Русско-монгольские дипломатические отношения периода золотоордынского ига.

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Русско-монгольские дипломатические отношения периода золотоордынского ига.

Беликова Т.Ю. 1
1МБОУ №19 им. 212 полка
Голубева А.В. 1
1МБОУ №19 им. 212 полка
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Работа посвящена описанию и анализу дипломатических отношений между Русью и Золотой Ордой; процессов, происходивших внутри каждого из государств, влияющих на становление русско-монгольской дипломатии.

Цели и задачи:

- исследовать характер взаимоотношений государств (Руси и Орды), зависимость русских князей от ханов и военно-союзнические отношения князей, и ханов;

- проанализировать внутригосударственные процессы каждого из государств, являющиеся предпосылками и последствиями развития дипломатических отношений между ними;

- исследовать вклад государственных деятелей в развитие дипломатических отношений;

- изучить взгляды историков на проблему взаимоотношений Руси и Золотой Орды;

- дать оценку взаимовлияния Руси и Орды.

2. Исследование характера взаимоотношений государств (Руси и Орды), зависимости русских князей от ханов и военно-союзнических отношений князей и ханов.

В 1237-1240 годах разобщенные в военно-политическом отношении Русские земли, подверглись разгрому и разорению войсками Батыя. Удары монголов по Рязани, Владимиру, Ростову, Суздалю, Галичу, Твери, Киеву оставили в сознании русских людей впечатление шока. После нашествия Батыя во Владимиро-Суздальской, Рязанской, Черниговской, Киевской землях более двух третей всех поселений было уничтожено. Батый являлся чуть ли не основным врагом Руси. Его кровожадность, хитрость и коварство по отношению к русским князьям «увековечены» древними авторами. Свидетельства русских летописцев в силу сложившейся исторической обстановки нельзя считать объективными, поскольку мало кто способен спокойно относиться к иноземному захватчику, напавшему на родную землю. В трудах китайских и монгольских современников Батыя содержится скудная информация об этом человеке. Монгольские летописцы боялись прогневать своих повелителей, считавших Батыя врагом Великих ханов из Каракорума. В Китае же этот человек не настолько сильно проявил себя, чтобы остался след в воспоминаниях китайских авторов. Немного больше информации о Батые дают персидские летописцы. Но борьба наследников Батыя за владение территориями, находящимися в Иране и Азербайджане, не позволяла персидским авторам слишком часто упоминать об этом человеке. Александр Невский (сын Ярослава Всеволодовича) напротив известная в истории личность. Потомки знают о его волевых решениях, блестяще выигранных битвах, светлом уме и способности совершать продуманные действия. Тем не менее, многие его поступки и решения до сих пор не имеют однозначной оценки. Историки разных лет спорят о причинах тех или иных действий князя, каждый раз находя новые зацепки, позволяющие трактовать их с удобной для ученых стороны. Одним из таких спорных вопросов остается союз с Ордой.

Исследование характера взаимоотношений государств (Руси и Орды), зависимости русских князей от ханов и военно-союзнических отношений князей и ханов.

Во времена правления Ярослава Всеволодовича и его сыновей над Русью нависла опасность нападения как Запада, так и Востока. Но если монголы были веротерпимы и их целью было завоевание новых территорий и обогащение, то крестоносцы шли с целью уничтожения христианства и распространения католической веры. И в этот нелёгкий период времени перед русским князьям предстояло сделать выбор, определяющий последующее положение Руси. Их раздробленность сильно сказалась на результатах данного противостояния: Александр Невский и его брат Андрей смогли дать достойный отпор крестоносцам, но монголам пришлось уступить. Как писал русский историк, работавший в эмиграции Г.В.Вернадский: «Русь могла погибнуть между двух огней в героической борьбе, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла. Предстояло выбирать между Востоком и Западом». Существуют две основные версии версии причин его выбора. Первая из них принадлежит историку Льву Гумилеву. Он считал, что Александр Невский хорошо обдумал все варианты и заключил союз с Ордой, поскольку считал, что покровительство татаро-монголов станет для Руси хорошей поддержкой. Именно поэтому князь дал обет взаимной дружбы и верности сыну хана Батыя. По второй версии, к которой склоняется ряд историков, у князя просто не было выбора, он предпочел из двух зол меньшее. С одной стороны - была реальная угроза вторжения с запада, с другой - наступали татары. Князь решил, что пойти на уступки Орде будет выигрышнее. В итоге Русь попала почти в 300-летнюю зависимость от Орды (1243-1480: 237 лет).

