Особенности внешнеполитических отношений России и Кыргызстана после распада СССР

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности внешнеполитических отношений России и Кыргызстана после распада СССР

Жакыпбаева  А.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 45»
Кашицина  М.Г. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 45»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С самого начала построения независимого киргизского государства большинство политических лидеров, в том числе первый Президент страны, значительно оценивали роль Российской Федерации в развитии страны. Такой подход был обусловлен объективными предпосылками: у Российской Федерации и Киргизской Республики было много общего: расположение на одном географическом пространстве, именуемом евразийским; у стран общая история, близкие во многом мировосприятие и мировоззрение народов, и конечно, это военно-стратегическое значение Киргизской Республики для Российской Федерации и Российской Федерации для Киргизской Республики как гаранта обеспечения стабильности в самой республики и неприкосновенности ее границ.

Развитие взаимоотношений во время правления К.С. Бакиева приобрело негативный характер. «Бакиевский режим» в российско-киргизских отношениях был ознаменован усилением «западного фактора влияния » и ведении «циничной политики».

Временное правительство Киргизской Республики во главе с Р.И. Отунбаевой утверждало, что Россия всегда была очень важным партнером для Киргизской Республики, и, безусловно, им остается.

Со своей первой официальной речи на посту Президента Киргизской Республики А.Ш. Атамбаев сообщил, что «важнейшим стратегическим партнером для Киргизской Республики является именно Россия». Но в этой дружбе были и разногласия, что накладывает отпечаток на двусторонних отношениях.

Таким образом, Россия занимает особое место в системе внутренней и внешней политики Кыргызской Республики благодаря одному существенному факту: срабатывает стереотип экс-единой страны, и это не просто отложило отпечаток на двусторонние отношения, а предопределило некоторую неразделимость в плане общей истории, экс-единой идеологии, специфики менталитета и культуры определенного периода. На сегодняшний день Кыргызстану необходима поддержка России в самых различных областях.

1.Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения и анализа роли России в становлении современной киргизской государственности и опыта межгосударственного сотрудничества дружественных стран-партнеров, его основных направлений, результатов и перспектив.

После распада СССР бывшие союзные республики обрели возможность выступать на международной арене в качестве полноправных самостоятельных субъектов международного права. При этом Российская Федерация сыграла важную роль в процессе становления новых независимых государств, в том числе Киргизской Республики. В этой связи актуальным является рассмотрение процесса становления и эволюции российско-киргизских межгосударственных отношений в новых исторических условиях.

Российская Федерация и Киргизская Республика являются членами четырех международных организаций. Это - Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), а также Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В вышеуказанных международных организациях Киргизская Республика является одним из наиболее инициативных и деятельных членов, что высоко оценивается Россией. Тем не менее, несмотря на стратегический характер партнерства, интересы Российской Федерации и Киргизской Республики совпадают не по всем направлениям, и, как показывает практика развития российско-киргизского диалога на современном этапе, зачастую вступают в те или иные противоречия. Именно поэтому появляется необходимость проведения детального анализа конкретных шагов, предпринимаемых руководством обоих государств с точки зрения объективной оценки их последствий.

Объектом исследования является модель российско-киргизских отношений и ее влияние на становление современной киргизской государственности в период с 1991 по 2017 гг.

Предметом исследования являются российско-киргизские связи в политической сфере взаимодействия в рассматриваемый период.

Степень разработанности темы:Работы А.Д. Джуманалиева, Г. Рудова, Д. Фурмана, С. Шерматова, Дундич и др., показывают процесс становления киргизской государственности после распада СССР, включающий в себя две «цветные революции». Важное значение имеют также научные труды, отражающие внешнюю политику Российской Федерации и Киргизской Республики после 1991 г. В их числе исследования Ю.Н. Алешина, А.А. Верещагина, Абытова Б.О.,Давтяна, С.А. Караганова,,Габуев А.,Е.М. Примакова, Г. Рудова, К. Токтомушева, В.А. Чернова, А.Эркенбаева. Урманбетова Ж. Работы раскрывают современный этап российско-киргизских дипломатических, политических, культурно-гуманитарных отношений, анализируют возникающие проблемы на пути к сближению двух стран и предлагаются пути их решения.

Цель исследования - определить направления и степень влияния России на становление современной киргизской государственности после распада СССР и до настоящего времени.

Задачи исследования:

-изучить уровень российского влияния на политику Киргизской Республики после распада СССР;

- исследовать ключевые направления современного внешнеполитического курса Российской Федерации и Киргизской Республики;

- изучить основные тенденции развития российско-киргизских отношений и факторы, влиявшие на их характер и эволюцию;

26 декабря 1991 г. Верховный Совет СССР принял Декларацию о прекращении существования Союза ССР. Мировое сообщество приняло в свой круг 12 новых независимых государств. В том же году главы суверенных государств подписали Декларацию об образовании Содружества Независимых Государств и Протокол к данному Соглашению. В нем закреплено, что Российская Федерация, Киргизия, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Туркменистан, Азербайджанская Республика, Республика Молдова, Республика Армения и Украина на равных началах организовывают Содружество Независимых Государств.

