Символика средневековых монет Европы

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Символика средневековых монет Европы

Мирошниченко А.В. 1
1МАОУ "Гимназия №2" г. Перми
Нечаева  С.В. 1
1МАОУ "Гимназия №2" г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Глава 1: История монетного дела и эволюция денежных систем в средние века

С древнейших времен Западную Европу населяли кельтские и германские племена, в среде которых преобладал натуральный обмен. После покорения варварами Западной Римской империи некоторое время на этих землях поддерживалось хождение римских монет – солид и денарий. Однако римские монеты не всегда выступали средством обмена. Они являлись в основном маркером социального статуса, частью «золотого запаса» или погребального инвентаря. Позднее согласно Варварским Правдам римские монеты служили в качестве эквивалента уплаты штрафа, но денег чеканилось тогда мало, и поэтому солид и денарий выступали мерилом ценностей, т. е. счет велся на деньги, а уплата, как правило, производилась натурой (5, с. 23).

В VIII-IX вв. в связи с недостатком в Западной Европе драгоценных металлов вместо золотых солидов стали чеканить в основном серебряную монету.

В XII-XIII вв. широкое распространение получили серебряные монеты – брактеаты. Техника их чеканки была примитивной. Из тонкого серебряного листа вырезали кружок, а изображение на нем выбивали только с одной стороны; обычно оно было довольно несложным. Брактеаты были очень хрупки и непригодны для длительного употребления (2, с. 57).

Постепенно, начиная с XII века в Италии, в XIII-XIV вв. во Франции и Западной Германии, денарий и брактеаты вытеснила более полноценная и крупная серебряная монета – грош. Во Франции он назывался «гротурнуа» – турский грош. На лицевой стороне гротурнуа изображена городская башня, окруженная традиционной надписью: «город Тур», и бордюр из 12 лилий, которые не только играли декоративную роль, но и показывали, что в «большом денарии» – гроше содержится 12 денариев. На оборотной стороне – крест, вокруг которого имя короля и две кольцеобразные легенды (надписи). Эта монета больше, чем мелкий денарий и хрупкий брактеат, подходила для развивающегося денежного обращения, для международной торговли. Поэтому гроши, монеты, подобные данной французской, стали чеканить многие европейские государства (4, с. 34).

После первого Крестового похода в средневековой Европе значительно возросла роль золота и серебра. Это было связано с тем, что европейские государства не имели такого большого количества золотых приисков по сравнению с государствами мусульманского мира и Византии.

С ростом ремесла, торговли и с возникновением новых городов увеличивается потребность в монете. При этом в средневековой Европе при существовании собственных разных монет обращались также арабские дирхемы, поступавшие из Северной Африки, арабской части Испании, византийские монеты и т.д. Не удивительно, что при таком многообразии монет в городах появились менялы. Лавка менялы обычно располагалась недалеко от городского рынка. Здесь можно было обменять любые иностранные монеты на местные: меняла тщательно взвешивал монеты и определял их качество. Менялы не только обменивали деньги, но и брали их на хранение, давали деньги взаймы под большие проценты. Средневековые менялы – это первые банкиры. Часто роль банкиров выполняли монастыри, надежно хранившие за своими стенами большие денежные богатства (2, с. 58).

При формировании централизованного государства экономическая политика средневековья сводилась к одному простому принципу существования – «есть деньги – есть государство». Поэтому основной задачей средневековых государств был поиск любых способов производства монет. В связи с этим было запрещено производство монет частным образом, главенствующая роль в этом стала принадлежала государству. Однако именно оно при чеканке денег занималось мошенничеством, уменьшая вес монет или добавляя не благородные металлы или сплавы. Повышению достоинства монет в средневековом мире достигалось наличием чеканных именных королевских знаков. Такие монеты, производство которых было монополизировано монархами, приносили им не малую прибыль, укрепляло власть и могущество правителей. Поэтому большинство монархов старались повсеместно распространить монеты со своим образом, тем самым, показывая, кто в государстве главное лицо и периодически производили замену старых монет на новые (4, с. 43).

