Жители деревни Путилково в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Жители деревни Путилково в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Владимирова  Е.В. 1
1МБОУ Ульяновская СОШ Московская область
Смирнов  М.Ю. 1
1МБОУ Ульяновская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Уже промчались многие недели,Но этот день никто забыть не мог...Здесь даже сосны с горя поседели,Здесь даже камни плачут у дорог.Как позабыть, когда пылали хаты,Когда качались мертвецы в петле,Когда валялись малые ребята,Штыками пригвожденные к земле?1942М. В. Исаковский.

Патриотизм… В чём он проявляется? В моём понимании - в способности быть верным своей стране. Быть преданным своему делу, своим взглядам, идеям, семье, мечте. Чувство патриотизма должно быть у каждого человека, независимо от того, в какой стране он живёт.Каждому человеку предоставляется возможность показать, проявить любовь к своей Родине. Чем больше хороших поступков, дел, открытий он готов для неё совершить, тем больше получит духовных сил, впечатлений от прикосновения с историей, от контакта с культурой. Каждый человек должен сделать как можно больше для процветания своей Родины, гордиться ею, ведь именно она даёт жизнь, возможность реализоваться, понять, кто ты и чего стоишь.В школе, например, учителя прививают детям чувство долга, патриотизма. Но если не чувствовать личной связи с родиной, не знать, как любили и берегли её наши предки, разве можно стать патриотом? А нам есть чем гордиться!

«... Историческое значение каждого великого человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силою патриотизма...» Как не согласиться с этим высказыванием Николая Григорьевича Чернышевского? Формирование ценностных ориентиров подрастающего поколения очень актуально в наше время и является важным условием для становления личности, формирования индивидуальности. И эта индивидуальность формируется посредством патриотического воспитания в различных социальных группах – в семье, в школе и др. Так в школе, как правило, большое внимание уделяется встречам с ветеранами Великой Отечественной войны, классным часам по военно-патриотической тематике. Ветераны войны с большим удовольствием делятся с учащимися своими воспоминаниями, отвечают на вопросы, делятся жизненным опытом.

К сожалению, с каждым днём всё меньше становится среди нас участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Цель данной работы автор формирует как небольшое исследование об участии жителей деревни Путилково в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Основными задачами работы являются следующие:

1. На основе материалов периодической печати отметить те эпизоды в 1941-1945 гг., где принимали участие жители Путилково.

2. Выделить нравственную составляющую жизни путилковцев в годы Великой Отечественной войны.

Жители деревни Путилково в годы войны.

Люди, особенно старшего поколения, хорошо помнят, какой ценой был завоеван мир. Не забывают об этом и в деревне Путилково. Почти каждая семья потеряла в годы войны кого-то из родных. В память о погибших в центре деревни сооружен обелиск, на мраморных плитах закреплены фамилии защитников Родины: Роговы, Федулаевы, Петровы, Бархатовы, Ивановы и др.

1941 год. В Ульяновской школе выпускной вечер. Завершился он под утро. 22 июня. Ученики и учителя последний раз вышли на обрыв у реки Сходня. Вдруг с противоположного берега послышались громкие голоса. К начальнику фабрики "Побе­да труда " срочно приглашался директор школы Василий Иванович Савинов.

Через некоторое время встревоженный директор попросил всех собраться: "Пришла беда, фашисты напали на нашу Родину. Началась мобилизация. В деревне Путилково остались пожилые люди и те, у кого была "бронь". В школе собрались учителя, не подлежащие мобилизации. Савинов объявил, что в Красногорске формируется народное ополчение, и он решил вступить в этот батальон. Патриотический порыв директора нашел горячую поддержку у коллег, практически все учителя школы записались добровольцами в народное ополчение. На защиту Родины встали Валентин Русаков, Сергей Бархатов, Эдуард Комов, Борис Илюхин, Анна Быченкова, Антонина Кулючкина и др. В ряды народного ополчения также записались учителя истории Илья Григорьевич Бляхман, физики Василий Петрович Попов, а также завуч Иван Захарович Слюсарь. Учитель русского языка и литературы Шеоргий Захарович Смагин погиб на войне.В ополчение стали записываться даже жители деревни. Всего же в составе 18-1 дивизии и Красногорского батальона ополченцев насчитывалось 550 человек. Под Москвой батальон принял первый бой—была отражена танковая атака и уничтожено пять танков врага. Успехи ополченцев были постоянными, и батальон полу­чил звание гвардейского1.

