Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что использование нестандартных приемов в формировании вычислительных навыков помогает сэкономить время на уроке, успешно сдать экзамен как в 9-м, так и в 11-м классе по математике.
Числа палиндромы и репьюниты образуют одно из наиболее интересных подмножеств множества натуральных чисел. Они обладают необычной историей, удивительными свойствами.
Было проведено исследование среди 7, 8, 9, 11 классов и выяснилось, что многие ребята слышали об этих числах, но подробную информацию знают единицы. Многие из опрошенных учащихся хотели бы узнать об этих числах больше.
В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образования - вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. В условиях развития новых технологий возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний. Научно-исследовательская деятельность является:
мощным средством, позволяющим увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования;
одним из методов повышения интереса и соответственно качества образовательного процесса.
Цель: познакомиться с числами палиндромами и репьюнитами и выявить эффективность их применения для обучения современных школьников. Практически все математические понятия, так или иначе, опираются на понятие числа, а конечный результат любой математической теории, как правило, выражается на языке чисел. Многие из них, особенно натуральные числа по тем или иным признакам и свойствам сгруппированы в отдельные структуры (совокупности) и имеют собственные имена.
Задачи:
- раскрыть историю возникновения счета;
- рассмотреть некоторые приемы устных вычислений и на конкретных примерах показать преимущества их использования;
- литературу по теме ;
- рассмотреть свойства и репьюнитов;
- установить между и репьюнитами;
- выяснить, роль играют числа в изменении заинтересовавших нас .
Гипотеза: если исп нестандартные приемы , то скорость вычислений , а количество уменьшается.
Простые – это часть чисел, из состоят все натуральные .
Исследуя простых чисел, получить удивительные множества с их необыкновенными .
Предмет – множество простых .
Объект исследования – палиндромы и репьюниты.
исследования:
анкетирование
анализ
все математические понятия, так или , опираются на понятие , а конечный любой математической , как правило, выражается на чисел.
Работа изучению чисел: палиндромов и , установлению связи ними.
Теоретическая
1 Палиндромы
палиндрома насчитывает два тысячелетия. Определено назание - квадропалин. Палиндром – фракталов, кристаллов и материи. Способность лежит в человеческой глубоко, на уровне. Молекулы ДНК палиндромные элементы. Сам являет собой пример , точнее, частный вертикальной симметрии.
такие удивительные , которые одинаково и слева , и справа налево. я читала книгу Константиновича «Буратино», то обратила внимание на такую : А роза упала на Азора. её просила написать в неуча Буратино Мальвина.
Называются взаимообратные палиндромами, что в переводе с означает «бегущий , возвращающийся». Палиндром – из древнейших литературных экспериментов. европейских палиндромов греческому поэту (300 г. до н.э.).
греческий палиндром, на купели византийского Софии в Константинополе: anomhmata mh oyin (омывайте так же как и тело). Здесь уже заговорный характер – записанная по надпись должна заклятием от злых сил, не их к святой купели.
Вот н палиндромные : Аргентина манит . Умер, и мир ему. Лезу на . У дуба буду. Миши . Вот сила типа . Ешь немытого ты меньше! тапок-то? "Пустите!" - супу Максиму. - "Пустите, суп!" Я не реву - я. А муза рада без ума да разума. , храни лук. Ты, милок, иди : у дороги мина, за огород, а за ним и город у ; иди, коли мыт. Он в аду . Ого, вижу живого. манит негра. , и мир ему. Лезу на санузел. У буду. Миши молоко. Вот типа капиталистов. Ешь ты меньше! Откопать ? "Пустите!" - супу миска . - "Пустите, летит !" Я не реву - уверен я. А рада без ума да разума. Кулинар, лук. Ты, милок, иди яром: у мина, за дорогой , а за ним и город у ; иди, коли мыт. Он в аду давно. Ого, живого.
