Наследие Древнего Египта

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Наследие Древнего Египта

Паламарчук  И.В. 1
1МАОУ Апрелевская СОШ №4
Щербатая Н.С. 1
1МАОУ Апрелевская СОШ№4
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение.

Впервые я прочитал о Древнем Египте, о его богах и мифах когда мне было 8 лет и с тех пор очень интересуюсь этой темой. Меня завораживают египетские пирамиды своим величием, и поражает Сфинкс грациозностью. Древний Египет представляется мне загадочной страной, полной тайн. Но больше всего в данный момент меня интересует тема богов и мифов загробного мира Древнего Египта.

Я подумал, а что мои одноклассники знают о богах и мифах, и провел небольшой опрос. Оказывается, большинство ребят мало, что знают об этом. Поэтому я решил написать исследовательский проект на тему: «Наследие Древнего Египта». Собрать больше информации и поделиться с ребятами своими знаниями. В процессе работы самому больше узнать о Египте, а именно о загробном мире.

Практическая значимость моего проекта заключается в том, что я могу повысить образовательный уровень по интересующей меня теме, а так же поделиться полученными знаниями со сверстниками.

Актуальность моего проекта заключается в том, что Древний Египет до сих пор привлекает людей загадками своих памятников и своими мифами.

Основная цель изучить наследие Древнего Египта.

В основные задачи проекта я включил:

- изучить богов их облик и функции, которые они выполняли;

- познакомиться с мифами Древнего Египта о загробном мире и изучить их влияние на культуру Древнего Египта;

- изучить достояние Древнего Египта;

- побеседовать с учителем истории Тарасенко Л.В;

- посетить Государственный музей изобразительных искусств им.

А.С.Пушкина, зал Древнего Египта;

- провести анкетирование одноклассников с целью выявления их уровня познаний в области интересующей меня теме;

- вместе с моим классным руководителем Щербатой Натальей Сергеевной подготовить классный час и ознакомить своих одноклассников с собранной мной информацией;

- создание брошюры «Интересные факты о Древнем Египте» для моих сверстников.

В ходе работы над проектом я поставил перед собой следующие вопросы.

1. В каких богов верили в Древнем Египте?

2. Какое значение оказали знания и достижения Древнего Египта на

мировую культуру.

Объект исследования: Культура Древний Египет.

Предмет исследования: мифы и боги загробного мира Древнего Египта, наследие древних египтян.

Гипотеза: изучая материал о Древнем Египте, можно не только прикоснуться к его тайнам и загадкам, а также изменить свое мировоззрение о культуре Древнего Египта.

Основными методами исследования в моей работе являютсясбор информации путем опроса и анкетирования, изучение исторической литературы, посещение музея и анализ полученной информации.

В своей работе я использовал следующую литературу: Вогт Р.С., Дайер А. Большая энциклопедия знаний. Научно – популярное издание. Пер. с анг. Антипина А.С., Беловой П.О. и др. – М.:АСТ: Астрель, 2011, Кун Н.А., Циркин Ю.Б. Я познаю мир: энциклопедия: Мифы народов мира. – М.: Астрель, 2001., Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.,Теплин С. Мумии и пирамиды./Пер. с англ. Е.Дорониной. – М.: Росмен, 2016. А также интернет ресурсы.

В ходе своей работы над проектом я ответил на поставленные мной вопросы, и узнал, что культура Древнего Египта оставила в наше распоряжение огромное наследие, которое до сих пор еще изучается. Это и пирамиды, храмы, бесценные образцы фресок и рисунков, скульптуры. Египетская культура внесла огромный вклад во всемирную культуру. После исчезновения египетской цивилизации осталось много полезных сведений и информации, которыми люди пользуются до сих пор.

Моя гипотеза подтвердилась, изучая материал о Древнем Египте, я не только расширил границы своего кругозора о культуре Древнего Египта, узнал много познавательного и интересного о его тайнах, но и поменял свое мировоззрение о культуре этой древней цивилизации.

Уже несколько лет я интересуюсь историей Древнего Египта, его культурой, мифами, богами, тайнами загробного мира. Изучая материал о культуре Древнего Египта я не только удовлетворил свои познавательные потребности, но и в дальнейшем хочу изучать тайны этой загадочной цивилизации. И возможно в будущем эти знания помогут мне стать египтологом.

2.Культура Древнего Египта.

2.1 Боги Древнего Египта.

