пословицы, поговорки, сказания, легенды, былины, мифы, сказки, байки, частушки и пр. Все жанры по-разному отражают вызвавшую их к жизни эпоху. В данной работе мы делаем основной акцент на сказках европейских народов.

Объектом нашего исследования является образ ведьмы, а предметом – образ ведьмы в европейском фольклоре (сказках).

При этом нами использовались следующие методы исследования: нарративные, историко-сравнительные, историко-генетические, социологических исследований (анкетирование), контекстуального анализа.

Исходя из всего выше сказанного, цель нашей работы – создать целостный образ ведьмы на основе анализа европейского фольклора (сказок).

Задачи:

1. Теоретический анализ источников и литературы, связанных с темой нашего исследования;

2. Рассмотреть образ ведьмы как культурный архетип;

3. Провести контекстуальный анализ образа ведьмы в сказках европейских народов;

4. Провести анкетирование среди учащихся 6-11-х классов с целью выявления образа ведьмы в представлениях современного человека;

5. Создать целостный образ ведьмы на основе внутренних и внешних характеристик разных европейских народов.

Таким образом, структура нашей работы выглядит так:

Введение

Глава 1: Образ ведьмы как культурный архетип

Глава 2: Контекстуальный анализ образа ведьмы в сказках европейских народов

Заключение

Список литературы

Приложение

Глава 1: Образ ведьмы как культурный архетип

Фольклором называют коллективное творчество народа, выражающее его мировоззрение и идеалы, а также служащее полным отражением его менталитета (7). Обычно он включает в себя, прежде всего, «устное созидание»: былины, сказы, сказки, пословицы, заговоры, загадки.

В переводе «Folk-lore» – буквально «народная мудрость» или «народное познание». В обиход этот термин был введен в 1846 г. английским исследователем У. Дж. Томсом (7).

Основными отличительными особенностями народного творчества можно назвать бесписьменность, вербальность, коллективность и глубокую традиционность (7). Веками от отца к сыну передавались сказы, былины и легенды. Помимо литературной сферы менталитет и традиционность проявляются и во всех остальных областях народного искусства – в танце, музыке и т.д. (7)

Использование источниковедением фольклорных произведений — явление привычное и общераспространенное. Ведь в сказках, танцах, песнях можно разглядеть культуру данного народа.

Именно фольклор хранит в себе все культурные архетипы. Архетип – это базовое понятие аналитической психологии, основанной К. Юнгом. Под архетипом понимаются универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые в образах и мотивах сновидений (5, с. 243). Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, легенд, сказок, эпосов и т.д. Поэтому они так долговечны.

Одним из таких архетипов является образ ведьмы. Изначально слово «ведьма» произошло от слияния двух слов «ведать» и «мать», т.е. ведающая мать. В результате мы получаем, что ведьма – это женщина, которая имеет знания. При этом слово «ведать» включало в себя более глубокую стадию этого процесса – умение с этими знания правильно работать (9).

Образ ведьмы как архетип представлял собой самый инстинктивный уровень женской личности, символизируя способность к познанию и веданию. Это женщина, которая обладает тайными знаниями о целебных травах, умеет взаимодействовать с природой и животными, ей ведомы свойства природных женских сил (6, с. 147).

Архетипический образ ведьмы прочно живёт в сознании народов мира. Мифы и легенды повествуют нам о том, что этот образ жил во все времена. Глубинно-аналитические психологи утверждают, что причиной тому является то, что образ ведьмы таится в тёмных глубинах женского подсознания.

Мир существует, исходя из бинарных позиций: день-ночь, добро-зло, жизнь-смерть и т.д. Образ Ведьмы также дуален. Двойственность этого образа заставляет нас одновременно бояться его и восхищаться им. Одна часть – это «ведающая женщина», женщина, которая слышит себя, своё тело и окружающую её природу, обладает почти звериным предчувствием опасности и ярко выраженной интуицией. Она несёт в себе глубокую мудрость женщин её рода. В жизни она спокойна, сильна, уравновешена, она уверенна в себе, и сама творит свою судьбу. Вторая часть противоположна «ведающей женщине», и это как раз тот образ, который в народе называют Ведьма (6, с. 148).