Меня вопрос. Интересно, ли палиндромы в ? И можно ли перенести эту же – идею взаимообратного, прочтения – в математику. (греч.) – , одинаковость в расположении . Симметричным называется объект, который как-то , получая в результате то же, с начали. Многие живой природы, , лист, , бабочку объединяет то, что они . Если их мысленно вдоль начерченной , то их половинки . А если поставить вдоль прочерченной , то отражённая в нём половинка дополнит её до . Поэтому такая называется зеркальной. , вдоль которой зеркало, осью симметрии. каждый из нас по несколько раз в видит своё в зеркале. Это обычно, что мы не удивляемся, не вопросов, не делаем . И только философы и не теряют удивляться.
Что же меняется в при его отражении в зеркале? Мы опыты с зеркалами. поставить сбоку от буквы А, то в зеркале туже букву. Но если зеркало , отражение уже не похоже на А - это А дном. А вот если зеркало снизу В, отражение также. Зато поставив сбоку от неё, получим В наперёд.
Буква А вертикальную , а буква В – горизонтальную. , мы выяснили, что зеркальная меняет местами , лево - . Оказывается и среди есть палиндромы. числа – палиндромы в не составило . Я попыталась составить числа для этих – палиндромов.
- в двузначных – палиндромах единиц совпадает с десятков.
– в числах – палиндромах сотен совпадает с числом .
- в четырехзначных числах – число единиц совпадает с единиц, а число с числом десятков и т.д.
формулы вызвали у больший . Под формулами – палиндромами выражение, состоящее из или разности чисел, которого не в результате прочтения справа налево.
сложить числа – , то сумма не .
Например: 22 + 66 = 66 + 22.
В общем это можно записать так:
+ = +
1.Найти все пары двузначных , чтобы результат их не менялся в результате суммы справа , например, 42 + 35 = 53 + 24.
равенство:
Представим числа в виде разрядных слагаемых:
(101 + у1) + (10х2 + у2) = (102 + х2) + (10у1 + х1)
10х1 + у1 + 10х2 + у2 = 10у2 + х2 +10у1 + х1. с х перенесем в левую равенства, а с у – в правую:
10х1 - х1 + 10х2 - х2 = 10у1 - у1 + 10у2 - у2.
распределительное :
9 х1 + 9 х2 = 9 у1 + 9 у2
9(х1 + х2) = 9(у1 + у2)
х1 + х2 = у1 + у2.
То есть для решения задачи сумма цифр должна равна их вторых цифр.
можно составлять суммы:
76 + 34 = 43 + 67
25 + 63 = 36 + 52 и т.д.
Задача 2. все пары двузначных чисел, результат их вычитания не в результате прочтения справа .
Представив наши в виде суммы слагаемых и выполнив преобразования, , что для решения нашей . У таких чисел быть равны цифр.
(101 + у1) – (10х2 + у2) = (10у2 + х2) – (101 + х1)
10х1 + у1 – 10х2 - у2 = 10у2 + х2 – 10у1 - х1
10х1 + х1 + у1 + 10у1 = 10у2 + у2 + 10х2 + х2
11 х1 + 11 у1 = 11х2 + 11у2
11(х1 + у1) = 11(х2 + у2)
х1 + у1 = х2 + у2
можно составлять разности:
41 – 32 = 23 – 14
46 – 28 = 82 – 64
52 –16 = 61 – 25 и т.д.
В умножения имеем: 63 ∙ 48 = 84 ∙ 36, 82 ∙ 14 = 41 ∙ 28, ... — при произведение первых у чисел N1 и N2 равно их вторых (x1 ∙ x2 = y1 ∙ y2).
Наконец, для деления такие примеры:
В случае произведение цифры N1 на вторую цифру N2равно произведению других их цифр, т.е. x1 ∙ y2 = x2 ∙ y1.
Я доказать для произведения. Вот что у меня .
