Кадетство. Изменились ли особенности кадетского движения в современное время

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Кадетство. Изменились ли особенности кадетского движения в современное время

Малыгин  В.М. 1
1Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 116 г.Челябинска»
Малыгина  М.С. 1
1Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 116 г.Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Кадетские корпуса — одно из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений России, да и в истории российского просвещения в целом. Они являлись первоначальной ступенью к подготовке офицеров и гражданских служащих. Значение накопленного в кадетских корпусах педагогического опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, поскольку эти учебные заведения давали своим воспитанникам не только специальное военное, но и широкое гражданское образование. Этот проект интересен классу, т.к. ребята мы, 5 «а» класс – кадеты. Знание своих истоков, истории кадетства поможет в дальнейшем с гордостью нести это высокое звание « КАДЕТ».

Методы исследования.

1. Подбор материала по истории развития кадетства в России

2. Анкетирование одноклассников.

3. Сбор материала (энциклопедии, интернет - ресурсы)

Актуальность темы обусловлена необходимостью получения информации о развитии кадетского движения в России.

Объектом исследования являются кадетские корпуса .

Предмет: особенности современных кадетских корпусов.

Цель данной работы – выявить особенности кадетских корпусов и найти подтверждение гипотезы о том, что кадетское движение изменило черты развития в современном мире.

Гипотеза: Изменились ли основные черты кадетского развития в современное время.

Задачи исследования:

- изучить материал по теме;

- рассмотреть особенности кадетского движения в период возрождения;

- рассмотреть особенности кадетского движения в современное время;

- сравнить период зарождения и современное время кадетского движения;

- выявить особенности возрождения кадетского движения, позволяющие сделать выводы о том, как изменились условия жизни с научно – техническим прогрессом.

Данная работа представляет собой сравнительную характеристику двух видов развития кадетского движения: период возрождения и современное время. Для проведения исследования использованы методы: сравнение, сопоставление, анализ, работа с источниками литературы. Работа строилась по нескольким направлениям: изучение научно-практической литературы, изучение детской художественной литературы, чтение энциклопедий, чтение статей из журналов, ознакомление с источниками из интернета, выявление общего и различий между двумя разными эпохами.

Хронологические рамки исследования: октябрь 2017 года – март 2018 года.

История развития кадетских корпусов в России

История кадетов в России уходит своими корнями во времена становления российской империи на европейской и мировой арене. В России издавна существовала традиция офицерских династий. Для воспитания будущих офицеров в царской России были созданы кадетские корпуса. Слово «кадет» в переводе с французского означает «младший». Воспитанниками кадетских корпусов, как правило, становились дети российских военнослужащих.

В Указе 1731 г. российской императрицы Анны Иоанновны «Об учреждении кадетских корпусов говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надежное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет. Дабы со временем не только государству могли быть полезными, но и сами себе теми науками пропитание снискать могли. Отроки от семи до пятнадцати лет отроду воинскому делу обучались и наукам разным: чтению и письму, закону божьему, арифметике и геометрии, географии и истории, на конях скакать, танцам, языкам иностранным и прочим полезным Отечеству ремеслам».

Кадет (фр. - младший, несовершеннолетний), так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определяющиеся на военную службу, малолетние знатных фамилий до производства их в 1- офицерский чин. Затем это название перешло в Пруссию, где оно было присвоено воспитанникам специальных военных учебных заведений.

Кадетские корпуса - военные учебно-воспитательные заведения, имеющие целью облегчить военнослужащим воспитание и образование детей и являющиеся первоначальной ступенью к подготовке офицеров.( Литература ссылка 1)

Особенности кадетского движения в период возрождения

Кадетские корпуса ведут свое начало с 1653 года, когда в Пруссии была учреждена первая кадетская школа.

В 1716 году король Фридрих I сформировал в Берлине роту кадет. Так возникли кадетские корпуса, сохранившиеся к 1913 году только в Германии, Японии, Черногории и России.

В 1731 году в России (при императрице Анне Иоанновне) по представлению генерал - фельдмаршала Миниха был подписан императорский указ «об устройстве Корпуса Кадетов».

