Мир футбола: искусство или спорт?

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мир футбола: искусство или спорт?

Морозова  Е.В. 1Дергабузова  В.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа» № 64
Королева  О.П. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа» № 64
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В этом году мы стали заниматься футболом, но нас также привлекают знания в различных областях науки и культуры, которые мы постигаем в школе на уроках литературы, истории, ИЗО, искусства, художественной культуры Красноярского края. Перед нами встал вопрос: как совместить интерес к предметной области со спортом? Имеет ли футбол какое-либо отношение к культурному пласту нашей страны?

Как известно, 2018 – в России проводится Чемпионат Мира по футболу, так что наше стремление интегрировать область интересов оказалось уместным. Мы обнаружили, что специальной, публицистической, документальной и мемуарной литературы о футболе в Интернете достаточно много. Однако, например, художественной литературы о футболе в большом количестве мы не нашли. Это и стало побудительным мотивом к тому, чтобы обратиться к произведениям о футболе, нашедшим отражение в различных видах искусств.

Объект исследования: искусство и футбол.

Предмет исследования: футбол как главный предмет изображения в различных видах искусства.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, электронных ресурсов по теме, обобщение, опрос.

Цель исследования: рассмотреть отражение футбола в искусстве - художественной литературе, скульптуре, живописи, кинематографе.

Задачи исследования:

- познакомиться с историей футбола, изучить специализированную литературу;

- найти нужную информацию по отражению футбольной темы в искусстве, прокомментировать найденный материал;

- провести опрос среди учащихся класса по теме «Футбол» и выяснить отношение наших сверстников к спорту, в частности – к футболу.

Актуальность работы видится в попытке стереть границы между искусством и спортом, доказать, что спорт тоже имеет прямое отношение к искусству.

Перспектива: в дальнейшем эта работа может стать частью исследования, как различные виды спорта находят своё отражение в искусстве.

Глава I. История футбола

1.1.История появления футбола

Футбол - самая популярная командная игра в мире, где за малое количество очков нужно бороться. История "ножного мяча" насчитывает немало столетий. В различные игры с мячом, похожие на футбол, играли в странах Древнего Востока (Египет, Китай). В античном мире (Греция, Рим), во Франции («па супь»), в Италии («кальчио») и в Англии.

Непосредственным предшественником европейского футбола был, по всей вероятности, римский «гарпастум». В этой игре, которая была одним из видов военной тренировки легионеров, следовало провести мяч между двумя стойками.

В Древнем Египте похожая на футбол игра была известна в 1900г. до н.э. В Древней Греции игра в мяч была популярна в различных проявлениях в 4 в. до н.э., о чем свидетельствует изображение жонглирующего мячом юноши на древнегреческой амфоре, хранящейся в музее в Афинах. Среди воинов Спарты была популярна игра в мяч «эпискирос», в которую играли и руками, и ногами. Эту игру римляне назвали «гарпастум» («ручной мяч») и несколько видоизменили правила. Их игра отличалась жестокостью. Именно благодаря римским завоевателям игра в мяч в 1 в. н.э. стала известна на Британских островах, быстро получив признание среди коренных жителей бриттов и кельтов. Бритты оказались достойными учениками - в 217г. н.э. в г. Дерби они впервые победили команду римских легионеров [15].

Примерно в 5 в. эта игра исчезла вместе с римской империей, но память о ней осталась у европейцев и, особенно, в Италии. Даже великий Леонардо да Винчи, которого современники характеризовали как человека замкнутого, сдержанного в проявлении эмоций, не остался к ней равнодушным. В его «жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» читаем: «при его желании отличиться, он обнаруживал себя не исключительно в живописи или скульптуре, но состязался в излюбленной флорентийскими юношами игре в ножной мяч» [11].

Когда в 17 в. сторонники казненного английского короля Карла I бежали в Италию, они познакомились там с этой игрой, а после восшествия на престол в 1660г. Карла II завезли ее в Англию, где она стала игрой придворных. Средневековый футбол в Англии носил чрезвычайно азартный и грубый характер, и сама игра представляла собой, в сущности, дикую свалку на улицах. Англичане и шотландцы играли не на жизнь, а на смерть. Неудивительно, что власти вели упорную войну с футболом; выпущены были даже королевские приказы о запрещении игры. 13 апреля 1314 жителям Лондона был зачитан королевский указ Эдуарда II, под страхом тюремного заключения запрещающий игру в городе...

В 1365г. настал черед Эдуарда III запретить футбол, ввиду того, что войска предпочитали эту игру совершенствованию в стрельбе из лука. Ричард II в своем запрете упомянул в 1389г. и футбол, и кости, и теннис. Футбол не нравился и последующим английским монархам - от Генриха IV до Якова II. Но популярность футбола в Англии была столь велика, что ей не могли помешать и королевские указы. Именно в Англии эта игра была названа «футболом», хотя это и произошло не при официальном признании игры, а при ее запрещении.

В начале 19 в. в Великобритании произошел переход от «футбола толпы» к организованному футболу, первые правила, которого были разработаны в 1846 в Регби-скул и два года спустя уточнены в Кембридже. А в 1857г. в Шеффилде был организован первый в мире футбольный клуб [11]. Шесть лет спустя представители уже 7 клубов собрались в Лондоне, чтобы выработать единые правила игры и организовать Национальную футбольную ассоциацию. Она была образована в 1863г., также были разработаны и первые в мире официальные правила игры, получившие спустя несколько десятилетий всеобщее признание. Три из тринадцати параграфов этих правил указывали на запрещение игры руками в различных ситуациях. Только в 1871г. голкиперу было разрешено играть руками. Правила строго определяли размер поля (200x100 ярдов, или 180x90м) и ворот (8 ярдов, или 7м 32см, остались неизменными).

