Женщины - летчицы в годы Великой Отечественной Войны

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Женщины - летчицы в годы Великой Отечественной Войны

Вишина  В.Л. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14
Шемигон  А.З. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

dступление

«…Истинно вам говорю: война — сестра печали, горька вода в колодцах ее. Враг вырастил мощных коней, колесницы его крепки, воины умеют убивать. Города падают перед ним, как шатры перед лицом бури. Говорю вам: кто пил и ел сегодня — завтра падет под стрелами. И зачавший не увидит родившегося, и смеявшийся утром возрыдает к ночи. Вот друг твой падает рядом, но не ты похоронишь его. Вот брат твой упал, кровь его брызжет на ноги твои, но не ты уврачуешь раны его. Говорю вам: война — сестра печали, и многие из вас не вернутся под сень кровли своей. Но идите. Ибо кто, кроме вас, оградит землю эту».

(Вадим Шефнер «Сестра печали»)

Война - какое страшное слово, изломанные судьбы, страх, разрушение всего, что было создано для мирной и счастливой жизни. Человечество прошло тернистый путь, но Вторая мировая война и Великая Отечественная по своим масштабам не сравнимы ни с чем. Многие полегли на поле боя и вернуться тоже посчастливилось немногим. Внезапно, подло немцы напали на Советский Союз, все до одного поднялись на защиту своего Отечества, как это было не раз..

Наш народ пережил самую тяжелую нечеловеческую оккупацию. Меня всегда волновал вопрос о роли женщины на войне, как вчерашние девчонки могли противостоять врагу. Особенно женщины - летчицы, ими восхищались французские летчики из эскадрильи " Нормандия- Неман", советские воины , а немцы испытывали животный страх и называли их ночные ведьмы.

1. МАРИНА МИХАЙЛОВНА РАСКОВА

В октябре 1941 г. на основе приказа НКО СССР за номером 0099 от 08.10.41 г. Марина Раскова сформировала три женских авиационных полка: 586 истребительный авиационный полк , 587 и 588 ночные бомбардировщики. Обучение этих новых соединений проводилось в Энгельсе. После выпуска множество летчиц-истребителей из 586 были переданы в мужские истребительные полки.

Полк был оснащен истребителями Як-1 и был готов к бою 01.12.41 г. Для подготовки женщин-пилотов выделили несколько учебных Як-7В. Первые боевые Яки-1 полка были выкрашены в белый цвет. В 1943 г. на вооружении полка появились Як-7 и Як-9.

Боевой путь полка проходил через Днепр и Венгрию. Полк использовали главным образом для охраны важных объектов, поэтому счет полка довольно скромный: в 125 боях было сбито 38 самолетов противника.

С июля 1942 г. входил в состав 144 ПВО.

Марина Михайловна Раскова родилась 28 марта 1912 года в Москве. В 20 лет она стала лаборанткой аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии им.Жуковского. Именно с этого времени началось ее «увлечение авиацией». Она начала самостоятельно изучать высшую математику, физику, радиотехнику, топографию, астрономию и другие науки. По окончании в 1934 году Ленинградского института Гражданского воздушного флота, Раскова стала первой женщиной-штурманом в нашей военной авиации. В 1935 году она окончила школу пилотов Центрального аэроклуба и продолжала работу в Военно-воздушной академии в должности инструктора - летнаба. Также штурман Раскова участвовала в подготовке нескольких Первомайских воздушных парадов, во время которых сама она летала на флагманском корабле.

