Школьная форма вчера и сегодня

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Школьная форма вчера и сегодня

Водолеева  К.А. 1
1МОУ «СОШ №14»
Галимова  А.Н. 1
1Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Рассматривая семейный фотоальбом (Приложение 1), я обратила внимание на школьную форму своей мамы. (Приложение 2). Она отличалась от того, что мы носим сегодня в школу. А просматривая фотографии класса, заметила, что форма была одинаковой у всех. Мне стало интересно, почему все носили одинаковую форму? Когда появилась школьная форма? Какой она должна быть сейчас? Решила узнать историю возникновения школьной формы, попробовать себя в роли модельера и разработать эскизы школьной одежды.

Цель:

    •  

Разработать модели школьной формы по запросам учащихся

Задачи:

 

Изучить материал об истории школьной формы;

 

Изучить семейный фотоархив

 

Познакомиться с мнением о школьной форме современных кутюрье

 

Узнать требования к одежде учащихся нашей школы

 

Выяснить отношение учащихся к школьной форме

 

Разработать модели школьной формы

Гипотеза: школьная форма необходима, но она должна современной и разнообразной.

Методы: изучение литературы, наблюдение, опрос, анкетирование, анализ, создание собственных моделей.

1. Из истории школьной формы. 1.1 Школьная форма в России

Из энциклопедии я узнала, что мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастёрках, шинелях, куртках, чёрных ботинках и ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками. Воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев определенных цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 - 9 лет – коричневый (кофейный) , 9 - 12 лет – голубой, 12 - 15 лет – серый и 15 - 18 лет – белый. Из правил для учениц Мариинской Донской женской гимназии: "Ученицы обязаны являться в гимназию и вообще находиться вне дома всегда в одежде установленной формы. Положенные для них коричневые платья и черные передники должны быть самого простого покроя, без всяких следований моде. Ношение широких кружевных или шитых гладью воротников, таковых же обшлагов на рукавах платья, замысловатых оборок и всяких украшений на передниках, равно как и ношение браслетов, колец, ожерелий, брошек, металлических цепей, часов и т. д как отступление от формы, отнюдь не дозволяется. Всякие подражания моде в ношении волос запрещаются решительно. Волосы должны быть гладко причесаны. Все девицы высших четырех классов и восьмого дополнительного не должны стричь волосы".[3]

Но уже в те времена гимназисты к форме относились по-разному. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, с другой – не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов в форме видели вне положенных мест: в театре, на ипподроме, в кафе, – им приходилось несладко. А в дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного покроя для мальчиков и тёмное платье с плиссированной юбкой до колен – для девочки.

В 1918г. гимназическая форма в России была отменена. Старая форма считалась символом богатства, а в эти годы в стране началась борьба со старыми порядками. Бедное население, которые теперь могли бесплатно посещать учебные заведения, не могли позволить себе купить форму.

В СССР школьная форма менялась несколько раз. Существовала несколько моделей. У девочек – коричневое классическое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательно. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные, коричневые или белые банты.

В середине 1970-х годов серые шерстяные брюки и курточки мальчиков были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета.

В 1984 году для девочек был введен костюм – тройка синего цвета. Он состоял из юбки–трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки.

В 1988 году для Ленинграда (сейчас это Санкт-Петербург), районов Сибири и крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский, пионерский или комсомольский значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие школы, лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях существует дресс-код. А советскую школьную форму выпускницам нравится одевать на Последний звонок.

1.2 . Школьная форма в разных странах мира.

Оказывается, первая школьная форма была введена в Великобритании – в школе Christ's Hospital. Ученики этой школы носили темно-синие фраки с фалдами, жилеты, яркие гольфы и кожаные пояса. Тогда (в 1552 году) здесь учились сироты и дети из малообеспеченных семей, сейчас эта школа считается элитной. Я узнала, что современным ученикам Christ's Hospital нравится их школьная форма, хоть она и не менялась уже 450 лет. Для школьников эта форма как одна из традиций учебного заведения. Сейчас в Великобритании нет единой формы для всех школ, в каждой – свои требования.