До конца 19 в. Английская футбольная ассоциация внесла еще ряд изменений: был определен размер мяча (1871г); введен угловой удар (1872г); с 1878г. судья стал пользоваться свистком; с 1891г. на воротах появилась сетка, и стал пробиваться 11-метровый штрафной удар (пенальти). В 1875г. веревку, соединяющую шесты заменила перекладина на высоте 2,44м. от земли. А сетки для ворот были применены и запатентованы англичанином Броди из Ливерпуля в 1890г. Судья на футбольном поле впервые появился в 1880-1881гг. С 1891г. судья стал выходить на поле с двумя помощниками. Изменения и совершенствования правил, безусловно, влияли на тактику и технику игры.

С 1873г. берет свое начало история международных встреч по футболу, и началась она матчем сборных команд Англии и Шотландии, который закончился вничью со счетом 0: 0. С 1884г. на Британских островах начали разыгрываться первые официальные международные турниры с участием футболистов Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии (такие турниры проводятся ежегодно и сейчас) [15].

В конце 19 в. футбол начал быстро завоевывать популярность в Европе и Латинской Америке. В 1904г. по инициативе Бельгии, Дании, Нидерландов и Швейцарии была создана Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА).

1.2. История появления футбола в России

В Россию футбол был завезен англичанами в конце 19 века. В 1897г. петербургский «Кружок любителей спорта» создал первую русскую футбольную команду. 15 сентября 1901г. следует считать точкой отсчета организованного футбола в России. Количество футбольных команд в России росло. В 1901г. количество команд в Петербурге возросло и позволило образовать Петербургскую футбольную лигу. Московская футбольная лига начала свою деятельность в 1911г.

По примеру Петербурга и Москвы футбольные клубы многих городов страны объединяются в футбольные лиги (Одесса, Харьков, Киев, Донбасс и др.). В общей массе это был еще совсем «зеленый» футбол. Игра носила ярко выраженный атлетический характер. Форварды ценились по напористости, а защитники - по габаритности. Соревнования возникали мгновенно, неожиданно. Играли в сапогах, ботинках, босиком, кто во что горазд. Нередко матчи кончались потасовкой [16]. Большинство выдающихся мастеров футбола начинали свою футбольную жизнь, именно в «диких» командах. Такие популярные игроки первого поколения, как П. Канунников, Ф. Селин, Н. Соколов, М. Бутусов, А. Злочевский, приобрели первые спортивные навыки в рядах этих «диких» команд.

Первая игра сборных команд Петербурга и Москвы состоялась в 1907г. и закончилась победой Петербурга 2:0. В 1911г. был организован Всероссийский футбольный союз. Трудно было первым русским игрокам добывать славу отечественному футболу. В 1913г. было разыграно второе первенство России. Результат был сенсационным. Команда Петербурга, бесспорный фаворит, проиграла одесситам в финальном матче со счетом 2:4. В 1914г. начавшиеся встречи на первенстве России доведены до конца не были. Их прервала мировая война. На международную арену русские футболисты вышли впервые в 1910г., когда Россию посетила команда пражского клуба «Коринтианс». Русские футболисты не могли оказать иностранцам должного сопротивления и большей частью проигрывали [14]. История его только начиналась.

Футбол в России до 1917г. не получил массового распространения. Выступление футбольной команды на Олимпийских играх в 1912г. окончилось неудачей.

Футбол стал подлинно массовым видом спорта в годы Советской власти. Невзирая ни на какие трудности, футбол бурно развивался. Через всю Москву, от Пресненской заставы до Рогожско-Симоновской слободы, пешком, в некоторых случаях бегом, с чемоданами в руках носились на календарные матчи знаменитые и никому неизвестные, футболисты. С 1923г. начинаются разыгрываться чемпионаты страны, вначале для сборных команд городов (наибольших успехов добилась сборная Москвы). С 1936 разыгрывались чемпионаты и Кубок СССР для клубных команд. После распада СССР в 1991г. в России и других союзных республиках стали проводиться собственные национальные чемпионаты [13].

Лев Яшин - советский футболист, вратарь, лучший вратарь советского и мирового футбола за все годы. Лев Яшин является олимпийским чемпионом 1956 года и чемпионом Европы 1960 года, 5-кратным чемпионом СССР. Входит в список лучших игроков XX века. Герой Социалистического труда, кавалер ордена Ленина, ордена Трудового красного знамени [16].

Глава II. Футбол и искусство

2.1. Футбол и литература

Один из первых футбольных матчей в России состоялся 12 сентября 1893 года неподалеку от Петербургского Царскосельского вокзала, в перерыве между соревнованием велосипедистов. Об этом написал «Петербургский листок»: «Был объявлен антракт. В это время публику развлекали господа спортсмены игрой в ножной мяч (Football). Записалось человек 20, суть игры состоит в том, что одна партия играющих старается загнать шар – подбрасывая ногой, головой, всем, чем угодно, только не руками – в ворота противной партии. Господа спортсмены в белых костюмах бегали по грязи, то и дело шлепались со всего размаха в грязь, и вскоре превратились втрубочистов. Все время в публике стоял несмолкаемый смех...» [5, 2].

Как изменилось отношение к футболу с тех времен! Если тогда он воспринимался, как какая-то клоунада, то теперь это предмет или национальной гордости, или, наоборот, позора, проблемы которого решаются на государственном уровне! Первым в русской художественной литературе, в частности, в поэзии, считается стихотворение Саши Черного, имеющего отношение к футболу, «Сквозной ветер» (1910), где одна строфа действительно описывает футбол:

Собрались мальчики из школ.

Забыты вмиг тетрадки,

И шумен бешеный футбол

На стриженой площадке.

Собрались мальчики из школ.