После распада Советского Союза вновь образованные государства довольно быстро осознали взаимозависимость их национальных интересов в экономической, военной сферах, противостоянии внутренним центробежным тенденциям, включая преимущества консолидированного представления общих интересов на международной арене, от имени интегрированного экономического и политического объединения государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе1. Взаимодействия участников Содружества осуществлялись на принципах равноправия, установленные соглашениями между участниками Содружества.

С 1991 г. открылась новая страница многовековой истории киргизского народа. Киргизия встала на путь самостоятельного развития, понемногу заполняя общественную жизнь в республике новой правовой, социально-экономической основой и самостоятельной в международных отношениях. Страна не была готова к принятию независимости. Её фактически вытолкнули на этот путь. После распада Советского Союза первые российско-киргизские документы были направлены, главным образом, на оформление новых взаимоотношений между двумя государствами и организацию устройства взаимодействия на новой основе.

По словам специалиста МГИМО (У) МИД Российской Федерации А. Дундича, Киргизия никогда не хотела распада СССР. Республики Центральной Азии до конца старались реформировать Советский Союз, а после его разрушения стремились воплотить в жизнь и вырабатывать базу новой структуры механизмов СНГ. В свою очередь, руководство Б. Ельцина в Москве в начале 1990-х г. старалось освободиться от бедных азиатских республик и «вытолкнуть» их из рублевой зоны .

Продолжительная совместная история и произвольное национально­-государственное размежевание в советское время привели к многообразию этнического состава населения республики. По данным Национального статистического комитета, по переписи 1989 г. общая численность населения Киргизии составляла 4 257 755 чел., в том числе 2 229 663 чел. - 52,4 % всего населения - составляли киргизы, 916 558 - 21,5 % - русские, 550.096 чел. - 12,9 %узбеки. Существенным было число немцев - 101 309 чел., - 2,4%, украинцев - 108 027 - 2,5 %; татар - 70 068 чел., - 1,6 %; уйгуров - 36 779 - 0,9 %; дунган - 36 928 - 0,9 %; таджиков - 33 518 - 0,8 %; казахов - 37 318 - 0,9 %; другие национальности - евреи, белорусы, курды, корейцы, азербайджанцы - 97 842 чел., 2,3 %. Русские, украинцы, татары появились на территории Киргизской Республики в результате переселений, корейцы и немцы - вследствие ссылки в 40е г. XX в., уйгуры и дунгане бежали от репрессий китайских властей в XIX в.2.

После 1991 г. началась новая эра истории киргизского государства и народа. Государство все еще было пропитано советским духом, несмотря на новую страницу в жизни страны и народа3. Нельзя не согласиться с тем, что после обретения суверенитета страна пережила сложный период, когда пришлось фактически с самого начала организовывать институты управления и власти, решать вопросы, связанные с новой формой правления, выстраивать по-новому отношения с соседними государствами и мировым сообществом, в целом.

В октябре 1990 г. Верховным Советом впервые был избран первый киргизский Президент А.А. Акаев; в ходе всенародного голосования в 1991 г., он получил 95 % голосов (90 % от общего числа избирателей), а вице президентом стал Ф.Ш. Кулов. Его кандидатура появилась внезапно, после того, как Верховный Совет так и не смог избрать между двумя главными номенклатурными кандидатами - киргизская партийная номенклатура раздиралась борьбой кланово-­региональных фракций - «южной» и «северной»,4 и была обессилена бурным демократическим движением и психологическими последствиями страшного погрома узбекского меньшинства в южном городе Ош, когда более 1000 человек было убито и ранено. В дальнейшем А.А. Акаев сообщал: «Я спустился на вершину власти на парашюте». На то время он устраивал всех. Он не относился ни к одной руководящей группировке. Он устраивал митингующих перед зданием Верховного Совета и устраивавших пикеты и голодовки демократов, организовавших Демократическое движение Кыргызстана как «как человек новой формации, носитель демократической культуры»5. Его поддерживал всемирно известный писатель Ч.Т. Айтматов , обладавший грандиозным авторитетом. Будучи бывшим заведующим отделом науки ЦК Компартии Киргизии и президентом Академии наук А.А. Акаев воспринимался как человек мягкий, склонный к компромиссам , он не порождал страх перед номенклатурой, поскольку был не был «разночинцем» - диссидентом. В то время он говорил о себе: «Я всегда в жизни избегал крайностей... Я всегда поддерживал Горбачева... Думаю, его линия на сегодняшний день наиболее верная.». Свое политическое кредо он определял так: . «Необходимо осуществить переход от искаженного социализма к динамическому, гуманному, демократическому, с высоким уровнем благосостояния народа». Эволюционировал он, как все. В 1990 г. он говорил о «великом Ленине», а в конце 1991 г. назвал коммунизм «религией насилия и нетерпимости».

Государственный суверенитет Республики Кыргызстан закреплен в Декларации от 15 декабря 1990 г., а также Декларации о государственной независимости Республики Кыргызстан от 31 августа 1991 г. с официальным названием «Республика Кыргызстан» до 5 мая 1993 г. С принятием Конституции (Основного закона) 5 мая 1993 г.6 было изменено и название страны и она стала называться Киргизская Республика7. Вследствие чего у страны появились атрибуты государственного суверенитета: государственный флаг, государственный герб, государственный гимн Киргизской Республики. 30-31 августа 1991 г. в Бишкеке заработал Первый Всемирный Курултай киргизов, принявший обращение к народу об укреплении Киргизской государственности и единстве киргизской нации. 10 мая 1993 г. была введена национальная валюта - сом. Это событие положило начало самостоятельной экономической политике Киргизской Республики.

