Воссоздание облика керамических изделий методом реконструкции

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Воссоздание облика керамических изделий методом реконструкции

Янюшкина  Е.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» Копейского городского округа
Панова  О.С. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» Копейского городского округа
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Древние народы оставляют последующим

поколениям лишь изуродованные осколки

самых лучших своих творений.

К. Керам

В настоящее время необычайную актуальность, приобретают проблемы истории, культуры, духовного наследия нашей страны. Узнать, что же представляла собой Земля до того, как возникли первые цивилизации людей, или окунуться во времена отдаленных тысячелетий стремиться практически каждый человек. Однако большинство граждан делают это посредством средств массовой информации, приоткрывающих тайны человечества. А о чем могут рассказать сами старинные предметы? Например, керамические черепки? Вещественные источники, в отличие от письменных, молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, в отрыве места, обстановки.

Среди всех известных материалов по совокупности физико-химических, механических и художественно-эстетических свойств керамика не имеет себе равных.

Мой интерес к керамике возник в прошлом году. Во время летних каникул наша семья посетила Тамань. Гуляя после прилива по берегу Таманского залива, я обнаружила осколки керамики. Мне стало интересно, старинные они или современные? Какие это были предметы?

Цель научно-исследовательской работы – выяснить, можно ли по фрагментам керамики установить их происхождение и принадлежность.

Для достижения поставленной цели я выбрала следующие задачи:

1. конкретизировать место находки с исторической точки зрения;

2. изучить особенности гончарного ремесла у народов, проживавших на территории современного поселения Сенное Темрюкского района;

3. детально изучить и описать фрагменты керамики;

4. реконструировать керамические изделия по полученным данным.

Гипотеза: по фрагменту керамики возможно установить внешний облик изделия и происхождение.

Объектом изучения являются фрагменты керамики, найденные во время отдыха в поселении Сенном Темрюкского района Краснодарского края в наше время.

Методы, применяемые в исследовании: сравнительный анализ, обобщение, реконструирование.

Практическая значимость: овладев методами описания элементов археологических объектов, можно воссоздавать их облик.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время возрос интерес к проблеме реконструкций в археологии. Для реконструкций древних предметов характерно комплексное применение методов естественных наук, математики, данных этнографии, компьютерных технологий, экспериментальных исследований, что позволяет проводить их в условиях общеобразовательной школы. Изучению различных археологических находок в отечественной литературе уделяется достаточно много внимания. Однако реконструкция фрагментов изделий в условиях школы, без применения масштабных лабораторных исследований нигде не описана. В работе были использованы труды знаменитых археологов А.А.Бобринского, И.Г. Глушкова, И. М. Бердникова, А. Л. Якобсона, которые посвящены различным методам изучения древней керамики в разных археологических культурах: использование разнообразных датирующих методик, особенности использования и др. Установить, какие народы проживали на Таманском полуострове помогли книги В.Н. Чхаидзе, Гущина В.Р.

Глава 1. История народов и гончарного дела Таманского полуострова

На территории современного поселения Сенное Темрюкского района на протяжении веков проживало несколько разных народов. Зная историю народа, его занятия можно предположить, кому принадлежали фрагменты керамики и постараться воссоздать их облик. С целью определения древнейшего из существоваших на этой территории государств мы сравнили современную карту Тамани с картой античной эпохи составленной на основании археологических раскопок (Приложение 1,2). С целью систематизации информации мы расположили населенние данного района в хронологической последовательности.

От Фанагории до станицы Сенной

Античное время (VII в. до н.э. – III в. н.э.)