Стихотворение «Футбол» - одно из немногих, целиком посвященное футболу, написано юным поэтом Виктором Кальяном (1914):

Одна игра английская,

В Россию к нам пришла,

И молодежь российская

Ее переняла.

Футбол довольно долго воспринимался в России как заграничная игра, не слишком подходящая для русского человека забава. В 1912 году выходит стихотворный фельетон, посвященный урегулированию трения между московской футбольной лигой и футбольным клубом проживавших в Москве британцев:

Нельзя терять и мига,

Оттяжки тут смешны:

Британский клуб и лига

Мир заключить должны!

Появляются и восторженные стихотворения о футболе и футболистах, например, двух одесситов (1913):

Футбол, футбол!

Вот первый гол,

Взлетает ввысь,

Гордись, гордись... (А. Барановский)

Или стихотворение А. Кранцфельда под названием «Футбол»:

Толпа рокочет, залита солнцем,

Звенят удары могучих тел.

Улыбки женщин горят червонцем

Тому, кто молод, красив и смел.

Здесь уже футболисты – любимцы женщин, кроме того, внимание поэта обращено здесь как на игроков, так и на зрителей.

Футболу посвящали свои стихи самые известные поэты двадцатого века. В стихотворении Валерия Брюсова «У круглого камня» (1913) роль мяча отводится огромному финскому валуну:

Есть след ноги на камне старом,

Что рядом спит над гладью вод.

Туони! Ты лихим ударом

Его отбросил от ворот!

Осип Мандельштам написал два футбольных стихотворения – «Футбол» и «Второй футбол» (1913). Последнее очищено от ветхозаветных аллюзий и представляет зарисовку из жизни учеников закрытой военной школы:

Чуть-чуть неловки, мешковаты -

Как подобает в их лета, -

Кто мяч толкает угловатый,

Кто охраняет ворота...

Владимир Набоков в университете и сам стоял на «раме», защищая ворота команды Тринити-колледжа. Он красочно описал футбольный матч и фигуру вратаря (Football, 1920):

Отрадная игра!

Широкая поляна,

Пестрят рубашки;

Мяч живой,

То мечется в ногах,

Как молния кривая,

То - выстрела звучней –

Взвивается, и вот

Подпрыгиваю я,

С размаху прерывая

Его стремительный полёт.

Визитной карточкой Николая Заболоцкого является стихотворение «Футбол» (1926) с фантасмагорическим описанием игрового процесса, который явился основой для описания сцены матча сборных ССР и Германии в произведении Олеши «Зависть»:

Свалились в кучу беки,

Опухшие от сквозняка,

Но к ним через моря и реки,

Просторы, площади, снега,

Расправив пышные доспехи,

И, накренясь в меридиан,

Несётся шар.

Отдал дань футболу и Андрей Вознесенский в своем юмористическом, полном экспрессии стихотворении «Футбольное» (1962):

Левый крайний!

Самый тощий в душевой,

Самый страшный наш штрафной,

Бито стекол - боже мой!

И гераней...

Нынче пулей меж тузов,

Блещет попкой из трусов

Левый крайний.

Легендарному голкиперу Льву Яшину посвятил стихотворение «Вратарь» (1971) Владимир Высоцкий. Оно приурочено к прощальному матчу Яшина со звездами европейского футбола: Мяч в моих руках – с ума трибуны сходят, -

Хоть «десятый» его ловко завернул.

У меня давно «такие» не проходят!

Только сзади кто-то тихо вдруг вздохнул.

Он же написал одно из самых страстных стихотворений о футболе:

Не заманишь меня на эстрадный концерт,

Не на западный фильм о ковбоях:

Матч финальный на первенство СССР –

Нам сегодня болеть за обоих!

Так прошу: не будите меня поутру,

Не проснусь по гудку и сирене.

Я болею давно, а сегодня помру

На Центральной спортивной арене.

Буду я помирать - вы снесите меня,

До агонии и до конвульсий,

Через западный сектор, потом на коня -

И несите до паузы в пульсе!

Живой классик Евгений Евтушенко посвятил стихотворение «Эдуард Стрельцов» (2004) другому, несправедливо осужденному, великому футболисту:

Но было нечто в нём бесспорное - талант без края и конца.

Его - и лагерником - в сборную во сне включали все сердца.

В 1931 году выходит веселый рассказ И. Ильфа и Е. Петрова «Любители футбола». Они коротко описывают сам футбольный матч, отдавая основное внимание событиям, предшествующим матчу, и последующим за ним. В день матча жизнь в Москве замирает: рабочие, студенты и преподаватели, и даже партийные деятели бросают свою работу, чтобы вовремя прийти на стадион «Динамо». Толпы неудачников стараются перекупить «лишние билетики». Авторы ярко описывают эмоции, овладевающие болельщиками после завершения матча.

Одними из первых описали игру в футбол одесситы Александр Козачинский в повести «Зеленый фургон» (1938) и Валентин Катаев в романе «Алмазный мой венец» (1978). Вот как он описывает футбол начала ХХ века: «Футбольная площадка, лишенная травяного покрова, где в клубах пыли центрфорвард подал мяч на край, умело подхваченный крайним левым. Крайний левый перекинул мяч с одной ноги на другую и ринулся вперед - маленький, коренастый, в серой форменной куртке Ришельевской гимназии, без пояса, нос башмаком, волосы, упавшие на лоб, брюки по колено в пыли, потный, вдохновенный, косо летящий, как яхта на крутом повороте. С поворота он бьет старым, плохо зашнурованным ботинком. Мяч влетает мимо падающего голкипера в ворота. Ворота – два столба с верхней перекладиной, без сетки» [11].