В 1941 году в деревне Путилково было 100 домов, с вой­ны не вернулись 103 жителя. Вот такие скорбные цифры2. Люди, берегите мир, цените тех, кто защищал Родину в боях и на трудовом фронте!

В тяжкие дни обороны Москвы в результате бомбежки школа была повреждена и временно закрыта 1 декабря 1941 года. Занятия с учениками начальных классов проводились в избах колхозников и возобновились в здании школы только в 1943 году.

В период войны и в послевоенные годы в школе сформировался сплоченный учительский коллектив, который продолжал трудиться не смотря ни на что. В 1948 году многие из педагогов были отмечены правительственными наградами.

История знает много славных и героических примеров подвигов во имя Родины, служения Отечеству. О многом из такого становится известно благодаря анализу и изучению газетных статей, посвященных событиям, и воспоминаний участников данных событий. Так, благодаря исследованию воспоминаний одного из участников боев в районе Тулы в 1942 году, Григория Сергеевича Фокина нам становятся известны некоторые отдельные детали баталий того времени.

В июне 1942 года бригада, где служил Григорий Сергеевич Фокин, входившая в состав второй истребительно-противотанковой дивизии, находилась под Тулой, ближе к Москве, чем к Касторному. 28 июня бригаду погрузили в железнодорожные вагоны, и через два дня военное соединение оказалось в Касторном3. Третья артбригада доехала до Горшечного. Четвертую бригаду придали 284-1 стрелковой дивизии Н.Ф. Батюка. Дивизии 40-1 армии первого эшелона уже вели бои с наступающим врагом за Кшенью. Изматывая противника, части отходили на восточные позиции. Задача части, где служил Фокин была удержать врага и дать частям сороковой армии закрепиться на новых рубежах. Батареи артбригады, петээровцы, автоматчики, массивным огнем встретили фашистские танки западнее станции Касторная Курская – у совхоза «Озерки», «Ким», у сел Дмитриевка, Шепелевка. В течение четырех дней было подбито несколько десятков танков противника.

Не добившись успеха утром второго июля фашисты предприняли массированный налет авиации. И на окопы, на железнодорожный узел обрушились сотни бомб. После воздушной артподготовки снова двинулись вражеские танки и пехота. И снова они были встречены огнем из орудий и противотанковых ружей.

Но с левого и правого флангов части оказались уже потеснены, артбригада с 284-ой стрелковой дивизией оказалась в окружении4.

Полковник Пуховский организовал группу прорыва. В нее вошли - взвод автоматчиков Фокина и рота противотанковых ружей старшего лейтенанта Козловского. Сходу группа овладела деревней Скакун. Во ржи уничтожили группу вражеских автоматчиков и устремились в направлении Урицкого.

На горизонте завиднелась роща, а из нее показались 15 немецких танков. Группа поспешила к ближайшей лощине, в которой оказалось немало глубоких пробоин. Укрывшись в них, ударили по танкам гранатами и бутылками с горючим. А тут развернулись и наши артиллеристы и дали несколько залпов. Девять танков остались подбитыми, остальные повернули назад, в рощу. В этом бою потеряли автоматчика Земцева, тяжелое ранение получили лейтенант Агафонов и сержант Каминский. Не вышли из окружения начштаба подполковник Данилов, начальник политотдела старший политрук Маркелов, начальник особого отдела К.П. Айсин, автоматчик Дмитриев и другие.

Южнее Тербунов часть встретилась с кавалеристами 7-го кавкорпуса. Вместе с ними группа заняла оборону и отражала атаки фашистских танков, не давая им прорваться в сторону Ельца.

А 26-го января 1943 года перешли в решительное наступление на Касторное, взаимодействуя с 8-1 стрелковой дивизией И.И.Иванова, 18-й танковой бригадой и 3-ей противотанковой артбригадой5. Нелегким был путь по глубокому снегу под прицельным огнем фашистских стервятников. Но враг был окружен и разгромлен. Теперь уже советские части гнали фрицев без передышки.