Кадетский Корпус был основан в 1732 году в Санкт-Петербурге на 300 человек для шляхтерских детей в возрасте от 13 до 18 лет.

При императрице Елизавете Петровне в 1743 году после открытия Морского корпуса кадетский Миниховский корпус был переименован в «Сухопутный Шляхетский Кадетский корпус» (к 1913 году он стал назваться Первый Санкт-Петербургский кадетский корпус). Этот корпус славился на всю Россию, и из него вышли замечательные деятели как военных, так и гражданских ведомств (дипломаты, судьи и пр.).

При Екатерине II был основан артиллерийский и инженерный кадетский корпус.

К концу царствования Александра I в России было 3 кадетских корпуса (1-й Спб, Морской артиллерийский и инженерный).

Корпус составлял в строю батальон. Три старших класса - роту. Продолжительность обучения - семь лет (7 классов).

При поступлении в корпус преимущество отдавалось детям, родители которых погибли или были ранены на войне, либо обедневшим дворянам. Обязательным условием было умение читать и писать. Кадеты обучались математике, истории и географии, артиллерии, фортификации, фехтованию, верховой езде и «прочим к воинскому искусству потребным наукам», а также немецкому, французскому и латинскому языкам, чистописанию, грамматике, риторике, рисованию, танцам, морали и геральдике. Обучение начиналось с 5-6-летнего возраста и продолжалось 15 лет; при этом на протяжении всего периода учёбы родители не могли требовать возвращения своих детей домой.

Особое внимание обращалось на то, чтобы кадет получал доброкачественную пищу, исправную и удобную одежду, больше был на свежем воздухе и всегда содержался в строгой опрятности.

Главная цель: сделать кадет «добродетельными и благочестивыми».

Целью физического воспитания было: «сбережение и подкрепление здоровья, развитие и усовершенствование телесных сил воспитанников, дабы сделать их способными к перенесению трудов военной службы».

Общее направление воспитания основывалось «на любви к Богу, на сыновней преданности России, бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании семейного долга».

Поощрялось создание музеев, посещение мест сражений, чествование героев.

Степень нравственного достоинства кадет было принято определять баллами (12 - поведение отличное, 11 и 10 - очень хорошее, 9, 8 и 7 - хорошее, 6, 5 и 4 - посредственное, 3, 2, 1 - дурное). За проступки кадет наказывали снятием погон, переодеванием в серую куртку и розгами. За примерное поведение и успехи в учебе поощряли похвальными грамотами и помещением на Красную доску, производством в унтер-офицеры. «Для возбуждения в воспитанниках соревнования и стремления к воинской доблести» было повелено иметь: в рекреационных залах всех корпусов - мраморные доски из светлого мрамора с именами отличнейших из каждого выпуска, а в церквах - черные мраморные доски, для помещения имен всех бывших воспитанников, «павших на поле чести...».

Дурные кадеты переводились по достижении 16-17 лет на службу нижними чинами в армейские полки (дурные кадеты - это те кадеты, к которым были применены все меры, но исправлений не достигли). (Литература ссылка 2)

Особенности кадетского движения в современное время

Кадетское образование в России новейшего периода ее истории — явление достаточно неоднородное. Кадетские корпуса различаются по истории создания, по ведомственной принадлежности, по возрасту воспитанников. «Кадетскими корпусами» именуются образовательные учреждения, действующие на основании различных документов, использующие различные подходы к включению в образовательные программы военного компонента и имеющие другие существенные различия.

Кадетские заведения делятся на 3 группы:

- учреждения федерального уровня: суворовские ( нахимовские) училища, кадетские корпуса министерства обороны, президентские корпуса.

- учреждения регионального уровня: кадетские корпуса и кадетские школы - интернаты правительств субъектов Российской Федерации.

- учреждения муниципального уровня: кадетские школы и кадетские классы муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Основные цели деятельности кадетской школы и кадетской школы.