Данная зависимость сочеталась с неоднозначным развитием политических и дипломатических отношений. С одной стороны, русские князья получали подтверждение на княжение в ханской ставке, неугодные ордынцам убирались с политической арены. С другой же стороны и Русь имела каналы политического и духовно-идеологического влияния на Орду. Особую роль играла русская православная церковь. Уже при первой податной переписи, проведенной монголами на Руси в 1246 году, церковь и духовенство были исключены из нее и оставлены в покое.

3. Внутригосударственные процессы Руси и Золотой Орды, являющиеся предпосылками и последствиями развития дипломатических отношений между ними.

Александр Невский вел сложнейшую дипломатическую игру, искусно лавируя, добивался прощения восставших князей, освобождения пленных, избавления от обязанности отправлять русские войска для поддержки ордынцев во время их походов. Он неоднократно сам ездил в Золотую Орду, чтобы не допустить повторения разорительного нашествия хана Батыя. Недаром в дореволюционной России святой Александр Невский считался небесным покровителем русской дипломатической службы, а в начале 2009 г. всенародным голосованием именно он был назван россиянами самым выдающимся историческим деятелем России.

Из исторических источников известно, что свою деятельность Александр Невский строил на трех принципах, удивительным образом совпадающих с принципами современного международного права. До нас дошли три его фразы: «Не в силе Бог, а в правде», «Жить, не переступая в чужие части» и «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет». В них легко угадываются ключевые принципы современного международного права: неприменение силы или угрозы силой, невмешательство во внутренние дела других государств, неприкосновенность территориальной целостности государств и нерушимость границ, право государств на индивидуальную и коллективную самооборону в случае агрессии. Своей самой главной задачей Александр Невский всегда считал обеспечение для Руси мира. Поэтому огромное значение он придавал развитию взаимовыгодных торговых и духовно-культурных связей со всеми странами Европы и Азии. Он заключил первое в русской истории специальное соглашение с представителями Ганзы (средневековый прообраз Европейского экономического сообщества). При нем фактически было положено начало дипломатическим контактам между Русью и Китаем. Во времена Александра Невского Русь начала использовать выгоды своего географического положения, своего рода связующего звена между Европой и Азией, за что князя нередко называют «первым евразийским». Благодаря поддержке Александра Невского в 1261 г. в Золотой Орде была создана первая за пределами Руси епархия Русской Православной Церкви.

4. Вклад государственных деятелей в развитие дипломатических отношений.

Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского.

В 1272 году князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника. Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем ("Дюденева рать") опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, Даниил Московский решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная - как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников - татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времени, а показал пример истинных любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила в 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу. Скончался Святой Даниил Московский 4 марта 1303 года.

Следующим правителем стал Иван I Калита. Детство Ивана Калиты, родившегося в Москве, ничем не примечательно. Это был обычный юнец, росший в семье князя Данилы Александровича и супруги правителя. В детстве мальчик постоянно слышал рассказы о татарах, которые то и дело совершали набеги на Русь. Многие старцы испытывали страх. Неприятные ощущения передались маленькому Ивану, тем более еще в раннем детстве мальчик стал свидетелем захвата Москвы.

С младенчества бояре, отец рассказывали будущему правителю о происходящем в государстве. В 3 года ребенка посадили на коня и стали обучать верховой езде. Сразу же после данного обряда посага мальчика передали воспитателям-мужчинам. Учителя уделяли больше внимания основам правления, так как князь Даниил Московский хотел видеть во главе Ивана, а не старшего сына Юрия.

Иван Калита слыл осторожным и рассудительным юнцом в отличие от брата, отличавшегося неуживчивым, резким темпераментом. В 1303 году умирает Даниил. На престол возводят 21-летнего Юрия, а 15-летний Иван стал помощником князя. Пока старший брат находился в отъезде, Ивану пришлось отстаивать Переславль. Жесткий характер, отличная подготовка помогли выстоять, несмотря на малочисленность армии.

Дипломатические переговоры с ханами привели к страшным последствиям. Во время поездки в Золотую Орду новоиспеченного правителя убивают. Престол переходит, как и планировал Даниил Московский, младшему сыну – Ивану Калите.

Иван Калита – необычный правитель. С первых дней князь не стал завоевывать новые территории, а начал продвигать православие. По поручению правителя из Владимира в Москву перенесли резиденцию митрополита. Таким образом, город превратился в духовную столицу Руси. Авторитетность Москвы возросла.

Проблемы с делением земель начались в 1327 году, когда в Твери восстал народ, а позже убили ордынского посла. Иван Калита отправился к хану, который выдал правителю ярлык на великое княжение. Вместе с суздальцами князь отвоевал Тверь, тогда как Александр Михайлович Тверской сбежал от возможного наказания в Новгород (позже был найден в Пскове).