Хотя за тысячу лет каждодневного употребления слова «ведьма» и «колдовство» несколько раз меняли свое значение, сегодня «колдовство» вернулось к своему, первоначальному определению, соединяющему черты магии и чародейства, резко расходясь с тем ограничительным толкованием, которое вкладывалось в него в XVI и XVII веках. Если бы под колдовством никогда не подразумевалось ничего большего, чем искусство «потрепанной, старой, беззубой карги с ввалившимися глазами, бродившей по улицам, опираясь на клюку», то Европа не страдала бы на протяжении трех столетий (с 1450 по 1750 гг.) от отвратительных преступлений и величайшего позора западной цивилизации (8, с. 29).

Глава 2. Контекстуальный анализ образа ведьмы в сказках европейских народов

Мы проанализировали народные сказки о ведьмах разных народов Европы. А именно: славянские, немецкие, английские, скандинавские и испанские. В общей сложности сказок было около 20 (1-4).

Анализировали мы их по следующим критериям: происхождение ведьмы, способности, внешний вид, место жительства, атрибуты и способы защиты от ведьмы.

Происхождение ведьмы в сказках указывается крайне редко. В некоторых немецких сказках говорится о проклятии, которое наслали на ведьму. Наиболее подробно этот вопрос рассматривается в славянских сказках. В них выделяются:

ведьмы природные (прирождённые) – те, что при рождении обнаруживают свои способности, свои таинственные силы.

учёные или добровольные, что получают свою силу от первых или от навий (чёрта),

ведьмы поневоле, которые по глупости или случайности принимают наследство ведьминское от умирающей;

потомственные, которые получали ведовские умения от матерей «по наследству (2).

Самыми злыми и опасными ведьмами слывут «ученые», противостоять которым могут только славянские ведьмы прирожденные. По поверьям, ведьмы «прирожденные» добрее «ученых» и могут даже помогать людям, исправляя нанесенный «учеными» ведьмами вред. У других народов о происхождении умалчивается.

Способности ведьмы весьма разнообразны. В славянских сказках ведьма часто использовала свои способности против людей. К примеру: она умела насылать болезни («Рассказ о ведьме»), пугать людей («Королева-ведьма»). Также иногда указывается, что она умела создавать предметы («Лихо одноглазое») или их заколдовывать. В отличие от славянских, в немецких сказках у ведьмы чаще всего почти не было способностей. Если они были, то это мог быть нюх как у зверей («Гензель и Гретель») или способность заколдовывать людей. Часто ведьма выступает «наставницей» девушек-подростков. В английских сказках способности были связаны с животными: превращаться и превращать других людей в животных (2). В скандинавских сказках ведьмы умели только произносить заклинания. А в испанских они иногда помогали хорошим людям («Цветок-страстоцвет»), а иногда они просто их заколдовывали. Они были способны менять свой облик, за одну ночь отправится из одного места в другое и обратно.

По внешнему виду ведьмы очень отличались друг от друга. Славяне изображали ведьму как молодую и красивую девушку. Традиционный облик колдующей ведьмы – женщина в белой рубахе, с длинными распущенными волосами, с подойником или корзиной на голове, в руках. Немецкие сказки опять сильно отличаются от славянских. У них ведьма была старой, уродливой женщиной. В сказках часто описываются ее глаза – красные, страшные, а иногда их было большое количество (в сказке «Девушка и ведьма» их было 4). Английская и испанская ведьма по внешнему виду напоминает немецкую (старая и уродливая). В скандинавских сказках ведьма была разная – и старая и молодая (2).

Разные ведьмы живут в разных местах. Славянские – с семьей во дворце или в избе, а иногда одни. У немцев либо одна в маленьком неприметном лесном домике, а иногда в деревне с семьей. Английские сказки в этом пункте схожи с немецкими. В скандинавских сказках часто пишут, что ведьма живет в пещере. А иногда про то, что она живет с семьей. В испанских сказках о месте обитания ведьмы пишут очень мало. В прочитанных мною сказках, только один раз встретилось описание того, что ведьма живет в небольшом домике, недалеко от дороги.