Раскова стала первой женщиной-штурманом в нашей военной авиации. В 1935 году она окончила школу пилотов Центрального аэроклуба и продолжала работу в Военно-воздушной академии в должности инструктора - летнаба. Также штурман Раскова участвовала в подготовке нескольких Первомайских воздушных парадов, во время которых сама она летала на флагманском корабле и шла впереди всей воздушной армады. В 1930-е годы Марина Михайловна была очень известна в СССР, ей принадлежали несколько мировых авиационных рекордов на дальность перелётов. Особенно она прославилась в сентябре 1938 года, совершив беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток на самолёте АНТ-37 «Родина», где она участвовала в качестве штурмана. За выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С началом Великой Отечественной войны Раскова приложила все свои усилия и связи, чтобы добиться разрешения на формирование отдельной женской боевой части. Осенью 1941 года с официального разрешения правительства она приступила к созданию женских эскадрилий. Раскова разыскивала по всей стране воспитанниц аэроклубов и лётных школ, в состав авиаполков – от командира до обслуживающего персонала – подбирались только женщины. Под ее руководством были созданы и отправлены на фронт авиаполки – 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной бомбардировочный. Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиаполка, который во время войны был переименован в 125-й гвардейский пикировочно - бомбардировочный, а также удостоен почетного наименования «Борисовский» и награжден орденами Суворова и Кутузова 3-й степени. Сама Раскова, одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза, была награждена двумя орденами Ленина и орденом Отечественной войны 1-й степени. Еще она автор книги «Записки штурмана». Советская лётчица-штурман, майор Марина Михайловна Раскова умерла 4 января 1943 года, близ Саратова. Она погибла при исполнении служебных обязанностей – вылетев на фронт к месту дислокации во главе новой эскадрильи, самолёт Расковой в сложных метеоусловиях потерпел аварию, и весь экипаж погиб. Похоронена Раскова в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены. В годы войны ее имя былоприсвоено 125-му Гвардейскому бомбардировочному авиаполку. Также имя Расковой носит Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков .

2. НОСАЛЬ ЕВДОКИЯ ИВАНОВНА

Родилась 13 марта 1918 года в селе Бурчак, ныне Михайловского района Запорожской области, в семье крестьянина. Работала учительницей в городе Николаев. Окончила аэроклуб, Херсонскую авиационную школу в 1940 году. Работала инструктором - пилотом Николаевского аэроклуба. С 1941 года в рядах Красной Армии, призвана: Главным Управлением Гражданского Воздушного Флота.

С 27 мая 1942 года сержант Е. И. Носаль на фронтах Великой Отечественной войны. Сражалась на Южном и Закавказском фронтах. Была пилотом, командиром звена, заместителем командиpa эскадрильи.

Заместитель командиpa эскадрильи 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка ( 218-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ) Гвардии младший лейтенант Е. И. Носаль совершила 354 боевых вылета на бомбардировку объектов противника ( с общим налётом 489 часов ), сбросила 47957 кг бомб разного калибра. Обладала отличной техникой пилотирования и высокой эффективностью бомбометания. Так, например, за период с 10 ноября 1942 года по 22 апреля 1943 года совершила 139 боевых ночных вылетов, в результате чего произвела 19 сильных пожаров, вызвала 24 взрыва, уничтожила зенитную точку противника.

Наиболее эффективными за этот период были боевые вылеты: в ночь с 12 на 13 февраля 1943 года бомбила по скоплению автомашин противника у посёлка Поповическая. Точным бомбометанием вызвала 2 взрыва большой силы с пламенем огня. В ночь с 6 на 7 марта 1943 года бомбила по колонне автомашин противника по дороге к посёлку Славянская, вызвала 2 очага пожара с сильными взрывами. В ночь на 11 декабря уничтожала немецкие войска в посёлке Абинская, в результате прямого попадания вызвала 3 сильных очага пожара со взрывами.

В ночь с 22 на 23 апреля 1943 года выполняла боевое задание по уничтожению войск противника в районе юго - западнее Новороссийска. После выполнения этого задания, на обратном курсе, самолёт попал в нисходящие потоки воздуха, в результате чего была потеряна высота и полёт нельзя было продолжать, так как рельеф местности превышал высоту. Носаль набрала высоту над уровнем моря. На высоте 1100 метров была обстреляна самолётом противника. Снарядом пробиты козырьки первой и второй кабины, гвардии лейтенант Носаль убита осколком. Похоронена в посёлке городского типа Пашковский Краснодарского горсовета.

24 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

Награждена орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. В музее Пашковской школы хранятся её документы. Её именем названы средняя школа в родном селе, школа № 58 в городе Краснодаре. В посёлке Михайловка Запорожской области на площади Победы установлен бюст Героини.