Через год хан Узбек принял решение разделить княжества между Иваном и Александром Васильевичем Суздальским. К Калите отошли Новгород и Кострома, а второму князю – Нижний Новгород и Городец. В 1331 году Александр Васильевич умирает, престол занимает Константин. В это время территории, подчиненные князю Суздальскому, возвращаются в состав великого княжества.

В период с 1328 по 1330 годы Иван Калита заключает два выгодных брака – дочери выходят замуж за Василия Ярославского и Константина Ростовского. Союзы выгодны для правителя, так как уделы перешли в распоряжение князя. Напряжение между Москвой и Новгородом достигло пика в 1331 году.

Конфликт начался с отказа митрополита Феогноста поставить архиепископом новгородским Арсения. Пост отдали Василию Калике. В это время Калита выказывает требования по выплате увеличенной дани. Отказ приводит в негодование правителя – князь выдвигается с войском в новгородскую землю. До военных действий не дошло, так как Иван планировал решить вопрос миром.

В 1337 году Александра Тверского вместе с сыном казнят. Хан принял такое решение после доноса Ивана Калиты. Вскоре князь возвращается в Москву. По распоряжению правителя с церкви святого Спаса убирают колокол и перевозят в столицу. Калита подчиняет брата Александра Михайловича.

В биографии Калиты присутствует множество завоевательных походов против неугодных князей. В 1339 году московское войско направили в Смоленск из-за нежелания платить дань Орде. Конфликт между Новгородом и Москвой вновь возрождается. Решить спор Ивану до конца жизни не удалось.

Хан Орды уважал и доверял Ивану Калите. Это помогло избавить Москву от набегов ордынцев. Благосостояние подданных росло, недовольство исчезало. Иван Данилович избавил на 40 лет княжество от разграблений и войн. Калита безжалостно расправлялся с противниками, пресекал народные волнения из-за дани.

Иван I достиг небывалого влияния на некоторые земли, в том числе Новгород, Тверь и Псков. За годы правления князь накопил богатства, так как приобретал земли в чужих княжества. Позже они достались по наследству детям и внукам.

Иван Калита умер 31 марта 1340 года, передав Москву во владение трем своим сыновьям – Симеону, Ивану и Андрею. В начале мая старший сын Симеон отправился в Орду и вернулся оттуда с ярлыком на великое княжение. Двадцатипятилетний великий князь, властный и необузданный, продолжил политику отца, подчиняя себе все новые и новые княжества Северо-Восточной Руси. Противодействия ему практически не оказывали. Даже сохранившее независимость Тверское княжество считалось с Симеоном, а вольный Новгород был принужден к выплате большой контрибуции. Симеон претендовал на власть над всеми русскими землями, и на его печатях впервые появляются слова «великий князь всея Руси».

В середине XIV века Симеон, получивший прозвище Гордый, впервые столкнулся с Литвой. Оба государства набирали силу, стремясь объединить все русские земли. Какое-то время отношения между Московским княжеством и Литвой оставались спокойными. Но продолжаться долго это не могло, потому что все противники московских князей в Северо-Восточной Руси обратились к Литве, а враги Ольгерда – к Москве. Военные действия начались в 1341 году, когда Ольгерд разорил окрестности Можайска. Тем не менее, литовский великий князь предпочитал уклоняться от прямых столкновений с Москвой, предпочитая действовать против Новгородской земли. Новгородцы обратились за помощью к Москве. Симеон Гордый повел себя дипломатично – он пожаловался золотоордынскому хану на то, что Ольгерд посягает на его «верный улус». Тот, как владетель всех русских земель, находившихся как под властью Литвы, так и Москвы, решил спор в пользу Симеона. Ольгерд не мог вступить в противоборство с Ордой, и ему пришлось отказаться от притязаний на Московские земли. В 1349 году в Москву прибыли послы из Литвы с дарами. В знак дружбы великие князья породнились.

Казалось, Русь начинает возрождаться, но в 1352 году на нее обрушилась новая напасть – великая эпидемия чумы. До этого черная смерть в течение нескольких лет свирепствовала в Европе, по какой-то прихоти судьбы обойдя Польшу и часть Литвы. Чума нанесла жестокий удар процветающему Московскому княжеству. Болезнь не щадила никого – ни крестьян, ни князей. Вымирали целые города. Московское княжество осиротело. Сначала скончался митрополит Феогност. А после умер и сам Симеон Гордый, и его сыновья. Эпидемия не обошла стороной и другие княжеские династии Северо-Восточной Руси. Сложившийся порядок перехода великого княжения рухнул – теперь все решала только сила. Усобицы разгорелись с новой силой, потому что во многих удельных княжествах не осталось наследников.