С самого начала построения независимого киргизского государства большинство политических лидеров страны значительно оценивали роль Российской Федерации в развитии страны. Выступая на юбилейном совещании по киргизской государственности, тогдашний президент А.А. Акаев выражал слова благодарности Российской Федерации: «Необходимо признать, России нашему великому соседу мы выражаем особенную признательность, которую храним в нашем сердце. Она принимала участие в становлении и развитии нашей государственности и заслуживает самых теплых слов. Мы испытывали общие успехи и общие трагедии, отдав жизни тысяч талантливых и ярких представителей, как русского, так и киргизского народа, первых бойцов за установление национальной государственности» .

Провозглашенный суверенитет Киргизской Республики и дальнейший путь его развития сопровождался интенсивной работой по наполнению его действительным содержанием. Киргизам представлена была возможность самим избирать приоритетные устремления внутренней и внешней политики, отталкиваясь из жизненных интересов и потребностей государства и общества. Другими словами, киргизы стали хозяевами своей страны, земли и организаторами общественной жизни.

Бывший президент Киргизской Республики А.А. Акаев много раз подчеркивал, что на первоначальном этапе формирования суверенной Киргизской Республики особо актуальными стали проблемы образования демократических институтов и переустройства всех сфер материальной и духовной жизни общества. Необходимо было разрешать задачи, связанные с судьбами людей. Стала бесспорной жизненная необходимость объединения идеи сооружения национальной государственности, утверждения демократических свобод и образования системы гарантий интересов всех граждан страны.

У Российской Федерации и Киргизской Республики много общего: расположение на одном географическом пространстве, именуемом евразийским; у стран общая история и главное - мировосприятие и мировоззрение народов во многом близки. А.А. Акаев всегда утверждал, что «Богом и историей дана нам - Россия. Без содействия Москвы Киргизская Республика не обрела бы суверенитета. Собственно новая демократическая Россия вывела Киргизскую Республику на путь суверенного развития. Мы живем на одной евразийской земле и веками были рядом» .

Множеством причин определяется объективная необходимость в дальнейшем укреплении российско-киргизских отношений. И одной из важнейших - это военно-стратегическое значение Киргизской Республики для Российской Федерации и Российской Федерации для Киргизской Республики как гаранта обеспечения стабильности в самой республики и неприкосновенности ее границ. Повышение эффективности российского присутствия в Центрально­-Азиатском регионе, торможение созревающих в этом месте неблагоприятных для Российской Федерации тенденций вероятны впоследствии скоординированной, целенаправленной политической линии, динамического и гибкого балансирования в рамках реального расклада сил с учетом интересов и возможностей обеих стран.

Республика получила массу льготных кредитов и грантов и первый из постсоветских государств был принят в ВТО. Однако принципиально организованный им государственный строй не отличался от других, возникших на постсоветском пространстве «имитационно-демократических» режимов. А.А. Акаев, как и его соседи, стремился к «безальтернативной» власти и после своего избрания президентом Верховного Совета в 1990 г., он переизбирался всенародным голосованием еще в 1991, 1995, 2000 гг. И если бы не революция, то возможно, он бы до сих пор управлял страной, как президент Узбекистана И.А. Каримов и Казахстана Н.А. Назарбаев. По примеру Б.Н. Ельцина и Н.А. Назарбаева в 1994 г. А.А. Акаев разогнал парламент, объявив его «тормозом демократических преобразований». Он освободился от своего известного соратника ставшего вице-президентом «генерала-демократа» Ф.Ш. Кулова, о котором первоначально заявлял что он «один из не многих, который являетсягордостью республики» , далее устранил в новой конституции вице- президентскую должность и, в конце концов, посадил его в тюрьму. А.А. Акаев основательно изменял конституцию. Приняв Конституцию 1993 г., он сообщал что «конституция должна приниматься на века»8. Но буквально следом Конституция радикально «поправлялась» в 1994, 1996, 1998, 2003 гг. Он экспериментировал со структурой парламента, создавая однопалатный, потом двухпалатный, потом снова однопалатный и с системой выборов. Вначале была введена мажоритарная система, затем смешанная, затем снова мажоритарная, тем самым продлевал свои сроки и повышал полномочия. Он старался подавить оппозиционные СМИ, и по обвинениям в уголовных преступлениях посадил в тюрьмы ряд своих политических противников. Оппозиция все больше настраивалась против А.А. Акаева9. «Откровенно сообщу, что, не будь моей демократической сверхтерпимости по отношению к оппозиции, а также к тем наветам и клевете, которые сложились вокруг моей президентской деятельности, в республике не существовало бы и десятой доли нынешних оппозиционных партий и СМИ, а многие оппозиционеры, усердствующие в нагнетании клеветнических настроений, находились бы в других местах», - в ответ оппозиции утверждал А.А. Акаев.