В 1987 году вышел сборник юмористических и сатирических рассказов и стихов о футболе «Вокруг мяча» (составитель Елин Н.) Среди авторов сборника замечательные писатели и поэты: Лев Кассиль, Юрий Олеша, Илья Ильф и Евгений Петров, Ярослав Гашек, Юрий Трифонов, Джанни Родари, Евгений Евтушенко, Константин Ваншенкин, Андрей Вознесенский, Михаил Жванецкий, Яков Костюковский.

Для привлечения серьезных литераторов к теме футбола в 1957 ФИФА даже учредило премию за лучшее литературное произведение о футболе. Однако после двух лет от этой идеи отказались «в силу огромных сложностей ее осуществления в международном масштабе» [2].

Есть еще произведения о футболе, в том числе и для детей, например, Длугач В. Л. «Тройка без тройки» (повесть для детей,1966); Лихачевская Т. В. «В футбол играть некогда» (повесть: для детей, 1970); Сабило И. «Последние каникулы» (повесть, рассказы, 1988); Суханов В. И. «Мини-футбол на Маросейке» (для среднего и старшего школьного возраста,1990).

По-видимому, одним из последних крупных произведений о футболе является роман Дмитрия Данилова «Есть вещи поважнее футбола», опубликованный в «Новом мире» (2015, № 10, 11). Для написания этого романа автор оживил свою несколько подостывшую с юношеских времен любовь к футболу и целый сезон ходил на матчи московского «Динамо», разбавляя это редкими вылазками в третий дивизион – на игры подмосковной команды «Олимпик - СКОПА». Данилов говорит: «...я ни в коем случае не эксперт в области футбола, в футболе я вообще не специалист, разбираюсь на абсолютно дилетантском уровне... Поэтому я больше внимания обращал на антураж игр, на какую-то их атмосферу, на какую-то драматургию всего этого действия. То есть там, если людям интересна какая-то футбольная аналитика, они ее там не найдут, я могу сразу сказать» [5]. Тем не менее, как сказал один из редакторов «Нового мира»: «Я ничего не понимаю в футболе, но оторваться невозможно». Начиная роман, автор объясняет: «Настала пора как-то определиться с футболом. Как-то с ним, что ли, объясниться. И как-то его отблагодарить, что ли. Надо признать, что футбол приносит в основном разочарования. Впрочем, за разочарования тоже надо благодарить. Да, и не одни разочарования он приносит. В любом случае футбол имеет какое-то значение» Вот в этом все дело... [4].

2.2. Футбол и скульптура

Иосиф Моисеевич Чайков – знаменитый скульптор, который попытался в скульптуре решить необычные, несвойственные для нее задачи – передать полет. Над ее решением он работал всю жизнь, создавая необычные композиции. Одной из таких композиций являются его «Футболисты». «Футболисты» создавались в 20-30-е годы двадцатого века. Это были первые опыты Чайкова запечатлеть момент прыжка, полета. Спортсмены запечатлены в момент борьбы за мяч. Один из них падает. Он держится лишь соприкосновением с землей одной ногой. Его соперник в прыжке пытается отнять мяч. В этой композиции нет статичности, свойственной скульптуре вообще. И. Чайкову удалось остановить мгновение и мастерски передать движение футболистов. Волосы и одежда спортсменов еще больше усиливают это впечатление движения. Их позы, положения рук и ног – все это воплощает напряженный момент игры. Создается иллюзия, что футболисты вот-вот сорвутся с мест и продолжат игру. Один упадет на поле, не удержав равновесия, а его соперник помчится дальше с победно захваченным мячом.

Конечно, специалисты увидят здесь много неточностей, отклонений от скульптурной убедительности. Но у простого зрителя эта скульптура вызывает лишь восхищение. Ведь мастеру удалось в бронзе передать движение, полет, оторванность от земли, когда один спортсмен завис в падении, а второй застыл в прыжке [6].

Киев. Стадион «Старт». Памятный знак футболистам - участникам «матча смерти». «Старт» – бронзовая фигура атлета, попирающего стервятника.

Матч смерти - футбольный матч, сыгранный в оккупированном немцами Киеве летом 6 и 9 августа 1942 года между местной и немецкой командами. Через некоторое время после этой игры ряд футболистов-киевлян оказались в концентрационных лагерях, а некоторые были расстреляны. Киевский «Матч смерти» прошел военным летом 1942г. на оккупированной территории. Местная команда хлебозавода №1 «Старт» сыграла с немцами, после чего многие из советских игроков попали в концлагеря, а некоторых расстреляли. До начала матча немецкие начальники приказывали соперникам проиграть. В матче принимали участие игроки «Динамо» и железнодорожного «Локомотива» [6].

Петербург, памятник участникам блокадного матча.

Торжественная церемония открытия монумента в честь футболистов, принявших участие в легендарной игре между ленинградским «Динамо» и командой Невского завода в 1942 году, прошла в Петербурге 31 мая 2012 года на стадионе «Динамо». Блокадный матч - футбольный матч между командами ленинградского «Динамо» и ЛМЗ (тогда - Ленинградский металлический завод имени И. В. Сталина), прошедший в блокадном Ленинграде 1 Мая 1942 года. Счет 6:0 в пользу «Динамо». По официальным данным, в игре участвовали 22 футболиста. Судья – Павел Павлов. ЛМЗ был зашифрован как «команда Невского завода». Её костяк составили игроки Зенита. В блокадном Ленинграде состоялась серия таких матчей.

Памятники Льву Яшину.

В настоящее время установлены три памятника Льву Яшину, все - в Москве: у стадиона «Динамо», в Лужниках и на Ваганьковском кладбище [3].