Московский престол и великое княжение унаследовал второй сын Калиты – Иван Иванович Красный. Летописец называет его кротким и милостивым, но от таких достоинств в те времена правителю было мало пользы. За свое недолгое правление Иван Иванович едва не растерял все нажитое отцом и братом. Москву подтачивала боярская крамола, совершались политические убийства, и часть бояр бежала из Москвы в Рязань. Титул великого князя оспаривали подстрекаемые новгородцами суздальские князья. Западным границам княжества угрожали набеги литовцев. Дело усугублялось тем, что в 1357 году и в Орде начались усобицы и обращаться к авторитету великого хана стало бессмысленно. Ничем не мог помочь и московский митрополит Алексей – во время поездки в Киев он был схвачен по приказу великого князя литовского Ольгерда и около двух лет провел в заточении. Будущее Московского княжества казалось печальным. В 1359 году Иван Иванович внезапно умер. Его девятилетний сын Дмитрий не мог рассчитывать на то, что его признают великим князем; ярлык на владимирское великое княжение достался нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу.

Московские бояре не пожелали с этим мириться, и уже в 1362 году ярлык вернулся в Москву. Ключевую роль в этом сыграл митрополит Алексей. С помощью верных людей ему удалось бежать из литовского плена и в 1360 году вернуться во Владимир.

Митрополит Алексей уговаривал Дмитрия Константиновича уступить великое княжение юному московскому князю Дмитрию Ивановичу. Нижегородский князь выдвинул свои условия – ему хотелось вернуться в свой Нижний Новгород. Но там княжил его родной брат и соперник Борис, который не желал уходить добром. Москва употребила все свое влияние. Представитель митрополита Сергий Радонежский просто закрыл в Нижнем Новгороде все церкви. Одновременно из Москвы выступило войско. Борис не выдержал давления и отдал нижегородский стол своему брату. Дмитрий Константинович принял подарок и счел за лучшее отказаться от притязаний на великое княжение. В 1364 году он заключил с Москвой политический союз, а в январе 1366 года выдал свою дочь за Дмитрия Ивановича.

Дмитрий Донской проводил очень активную внешнюю политику. Он смирил суздальского, нижегородского, рязанского и тверского князей (1363 г.), дал отпор великому литовскому кн. Ольгерду, пытавшемуся захватить Московское княжество (21 ноября 1368 г. битва на р. Тростна близ Москвы). К Москве были окончательно присоединены Углич, Галич Мерьский, Белоозеро, а также Костромское, Дмитровское, Чухломское, Стародубское княжества. Донской заставил повиноваться себе и Новгород Великий. При Дмитрии Донском в 1367 г. построен белокаменный кремль в Москве. В1376 году его войска победили волжских булгар, а в 1378 году разгромили на реке Воже сильное татарское войско мурзы Бегича.

В 1380 году Дмитрий Донской одержал блистательную победу на Куликовом поле над огромным татарским войском Мамая, после чего получил знаменитое прозвище Донской. В этом сражении он сражался рядовым воином, воодушевляя своим примером воинов на подвиги, проявил полководческий талант. После битвы Куликовской Дмитрий Донской прекратил платить дань татарам.

Но в 1382 г. Тохтамыш, хан Золотой Орды, захватил и разграбил Москву, после чего выплата дани вновь была возобновлена.Последние годы правления Дмитрия Донского были омрачены междоусобными распрями, борьбой с тверским князем Михаилом за ярлык на великое княжение.

Умирая, Дмитрий Донской передал великое княжение Василию I, своему старшему сыну, без согласования с ханом Золотой Орды.Великий князь владимирский и московский Дмитрий Донской умер 19 мая в 1389 году. Погребён в Москве в Архангельском соборе Кремля. Причислен к лику святых на Поместном соборе в 1988 году.

5. Взгляды историков на проблему взаимоотношений Руси и Золотой Орды.

Русско-ордынские отношения были непростыми, но сводить их только к тотальному давлению на Русь было бы заблуждением. Еще С. М. Соловьев четко и однозначно «развел» период опустошений русских земель монголами и последующий за ним период, когда они, живя вдалеке, заботились только о сборе дани. При общей негативной оценке «ига» советский историк А. К.Леонтьев подчеркивал, что Русь сохранила свою государственность, и не была прямо включена в состав Золотой Орды. Негативно влияние монголов на русскую историю подтверждал А. Л. Юрганов, но и он признает, что хотя «непокорных унизительно наказывали… те князья, которые охотно подчинялись монголам, как правило, находили с ними общий язык и даже более того — роднились, подолгу гостили в Орде». Многие русские князья становились — по выражению Юрганова — «служебниками» монгольских ханов.

