Введение
Кадетские корпуса — одно из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений России, да и в истории российского просвещения в целом. Они являлись первоначальной ступенью к подготовке офицеров и гражданских служащих. Значение накопленного в кадетских корпусах педагогического опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, поскольку эти учебные заведения давали своим воспитанникам не только специальное военное, но и широкое гражданское образование. Этот проект интересен классу, т.к. ребята мы, 5 «а» класс – кадеты. Знание своих истоков, истории кадетства поможет в дальнейшем с гордостью нести это высокое звание « КАДЕТ».
Методы исследования.
1. Подбор материала по истории развития кадетства в России
2. Анкетирование одноклассников.
3. Сбор материала (энциклопедии, интернет - ресурсы)
Актуальность темы обусловлена необходимостью получения информации о развитии кадетского движения в России.
Объектом исследования являются кадетские корпуса .
Предмет: особенности современных кадетских корпусов.
Цель данной работы – выявить особенности кадетских корпусов и найти подтверждение гипотезы о том, что кадетское движение изменило черты развития в современном мире.
Гипотеза: Изменились ли основные черты кадетского развития в современное время.
Задачи исследования:
- изучить материал по теме;
- рассмотреть особенности кадетского движения в период возрождения;
- рассмотреть особенности кадетского движения в современное время;
- сравнить период зарождения и современное время кадетского движения;
- выявить особенности возрождения кадетского движения, позволяющие сделать выводы о том, как изменились условия жизни с научно – техническим прогрессом.
Данная работа представляет собой сравнительную характеристику двух видов развития кадетского движения: период возрождения и современное время. Для проведения исследования использованы методы: сравнение, сопоставление, анализ, работа с источниками литературы. Работа строилась по нескольким направлениям: изучение научно-практической литературы, изучение детской художественной литературы, чтение энциклопедий, чтение статей из журналов, ознакомление с источниками из интернета, выявление общего и различий между двумя разными эпохами.
Хронологические рамки исследования: октябрь 2017 года – март 2018 года.
История развития кадетских корпусов в России
История кадетов в России уходит своими корнями во времена становления российской империи на европейской и мировой арене. В России издавна существовала традиция офицерских династий. Для воспитания будущих офицеров в царской России были созданы кадетские корпуса. Слово «кадет» в переводе с французского означает «младший». Воспитанниками кадетских корпусов, как правило, становились дети российских военнослужащих.
В Указе 1731 г. российской императрицы Анны Иоанновны «Об учреждении кадетских корпусов говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надежное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет. Дабы со временем не только государству могли быть полезными, но и сами себе теми науками пропитание снискать могли. Отроки от семи до пятнадцати лет отроду воинскому делу обучались и наукам разным: чтению и письму, закону божьему, арифметике и геометрии, географии и истории, на конях скакать, танцам, языкам иностранным и прочим полезным Отечеству ремеслам».
Кадет (фр. - младший, несовершеннолетний), так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определяющиеся на военную службу, малолетние знатных фамилий до производства их в 1- офицерский чин. Затем это название перешло в Пруссию, где оно было присвоено воспитанникам специальных военных учебных заведений.
Кадетские корпуса - военные учебно-воспитательные заведения, имеющие целью облегчить военнослужащим воспитание и образование детей и являющиеся первоначальной ступенью к подготовке офицеров.( Литература ссылка 1)
Особенности кадетского движения в период возрождения
Кадетские корпуса ведут свое начало с 1653 года, когда в Пруссии была учреждена первая кадетская школа.
В 1716 году король Фридрих I сформировал в Берлине роту кадет. Так возникли кадетские корпуса, сохранившиеся к 1913 году только в Германии, Японии, Черногории и России.
В 1731 году в России (при императрице Анне Иоанновне) по представлению генерал - фельдмаршала Миниха был подписан императорский указ «об устройстве Корпуса Кадетов».
Кадетский Корпус был основан в 1732 году в Санкт-Петербурге на 300 человек для шляхтерских детей в возрасте от 13 до 18 лет.