Установлен в 1999 году рядом с северной трибуной, материал - бронза. Скульптор Александр Рукавишников. Торжественная церемония открытия памятника, состоялась в субботу 23 октября 1999 года и была приурочена к 70-летию легендарного вратаря. «Каменной стрелой летит в небо-вечность вратарь. Кончиками пальцев достает мяч, с которого дождь падает в траву, где мерзнут, дрожа, гвоздики. Красные, белые, розовые». Лев Яшин изображён в прыжке, отбивающим мяч, летящий в «девятку». В 2010 году из-за реконструкции стадиона памятник был перенесен к входу центральной аллеи, ведущей к южным трибунам стадиона.

К памятнику, Льва Яшина приезжали и возлагали цветы звезды мирового футбола Пеле и Франц Беккенбауэр. И в этой «вратарской площадке» круглый год лежат свежие цветы, как знак народной любви всех любителей футбола, независимо от клубной принадлежности [5].

В Сочи установили скульптуру, посвященную чемпионату мира по футболу в 2018 году в России. Сама скульптура представляет собой обезьяну, которая держит футбольный мяч. «В руках обезьяна держит футбольный мяч, который символизирует земной шар», - подчеркнул один из создателей скульптуры [8]. Скульптура создана проектом «Футбол и вечность». Мы надеемся. Россия победит в этом чемпионате, и скульптура принесет удачу русской команде.

2.3. Футбол в кинематографе

Футбольная тематика в кинематографе не сыскала особого успеха - по причине необычайной трудности передачи средствами кинематографа напряжения футбольного действа и страстей, кипящих вокруг него. Однако следует отметить, что есть ряд картин, вошедших в классику футбольного и околофутбольного жанра.

В 1936 году режиссёр Семён Тимошенко снял первый в советском кино, фильм о футболе - спортивную комедию «Вратарь». В 50-е годы он решил вновь вернуться к этой тематике. Сценарий к своей новой кинокартине «Запасной игрок» Тимошенко написал сам. Главным героем выступал Вася Веснушкин - молодой, подающий надежды, но пока что находящийся в запасе футболист. Он влюблён в гимнастку Валю, но боится, что она отвергнет его любовь. Ведь у него есть конкурент- старший брат Александр, игрок основного состава, настоящая «звезда», Вот только эта «звезда» малость «зазвездилась»... В ответственный момент на поле выходит Вася, и его уверенная игра приносит команде успех. Осознает своё поведение и Веснушкин-старший, который тоже вносит свой вклад в победу...

«Мой лучший друг, генерал Василий, сын Иосифа» - режиссёра Виктора Садовского 1991 года. Исторический фильм о судьбе знаменитого спортсмена Всеволода Боброва, волею судьбы оказавшегося фаворитом сына вождя - авиационного военачальника Василия Сталина. В основе фильма - факты из биографии легендарного капитана сборных СССР по футболу и хоккею. Это фильм-рассказ не только о спортивной жизни в СССР того периода времени, но и об околоспортивной ситуации в стране и известном генерале, сыне первого человека в государстве Василии Сталине.

«Garpastum Гарпастум», Россия, 2005 Режиссер Алексей Герман-мл.

Идея сценария принадлежит продюсеру Александру Вайнштейну, знатоку и ценителю футбола, который в свое время вместе с российской футбольной легендой XX века Николаем Старостиным выпустил книгу «Футбол сквозь годы». Но трудно рационально объяснить, как история советских футболистов братьев Старостиных, переживших сталинские лагеря, послужившая исходным импульсом, в сценарии Александра Вайнштейна и Олега Антонова перекочевала совсем в другую эпоху и населилась совсем другими героями...

Это фильм о жизни, человеческих взаимоотношениях в условиях Первой мировой войны, о ценностях и целях, которые ставят перед собой люди того времени. Можно проследить две сюжетные линии: первая связана непосредственно с огромной любовью двух братьев к футболу (сцены игры в гарпастум иллюстрируются на протяжении всего фильма). У молодых людей была мечта - сыграть в эту игру на своём собственном стадионе. В фильме показано, как они идут к её осуществлению. Это единственное светлое, чистое, что может быть в их жизни в условиях войны. Вторая сюжетная линия – это именно война. Причём надо заметить, что боевых действий в фильме нет, но тяжесть войны чувствуется [7].

«Центр нападения», 1946. Режиссёр: Семён Деревянский. В ролях: Виталий Доронин, Борис Толмазов, Екатерина Деревщикова и др.

Фильм о самом красивом футбольном докторе в истории кино. Екатерина Деревщикова, изломом бровей и причёской напоминающая Эдит Пиаф, играет Лену, которая футбол не любит, не понимает, но должна лечить легкомысленных игроков. Матч за матчем героиня проходит ряд испытаний, находит любовь и меняет своё отношение к жизни. Слова футболиста-конструктора Андрея Кравченко «Я убеждён: в мире существует одна страна - наша страна, где созданы все условия для того, чтобы человек развивался гармонически. Хорошо работал и хорошо плавал брассом, чтоб он умел строить новое и отличить Чайковского от Листа. Чтоб каждый человек понимал, что он частица народа и служит своему народу…» определяют стилистическую направленность фильма [1].

«Третий тайм», 1962. Режиссёр: Евгений Карелов. В ролях: Леонид Куравлёв, Глеб Стриженов, Геннадий Юхтин и др.

К двадцатилетию со дня Матча смерти, который состоялся в оккупированном фашистами Киеве в 1942 году, вышел фильм «Третий тайм». История футболистов, отказавшихся пойти на компромисс и поплатившихся за это жизнью, не совсем соответствует реальным событиям. Тем не менее, фильм вышел искренним и проникновенным [7].

«Удар! Ещё удар!», 1968. Режиссёр: Виктор Садовский. В ролях: Валентин Смирнитский, Юрий Дедович, Галина Яцкина и др.

Молодой, подающий надежды игрок совершает ошибку, всё летит наперекосяк, но в конце чудесным образом исправляется. Фильм интересен молодым и красивым Смирнитским, стильными синими очками Федорина, смещением акцентов с игрока на тренера, наглядной демонстрацией построения стратегии игры.