Н. М. Карамзин считал, что зависимость от монголов способствовала преодолению раздробленности русской земли, созданию единой государственности, подводя русских к мысли о необходимости объединения. Разделяя эту мысль, В. О. Ключевский выделял еще одну сторону власти монгольского хана над русскими князьями — он полагал, что она выступала для Руси в качестве объединительного фактора и что без арбитража Орды «князья разнесли бы Русь в клочья» своими усобицами.

Возникновению термина «иго» мы обязаны Н.М.Карамзину, который писал: «Государи наши торжественно отреклись от прав народа независимого и склонили выю под иго варваров».

Л.Н.Гумилев категорически отвергал понятие «монголо-татарское иго», называя его мифом. При этом он утверждал, что "… говорить о завоевании России монголами нелепо, потому, что монголы в 1249 году ушли из России, и вопрос о взаимоотношении между Великим монгольским Улусом и Великим княжеством Владимирским ставился уже позже и решен был в княжение Александра Невского, когда он добился выгодного союза с Золотой Ордой".

6. Взаимовлияние Руси и Орды.

В Золотой Орде в середине XIV века насчитывалось 110 городов, а на северо-восточной Руси было 50 городов. Вне всякого сомнения, значительная часть городов золотоордынских была построена на русское серебро и руками пленных мастеров.

После похода Тохтамыша на Русь в 1382 году дань стала крайне тяжелой — по полтине золотом с деревни. В 30-70 годах XV века низший предел выхода составлял 100 000 рублей. Это огромная сумма. Крупное село с крестьянами и налаженным барским хозяйством стоило в те времена всего несколько десятков рублей.

Специфику составляло и то, что угнетение не было прямым: угнетатель жил вдалеке, а не среди покоренного народа. Такая форма зависимости не направлялась на отдельно взятые личные интересы, а связывала их круговой порукой. По мере ослабления Орды угнетение теряло остроту.

Перелом произошел в 1380 году, когда на Куликовом поле московское войско, вбирая в себя массы добровольцев из всех русских земель выступило против ордынского темника Мамая, поддержанного Литвой и Генуей. Русь окрепла, Орда стала терять былую мощь. Политика Александра Невского естественным образом превратилась в политику Дмитрия Донского.

Ордынское иго оказало мощное воздействие на ход русской истории. Как писал Г.В.Вернадский, «подчинившись государям из дома Чингисхана, Русская земля в политическом отношении была включена в огромный исторический мир, простиравшийся от Тихого океана до Средиземного моря». Через 200 лет после создания ханом Батыем монгольского государства оно распалось на несколько составных: Большую Орду, Астраханское, Казанское, Крымское, Сибирское ханство, Ногайскую Орду. В то же самое время Московская Русь — напротив —увеличивалось и становилось сильнее. Влияние ордынской материальной и духовной культуры на вполне сложившуюся русскую имело, бесспорно, место, но было неспособно переломить ее своеобразие.

7. Заключение

За период ордынского ига Русь прошла долгий путь от разрозненности к централизации государства и усилению Москвы при поддержке церкви. Установление татаро-монгольского ига оказало, помимо крайне негативного и разрушительного влияния, одновременно и положительное – дало толчок к объединению русских земель. Усиление же Руси, в совокупности с ослаблением междоусобными войнами Орды, привело, в конце концов, к падению ига. Русская внешняя политика в отношении Золотой Орды формировалось длительное время и, в конечном итоге, достигла цели – освобождения от зависимости. Там, где сильна дипломатия, заканчиваются войны.

8.Список использованной литературы.

Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести/ Вступит. статьи, сост. и коммент. В. П. Аникина, Д. С. Лихачева и Т. Н. Михельсон; Ил. И. Д. Архипова. – М.: Дет. лит., 1986. -64-с., 9 л. ил.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. — М., 1989.

Н. М. Карамзин История государства Российского. - М.: Изд-во Эксмо, 2002 – 1024 с., илл.

Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9 т., т.1. — М.,1987.

Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. М.: Белый город, 2006, 704 с., илл.

История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. Под ред. Б.А.Рыбакова. — М., 1975.

Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. -М., 1987.

Соловьев С.М. История России. Кн.1. — М., 1960

Просмотров работы: 68