Развитие промышленности к XV веку позволило увеличить добычу полезных ископаемых, в первую очередь, серебра и золота. Серебро в большом количестве добывала Германия (Саксония), также много благородных металлов извлекали из недр Чехии, Венгрии, а Трансильвания еще при римлянах была местом добычи золота. Частного владельца металла удерживали от вложения в монету последнего большие потери металла от угара, оплаты издержек чеканки и специальной монетной пошлины (сеньеража), а также нежелание раскрывать размеры своего богатства. Чеканка оставалась в руках богатых землевладельцев, а также монастырей. По тем временам это был весьма трудоемкий процесс. Вся работа – всего 12 операций – до XVI века выполнялась вручную. Важнейшие из них: 1. плавка металла и превращение его в слитки (кованины); 2. расплющивание металла (выделка листов); 3. разрезывание листа на четырехугольные кусочки нужного веса; 4. закругление этого кусочка и превращение его в монетный круг; 5. штамповка (производилась двумя штемпелями на каждой из сторон монеты) (5, с. 38).

В руках нарождающейся буржуазии оказалось довольно много золота и серебра, которые, как правило, хранились в слитках. Форма и вес слитков были различны. Удобство слитков было: 1. при перевозке; 2. при осуществлении крупных сделок, когда монеты принимались на вес; 3. возможность перечеканки на местную монету.

Разделение труда между слитками и монетами приобретает четкий характер. Появление золотой чеканки означало, по существу, новый этап в истории денежного обращения Европы. Это было действительно началом эпохи господства монеты. Тогда же делаются попытки дать приближенную к солиду укрупненную серебряную монету. Последняя возникла в виде монеты грошевого типа во Франции и Италии, затем распространяясь по всей Европе (2, с. 60).

Денежные системы различались между собой в зависимости от используемого металла, подразделяясь на: 1. металлические – банкноты (если они есть) подлежат размену на полноценные (металлические) деньги; 2. монометаллизм (основная монета – только золотая или только серебряная); 3. биметаллизм.

Денежные системы, как и сами деньги, не изобретаются. Сложившись в древности в некоторых странах стихийно, они в дальнейшем развиваются по принципу преемственности. Тем не менее, установление точной генеалогии и взаимосвязи – дело подчас и невозможное. Объясняется это тем, что: 1. монетные системы складывались, как правило, без четких законодательных актов, постепенно; 2. монетное дело в древности было чрезвычайно децентрализовано; 3. в дошедшем до нас археологическом материале много «белых пятен»; 4. а средние века вообще не знали устойчивых весовых единиц во времени и пространстве; 5. на средневековых монетах нет дат, о времени их выпуска можно судить лишь приблизительно (4, с. 47).

Франция

Франкские короли, подобно римским, старались централизовать чеканку монеты. И даже во времена распада на уделы, чеканка велась по правилам. Затем королевская чеканка пришла в расстройство, удельные короли стали чеканить каждый свою монету. Затем началось собирание Франции Каролингами, денежная реформа которых сыграла в истории Европы решающую роль. Вследствие реформы Каролингов на смену золотого солида пришел серебряный, равный 1/20 фунта серебра, золотой же использовался для взимания штрафов с иностранцев. Реформа Карла Великого свелась лишь к увеличению веса основной монеты – денария. Но Карлу не удалось ни централизовать чеканку, ни добиться свободного хождения государственных монет, а через 50 лет после его смерти империя развалилась под натиском норманнов. Однако одна сторона его реформы надолго сохранила свое значение – фунт стал фигурировать в качестве денежной единицы. Успеху централизации монетного дела невозможность при тогдашнем состоянии техники снабжать централизованно все государство монетой (5, с. 41).