Египетское государство – одно из первых в истории человечества, возникло в долине Нила почти 6000 лет назад.[ 3.с.54]

Египтяне верили, что природой и жизнью всех людей управляют боги. Об этом свидетельствуют египетские мифы — волшебные рассказы о богах. Египтяне также рисовали своих богов на стенах дворцов и гробниц, изображали в виде скульптур. Голубое небо они считали богиней Нут и представляли её себе то женщиной, то небесной коровой со звёздами на теле. Солнце было для египтян богом Ра в золотом челне. Его символом считался жук скарабей. Подобно тому, как скарабей скатывает лапками земляной шарик, бог солнца Ра каждый день катит по небу солнечный шар. Египтяне глубоко почитали Ра, который даёт жизнь людям, растениям, животным. Жуков скарабеев, сделанных из драгоценных камней или из фаянса, археологи часто находят при раскопках.

Богов своих египтяне изображали в виде животных и птиц или людей с головами птиц или животных. Но не только в богов верили египтяне. Они верили, что каждое существо живое и может разговаривать с ними. Поэтому божественные почести доставались животным, птицам, растениям.

Многих богов египтяне страшились, потому что они, как и все силы природы, были жестоки к людям. А некоторых, слывших добрыми помощниками и защитникам и любили и почитали. Боги сначала жили среди людей (в это свято верил каждый египтянин) и царствовали в долине Нила.

В религии древних египтян было много богов по некоторым источникам от 150 – 1500, но мне хотелось бы описать основных, а именно богов гелиопольской девятки, которые входили в пантеон богов ( Приложение 2). [3.с.42]

Вывод: Религия древних египтян основана на поклонении множеству богов. Египтяне наделяли богов зооморфными чертами, т.к. верили,что каждое существо живое и может разговаривать с ними.

2.2 Мифы Древнего Египта.

Миф (др. - греч. — речь, слово; сказание, предание) — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.[7]

Мифы в Древнем Египте практически все связанны с загробным миром. Загробная жизнь была очень важным понятием в древнеегипетской религии. Средняя продолжительность жизни египтян составляла около 40 лет. [5]

Сама мысль о бессмертии имела большое значение и потому египтяне мумифицировали мертвых. Практически всю свою жизнь посвящали подготовке к загробной жизни. Поэтому усилия египтян были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам. Древние египтяне твердо верили, что смерть в этом мире - это возрождение в мире мертвых.[5]

Древние египтяне придавали гигантское значение смерти человека и его переходу в мир иной, и это отразилось в мифологии. (Приложение 3)

Изучив мифы, я сделал вывод, что основе религии Древнего Египта лежит идея о вечной жизни, поэтому практически все мифы связанны с загробным миром.

2.3Мумификация в Древнем Египте.

Египтяне верили, что смерть – это переход в другой мир, где умершим понадобятся их тела. Для того чтобы тело не разлагалось его подвергали специальной обработке – бальзамированию. Получалась мумия, которая сохранялась тысячи лет. Благодаря бальзамированию тела умерших медленно усыхали, превращаясь в мумии. Для того чтобы сохранить форму тела, мумию пеленали. Из тела умершего извлекали внутренности, а само тело высушивали, погрузив на 40 дней в раствор натронной соли. Потом его обмывали, натирали специальными бальзамами и заворачивали в широкие полоски ткани.[4с.8]

Внутренние органы, бальзамировали и помещали в четыре сосуда, называвшихся канопами.

Каждая канопа имела свое имя (по именам четырех сыновей Гора) и предназначалась для отдельного органа. Канопа Амсет, с головой человека, была для печени, Хапи (обезьяна) - для легких, Дуамутеф (шакал) - для желудка, и Кебехсенуф (сокол) - для кишечника. Сердце не трогали, так как оно должно было понадобиться покойному на загробном суде. Мозг считали абсолютно бесполезным органом и при бальзамировании его извлекали из тела, вытягивая через нос.[4]

Затем мумию клали в гроб, на котором писали заклинания и изображали богов, а гроб помещали в саркофаг. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного.

Саркофаги изготавливали из камня. Саркофаг фараона Тутанхамона был полностью изготовлен из золота.

Вывод: Египтяне имели сложный погребальный обряд (мумификацию), т.к. верили в душу и воскрешение.

2.4. Наследие Древнего Египта.

Именно вера в загробный мир, в бессмертие души оказало влияние на развитие культуры Древнего Египта. А успехи древних египтян в области мумификации невозможны без соответствующих достижений в ряде наук, в том числе физике, химии, медицине и хирургии.

Архитектура.Архитектура Древнего Египта теснейшим образом связано с заупокойным культом.Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды.

Египетская пирамида Хеопса в Гизе - древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Из-за своих огромных размеров ее иногда называют Большой пирамидой и помещают первой в списке чудес света и считают самым большим сооружением, когда-либо воздвигнутое человеком.

Перед храмами ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сам сфинкс был олицетворением мудрости и силы. Самый большой Сфинкс высечен из целого камня.

Египтяне создали каменную монументальную архитектуру, такие ее элементы, как колонна.