В небольшой бедной хлебом стране иногда было тесно и голодно её обитателям. И всюду, где греки находили пристанище, они строили свои города. Это расселение греков получило название «великой колонизации». На месте поселения Сенное когда-то находилась древнегреческая колония Фанагория (рядом другая колония греков Гермонасс). Одно за другим греки строят свои поселения, которые быстро превращаются в цветущие города: Ольвия, Феодосия, Пантикапей, Херсонес, Танаис, Фанагория на Таманском полуострове, Горгипия. Каждый из городов был маленьким государством с собственным управлением (полис). Так 2500 лет тому назад на юге нашей страны возникло одно из древнейших государств – Боспорское царство (в древности Керченский пролив греки называли Боспором). Греки поселились здесь, потому что тут они нашли невероятно плодородные земли на которых они выращивали пшеницу и отправляли ее в Афины и другие города Греции вместе с осетриной, которая очень ценилась в метрополии. Взамен фанагарийцы получали оливковое масло, высококачественное вино и предметы роскоши, знаменитые черно-лаковые сосуды из Аттики и ювелирные украшения. Здесь была развита торговля и внутренняя и внешняя, естественно было сельское хозяйство и гончарное ремесло[5, С.15]. III-IV века нашей эры стали критическим периодом в истории Боспора. Грабительские набеги готов дезорганизовали торговлю и всю хозяйственную жизнь царства, далее нашествие гуннов. В то время были уничтожены многие города Северного Причерноморья. Перестало существовать и само Боспорское царство. После этого нашествия город пришёл в запустение и жизнь в нём окончательно замерла. Мало что осталось до нашего времени от богатых, когда-то крепких городов, Разрушенные, забытые и заброшенные, они со временем оказались погребенными под толстым слоем земли. Много племен и народов прошло по степным просторам нашего юга.

Хазарский период (с 650 г. по 969 г.)

Город Самкерц (спорная версия), хазарский город, существовавший недалеко от современной станицы Сенной. У хазар гончарное ремесло не являлось доминирующим, посуда по качеству и внешнему виду сильно уступала греческой.

Византийский период ( 330-1453 г. н.э.)

В Византийский период здесь находился город Таматарха (искаженное от Тумен-Тархан).

Древнерусский период (IX-XIV вв.)

Город Матарха. После разгрома Хазарского каганата в 965 году киевским князем Святославом Игоревичем перешёл под власть Киевской Руси. В это время известен как крупный торговый город с хорошей гаванью. В VI веке город был завоёван Тюркским каганатом и с этого времени получил новое название — Тумантархан, Вскоре, после распада Тюркского каганата, Тумантархан стал хазарским, хотя византийское влияние не прекратилось. В это время население города было полиэтничным — здесь селились греки, армяне, хазары, аланы. Основная часть населения была занята в торговле. Также жители Тумантархани занимались виноделием. Тмутаракань— столица древнерусского Тмутараканского княжества (2-я половина X — XI). В городе продолжали жить зихи, греки, аланы, хазары, славяне и армяне. Через Тмутаракань поддерживались экономические и политические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. После 1094 года упоминания о Тмутаракани исчезают из русских летописей. На протяжении XII века в византийских источниках Таматарха и окрестности упоминались как принадлежащие империи. В 1040-х годах Иоанн Цец писал о «стране матархов» как о части империи. Период господства Византии закончился с падением Константинополя (1204г.) в ходе 4-го крестового похода.

Период Золотой орды (с середины XIII до начала XIV веков).

Здесь располагался город - «Матрика».

Период расцвета генуэзских колоний (с XIV по XV век).

«Матрега», в XIII—XV веках город является колонией Генуи, одновременно им управляют адыгские князья. Правителем города стал сын от этого брака Захария де Гизольфи. Однако в 1475 году турки захватили Матрегу и присоединили к своим владениям.

Период турецкого правления (XVI в. до конца XVIII века).

Рядом находилась турецкая крепость Хункала. Турецкая крепость Хункала была построена к востоку от города, на развалинах генуэзской крепости, сам город получил название Таман (XVI — конец XVIII) [2, С.23].

Изучив историю Тамани, я пришла к выводу, что самый длительный по времени пребывания и самый первый – это греческий период, но узнав, кто жил на этой территории в разные временные отрезки пока нельзя утверждать, кому принадлежат предметы нашего исследования. Это могли быть и первые колонисты греки и византийцы. Все эти народы, с разной степенью доминирования, занимались гончарным делом.