Безусловно, президентский режим А.А. Акаева до самого конца был мягким и даже «стыдливым». А.А. Акаев так и не достиг уровня политического влияния российского президента, уровня контроля над политической жизнью, хотя так старательно имитировал его. По мнению немецкого журналиста, «Кыргызстан среди центрально-азиатских недемократических стран является самым демократическим» . В конечном результате акаевский режим был свергнут мартовской революцией 2005 г. И в этот сложный для Киргизской Республики период Россия не отвернулась от киргизского народа, помогала всеми возможными для нее на тот момент способами. В.В. Путин отмечал, что отталкиваясь из особенного характера взаимоотношений двух стран, Россия всегда проявляла и намерена оказывать необходимую гуманитарную помощь Киргизской Республике. В свой черед, А.А. Акаев утверждал, что именно Россия и страны ЕврАзЭС поддержат и помогут провести в стране свободные демократические выборы, прежде всего парламента10.

Возникший в результате революции 2005 г. «бакиевский» режим, или точнее, из следующей анархии и междоусобиц революционных представителей, старых революционных соратников Президента, которых он отстранял одного за другим, был абсолютно лишен какой-либо «стыдливости». Бывшему президенту К.С. Бакиеву был присущ своего рода «простой цинизм» - он с удивительным простодушием обманывал российское руководство, обещая что-то и потом, не исполняя обещанного. К примеру, недовольство российского руководства вызвало поведение К.С. Бакиева, когда он все же сохранил в Киргизской Республике американскую военную базу «Манас», несмотря на обязательство убрать ее, в обмен на российский кредит в размере 1,7 млрд. долл., а затем оставил «Манас», достигнув договоренности с американцами в увеличении арендой платы11. Естественно, подобным поступком он настроил против себя российское руководство. Развивался бакиевский режим быстро, и уже через пару лет акаевский режим, начал выглядеть настоящей демократией и пробуждать ностальгические чувства.

У бывшего президента А.А. Акаева сложилась своя точка зрения на обстоятельства, касающиеся президентства К.С. Бакиева, которое он комментировал так: «Отдельные организации, используя в качестве повода формирование демократии, весной 2005 г. исполнили свою роль в разрушении акаевской власти, тем самым поддержав тюльпановую революцию. Случившаяся тогда дестабилизация напомнила о себе через пять лет, но уже с колоссальным ударом. Возможность возникновения «нового Афганистана» в том случае была бы действительностью. При этом было важно не делать Киргизскую Республику присталищем для противостояния Российской Федерации и Соединенных Штатов. Прекрасно владея внутренними пружинами, А.А. Акаев с уверенностью сообщает, что взволновавшие Вашингтон проблемы с авиабазой «Манас» организовала не Россия. Это сделал К.С. Бакиев, старавшийся устроить крупные финансовые выгоды для своей семьи, исходя из столкновений Москвы и Вашингтона вокруг «Манаса» .

Во время 5-летнего президентского правления и пребывания у власти К.С. Бакиева не было совершено кардинальных перемен ни в политической, ни в социально-экономических сферах. Власть К.С. Бакиева не оправдала надежды киргизского народа. В результате чего население Киргизской Республики поднялось против бакиевского режима и его президентство было свергнуто в ходе апрельской революцией 2010 г. На митингах вместе с политическими лозунгами раздавались требования о более близких взаимоотношениях с Россией: «Киргизский народ обязан жить свободно, без К.С. Бакиева, без его режима! Киргизский народ с русским народом! С Россией!» . Это о многом говорит и, прежде всего, о том, что народ хотел и продолжает желать быть с Россией.

Главные причины событий 6 и 7 апреля 2010 г. выражались в резком ухудшении политического, экономического и социального положения в стране, накоплении высокого протестного потенциала и создании революционных настроений как основание недовольства у большой части населения антинародной политикой власти, и борьбой оппозиционных и прогрессивных сил противсемейного кланового правления К.С. Бакиева. Продажа стратегических объектов, таких как «Кыргызтелеком», «Востокэлектро», «Северэлектро», энергетический кризис с 2008 по 2010 гг., а также решение правительства с января 2010 г. повысить в 2 раза тарифы на электроэнергию и в 5 раз, а с июля 2010 г., введение дополнительных платежей за мобильную связь, газовый кризис, эти и другие причины привели к резкому усугублению ситуации в стране и вызывали негодование среди населения. В стране невиданных масштабов достигла коррупция, она, охватила все сферы государственной власти - министерства, ведомства, правоохранительные и судебные органы, медицинские и образовательные учреждения. Последним фактором, резко увеличившим недовольство и возмущение населения, стала фальсификация результатов парламентских и президентских выборов, проходивших в декабре 2007 г. и в июле 2009 г. Расформировав в 2007 г. оппонирующий парламент, бывший президент К.С. Бакиев встал на путь усиления своей личной власти. Для этого власть искусственно сформировала партию «Ак жол». Парламентские выборы 2007 г. завершились крупным скандалом. Народ Киргизской Республики, международные наблюдатели и оппоненты К.С. Бакиева, назвали данные выборы самыми грязными за целую историю Киргизской Республики .

