Введение
«Здесь шахмат сказочных страна
Фигуры говорят и спорят.
Здесь фея мудрости полна
Игре обучит многих вскоре»
В. Москалев
«Уроки Каиссы юным шахматистам»
Шахматы - древняя интеллектуальная игра, которая имеет многовековую историю. Шахматы (от персидского «шах мат» - властитель умер) – это игра 32 фигурами на 64 – клеточной доске для двух партнеров. Цель игры – поставить мат королю противника.
Шахматы не только игра, но и уникальный инструмент умственного развития.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное и логическое мышление, внимание и память, способствует развитию воображения и творчества, воспитывает целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Актуальность: Современным школьникам приходится усваивать огромный объем информации. Для этого необходимо постоянно тренировать память, уметь логически рассуждать и самостоятельно мыслить. В этом им смогут помочь систематические занятия шахматами.
Цель: доказать позитивное влияние игры в шахматы на умственное развитие детей и их успеваемость по школьной программе.
Задачи:
Знакомство с увлекательным миром шахмат.
Изучить интересные факты о шахматах.
Понять, в чем заключается влияние шахмат на умственное развитие школьников.
Провести опрос в классе, умеют ли одноклассники играть в шахматы.
Проанализировать и сделать вывод, как игра в шахматы влияет на успеваемость в школе.
Объект исследования: одноклассники, учащиеся 3 «Г» класса МОУ Лицей № 5 им. Ю.А. Гагарина г. Волгограда.
Методы исследования:
Поиск информации в интернете.
Поход в библиотеку.
Анкетирование одноклассников.
Анализ данных анкетирования.
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР ШАХМАТ:
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ И ЛЕГЕНДЫ
Шахматы – самая древняя интеллектуальная игра. Существует много легенд возникновения шахмат. Каждому интеллектуально развитому ребенку рано или поздно захочется узнать историю возникновения шахмат. А помогут ему в этом легенды. Они, как никто лучше, расскажут самое интересное и увлекательное!
Мы выбрали, на наш взгляд, самые интересные.
Первая легенда гласит, что шахматы изобрел индийский мудрец, изобретатель по имени Сета.
Когда с его изобретением познакомился раджа Шерам, он был восхищен остроумием и разнообразием возможных положений в этой игре. Раджа решил наградить мудреца за удачную выдумку и предложил ему назвать достойную награду. На следующий день Сета высказал радже свою просьбу.
- Повелитель, прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски 1 пшеничное зерно.
- Простое зерно? – изумился раджа скромности просьбы.
- Да, повелитель. За вторую клетку 2 зерна, за третью 4, за четвертую – 8, за пятую -16, за шестую – 32……
- Довольно, - с раздражением прервал его раджа. – Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, за каждую вдвое больше против предыдущей.
Раджа приказал придворным математикам вычислить и выдать Сете награду. Через 2 дня раджа поинтересовался, выдали ли Сете его ничтожную награду, на что придворные математики ответили, что во всех амбарах раджи нет такого числа зерен. Нет и на всем пространстве Земли.
- Назовите же мне это чудовищное число, - изумился раджа.
- Восемнадцать квинтиллионов четыреста сорок шесть квадриллионов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать, о повелитель!
1 |
2 |
4 |
8 |
16 |
32 |
64 |
128 |
256 |
512 |
1024 |
2048 |
4096 |
8192 |
16384 |
32768 |
65536 |
131072 |
||||||
Действительно ли было то, что здесь рассказано, неизвестно? Но что награда должна была выразиться именно таким числом, в этом вы сами можете убедиться терпеливым подсчетом.
Нам всегда было интересно, почему белые фигуры всегда начинают игру первыми. Объяснение этому мы нашли в одной легенде, которая очень понравилась.
У одного правителя в Индии было два сына близнеца. И отличались они только тем, что носили разную одежду: один любил белую, другой черную. Перед смертью правитель не знал, кого из сыновей сделать царем и поделил царство поровну. Каждый из братьев считал, что именно он должен стать царем и братья поссорились. Началась между ними большая война, в которой погибло много народу.
Братья хотели помириться и найти способ стать правителем. Как-то к ним пришел мудрец и сказал, что он покажет им, как честно определить правителя, если они закончат войну. Братья согласились, мудрец достал деревянную дощечку с фигурками белого и черного цвета, рассказал братьям правила игры. Началась многодневная «война», в которой тщательно продумывался каждый ход. В этой партии победила фигура белого цвета. После этого случая в шахматах белые всегда ходят первыми.
За то время, что мы занимаемся шахматами, мы узнали много интересного об этой игре. Например, для чего в шахматах используют часы? Сколько существует позиций в игре? Кто сильнее - шахматист или компьютер? А также поняли, осмыслили - в космосе тоже можно играть в шахматы.
Шахматные часы – чтобы не заснуть.
В начале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули». После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном.
Песочные часы
Механические шахматные часы
Бесконечные возможности. После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций.
Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона. Согласно этому числу, количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной.
Сила шахматных компьютеров.
Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат.
В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров.
Шахматы и космос.
9 июня 1970 г. состоялась историческая партия между четырьмя шахматистами: двое находились на Земле в России, двое на космическом корабле «Союз – 9». В партии между Космосом и Землей встретились космонавты Андриян Николаев и Виталий Севостьянов против генерала Николая Каманина и пилота Виктора Горбатко. Партия продолжалась шесть часов и закончилась вничью.
В музее Космонавтики увидели шахматы, которыми играли космонавты во время полета.
Мы продолжаем пополнять копилку интересных фактов в мире шахмат. А вот как игра в шахматы влияет на умственное развитие детей и их успеваемость в школе? Рассмотрим подробнее.