Вывод: Египетские пирамиды и храмы служат образцом высочайшего уровня развития строительного искусства и архитектуры.

Наука. Наука являлась важнейшей частью Египетской культуры.

Развитие медицины.Развитию медицинской науки способствовал обычай мумификации. Уже в Древнем царстве накопилось много знаний в области анатомии и медицины - достаточно для появления врачей различных специализаций: глазных, зубных, хирургов и т.д. Древние лечебники показывают, что египетские медики прекрасно знали анатомию, возможно, открыли кровообращение, знали кое-что о роли мозга.

Математика. Египетская математика возникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной жизни. Египтяне имели представления о дробях и частях меры сыпучих тел. Решали задачи по определению объёма усечённой пирамиды и площади поверхности полушария. Производили сложные геометрические построения. Определили "золотое сечение" и использовали его в архитектуре и изобразительном искусстве. Определяли площадь круга. Умели возводить в степень и извлекать квадратные корни. Умели вычислять площадь поля, объём. Обладали знаниями арифметической и геометрической прогрессии. Первые выдающиеся европейские математики Фалес и Пифагор получили свои математические знания в Египте.

Астрономия. Древние египтяне внесли существенный вклад в астрономию, создав солнечный календарь, столь совершенный, что мы с некоторыми изменениями пользуемся им и сейчас. Год делили на три сезона по четыре месяца. Тридцатидневный месяц делился на декады. В году было 36 декад, посвященных особым божествам - созвездиям. В конце года добавлялось пять дней.Другой большой вклад в астрономию - это деление суток на 24 часа. Уже во время Нового царства были известны водяные и солнечные часы. Египтяне создавали карты неба, группируя звезды в созвездия. Велись наблюдения и за планетами. Египтяне заложили фундамент знаний в астрономии, на основе которых, развивали науку греки.

Вывод:Египтяне достигли значительных высот в математике, астрономии, медицине. Развитию медицины способствовал обычай мумификации.

Письменность.Египетская письменность восходит к XXX в. до н.э. Письменность и изобразительная культура связаны общим происхождением. Иероглифический текст (священное письмо) всегда дополнял рельефы и росписи. Изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности во всех ее основных литературных жанрах. [3с.50]

Для письменности египтянами был придуман папирус. До наших дней дошел папирусный свиток, который в длину достигает 40 м. На папирусе писали острой тростинкой, обмакивая ее в черную краску. Рядом находилась красная краска, которой начинали новый абзац. Отсюда до наших дней, дошло выражение «писать с красной строки».

Вывод: В Египте возникла одна из первых форм письменности — иероглифы. Благодаря которой до нас дошли мифы, сказки, повести, басни, гимны, молитвы. Для письменности египтянами был придуман папирус.

Изобразительное искусство Древнего Египта.Изобразительное искусство в культуре Древнего Египта появилось в самом начале развития египетской цивилизации. Тогда же были разработаны принципы изображений, технологии их нанесения. Принцип изображения выразился в простоте изображения, их двумерном виде. Картины, фрески были нанесены на стены храмов, дворцов, гробниц, статуи. Качество получаемых тогда красок говорит об их качества, до нашего времени дошло много образцов изобразительного искусства древних египтян, практически без потери цвета.

Большое развитие получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные статуи, исполняя роль двойников умерших, служат вместилищем их душ.

Вывод: Достижения культуры Древнего Египта действительно значительны.Древние египтяне внесли существенный вклад в развитие астрономии, медицины, архитектуры, искусства, письменности и в Мировую культуру в целом.

3. По следам Древнего Египта.

Во время работы над проектом у меня возник вопрос: Что такое Египтология и захотелось больше узнать об этой науке. Я решил побеседовать с учителем по истории Тарасенко Ларисой Валентиновной. Из беседы узнал, что Египтология - комплексная наука, изучающая Древний Египет, отрасль востоковедения. Днем основания египтологии принято считать 22 сентября 1822 года, когда французский ученый Ф. Шампольон, изучая тексты памятников, нашел ключ к чтению египетского письма и в дальнейшем составил первые грамматику и словарь египетского языка. Египтологи в наше время изучают различные стороны жизни древних египтян: письмо, обычаи, быт и архитектуру, учувствуют в раскопках. В будущем я хочу стать египтологом. У Ларисы Валентиновны я узнал о том, что интерес к Древнему Египту – одно из основных важных качеств будущего египтолога. Но во время работы над проектом, у меня сложилось впечатление, что Египет уже полностью изучен. Открывать и находить что-то новое уже представляется невозможным. Но Лариса Валентиновна объяснила мне, что до сих пор в Египте работают ученые. Еще остается много вопросов, на которые не нашли ответа, много неизведанного и неоткрытого. Египет до сих пор хранит в себе много тайн.