1.2. История развития гончарного дела в Тамани

Первые свидетельства об использовании глины относятся к глубокой древности – эпохе верхнего палеолита (40 -12 тысяч лет назад). На самых ранних стадиях развития человеком, были открыты важнейшие свойства глины: пластичность, способность затвердевать при обжоге, становиться водонепроницаемой [5, С.7]. Именно к этому времени относятся найденные на территории Кубани фрагменты грубой лепной посуды. В эпоху бронзы в производстве произошел переворот, вызванный изобретением гончарного круга [5, С.10]. Гончарный круг прошел в своем развитии несколько стадий: от поворотного столика, облегчающего формовку сосуда, до быстро вращающегося ножного круга. Сначала это был простой механизм в виде круглой площадки, которая служила рабочей плоскости для установления глиняной плоскостью для установления глиняной массы, и вертикального стержня, свободно вращающегося в деревянном или каменном подпятнике. Он позволяет подровнять сформованное вручную изделие – придавать ему симметричность, загладить верхнюю поверхность. Впоследствии эволюция круга шла по линии возрастания скорости вращения, что неизбежно увеличивало массу и площадь подставки. В результате появляется большие каменные или деревянные, обмазанные для утяжеления глиной, ручные круги, которые приводили в движение перед началом формовки сосуда.

Формовали изделие, пока круг вращался по инерции. Крупным изобретением явилось маховое колесо, оно придавало кругу скорость и инерцию вращения. Гончар ногами приводил в движение маховик и таким же образом мог регулировать скорость вращения. Применение круга повысило производительность труда, увеличило разнообразие форм сосудов, в результате гончарное ремесло выделилось в особую отрасль производства [5, С.10].

В эпоху железного века (I тыс.до н.э.) у оседлого населения Кубани - меотов гончарное производство занимало важное место среди хозяйственных занятий. Археологами открыто и изучено огромное количество предметов материальной культуры меотских и сарматских племен Прикубанья. Обширный керамический материал дают меотские поселения и городища, культурные слои которых свидетельствуют об интенсивном характере деятельности их населения. Однако при раскопках этих памятников редко встречаются целые сосуды. Интересные керамические комплексы попадают в руки археологов в результате исследования меотских могильников и курганных сарматских погребений [5, С.19]. Самые ранние из известных в настоящее время меотских гончарных печей, относятся к 1 -2 векам до нашей эры [5, С.23]. С VI в. до н.э. в основанных греками городах – государствах процветало керамическое производство в разнообразные образцы античной керамики археологи находили на раскопках Горгиппии, Гермонассы, Фанагории. В период раннего средневековья на Кубани была распространена солтово – маяцкая археологическая культура. Для нее типичны кувшины, миски, кубышки выполнены из светло-серой глины, близки по форме и орнаментации к меото-сарматской керамике первых веков нашей эры. Обжиг сосудов осуществлялся в небольших глинобитных печах, с топкой непосредственно под обжигательной сводчатой камерой. Под печи делался довольно толстым - до 0,5 метра и имел несколько крупных отверстий – продухов для доступа горячего воздуха в обжигательную камеру. Керамика 7 -10 веков очень разнообразна по форме и форме назначения. Условно ее разделяют на три вида: кухонная, столовая посуда, тара [5, С.49].

Особенно выделяется керамика средневековой Тмутаракани в период, когда она подчинялась хазарскому наместнику, и в последующее время (8-15века). Посуда Тмутаракани хазарского времени (8-10веков) примерно такая же, как и во всей салтовской культуре. Очень много кухонных горшков, лепных и сделанных на гончарном круге, а с 10 века встречаются изделия славянского облика. [5, С.47]. С конца 18 века после переселения на Кубань казаков – черноморцев и казаков – линейцев, здесь начинается производство керамики по украинским и южно–украинским образцам. На Кубани гончарное ремесло распространилось в местах, где поблизости залегла хорошая, вязкая глина[2, С.57].