А в США и почти во всех странах Европы, кроме Британии, нет обязательной школьной формы. Во Франции единая школьная форма существовала лишь в 1927-1968 годах, в Польше – до 1988 года, в Германии и Швейцарии она напоминает спортивные костюмы и принята лишь в части учебных заведений.

В Африке школьная форма самых разных оттенков: оранжевая, зеленая, фиолетовая, желтая… В каждой школе выбирают свой цвет.

2. Школьная форма сегодня 2.1. Нужна ли сегодня школьная форма?

В нашей школе нельзя ходить в джинсах, спортивной или яркой одежде. Решила узнать у директора нашей школы, какие требования предъявляются к внешнему виду ученика, в чем можно приходить в школу, а что одевать не следует.

Светлана Валериевна, директор школы, показала мне «Положение о школьной форме и внешнем виде учащихся МОУ «СОШ № 14». Там было сказано, что «Одно из главных правил делового человека при выборе одежды, обуви, при использовании косметических средств – сдержанность и умеренность. Основной стандарт одежды для всех – деловой стиль». Поэтому нельзя носить прозрачные блузки, майки без рукавов, спортивную обувь и вечерние туфли, разные вызывающие аксессуары. (Приложение 3).

А что думают о школьной форме мои одноклассники и учащиеся старших классов? Среди учащихся школы провела опрос (Приложение 4). В анкете предложила 4 вопроса. Принять участие в анкете согласились учащиеся 2В, 3, 4, 10 классов. Результаты занесла в таблицу.

Вопросы

2В класс

28 человек

3Б класс

26 человек

4В класс

25 человек

9А класс

27 человек

Всего

106

Нужна ли школьная форма?

Да – 100%

Да-100%

Да-86%

Нет – 14%

Да-93%

Нет – 7%

94,75%

5,25%

Если нужна, то зачем?

выглядеть аккуратно

выглядеть прилично, не отвлекаться на одежду

По школьным правилам

чтобы не отвлекать от учебы, деловое настроен ние.

 

Цвет формы?

белый, черный, серый, темно-синий, коричневый

белый, черный, серый, синий

белый, черный, серый, голубой, но лучше яркие цвета

Нейтральные, не яркие цвета. Черный, белый, серый.

 

Из таблицы видно:

    •  

Большинство ребят считают, что форма нужна. Лишь малая часть отметила, что форма сковывает, не позволяет проявить свою индивидуальность. А несколько учащихся 4 класса считают, что она неудобна.

    •  

Учащиеся младших классов не знают, зачем нужна школьная форма. Вот несколько ответов: чтобы ходить в школу, не поставили «2», выглядеть красиво и прилично.

Старшеклассники отметили, что одежда не должна отвлекать от учебы, показывать ученика опрятным.

    •  

Больше половины ребят назвали 3 основных цвета школьной формы: белый, черный, серый. Остальные выбрали еще и коричневый, и темно-синий.

    •  

На 4 вопрос: «Какую форму ты хотел бы носить? Нарисуй», учащиеся предложили очень интересные варианты (Приложение 5)

Рисунки показали, что учащиеся хотят носить не одинаковую форму, а иметь несколько комплектов разных по цвету, стилю, фасону.

2.2. Модели школьной формы

На основе рисунков анкетируемых, я решила создать модели школьной формы. Перед работой просмотрела журналы мод и нашла много интересных высказываний о форме известных Кутюрье!

«Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие», – считает модельер Вячеслав Зайцев.[2]

Кира Пластинина – самый молодой российский дизайнер. Она считает, что школьная одежда должна выглядеть достаточно серьезно. Это очень помогает установить контакт с учителями, они понимают, что ты – серьезный человек и в школу ходишь учиться, а не развлекаться.

«Нельзя, чтобы школьник за партой был похож на спортивного болельщика», – уверена Елена Бадмаева. «А что касается свободы самовыражения, она, как модельер, уверяет, что проявлять свою индивидуальность интереснее в заданных рамках».[3]

Я рассмотрела предложенные ребятами варианты школьной формы и разработала несколько видов моделей. (Приложение 7).