N1 = = 10х1 + у1N3 = = 10у2 + х2
N2 = = 10х2 + у2 N4 = = 10у1 + х1
N1 ∙ N2 = ∙ = (10х1 + у1) ∙ (102 + у2)
N3 ∙ N4 = ∙ = (10у2 + х2) ∙ (10у1 + х1)
1001∙х2 + 10х1∙у2 + 10у1∙х2 + у1∙у2 = 100у1∙у2 + 10х1∙у2 + 10у1∙х2 + х1∙х2
99х1∙х2 = 99у1∙у2; х1∙х2 = у1∙у2, что и доказать.
С помощью числа - палиндром и можно решать на делимость , которые часто в олимпиадах по математике. Вот из них:
Задача.Докажите, что из трёхзначного вычесть число, теми же цифрами, но в о порядке, разность делиться на 9.
.,т.е. данное произведение на 9.
Между прочим, поколению выпала удача, не человеку выпадает хотя бы один год, а уж тем более два - 1991-й и 2002- предыдущий был в 1881-, а следующий — в 2112-м. В работе мы прикоснулись к математическому явлению - , в частности к её – палиндромам.
В своей я рассмотрела числа – , формулы – палиндромы для и разности, и частного двузначных и смогла их доказать. познания законов и красоты и труден, и мы находимся в его начале.
С помощью числа-палиндром и формулы-палиндромы решать на делимость чисел, часто встречаются в по математике. Вот одна из них:
. Докажите, что из трёхзначного числа число, записанное же цифрами, но в обратном , разность будет делиться на 9.
.,т.е. данное произведение на 9.
Числовые палиндромы – это числа, одинаково читаются налево и слева . Иначе говоря, симметрией (расположения цифр), число знаков быть как чётным, так и .
Например: 121; 676; 4884; 94949; 1178711 и т. д.
Изучая , автор данной задаёт : «Как из других можно получить ?»
Палиндром можно как результат над другими числами. Для воспользуемся известным .
Алгоритм получения :
Возьми двузначное число
его (переставь цифры налево)
Найди их
Переверни число
Найди их
Повторяй аналогичные до тех пор, пока не получится
Пример:
96
96 + 69 = 165
165 + 561 = 726
726 + 627 +
1353 + 3531 +
В результате проделанной я пришла к выводу, что, составленный , из любого двузначного можно получить .
Можно рассмотреть не сложение, но и операции над палиндромами. ( 2)
Приведем два примера , как при помощи одних получаются :
а) 212² - 121² = – 14641 = 30303;
б) = 2·11² ·101² = = 1111· = 2468642.
Теперь к числам простым. В их множестве имеются семейства . Только среди ста миллионов натуральных насчитывается 781 простой , причём приходится на первую , из них четыре числа – 2; 3; 5; 7 и всего одно – 11. С такими связано немало интересных :
Существует единственный палиндром с чётным цифр – 11.
и последней цифрами простого палиндрома быть только 1; 3; 7 или 9. Это из известных делимости на 2 и на 5. Все простые числа, записанные с перечисленных цифр ( 19), можно на пары.
Например: 13 и 31; 17 и 71; 37 и 73; 79 и 97.
простых трёхзначных встречаются пары , у которых цифра отличается на 1.
Например: 181 и 191; 373 и 383; 787 и 797; 919 и 929.
Аналогичная наблюдается у больших чисел.
: 94849 и 94949; и 1178711.
Все однозначные являются палиндромами.
26 – число, не палиндромом, квадрат палиндром
Например: 26² = 676
А вот чисел - «перевёртышей» 13 — 31 и 113 — 311 при в квадрат также пары «»: 169 — 961 и 12769 — 96721. пытно, что даже их цифр связаны хитрым :
(1+3)2=1+6+9,(1 + 1 + 3)2 = 1 + 2 + 7 + 6 + 9.
Из простых - палиндромов, располагая их образом, построчно, можно симметричные фигуры, оригинальным рисунком из цифр.