V-VI века – века усиленного притока золота в государство франков. В основном это была военная добыча – золото Галилея – римское золото. Но затем постепенно римская монета выходит из обращения вследствие истирания и порчи, и начинает чеканиться серебряная, а затем и своя золотая монета. Денежная система Франкского государства базировалась на римском денарии. Первоначально серебряная силиква (1/144 фунта) весила вдвое меньше золотого солида (1/72 фунта). Такое соотношение было у вестготов. К началу VI века у салических франков денарий составлял 1/40 солида.

Французский ливр и су – преемники фунта и солида. Франция унаследовала от Каролингов счетные денежные единицы: счет денег на крупные суммы шел в ливрах (фунтах), су (солидах), денье (денариях). Основу денежной системы составлял денье. В ливре всегда считалось 20 су, в су – 12 денье (5, с. 42).

Англия

Денежная система до сих пор сохранила отношения между тремя основными денежными единицами – фунтом, шиллингом и пенсом, установленные Каролингами (2, с. 61). От фунта ведет свою родословную итальянская лира.

Германия

Здесь солид был известен под названием шиллинга (кстати, есть основания полагать, что от шиллинга произошел шеляг, равный 12 денариям, которым славяне платили дань Хазарскому Каганату до IX века.) В Германии шиллинг продержался дольше, чем в Англии, где он тоже был распространен. Германия знала счет на так называемые «длинные шиллинги», равные 1/8 фунта или 30 денариям. Но затем (IX век) золото как монетный металл по всей Европе сменяется серебром (5, с. 45).

Чехия

Очень распространенной монетой были пражские гроши, чеканившиеся в Чехии с начала XIV до середины XVI веков. Пражские гроши были в обращении не только в Чехии, но и на всей территории Германии, в Польше и на Руси. На их лицевой стороне, на протяжении 250 лет, изображалась чешская корона и надпись с именем короля, на обороте – герб Чехии (лев с восьмеркообразным хвостом) и название монеты – пражский грош. В течение XIV-XV вв. вес и качество металла в грошах понизились. А в XVI веке грош превратился в мелкую разменную монету (5, с. 52).

Южная Европа

Во второй половине XV века в Южной Европе появились новые крупные серебряные монеты (весом около 9,5 г), получившие название тестонов (от итальянского «теста» – голова), так как на лицевой стороне этих монет чеканились портреты правителей. Некоторые тестоны XVI века отличались высоким искусством в передаче портрета, Тестоны чеканились в Швейцарии, Южной Германии, Франции и Португалии (5, с. 59).

Самой крупной серебряной монетой Европы XVI-XVII веков были талеры, названные так по месту их первоначальной чеканки – Иоахимсталю в Чехии. Серебряный талер весил 27-30 г. В XVI-XVII вв. талеры чеканили также в Германии, Италии, Нидерландах, Швеции, Голландии (4, с. 61).

Венеция

Из золотых монет средневековой Европы широкое распространение получили дукаты, впервые появившиеся в Венеции в конце XIII веке. Венецианские дукаты весили около 3,5 г. На одной стороне дуката изображался венецианский дож, принимающий знамя из рук св. Марка, считавшегося покровителем Венеции; на другой стороне монеты – Христос. В латинской надписи на монетах этого типа было слово «дукатус», т.е. герцогство (имелась в виду Венеция). Отсюда происходит название этой монеты. Другое название дуката – цехин происходит от итальянского «цекка» – монетный двор. В подражание венецианским золотые дукаты чеканились и в других странах Европы, например, в Чехии и Венгрии (5, с. 60).

 

Глава 2: Символика средневековых монет Европы

Символический язык – язык универсальный. Символика не только выражает отношения между вещами, явлениями и идеями. Однако большинство людей не владеют языком символов, не умеют расшифровать его, в то время как символы чрезвычайно важны для понимания путей развития человеческой мысли, искусства, обычаев, религии и мифологии. В прежние времена символика была тайным знанием, которое тщательно охранялось узким кругом Посвященных. Теперь же наступило время, когда доступ к символам открыт всем, и число желающих изучать их и работать с ними постоянно растет. Всплеск интереса к символам в современном мире многие считают показателем возрождения духовных потребностей людей, их желания вырваться из тесной клетки обыденности, в которую часто превращается наша жизнь. Символы служат указателями и помогают лучше понять окружающий мир, а значит, жить в гармонии с ним (3, с. 3).