Глава 2. Фрагменты керамики как источник информации

Керамика как одна из категорий археологического материала — многоплановый и информативный источник. По мнению профессора И.Г. Глушкова « Наиболее перспективный путь исследования керамики — от изучения деятельностных стереотипов к следам-признакам на сосудах и к проверке гипотез на экспериментальных и археологических эталонах»[4, С.12]. На его взгляд, роль экспериментальной археологии очень велика, где в смоделированной или «живой» ситуации можно наблюдать образование следов-признаков, выяснить механизмы и условия их изменения для того, чтобы установить взаимосвязь между идеями и деятельностью (живой культурой) с одной стороны, и предметами и вещами (мертвой культурой) — с другой. Это, в свою очередь, могло бы использоваться в качестве рычага при реконструкции по вещам исторической деятельности.

2.1. Исследование фрагментов керамических изделий

Нами было исследовано 5 различных фрагментов керамики (Приложение 3). После визуального осмотра и сравнительного анализа, мы посчитали их древними, поскольку поверхность фрагментов довольно потерта и сглажена; сколы не "свежие". Из-за долгого обмывания и обкатывания мы наблюдаем такую "бугристую" шероховатую фактуру; многие мелкие камушки или песок из глиняного теста "выбиты". На все это влияют многие факторы, в основном дожди, осадки, движение керамики в грунте, песке с водой, перепады температур и др. Еще мы обратили внимание на то, как стерта краска с поверхности. Так может получиться только в результате очень долгого естественного "старения" вещи. Обычно этот процесс называют археологизацией.

Подделать древнюю вещь очень сложно. Подделки обычно производятся из форм, которые известны во время подделывания вещи и в соответствующей гончарной традиции.

С целью получения дополнительной информации для исключения подделки нами был проведен технико-технологический анализ (по методике доктора исторических наук, крупнейшего специалист в изучении технологии производства древней посуды, Александра Афанасьевича Бобринского) [2, С. 27].

Опыт 1: разделение элементов по способу изготовления

Разделение элементов керамики на лепную (изготовленной скульптурной лепкой) и круговую (изготовленной машинным способом на гончарном круге) посуду:

В общем виде различия можно сформулировать следующим образом:

– лепная керамика лесной зоны характеризуется неравномерной толщиной стенок, бугристой поверхностью (за счет выступающих крупнозернистых примесей), следами хаотичного заглаживания поверхностей, неровным краем венчика, пятнистым цветом сосудов в результате их неравномерного обжига, отсутствием машинного (линейного и волнистого) декора у керамики эпохи раннего Средневековья;

– круговая керамика характеризуется, как правило, более равномерной толщиной стенок, относительно ровным краем сосуда, горизонтальными следами заглаживания (ротации) до 10–12 см в длину на верхней части стенок внешней и внутренней поверхностей сосуда, наличием специальных подсыпок на днищах либо следами среза с круга, линейным и волнистым орнаментом, нанесенными машинным способом на вращающемся гончарном круге.

Исходя из данных характеристик элементы:

2,3,5 – круговая керамика;

1, 4 – лепная керамика.

Опыт 2: определение обработки поверхности

На второй ступени проводится разделение керамики по следам дополнительной обработки поверхности или без них:

Элементы 2,3,4,5 подвергались дополнительной обработке.

– наблюдаются отчетливые следы рифления, в уклублениях снаружи сохранились следы темного цвета; 5 - остаточные следы окрашивания, оверстие;

- по краю венчика ровная линия, выполненная, предположительно, острым предметом;

- незначительно сохранено окрашивание коричневого оттенка, следы срезания глины в виде борозды на внутренней поверхности.

У элемента 1 следов дополнительной обработки установить не удалось.

Опыт 3: определение способа подготовки формовочной массы

Мы попытались определить керамику по типам формовочных масс, т. е. по присутствию разных примесей в глине. Простой визуальный осмотр не позволяет установить искусственный или естественный характер минеральных примесей в формовочной массе (для этого необходимы специальные исследования по известным методикам), однако сам состав основных примесей может быть установлен в подавляющем большинстве случаев без серьезных ошибок. При этом осмотр во всех случаях должен вестись по небольшим свежим изломам черепка с помощью увеличительного стекла (лупы с 3–4‑х кратным увеличением) [2, С.21]. Визуально, при помощи микроскопа удалось установить, что во всех элементах присутствуют вкрапления мельчайших примесей. В особенности, в составе теста, из которого изготовлен элемент 1, в большом количестве содержатся вкрапления мелких частиц. Это может свидетельствовать о более раннем периоде его изготовления, по сравнению с остальными элементами. Из одной только добытой глины до Х в. горшки не лепились. В глину необходимо было ввести примеси. Чаще всего в это время в качестве примесей использовался мелко дробленый камень (как правило, гранит) — такая примесь в археологии называется дресва; реже использовались также мелко дробленые остатки битых горшков — шамот.