В данной ситуации, оставался открытым вопрос о воздействии внешнего фактора. В российском медийном пространстве распространялось мнение об очередной «гуманитарной интервенции» США: «Внешнеполитическое основание государственных переворотов в Киргизской Республике заключалось в том, что США вели в этом регионе геополитическую подготовку для наступления на Китай и Иран». Одновременно в западных публикациях проходила мысль о заинтересованности в революционной ситуации Российской Федерации. Однако нет никаких подтверждений того, что Россия сыграла решающую роль в организации восстания и нет никаких доказательств того, что российское правительство активно этому содействовало12. Тогдашний премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин удостоверил, что «ни Россия, ни ваш покорный слуга, ни российские власти не имеют никакого отношения к событиям в Киргизской Республике» . При просьбе киргизских властей о помощи во время апрельских событий в 2010 г., Россия не стала вмешиваться во внутренние дела государства, но, бесспорно, оказала существенную гуманитарную помощь. Бывший посол Киргизской Республики в Российской Федерации У. Чиналиев, сообщал, что российская сторона оказала в тяжелый период гуманитарную помощь на сумму свыше 65 млн. долл. на продукты питания, медицинское оборудование и медикаменты, горюче-смазочные и строительные материалы. МЧС Российской Федерации выделило 5,5 млн. долл. на строительные материалы для восстановления жилищной инфраструктуры города Ош, Ошской и Джалал-Абадской областей. Помимо этого российские больницы оказали бесплатное лечение более 20 киргизским гражданам, пострадавших после апрельских и июньских событий .

Временное правительство Киргизской Республики в лице президента переходного периода Р.И. Отунбаевой пришло к власти после апрельской революции 2010 г. и было наделено полномочиями президента переходного периода Киргизской Республики сроком до 31 декабря 2011 г. сроком на полгода.

Временное правительство Киргизской Республики пришло к власти с большими надеждами, что Россия поддержит республику нефтепродуктами и поможет решить финансовые проблемы. Р.И. Отунбаева в 2010 г. утверждала, что Россия всегда была очень важным партнером для Киргизской Республики, и, безусловно, им остается. Тогдашний президент Российской Федерации Д.А. Медведев подтвердил: «Россия всегда намерена оказывать гуманитарную помощь Киргизской Республике, т.к. республика была и остается стратегическим партнером для Российской Федерации. Россия искренне верит, что новому руководству хватит политического мужества и авторитета для того, чтобы решить вопросы будущего своего государства, судьба которого, вне всяких сомнений небезразлична для стратегического, близкого, братского союзника – Российской Федерации» .

Взаимоотношения с Россией во все периоды в современной истории имели большое значение для Киргизской Республики. Хотя с 2005 по 2010 гг. развитие взаимоотношений во время правления К.С. Бакиева приобрело негативный характер. Причины заключались в неисполнении киргизской стороной обязательств по многим двусторонним договорам, в частности, по проекту развития гидроэнергетической отрасли и по киргизским долгам перед Россией. С наступлением новой власти вопросы реализации данных соглашений обрели обязательный характер.

Принципиально значимым было то, что Москва незамедлительно начала работу с новым руководством Киргизской Республики. Интенсивность политических контактов после становления коалиционного правительства позволила придать стабильность развитию сотрудничества в торгово­экономических, военно-политических и культурно-гуманитарных отношениях. В ходе официальных встреч и переговоров рассматривались вопросы долговых обязательств, пошлин на нефтепродукты, сотрудничества в области энергетики и торгово-экономической сфере.

Вступление А.Ш. Атамбаева в должность президента Киргизской Республики в 2011 г. - это первая в истории независимой республики мирная передача власти от одного главы государства другому. Первый президент Киргизской Республики А.А. Акаев был вынужден покинуть свою должность и бросить страну в 2005 г. в результате «тюльпановой» революции. Следующий лидер республики К.С. Бакиев в 2010 г. также покинул страну в результате революции, предоставив власть президенту переходного периода Р. Отунбаевой, которая сдержала свое обещание и обеспечила первую конституционную смену власти.

В своей первой официальной речи на посту Президента Киргизской Республики А.Ш. Атамбаев сообщил, что «важнейшим стратегическим партнером для Киргизской Республики является именно Россия».

Поддержки избирателей А.Ш. Атамбаев добился также своим решением вывести американскую военную базу с территории Киргизской Республики. С другой стороны, у него появилась возможность для следующего заявления: «Я не Бакиев, не предам Россию, которая является стратегическим партнером Киргизской Республики». Следом за данным обращением Киргизская Республика и Российская Федерация подписали соглашения о строительстве Камбаратинской ГЭС-1 и каскадов ГЭС в Верхнем Нарыне. Россия пообещала списать долг в размере 500 млн. долл. поэтапно. А.Ш. Атамбаев очередной раз показал, что готов опираться на Россию, именно при его руководстве «Кыргызгаз» был продан «Газпрому» за 1 доллар .