«Команда», 2004. Режиссёр: Андрей Кавун. В ролях: Ярослав Бойко, Владимир Гостюхин, Алиса Гребенщикова и др.

Первый российский фильм и первый сериал. 12 серий из жизни футбольной команды из провинции. Фабула такова: последнее место в турнирной таблице, много проблем, новый суровый тренер, конфликты, преодоление, выход в финал Кубка России по футболу [6].

«Матч», 2011. Режиссёр: Андрей Малюков. В ролях: Сергей Безруков, Дирк Мартенс, Елизавета Боярская и др.

Ремейк «Матч» выпустили как раз к семидесятилетию со дня «Матча смерти» и к пятидесятилетию со дня выхода фильма «Третий тайм».

«Вся жизнь в перчатках», 2012. Режиссёр Марина Кангур. В ролях: Вячеслав Малафеев, Икер Касильяс, Игорь Акинфеев и др.

Это хорошее документальное кино о том, что такое быть вратарём. Интервью с футболистами, отрывки из исторических матчей, много нового и неожиданного из жизни великих игроков. Фильм, после которого хочется стать футболистом. Фильм, заканчивающийся словами Вячеслава Малафеева: «Свой выбор мы всегда делаем сами. Всё в наших руках. В моих - вся моя жизнь. Жизнь в перчатках». С этим трудно не согласиться [6].

2.4. Футбол и живопись

Первые изображения атлетов и физкультурников восходили к традиции и Римской империи. Это были мощные фигуры в духе неоклассицизма. Однако это никак не относилось к футболистам, здесь важнее было передать движение тела. Что в эпоху первоначальной популяризации игры особенно привлекло итальянских модернистов. В произведениях, посвящённых футбольной тематике, наметился явный отход от реалистических традиций. Свидетельством тому можно считать творения таких мастеров, как Жорж Брак, Роберт Делоне, Фернан Леже и Пабло Пикассо. Одной из самых известных работ этого периода является картина Пабло Пикассо «Игрок в футбол». Футбольное зрелище пытались передать и живописцы, работающее в более традиционной манере. Так, на создание картины «Корнер» французского художника Жана Жакоби вдохновил Парижский олимпийский турнир 1924 года. На полотне воспроизведён эпизод, происходящий у самых ворот: в центре композиции вратарь, старающийся в прыжке отбить мяч и помешать нанести удар головой двум противникам. Художественное восприятие футбола всегда согласовывалось с превратностями развития самой игры [12].

Первое послевоенное десятилетие ознаменовалось пиком интереса к футболу со стороны людей искусства, который затем постепенно слабел и достиг глубочайшего спада в 1970-е и 1980-е годы. Когда стадионы захлестнула волна насилия. В последующее десятилетие футбол заполнил экраны телевизоров, в него потекли огромные деньги, вследствие чего во многих странах стала бурно рассветать целая футбольная индустрия. Этот предмет вновь привлёк художников самого разного толка от сатириков-концептуалистов вроде Марка Валлингера, выставившего огромный шарф «Манчестер Юнайтед», завитый в форме спирали ДНК, до плеяды скульпторов, насаждавших улицы городов по всему миру памятниками великим игрокам (Эйсебио в Лиссабоне, Стенли Мэтьюзу в Хенли, Льву Яшину в Москве и прочие) [10].

Сочинские художники Виктория и Владимир Кириленко – участники культурных программ МИД РФ, ООН, ЮНЕСКO, к Чемпионату Мира по футболу 2018 года создали целую серию из 35 живописных полотен и скульптуры «Футбольный бог», в которых отразили весьма оригинальный взгляд на самый популярный спорт на планете Земля.

Новый международный проект художников, под названием «Футбол и Вечность» является логическим продолжением предыдущего - пожелания известных современников футболистам также станут частью масштабного живописного полотна «Гора Олимп». Проект уже представлялся в Калининграде, Екатеринбурге, Братске, Ростове-на-Дону, Архангельске, Нижнем Новгороде, Москве и вот теперь в Сочи. В течение ближайших четырех лет, 30 живописных произведений, выполненных в смешанной технике, можно будет увидеть в российских городах - участниках ЧМ - 2018 и за рубежом [11].

Глава III. Что такое футбол: спорт или искусство?

Что, собственно такое – футбол? Спорт или искусство? Попробуем разобраться в этом. Футбол – это искусство? Только вот какое…

Футбол – это театр

«Весь мир театр, и люди в нём – актёры». В том числе и на футбольном поле. Ну чем это не сцена, на которой двадцать два артиста стараются исполнить отведённые им роли. У каждого своё амплуа, свои заученные тексты и мизансцены. Главный режиссёр-тренер ставит им задачи, учит, как правильно играть (именно играть, а не просто бить по мячу), подбирает наилучший актёрский состав и руководит постановкой прямо из своей суфлёрской будки [7].

И на зелёной сцене так много импровизации, интересных находок и великолепно исполненных сцен. Встречаются прекрасные монологи и откровенно неудачные роли. В общем, всё как в настоящем театре. А уж такому количеству зрителей позавидовал бы любой МХАТ. Вдохновенные поклонники аплодируют, кричат «браво» или освистывают халтурное отношение к происходящему.

А какую великолепную актёрскую игру демонстрируют многие футболисты, когда их даже чуть-чуть касается соперник! Роль умирающего лебедя или подстреленного солдата на передовой удаётся им не хуже, чем у какого-нибудь лауреата «Золотой маски». Правд, иногда злой критик-судья всё-таки говорит им «не верю» и просит больше не переигрывать [11].