При императрице Елизавете Петровне в 1743 году после открытия Морского корпуса кадетский Миниховский корпус был переименован в «Сухопутный Шляхетский Кадетский корпус» (к 1913 году он стал назваться Первый Санкт-Петербургский кадетский корпус). Этот корпус славился на всю Россию, и из него вышли замечательные деятели как военных, так и гражданских ведомств (дипломаты, судьи и пр.).
При Екатерине II был основан артиллерийский и инженерный кадетский корпус.
К концу царствования Александра I в России было 3 кадетских корпуса (1-й Спб, Морской артиллерийский и инженерный).
Корпус составлял в строю батальон. Три старших класса - роту. Продолжительность обучения - семь лет (7 классов).
При поступлении в корпус преимущество отдавалось детям, родители которых погибли или были ранены на войне, либо обедневшим дворянам. Обязательным условием было умение читать и писать. Кадеты обучались математике, истории и географии, артиллерии, фортификации, фехтованию, верховой езде и «прочим к воинскому искусству потребным наукам», а также немецкому, французскому и латинскому языкам, чистописанию, грамматике, риторике, рисованию, танцам, морали и геральдике. Обучение начиналось с 5-6-летнего возраста и продолжалось 15 лет; при этом на протяжении всего периода учёбы родители не могли требовать возвращения своих детей домой.
Особое внимание обращалось на то, чтобы кадет получал доброкачественную пищу, исправную и удобную одежду, больше был на свежем воздухе и всегда содержался в строгой опрятности.
Главная цель: сделать кадет «добродетельными и благочестивыми».
Целью физического воспитания было: «сбережение и подкрепление здоровья, развитие и усовершенствование телесных сил воспитанников, дабы сделать их способными к перенесению трудов военной службы».
Общее направление воспитания основывалось «на любви к Богу, на сыновней преданности России, бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании семейного долга».
Поощрялось создание музеев, посещение мест сражений, чествование героев.
Степень нравственного достоинства кадет было принято определять баллами (12 - поведение отличное, 11 и 10 - очень хорошее, 9, 8 и 7 - хорошее, 6, 5 и 4 - посредственное, 3, 2, 1 - дурное). За проступки кадет наказывали снятием погон, переодеванием в серую куртку и розгами. За примерное поведение и успехи в учебе поощряли похвальными грамотами и помещением на Красную доску, производством в унтер-офицеры. «Для возбуждения в воспитанниках соревнования и стремления к воинской доблести» было повелено иметь: в рекреационных залах всех корпусов - мраморные доски из светлого мрамора с именами отличнейших из каждого выпуска, а в церквах - черные мраморные доски, для помещения имен всех бывших воспитанников, «павших на поле чести...».
Дурные кадеты переводились по достижении 16-17 лет на службу нижними чинами в армейские полки (дурные кадеты - это те кадеты, к которым были применены все меры, но исправлений не достигли). (Литература ссылка 2)
Особенности кадетского движения в современное время
Кадетское образование в России новейшего периода ее истории — явление достаточно неоднородное. Кадетские корпуса различаются по истории создания, по ведомственной принадлежности, по возрасту воспитанников. «Кадетскими корпусами» именуются образовательные учреждения, действующие на основании различных документов, использующие различные подходы к включению в образовательные программы военного компонента и имеющие другие существенные различия.
Кадетские заведения делятся на 3 группы:
- учреждения федерального уровня: суворовские ( нахимовские) училища, кадетские корпуса министерства обороны, президентские корпуса.
- учреждения регионального уровня: кадетские корпуса и кадетские школы - интернаты правительств субъектов Российской Федерации.
- учреждения муниципального уровня: кадетские школы и кадетские классы муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
Основные цели деятельности кадетской школы и кадетской школы.
Кадетская школа и кадетская школа-интернат осуществляют образовательный процесс с учетом дополнительных образовательных программ, имеющих целью подготовку к служению Отечеству на поприще государственной службы, муниципальной службы, а также несению государственной службы российского казачества, и в соответствии с уровнями основных общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года);
2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет);
3 ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года). (Литература ссылка 3)
В кадетской школе-интернате обучение на указанных ступенях организуется по решению учредителя кадетской школы-интерната и регламентируется уставом кадетской школы-интерната.
Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом образовательных потребностей и запросов кадетов и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки кадетов.
Дополнительные образовательные программы по юридической, физической, психологической и другой специальной подготовке, в том числе по подготовке к служению Отечеству на поприще государственной службы, муниципальной службы, а также несению государственной службы российского казачества, ведутся и определяются рабочими программами учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей), разрабатываемыми кадетской школой и кадетской школой-интернатом.
Кадетская школа и кадетская школа-интернат самостоятельны в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации кадетов в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования.
Учебные занятия в кадетской школе и кадетской школе-интернате, как правило, начинаются 1 сентября.
Учебный год включает в себя 4 учебные четверти (в 1 классах - не более 33 недель, во 2 - 11 классах - не более 34 недель) и период практических занятий и (или) государственную (итоговую) аттестацию.
В соответствии с учебным планом кадетам в течение учебного года предоставляются осенние, зимние и весенние каникулы общей продолжительностью не менее 30 календарных дней, а летом - не менее 8 недель. Для кадетов на ступени начального общего образования в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
Количество классов в кадетской школе и кадетской школе-интернате определяется с учетом санитарных норм и наличия условий, необходимых для осуществления образовательного процесса.
Наполняемость каждого класса в кадетской школе не должна превышать 25 человек, а в кадетской школе-интернате - 20 человек.
Режим дня кадетской школы регламентируется правилами внутреннего распорядка кадетской школы.
Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха в кадетской школе-интернате, составляется с учетом круглосуточного пребывания кадетов.
Перевод кадета из кадетской школы и кадетской школы-интерната в другое общеобразовательное учреждение осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изучение учебного предмета завершается, как правило, экзаменом или зачетом. Итоговые оценки выставляются по результатам сдачи экзаменов (зачетов) по всем учебным предметам теоретического обучения и практических занятий, включенным в учебный план кадетской школы и кадетской школы-интерната, или по результатам текущего контроля (контрольным занятиям), если учебным планом по учебному предмету не предусмотрен экзамен (зачет).
Сравнение кадетского движения в период возрождения и современное время
Наименования |
Период возрождения 1732 год |
Современное время |
Преимущества |
При поступлении в корпус преимущество отдавалось детям, родители которых погибли или были ранены на войне, либо обедневшим дворянам. |
1.Правила приема в кадетскую школу и кадетскую школу-интернат определяются учредителями в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования и закрепляются в уставах кадетской школы и кадетской школы-интерната. 2.В кадетскую школу и кадетские классы принимаются несовершеннолетние граждане, годные по состоянию здоровья и изъявившие желание обучаться в кадетской школе и кадетской школе-интернате. 3.Зачисление несовершеннолетних граждан в кадетскую школу и кадетскую школу-интернат производится по заявлению родителей (законных представителей). |
Учреждения |
Корпус составлял в строю батальон. Три старших класса - роту. Продолжительность обучения - семь лет (7 классов). Обучение начиналось с 5-6-летнего возраста и продолжалось 15 лет; при этом на протяжении всего периода учёбы родители не могли требовать возвращения своих детей домой. |
Кадетские учебные заведения делятся на три группы: 1.Учреждения федерального уровня: суворовские (нахимовские) училища, кадетские корпуса министерства обороны, президентские кадетские корпуса; 2.Учреждения регионального уровня: кадетские корпуса и кадетские школы интернаты правительств субъектов Российской Федерации; 3.Учреждения муниципального уровня: кадетские школы и кадетские классы муниципальных образований субъектов Российской Федерации. |
Форма |