Однако не все так благополучно в отношении между двумя странами, как может показаться на первый взгляд. В какой-то период российско-киргизские взаимоотношения вошли в фазу кризиса, случилось это после скандального интервью А.Ш. Атамбаева «Коммерсанту»13, где он высказался, открыто и твердо с критикой некоторых действий правительства Российской Федерации. Оказалось то, что российская база в Канте размещалась на безвозмездной основе, а арендная плата, которую Россия действительно задолжала Киргизской Республике, относилась к другим объектам - испытательной базе противолодочных вооружений ВМФ РФ в г. Каракол, 338-му узлу связи ВМФ РФ в п. Спартак и сейсмическому пункту службы спецконтроля Минобороны РФ в г. Майлуу-Суу. Следом за громким скандалом вокруг российской авиабазы в Канте, конфликт разгорелся вокруг еще одного интересующего Россию объекта, торпедного завода «Дастан». Как сообщил «Коммерсанту» киргизский Президент А.Ш. Атамбаев, три года назад стороны обсуждали схему, по которой Киргизская Республика предоставляет российской стороне 48% акций завода и здание торгового представительства Российской Федерации в г. Бишкек, в обмен на списание 180 млн. долл. киргизского долга. Тем не менее, сделка носила формальный характер. С большим возмущением А.Ш. Атамбаев утверждал, что «Три года миновало. Кто виноват, что проблема зависла?». Как выяснял «КоммерсантЪ», сделка остановилась в результате того, что Москву старая схема больше не устраивала, т.к. с 2009 г. имущество «Дастана» обесценилось из-за износа оборудования и списать 180 млн. долл. долга Россия уже не была намерена. Бишкеку предложили либо за тот же объем киргизских активов списать меньшую сумму долга, либо простить 180 млн. долл., но увеличить передаваемую России долю, т.к. Москва намеревалась приобрести как минимум 75% акций, чтобы распоряжаться заводом без оглядки на его акционеров. Кыргызстан, безусловно, настаивал на старой схеме. А.Ш. Атамбаев на эту ситуацию отреагировал так: «нет оснований утверждать, что «Дастан» потерял в цене. Объемы производства «Дастана» увеличились в 5 раз в 2011 г. Не может быть такого, чтобы объемы производства росли, а цена на них падала? «Дастан» является недвижимостью расположенной в центре г. Бишкек, цена на которую повышается. Киргизской Республика готова была отдать и больший пакет акций, но не достающих 27%, требуемых Москвой 75%, Россия должна была заплатить деньгами «по реальной цене» .

А.Ш. Атамбаев продолжал высказывать претензии в адрес Российской Федерации, обвиняя ее во вмешательстве во внутренние дела республики. По его словам в стране «активно функционировали российские и казахские спецслужбы» в период последних выборов, и они же «финансируя определенные силы, вели свою игру». И лучше бы вместо этого Киргизской Республике предоставили грант. В ответ на это руководство Российской Федерации порекомендовало А.Ш. Атамбаеву «сконцентрироваться на решении проблем бедности в собственной стране, а не искать врагов, особенно среди друзей, союзников и соседей», предупредив, что «ответственность за трудное социально­-экономическое положение граждан Киргизской Республики неминуемо лично ляжет на руководителей государства» .

Подобный «обмен мнениями» свидетельствовал, что в двусторонних взаимоотношениях, имеются определенные претензии. Все эти российско- киргизские конфликты уже привели к определенным результатам для Бишкека. Глава Федеральной миграционной службы К. Ромодановский заявил, что российское правительство денонсирует соглашение об упрощенном получении гражданства между Россией и Киргизской Республикой. Что впоследствии и было сделано. 1 января 2015 г. Киргизская Республика присоединилась к Таможенному союзу и Евразийскому экономическому союзу. 21 мая 2015 г. состоялось торжественное мероприятие, где А.Ш. Атамбаев подписал Закон «О ратификации международных договоров по присоединению Киргизской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2015 г. . Проанализировав историю становления Киргизской Республики, можно всецело согласиться с суждением Э. Джумабаева, что трагедией киргизского народа стал распад Советского Союза в 1991 г. Киргизская Республика обрела суверенитет, к которому была абсолютно не готова. На советской деятельности, советских остатках страна просуществовала пятнадцать лет. Бывший президент, физик, академик А.А. Акаев, выдумывал Киргизской Республике одно наименование за другим. К примеру: «Кыргызстан - наш общий дом», «Кыргызстан - страна прав человека», «Вторая Швейцария», «Чистый Кыргызстан». Но на деле, руководство страны часто безотчетно подражало западным неолиберальным формам, абсолютно далеким и несвойственным менталитету и историческому опыту киргизского народа. Это негативно и катастрофически сказалось на всем существование киргизского народа. По сути, только сейчас завершился постсоветский период. Но нельзя не согласиться с тем, что первый президент страны А.А. Акаев довольно много сделал по становлению киргизской государственности. Благодаря ему, Киргизская Республика вышла на мировой уровень. Управление страной следующего президента К.С. Бакиева повергло к разочарованию не только общество, международных партнеров и киргизскую военную элиту, что привело к падению режима К.С. Бакиева. Власть перешла в руки временного правительства и президента переходного периода Р.И. Отунбаевой. Аналитик немецкого научно-исследовательского института «Фонд науки и политики» У. Хальбах достаточно высоко оценивал правление Р.И. Отунбаевой. Эксперт сообщал, что Р.И. Отунбаевой приходилось заниматься посредничеством между разнообразными политическими силами внутри правительства, а в итоге поднимался вопрос, хватило бы ей сил для проведения значительных реформ, для политического обновления страны. Многое зависело и от внешних факторов, в особенности от геополитических расчетов крупных игроков на мировой арене, собственно Российской Федерации и США. Если взглянуть на роль России в смене власти в Бишкеке и на американскую поддержку коррумпированного режима К.С. Бакиева в интересах сохранения американской авиабазы в Манасе, то эти внешние игроки представляются в очень сомнительном свете, - утверждал У. Хальбах14. По мнению казахского эксперта А. Косанова, власть А.Ш. Атамбаева возникла после двух революций, народных волнений, вследствие чего президент упорно работает над обеспечением стабильности в стране и в какой-то степени сумел ее достичь. Но у общества сформировалось следующее мнение, что при А.Ш. Атамбаеве власть отдалилась от авторитарного, семейного правления, но расположена к узурпации и к партийному доминированию. В ходе региональных поездок А.Ш. Атамбаев многократно повторяет, что покинет свой пост после завершения срока. Аналитики полагают, что необоснованные повторные высказывания говорят о том, что президент предстает в свете неуверенного в себе.

