С надеждой на будущее

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

С надеждой на будущее

Романова  Л.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
Грицевич  М.Ю. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Листая Прошлого страницы,

Мы Будущее ...создаём...

И старых фото вереницы

Пока мы живы... бережём!

Введение

Уходят из нашей жизни близкие и дальние родственники, вместе с ними уходит и бесценная информация о событиях, свидетелями которых они были, всё то, что они знали о жизни старших поколений.

Когда рассматриваю старые документы, фотографии, мне кажется, что прикасаюсь к самой Истории. Ни в одном учебнике об этом не прочтешь и не узнаешь. Многие события прошедших лет становятся ближе и понятнее. Мои предки, оказывается, вместе со своей страной прошли через все испытания: радости и беды, войны и репрессии. Узнав подробнее историю своей семьи, начинаю лучше понимать историю России. Всем нам хочется ощутить себя частицей чего-то большого, важного. Так оно и есть на самом деле – из судеб отдельных людей складывается история семьи, рода, страны.

Цель моей работы: узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.

Задачи:

    •  

проследить важные моменты в истории моей родословной;

    •  

описать моменты из жизни моих родственников, наиболее ярко характеризующие их;

    •  

установить связующую главную нить между всеми поколениями моей родословной.

Объект исследования: родословная моей семьи.

Предмет исследования: судьбы членов семьи, фотографии, хранящиеся в нашей семье.

Методы исследования:

 

Опрос родственников.

 

Изучение архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода.

 

Анкетирование.

Основная часть. 1. Анкетирование

С целью изучения отношения обучающихся, родителей и педагогов к проблеме поиска родственных корней мы провели анкетирование. Предлагали ответить на такие вопросы:

 

Составляли ли в Вашей семье родословную (генеалогическое древо)?

 

Интересуетесь ли Вы своей родословной?

 

Знаете ли Вы фамилии, имя, отчество

бабушек, дедушек;

прабабушек, прадедушек;

прапрабабушек, прапрадедушек.

 

Считаете ли Вы, что человеку необходимо знать свою родословную?

По итогам мы выяснили, что большинство участвовавших в анкетировании интересуются своей родословной (88% родителей и педагогов и 62 % обучающихся). Но родословную составляли лишь 64 % анкетируемых. Фамилии, имена и отчества бабушек и дедушек не смогли назвать 14 % обучающихся. 96% родителей и педагогов назвали полные имена прабабушек и прадедушек, 82% - прапрабабушек и прапрадедушек. 98% опрашиваемых подтвердили необходимость знания своей родословной.

Недаром говорят, что незнание истории своей семьи, своей родословной – это неуважение к своим корням. А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».

2. Старая фотография

Семейные фотографии — это история рода, которую обязательно нужно сохранить. Пожелтевшие снимки можно рассматривать бесконечно, замечая все новые детали, угадывать по взгляду характер прадеда, а по фасону платья замечать, что прапрабабушка-то была модницей.

Старинные фотографии всегда завораживают. А ведь за ними стоят судьбы давно ушедших людей.

Любая девушка мечтает, что в один прекрасный день она наденет роскошное свадебное платье. А на старых фотографиях можно рассмотреть свадебные платья не только наших мам, но и бабушек, прабабушек, прапрабабушек.

В нашем семейном фотоальбоме хранится старая фотокарточка (см. Приложение 1). Её размер 13, 5x 8, 5. Сделан снимок в Германии, в фотоателье Крегелох города Дортмунда предположительно в 1920-1922 годах. На ней мои прапрабабушка и прапрадедушка в свадебных нарядах. Они стоят в центре фотографии: Дрегерт Адельфина Карловна (1901 г.р.) и Дрегерт Август Экхардович (1900г.р.). Рядом с ними их друзья, свидетели счастливого события. Их имена нам неизвестны.

Фотоаппаратура в начале 20 века была громоздкая и тяжёлая. Чтобы сделать снимок, молодожёнам и свидетелям надо было самим отправляться в фотоателье. Они могли сделать это и не в день свадьбы, а чуть позже.

Двадцатые годы двадцатого века. Европа приходила в себя после военных лет первой мировой войны. В 1921 году состоялся первый в мировой истории конкурс красоты. А в конце десятилетия состоялась первая свадьба, на которую невеста (британская актриса) надела брюки. В моду вошли гонки на автомобилях и полеты на аэропланах.

