Священнослужители церкви Богоявления Господне 19века

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Священнослужители церкви Богоявления Господне 19века

Васильева  Т.В. 1
1Муниципальное образовательное учреждение «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Афанасьева  В.Г. 1
1Муниципальное образовательное учреждение «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Русь никогда не мыслилась вне православной веры, и судьба страны всегда зависела от нравственного состояния народа. Эту фразу дополню высказыванием священника Виталия Шаркова «Интересоваться историей Святой Руси полезно не только для ума, но и для сердца. Ибо эта история по своей поучительно-нравственной силе подобно могучему дереву с глубокими корнями, которые способны доставить нам воду чистую, питающую ум знанием, а сердце мудростью» [2].

Цель: изучение жизни и деятельности священнослужителей Моркинской церкви Богоявления Господне 19века, используя архивный материал.

Задачи:

1.изучить архивный материал музея истории школы, Государственного архива Республики Марий Эл и Национального архива Республики Татарстан;

2.выяснить роль священников в служении церкви и в жизни села;

3.составить библиографический сборник «Священнослужители церкви Богоявления Господне в 19веке»;

4.составить путеводитель «Деятельность священников храма» по архивным документам;

5.передать собранный материал в церковь Богоявления Господне.

Актуальность: тема церкви и веры особо актуальна в наше непростое время. Целый мир находится в подвешенном состоянии, подверженный влиянию неоправданного напора на нашу страну, и только искренняя вера поможет выстоять и найти силы для будущего.

Новизна: написание исследовательской работы по архивным документам Государственного архива Республики Марий Эл и Национального архива Республики Татарстан.

Что побудило написать данную работу? Общественность района и священнослужители Марийской епархии готовятся к 200летию нашего храма. И я хочу внести маленькую лепту в данное событие.

Форма работы:

1.просмотр архивных документов в музее истории школы и Государственного архива Республики Марий Эл;

2.встреча с настоятелем храма Отцом Леонтием;

3.переписка с потомком Якова Смирнова Михаилом Смирновым;

4.составление родословной фамилии Смирновых;

Исследования проводились теоретическим путем: первоначальное изучение литературы, школьного краеведческого материала, архивных документов, запись бесед при встречах, а затем практическим: анализ собранного материала и обработка материала (составление библиографического сборника и путеводителя) и подведение итогов исследовательской работы. Методическую помощь в работе с архивными документами оказывала руководитель.

Считаю, что тема о деятельности священников Моркинской церкви Богоявления Господне 19 века объемная, и я решила изучить более подробно только биографию Якова Андриановича Смирнова, основателя каменной церкви и церковно-приходского училища, родоначальника известных личностей, его потомков. Думаю, в дальнейшем продолжу свое исследование, так как в данной работе непочатый край.

Объект исследования – история храма Богоявления Господне и священнослужители в Морках, предмет - биография Смирнова Якова Андриановича.

Написать эту работу мне помогла литература по истории православия, и документы архивов. Первым делом я познакомилась с архивными документами, касающиеся храма Богоявления Господне, это «Ведомость Царевококшайского уезда села Морков Богоявленской церкви» за 1810, 1910 годы и «Клировые ведомости церквей г.Царевококшайска и Царевококшайского уезда Казанской епархии» за 19век. Материал для написания моего исследования был взят из школьного архива, приобретенный руководителем музея истории школы из Государственного архива Республики Марий Эл и Национального архива Республики Татарстан.

Люди, отдавшие жизнь за веру и Отечество

Общественность района и служители Марийской епархии готовятся к 200-летию церкви Богоявления Господне в Морках, который отмечается в 2019году. Отчет лет ведется от каменной церкви. Но, история основания церкви уходит в середину 18века, именно это время упоминается в архивных документах «Духовные исповедальные росписи церквей города Царевококшайска и Царевококшайского уезда Казанской епархии» за 18век.

Просматривая ежегодные источники документов за период 18века, было обнаружены две даты открытия церкви:1752 и 1766. 1766 год упомянут был в двух документах, в остальных-1752год. Чтобы убедиться в точности основания церкви, был просмотрен документ за 1755год, где был дан отчет работы основателя церкви Лазаря. Получается, что в прошлом 2017году нашей церкви деревянной постройки исполнилось 265лет. Но было принято решение Марийской епархии: отчет церкви вести от каменной, построенный в 1819году.