Президент А.Ш. Атамбаев стремился быть как можно ближе к России. В этом видится историческая судьба Киргизской Республики. Последние двадцать шесть лет единственным гарантом существования Киргизской Республики как государства, была Россия, и так, скорее всего, будет и в дальнейшем.

В октябре 2017 г. на пост президента КР вступил СооронбайЖээнбеков. На иноагурации он заявил - стратегическое партнерство и союзничество с Россией будут укрепляться и дальше будет развиваться на основе взаимоуважения.15. На сегодняшний день, как никогда раньше, Киргизской Республике необходима поддержка Российской Федерации. В данный момент взаимоотношения между государствами перешли в формат союзничества, но политическая ситуация в стране очень далека от стабильной. Межэтнические отношения могут в любой момент обостриться, на юге Киргизской Республики могут произойти массовые антиправительственные митинги поддерживающиеся оппозицией16. К тому же, по суждению многих киргизских граждан, за весь период независимости Киргизской Республики, практически не было создано ни одного объекта социальной сферы. В наилучшем случае в школах, больницах, кинотеатрах производился только косметический ремонт. Большинство немногочисленных заводов и фабрик были сооружены еще во время Советского Союза. В настоящее время более половины из них не работает . Но у киргизского народа есть надежда на развитое и перспективное будущее своей страны.

3.Заключение:

Опыт сотрудничества Российской Федерации и Киргизской Республики формировался в сложный, переломный период их новейшей истории. Становлению и укреплению новых межгосударственных контактов во многом содействовали исторические связи между нашими народами, которые закладывались в рамках СССР.

На сегодняшний день независимые государства - Российская Федерация и Киргизская Республика развивают широкомасштабное стратегическое сотрудничество на основе исторических традиций прошлого.

В 1991 г. Киргизия встала на путь самостоятельного развития, наполняя общественную жизнь в республике новым правовым, социально-экономическим содержанием. Стране пришлось преодолеть множество трудностей, заново организовывать институты управления и власти, разрешать вопросы, связанные с формой правления, выстраивать с самого начала отношения с соседними государствами и членами мирового сообщества. Первые российско-киргизские документы после распада Советского Союза были направлены на оформление новых взаимоотношений между двумя странами и организацию механизма взаимодействия на новой основе.

За 26 лет существования суверенной Киргизской Республики в стране произошло много событий - четыре смены президентской власти, две революции. С самого начала построения независимого Киргизского государства и по настоящее время большинство политических лидеров страны высоко оценивают роль России в формировании страны. Но есть сторонники «вестернизации» Кыргызстана.

Россия занимает особое место в системе внутренней и внешней политики Кыргызской Республики благодаря одному существенному факту: срабатывает стереотип экс-единой страны, и это не просто отложило отпечаток на двусторонние отношения, а предопределило некоторую неразделимость в плане общей истории, экс-единой идеологии, специфики менталитета и культуры определенного периода. На сегодняшний день Кыргызстану необходима поддержка России в самых различных областях. Важным моментом для государств является военно­-стратегическое партнерство, гарантирующее обеспечение стабильности в самой республики и неприкосновенности ее границ, также противодействие негативным проявлениям религиозного экстремизма, международного терроризма, незаконной миграции, оружия, нелегального оборота наркотиков.

Список использованной литературы:

Алешин Ю.Н. Национальная безопасность новых независимых государств на постсоветском пространстве (на материалах стран Центральной Азии). / Вестник КРСУ. — Бишкек, 2011. С. 56.

Национальный статистический комитет Киргизской Республики. Итоги Первой национальной переписи населения Киргизской Республики 1999 года. С. 6-8.

Киргизия - рожденная в СССР // Аргументы и факты. — 2011. — № 20. С. 6-7.

Масалиев А.М., выходец с юга Киргизии, тогда первый секретарь ЦК и главный претендент на пост президента, которому нанесли удар в спину его партийные соратники, выдвинув альтернативную кандидатуру председателя Совета министров - северянина А. Джумагулова. Он пишет: «... Ни в одной республике не было такого, чтобы несколько членов ЦК выдвигали свои кандидатуры». (Масалиев А. Страницы жизни. — Бишкек, 1990. С. 311).