Знаки и символы существовали в обществе всегда, менялось только отношение людей к ним. Они окружают нас повсюду – в быту, в предметах интерьера, одежды, печатях и эмблемах организаций, на деньгах, гербах, флагах стран, в архитектуре зданий и даже на тротуарной плитке под нашими ногами (3, с. 4).

Самое интересное, что по знакам и символам, которыми окружает себя человек, видны истинные подсознательные стремления его Личности. В древности знания об исконном значении знаковой символики считались сакральными и бережно передавались новым поколениям, как нечто более важное, чем все материальные ценности вместе взятые.

Символика монеты не так однозначна, как может показаться на первый взгляд. Совершенно очевидно, что маленький металлический кругляш, отчеканенный из золота, серебра или электрона (сплава золота и серебра), символизирует богатство обладателя туго набитой мошны, власть и могущество земного владыки, чей гордый профиль красуется на аверсе, но потертый медный грош, сиротливо примостившийся в уголке убогой шляпы нищего, – показатель удручающей бедности и ничтожности.

Монета – эмблема скупости, мелочности и бездуховности буржуазного века, пришедшего на смену суровому, но романтическому Средневековью. Однако монета может выражать и стойкость, ведь тот, кто не поддался губительному всевластию денег, не покорился Золотому Дьяволу, способен устоять против любого искушения. Только ему и ведомо, что такое настоящая свобода духа, только его ясному взору, не застланному золотым туманом, и открыто истинное предназначение земного бытия (1, с. 13).

В религии многих древних народов монета часто играла роль жертвы. Греки вкладывали в рот умершему обол – мелкую серебряную монету, предназначавшуюся для оплаты услуг Харона, угрюмого седого лодочника, переправлявшего души через реку Ахерон в царство мрачного Аида; финны, перед тем как строить дом, закапывали в землю монету, выкупая земельный участок у подземных духов маахисов; а корейцы при посещении храма фаллического духа Пугына насаживали цветные ритуальные деньги прямо на деревянный фаллос божества. Разноплеменные обитатели приморских районов и речных долин, желая умилостивить подводных духов, бросали монеты в воду. Этот обычай благополучно дожил до наших дней: отдыхающие на морском курорте перед отъездом домой бросают в набегающую волну несколько монет, для того чтобы посетить эти места еще раз; туристы с той же целью жертвуют монеты духам городских фонтанов (6, с. 9).

В качестве оберега может служить серебряная монета, так как серебро издавна пользуется репутацией священного металла. Для защиты от сглаза суеверные люди носили талисманы из серебряных монет вместо сережек, браслетов и бус. Славяне вкладывали серебряную монету в рот убитому волкодлаку, чтобы тот не превратился в упыря. До нашего времени сохранился древний обычай защищаться от страшного взгляда мертвеца, прикрывая его глаза большими монетами.

В христианской иконографии 30 сребреников – символ предательства Иуды. Евангелие повествует об этом в следующих словах: «…Иуда Искариот пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф. 26:15-16).

Как атрибут Лаврентия и Онуфрия, монеты, напротив, указывают на бескорыстие этих святых. Лаврентий, раздавший деньги церковной общины нищим, изображен с блюдом, наполненным золотыми и серебряными монетами; святой отшельник Онуфрий попирает ногой монеты, рассыпанные по полу, в знак презрения к земным богатствам.

В системе мантики монета зачастую играет роль судьбоносного жребия. Так, при гадании на китайской «Книге Перемен» три медные монеты подбрасываются шесть раз. После каждого броска гадающий проделывает следующую операцию: если большинство монет легли «орлом» вверх, он чертит сплошную линию (линия инь), а если решком – прерывистую (линия ян). Шесть судьбоносных линий изображаются снизу вверх, т.е. одна над другой. В результате образуется определенная гексаграмма (одна из 64-х возможных). Отыскав значение вычерченной гексаграммы в «Книге Перемен», человек находит ответ на свой вопрос, изложенный в виде совета.