За 50лет существования деревянной церкви до начала 19века о ее деятельности в архивных документах указаны скудные строки. Только о 70-х годах 18века можно найти материал о церкви. Деревянная церковь была воздвигнута на месте, где сегодня расположена почта. В 1770году вместо Лазаря священником Моркинской церкви назначается выпускник богословского факультета Казанской духовной семинарии Андриан Трофимов. Церковь существовала на средства Андриана Трофимова. А в 1811 году Андриан Трофимов ушел в отставку по старости. На освободившееся место в марте того же года священником был назначен его сын, Яков Андрианов.

1.Яков Смирнов - священник, просветитель и надзиратель

Из архивных документов, взятые в Государственном архиве Республики Марий Эл и Национальном архиве Республики Татарстан, мы узнаем о пути служения Смирнова: «Яков Смирнов, не вдов, обучался в Казанской академии до класса поэзии. Во священники воспроизведен в1811году в марте в с.Арино» [9]. И в этом же году Яков Андрианов переведен священником Богоявленской церкви в Морки и начинает заниматься разносторонней общественной деятельностью. Архивный документ, что выше, и статья Степанова Аркадия Федоровича «Священник Яков Смирнов-основатель Моркинской школы» подтвердили: «Этому ему способствовали настойчивый и темпераментный характер, высокий ум и образованность»[12]. И к добавлению этому в Клировых ведомостях Богоявленской церкви села Морков написано «С 1815года марта месяца по 1820год июня 6 числа находился в Царевококшайском уезде депутатом» [9]. В 1817 году скончался протоиерей Богоявленской церкви Василий Семенович Смирнов. Узнав об этом, Яков Андрианов принимает фамилию Смирнов, чтобы увековечить память о протоиерее. В 1818году Яков Смирнов приступает к строительству каменной церкви на средства прихожан и свое жалование, так как ветхая деревянная церковь пришла в негодность. В документе сказано «В селе Морки церковь в деревянном здании во именовании Богоявления Господне без приделов вместо коей указом Казанской духовной консистории 1819 года дозволено построить вновь каменную, которая уже окончена, выштукарена и выбелена, покрыта вся железом и выкрашена» [9]. В 1819году было открытие каменной церкви /приложение 1/. В первое время было мало прихожан, так как в основном люди были язычниками, поэтому Смирнову приходилось проводить просветительскую работу среди населения села. В какой- то мере в этом сыграло церковно- приходское училище. Обращаясь к записи архивного документа «Циркуляры, предписания, отношения Правления Императорского Казанского университета» сказано «…желает просветить своих прихожан черемис, находящихся в умственной и религиозной отсталости» [14].

Когда из Казанской епархии в 1818году было предложено открыть при церкви церковно-приходское училище, Яков Смирнов занялся этим делом. Об этом я прочитала в записях из архивного документа «Циркуляры, предписания, отношения Правления Императорского Казанского университета». Открытие училища произошло в 1820году. В статье Степанова А.Ф. районной газеты нашла интересующую меня запись «В январе 1820 года Смирнов направляет рапорты смотрителю Царевококшайского уездного училища протоиерею Иону Билярскому и профессору Казанского университета надворному советнику Петру Кадырову с просьбой оказать содействие в строительстве здания для Моркинского приходского училища с двумя помещениями, удобными для учебных занятий» [12].

5августа 1820года Кадыров пишет начальнику «Его Преосвещенство Амвросий архиерей Казанский и Симбирский быть торжественное открытие Моркинского приходского училища и чтобы было все нужное и надо приучать детей к порядку, извещать население о поступление детей в Моркинское приходское училище». Далее Кадыров писал Иону Билярскому: «Открытие училища я полагаю совершить при Вашем участии 30 августа или 15 сентября сего года». Здание было построено на средства священника Смирнова, как обыкновенный дом, приспособив его под училище. В Книге входящих и исходящих по Царевококшайскому уезду за 1820год написано, что Яков Смирнов отдает на выстройку дома для училища 1250рублей. В статье «О приобретении книг училищу» данного документа отмечено, что Яков Смирнов жертвовал своими деньгами на книги.

