Операция «Вундерланд»

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Операция «Вундерланд»

Силичев  Р.П. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 14 управления, экономики и права
Беседина  Е.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 14 управления, экономики и права
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В современное время армия России укрепляет свои позиции в Арктике. В.В.Путин в феврале 2017 года , ещё раз заявил о необходимости укреплять рубежи на границах, а особенно в Арктике и на Востоке. Могут задавать вопросы - зачем? Ведь территория сурового климата. В своё время руководство Советского союза недооценило стратегическое положение Арктики. Думая, что враг не пойдёт в эту зону вечного льда. В своей работе мы хотели рассказать о событиях которые произошли на Севере, о просчётах Советского правительства , о героическом подвиге народа, который не дал врагу захватить Арктику в годы Великой Отечественной войны.

Целью работы является обобщение материала о операции «Вундерланд».

Задачи: -найти материал о Северном морском пути в годы Великой Отечественной войны;

- выяснить что такое Северные конвои;

- рассмотреть подробно германскую военную операцию «Вундерланд»;

- обобщить найденный материал и оформит работу.

В своей работе я использовал интернет ресурсы. На сайте Военная литература представлены книги: Брайана Скофилда «Русские конвои», посвященная истории легендарных полярных конвоев (сентябрь 1941–1945 гг.) и работа британского историка о событиях, происходивших у северного побережья Европы при проводке полярного конвоя PQ-18.В них очень подробно рассказывается о северных конвоях, о дипломатических взаимоотношениях между СССР и Великобританией о поставке товаров через Северный Морской путь. В статье Стратегическая оборона. 1941—1942 гг.Подвиг в Арктике и в книге «Красноярск-Берлин», электронной версией которой я пользовался, статье ««Страны чудес». Героическая оборона Диксона от гитлеровцев» из газеты «Аргументы и факты», приводятся данные о операции «Вундерланд» и битве за порт Диксон. В работе П.Жукова «Ледовое побоище »на острове Диксон приводятся воспоминания участников битвы за Диксон. В мемуарах Папанин И.Д. «Лёд и пламень», вспоминает о том, как защищался и работал порт Мурманск, о организации конвоев и их разгрузке, есть небольшие сведения о битве за Диксон. В работе “Operation Wunderland. August 1942»., немецкий историк, анализирует события в августе 1942 года, рассказывает о судьбах моряков с «Сибярикова» оставшихся в живых, о планах Германии до начала войны с СССР. В результате соспоставления данных из разных источников я смог выяснить точный ход событий и просчеты нашего командования.

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ

Северный морской путь (СМП) — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком.

После строительства в Норильске металлургического завода, в 1937 году построили 114 -километровую железную дорогу, которая связала Дудинку с Норильском. Тем самым было положено начало вывозу через порт по Северному морскому пути стратегически важных для страны цветных металлов. В обратном направлении, также через СМП, шли строительные материалы и горное оборудование. Не менее важную роль играл и остров Диксон, в 1941 году был построен главный причал морского порта Диксон. В годы Великой Отечественной войны еще более возросло значение Северного морского пути. Начальник Главсевморпути, а с 1941 года уполномоченный Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Севере Папанин И.Д. в своей автобиографической книге «Лед и пламень», вспоминает как была организована работа СМП. В начале 1942 г. с введением в строй железнодорожной ветки Беломорск-Обозерская основным пунктом разгрузки конвоев стал Мурманск. Порт Мурманск обстреливался и подвергался авианалётам периодически и там были размещены для обороны и охраны авиация 14-й армии и Северного флота. В городе были созданы местные отряды ПВО. Но территории отдалённые от линии фронта, такие как Диксон не считали нужным укреплять, а наоборот нарком Военно-Морского Флота адмирал Кузнецов в начале 1942 года издал приказал о демонтаже батареи. Когда Папанин И.Д. попросил оставить пушки на Диксоне, в ответ услышал, что «эти пушки нужнее на передней линии обороны, а у вас они год без пользы стоят.» И штаб Северного флота прислал на Диксон отряд артиллеристов-монтажников, подогнал туда СКР "Дежнев" и баржи, и моряки начали готовить пушки к отгрузке. [1]