Военный мундир на Руси испокон веку олицетворял идею государственности, беззаветного служения Отчизне. Поэтому до сих пор особый высокий смысл заложен в понятии «честь мундира». Вспомним, что одно из самых суровых наказаний в кадетских корпусах было лишение права носить какое-то время мундир или погоны. Военная форма одежды – это одинаковая по покрою униформа, посредством знаков различия показывающая принадлежность ее обладателя к тому или иному роду войск, а также место, которое он занимает в воинской структуре. |
|
Первая кадетская форма появилась в России в 1732 году, и была разработана на основе формы русской армии того времени. Форму первых кадет составлял обычный для русской армии темно-зеленый кафтан с отложным воротником, обшлагами, оторочкою петель и непривычными еще в то время лацканами - красного цвета. Камзол же и штаны шились из сукна лосиного оттенка. На ногах были тупоносые башмаки и штиблеты (особый род голенищ, покрывавших ноги от ступни до колена и застегивавшихся на пуговицы). Полагался также белый полотняный галстук и замшевые перчатки с "лосинами штюльпами" (отворотами), обшитыми золотым галуном. |
За два века кадетская форма изменялась многократно, идя в ногу с российской военной формой, носимой в ту или иную эпоху. Наконец, в начале XX века, кадеты получили форму, которая выделялась простотой, удачно отвечала как требованиям учебно – воспитательного процесса, так и удобству воспитанников. Военная униформа представляет равноценную по крою форму, отличающуюся цветом и знаками различия того или иного корпуса, рода войск и уровня, занимаемого в структуре военной специализации. |
|
Основные предметы |
1. Закон Божий 2. Русский язык с церковно-славянской и русской словесностью 3. Французский и немецкий языки (в некоторых - английский) 4. Математика (арифметика, алгебра, геометрия, приложение алгебры к геометрическим проекциям, тригонометрия и начала анализа) 5. Космография (астрономия) 6. Законоведение 7. Чистописание Остальные предметы схожи с основными предметами современного времени |
1. Русский язык 2. Английский язык 3. Математика (алгебра, геометрия) 4. История 5. Обществознание 6. Биология 7. География 8.Физика 9. Химия 10. Литература 11. Технология 12.Изобраительное искусство и черчение 13.Физкультура 14. Музыка |
Обязанности кадета |
1.Кадет есть будущий слуга Отечества и защитник его от врагов внешних и внутренних. 2. Каждому кадету надлежит быть: благочестивым, преданным Отечеству, быть правдивым во всем, повиноваться начальникам. 3. Кадет обязан строго и точно соблюдать воинскую дисциплину и порядок в корпусе. 4. Он обязан точно и добросовестно исполнять все служебные обязанности, возложенные на него во внутренней, строевой и хозяйственной службах. 5. В течение первого года обучения кадет должен хорошо усвоить основные служебные требования, обязательные в его повседневной жизни. 6. По всем надобностям он обязан всегда обращаться только к своему непосредственному начальнику. По делам же личным, до него касающимся, и не относящимся к службе, он имеет право обратиться непосредственно к сотенному командиру, но только с разрешения своего непосредственного начальника. 7. О случившемся с ним нездоровье кадет обязан без промедления доложить своему непосредственному начальнику. 8. Кадет не имеет права самовольно отлучаться из корпуса, не получив на то разрешения. 9. Каждый кадет должен иметь и вне корпуса бодрый и молодцеватый вид. 10. Кадет обязан вести себя прилично, с посторонними быть вежливым, не вмешиваться в споры, не участвовать в уличных сборищах и беспорядках. 11. Он должен помнить, что по его поведению за пределами корпуса, будут судить не только о нем, но и о корпусе в целом и мундире, который он носит. 12. Обо всех замечаниях, сделанных ему встретившимися начальниками, или переданных приказаниях кадет обязан доложить своему непосредственному начальнику. 13. Оружие, снаряжение, обмундирование и прочие состоящие на нем казенные вещи кадет обязан беречь и содержать всегда в полной исправности. При отправлении в лазарет, в отпуск или в карцер он обязан сдать казенные вещи в цейхгауз. 14. Кадет должен быть чистоплотен, опрятен и соблюдать правила личной гигиены. |