По разным причинам организовать учебные занятия в 1820 году ему не удалось. Но не столько трудно было построить училище, сколько комплектовать его учениками и начать учебный процесс. Марийцы, будучи язычниками, с недоверием относились к учебе. Интересные данные нашла в статье Геннадия Айплатова, он пишет: «Кругом были черемисы, люди, избегающие просвещения. Русских деревень ближе семи верст нет, в самом селе Морки русских тоже нет, кроме православного духовенства», -отмечали учителя этого училища, работавшие в нем позже. Лишь год спустя, в 1821 г. были набраны первые ученики. Первый официальный документ о деятельности Моркинского приходского училища появился только в первом полугодии 1822 г. Вот его содержание: «Ведомость о состоянии Моркинского приходского училища, основанного на исходе 1820 года. Учитель – 1, учащиеся – 14 из них 11 – мужского пола, 3 – женского пола, 4 ученика закончили обучение похвально 14 апреля 1822 года. Иерей Яков Смирнов». Это было значительным событием в культурной жизни лесного и глухого Моркинского края, считавшегося «сердцем черемисских кереметей» [13]. Встал вопрос, кто же будет учить? В клировых ведомостях №494 за 22декабря 1822года дается согласие Якова Смирнова быть надзирателем Моркинского приходского училища, а дьякону Ивану Владимирскому - учителем. Владимирский был первым учителем училища, но недолго, в 1823году он умер, прожив всего 31год. А Якову Смирнову приходилось заниматься своими служебными делами.

Перед Смирновым оставались две главные задачи: обустройство церкви и просвещение прихожан. В середине 20годов 19века внутри храма производят побелку, монтируют печные трубы в стенах для отепления храма. На свои сбережения Яков Смирнов приобретает богослужебные книги и иконы, строится сторожка, устанавливают ворота и забор вокруг храма. Стараниями Смирнова храм приобретает красивый внешний вид, увеличивается число прихожан, и число учеников в училище. В 1827году Смирнов пишет прошение в Казанскую епархию о переводе учителя в Морки, отмечает, что приходится содержать храм и училище, к тому же оно не отапливалось. А далее в виду отсутствия учителя была просьба: о закрытии училища. Немедленно дается ответ: «…учителем Моркинского приходского училища назначить дьячка Алексея Моркова по ему чрезмерно Благочинного села, хоть и полагать объяснимо». Так 7 декабря 1828года в звании учителя был утвержден дьячок Алексей Александрович Морков. Но к занятиям приступили только в 1829году, так как Морков ждал рукоположения в дьяконы. Смотритель Царевококшайского уездного училища Иван Николаевич Юферев, пишет учителю Моркову «Яков Смирнов перемещается по Указу из Духовной Констистории в другое село. Принять от него училищное имущество, дом, книги, дело, опись...» [9]. Алексей Александрович Морков работал в училище до 1849года. Сегодня его потомки стали известными учителями.

2. Канул в лета…

В 1828году после прошения Смирнова, Казанская епархия снимает его с должности и переводит из Морков в другое село, на дьяческое место.

Штатный смотритель Юферев пишет в1829году что « бывший надзиратель Смирнов, переведенный в другое место по указу Святейшего Синода больше по учебной службе двигаться не должен» [9].

В рапорте находят причины о его переводе на другое место, об этом датируется в документе «Журнал поставленный при обозрении Моркинского приходского училища штатным смотрителем Царевококшайского уездного училища Юферевым 24июля 1828г., 29 января 1829г., 1829года».

В данном журнале при обозрении Моркинского приходского училища штатным смотрителем Царевококшайского уезда Юферевым 24июля 1828г. отмечено:

«1.штатный учитель прибыл в 11часов утра; 24 июля учения не было.

2.денежной суммы принадлежащих училищу не оказалось и не было…

5.училищных чиновников было двое, надзиратель священник Яков Смирнов, учитель дьякон А.Морков» [8]. Учитель Морков при обозрении не был. По объявлению надзирателя он отправился в Казань в департамент для предъявления своего согласия проходить возложенную на него должность и без жалования.

ПОЧЕМУ же все-таки увольняют Смирнова?

Возможно, одна из причин является то, что надзиратель отказался за свой счет содержать училище, то есть отапливать, нанимать сторожа и снабжать учеников учебным пособием. А определенный учитель дьячок Алексей Морков не согласен без пожалования проходить данную должность.