3. ВАЛЕНТИНА СТЕПАНОВНА ГРИЗОДУБОВА

Родилась 31 января 1910 года в городе Харькове ( Украина ), в семье авиаконструктора и изобретателя Степана Васильевича Гризодубова. В 1929 году окончила Пензенский аэроклуб. Занималась планерным спортом, работала лётчиком - инструктором в Тульской авиационной школе. В 1934 - 1935 годах была лётчиком агитэскадрильи имени Максима Горького на Центральном аэродроме в Москве. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1937 году на самолётах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полёта.

24 - 25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой на самолёте "Родина" совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив мировой женский авиационный рекорд дальности полёта.

2 ноября 1938 года за выполнение этого перелёта, проявленные при этом мужество и героизм, удостоена звания Героя Советского Союза.

С 1939 года была Начальником Управления международных воздушных линий СССР.

Участница Великой Отечественной войны с 1941 года, была командиром корабля Московской авиагруппы особого назначения. С Марта 1942 года командовала 101-м полком транспортной авиации, самолёты которого летали в тыл к партизанам. С осени 1943 года командовала 31-м Гвардейским бомбардировочным авиационным полком, лётчики которого участвовали в Белорусской операции 1944 года, бомбили войска противника в районах Бобруйска, Оболи, Рогачёва, Полоцка, Борисова, Орщи, Лиды. Полковник В. С. Гризодубова лично совершила около 200 боевых вылетов ( в том числе, 132 - ночью ) .

С 1946 года Гвардии полковник В. С. Гризодубова - в запасе. С 1946 года была заместителем начальника НИИ-17 по лётной части. Лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования. В 1963 - 1972 годах была начальником Лётно - Испытательного центра НИИ. С 1972 года - заместитель начальника Московского НИИ приборостроения по лётной части.

6 января 1986 года за большие заслуги в развитии авиации удостоена звания Героя Социалистического Труда.

Жила в Москве. Умерла 28 апреля 1993 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище

Награждена орденами: Ленина ( дважды ), Октябрьской революции, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды; медалями. Депутат Верховного Совета СССР в 1937 - 1946 годах. Почётный гражданин города Пенза.

4. БЕРШАНСКАЯ ЕВДОКИЯ ДАВЫДОВНА

Бершанская Евдокия Давыдовна - Гвардии Подполковник. Работала инструктором в Батайской авиашколе. Первый брак Евдокии с Петром Бершанским оказался не прочным и оставил ей лишь сына да фамилию. С этой фамилией она формировала вместе с Мариной Расковой 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк (НЛБАП). Под её командованием полк совершил 23672 боевых вылета, сбросил на противника более 3000 тонн бомб. 23 лётчицы полка стали Героями Советского Союза. После войны Бершанская – уже Бочарова (иногда она сама подписывалась “ Бочарова-Бершанская; Бочаров был командиром соседнего авиаполка) поселяется с мужем и детьми в Москве и там живёт и работает до своего последнего часа 16 сентября 1982 года. Бершанская была единственной среди женщин, награжденной полководческими орденами Суворова (III степени) и Александра Невского.В Краснодарском аэропорту установлен памятник Бершанской. На нем ее слова: «Победителем бывает тот, кто при выполнении боевого задания способен преодолеть любые трудности, проявляя умение, мастерство, храбрость, выдержку».

5. 586-Й ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

Октябрь 1941 года — 10 апреля 1942 года. Полк был сформирован по приказу НКО СССР № 0099 от 08.10.41 «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии» . Руководила сформированием Марина Раскова. К 9 декабря 1941 года двадцать пять пилотов, назначенных в 586иап, сдали все экзамены по новейшей материальной части на одноместном фронтовом истребителе Як-1. Лётчица Прохорова, Евгения Филипповна с декабря 1941-го по март 1942 года исполняла обязанности командира 586иап. По штатно-должностному списку командир 586иап Тамара Казаринова прибыла в полк только 23 февраля 1942 года.