Мне захотелось поближе познакомиться с культурой и искусством Древнего Египта. Мама предложила мне посетить Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, зал Древнего Египта. Я охотно согласился.

В музее я смог найти ответы на некоторые вопросы возникшие во время работы над проектом, увидел настоящие саркофаги .

Я узнал о том, что египтяне мумифицировали и животных, после их естественной смерти, например кошек, крокодилов. Существовали даже целые микрополя с захоронениями животных.

Меня также всегда удивляли позы людей изображенных на египетских картинах, фресках. Египетские художники всегда изображали лица людей, руки и ноги в профиль, а плечи в анфас. У меня возник вопрос: неужели так можно передвигаться? Ответ оказался простым: несмотря на хорошо развитое изобразительное искусство, художники в Древнем Египте не могли изображать лица, руки и ноги человека в анфас. Я провел анкетирование своих одноклассников (Приложение1). Результаты меня удивили. Оказывается, ребятам очень интересна тема Древнего Египта. Практически все ребята хотят узнать больше о Древнем Египте. А именно о пирамидах, их строительстве, что находится внутри них, Сфинксах. Многих интересуют мумии и сам процесс мумификации. И у меня появилась идея не только поделиться с ребятами моими знаниями о Древнем Египте на классном часе, но и создать брошюру с интересными фактами о Древнем Египте для моих сверстников. ( Приложение 5).

Вместе с классным руководителем Щербатой Натальей Сергеевной мы провели классный час на тему «Тайны Древнего Египта».

Я рассказал ребятам о богах, мифах Древнего Египта. Показал фотографии пирамид, сфинксов. Объяснил процесс мумификации. Показал достижения древних египтян в науке, искусстве. Основной задачей моего выступления перед одноклассниками было заинтересовать ребят, расширить их кругозор. Ребята очень заинтересовались, задавали много вопросов, на которые я с удовольствием ответил. Я думаю, наше внеклассное мероприятие удалось.

4.Заключение

Когда я начинал работу над исследовательским проектом, то и предположить не мог, насколько таинственен и загадочен Древний Египет, насколько тесна связь между религией и культурой Древнего Египта, насколько тема Древнего Египта необъятна. Изучая ее можно каждый раз открывать что-то новое для себя.

В ходе своей работы над проектом я ответил на поставленные мной вопросы, и узнал, что культура Древнего Египта оставила в наше распоряжение огромное наследие, которое до сих пор еще изучается. Это и пирамиды, храмы, бесценные образцы фресок и рисунков, скульптуры. Египетская культура внесла огромный вклад во всемирную культуру. После исчезновения египетской цивилизации осталось много полезных сведений и информации, которыми люди пользуются до сих пор.

На данном этапе я могу сделать следующие выводы:

- религия древних египтян основана на поклонении множеству богов. Египтяне наделяли богов зооморфными чертами, т.к. верили, что каждое существо живое и может разговаривать с ними;

- в основе религии Древнего Египта лежит идея о вечной жизни, поэтому практически все мифы связанны с загробным миром;

- религия оказала большое влияние на развитие культуры Древнего Египта;

- египтяне имели сложный погребальный обряд (мумификацию), т.к. египтяне верили в душу и воскрешение;

- развитию медицинской науки способствовал обычай мумификации;

- египетские пирамиды и храмы служат образцом высочайшего уровня развития строительного искусства, архитектуры;

- египтяне достигли значительных высот в математике, астрономии, создав солнечный календарь, разделив сутки на 24 часа, изобрели водяные и солнечные часы;

- в Египте возникла одна из первых форм письменности — иероглифы, благодаря которой до нас дошли мифы, сказки, повести, басни, гимны, молитвы. Для письменности египтянами был придуман папирус;

- культура Древнего Египта оставила в наше распоряжение огромноенаследство и внесла колоссальный вклад во всемирную культуру.

Моя гипотеза подтвердилась, изучая материал о Древнем Египте, я не только расширил границы своего кругозора о культуре Древнего Египта, узнал много познавательного и интересного о его тайнах, но и поменял свое мировоззрение о культуре этой древней цивилизации.

Уже несколько лет я интересуюсь историей Древнего Египта, его культурой, мифами, богами, тайнами загробного мира. Изучая материал о культуре Древнего Египта я не только удовлетворил свои познавательные потребности, но и в дальнейшем хочу изучать тайны этой загадочной цивилизации. И возможно в будущем эти знания помогут мне стать египтологом.

5. Список литературы, используемых интернет-источников

1.Вогт Р.С., Дайер А. Большая энциклопедия знаний. Научно – популярное издание. Пер. с анг. Антипина А.С., Беловой П.О. и др. – М.:АСТ: Астрель, 2011.

2. Кун Н.А., Циркин Ю.Б. Я познаю мир: энциклопедия: Мифы народов мира. – М.: Астрель, 2001.

3. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

4. Теплин С. Мумии и пирамиды./Пер. с англ. Е.Дорониной. – М.: Росмен, 2016.

5. http://ancientart.ru/iskusstvo-drevnego-egipta/izobreteniya-drevnix-egiptyan.htmt.

6. http://rushist.com/index.php/mifologiya/3774- Боги Древнего Египта.

7. www.wikipedia.org.ru./wiki/Древний Египет.

6. Приложение.

Приложение 1. Результаты опроса одноклассников.

а) Интересуетесь ли вы Древним Египтом?

б) Что бы вы хотели узнать о Древнем Египте?

в) Какие изобретения древних египтян или их достижения вамизвестны?

Приложение 2. Боги Древнего Египта.

Ра- Солнечный бог, изображавшийся с головой сокола, увенчанной солнечным диском или коброй. Ра поклонялись как верховному богу, создателю других богов и людей. Каждого фараона считали сыном Ра. Существуют мифы творения, согласно которому Ра появился с востока в образе жука-скарабея, катящего перед собой Солнце; ещё один вариант этого мифа повествует, что Ра в образе сокола (или кобчика) спустился на Землю, дав начало суше.

Исида - Богиня любви и судьбы, дочь Геба и Нут. Исида вышла замуж за своего брата Осириса и родила от него сына Гора. Она была верной женой и любящей матерью. Исиду часто изображают с младенцем Гором на руках. Она воспитала в сыне ненависть к Сету, чтобы Гор отомстил за отца.

Осирис бог жизненных сил природы и плодородия, владыка подземного мира. Осирис, первенец бога земли Геба и богини небес Нут, в мифологические времена, как считалось, унаследовал власть на земле от своего отца. Осирис научил людей хорошим нравам и обычаям, отучив от людоедства. От него люди узнали, как выращивать злаки и виноград, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, строить города, лечить, почитать богов, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Завистливый брат Осириса, Сет, убил его и выбросил сундук с телом в реку. Исида с большим трудом собрала все части воедино и предала тело мужа погребению. Возродившись в царстве мертвых, Осирис стал судьей в загробном мире. Он выносит приговор усопшему и решает его дальнейшую судьбу.

Хаткор- далекой древности она была преимущественно богиней неба, изображая женщину с головой коровы, между рогов которой помещался солнечный диск. Ее называли дочерью Ра. Чаще всего Хаткор почиталась в виде женщины с львиной головой. Важную роль играла Хатор и в царстве мертвых, встречая души умерших и одаряя их животворной влагой. Ее атрибутом был музыкальный инструмент, изображения которого из сердолика, красного камня или фаянса носили как амулет, приносящий удачу. Хатхор считалась богиней любви, женственности и красоты, а также супруга Хора.

Гор - ("высота", "небо") — один из древнейших египетских богов, хранивший предания о тех временах, когда охота была главенствующим занятием мужчин. Его изображали — в более поздние периоды — в виде человека с головой сокола или солнечного диска с распростертыми соколиными крыльями, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Сын Осириса и Исиды, бог восходящего солнца. Его заклятым врагом был Сет, захвативший трон Осириса.

Тот — бог луны, бог мудрости, счета и письма, «владыка Истины», судья в мире богов, покровитель писцов и судей. Он изображался в виде человека с головой ибиса, держащего в руке палетку писца. Как бог луны, Тот является творцом календаря, по его воле год делится на месяцы; он записывал даты рождения и смерти людей, а также занимался ведением летописей.

Тот играл значительную роль в культе мертвых — доставлял каждого покойного в загробное царство, а также фиксировал результат взвешивания его сердца на весах Осириса.

БогАнубис в египетской мифологии считается богом-покровителем умерших, сын бога растительности Осириса. Его изображали в образе лежащего шакала черного цвета, дикой собаки Саб черного цвета или же в виде человека с головой шакала или собаки. Анубис считался судьёй богов. Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Анубиса считают создателем погребальных обрядов. Анубис помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса.

Едва ли не во всех религиях мира светлому и доброму началу противостоит темное и злое. В египетской мифологии такая роль отводится Сету. Сет наделен человеческими отрицательными качествами, в частности, коварством, жестокостью, завистливостью, и предстает чаще всего в человеческом обличье. По своей родословной Сет принадлежал к высшей касте богов: он был третьим ребенком (после Осириса и Исиды) Геба и Нут. Главными священными животными Сета считались осел и свинья («отвращение для богов»), а также антилопа, жираф. Сет — в мифологии древних египтян бог пустыни, олицетворение зла, убийца Осириса. Он изобрел оружие, научил людей его употреблению и этим приобрел звание бога войны. Изображался в виде человека с головой осла.