Кадетская школа и кадетская школа-интернат осуществляют образовательный процесс с учетом дополнительных образовательных программ, имеющих целью подготовку к служению Отечеству на поприще государственной службы, муниципальной службы, а также несению государственной службы российского казачества, и в соответствии с уровнями основных общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года);

2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет);

3 ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года). (Литература ссылка 3)

В кадетской школе-интернате обучение на указанных ступенях организуется по решению учредителя кадетской школы-интерната и регламентируется уставом кадетской школы-интерната.

Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом образовательных потребностей и запросов кадетов и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки кадетов.

Дополнительные образовательные программы по юридической, физической, психологической и другой специальной подготовке, в том числе по подготовке к служению Отечеству на поприще государственной службы, муниципальной службы, а также несению государственной службы российского казачества, ведутся и определяются рабочими программами учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей), разрабатываемыми кадетской школой и кадетской школой-интернатом.

Кадетская школа и кадетская школа-интернат самостоятельны в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации кадетов в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования.

Учебные занятия в кадетской школе и кадетской школе-интернате, как правило, начинаются 1 сентября.

Учебный год включает в себя 4 учебные четверти (в 1 классах - не более 33 недель, во 2 - 11 классах - не более 34 недель) и период практических занятий и (или) государственную (итоговую) аттестацию.

В соответствии с учебным планом кадетам в течение учебного года предоставляются осенние, зимние и весенние каникулы общей продолжительностью не менее 30 календарных дней, а летом - не менее 8 недель. Для кадетов на ступени начального общего образования в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

Количество классов в кадетской школе и кадетской школе-интернате определяется с учетом санитарных норм и наличия условий, необходимых для осуществления образовательного процесса.

Наполняемость каждого класса в кадетской школе не должна превышать 25 человек, а в кадетской школе-интернате - 20 человек.

Режим дня кадетской школы регламентируется правилами внутреннего распорядка кадетской школы.

Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха в кадетской школе-интернате, составляется с учетом круглосуточного пребывания кадетов.

Перевод кадета из кадетской школы и кадетской школы-интерната в другое общеобразовательное учреждение осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изучение учебного предмета завершается, как правило, экзаменом или зачетом. Итоговые оценки выставляются по результатам сдачи экзаменов (зачетов) по всем учебным предметам теоретического обучения и практических занятий, включенным в учебный план кадетской школы и кадетской школы-интерната, или по результатам текущего контроля (контрольным занятиям), если учебным планом по учебному предмету не предусмотрен экзамен (зачет).

Сравнение кадетского движения в период возрождения и современное время

Наименования

Период возрождения 1732 год

Современное время

Преимущества

При поступлении в корпус преимущество отдавалось детям, родители которых погибли или были ранены на войне, либо обедневшим дворянам.

1.Правила приема в кадетскую школу и кадетскую школу-интернат определяются учредителями в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования и закрепляются в уставах кадетской школы и кадетской школы-интерната.

2.В кадетскую школу и кадетские классы принимаются несовершеннолетние граждане, годные по состоянию здоровья и изъявившие желание обучаться в кадетской школе и кадетской школе-интернате.

3.Зачисление несовершеннолетних граждан в кадетскую школу и кадетскую школу-интернат производится по заявлению родителей (законных представителей).

Учреждения

Корпус составлял в строю батальон. Три старших класса - роту. Продолжительность обучения - семь лет (7 классов).

Обучение начиналось с 5-6-летнего возраста и продолжалось 15 лет; при этом на протяжении всего периода учёбы родители не могли требовать возвращения своих детей домой.

Кадетские учебные заведения делятся на три группы:

1.Учреждения федерального уровня: суворовские (нахимовские) училища, кадетские корпуса министерства обороны, президентские кадетские корпуса;

2.Учреждения регионального уровня: кадетские корпуса и кадетские школы интернаты правительств субъектов Российской Федерации;

3.Учреждения муниципального уровня: кадетские школы и кадетские классы муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

     

Форма

Военный мундир на Руси испокон веку олицетворял идею государственности, беззаветного служения Отчизне. Поэтому до сих пор особый высокий смысл заложен в понятии «честь мундира». Вспомним, что одно из самых суровых наказаний в кадетских корпусах было лишение права носить какое-то время мундир или погоны. Военная форма одежды – это одинаковая по покрою униформа, посредством знаков различия показывающая принадлежность ее обладателя к тому или иному роду войск, а также место, которое он занимает в воинской структуре.