В Европе монета часто выполняла функцию жребия во время дуэлей. Не утруждая себя построением хитроумных гексаграмм, противники использовали наиболее упрощенный вариант жребия: один из них ставил на «орла», другой – на «решку», а секундант подбрасывал монету вверх, и тот, кому улыбнулась фортуна, получал право стрелять первым (1, с. 23). В наше время такой примитивный способ гадания при помощи монеты нередко использует человек, колеблющийся между двумя решениями: отказавшись от самостоятельного выбора, он бросает монетку и целиком полагается на судьбу.

В Младших Арканах Таро предшественниками современных карточных мастей были монеты, кубки, мечи и посохи (жезлы). Каждая из мастей соответствовала определенному сословию средневекового общества: кубки – духовенству, мечи – дворянству, посохи – крестьянству, а монеты олицетворяли торгово-ремесленный класс. В процессе гадания каждая карта из Младших Арканов передает какую-либо информацию (6, с. 13).

В истории монета является отражением могущества и власти того, кто ее выпустил (правителя города или государства). Правитель выступал гарантом чистоты и веса благородного металла, заключенного в изготовленной из него монете, иными словами, поручался своей честью и репутацией за качество данной денежной единицы.

Нумизматическая символика чрезвычайно разнообразна. Каждая страна и эпоха обладала собственным набором символов, эмблем, аллегорий и персонификаций, запечатленных на монетах. Средневековые европейские монеты несли на себе знаки крестов различных форм, эмблемы розы и лилии, меча и короны, рыцарей и ангелов, львов и орлов, замков и храмов. Однако при всем многообразии нумизматических символов большинство монет всех времен и народов запечатлели на своих блестящих аверсах профильные изображения земных властителей, а некоторые из золотых монет большого достоинства даже получили наименование в их честь.

На средневековых монетах Европы присутствовал набор символов, который можно разделить на две группы. Первая группа состояла из геральдических (геометрических) символов: кресты, линии и т.д. С одной стороны, это символы власти небесной и земной, восходящие к древним языческим культам, но взятые на вооружение христианством. С другой стороны, они восходят к римским монетам и к руническим надписям древних германцев, в результате синтеза которых мы получили новый символ могущества.

2.1.1 Крест

Общим символом человечества является крест. Его можно обнаружить в самых древних религиях, у самых древних цивилизаций: в Месопотамии, Египте, Китае и др. Это древний универсальный символ и, прежде всего, – символ связи микрокосмоса и макрокосма, духа и материи в их соединении. Крест символизирует вовлеченность духа (вертикальная линия) во время (горизонтальная линия) (2, с. 91).

Чаще всего встречаются два вида креста. Первый, это так называемый греческий крест (см. Рис.1). Это крест самой простой формы: квадратный, с концами равной длины, горизонтальная перекладина расположена в середине вертикальной. Крест святого Георгия. Этот знак, называемый также crux quadrata, использовался с доисторических времен в самых разных значениях – как символ бога солнца, бога дождя, элементов, из которых создан мир: воздуха, земли, огня и воды. В раннем христианстве греческий крест символизировал Христа. Это также символ светской, земной власти, но полученной от Бога (2, с. 92).

 

 

 

Рис.1                                                  Рис.2

Второй крест – это мальтийский крест (см. Рис.2). Мальтийский крест также называют восьмиконечным. Он символизирует четырех великих богов Ассирии: Ра, Ану, Белуса и Хеа. Белый крест этой формы на черном фоне с самого начала был эмблемой военного и религиозного ордена госпитальеров (иоаннитов), которые перенесли свою штаб-квартиру на Мальту (в 1529 году) – отсюда это название. Символом рыцарей Мальтийского ордена стал белый восьмиконечный крест, восемь концов которого обозначали восемь блаженств, ожидающих праведника в загробном мире (2, с. 99).