Таким образом, элемент 1 и 3 в составе теста имеют вкрапления дресвы крупной структуры, что говорит о невысоком развитии гончарных технологий. Примеси (отощители) нужны в глиняном тесте для того, чтобы уменьшить усадку изделия при сушке и обжиге, и увеличить огнестойкость изделия (Приложение 4). Традиционно считается, что чем хуже развита технология подготовки глины, чем хуже качество обжига, тем нужнее различные примеси. Для высокоразвитых технологий примесей нужно меньше, либо не нужно вовсе.

Опыт 4: определение температуры обжига керамических изделий

Карбонаты кальция часто присутствуют в древней керамике в виде раковин, известняка, кальцита. Их разложение при температуре 700–900°С может привести к полному разрушению сосуда. Если температура обжига ниже температуры разложения карбоната кальция, то никаких преобразований не происходит и трещины не образуютс [1, C. 134]. На имеющиеся элементы керамики мы капнули серной кислотой, которая вступает в реакцию с кальцием, и наблюдали химическую реакцию ( Ca + 2HCl(разб.) → CaCl2 + H2↑) (Приложение 5).

Соответственно в составе наших элементов содержались карбонаты кальция, что говорит о низкой температуре обжига этих изделий. Что косвенно свидетельсвтует об обжиге данных изделий не в гончарном горне, а в печи, где температура ниже, температуры разложения карбонатов кальция.

Опыт 5: определние методики начала создания сосуда (тип начина):

Мы предполагаем, что один из керамических элементов является частью тулова сосуда. Для определения методики его создания мы внимательно рассмотрели скол элемента. Выделяются несколько типов: донный, донно-емкостный, емкостный и емкостно-донный. Предположительно наш элемент сосуда был создан донно-емкостным методом, т.к. в этом случае тулово сосуда лепится из глиняных лент, соединявшихся торцами или налеплявшихся на края друг друга. Следы соединений лент при помощи увеличительного стекла мы разгледели в разломах черепка. Этот тип наиболее характерен для периода до X века.

2.2. Реконструкция гончарных изделий по имеющимся элементам

Проанализировав полученные данные, а также изучив фотоматериалы «Государственного историко-археологического музея-заповедника «Фанагория», нам удалось ориентировочно установить принадлежность некоторых элементов изучаемой керамики.

Элемент №2 - круговая керамика; следы темного окрашивания; в составе теста минимальное количество примесей; созданный донно-емкостным методом – часть тулова сосуда. Судя по нанесенному желобчатому узору, данный элемент является фрагментом амфоры, т.к. другие предметы утвари с таким узором распространения не получили. Предположительно малого размера (высота до 45-48 см при d 23-25 см). Сосуды имели короткое, узкое горлышко, вытянутоовальный корпус, иногда со слабо выделенной перехватом придонной частью, и круглым дном. Ручки овальные или плоско-овальные поднимаются от плечиков, изгибаются под прямым углом (или чуть меньше прямого) и крепятся к горлышку на уровне края (или сразу под краем) венчика. Последний, обычно, имеет валикообразное утолщение или слабо выражен. Иногда на внутренней поверхности есть выборка. Стенки средней толщины (0,8-1 см); поверхность шероховатая за счет наличия в тесте мелких зерен шамота и известковых включений. Практически вся поверхность тулова указанных амфор имеет бороздчатое рифление. Иногда сделанные пальцами борозды есть и на горлышке сосуда. В свое время на амфоры этого типа обратил внимание А.Л. Якобсон, датировав их 2-й пол. IX - 1-й пол.Х в [8]. Автор указал на ареал распространения этого типа посуды (Саркел, Тамань, Восточный Крым, юго-восток Северного Причерноморья), а также предположил, что центры, производившие их, находились в Восточном Крыму или на Тамани.