Самым вызывающим нововведением этого времени стали открытые ноги у женщин. Начали производить шелковые прозрачные чулки телесного цвета и элегантные остроконечные туфли с большим вырезом.

Посмотрите на свадебную фотографию. Двадцатые годы только начинаются, но платье у прапрабабушки уже укорочено, модная тенденция налицо. Особое внимание уделяется аксессуарам. Перчатки и головной убор являлись главным атрибутом женского наряда. До 1920 годов женщина не могла появиться на улице без шляпки.

На волосы невесты наброшена фата, поверх фаты надет венок из искусственных цветов. Стиль так носить фату с венком напоминает облегающие шляпки-котелки, которые натягивались низко, на самый лоб, и были тогда модными.

Мужчины на фотографии одеты в однобортные пиджаки с приталенным силуэтом и узкими плечами, свободными в груди и облегающими в бёдрах.

Сорочки имеют съемные жестко накрахмаленные воротнички. Такие воротнички всегда были белыми, даже если рубашка была цветная. Воротник рубашки скреплялся галстучной булавкой, которая удерживала галстук от смещения. Галстук – бабочка белого цвета, что подчёркивает торжественность момента. Такой мужской костюм выйдет из моды только к концу 20-х годов.

После Первой мировой войны основным видом мужской обуви стали туфли. А самой популярной моделью мужских туфель были «оксфорды», которые мы видим на свидетеле. Эта модель обуви вернулась в моду в наше время.

3. Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего

Вскоре молодая семья покидает Германию и приезжает в СССР, в Киевскую область, где уже жили их родные.

С XVIII века в Россию активно приглашали иностранных учёных, деятелей искусства, многие из них были немцами. Петр Великий привлек в свое окружение много талантливых людей этой национальности. Его потомки, основываясь на опыте великого предка, также поручали немецким специалистам ответственные посты в дипломатии, управлении и армии.

В XVIII же веке по приглашению Екатерины II (манифест от 4 декабря 1762 года) началось переселение немецких крестьян (колонистов) на свободные земли Поволжья и Северного Причерноморья. Многие из этих крестьянских семей оставались в местах своего первоначального проживания на протяжении более чем полутора столетий, сохраняя родной язык и веру (лютеранскую, католическую).

До сих пор основную часть современного немецкого населения России и стран СНГ составляют прежде всего потомки немецких крестьян-колонистов. Селились приехавшие в Поволжье, северном Причерноморье, Закавказье, Волыни (северо-запад Украины), с конца XIX века — на Северном Кавказе и Сибири. Так сформировались группы - поволжские немцы, украинские немцы, волынские немцы, бессарабские немцы, кавказские немцы. Мои предки относились, скорее всего, к группе украинских немцев.

В 1918 г. образовалась одна из первых национально-территориальных автономий на территории Советской России — Трудовой коммуны Автономной области Немцев Поволжья, в 1924 г. переоформленной в Автономную Советскую Социалистическую республику немцев Поволжья со столицей в городе Покровск (позже Энгельс), а в 1924 году Съезд Советов принял Конституцию автономной республики.

В немецких колониях с небывалым размахом началось развитие промышленности и механизации сельского хозяйства. По темпам внедрения современных методов производства они занимали ведущее место в СССР. Из года в год повышалась урожайность полей.

Республика немцев Поволжья, которую официальные публикации часто называли "сталинским цветущим садом", была первой советской республикой, ликвидировавшей неграмотность. Здесь насчитывалось 11 техникумов, 5 высших учебных заведений, 3 рабочих факультета, 20 Домов культуры, существовали Немецкий Национальный и Детский театры. В республике издавалось более двадцати местных и пять областных газет. Только за период между 1933 и 1935 годами вышло 555 наименований немецких книг общим числом около трех миллионов экземпляров.

Трудолюбие и достижения российских немцев были общепризнанными и упоминались с похвалой. Проблем в отношении добрососедства не было.

Мой прапрадедушка, Дрегерт Франц Августович, родился в 1924 году в селе Веровка Городницкого района Киевской губернии.

Вот что нам удалось узнать о месте рождения прапрадеда, а значит, и о месте проживания семьи в то время.

С конца первой половины 19 столетия на территории, занимаемой ныне Городницким районом, появились колонии Гофмановка, Новая Мечиславовка. Последняя получила своё название в честь сына владевшего в то время Городницким поместьями Мечислава Руликовского.