Между тем Германия начала проявлять интерес к Северному морскому пути задолго до начала войны с Советским Союзом. В октябре1939 года, сразу после подписания советско-германского договора о ненападении, советское правительство разрешило немцам создать военно-морскую базу к западу от Мурманска, для развития и защиты возможного морского пути между Германией и Японией, а также для поддержки немецкой военно-морской деятельности в западной Арктике. База «Basis Nord» функционировала до 5 сентября 1940 года, когда глава Kriegsmarine, адмирал Раедер, решил перенести главную немецкую военно-морскую базу на территорию недавно оккупированной Норвегии. Однако закрытия «Basis Nord» не последовало. Даже в июне 1941 года на ней находилось более 100 законсервированных тракторов и грузовых автомобилей, сотни тонн взрывчатых веществ, а также консервы, предназначавшиеся, для передислоцированного из немецкого Gebirgsjäger, батальона горной пехоты, задачей которого был захват Мурманска и всего Кольского полуострова. [2] По плану "Барбаросса" фашисты предусматривали захват западного Заполярья, оккупацию Мурманска и Архангельска. После провала блицкрига и наступления на Москву германское командование осознало значение северного маршрута как важнейшей коммуникации, связывавшей СССР с его союзниками. На Север были переброшены крупные соединения флота и авиации, и с весны 1942 г. началась планомерная война с союзными конвоями. Нацисты придавали большое значение приостановке поставок . Они построили серию мощных бомбардировочных и боевых баз на побережье Норвегии. В норвежских шхерах они нашли защищенные естественные базы для своих подводных лодок и надводных рейдеров. [3]

ОПЕРАЦИЯ «ВУНДЕРЛАНД»

С 5 мая 1942 года была начата разработка спецоперации, благодаря которой немцы надеялись помешать перемещению судов по океанской трассе, что привело бы к прекращению поставок для фронта и тыла в Арктике. Спецоперация получила кодовое название «Вундерланд». В начале июля 1942 года было уничтожено 24 транспортов конвоя PQ-17, а в сентябре 13 судов конвоя PQ-18.[4] Сама вероятность союзных поставок западными арктическими маршрутами была поставлена под сомнение, во всяком случае на протяжении арктического дня. Успех разгрома конвоев воодушевил немцев, и они активизировали подготовку операции «Вундерланд». В контексте долговременных проектов, операция «Вундерланд» рассматривалась как предшествующий шаг установления полного контроля над западной частью русской Арктики, включающий операции «Двойной удар» («Doppelshlag»— патрулирование полярных морей), «Повелитель» («Tzar»— добыча полезных ископаемых), «Вундерланд-2» (исследования). Управлять подготовкой и проведением операции «Вундерланд» было доверено адмиралу Хуберту Шмундту. Разгромив конвои, немецкие корабли могли атаковать ключевые порты Северного морского пути, повреждая портовую и иную инфраструктуру и эффективно парализуя всё движение в арктических водах.

Но из-за недостаточности разведданных проектировщикам, как правило, приходилось опираться на собственные догадки, как оказалось не совсем правильные. Кроме этого Шмундт был вынужден минимизировать масштаб операции. Два корабля, которые должны были участвовать в операции не смогли этого сделать и единственным кораблём оказался «карманный линкор»-«Адимирал Шеер». Для операции были зарезервированы 7 подлодок основная задача их была в отвлечении советских сил ВМФ из Карского моря.

Операция началась 27 июня 1942 года, когда произошло нападение подводной лодки на на Малые Кармакулы, около залива Белушья Губа. 1 августа на торговое судно «Крестьянин». Три подводные лодки в начале августа вошли в Карское море, чтобы привлечь как можно больше внимания и отвлечь командование Северного флота от прогнозируемых основных событий в Карском море и проливе Вилькицкого. 17 августа, в 7.00, в 2 милях от северного берега острова Матвеев, неподалеку от западного входа в пролив Югорский Шар, U-209 заметила медленно передвигающиеся суда, караван НКВД, осуществлявший транспортировку 300 заключённых в лагеря ГУЛАГа норильской концентрации. Подводная лодка торпедировала беззащитные суда. Всего из 328 человек были спасены 23. Никто из заключённых и охранников не уцелел. Несколько ошеломляющих нападений и наглых демонстраций немецких подводных лодок побудили командование Северным флотом укрепить защиту берега Белушьей Губы артиллерийскими батареями с Диксона. Немецкая стратегия отвлечения русских войск из Карского моря сработала, так как и была задумана.

15 августа немецкая подлодка U 601, находившаяся у Новой Земли, передала в штаб сводку о состоянии льдов. Она оказалась благоприятной, что позволило 16 августа крейсеру «Адмирал Шеер» начать поход к базам Северного морского пути. В районе острова Медвежий немецкий корабль встретил одиночное советское судно. Капитан «Шеера» приказал сменить курс, чтобы не провалить операцию.