Атрибуты ведьмы очень интересны. Например, у славянской ведьмы часто имелось кропило и печь. Все эти магические орудия ведьмы указывают на особую ее связь с очагом, печью – в доме ведьма обычно и колдует у печи. Если опрокинуть у печи ухват, то ведьма потеряет способность колдовать, если же повернуть печную заслонку дужкой вовнутрь, то ведьма покинет дом и не сможет в него вернуться (6, с. 151). Печь также имелась у немецких ведьм. Англичане своей ведьме приписывали черного кота, а люди в Скандинавии прялку. Кроме того, иногда у нее был ковер-самолет, а ее смерть помещали в «яйцо жизни» («Сигни и принц Хинди»). Яйцо также было атрибутом испанской ведьмы.

В сказках также упоминается огромное количество путей защиты от ведьмы. Между собой способы редко бывают похожи, даже если сказки из одного народа. В славянских сказках ведьму могли утопить, забить осиновый кол в грудь или просто сбежать от нее. Немецких ведьм чаще всего сжигали в печи, иногда придумывали оригинальные и странные способы избавления от ведьмы (например, в сказке «Белая и черная невеста» ведьму бросили в бочку с гвоздями, запрягли в лошадь и пустили «на все четыре стороны»). В английских сказках ведьму тоже часто сжигали в печи, а порой ее сводили с ума («Мастер Микаель Скотт и ведьма»). В скандинавской сказке, чтобы защититься от ведьмы, разбивали ее яйцо жизни. Иногда ее привязывали к хвостам двух лошадей и везли по полю.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что ведьмами либо рождались, имея природный дар, либо становились, обучаясь у другой ведьмы. Это объясняется тем, что знания, которыми обладали женщины, были сакральными (эзотерическими) и передавались из поколения в поколение. Ведьма предстает в двух обликах – молодой красивой девушки и старой уродливой женщины, что соответствует двойственному характеру архетипа. Отсюда отношение к ведьмам в сказках двоякое: она выступает как положительным персонажем, так и отрицательным. Способности разнообразные, но в большинстве своем они связаны с умением оказывать воздействие на природные явления, растения и животных. Живет ведьма, как правило, с семьей либо в черте города, либо в сельской местности, что мало соответствует общепринятому представлению о заброшенном домике в густом дремучем лесу. Атрибуты ведьмы связаны с очагом, чисто женскими занятиями, домашним хозяйством. Они были направлены на усиление их природной женской силы.

Мы проводили опрос среди учащихся 6-11-х классов МАОУ «Гимназия №2» г. Перми в период 30.01-1.02.2018 путем анкетирования (см. Приложение). Цель анкетирования – выявление образа ведьмы в представлениях современного человека. В анкетировании приняло участие 119 человек. Из них 6 класс составил 20 %; 7 класс – 17 %; 10 класс – 35 %; 11 класс – 28 %. (см. Рис. 1)

Рис.1 Рис.2

Большинство опрошенных (70 %) считают, что ведьма – это колдунья. 12 % ответили, что ведьма – это старая, сварливая женщина. Оставшиеся 18 % считают, что ведьма – это мудрая женщина. Скорее всего, так произошло из-за наиболее распространенного мнения, что ведьма является именно колдуньей. А вариант ответа, в котором говорится, что ведьма – мудрая женщина, не сильно популярен, потому что не многие знают о значении слова «ведьма». Наименее распространенным результатом является вариант «старая, сварливая женщина» (см. Рис.2)

Вопрос о происхождении ведьмы выдал следующие результаты. 26 % считают, что чтобы стать ведьмой, необходимо ею родиться; 20 % считают, что можно добровольно стать, научившись колдовству; 11 % – в результате проклятья; 43 % ответили, что можно получать дар по наследству. Этот вариант наиболее популярен, потому что во многих фильмах, мультфильмах, литературных произведениях описывается переход сил ведьмы по наследству (см. Рис.3)