Вторую группу составляют негеральдические символы. Их можно разделить на три подгруппы: естественные, искусственные, легендарные. Они знаменуют высшую власть, могущество, великодушие, защиту, богатство и достижение цели.

2.2.1 Лев

Лев, повсеместно называемый царем зверей, – один из самых часто встречающихся символов силы и величия на протяжении тысяч лет (см. Рис.3).

 

 

Рис.3                                                    Рис.4

Общая символика – это божественная, солнечная энергия, царственная власть, сила, храбрость, мудрость, справедливость, покровительство, защита. Но также и жестокость, всепожирающая свирепость и смерть. Лев – образ всех великих и ужасающих сил природы. Он считается как разрушителем, так и спасителем, он способен представлять как зло, так и борьбу со злом.

В геральдике – самое распространенное и любимое изображение животного. Атрибуты геральдического льва: лук и стрелы, сабля, меч, секира, топор, алебарды и т.п. Основная геральдическая форма – лев на задних лапах и в профиль. При этом на голове обозначаются один глаз и одно ухо. Окровавленный язык высунут из пасти. Этот лев – символ силы, мужества, великодушия. Есть и другие варианты изображения – коронованный лев. Это эмблема власти над подданными (2, с. 157).

2.2.2 Орел

Орел – властелин воздуха, воплощение мощи, скорости. Солярный символ богов Солнца, правителей, воинов. Ассоциируется с величием, властью, господством, отвагой, вдохновением. Олицетворяет полуденное Солнце, освобождение от уз, победу, гордость, созерцание, царственное происхождение, высоту. Считают, что орел способен долететь до Солнца, поэтому его называют посланцем небес. Двуглавые орлы могут означать всезнание и двойную власть (см. Рис.4). В геральдике орел – символ власти, господства, великодушия и прозорливости (2, с. 163).

2.2.3 Лилия

Один из наиболее многоплановых и даже противоречивых символов. Первоначально лилия ассоциировалась с плодовитостью и женскими хтоническими божествами. Позднее лилия стала атрибутом многих святых, в том числе Архангела Гавриила. Тройная лилия – символ Троицы и трех добродетелей: Веры, Надежды и Милосердия (см. Рис.5).

 

 

 

 

Рис.5                                                         Рис.6

Лилия – знак процветания и королевской власти в Византии, позднее – эмблема французских королей (2, с. 125).

2.2.4 Корабль

Образ корабля связан с символикой поиска, странствия, в частности мореплавания (как бытия, стремящегося преодолеть собственные границы, выйти за рамки наличного). Также это символ прибежища в бурных водах, подобно острову и Ноеву ковчегу, и образ спасения. Так, например, в христианской символике церковь уподобляется кораблю (см. Рис.6).

Корабль в своем символическом значении сближается с ладьей (в качестве олицетворения человеческой души либо человека в целом). Он также является пространством перехода: корабль не принадлежит ни земной, ни водной стихии, само пребывание на корабле может рассматриваться как положение между жизнью и смертью. В эмблематике корабль является символом благополучного достижения цели (6, с. 96).

2.2.5 Корона

Это величественный символ верховной светской (земной) и духовной (божественной) власти. Во всех мировых религиях корона символизирует духовное просветление и бессмертие (см. Рис.7) (6, с. 97).

2.2.6 Щит

Символически щит является эмблемой, обозначающей защиту. В древности щит был символов воинствующих богов: Арес, Тор, Перун и т.д. В христианстве со щитом сравнивают веру, которая черпает силы у Христа, помогая верующему человеку противостоять злу (см. Рис.8) (1, с. 386).

 

 

Рис.7                                                  Рис.8

2.2.7 Замок

Замок – это символ, характеризующий особенности человеческой психики – твердость, выдержку, умение «держать удар». Служит символом феодальной власти (см. Рис.9).