Можно ещё вспомнить о вешалке в раздевалке, с которой начинается футбол. Об антракте между двумя футбольными актами. О сценических костюмах и театральном реквизите. Одно только отличает футбол от театра. Это замены во время матча. А ведь как было бы интересно, если бы молодой актёр отыграл почти всего «Гамлета», а на финальные сцены режиссёр выпустил какого-нибудь народного артиста, который поставил великолепную точку и собрал цветы и овации. Почему нет? [7].

Футбол – это кино.

А может быть, действительно футбол сродни киноискусству? Ведь сидим мы у телевизоров, смотря этот двухсерийный фильм, до самого конца не зная, кто же окажется убийцей. Чаще всего это детектив, иногда триллер или даже комедия. Но бывает и скучная драма.

В главных ролях звёзды футбола, которые ничем не уступают, а иногда и превосходят по популярности и заработку кинознаменитостей. Лучших из них номинируют на Оскар (Золотой мяч), а команды принимают участие в настоящих кинофестивалях, один из которых проходит сейчас в Бразилии.

Да, как в кинотеатр, мы приходим в спортбар и переживаем за любимых героев, показывающих на экране настоящую битву.

Вот бы так болеть за Фродо, пробирающегося с кольцом через всё поле к Роковой горе: «Давай, хоббит. Оле-оле-оле. Средиземье, вперёд!» [12].

Футбол – это цирк.

Нет, всё-таки, футбол иногда напоминает настоящий цирк. По крайней мере, некоторые игры «достойны» называться этим словом. На поле появляются клоуны и пытаются изобразить весёлую сценку под названием «не хочу я забивать» [11].

Следом идут жонглёры, показывающие своё умение подбрасывать мяч, выписывать вокруг него кружева, называя это «дриблингом». Есть даже акробаты, выполняющие кульбиты после забитого мяча и фокусники, достающие неожиданно из кармана разноцветные карточки.

Но чаще всего циркачи на зелёном газоне устраивают парад-алле, где собирают всевозможных артистов, выступающих в разных жанрах, но создающих в итоге одно искромётное шоу. Да и стадион часто называют ареной. А уж, какие цирковые номера «откалывают» иногда сами зрители – то устроив фаер-шоу, то надев, на себя клоунские наряды, то жонглируя бананами или зажигалками [7].

Футбол – это концерт.

Так может футбол это, всё-таки, концерт? В живую, не под фонограмму. А судя по энергетике зрителей, чаще всего рок-концерт.

Огромный ансамбль из самых разных исполнителей, играющих каждый на своём инструменте, пытается исполнить партию по заранее заученным нотам. Иногда импровизируя, солируя или играя в унисон. Дирижёр пытается всем этим управлять, махая руками в отсутствие дирижёрской палочки.

А свисток судьи, настроенный по камертону? А всевозможные пищалки, крякалки, барабаны, создающие на поле неповторимую мелодию игры? И, конечно же, песни болельщиков, добавляющие в этот концерт свой уникальный номер [11].

Футбол – это всё.

А вообще, эту игру можно назвать любым видом зрелищного искусства, который мы любим и ценим. Наверняка футбол – это танец. Коллективный, заводной. Как они выплясывают с мячом, выделывая такие па, что позавидует любой Лиепа! [12].

И футбол – это живопись. Да-да, не удивляйтесь. Недаром же существует термин «рисунок игры». А какая яркая и разноцветная у них форма в стиле лучших образцов раннего символизма! А массовый боди-арт, который предстаёт перед нами на лицах преданных болельщиков! [7].

Футбол – это праздник. Сумасшедший, весёлый и запоминающийся. Со своей сценической площадкой, развлечениями и салютом в конце.

Только почему-то футбол – это совсем не литература. Читать в нём, кроме фамилий на спинах игроков, нечего. Разве что написать. В стихах или прозе. А там уж вам решать – любить футбол или ненавидеть. Ведь любое искусство очень субъективно. Особенно искусство катать мяч по зелёному газону [7].

3.2. Результаты опроса учащихся школы

Согласно заявлению ФИФА, в 2001 году в футбол на планете играло около 250 миллионов человек. Из них более 20 миллионов - женщины. Зарегистрировано около 1,5 миллиона команд и 300000 профессиональных клубов.

В распределении по странам: на первом месте США (примерно 18 миллионов, из которых 40 % женщины); затем идут Индонезия (10 миллионов); Мексика (7,4 миллиона); Китай (7,2 миллиона); Бразилия (7 миллионов); Германия (6,2 миллиона); Бангладеш (5,2 миллиона); Италия (4 миллиона); Россия (3,8 миллиона) [4,10].

Поскольку популярность футбола очень высока, мы решили выяснить, а что про футбол знают наши сверстники. Мы провели опрос, в котором приняли участие 30 учащихся, 7-х классов.

Проведение опроса

Девочки:

№ участника

Какой вид спорта у вас любимый?

В каких городах будет ЧМ по футболу в 2018 году? (количество названных городов)

Какие фильмы про футбол вы смотрели?

Как вы характеризуете главного героя?

1

гимнастика

-

-

-

2

гимнастика

-

-

-

3

фигурное катание

5 городов

«Необыкновенный матч»

надежный, сильный, добрый

4

фехтование

-

-

-

5

хоккей

-

«Коробка»

-

6

биатлон

-

-

-

7

плавание

2 города

-

-

8

плавание

-

«Гарпастум»

целеустремленный

9

гимнастика

3 города

«Гол»

мечтатель, целеустремленный.

10

фигурное катание

3 города

«Физрук»

выносливый, быстрый

11

фигурное катание

4 города

«Необыкновенный матч»

веселый, добрый, смекалистый.

12

хоккей

4 города

«Необыкновенный матч»

сильный, быстрый. ловкий.