В этих местах стояли густые леса, по низинам - заросли лозы. Там водилось много диких уток, а в лесах - зверей.

Колонизацию этих лесов, входивших в состав имений, начал помещик Руликовский. Он отдавал леса в аренду немцам. Сначала на участок Мечиславовка прибыло около 30 семейств немцев колонистов, которые стали рубить лес, производить раскорчевку земли и строить жилища. Избы колонистов были низкие, причем кухоная печь строилась отдельно во дворе, а в доме строилась только плита, топившаяся целый день.

После Мечиславовки возникла колония Гофмановка, названная так в честь втрого сына того же помещика. Затем возникла третья немецкая колония под названием Новая. На территории какой именно колонии проживали мои предки узнать не удалось.

С помощью учителей немецкого языка нашей школы я попыталась узнать значение фамилии Дрегерт. В результате исследования возникли две версии. В немецком языке есть слово Dreg, что переводится как «маленький речной якорь». Могу предположить, что мои предки плавали по рекам Германии на небольших речных судах. Но есть и другая версия: от немецкого слова Dreher – токарь. Эта версия кажется мне более правдоподобной. Кстати, одной из профессий, которой в совершенстве владел Франц Августович, была профессия токаря.

По мере обострения отношений между СССР и Германией ухудшалось и отношение к советским немцам. В 1935—1936 гг. более десяти тысяч немцев было выселено из приграничной зоны на Украине в Казахстан. Из архивных документов мы узнали, что один из родственников, Дрегерт Михаил Августович, 1902 г.р. попал в село Подлесное Келлеровского района Северного Казахстана. В 1937—1938 гг. НКВД была проведена “немецкая операция”. Согласно приказу народного комиссара внутренних дел СССР от 25 июля 1937 года, все немцы, работавшие на предприятиях оборонной промышленности (или имеющих оборонные цеха) должны были быть арестованы. С 30 июля начались аресты и увольнения, а с осени 1937 началась массовая операция. Всего было арестовано 65—68 тысяч человек, осуждено 55000.

В это же время семью моего прадедушки арестовали и выслали в Биробиджан. Причина ареста и выселения – национальность (см. Приложение 2).

Переселение немцев производилось постепенно и завершилось к маю 1942 года. Всего в годы войны было переселено до 950 тыс. немцев.

С начала 1942 года мужчины в возрасте от 15 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, имеющие детей старше 3 лет, были мобилизованы в рабочие колонны, позже получившие название трудармии.

По данным архивных документов в 1942 году, когда прадедушке было 18 лет, он попадает в Хабаровский край, Верхнебуреинский район, посёлок Умальта на спецпоселение на основании Постановления ГОКО СССР от 22.09.1941 по национальному признаку (немец). Спецпоселения - это ограничение прав граждан по месту жительства, прежде всего, права на свободное передвижение.

Умальта — это небольшой, уже исчезнувший населённый пункт в Хабаровском крае. Мы с трудом нашли его на карте. А в 1942—1963 годах он имел статус посёлка городского типа. Возник как посёлок Половинка при молибденовом руднике. 12 сентября 1942 населённый пункт Половинка получил статус посёлка городского типа с присвоением названия Умальтинский.

Спецпоселение находилось в посёлке. Здесь действовали два закона: «Закон – тайга, медведь – хозяин», «Выживет сильнейший». Прибыло в посёлок 1150 человек немецкой национальности, из них были организованы четыре колонны. Все прибывшие были на учете у начальника лагеря. На руднике они жили за колючей проволокой в плохо отапливаемых бараках, ходили в рванье в самые сильные морозы, когда температура опускалась до – 58, а иногда и до – 63 градусов.

После демобилизации из трудовой армии в 1946 году немцы были оставлены на вечное спецпоселение, но им разрешили вызвать к себе семьи.

Вызывать Францу Августовичу было некого. Свою семью он больше никогда не видел. Через много лет он нашёл могилу матери, а о судьбе отца так ничего и не узнал.

4. Кто страдал, тот не забудет

Трудармия была расформирована только в 1947 году. Выжившим немцам разрешалось вернуться в места выселения, если там оставались их родственники. Но до 1956 года большинство из них находились на спецпоселении и вынуждены были отмечаться ежемесячно в комендатуре. Франц Августович освобожден со спецпоселения 27.09.1954 на основании приказа МВД СССР от 20.08.1954. Но он так и не смог выехать с территории Хабаровского края. Переселенцам выдали настоящие паспорта, в которых стояла печать с надписью: "Разрешается проживать в пределах Хабаровского края". Эту печать все называли "Ограничением".