1.Упорно и настойчиво овладевать знаниями, стараться быть всесторонне развитым, образованным и культурным человеком, готовым выполнять свой общественный и воинский долг; 2.На занятиях проявлять творческую инициативу, внимательно слушать преподавателей, аккуратно и самостоятельно выполнять все учебные задания; 3.Основывать своё поведение и поступки на нормах человеческой морали и нравственности; 4.Беречь заветы кадетов; 5.Хранить традиции российских армии и флота; 6.Почитать действующие российские законы и подчиняться им по доброй воле; 7.Уважать старших, заботиться о младших, уважать честь и достоинство товарищей по корпусу, соблюдать правила воинской вежливости, поведения и воинского приветствия; 8.Неукоснительно соблюдать «Устав кадета», Устав школы; 9.Повседневно закаливать себя, совершенствовать физическую подготовку, соблюдать правила личной и общественной гигиены; 10.Для поддержания физической формы выполнять силовые упражнения во время развода 11.Выполнять правила ношения формы одежды; 12.Бережно носить одежду и обувь, своевременно их чинить, ежедневно чистить; следить за своим внешним видом и своевременно подстригаться. 13.При необходимости отлучиться за пределы школы во время учебного процесса, спросить на это разрешение у классного руководителя (преподавателя ОБЖ, куратора) кадетского класса, а после возвращения доложить ему о прибытии; 14.При нахождении вне школы вести себя с достоинством и честью, не допускать нарушения общественного порядка и недостойных поступков; 15.Беречь имущество кадетского класса и школы, всячески охранять его от порчи; 16.Закалять своё здоровье, воспитывать волю и характер, быть готовым к преодолению трудностей в жизни; 17.Не употреблять спиртных напитков, наркотических и токсических веществ и препятствовать в их употреблении легкомысленным товарищам; 18.Активно участвовать в общественной, спортивной и культурной жизни школы. |
Внеклассные занятия: |
Строевая подготовка (экзерциции) и физические упражнения: гимнастика и подвижные игры, фехтование, плавание, танцы, пение, музыка и ручнойтруд. |
Строевая и обще - физическая подготовка, азбука безопасности, краеведение, музыкальная палитра, основы проектной деятельности, хореография, умники и умницы, плавание( отсутствует), шахматы. |
Литература ссылка 4
Заключение
История кадетов в России является достойным примером воспитания подрастающего поколения, в котором с ранних лет закладываются ростки гражданственности, патриотизма, безграничной любви к своему Отечеству, которые, в дальнейшем, смогут воплотиться в принципиальном, честном, качественном служении своему отечеству.
Итак, рассмотрев разные источники, мы получили много интересной информации о кадетской жизни. Выяснили, особенности военно - патриотического развития в нашей стране в разные временные промежутки.
Нами было проведено анкетирование (приложение 1.) учащихся. В ходе анкетирования было выявлено, что тема кадетства – очень интересна нашему классу
Нам стало интересно, каков уровень знаний учащихся о кадетском развитии в России? Какие предположения будут у учащихся?
С такими вопросами мы обратились к своим одноклассникам 5 «а» кл. и провели анкетирование. Где приняли участие 31 учащийся.
1. На вопрос что вы знаете о зарождении кадетства:
век указали верно - 4; неверно - 27
имя основателя кадетских корпусов: не знаю - 31 учащийся
2. Знаете ли вы особенности жизни кадетов: знаю - 18; не знаю - 13
3. Знаете ли какая форма была у кадетов в период зарождения: знаю - 16; не знаю - 15
4. Хотели бы узнать о развитии кадетского движения в России: да - 31
нет - 0
Таким образом, нами была разработаны презентации, позволяющие узнать больше информации о жизни кадетов в разные времена. Также были разработаны кроссворды о их жизни и особенностях воспитания.
Когда мы продолжили изучать информацию о кадетстве, то выяснили, что изменились условия проживания кадетов в казармах. 21век внес и в кадетское движение современные технологии. Вместо казарменных помещений ребята проживают в отдельных комнатах по двое (четверо), имея все техническое оснащение для учебы, инноваций и развития в армии.
Актуальность темы была доказана. Цель нашей работы достигнута.
Список использованных источников и литературы.
1. https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=578
2. https://www.prlib.ru/history/619445
3. http://obrmos.ru/go/go_kad/Articles/go_kad_art_kad_obr.html
4. http://www.eco-fregat.narod.ru/kodex.htm