Эркенбаев А. 1990 год: приход к власти А.А. Акаева : Изд. дом «Кыргызстан». — Бишкек, 1997. С. 72.

Конституция Киргизской Республики. Принята на XII сессии Верховным советом Республики Кыргызстан от 5 мая 1993 года. С этого момента, Республика Кыргызстан стала именоваться Киргизской Республикой, а Конституция Киргизской ССР, принятая в 1978 году, утратила свою силу.

Абытов Б. Ваше право знать // Белый парус. 24.11.12 (Заявление Президента Кыргызстана А. Атамбаева).

Абытов Б. Ваше право знать // Белый парус. 24.11.12 (Заявление Президента Кыргызстана А. Атамбаева).

Слово Кыргызстана. — 2002. 26 сентября.

Балаганова А. «Тюльпановая революция» в Киргизии: результаты пятилетних преобразований. // Мастерская Евразийских идей в сотрудничестве с НОЦ СНГ СГУ.

Фурман Д., Шерматова С. Киргизские циклы // Современная Европа. — 2010. — № 3. С. 124.

Революции 2005 г. и 2010 г. в Кыргызстане: общее и особенное / Аналитика MarketIntelligence. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://anaHz.kg/analytics/43-revolyuczii-2005-g-i-2010-g-v-kyrgyzstane-obshhee-i-osobennoe

Габуев А., Соловьев В. Киргизия выступила по широкому кругу запросов. К денежным претензиям прибавились политические // «КоммерсантЪ». — 2012. 22 марта. — № 50 (4835). С. 8.

Жолквер Н. Немецкие эксперты о Розе Отумбаевой в мужской компании // ЖурналDeutscheWelle. — Берлин, 2010. 6 июня.

Урманбетова Ж.Кыргызстан: пересечение интересов России и США // журнал «Историческая и социально-образовательная мысль» .-2014 [Электронный ресурс] — Режим доступа. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kyrgyzstan-peresechenie-interesov-rossii-i-ssha

Шустов А. Киргизия хочет третьей революции? // Информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы «Столетие». — М., 2012. 2 марта. [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: http: //www .stoletie.ru/geopolitika/kirgizija_khochet_tretjej _revolucii_2012-03 -02.htm

Алешин Ю.Н. Национальная безопасность новых независимых государств на постсоветском пространстве (на материалах стран Центральной Азии). / Вестник КРСУ. — Бишкек, 2011. С. 56.

Национальный статистический комитет Киргизской Республики. Итоги Первой национальной переписи населения Киргизской Республики 1999 года. С. 6-8.

Киргизия - рожденная в СССР // Аргументы и факты. — 2011. — № 20. С. 6-7.

Масалиев А.М., выходец с юга Киргизии, тогда первый секретарь ЦК и главный претендент на пост президента, которому нанесли удар в спину его партийные соратники, выдвинув альтернативную кандидатуру председателя Совета министров - северянина А. Джумагулова. Он пишет: «... Ни в одной республике не было такого, чтобы несколько членов ЦК выдвигали свои кандидатуры». (Масалиев А. Страницы жизни. — Бишкек, 1990. С. 311).

Эркенбаев А. 1990 год: приход к власти А.А. Акаева : Изд. дом «Кыргызстан». — Бишкек, 1997. С. 72.

Конституция Киргизской Республики. Принята на XII сессии Верховным советом Республики Кыргызстан от 5 мая 1993 года. С этого момента, Республика Кыргызстан стала именоваться Киргизской Республикой, а Конституция Киргизской ССР, принятая в 1978 году, утратила свою силу.

Абытов Б. Ваше право знать // Белый парус. 24.11.12 (Заявление Президента Кыргызстана А. Атамбаева).

Там же.

Слово Кыргызстана. — 2002. 26 сентября.

Балаганова А. «Тюльпановая революция» в Киргизии: результаты пятилетних преобразований. // Мастерская Евразийских идей в сотрудничестве с НОЦ СНГ СГУ.

Фурман Д., Шерматова С. Киргизские циклы // Современная Европа. — 2010. — № 3. С. 124.

Революции 2005 г. и 2010 г. в Кыргызстане: общее и особенное / Аналитика MarketIntelligence. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://anaHz.kg/analytics/43-revolyuczii-2005-g-i-2010-g-v-kyrgyzstane-obshhee-i-osobennoe

Габуев А., Соловьев В. Киргизия выступила по широкому кругу запросов. К денежным претензиям прибавились политические // «КоммерсантЪ». — 2012. 22 марта. — № 50 (4835). С. 8.

Жолквер Н. Немецкие эксперты о Розе Отумбаевой в мужской компании // ЖурналDeutscheWelle. — Берлин, 2010. 6 июня.

Урманбетова Ж.Кыргызстан: пересечение интересов России и США // журнал «Историческая и социально-образовательная мысль» .-2014 [Электронный ресурс] — Режим доступа.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kyrgyzstan-peresechenie-interesov-rossii-i-ssha

Шустов А. Киргизия хочет третьей революции? // Информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы «Столетие». — М., 2012. 2 марта. [Электронный ресурс] — Режим доступа.URL:http: //www .stoletie.ru/geopolitika/kirgizija_khochet_tretjej _revolucii_2012-03 -02.htm

Просмотров работы: 311