Аммит - мифологическое чудовище, но также богиня возмездия за грехи. В её образе совмещались черты крокодила, льва и гиппопотама: тело принадлежало гиппопотаму, лапы и грива льву, а голова крокодилу. На загробном суде, если сердце покойного перевешивало на чаше весов, то он попадал в рай. Если этого не случалось, то сердце умершего

Приложение 3. Миф о Гелиопольской девятке (Сотворение мира)

«Гелиопольская девятка» почиталась во всем Египте и присутствовала в религиоз­ных текстах. Боги Эннеады считались первыми царями Древнего Египта. У древних египтян существовало немало мифов о сотворении мира. Со­гласно одному из них, он возник из вечной тьмы и первоначально представлял собой океан.

Гелиопольская девятка

Вот как рассказывали эту легенду в Гелиополе:

«Не всегда цвела и благоухала «Черная Земля» — Та-Кемет. Давным-давно, много лет назад, на месте городов с их храмами и дворцами, шумными рынками и площадями, на месте орошаемых полей ничего не было. Не было даже земли. Был Хаос — бескрайний и бездонный океан. Этот океан назывался Нун.Мрачное он представлял зрелище! Окаменевшие, холодные воды Нуна, казалось, навечно засты­ли в неподвижности. Не было ни воздуха, ни тепла, ни cвета: все окутывал перво­зданный мрак, всюду царила тишина. Проходили сто­летия, тысячелетия, а океан Нун оставался неподвижным.

Но однажды случилось чудо. Вода вдруг заплескалась, заколыхалась, и на поверхно­сти появился великий бог Атум-Ра.

— „Я есть, я существую!" — воскликнул он, и Хаос содрогнулся от громоподобного голоса, возвестившего начало жизни.

— „Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо мое могущество велико! Я сумел сам себя создать из вод океана! Нет у меня отца, нет матери, я первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов!"

А вокруг, как и прежде, все было объято непроглядным мраком. В океане не было даже клочка твердой земли, на которой могла бы ступить нога бога. Воспарил Атум-Ра над бездной, произнес заклинание, и вот среди волн и пенистых брызг вы­росла первая суша — холм Бен-Бен.

Задумал в сердце своем Атум-Ра создать богов, представил он себе их образы... и выдохнул из своего рта первого бога ветра и воздуха Шу и богиню влаги Тефнут — женщину с головой свирепой львицы. Это была первая божественная пара на земле. Но тут случилось несчастье. Непроглядный мрак все еще окутывал Вселен­ную, и первые боги потерялись в кромешной темноте, царящей вокруг.

Опечалился Атум-Ра. Может быть, Шу и Тефнут заблудились в океане, а может и погибли в бездне. В отчаянии Атум-Ра вырвал у себя глаз и повелел ему идти на ро­зыски пропавших детей. Ярко светясь и словно солнце, озаряя все вокруг, пошло боже­ственное Око на поиски. Взамен этого глаза Атум-Ра сотворил себе новый.

Нескоро нашло Око потерявшихся во мраке детей и доставило их отцу. Обрадо­вался Атум-Ра. И превратил он глаз свой в змею и поместил Солнечное Око себе на лоб. В честь этого с давних пор глаз-змея украшает короны богов и фараонов. Зовут этого змея Урей. Зорко смотрит Урей вдаль, и если замечает врагов, то уничтожает их лучами света, исходящими из его глаз.

Стали первые боги жить на холме Бен-Бен. И вот бог Шу женился на богине Теф­нут, У них родились дети, вторая божественная пара: бог земли Геб и богиня неба Нут. А они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Стало теперь богов девять. Так и возникла Великая девятка богов— Эннеада, как ее назвали греки. Заплакал Атум-Ра от радости, видя творения своих рук, и оросил слезами землю. Возникли из слез люди и расселились по всему свету...».

Приложение 4. Суд Осириса и вечная жизнь в Поле Тростника.

На пороге Великого Чертога умершего встречал бог Анубис, который сопровождает его в Зал Суда. В левой руке Анубис держит анх – символ жизни.

Здесь в тишине и торжественном полумраке сидели боги-судьи, египтянин должен был держать ответ за свои земные дела, дважды должен был доказать, что его клятвы в собственной безгрешности не лживы, а истинны. Поэтому зал Суда и назывался Чертогом Двух истин.

Головные уборы всех судей украшало перо Истины —

перо богини Маат. Великая Эннеада, в которую входили Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Исида, Гор — сын Осириса, Хатхор, Ху (Воля) и Сиа (Разум), начинала допрос умершего.

Ответив на все вопросы, умерший приступал к «Исповеди отрицания». Так покойный перечислял сорок два преступления и клятвенно заверял богов, что ни в одном из них он не виновен.