Моя бабушка рассказывала, что семья исколесила весь край, постоянно меняя места жительства. Еще и в 80-е годы над людьми этой национальности довлело наследие Великой Отечественной войны. Им было нелегко жить в стране, где слово "немец" стало воплощением зла и синонимом к слову "фашист". Но эта страна была их Родиной.

По воспоминаниям бабушки, прадедушка был очень спокойным и сдержанным человеком. Никогда ни с кем не спорил, не отстаивал свои права. Видимо, жизнь научила его держаться в тени. Хорошо говорил по-немецки, но прабабушка очень не хотела, чтобы в доме звучала немецкая речь, боялась, что кто-то услышит. Франц Августович позволял себе иногда поругаться, выразить тихо недовольство на родном языке. Он всю жизнь много работал. Брался за любое дело, руки у него были истинно «золотые». Сделал сам токарный станок. Женщины в нашей семье до сих пор пользуются спицами и крючками, сделанными руками Франца Августовича. С женой, которую прадедушка всегда называл исключительно по имени- отчеству, Мария Степановна, обращался к ней на «Вы», они вырастили замечательных детей, сына и дочь, мою бабушку. Они помогли своим детям получить среднее специальное образование.

Лишь 3% немцев могли получить место в высшем учебном заведении. Под разными предлогами юноши и девушки немецкого происхождения не зачислялись в ВУЗы.

Франц Августович был реабилитирован 30 ноября 2002 года УВД Хабаровского края, уже после ухода из жизни (в 1986 г.).

Заключение

В нашей семье долгое время старались не упоминать о немецких корнях. Для моей бабушки это очень больная тема. Её брат, ещё получая паспорт, взял девичью фамилию матери, Урманов, стараясь скрыть своё происхождение. Сейчас много говорят о том, что молодое поколение практически ничего не знает о своих предках, об истории своей семьи. Я хочу как можно больше знать о своей семье, её корнях. Хочу, чтобы и мои будущие дети знали свою историю. Своей работой я помогу им не забыть предков, сохранить связь поколений. Нужно сделать это, пока рядом моя бабушка, пока есть, у кого спросить, иначе будет поздно. И так уже много безвозвратно утеряно…

Чтобы добиться моей цели, нужно изучить историю семьи, опросить близких родственников об их жизни и судьбе тех, кого уже нет в живых и кто сам о себе уже не расскажет, постараться найти и сохранить документальные свидетельства прошлого.

Главным итогом своей работы считаю стремление продолжить изучение своей родословной. Мы не ограничились поисками родственников, живущих в нашей стране. Продолжаем искать в Германии. В работе нам помогают воспоминания родных, старые фотографии и огромное желание узнать и сохранить историю своей семьи.

Мы не знаем, когда, в каком веке мои предки впервые приехали в нашу страну. Но точно знаем, что отправляясь сюда, они надеялись на будущую счастливую жизнь. У меня есть надежда, что я смогу восстановить родословную моей семьи. Правильно в народе говорят «Дерево держится корнями, а человек семьей».

Список использованных источников и литературы

Государственный Архив Хабаровского края

Воспоминания родственников

Интернет источники

http://eao.memo27reg.org/home/d

http://www.memorial.krsk.ru/work/konkurs/9/Eranceva.htm

http://bibliotekar.kz/istorija-kazahstana-belye-pjatna/iz-istorii-sovetskih-nemcev.html

Приложение 1

Приложение 2

Справка из Государственного архива Хабаровского края

Дрегерт Франц Августович, 1924, урожен. с. Веровка Городницкого р-на Киевской губ. Место жительства: Биробиджан. Выселен в 1942 по Постановлению ГОКО СССР от 22.09.1941 по национальному признаку (немец). Территория спецпоселения: Хабаровский край, Верхнебуреинский район, п. Умальта. В 1946 переведен на спецпоселение по директиве НКВД СССР и Наркомата черной металлургии СССР от 19.01.1946 Освобожден со с/п 27.09.1954, основание: приказ МВД СССР от 20.08.1954. Реабилитирован 30.11.2002 УВД Хабаровского края по Закону РСФСР от 18.10.1991. Архивное дело № 16922 УВД Хабаровского края.

Просмотров работы: 48