Другая причина послужила переводом то, что в 1827году при деревне Варангуж состоялось Всемарийское языческое моление. Священники моркинской церкви были обвинены в попустительстве его проведению, и во исполнение указа Священного Синода Яков Смирнов был удален с прихода, у него была отобрана «ставленая грамота». В архивном документе нахожу запись директора Казанского училища от 21мая 1829года, он пишет «…бывший надзиратель Смирнов, переведенный в другое место по указу Святейшего Синода больше по ученой службе двигаться не должен» [9].

Указом Казанской Духовной консистории Яков Смирнов был определен на «дьяческое место в церковь села Гусиха Спасского уезда Казанской губернии. Вместе служившего с Яковом Смирновым священника Лазаря Гумилевского перевести в село Лебяжье Лаишевского уезда Казанской губернии» [3]. Но какое-то время Яков Смирнов оставался в Морках.

В октябре 1828 года он направил прошение архиепископу Филарету (Амфитеатрову) с просьбой определить его на место причетника при Николо-Лянгуновской церкви города Казани на основании того, что в Казани у него обучаются два сына и он хотел бы иметь над ними постоянный родительский надзор и «с лучшим успехом доказать мое благоповедение ввиду моих начальников и оправдать во всем том, в чем якобы замечен со стороны правительства с худшей стороны». По-видимому, эта просьба была удовлетворена. Дальнейшая судьба Якова. Смирнова в настоящее время не известна.

В документах я искала истинные причины перевода, все-таки он много сделал для села в начале 19века. Жаль, нет фотографии Якова Смирнова, зная, что фотография появляется только со второй половины 19века.

Просматривая записи документов всего 19века, узнала, что в церкви служили немало священников- просветителей.

Нельзя не отметить семью Преображенских, Василий Павлович, служивший в середине 19века, затем его сын Ксенофонт Васильевич (приложение 2). Ксенофонт Васильевич был священнослужителем Богоявленской церкви и Законоучителем Моркинского мужского и женского училищ, Законоучителем и заведующим Моркинской церковно-приходской школы, преподавал закон Божий. Просматривая записи архивных документов за 1916год, Ксенофонт Васильевич за свой просветительский труд имел награды: грамоты, денежное награждение, скуфья, наперстный крест, камилавка, ордена.

Можно сказать, они оставил след на земле. Яков Смирнов и Ксенофонт Преображенский являются родоначальниками известных личностей с мировым именем.

Уместны здесь слова Гончарова «И этого всего потом из памяти и сердца нельзя выжить во всю жизнь; и не надо…»[1].

III.Заключение

Жизнь и деятельность Смирнова можно назвать настоящим подвигом. В результате, изучения и исследования архивных документов составила один раздел библиографического сборника «Жизненный путь Якова Смирнова» /приложение 3/. Он - депутат по Царевококшайскому уезду, основатель нового каменного здания церкви, основатель церковно-приходского училища, просветитель населения села и волости.

Результатом его служения в Морках была награда: грамота и бронзовый крест в ознаменование Отечественной войны 1812года, /приложение 4/, присланный Михаилом Смирновым. Из его переписки руководителя и Михаила Смирнова узнала «Если считать от отца Якова Адриановича, то я в восьмом поколении по прямой линии. Яков Адрианович приходится мне четырежды прадедом» [11] . О награде Смирнова за открытие в селе приходского училища свидетельствуют строки документа «29декабря1821года Всемилостиво пожалован за открытие в оном селе приходского училища фиолетовой бархатной скуфией» [9] /приложение 5/.

Таким образом, Яков Смирнов, как характеризовали его современники, был человеком незаурядным. Я думаю, не изгнание его должно, а почет.

Вместе с руководителем была составлена таблица «Деятельность священников храма» /приложение 6/, далее составлю путеводитель с одноименным названием.

Надеюсь, переданный материал в храм Богоявления Господне будет большим подспорьем для летописи.

Наша задача: найти последнее пристанище нашего земляка, просветителя Якова Смирнова и составить подробный сборник.

Список использованных литература и источников

Гончаров И.А. Фрегат «Паллада» («Через 20лет») - М.: Гос. Изд. географической литературы, т.1, 1957, 656с.

Религиозное издание. Святая Русь. Подросткам о Русской православной церкви. Составитель Б.Приказов,2007. Белорусский Экзархат, 2007.