Попытка замкнуть кольцо окружения в районе Прохоровки врагу не удалась. В ходе сражения фашистские танки были разбиты. 12 июля советские части перешли в наступление. 5 августа советские части вошли в Орел. В честь этой победы в столице нашей Родины был дан первый салют.

Много жителей деревни Путилково принимало участие в Великой Отечественной войне. Автор не ставит целью назвать всех участников тех событий. Задачей автора является лишь подчеркнуть на этих примерах огромное чувство патриотизма и любви к Родине, которые проявляли все путилковцы без исключения.

Ещё одного путилковца, которого хотелось бы упомянуть на страницах своего исследования – Николая Максимовича Черняева - призвали прямо со школьной скамьи. После выпускного вечера все выпускники мальчишки попали на фронт. Ушло на фронт 17 человек6, к 1945 году осталось только двое. Начинал Николай Максимович младшим командиром, потом стал офицером, воевал пехотинцем и в минометном подразделении, воевал на Юго-Западном фронте, под Харьковом его ранило и контузило. Николай Максимович год был вынужден лечиться. Потом же вернулся на фронт, стал сражаться в рядах третьего Белорусского фронта и дошел до Кенигсберга. Не каждому бойцу довелось проделать столь длинный путь.

Нина Александровна Бархатова встретила войну в Брянской области встретила войну в Брянской области. В семье было восемь детей. Фашис­ты нагрянули внезапно и тут же заб­рали все самое ценное: коров, вещи. Не гнушались любыми «трофеями». |Брата Анатолия, которому было 16 лет, успели переправить к партиза­нам. Сначала он был сапожником, а затем стал разведчиком. Погиб на фронте в Восточной Пруссии 9 мая 1945 года. А Нина Александровна, тогда дев­чонка-малолетка, с семьей попала в концлагерь. Сестра Тамара, ей было полтора годика, там и умерла от го­лода. Чуть все не погибли, немцы начали отступать и хотели всех сжечь живьем, но партизаны спасли. Верну­лись домой, а там одни лишь трубы. Перебивались чем могли, но своя земля спасла. Вы­жили.

Андреева Вера Яковлевна пришла на фронт в 1943 году. В августе 1943 года пришла повестка из райвоенкомата. Привезли меня на аэродром архангельской области на станцию Нендома. Приняла присягу, и стала служить на аэродроме. Местом службы стал 6-ой отдельный инженерный батальон. Строили аэродром. Через два месяца весь батальон действующей армии перебросили на 2- ой Украинский фронт. Строили аэродром для американских самолетов около Полтавы7. Из их материалов, даже строили летчикам домики. Работали и день и ночь. Построили аэродром, а немцы его разгромили, и сгорели все американские самолеты. Пришлось строить заново, только теперь с помощью населения Полтавы. 1945 г.- день победы застал Андрееву Веру в Полтавской области.

Мария Николаевна Кириллина 19 августа 1942 года была призвана в армию и служила в 372 дивизии Волховского фронта. Выполняла обязанности снайпера, повара, прачки, была прикомандирована к артиллерийскому полку, где познакомилась с будущим мужем Орфановым А.И., командиром артиллерийской батареи, который погиб при взятии г. Выборга. Демобилизована в конце 1943 года. После войны работала в госпитале г. Омска8.

Курчатов Сергей Егорович в1941 году окончил 10 классов Усть-Камчатской средней школы, а в марте 1942 года был призван Усть-Камчатским РВХ в Советскую Армию. После прохождения карантина он был зачислен в роту Птр второго батальона 302 отдельного полка 101 стрелковой дивизии. Спустя полгода, примерно, был переведен артиллеристом и через месяцев 8 служил во второй автомашинной роте второго батальона, в этом подразделении в должности автоматчика.Он принял участие в войне сЯпонией. 9 августа 1945года,навторойдень объявления Советским Союзом войныЯпонии, был в составе десантной группы, которую наамериканских десантныхбаржахвысадили насеверные острова Курильской гряды с поставленной задачейзахватитьплацдарм и удержать его всеми возможными силами. Потери были огромны, из 96автоматчиковроты после боёв за два острова осталось 34человека. В группезахвата участвовали бойцы всей 101 стрелковой дивизии вооруженныеавтоматами, пулемётами, гранатами.После взятия этих двух островов, полку былапоставлена задача — взять третий остров Маяува, на котором дисланцировался императорский полк. К счастью, до прибытия полка туда там поработал подводный флот Японии. Через их переводчиков была предложена капитуляция, и полк встретили белым флагом. 3 сентября 1945 года был подписан акт капитуляции9.