К вечеру 18 августа немцы вошли в Карское море. 21 августа, когда «Шеер» преодолевал рыхлый лед, поступило сообщение от самолета-разведчика об обнаружении конвоя. Началась охота за ним. Но капитан не совсем рассчитал ледовую обстановку и самолёт-разведчик передал ему неверную информацию о направлении конвоя. В результате конвой успел удалиться на значительное расстояние.

В это время разведка Великобритании сообщала командованию СССР о том, что замечены движения немецкого флота. Кроме этого на поиски немецких кораблей 23 августа в Кольский залив вышел американский тяжелый крейсер «Тускалуза» со свитой из пяти эсминцев. Однако советское командование не выразило особой заинтересованности в американской эскадре у своих берегов, и спустя двое суток она отправилась в порт Великобритании. А 24 августа крейсерский самолет «Арадо» заметили на полярной станции на острове Гейберга (архипелаг Норденшельда), о чем сообщили в штаб морских операций в западном секторе Арктики. Полярники достаточно точно описали внешний вид самолета, который не мог соответствовать ни одному советскому. Однако никакой реакции со стороны военных не было. Тем временем крейсер шел дальше,утром 25 августа вернувшийся с разведки гидросамолет «Арадо» неудачно сел на воду и был разбит. Происшествие с самолетом убедило немецкого капитана в том, что продолжать погоню нет никакого смысла, Меендсен-Болькен повернул крейсер в обратном направлении — на запад, к Диксону. В 11 часов тяжелый корабль прошел архипелаг Норденшельда и приблизился к району острова Белуха. И здесь «Шеер» встретил свою первую добычу — ледокольный пароход Главного управления Северного морского пути «Александр Сибиряков»

БОЙ «СИБИРЯКОВА»

24 августа пароход «Александр Сибиряков» вышел из порта Диксон с 349 тоннами груза для полярных станций на Северной Земле и сооружения новой станции на мысе Молотова. На его борту было больше 100 человек, в том числе команда, артиллеристы и полярники. В этот же день немецкая подлодка U 601 потопила северо-западнее Диксона советский пароход «Куйбышев», а утром 25 августа другая субмарина — U 255 — обстреляла одну из метеостанций — на мысе Желания. Полярники отправили в эфир сообщения о нападении, проинформировав, что рейд совершала именно подводная лодка. Однако никакой информации о возможной встрече с немецкими кораблями до «Сибирякова» не дошло. Именно поэтому произошедшее в 13 часов 17 минут 25 августа было неожиданностью.

Немцы могли открыть огонь сразу и быстро затопить старый ледокол, но им нужна была информация о ледовой обстановке и движении конвоев, которую мог ли бы получить от русских. Крейсер повернул в сторону ледокола, чтобы затруднить опознание своего силуэта, и определил себя как USS Tuscaloosa, подняв флаг американского флота. Но связист «Александра Сибирякова» принял название судна не как USS Tuscaloosa, а как японское Siuasima. С ледокола на Диксон отправили радиограмму, что неизвестный крейсер поднял американский флаг и быстро приближается. Диксон тут же ответил, что никаких американских или японских кораблей в этом районе нет, судно может быть только фашистским рейдером, и «Александр Сибиряков» должен действовать в регламенте боя. Немцы,проверяя сообщения с парохода, сразу поняли, что их рассекретили и потребовали незамедлительно прекратить радиопередачи. Не получив никакого ответа, на Admiral Scheer подняли флаг ВМФ Германии и приказали ледоколу остановить машину. 5 У «Сибирякова» находилось лишь четыре пушки (две 45-мм и две 76-мм) да несколько зенитных пулемётов, у него напрочь отсутствовала броня. Ведя огонь по крейсеру и прикрываясь дымовой завесой, «Александр Сибиряков» полным ходом шёл к острову Белуха. Капитан корабля Анатолий Качарава пытался выиграть как можно больше времени, чтобы спасти экипаж и пассажиров парохода. Но крейсеру хватило четырёх выстрелов что бысправиться с ледоколом. В 14 часов 05 минут связь с «Сибиряковым» прервалась. В это время шифровальщик Михаил Кузнецов по приказу капитана уничтожил все секретные документы, находящиеся на борту. В 15:00, «Александр Сибиряков» был затоплен своим экипажем. Всё ещё надеясь получить необходимую информацию, немцы решили захватить выживших и спустили спасательный катер, который приблизился к шлюпке с уцелевшими русскими. Некоторые моряки отказались быть спасёнными немцами и прыгнули за борт, оставшись в ледяной воде. Несколько немцев прыгнули в лодку и, избивая прикладами, заставляли выживших перейти на борт немецкого катера.Но спасенные моряки либо не располагали необходимой информацией, либо отказывались от всякого сотрудничества с противником. Как только с ледоколом было покончено, «Шеер» взял курс на остров Диксон, находящийся поблизости от побережья Красноярского края.