Элемент №4 - плоско-овальная вытянутая форма; лепная керамика; незначительно сохранено окрашивание коричневого оттенка; следы срезания глины в виде борозды на внутренней поверхности; в составе теста минимальное количество примесей – элемент ручки сосуда – амфоры, т.к. характерной особенностью данных ручек является плоско-овальная форма создания[9].

Элемент №5 - следы окрашивания двух цветов – красно-коричневое и темное; отверстие; изогнутый край; структура теста однородная - грузило керамическое [10]. Скорее всего, это ткацкое грузило – керамические пирамидки для крепления нити. Но это грузило, судя по следам окрашивания, и изогнутой форме было изготовлено из пришедшей в негодность, разбитой посуды.

Элемент №3 – круговая керамика; по краю венчика ровная линия, выполненная, предположительно, острым предметом; венчик грибовидной формы[6, С.119], пористая структура, наличие примесей в составе теста; после венчика следует расширение под углом около 70 градусов – часть керамического горшка, расширающегося от горлышка, предположительный диаметр горлышка около 8 см.

Элемент №1 - Черепок красноглиняные, грубый, массивный (что указывает на большой размер изделия), лепной, содержит большое количество примесей в составе теста; дополнительной обработки установить не удалось; края изделия неровные; структура пористая – часть тулова сосуда, предположительно лепной миски.

Заключение

Таким образом, подводя итоги исследования, мы пришли к следующим выводам:

На территории современной станицы Сенной Темрюкского района проживало большое количество разных народов, соответственно происходило смешение гончарных традиций;

Гончарное ремесло в Тамани было одним из главных занятий местных жителей;

Изучив гончарные традиции народов, проанализировав некоторые элементы керамики можно реконструировать их внешний облик.

Но стоит отметить, что механизм любой реконструкции базируется на признаках и закономерностях их проявления. Как бы археолог не старался следовать за источником, воссоздание утраченных частей предмета, вещи, объекта пробуждает воображение, которое, создает образы предмета. В этом отношении любая реконструкция – лишь частная исследовательская версия «того, что могло быть когда-то, но не обязательно это было так».

Список литературы

1. Бердников И. М. Керамика в археологии: описание, анализ, методы исследования : учеб. пособие / И. М. Бердников, Д. Н. Лохов. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. – 163 с

2. Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы: источники и методы изучения. –М., «Наука», 1978, 275с.

3. Винкельман И., 1764 г. "История искусства древности"// Изд. подготовил И. Е. Бабанов. — СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000 — 800 с.

4. Глушков И.Г. Керамика как исторический источник. — Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 1996. — 328 с.

5. Глина в руках человека /сост.: А.М. Ждановский. науч. ред. Н.Ф. Анфимов. Краснодар: кн. изд-во, 1989. 91 с.

6. Горюнова О. И., Савельев Н. А. // Описание и анализ археологических источников. – Иркутск, 1981. – С. 117–123.

7. Гущин В.Р. 1996: Джордж Грот: на пути к "Греческой истории" // Политическая история и историография (от античности до современности): сб. науч. ст. / А.Д.Дридзо (отв. ред.). Вып. 2. Петрозаводск, 151-158

8. Якобсон А. Л. Средневековые амфоры Северного Причерноморья (опыт хронологической классификации). – В: СА, Вып. XV. Москва-Ленинград: Изд-во АН СССР, 1951.

9. Чхаидзе В.Н. Таматарха. Раннесредневековый город на Таманском полуострове / В. Н. Чхаидзе ; Российская акад. наук, Ин-т археологии. — М. : ТАУС, 2008. — 328 с.

10. Госкаталог.РФ [Электронный ресурс] // URL: http://goskatalog.ru/portal/#/collections?museumIds=2766 (Дата обращения: 18.02.2018).

Приложения

1 Современная карта Тамани №2 Карта Тамани периода греческих полисов

3 Фрагменты керамики №4 Примеси в тесте

№5 Реакция на кислоту

Просмотров работы: 204