Рис.3 Рис.4

17 % считают, что определить ведьму можно по внешности, 9 % ответили, что определить можно по речи; оставшиеся 74 % учащихся отмечают, что ведьму определяют по способностям (см. Рис.4)

Далее учеников попросили определить характерные атрибуты ведьмы. Стоит заметить, что все предложенные варианты ответа считаются верными. Все эти атрибуты встречаются в различных сказках. Мы получили следующие результаты:

А) Печка – 10 % Б) Кот – 33 %

В) Прялка – 6 % Г) Яйцо – 6 %

Д) Ковер-самолет – 2 % Е) Метла – 43 %

Мы считаем, что полученные результаты получились, потому что кинематография приписала ведьме черного кота и метлу. Конечно, в народных сказках существуют данные атрибуты, но не так часто (см. Рис.5)

Рис.5 Рис.6

В следующем вопросе мы попросили выбрать подходящий образ для ведьмы (см. Рис.6)

«Ведьма - старая, уродливая женщина» – ответили 48 %

«Ведьма - молодая, красивая девушка» – ответили 52 %

Следующий вопрос звучит так: «Какой цвет у Вас ассоциируется с ведьмой?». 7 % считают, что цвет ведьмы – красный; 53 %, что это черный; 6 % - белый, 34 % – зеленый. Данные ответы очень необычны. Возможно, зеленый посчитали цветом ведьмы, потому что часто упоминается, что ведьма живет в лесу (лес зеленый), также упоминается, что ведьма варит зелья зеленого цвета. С черным цветом все понятно. Черный считается цветом смерти, зла, нечистой силы (см. Рис.7)

Рис.7 Рис.8

Далее идет такой вопрос: «Где может жить ведьма?». И снова, все ответы могут быть правильны. «С мужем в деревне» – считают 8 % учащихся. «Во дворце с семьей» – 11 %. «В пещере с подругой-ведьмой» – 4 %. «В лесу одна» – 77 %. Эти ответы построены на стереотипе, что ведьма живет в глухом лесу. Этот стереотип произошел из наиболее популярных сказок о ведьмах – немецких (см. Рис.8)

Дальше мы попросили учащихся написать 1-2 способа защиты от ведьмы. Тут перечислены наиболее популярные ответы, которые составили 60 % всех ответов.

Уйти, убежать и т.п.

Применить насилие

Сжечь ведьму

Сдаться

Договориться с ней

Другой ответ

Также было довольно большое количество ответов типа: «Перекреститься», «Помолиться», «Нарисовать мелом круг». Эти ответы связаны с тем, как с ведьмами боролись в Средневековье (см. Рис.9)

Рис.9 Рис.10

Последний вопрос: «Ваше отношение к ведьмами». Положительное отношение к ведьмам имеется у 35 % опрошенных. Отрицательное же отношение только у 12 %. И у большинства учеников отношение к ведьмам нейтральное – 53 %. Глядя на эти ответы понятно, насколько сильно у людей поменялось мнение насчет ведьм. Скорее всего, это заслуга массовой культуры: кинематографа, литературы, шоу-программ т.д. Ведь он описывает ведьму как невозможно интересного и разностороннего персонажа (см. Рис.10)

В результате социологического исследования мы получили, что представление о ведьме у современного человека базируется не на фольклорном материале, а на стереотипах, заложенных в эпоху Средневековья. Однако отношение и общее восприятие к ведьмам изменилось. Они зачастую предстают интригующим, интересным, противоречивым и очень притягательным персонажем.

Заключение

Архетипический образ ведьмы прочно живёт в сознании народов мира. Мифы и легенды повествуют нам о том, что этот образ жил во все времена. Глубинно-аналитические психологи утверждают, что причиной тому является то, что образ ведьмы таится в тёмных глубинах женского подсознания.

Изначально слово «ведьма» произошло от слияния двух слов «ведать» и «мать», т.е. ведающая мать. Ведьма – это женщина, которая имеет знания. При этом слово «ведать» включало в себя более глубокую стадию этого процесса – умение с этими знания правильно работать.