Например, повседневный вариант – модель №1. Комплект состоит из белой блузочки с ажурным рисунком и пышной синей юбочки, которая тоже дополнена ажурной лентой в тон блузке.

Модель №2 - комплект праздничной одежды на школьные мероприятия для девочки. Учитывая то, что в анкетах звучали пожелания использовать разные яркие цвета, мы решили, что сочетание фиолетового и желтого цвета в расклешенном платье и гольфы ему в тон, сделают девочек грациозными, яркими, нарядными. Ведь и во внеурочное время девочки должны быть одеты со вкусом.

Модель №3. Директор школы где я учусь Светлана Валерьевна подсказала, что это платье можно одеть на шахматный бал. Оно и напоминает шахматную доску и элегантно дополнено кружевом.

Модель №4. В этом году у нас школе проводилось мероприятие «На балу у Золушки», мы ходили на новогодний бал, поэтому я решила сама создать эскиз и выполнить модель необычного нарядного платья. Блестящая ткань ему придает праздничность, а белое кружево грациозность.

Модели №4,5. Летом я стала участником летнего пленера в лагере «Уралец». Там мы много гуляли и рисовали, поэтому важно было иметь практичную и красивую одежду. Несколько комплектов, предназначенных для пленера, имеют много карманов для кисточек, карандашей и ластика. Для холодной погоды – комбинезон и водолазка с длинным рукавом. А теплой – шорты с легкой блузочкой и панамка. Подойдет эта одежда и просто для прогулок на улице, для экскурсий с классом.

Заключение

В России школьная форма появилась в 19 веке и была строгая, без всяких украшений. Ее носили гимназисты и после занятий.

Оказывается, в СССР с 1949 до 1992 года была единая школьная форма.

Сегодня, как в России, так и во многих странах мира единой школьной формы нет, но введен дресс-код, который устанавливает в какой одежде нужно ходить в школу.

Современные российские дизайнеры в большинстве придерживаются мнения, что дресс-код в школе необходим и, умело сочетая одежду в деловом стиле, дети учатся красиво и правильно одеваться и даже самовыражаться.

Результаты анкетирования одноклассников и старшеклассников показали, что большинство положительно относятся к школьной форме, но считают, что она не должна быть одинаковой, а состоять из нескольких комплектов разных фасонов и цветов.

Разработав модели формы по эскизам ребят, обсудила их с учителями и ребятами. Директор признала их интересными и яркими, а ребятам больше всего понравились праздничные комплекты.

Теперь, когда я сама проделала большую работу по изучению истории школьной формы и узнала разные мнения о ней, поняла, зачем нужен в школе дресс-код. О своей работе рассказала одноклассникам на классном часе (Приложение 10).

Моя гипотеза подтвердилась. Действительно, учащиеся считают, что в школе должна быть своя форма. Но не единая для всех, а несколько разнообразных комплектов, которые можно сочетать друг с другом. Мы обсудили с одноклассниками модели (Приложение 9), выполненные по их рисункам, и решили летом поискать подобные комплекты в магазинах.

Литература

 

Кира Пластинина – о школьной форме. http://www.liveinternet.ru

 

Мода за партой: школьная форма разных стран мира. – М.: Просвещение, 2009.

 

От гражданских мундиров Российской Империи к школьной форме Вячеслава Зайцева. http://modagid.ru

Приложения Приложение 1Изучаю семейный альбом Приложение 2Школьная форма из семейного альбома Мой учительТетя АняМама Мама с одноклассницами Приложение 3 Светлана Валериевна показывает «Положение о школьной форме» Приложение 4 Анкетирование Приложение 5 Разрабатываю модели школьной формы. Приложение 6 Мои модели Эскиз №1. Модель №1 Эскиз №2 Модель №2. Модель №2 Эскиз №3 Модель №3 Модель №4. Модель №5. Приложение 7 Обсуждение моделей с директором Приложение 8 Обсуждение моделей в классе Приложение 9 Я рассказываю одноклассникам

24

Просмотров работы: 75