Степанов Ф.А. История становления марийской национальной школы.- Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината.2008.-С.280+3вкл., стр.46.

Ведомость о состоянии учебного заведения за 1822 год. ГА РМЭ, ф. 97, оп. 1, д. 1, л. 71-72.

Государственный архив Республики Марий Эл. Фонд 97, опись 1, дело 49.

Документы о проведении нехристианского молебна в с.Морки. ГА РМЭ, фонд 165, опись 1, №186.01.12.1827.

Духовные исповедальные росписи церквей города Царевококшайска и Царевококшайского уезда Казанской епархии. ГА РМЭ, фонд 165, опись 1, дело № 20,1766г., стр.276.

Журнал поставленный при обозрении Моркинского приходского училища штатным смотрителем Царевококшайского уездного училища Юферевым 24июля 1828г., 29 января 1829г., стр.25,ГА РМЭ, фонд 97,опись1.

Клировые ведомости церквей города Царевококшайска и Царевококшайского уезда Казанской епархии. ГА РМЭ, фонд 165, опись 1, №127,1821г.,стр.35.

Книга входящих и исходящих по Царевококшайскому уезду за 1820год, стр.127,

Переписка Афанасьевой В.Г.с Михаилом Смирновым. 24 марта 2016,

Степанов А. Священник - Яков Смирнов - основатель школы./ А.Степанов//Морко мланде.-1995.-24ноября.

Статья Г.Айплатова «Первые моркинские школа и учителя» в республиканской газете Марийская правда» от 7 октября 1989г.

Циркуляры, предписания, отношения Правления Императорского Казанского университета /об открытии Моркинского приходского училища/. ГА РМЭ, фонд 97, опись 1, ед.пр.1.29.11.1818-14.02.1824.на 141листах.

Приложение

Библиографический сборник «Священнослужители церкви Богоявления Господне в 19веке»;

Рисунок «Скуфья»;

Таблица «Деятельность священников храма»;

Фотографии:

фото 1«Церковь Богоявления Господне в Морках»;

фото 2 «Ксенофонт Преображенский»;

фото 3«Наперстный бронзовый крест»;

Приложение

Приложение 1

Фото 1.Церковь Богоявления Господне в селе Морки. 19век

Фотография передана в дар музею истории школы

Борисовой Любови Николаевной, учителем школы,

ныне на заслуженном отдыхе

Фотография хранится в музее истории школы

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

Фото отсканировано Васильевой Татьяной,

обучающейся 10 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

в январе 2018г.

Приложение 2

Фото 2. Ксенофонт Васильевич Преображенский.~80-90гг.19в.

Преображенский-просветитель, учитель Моркинской школы с 1877г.

Подлинник находился в Моркинской средней школе.

Отсканированное фото находится в музее истории школы

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

Приложение 3

Библиографический сборник

«Священнослужители церкви Богоявления Господне в 19веке»

периоды жизни

Родители:

Отец- Андриан Трофимов1745 года рождения, родом из села Арино Царевокошайского уезда Казанской губернии. Выпускник новокрещенской школы при церкви Захария и Елизаветы в г. Казани. Учился на богословском факультете Казанской духовной семинарии. В 1770 году был назначен священником Моркинской церкви. В 1773 году женился. Дети: Евдокия (1775), Федор (1776), Яков (1778), Татьяна (1786) и Наталья (1790). В 1811 г. священник Андриан Трофимов ушел в отставку по старости.

Мать- марийка Анна Осипова, 1752года рождения. В 21год вышла замуж за Андриана Трофимова. 5 детей.

Детство и отрочество

Яков, 1778года рождения, диаконский сын. Родился в селе Морки Царевококшайского уезда Казанской губернии В 1796 году Иаков Трофимов поступил в Казанскую Духовную семинарию (с 1797 года — Духовная академия), которую окончил с отличием в 1801 году.

Служебная лестница

1 ноября1801 года он был рукоположен во диакона и получил назначение в Свято-Никольскую церковь села Никольское-Кукмарь Казанского округа. 13 мая 1803 года по личному прошению отец Иаков был переведен в церковь Рождества Христова села Арино Царевокошайского уезда Казанской губернии, а в марте 1811 года, после ухода иерея Андриана Трофимова за штат, был рукоположен во священника и переведен в храм села Морки.