1- Примеры палиндромов
В языке |
Утречко к черту Я ем змея Я нем и , не жени Я ужру буржуя! Нам рак в карман Цени в свинец |
Магический |
|
В биологии |
в ДНК 1 – палиндром |
В химии |
– формула щавелевой |
В изобразительном искусстве |
|
В математике Мебиуса |
|
2 Репьюниты
– натуральные числа, которых состоит из единиц. В системе счисления обозначаются короче Rn: R1 = 1, R2 = 11, R3 = 111 и т. д., и вид для них:
Общий вид репьюнита быть в другом виде:
: 11; 111; 1111; 11111; 1111111 и т. д.
Обнаружено интересных репьюнитов:
Репьюниты - случай чисел-палиндромов, остаются неизменными при и обратном .
Репьюниты относятся к палиндромам, которые на произведение своих .
Известно простых репьюнитов: R2, R19, R23, R317 и R, причем, что самое - индексы этих также числа. Самое число репьюнит – 1. большое – ещё не найдено.
В репьюнитов пока только 9 чисел: 2, 19, 23, 317, 1031, 86453, 109297, (индексы ).
Раскладывая некоторые репьюниты на простые :
111 = 3∙37
1111 =
11111 = 41∙ 271
= 3∙7∙11∙13∙37
1111111 =
11111111 = 11∙73∙101∙137
= 3∙37∙333667 и т. д. можно числа .
В результате умножения репьюнитов мы получили палиндромы:
11∙11 = 121
= 1221
= 12221
111∙111 =
11111∙111 = 1233321
= 12344321
11111∙11111 = и т.д.
Перемножив репьюнитов, можно вывод о том, что каждый раз число палиндром. ( 3).
Число 7 - , т.к. его запись по основанию 2: 111, а по 6: 11 (i.e. 710 = 116 = 1112).
Другими словами, 7 является репьюнитом по мере в основаниях b > 1.
Определим целое число с свойством как сильный . Можно , что существует 8 сильных меньше 50: {1,7,13,15,21,31,40,43}. , сумма всех меньше равна 15864.
2- Пример репьюнита
В |
Треугольник, полученный из после к нему шести палиндромов. Фигура привлекает внимание изящным из единиц. Её окаймляют два репьюнита одинаковой : 23 единицы составляют «» и ещё столько же — « стороны» треугольника. |
В областях науки репьюнитов не найдены.
часть
две интересные задачи из «Квант» №5 за 1997 год.
№1
Какими цифрами заменить , чтобы сумма слагаемых стала репьюниту?
Решение: +12345679+12345679=111111111 –
Ответ: 111111111
№2
Произведением каких репьюнитов является 123455554321?
:
Перемножив два репьюнита, мы
11111111 · 11111 =
Ответ: 11111111 ·
Прослеживается : цифры в записи сначала по возрастанию, а по убыванию, причём цифрой длина меньшего , а количество повторений цифры в середине равно длин репьюнитов, на единицу. Перемножив репьюнитов, делаем о том, что каждый раз число палиндром. ( 3)
Также экспериментально , что при перемножении репьюнитов по правилу число единиц быть меньше 10. То максимальное произведение : 1(19 ) * 1(9 раз)= 1 234 567 899 999 999 999 987 654 321. палиндром не получается.
занимательных и олимпиадных
Вычислительный .
1)
Ответ: 12 345 654 321
2)
: 12 345 554 321
Задача 1.
количество чисел - , делящихся на 2:
а)
б) трехзначных
в) четырехзначных
г)
Ответ.
На 2 делится четное число. ,
а) среди чисел - палиндромов - 22, 44, 66 и 88. То есть 4 числа.
б) у чисел - палиндромов и последняя одинаковые и должны четными. Четных 4 (2, 4, 6 и 8). В середине может любая из 10 от 0 до 9. Поэтому, всего трехзначных чисел - .