Затем боги приступали к взвешиванию сердца покойного на «Весах истины». На одну чашу весов клали сердце, на другую — перо богини Маат, символизирующее справедливость, правду и правосудие. Если стрелка весов отклонялась, покойный считался грешником, и Великая Эннеада выносила ему обвинительный приговор. Сердце отдавали на съедение богине Аммат «Пожирательнице», чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пастью крокодила. Египтянин лишался жизни — теперь уже без надежды на воскрешение, навсегда.

Если же чаши весов оставались в равновесии, это значило, что плохие дела покойного уравниваются его хорошими поступками, и он признавался оправданным. Великая Эннеада торжественно оглашала свое решение даровать ему вечную жизнь, и бог Тот записывал на папирусе имя египтянина.

Бог Гор брал умершего за руку и вел его к трону владыки Преисподней Осириса. Во все время Суда Осирис молча наблюдал за происходящим. Он не принимал участия ни в допросе умершего, ни во взвешивании сердца, а только освящал весь ритуал своим присутствием. Умершего проводили мимо сидящего на престоле бога. На этом Суд заканчивался. Оправданный египтянин мог теперь отправиться к месту вечного блаженства — в Поля Тростников.

В Полях Тростников умершего ждала такая же жизнь, какую он вел и на земле, только здесь царило полное изобилие и никогда не бывало засух и неурожаев.

Состоятельным египтянам не хотелось работать на Поле Тростников, поэтому в их гробницу клали фигурки, изображающие слуг – ушебти. Они выглядели как небольшие мумии. На ушебти писалось заклинание, которое должно было их оживить.

Приложение 5. Брошюра «Интересные факты о Древнем Египте».

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Цивилизация Древнего Египта возникла очень давно, около 8000 лет назад. Через несколько тысяч лет Египет превратился в одно из самых могущественных государств Древнего мира.

Древние египтяне были умелыми земледельцами и со временем стали очень богатыми. Они строили красивейшие храмы своим богам и величественные пирамиды. Государство имело армию, флот и суд. Жрецы изучали звездное небо, а ремесленники делали чудесные изделия из золота и серебра.

Царя в Древнем Египте называли фараоном. Существовала легенда, что первым царем Египта был бог солнца Ра и все фараоны – его потомки. Поэтому фараон имел неограниченную власть, и его особа считалась священной. Египтяне верили, что их царь – воплощение бога на земле.

И простые люди, и знатные вельможи падали ниц перед фараоном и целовали следы его ног.

Среди правителей Древнего Египта было совсем мало женщин. Самая известная из них – Хатшепсут, которую короновали не как царицу, а как царя. Когда царем Египта стал шестилетний племянник Хатшепсут, ее попросили управлять страной, пока мальчик не повзрослеет. Однако она вовсе не собиралась отдавать трон племяннику. Он смог стать фараоном лишь в тридцать лет!

Пока Хатшепсут была фараоном, она носила знаки царской власти, в том числе и фальшивую бороду, сделанную из человеческих волос.

Тутанхамон стал фараоном, когда ему было всего 12 лет.

ПИРАМИДЫ.

Пирамиды – это огромные гробницы, куда помещали тела умерших фараонов и важных вельмож. Никто точно не знает, почему гробницы имеют форму пирамиды.

Некоторые историки объясняют этот факт тем, что верхушки пирамид, указывающие на солнце и звезды, помогали душе умершего легче взлететь к небесам.

Египетская пирамида Хеопса в Гизе самое большое сооружение, когда-либо воздвигнутое человеком, единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Ее высота составляет 146,6 м, что примерно соответствует пятидесятиэтажному небоскребу. Ученые подсчитали, что пирамида Хеопса была сложена из 2 300 000 огромных глыб известняка, причем каждая из этих глыб весила больше двух тонн. Глыбы были столь мастерски пригнаны одна к другой, что в щель между двумя камнями невозможно просунуть лезвие ножа.

Пирамида Хиопса была построена 4,5 тыс. лет назад. В Египте насчитывается более 80 пирамид.

Строительство пирамид.

Строительство пирамиды шло около 40 лет и требовало очень много рабочей силы и на строительной площадке, и в каменоломнях. Блоки для пирамид тащили на специальных деревянных санях по деревянным настилам. Сам деревянный настил делали из массивных бревен укрепленных в земле.

Внутренний план пирамид бывал разным: в одних погребальная камера находилась в самой пирамиде, а другие строились над подземной погребальной камерой. Египетские пирамиды хранят в себе много тайн и загадок.

До сих пор неизвестно точно почему внутри пирамиды, ориентированной по сторонам света проявляется эффект мумификации любой органики. Тела мелких животных, умерших в пирамиде, даже без бальзамирования мумифицируются и сохраняются очень длительное время. Важно заметить, что эффект мумификации наиболее сильно наблюдается в центре пирамиды, примерно на высоте 1/3 ее высоты. Примерно на этой высоте находились захоронения фараонов. В пирамиде тупые лезвия бритвы положенные ссохранением ориентировки по сторонам светазатачиваются в короткое время.