К утру 26 августа к советским военачальникам пришло осознание того, какую опасность таит в себе поход немецкого корабля. В 1 час 40 минут радиостанция на мысе Челюскин сообщила о крейсере противника, идущем на восток. В 14:30 начальник СМП И.Д. Папанин связался со штабом Северного флота и в резкой форме потребовал выслать морские бомбардировщики для уничтожения немецкого корабля. Нарком ВМФ Николай Кузнецов распорядился усилить наблюдение на трассе СМП, а также установить жесткий контроль за движением всех морских торговых судов. Вечером 26 августа в Диксон было решено перебросить 10 самолетов МБР-2.

БИТВА ЗА ДИКСОН

На острове Диксон помимо порта, поселения и складов, находился очень важный объект – штаб морских операций в Западном секторе Арктики. Капитан «Шеера» хотел отправить туда взвод из 180 солдат, чтобы захватить карты и получить полную информацию об обстановке в том секторе. План внезапного появления был сорван из-за битвы с «Сибиряковым».Пока «Шеер» двигался к острову, там готовились к его встрече. Выгружались снаряды, уже размещенные на бывшем «Дежневе». Были созданы отряды ополченцев, располагавшие несколькими пушками, пулеметами, ручными гранатами, пистолетами-пулеметами и винтовками Мосина. Синоптик Вячеслав Фролов и гидролог Михаил Сомов отправились вглубь острова, унеся с собой все важные документы. Также они получили задание – в случае высадки немцев все бумаги уничтожить. В тундру были эвакуированы женщины и дети. В рекордно короткие сроки была восстановлена береговая батарея. Её демонтировали незадолго до появления немцев и хотели переправить на Новую Землю, где возводилась новая военно-морская база. Более того, загруженный корабль уже отправился по запланированному маршруту, но, получив сигнал с «Сибирякова», вернулся обратно. Полярникам пришлось защищаться лишь тремя батареями, в которые входили 45-мм, 130-мм и 152-мм орудия. Причём было их по два на каждую из линий. Пушками располагали и два судна – «Революционер» и «СКР-19» (Дежнев).

Очертания «Шеера» стали различимы 27 августа в 1час 05 минут. Как только дозорные сообщили об этом командованию, в посёлке прозвучала боевая тревога. В 1:37 на «Адмирале Шеере» заметили СКР-19 и «Революционер». На этот раз немцы открыли огонь сразу, рассчитывая быстро потопить советские корабли и войти в гавань. В ответ заработали 76-миллиметровые пушки СКР-19, корабль умело маневрируя, выставив дымовую завесу, двинулся поперек курса крейсера в бухту Самолетная, где он мог бы выйти из-под огня тяжелых орудий. Но далеко сторожевик уйти не смог — немцы в течение 10 минут сумели сделать несколько прямых попаданий в корабль 150-миллиметровыми снарядами. В корпусе СКР-19 образовались две большие пробоины, погибли шесть моряков, еще 21 получил ранение. В 01:46 сторожевой корабль сумел выбраться из сектора обстрела, однако полученные повреждения привели к тому, что он сел на грунт в мелком месте.За время боя его артиллеристы выпустили по врагу 35 снарядов, но нанести заметных повреждений врагу не смогли. Около 1:50 «Шеер» перенес огонь на «Революционера ». Пароход, несмотря на дымовую завесу, получил два прямых попадания. На палубе вспыхнул пожар, были разрушены каюты, штурманская и рулевые рубки. Судно так и не снялось с якоря, а значит, не могло уйти в спасительную Самолетную бухту. В этот момент заговорила береговая батарея № 569. Большинство залпов проводилось «на глаз», поскольку почти на всех пушках отсутствовали дальномеры. «К немалому удивлению, внезапно открыла огонь береговая батарея 150-миллиметровых пушек. Вследствие этого от высадки десанта пришлось отказаться», — писал впоследствии капитан немецкого корабля. Опасался он и другого. Крейсер можно вывести из строя прямым попаданием. Где ремонтироваться? Норвегия слишком далеко. Если не добьют полярники с Диксона, то от подкрепления точно не скрыться. Поразмыслив немного, Вильгельм Меендсен-Болькен отдал приказ на дымовую завесу и задний ход. Как только крейсер оказался на безопасном расстоянии, капитан отдал новое распоряжение – расстреливать всё, что находится в пределах досягаемости корабельных орудий. А это: и метеостанция, и склады, и радиоцентр, и многое другое. «Шеер» выпустил порядка четырёх сотен 280-мм снарядов, нанеся Диксону серьёзные повреждения. И только после этого крейсер растворился в дымовой завесе.[6]Утром 28 августа, отойдя к району Земли Франца Иосифа, крейсер получил радиограмму из немецкого штаба «Адмирала Арктики». В ней предписывалось начать отступление на базу в Норвегии 29 августа, но при этом совершить еще один рейд в Карское море — в направлении острова Белый. Капитан Меендсен-Болькен считал, что в штабе не понимают ситуации и операцию надо прекратить. В конечном счете его доводы были восприняты, и к вечеру 28 августа крейсер начал отход. Советские корабли и самолеты не преследовали противника. 29 августа «Адмирала Шеера» встретили три немецких эсминца, в сопровождении которых он и вернулся на базу. Так закончилась операция «Вундерланг»