1811-1828гг.

служба в Морках

1817-1819гг.

В Морках отец Яков сдружился с протоиереем Казанского Владимирского собора Василием Семеновичем Смирновым, который скончался в 1817 году. Узнав об этом, ради памяти друга, батюшка принял фамилию Смирнов, так он именуется в документах после 1819 года.

С марта 1815-го по июнь 1820 года

священник Иаков Смирнов- депутат по Царевококшайскому уезду, занимал и другие общественные должности

1811-1828гг.

строительство трехпрестольного каменного храма Богоявления Господне

вместо ветхой деревянной церкви, построенная в 1752 .

С 1818г.

строительство здания для Моркинского приходского училища

1820г.

Открытие Моркинского приходского училища

В 1821 году

священник Иаков Смирнов - надзиратель училища

23августа 1828г.

Указом Казанской Духовной консистории был определен на «дьяческое место» в церковь села Гусиха Спасского уезда Казанской губернии.

В октябре 1828 года

Яков Смирнов направил прошение архиепископу Филарету (Амфитеатрову) с просьбой определить его на место причетника при Николо-Лянгуновской церкви города Казани

 

награды

1812г.

бронзовый крест на Владимирской ленте с памятной надписью «1812 год»

29 декабря 1821 г.

за открытие в Морках приходского училища отец Иаков был награжден скуфьей

   

раздел 1. «Жизненный путь Якова Смирнова»

Составители:

Васильева Татьяна, обучающейся 10 класса

Афанасьева Валентина Георгиевна ,учитель истории

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

в январе 2018г.

Приложение 4

Фото 3.Бронзовый крест на Владимирской ленте с памятной надписью «1812 год»

Отсканированное фото прислал Михаил Смирнов в январе 2018г.

Фотография хранится в музее истории школы

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

Приложение 5

Скуфьея

29 декабря 1821 г. за открытие в Морках приходского училища

Яков Смирнов был награжден скуфьей

Рисунок взят на сайте Интернет-сети

Приложение 6

Деятельность священников храма Богоявления Господне

год

имя

год рождения

место рождения

национ-ть

сан

1752

Лазарев

       

1770

Андриан Трофимов

1745

Арино

 

священник

1784

Лазарь Прокопьев

       
 

Василий Смирнов

       

1811

Яков Андрианович Смирнов

1778

   

священник

1829

Алексей Александрович Марков

 

Морки

 

дьяк

30.04.1877

Ксенофонт Васильевич Преображенский

1842,

Морки

русский

1897-протоиерей

1877

Федор Аскритович Разумовский

 

Казань

 

диакон1878-псаломщик

1885-штатный диакон

1892

Михаил Гавриилович Спасский

 

С.Новое Чурилино Мамадыжского уезда

 

псаломщик

1902

Александр Феодорович Протодиаконов

 

Азаново

 

св

С1902до 1924

Владимир Маркович Модин

     

Пс,д

1924

Иосиф Егоров

 

Морки

мари

иерей

1900

Евгений Константинович Краснов

 

Казань

 

псаломщик

1906

Ксенофонт Феофанович Феофанов

 

Д.Зайцевка Казанского уезда

 

псаломщик

1910

Семеон Антонович Азановский

     

священник

 

Лазарь Прокопьевич Гумилевский

1885

   

священник

 

Василий Николаевич Гусев

1894

   

священник

 

Матвей Афанасьев

1878

Морки

 

дьякон

 

Андрей Иванов

1896

с. Пестрецы

 

дьячок

 

Павел и Александр Кандалинские

       
 

Федор Андрианов

1875

морки

 

пономарь

 

Петр Иванов

1872

Морки

 

пономарь

 

Семен Альпидовский

     

пономарь

 

НиколайТимофеев

1900

Морки

 

дьячок

 

Алексей Александров

1901

Морки

 

дьячок

1992

Сергей Митченко

 

Ульяновск

   

1995

Леонтий Климентьевич Очетов

 

Волжский р-н

   

Таблица составлена Васильевой Татьяной, обучающейся 10 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п. Морки Республики Марий Эл 14.02.2018г.

Таблица находится в музее истории школы класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п. Морки Республики Марий Эл

Просмотров работы: 207