23 февраля 1942 года — первое дежурство на обороне железнодорожного моста через Волгу в Саратове, патрулирование над важными военными объектами. Раскова М. М. привезла приказ о присвоении званий.

10 апреля — 14 мая 1942. Промежуточный аэродром Разбойщина (ныне п. Жасминка).

14 мая 1942 — февраль 1943. Приказом фронта полк остаётся на обороне Саратове, аэродром Анисовка, подчинение 144иад ПВО.

10 сентября 1942 восемь экипажей первой эскадрильи под командованием Раисы Беляевой убыли под Сталинград.

24 сентября 1942 лейтенант Валерия Хомякова в ночном бою над Саратовом сбила немецкий бомбардировщик. Это была первая победа женского авиаполка и первый случай ночного воздушного боя лётчицы.

9 октября 1942 заместитель Народного комиссара обороны СССР генерал-лейтенант Громадин отстранил от должности командира полка Т. А. Казаринову.

Временно исполняли обязанности командира 586иап Сергей Савенков, Виталий Беляков. Последние два с половиной года войны и после ВОВ (с 22.10.1942 по 18.06.1945) командиром полка был Александр Васильевич Гриднев. С ним полк и перебазировался в Воронеж.

Февраль — сентябрь 1943. С аэродрома Придача (Воронеж) полк выполнял особо важные задания Ставки Верховного Главнокомандования. Произведено 934 самолёто-вылета, сбито семь «Юнкерс-88» и три «Фокке-Вульф-190». Полк обеспечивал безопасность переброски наземных войск Степного фронта.

Сентябрь — ноябрь 1943. Эскадрильи полка вели боевую работу с аэродромов: Касторное, Солнцево, Щигры, Курск — Восточный. Лётчики участвовали в ожесточённых воздушных сражениях во время великой битвы на Курской дуге. Произведён 261 вылет, охраняемые объекты от налётов противника не пострадали.

Ноябрь 1943 — март 1944. Базируясь на киевском аэродроме Жуляны, полк ведёт напряжённую работу по охране переправы через р. Днепр. Лётчики, сменяя друг друга в воздухе, не оставляют ни на секунду охраняемые объекты, ведут непрерывную работу по перехвату разведчиков противника, штурмуют наземные войска окружённых частей врага Корсунь-Шевченковской группировки. Произведено 279 вылетов, уничтожено шесть самолётов противника.

Март — сентябрь 1944. С аэродрома Скоморохи (Житомир) полк прикрывал движение воинских эшелонов на железнодорожных участках: Житомир — Фастов, Житомир — Коростень, Житомир — Новгород — Волынский, Житомир — Горбаши, Житомир — Бердичев-2. Произведено 611 вылетов, семь воздушных боёв днём и восемь — ночью. Сбито два «Юнкерс-88» и один «Хенкель-177».

Сентябрь 1944 — февраль 1945. С аэродромов Котовск и Бельцы полк нёс охрану промышленных городов, железнодорожных узлов: Обходное, Слободка, Петелюхи, Гура-Каменка; мостов и переправ через р. Прут в районе Броништа и через р. Днестр в районе Каменка, Рыбница; шоссейных коммуникаций войск 2-го Украинского фронта.

Февраль — июль 1945. В боях за освобождение Венгрии с аэродромов Дебрецен и Цинкота (Будапешт) полк оборонял от авиации противника железнодорожные узлы: Дебрецен — Ньиредь — Хаза, Дебрецен — Орадеа Маре, Дебрецен — Валеа — Луй — Михай. Охранял военно-промышленные объекты Будапешта, переправу через р. Дунай на участках: Будапешт — Бер, Будапешт — Эстергом, Н.Замки, Будапешт — Кишбер, Будапешт — Шахты, Будапешт — Хатван.

20 июля 1945 демобилизован рядовой и сержантский состав полка (аэродром Цинкота, Будапешт). Офицерский состав перебазировался в Вену, затем (сентябрь 1945) — в Яссы, Румыния.