Андреев Константин Григорьевич был взят в августе 1942 года на фронт, когда ему еще не было восемнадцати лет. Начал свой боевой путь из-под Калуги. Первый город взяли Бежецк, был в автоматной роте. После Бежецка были отправлены в Брянскую область в войска Рокоссовского. Г. Почеп, г. Уиичье, г. Покалюбичи - их освобождали при помощи партизан Ковпака. И подошли к Белоруссии, брали Калинковичи, Тюмень через реку Сошь. Тюмень освободили за день. После Тюмени погнали в Пинские болота, форсируя Днепр. Однажды Андреев Константин был пойман снайпером, получил ранение в грудь разрывной пулей. Лежал в госпитале. После выздоровления попал в Манчжурию защищать от японских капиталистов. Затем попал в Береговскую оборону бухты Находка. И после этого демобилизовался.

Резников Иван Петрович 2 февраля 1944 года был призван в армию. 7 февраля принял военную присягу и с 9 февраля участвовал в боевых действиях в составе зенитной артиллерии ПВО, Северо - Западного фронта, в звании рядового, младшего сержанта на должностях: наводчик и командир орудия10.

В честь этих героев, проявивших себя в годы Великой Отечественной войны и павших на полях сражений, есть памятник внебольшой деревне Путилково нашего района. Сотни призыв­ников ушли отсюда на Великую Отечественную войну,многие из них не вернулись. На мра­морных досках вписаны фамилии павших: Алексеева Т.П., Бархатов В.В.Грачев А.П., Мягков М.А., Рогов Е.И., Царев В.И., Яковлев П.И. и другие.

Они - слава, гордость и боль Отечества. Всего 197 фамилий, расположенных по алфавиту, но на нескольких досках и не по по­рядку. Добавляли по мере розыс­ка без вести пропавших. А две из них написаны совсем свежей краской: Дасаев М.Я. и Писарев Ф.П. Только недавно неизвестные солдаты благодаря следопытам наконец вернулись из небытия на свою малую Родину. Теперь уж на­вечно.

Заключение.

В статье мне удалось показать судьбы лишь некоторых героев. Но их было больше, намного больше. Не стоит сомневаться в том, что каждый житель Путилково, по мере своих сил, противостоял врагу. Да, нам есть чем и кем гордиться. И наш долг – сохранить память и передать нашу историю подрастающему поколению. На мой взгляд, человек может прожить достойную жизнь только тогда, когда за его плечами есть славная память предков, которую нельзя посрамить, которую нужно пронести через весь жизненный путь. Быть достойными своих предшественников – вот что сегодня является важным для каждого из нас. Как можно забыть тех, кто отдал свою жизнь за нашу свободу, за жизнь наших детей?

К сожалению, сегодня в некоторых странах, население которых в годы Великой Отечественной войны сражалось с нами плечом к плечу, история забывается, а порой сознательно переписывается. Мы не допустим такой несправедливости в нашей стране! Мы не посмеем очернить память наших предков! В своё время они отстояли право называться великим народом, и теперь это предстоит нам. Давайте чаще обращаться к истории, рассказывать детям правду о той войне и том, что происходит в мире сегодня. Если мы будем помнить о своих героях, значит, они отдали свои жизни не зря, и значит, у нашего народа есть будущее.

В тексте статьи использовались материалы периодической печати11, музея Ульяновской СОШ.

Список литературы.

 

Красногорские вести. 2001. 21 июня.

 

Красногорские вести. 2010. 2 ноября.

 

Красногорские вести. 2013. 20 ноября.

 

Материалы музея МБОУ Ульяновская СОШ

1 Красногорские вести. 2001. 21 июня.

2 Там же.

3 Материалы музея Ульяновской СОШ

4 Материалы музея Ульяновской СОШ

5 Материалы музея Ульяновской СОШ

6 Материалы музея Ульяновской СОШ

7 Материалы музея Ульяновской СОШ

8 Материалы музея Ульяновской СОШ

9 Материалы музея Ульяновской СОШ

10 Материалы музея Ульяновской СОШ

11 Красногорские вести, Комсомольская правда

12

Просмотров работы: 402