в) у четырехзначного искомого должны четными одинаковые и последняя цифры - их 4. При одинаковые вторая и цифры быть любыми из . Значит, четырехзначных - палиндромов тоже 40.
г) у чисел - первая и последняя одинаковы и четны, их быть 4. При этом 2 и 4 также и их может быть 10. цифра также быть любой из 10. , всего чисел - палиндромов -
Итак, все мы убедились в том, что важна не только по себе. подход к окружающему помогает лучше его . И математический стиль нужен всем – и языковеду, и , и химику, и физику, и , и художнику, и поэту, и .
Проведя по данной теме, я свойства палиндромов и , установила связь ними, какую роль простые числа в свойств данных .
Результаты (сходство и различие) в таблицу.
Таблица 3- свойств палиндром и .
Категории |
Палиндромы |
Репьюниты |
слева направо и налево одинаково |
+ |
+ |
записи ( цифр) |
+ |
- Не всегда |
знаков, используемых при чисел, может чётным и |
+ |
+ |
Можно получить как операций над другими : сложение возведение в извлечение умножение |
+ + + + |
+ + + + |
Можно многоугольные фигуры |
+ |
+ |
представителями класса чисел |
+ |
+ |
исследование по данной , я изучила свойства и репьюнитов, установила между , выяснила какую играют простые в изменении свойств чисел.
исследования (сходство и ) занесены в таблицу.
опроса
Таблица 4- « ли знать об этих числах?»
Репьюниты |
|||||||||||
Классы |
учащихся |
Хотите больше об числах? |
|||||||||
Да |
% |
нет |
% |
да |
% |
нет |
% |
||||
7а |
31 |
31 уч. |
100 |
0 уч. |
0 |
31 уч. |
100 |
0 уч. |
0 |
||
8в |
29 |
29 уч. |
100 |
2 уч. |
0 |
29 уч. |
100 |
2 уч. |
0 |
||
9а |
26 |
26 уч. |
100 |
0 уч. |
0 |
26 уч. |
100 |
0 уч. |
0 |
||
11б |
23 |
23 уч. |
100 |
0 уч. |
0 |
23 уч. |
100 |
0 уч. |
0 |
Результаты показали, что все учащиеся знать больше о палиндромах и .
Также провела «Используете ли вы эти числа в ?». Данные занесла в .
Таблица 5- « ли вы эти числа в жизни?»
Кол-во учащихся |
ли вы эти числа в жизни? |
||||
Да |
% |
нет |
% |
||
7а |
31 |
15 уч. |
48 |
16 уч. |
0 |
8в |
29 |
17 уч. |
58 |
19 уч. |
0 |
9а |
26 |
20 уч. |
76 |
6 уч. |
0 |
11б |
23 |
19 уч. |
82 |
4 уч. |
0 |
по опросу: Чем школьник, тем он чаще палиндромы и репьюниты в жизни.
Заключение
Мир настолько и увлекателен, что занимаясь д работой, исследовано, что бы каждый из нас уделял ему внимания, то бы для себя много и интересного.
Познакомившись с натуральными числами: и репьюнитами. Все они своими свойствами числам.
Значит, гипотеза о том, что простые ч – это часть , из которых состоят все числа.
Исследуя простых чисел, получить числовые множества с их свойствами.
В своей большое внимание проектам, конкретное общественно-полезное . Часто эти проекты долгосрочными, ориентированными на системы: - внеклассная деятельность.
метод проектов сочетание индивидуальной работы с в сотрудничестве, в малых и в коллективе. Реализация проектов на практике к изменению учителя. Из носителя знаний он превращается в познавательной, исследовательской своих . Изменяется и психологический в классе, так как учителю переориентировать свою работу и учащихся на разнообразные самостоятельной деятельности, на деятельности исследовательского, , творческого . Обеспечение и сопровождение деятельности строится на сотрудничества и включает:
в определении замысла проектной ;
консультирование стадий : поиска информации, проектных , поощрение практического непосредственной работы с ;
внимание к индивидуальным и способам и образного мышления, и интерпретации, инициирование продумывания деятельности и ее продукта;
инициативы и творческого проектной деятельности;
в обеспечении презентации и экспертизы проектной деятельности .