В ноябре 1945 демобилизовали и офицеров-женщин. Командир полка А. В. Гриднев переведён в Киев, в 39-й гвардейский истребительный авиаполк. С ним перешли многие мужчины-лётчики и технический состав переставшего существовать 586-го истребительного авиаполка.

Всего лётчики полка произвели 4419 боевых вылетов, провели 125 воздушных боёв, сбили 38 самолётов противника.

6. 587-Й БОМБАРДИРОВОЧНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК ИМ. М.РАСКОВОЙ125-Й ГВАРДЕЙСКИЙ БОМБАРДИРОВОЧНЫЙ БОРИСОВСКИЙ ОРДЕНОВ СУВОРОВА И КУТУЗОВА АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК ИМ. М.РАСКОВОЙ

В октябре 1941 г. на основе приказа НКО СССР 0099 от 08.10.41 г. Марина Раскова сформировала три женских авиационных полка: 586-й иап, 587-й бап, и 588-й нбап. Обучение этих новых соединений проводилось в Энгельсе.

Первоначально планировалось вооружить полк самолетами Су-2, но полк был вооружен Пе-2.

25.11.42 г. был подписан акт о готовности полка.

28.12.42 г. полк вошел в состав 270-й бад.

В мае 1943 г. за успешные боевые действия на Донском и Северо-Кавказском фронтах полку присвоено собственное наименование - имени Героя Советского Союза Марины Расковой.

Преобразован Приказом НКО СССР No. 265 от 03.09.43 г. и Директивой ГШ No. Орг/10/138919 от 04.09.43 г. в 125-й гв. бап.

Входил в состав 4-й гв. бад.

В июле 1944 г. за отличия в боях при форсировании р. Березины и при освобождение г. Борисов полку присвоено почетное наименование Борисовский.

За образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество при овладении городом Инстербургом и городом-крепостью Пиллау полк был награжден орденами Кутузова и Суворова III степени.

7. 588-Й НОЧНОЙ ЛЕГКОБОМБАРДИРОВОЧНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК (ЖЕНСКИЙ)46-Й ГВАРДЕЙСКИЙ НОЧНОЙ БОМБАРДИРОВОЧНЫЙ ТАМАНСКИЙ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ ОРДЕНА СУВОРОВА АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

В октябре 1941 г. на основе приказа НКО СССР 0099 от 08.10.41 г. Марина Раскова сформировала три женских авиационных полка: 586 иап, 587 бап, и 588 нбап. Обучение этих новых соединений проводилось в Энгельсе.

23.05.42 г. полк вылетел из Энгельса на фронт.

27.05.42 г. прибыл на фронт и вошел в состав 218 нбад.

12.06.42 г. состоялся первый боевой вылет экипажей части.

На вооружении полк имел самолеты По-2.

За мужество, проявленное летчицами полка, немцы скоро начали называть своих женских противников из 588-го нбап как "Ночные Ведьмы".

Преобразован Приказом НКО СССР No. 64 от 08.02.43 г. в 46 гнбап.

В мае 1944 г. в ходе боев за освобождение Крыма полк временно вошел в состав 2 гнбад.

Входил в состав 325 нбад.

ЗАКЛЮЧЕНИЕВеликая Отечественная война, в которой Советский Союз одержал победу, не только историческое событие, определившее судьбу человечества. В эти трудные годы получили свое максимальное выражение идейные, моральные и нравственные черты присущи человеку социалистического общества.

Большим испытанием явилась война на для женщин нашей страны, которые не только перенесли горечь утраты родных и близких, перетерпели не только величайшие лишения и трудности военного времени, но и прошли все тяготы и невзгоды фронтовой жизни. А женщины работавшие в тылу страны, вынесли на своих плечах основную тяжесть труда на производстве и в сельском хозяйстве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. М. П. Чечнева « Ласточки « над фронтом. М, издательство « ДОСААФ СССР « 1984

2 Очерки. А. И. Покрышкин. М. ДОСААФ, 1984.

3.М. М. Записки штурмана.

4.Энциклопедия. История Великой Отечественной войны.

Просмотров работы: 853