Первая кадетская форма появилась в России в 1732 году, и была разработана на основе формы русской армии того времени. Форму первых кадет составлял обычный для русской армии темно-зеленый кафтан с отложным воротником, обшлагами, оторочкою петель и непривычными еще в то время лацканами - красного цвета. Камзол же и штаны шились из сукна лосиного оттенка. На ногах были тупоносые башмаки и штиблеты (особый род голенищ, покрывавших ноги от ступни до колена и застегивавшихся на пуговицы). Полагался также белый полотняный галстук и замшевые перчатки с "лосинами штюльпами" (отворотами), обшитыми золотым галуном.

За два века кадетская форма изменялась многократно, идя в ногу с российской военной формой, носимой в ту или иную эпоху. Наконец, в начале XX века, кадеты получили форму, которая выделялась простотой, удачно отвечала как требованиям учебно – воспитательного процесса, так и удобству воспитанников. Военная униформа представляет равноценную по крою форму, отличающуюся цветом и знаками различия того или иного корпуса, рода войск и уровня, занимаемого в структуре военной специализации.

Основные предметы

1. Закон Божий

2. Русский язык с церковно-славянской и русской словесностью

3. Французский и немецкий языки (в некоторых - английский)

4. Математика (арифметика, алгебра, геометрия, приложение алгебры к геометрическим проекциям, тригонометрия и начала анализа)

5. Космография (астрономия)

6. Законоведение

7. Чистописание

Остальные предметы схожи с основными предметами современного времени

1. Русский язык

2. Английский язык

3. Математика (алгебра, геометрия)

4. История

5. Обществознание

6. Биология

7. География

8.Физика

9. Химия

10. Литература

11. Технология

12.Изобраительное искусство и черчение

13.Физкультура

14. Музыка

Обязанности кадета

1.Кадет есть будущий слуга Отечества и защитник его от врагов внешних и внутренних.

2. Каждому кадету надлежит быть: благочестивым, преданным Отечеству, быть правдивым во всем, повиноваться начальникам.

3. Кадет обязан строго и точно соблюдать воинскую дисциплину и порядок в корпусе.

4. Он обязан точно и добросовестно исполнять все служебные обязанности, возложенные на него во внутренней, строевой и хозяйственной службах.

5. В течение первого года обучения кадет должен хорошо усвоить основные служебные требования, обязательные в его повседневной жизни.

6. По всем надобностям он обязан всегда обращаться только к своему непосредственному начальнику. По делам же личным, до него касающимся, и не относящимся к службе, он имеет право обратиться непосредственно к сотенному командиру, но только с разрешения своего непосредственного начальника.

7. О случившемся с ним нездоровье кадет обязан без промедления доложить своему непосредственному начальнику.

8. Кадет не имеет права самовольно отлучаться из корпуса, не получив на то разрешения.

9. Каждый кадет должен иметь и вне корпуса бодрый и молодцеватый вид.

10. Кадет обязан вести себя прилично, с посторонними быть вежливым, не вмешиваться в споры, не участвовать в уличных сборищах и беспорядках.

11. Он должен помнить, что по его поведению за пределами корпуса, будут судить не только о нем, но и о корпусе в целом и мундире, который он носит.

12. Обо всех замечаниях, сделанных ему встретившимися начальниками, или переданных приказаниях кадет обязан доложить своему непосредственному начальнику.

13. Оружие, снаряжение, обмундирование и прочие состоящие на нем казенные вещи кадет обязан беречь и содержать всегда в полной исправности. При отправлении в лазарет, в отпуск или в карцер он обязан сдать казенные вещи в цейхгауз.

14. Кадет должен быть чистоплотен, опрятен и соблюдать правила личной гигиены.