Рис.9                                                  Рис. 10

В средневековой семиосфере выступал в качестве аллегории трансцендентной души. Образ замка связан с эсхатологией небесного Иерусалима. «Замку света» противопоставляется «Черный замок», изображаемый с нависшей над ним грозовой тучей. «Черный замок» зачастую определялся как место входа в подземное царство. Там обитает «Черный рыцарь». «Замок света» связан с символикой материализации чуда. Мифологическими мотивами семиосферы замка служат сокровища (их толкуют как духовное богатство), символ богатства и чистоты (6, с. 72)

2.2.8 Дракон

Первоначально символика дракона была целиком благоприятной и означала воды, несущие жизнь (змея), и дыхание земли (птица). Он идентифицировался с небесными богами и их земными представителями – императорами и королями. Впоследствии его символика стала амбивалентной, обозначая благодатные дожди, следующие за грозами, и, вместе с тем, разрушительные силы молнии и наводнения. Это хранитель сокровищ и тайных знаний. Победа над драконом означала победу света над тьмой, над собственной природой (см. Рис.10) (2, с. 187)

2.2.9 Грифон

Это мифическое существо с головой, когтями и крыльями орла и телом льва. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Символ силы и бдительности (см. Рис.11) (2, с. 186)

 

Рис.11

Правители средних веков выбирали символы и знаки для монет не просто так. Они считали, что монеты являются лицом государства, а символы и знаки – хороший способ показать всю силу своей страны. Так и зародилось появление символов и знаков на деньгах. Символы должны были отражать основные функции государства. Они знаменуют высшую власть, могущество, силу, великодушие, защиту, богатство и достижение цели. Истоки символики восходят к древним культам разных народов, переплетаются с христианскими трактовками, приобретают новые значения, отражающие цели новых европейских государств эпохи Средневековья.

Заключение

Денежные купюры – точнее их дизайн – являются мощнейшим, одним из главных инструментов самопрезентации любого государства. Каждое государство стремиться выбрать такой символ, который бы однозначно отражал его принципы и ценности, понятные как его народу, так и другим государствам. Это своего рода тайное послание.

На средневековых европейских монетах представлен набор символов, который можно разделить на две группы.

Первая группа состояла из геральдических (геометрических) символов: кресты, линии и т.д. С одной стороны, это символы власти небесной и земной, восходящие к древним языческим культам, но взятые на вооружение христианством. С другой стороны, они восходят к римским монетам и к руническим надписям древних германцев, в результате синтеза которых мы получили новый символ могущества.

Вторую группу составляют негеральдические символы. Их можно разделить на три подгруппы: естественные (лев, орел, лилия), искусственные (корабль, корона, щит, замок), легендарные (грифон, дракон). Они знаменуют высшую власть, могущество, великодушие, защиту, богатство и достижение цели.

Проанализировав представленные группы символов, мы пришли к выводу, что правители средних веков выбирали символы и знаки для монет не просто так. Они считали, что монеты являются лицом государства, а символы и знаки – хороший способ показать всю силу своей страны. Так и зародилось появление символов и знаков на деньгах. Символы должны были отражать основные функции государства. Они знаменуют высшую власть, могущество, силу, великодушие, защиту, богатство и достижение цели. Истоки символики восходят к древним культам разных народов, переплетаются с христианскими трактовками, приобретают новые значения, отражающие цели новых европейских государств эпохи Средневековья.

Список литературы 

  1. Генон Р. Символы священной науки – М.: Беловодье, 2002 – 496 с.
  2. Муравьева Л.А. Деньги Средневековой Европы / ж. Международный бухгалтерский учет, 2014 – С. 56-67 [электронный документ] (https://cyberleninka.ru)
  3. Рошаль В.М. Энциклопедия символов – М., С-Пб.: АСТ, 2008 – 206 с.
  4. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран – М.: Юстицинформ, 2010 – 265 с.
  5. Трофимова Р.П. Культура. Экономика. Финансы – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 – 543 с.
  6. Шейнина Е. Энциклопедия символов – М.: АСТ, 2005 – 592 с.
Просмотров работы: 483