Образ ведьмы как архетип представлял собой самый инстинктивный уровень женской личности, символизируя способность к познанию и веданию. Это женщина, которая обладает тайными знаниями о целебных травах, умеет взаимодействовать с природой и животными, ей ведомы свойства природных женских сил.

Контекстуальный анализ сказок европейских народов показал, что ведьмами либо рождались, имея природный дар, либо становились, обучаясь у другой ведьмы. Это объясняется тем, что знания, которыми обладали женщины, были сакральными (эзотерическими) и передавались из поколения в поколение. Ведьма предстает в двух обликах – молодой красивой девушки и старой уродливой женщины, что соответствует двойственному характеру архетипа. Отсюда отношение к ведьмам в сказках двоякое: она выступает как положительным персонажем, так и отрицательным. Способности разнообразные, но в большинстве своем они связаны с умением оказывать воздействие на природные явления, растения и животных. Живет ведьма, как правило, с семьей либо в черте города, либо в сельской местности, что мало соответствует общепринятому представлению о заброшенном домике в густом дремучем лесу. Атрибуты ведьмы связаны с очагом, чисто женскими занятиями, домашним хозяйством. Они были направлены на усиление их природной женской силы.

В результате социологического исследования мы получили, что представление о ведьме у современного человека базируется не на фольклорном материале, а на стереотипах, заложенных в эпоху Средневековья. Однако отношение и общее восприятие к ведьмам изменилось. Они зачастую предстают интригующим, интересным, противоречивым и очень притягательным персонажем.

Список литературы

Источники:

1. «Белая и черная невеста» [электронный документ] (http://vseskazki.su)

2. «Королева-Ведьма», «Рассказ о ведьме», «Гензель и Греттель», «Девушка и ведьма», «Джип и ведьма из Уолтгейва», «Мастер Микаэль Скотт и ведьма», «Колдунья из Тевиса», «Ведьма из Файфа», «Ведьма», «Девушка в королевском саду», «Сигни и принц Хлини», «Цветок страстоцвет» [электронный документ] (https://www.larec-skazok.ru)

3. «Лихо одноглазое» [электронный документ] (http://narodstory.net)

4. «Принцесса-кобра» [электронный документ] (http://www.planetaskazok.ru)

Литература:

5. Колчева Э.М. «Культурный архетип» как инструментарий анализа национального искусства / ж. Знание. Понимание. Умение, №1, 2015 – С. 243-254 [электронный документ] (www. cyberleninka.ru)

6. Королев К. Энциклопедия сверхъестественных существ – М.: Мидгард, Эксмо, 2006 – 720 с.

7. Советская историческая энциклопедия [электронный документ] (http://enc-dic.com)

8. Шейнина Е. Энциклопедия символов – М.: АСТ, 2005 – 592 с.

9. Этимологический словарь русского языка / под ред. А.В. Семенова – М.: ЮНВЕС, 2003 [электронный документ] (http://evartist.narod.ru)

Приложение

Анкета

1. Класс

2. Кто такая ведьма?

а) колдунья б) старая, сварливая женщина в) мудрая женщина

3. Происхождение ведьмы:

а) надо ею родиться

б) можно добровольно стать, научившись колдовству

в) в результате проклятья

г) получить дар по наследству

4. Как определить ведьму?

а) по внешности б) по речи в) по способностям

5. Выберите атрибуты, характерные для ведьмы:

А) Печка В) Прялка Д) Ковер-самолет

Б) Кот Г) Яйцо Е) Метла

6. Какой, по вашему мнению, должна быть ведьма?

А) Старой, уродливой женщиной

Б) Молодой, красивой девушкой

7. Какой цвет у Вас ассоциируется с ведьмой?

А) Красный В) Белый

Б) Черный Г) Зеленый

8. Где может жить ведьма?

А) С мужем в деревне В) Во дворце с семьей

Б) В пещере с подругой-ведьмой Г) В лесу одна

9. Как защититься от ведьмы? (укажите 1-2 способа)

10. Ваше отношение к ведьмам

а) положительное б) отрицательное в) нейтральное

Просмотров работы: 1760