ВЫВОД

В результате работы были обобщены данные о Северном морском пути, который играл большую роль в годы Великой Отечественной войны для поставок конвоями товаров и продовольствия в помощь СССР. Подробно рассмотрели операцию «Вундерланг», попытку прекратить движение по Северному морскому пути и сделать первый шаг к захвату Арктики.

Потерь можно было бы избежать, если бы командование начало действовать когда Британское адмиралтейство посылало в Москву сообщения, в которых говорилось об угрозе со стороны немецкого крейсера. И в теории «Сибиряков» мог обзавестись полноценной охраной и не погибнуть в неравном бою. Могли помочь и корабли США. И только героические действия наших матросов, капитанов и простых людей, остановили немцев от дальнейших реальных посягательст на территорию Советской Арктики.

Что бы такого не повторилось необходимо готовить оборону и укреплять границы Арктики заранее.

ИСТОЧНИКИ

1. Жуков П. «ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ» НА ОСТРОВЕ ДИКСОН "Совершенно секретно" Ноября 2015 URL: http://www.sovsekretno.ru/articles/id/5166

2. «Страны чудес». Героическая оборона Диксона от гитлеровцев Статья из газеты: «АиФ на Енисее» №35 (1816) 27/08/2015 URL: http://www.krsk.aif.ru/gazeta/number/20033

3. Два конвоя: PQ-17 и PQ-18: Сб. / Пер. с англ. А. Г. Больных. — М: ООО «Издательство ACT», 2004 URL: http://militera.lib.ru/h/smith_p3/index

4. Скофилд Б. Русские конвои / Пер. с англ. А. Г. Больных. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003 URL: http://militera.lib.ru/h/schofield/index.html

5. Красноярск- Берлин URL: http://pobeda.krskstate.ru/oborona/part2_17

6. Северные конвои. Исследования, воспоминания, документы: cборник. — Архангельск, 1991. URL: http://militera.lib.ru

7. Папанин И.Д. Лёд и пламень. URL: http://antarctic.su/books/item/f00/s00/z0000050/index.shtml

8. Морозов М.Э. Операция «Вундерланд» URL: http://www.navycollection.narod.ru/index.

9. Папанин И.Д. Лед и пламень //http://antarctic.su/books/item/f00/s00/z0000050/index.shtml

10 Operation Wunderland. August 1942»// http://диксония.рф/doku.php?id=%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0:operation_wunderland

11 Р. Стеттиниус.Поставки для Советского Союза // СЕВЕРНЫЕ КОНВОИ Исследования, воспоминания, документы . Архангельск. 1991

12Два конвоя: PQ-17 и PQ-18: Сб. / Пер. с англ. А. Г. Больных. — М: ООО «Издательство ACT», 2004 URL: http://militera.lib.ru/h/smith_p3/index

13 Морозов М.Э. Операция «Вундерланд» URL: http://www.navycollection.narod.ru/index.

14 Павел Жуков. «ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ» НА ОСТРОВЕ ДИКСОН. //http://www.sovsekretno.ru/articles/id/5166

Просмотров работы: 164