Перед храмами ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сам сфинкс был олицетворением мудрости и силы.

Самый большой Сфинкс высечен из целого камня.

МУМИИ И МУМИФИКАЦИЯ.

Египтяне верили, что смерть – это переход в другой мир, где умершим понадобятся их тела. Для того, чтобы тело не разлагалось его подвергали специальной обработке – бальзамированию. Получалась мумия, которая сохранялась тысячи лет. Благодаря бальзамированию тела умерших медленно усыхали, превращаясь в мумии. Для того чтобы сохранить форму тела, мумию пеленали. Из тела умершего извлекали внутренности, а само тело высушивали, погрузив на 40 дней в раствор натронной соли. Потом его обмывали, натирали специальными бальзамами и заворачивали в широкие полоски ткани.

Внутренние органы, бальзамировали и помещали в четыре сосуда, называвшихся канопами.

Каждая канопа имела свое имя (по именам четырех сыновей Гора) и предназначалась для отдельного органа. Канопа Амсет, с головой человека, была для печени, Хапи (обезьяна) - для легких, Дуамутеф (шакал) - для желудка, и Кебехсенуф (сокол) - для кишечника. Сердце не трогали, так как оно должно было понадобиться покойному на загробном суде. Мозг считали абсолютно бесполезным органом и при бальзамировании его извлекали из тела, вытягивая через нос.

Затем мумию клали в гроб, на котором писали заклинания и изображали богов, а гроб помещали в саркофаг. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного.

Саркофаги изготавливали из камня.

Саркофаг фараона Тутанхамона был полностью изготовлен из золота.

Из тел священных животных – обезьян, кошек и крокодилов – тоже делали мумии.

ИЗОБРЕТЕНИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

Изобретение стекла. Самое древнее стекло нашли в Египте.Стекольное производство в Египте давало декоративный и поделочный материал, поэтому изготовители стремились получать не прозрачное, а окрашенное стекло.

Солнечные и водяные часы, календарь.

Солнечные часы. Календарь. Водяные часы.

Солнечные часы помогали определить, сколько сейчас время, водяные часы помогали определить, сколько времени прошло с определенного момента.

Изобретение папируса и письменности.

Бумаги в Древнем Египте не было, но был папирус. Его изготавливали их одноименного тростника, растущего по берегам Нила. Папирус, сделанный из растительных волокон, был плотным и толстым – толще обычной бумаги. Листы папируса склеивали в длинные полоски и сворачивали в свитки.

Изготовление папируса было очень долгим и трудоемким, поэтому стоил он недешево. Для повседневных записей древние египтяне пользовались глиняными дощечками и даже осколками битой посуды.

Иероглифы – это знаки древнеегипетского письма. Каждый иероглиф обозначает либо целое слово – название предмета или понятие, - либо отдельный звук в слове. Многие иероглифы представляют собой довольно сложные картинки.

Для обозначения чисел тоже были свои иероглифы.

Лишь немногие дети ходили в школу. Некоторые мальчики учились на писцов. Им приходилось учить больше 700 иероглифов.

Одежда и украшения древних египтян.

В Египте всегда жарко, особенно летом, и в древности люди старались одевать меньше одежды, чтобы не мучиться от жары. Бедняки просто обвязывали вокруг талии кусок ткани, а богатые носили одежду из тонкого льняного полотна.

Льняную ткань делали из растения, которое называется лен. Изготовить ткань очень непросто, но в Древнем Египте могли ткать тонкое, легкое полотно.

Женщины носили длинные платья на бретельках. Мужчины – длинные юбки, собранные в складки. А дети часто ходили вообще без одежды.

В Древнем Египте почти не было цветных тканей. Обычно одежду шили из белого полотна. Богатые люди носили украшения из золота и драгоценных камней. Бедные люди тоже носили украшения. Их делали из меди и ракушек.

Богатые женщины Древнего Египта наносили очень много косметики – так было модно. Они красили веки и губы, подводили глаза, румянили щеки.

Древние египтяне очень заботились о своей красоте. Они делали специальные, лечебные лосьоны и мази: от облысения, перхоти и прыщей.

Мужчины тоже делали макияж.

Древние египтяне любили, чтобы от них приятно пахло. Вместо духов богатые люди использовали ароматические масла.

Фараоны, придворные и все богатые люди Древнего Египта носили парики, которые делали из человеческих волос. Их заплетали в сотни тоненьких косичек и скрепляли пчелиным воском.

Мальчикам брили головы налысо, оставляя лишь прядь волос справа, которую заплетали в косу.

Просмотров работы: 7430