13

фигурное катание

4 города

-

-

14

теннис (большой)

3 города

«Гарпастум»

уверенный,

целеустремленный

15

плавание

3 города

«Выкрутасы»

обманщик (в игре обмануть противника), увлеченный футболом

Мальчики:

№ участника

Какой вид спорта у вас любимый?

В каких городах будет ЧМ по футболу в 2018 году? (количество названных городов)

Какие фильмы про футбол вы смотрели?

Как вы характеризуете главного героя?

1

танцы

3 города

«Выкрутасы»

крутой, наглый

2

плавание

1 город

«Гарпастум»

целеустремленный

3

плавание

1 город

«Выкрутасы», «Гарпастум»

Мне нравится, как они поступали

4

футбол

2 города

«Выкрутасы», «Убойный футбол»

-

5

плавание

-

-

-

6

биатлон

4 города

«Необыкновенный матч»

добрый, ловкий, веселый

7

борьба

1 город

«Эластико»

быстрый

8

футбол

7 городов

«Эластико», «Коробка», «Выкрутасы», «Гарпастум»

жесткий, робкий

9

баскетбол

4 города

«Необыкновенный матч»

сильный, быстрый, добрый

10

борьба

2 города

«Необыкновенный матч»

меткий, ловкий, быстрый

11

футбол

4 города

«Необыкновенный матч»

выносливый, сильный, добрый

12

борьба

4 города

«Необыкновенный матч»

Меткий, веселый, смышленый

13

футбол

4 города

«Гарпастум»

настырный, увлеченный футболом

14

футбол

3 города

«Две команды»

добрый, веселый

15

борьба

3 города

«Необыкновенный матч»

смекалистый, добрый

Анкетирование показало, что у девочек самые популярные виды спорта: фигурное катание, гимнастика, плавание. А у мальчиков - футбол, плавание, борьба. Шесть девочек не знают, где пройдет Чемпионат Мира по футболу 2018 года. Среди мальчиков только один не знает, где пройдет ЧМ. Самый популярный фильм среди мальчиков и девочек - «Необыкновенный матч». Основные качества главных героев фильмов о футболе: целеустремленность, смекалка, упорство. А также физические качества: выносливость, быстрота, ловкость.

Практическая значимость: получены фактические данные, что футбол популярен только у мальчиков. Но, даже не выбирая футбол, участники смотрят фильмы, пропагандирующие спорт, в частности футбол, интересуются хронологией футбольных матчей. Дают оценку, выделяют качества, которыми должен обладать футболист.

Заключение

Джордж Грайн в своей книге «Футбол - игра всей планеты» писал: «Чтобы научиться ценить возможность эстетического наслаждения футболом, например, простыми и красивыми движениями футболистов, необходимо обратить внимание на заметную близость этого вида спорта к искусству. Они схожи в трех важных аспектах. Их объединяет, во-первых, большой эмоциональный подъем; во-вторых, наличие законов и правил, которые так же серьезны и обязательны, как в философии или физике; наконец, в-третьих, созидательный и творческий характер футбола и искусства» [15]. А президент ФИФА Ж. Авеланж в одном из своих интервью заявил, что футбол – это искусство.

В своей работе авторы рассмотрели, как футбол нашел свое отражение в искусстве, художественной литературе, скульптуре, кинематографе; проанализировали полученную информацию, обратились к работам, авторы которых рассматривают футбол как искусство.

Выяснилось, что художественной задачей создатели произведений о футболе ставили как запечатлеть образы известных футболистов, так и отдать должное игре, объединившей под своим крылом разные страны мира.

Кроме того, авторы провели опрос среди учащихся школы, результаты которого показали выраженный интерес к игре как мальчиков (многие занимаются в секциях футбола), так и девочек. Этот интерес проявляется в восприятии событий, связанных с футболом, через средства массовой информации, просмотр фильмов, футбольных матчей. Многие имеют кумиров-футболистов. В футболистах учащихся привлекают такие черты характера, как целеустремленность, смекалка, упорство, выносливость, быстрота, ловкость.

Работа могла бы стать частью большого исследования о том, как различные виды спорта находят свое отражение в литературе, живописи, кинематографии, скульптуре.

Список используемой литературы и источники:

1. Акимов Н.Г. Футбол. Футбол. Футбол!!! – М.: МИР, 2007.

2. Башин Д.Ю. Футбол в современном мире. – М.: МИР, 1998.

3. Виниаминов Н.К. Футбольные игры в истории ХХ века. – М.: Просвещение, 2009.

4. Воронков П. Спортивная журналистика как тип. 2001.

5. Герасимов Е.В. Футбол в России. – М.: Валея. – СПб. 2013.

6. Ланфранши Пьер, Айзенберг Критсиана, Мейсон Тони, Валь Альфред. FIFA 100 лет. 7. Век футбола. - Москва: Махаон, 2005.

8. Малов В.И. Футбол: Энциклопедия. – М.: ООО «Издательство АСТ»2005.

9. Милке Дэнни Футбол. Основы игры. Москва Астрель*АСТ. 2009.

10. Мукиан Майкл, Дьюрст Дин. Все о тренировке юного футболиста. Москва Астрель*АСТ. 2008.

11. Мураковский А. Спортивные журналисты: кто они? Абажур. № 9 - 12, 2001.

12. Рубцов В. Футбол как искусство. Разное. Область культуры. ОК - журнал, № 3, 2013.

13. Уткин В. Записки спортивного комментатора: футбол в России больше, чем футбол. Амфора-Спорт. 2008.

14. История российского и советского футбола. Приложение к еженедельнику «Футбол». Выпуск №1 (37). 2009.

15. История Российского футбола. От редакции //Наш спорт. 2009. № 1.

16. Футбольная энциклопедия / Автор-сост. А. Смирнов. - М.: Вече, ООО "Фирма" Издательство АСТ, 1999.

17. «История футбола» DVD.

Приложение

Просмотров работы: 2011