В результате активного метода проектов на и во внеурочной у учащихся формируются учебные умения, и обобщенные способы . Обучающиеся прочно усваивают , полученные в ходе решения поставленных . Ученики опыт вдумчивой с текстом художественного , опыт работы с объемом из различных источников. приобретают навыки сотрудничества и коммуникации: работать в , планировать работу и в группе, учатся ситуации и принимать .
Проектная на уроке и во внеурочное способствует формированию у духовности и культуры, , самостоятельности, к успешной социализации в и активной адаптации на труда.
Метод деятельности в связи с изменениями, в образовании. Компьютеры и стали неотъемлемой образовательного . В работе использую как необходимое условие современного урока. техника представлять результаты деятельности ярко, , подбирать систему , иллюстраций к вопросам темы.
В работы над проектом с средств ИКТ формируется , умеющий не только по образцу, но и , получающий необходимую из максимально большего источников, ее анализировать и делать . Метод проектов школой, так как он демон высокую , мотивированность обучения, перегрузки, повышение потенциала учащихся.
1
Операции над
Число |
Действие |
Полученное число |
|
17 |
17 + 71 |
88 |
|
132 |
132 + 231 |
363 |
Палиндром |
111 |
111² |
Палиндром |
|
111111111² |
12345678987654321 |
||
1 |
1·1 |
1 |
Палиндром Репьюнит |
1 |
1 |
Репьюнит |
|
121 |
11 |
Палиндром |
Выполняя действия над палиндромами в результате можно получить и палиндром, и репьюнит.
Приложение 2
Произведение репьюнитов дает палиндром.
1 множитель |
2 множитель |
Произведение |
111 |
111 |
12321 |
111 |
1111 |
123321 |
111 |
11111 |
1233321 |
111 |
111111 |
12333321 |
1111 |
1111 |
1234321 |
1111 |
11111 |
12344321 |
1111 |
111111 |
123444321 |
11111 |
11111 |
123454321 |
11111 |
111111 |
1234554321 |
111111 |
111111 |
12345654321 |
111111 |
1111111 |
123456654321 |
1111111 |
11111111 |
1234567654321 |
11111111 |
111111111 |
1234567887654321 |
111111111 |
1111111111 |
12345678887654321 |
1111111111 |
111 |
123333333321 |
11111111111 |
1111 |
12344444444321 |
1111111111111 |
111 |
123333333333321 |
11111111111111 |
11 |
122222222222221 |
111111111111111 |
111 |
12333333333333321 |
Перемножив немало репьюнитов, делаем вывод о том, что каждый раз получается число палиндром.
Приложение 3
Приложение 4
Фото опыта
Список использованных источников информации
Депман И.Я. За страницами учебника математики //пособие для учащихся 5-6 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1989.
Ейтс С. Репьюниты и десятичные периоды // издательство «Мир». – 1992.
Кордемский Б.А. Удивительный мир чисел // книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.
Кордемский Б. А. На часок к семейке репьюнитов // Квант. -1997. - № 5. - с. 28-29.
Перельман Я.И. Занимательная математика // издательство «Тезис». – 1994
http://arbuz.uz/t_numbers.html.
Лоповок Л.М. Тысяча проблемных задач по математике: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1995. - 239с.
Карпушина Н.М. Репьюниты и палиндромы// Математика в школе. – 2009, №6. – С.55 – 58.
Строгов И.С. Жар холодных чисел. Очерки. – Л.: Детская литература, 1974.
Перельман Я.И. Живая математика. – М.: «Наука», 1978.
29