1.Упорно и настойчиво овладевать знаниями, стараться быть всесторонне развитым, образованным и культурным человеком, готовым выполнять свой общественный и воинский долг;

2.На занятиях проявлять творческую инициативу, внимательно слушать преподавателей, аккуратно и самостоятельно выполнять все учебные задания;

3.Основывать своё поведение и поступки на нормах человеческой морали и нравственности;

4.Беречь заветы кадетов;

5.Хранить традиции российских армии и флота;

6.Почитать действующие российские законы и подчиняться им по доброй воле;

7.Уважать старших, заботиться о младших, уважать честь и достоинство товарищей по корпусу, соблюдать правила воинской вежливости, поведения и воинского приветствия;

8.Неукоснительно соблюдать «Устав кадета», Устав школы;

9.Повседневно закаливать себя, совершенствовать физическую подготовку, соблюдать правила личной и общественной гигиены;

10.Для поддержания физической формы выполнять силовые упражнения во время развода 11.Выполнять правила ношения формы одежды;

12.Бережно носить одежду и обувь, своевременно их чинить, ежедневно чистить;

следить за своим внешним видом и своевременно подстригаться.

13.При необходимости отлучиться за пределы школы во время учебного процесса, спросить на это разрешение у классного руководителя (преподавателя ОБЖ, куратора) кадетского класса, а после возвращения доложить ему о прибытии;

14.При нахождении вне школы вести себя с достоинством и честью, не допускать нарушения общественного порядка и недостойных поступков;

15.Беречь имущество кадетского класса и школы, всячески охранять его от порчи;

16.Закалять своё здоровье, воспитывать волю и характер, быть готовым к преодолению трудностей в жизни;

17.Не употреблять спиртных напитков, наркотических и токсических веществ и препятствовать в их употреблении легкомысленным товарищам;

18.Активно участвовать в общественной, спортивной и культурной жизни школы.

Внеклассные занятия:

Строевая подготовка (экзерциции) и физические упражнения: гимнастика и подвижные игры, фехтование, плавание, танцы, пение, музыка и ручнойтруд.

Строевая и обще - физическая подготовка, азбука безопасности, краеведение, музыкальная палитра, основы проектной деятельности, хореография, умники и умницы, плавание( отсутствует), шахматы.

Литература ссылка 4

Заключение

История кадетов в России является достойным примером воспитания подрастающего поколения, в котором с ранних лет закладываются ростки гражданственности, патриотизма, безграничной любви к своему Отечеству, которые, в дальнейшем, смогут воплотиться в принципиальном, честном, качественном служении своему отечеству.

Итак, рассмотрев разные источники, мы получили много интересной информации о кадетской жизни. Выяснили, особенности военно - патриотического развития в нашей стране в разные временные промежутки.

Нами было проведено анкетирование (приложение 1.) учащихся. В ходе анкетирования было выявлено, что тема кадетства – очень интересна нашему классу

Нам стало интересно, каков уровень знаний учащихся о кадетском развитии в России? Какие предположения будут у учащихся?

С такими вопросами мы обратились к своим одноклассникам 5 «а» кл. и провели анкетирование. Где приняли участие 31 учащийся.

1. На вопрос что вы знаете о зарождении кадетства:

век указали верно - 4; неверно - 27

имя основателя кадетских корпусов: не знаю - 31 учащийся

2. Знаете ли вы особенности жизни кадетов: знаю - 18; не знаю - 13

3. Знаете ли какая форма была у кадетов в период зарождения: знаю - 16; не знаю - 15

4. Хотели бы узнать о развитии кадетского движения в России: да - 31

нет - 0

Таким образом, нами была разработаны презентации, позволяющие узнать больше информации о жизни кадетов в разные времена. Также были разработаны кроссворды о их жизни и особенностях воспитания.

Когда мы продолжили изучать информацию о кадетстве, то выяснили, что изменились условия проживания кадетов в казармах. 21век внес и в кадетское движение современные технологии. Вместо казарменных помещений ребята проживают в отдельных комнатах по двое (четверо), имея все техническое оснащение для учебы, инноваций и развития в армии.

Актуальность темы была доказана. Цель нашей работы достигнута.

Список использованных источников и литературы.

1. https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=578

2. https://www.prlib.ru/history/619445

3. http://obrmos.ru/go/go_kad/Articles/go_kad_art_kad_obr.html

4. http://www.eco-fregat.narod.ru/kodex.htm

Просмотров работы: 1066