ВЛИЯНИЕ ШАХМАТ НА
УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ
В течение всего периода школьного обучения перед учащимися выступает уже готовая, сложившаяся система знаний, открытых и выработанных человечеством в ходе его истории. Но то, что уже известно человечеству оказывается неизвестным и новым для каждого ребенка.
Поэтому усвоение этих знаний требует от него больших умственных усилий. Этот факт требует от учащихся самостоятельного мышления. Иначе усвоение знаний будет формальным, поверхностным, механическим, бездумным.
Регулярная тренировка действий в уме, которую совершает человек, играющий в шахматы, является главной в развитии всех познавательных способностей. Интересно, что шахматист в процессе игры совершает несколько мыслительных операций:
- анализ – операция мысленного расчленения целого на составные части;
- синтез – процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или наоборот;
- дедукция – метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего;
- индукция – процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему.
Мы видим, что шахматная игра учит логически мыслить, запоминать, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, дисциплинирует, воспитывает сосредоточенность, развивает память.
Во время игры в шахматы активизируются оба полушария мозга, улучшаются творческие способности, концентрация, навыки чтения и критическое мышление, развивается кратковременная и долговременная память.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА, АНАЛИЗ И ВЫВОД
ПО АНКЕТИРОВАНИЮ
Чтобы доказать позитивное влияние шахмат на умственное развитие детей и успеваемость в общеобразовательной школе, мы провели опрос среди своих одноклассников.
В анкетах ребятам предлагалось ответить на вопросы:
Ты умеешь играть в шахматы ?
а) Да б) Нет
Где ты научился играть в шахматы ?
а) в шахматном кружке б) научил кто-то из родных
Сколько времени уже ты играешь в шахматы ?
_____________________________________________________
Что тебе дает умение играть в шахматы?
_____________________________________________________
Затем мы сравнили результаты опроса со средним балом успеваемости по всем предметам. Мы обратили внимание, что девочки и мальчики, умеющие играть в шахматы, показывают хорошие результаты в школе по основным предметам – математике, русскому языку, литературному чтению, иностранному языку. Эти ребята систематически получают «4» и «5» по контрольным и самостоятельным работам, арифметическим и словарным диктантам.
Посмотрим на результаты анкетирования одноклассников.
В нашем классе учится 28 человек.
На вопрос , что тебе дает умение играть в шахматы:
- 19 чел. - ответили, что игра в шахматы тренируют память.
Эти ребята за более короткий срок заучивают тексты, стихотворения, правила и соответственно лучше усваивают школьную программу.
- 4 чел. - считают, что играя в шахматы у них развивается логическое мышление, способность думать, рассуждать, лучше считать , что очень помогает им в математике.
А теперь посмотрим на успеваемость ребят.
2 чел. – имеют средний балл «5» по всем предметам,
5 чел. – «4.89» ;
13 чел. – «4.78»;
3 чел. – «4.67».
Таким образом, мы можем сделать выводы, что ребята, умеющие играть в шахматы, показывают результаты выше среднего в учебе и считают, что это умение очень им помогает.
Шахматистам часто задают вопрос:
- А нужно ли это?
- Во всяком случае, полезно, - отвечают они.
И мы с этим согласны. Мы сами занимаемся шахматами почти 5 лет, имеем II взрослый разряд и средний балл по всем предметам «5».
В нашей семье в шахматы играют еще папа и дедушка. Мы часто у них выигрываем. И вот все вместе мы сочинили стихотворение о шахматах:
ШАХМАТЫ
Что такое шахматы – знает Низами1
Мы вдвоем с Кириллом следуем за ним.
Это интересная, древняя игра.
На вниманье, память рассчитана она.
Цель игры по шахматам,
Ставить шах и мат.
Учат проигравшего
Достойно принимать.
Шахматы относят,
К спорту и науке.
В шахматы играешь
Не бывает скуки.
Шахматы - искусство,
Развивают волю,
Усидчивость, терпение
Шахматиста доля.
Это все от шахмат, -
Хорошее мышление.
А еще находчивость
Такое наше мнение.
Захотел учиться
На «ЧЕТЫРЕ», «ПЯТЬ»
Срочно начинайте
В шахматы играть
1 Низами Аладдин оглы Гаджиев - Тренер-преподаватель по шахматам, КМС по шахматам и КМС по шашкам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучая тему влияния шахмат на умственное развитие школьников и их успеваемость в школе, мы пришли к следующим выводам:
1 . Шахматы – не просто настольная игра для развлечения, а древняя серьезнейшая интеллектуальная игра со своими строго определенными правилами.
2. Логическое мышление, память, концентрацию внимания тоже можно тренировать и лучше всего в этом могут помочь регулярные тренировки игры в шахматы.
3. Хорошая память, способность логически рассуждать, самостоятельно мыслить - навыки, которые необходимы для лучшего усвоения школьной общеобразовательной программы, что мы смогли увидеть на примере наших одноклассников.
А ТЕПЕРЬ ВАШ ХОД!!!
Спасибо за внимание!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
https: //yandex.ru/ челсити.рф
Карпов, А. Е. Учитесь шахматам[Текст] / А. Е. Карпов – М.: «Эгмонт Россия Лтд», 1997. – 120 с.
Гришин, В.Г. Малыши играют в шахматы: Кн. для воспитателя дет.сада : Из опыта работы. – М.: «Просвещение», 1991. – 158 с.: ил.
Москалев, В.А. Уроки Каиссы юным шахматистам [Текст] / В. А. Москалев, 2011. - 235, [1] с.
Москачев, В.А. Уроки Каиссы юным шахматистам [Текст] / В. А. Москалев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 235, [1] с. : ил.,
Брушлинский, А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности/ А.В Брушлинский //Вопросы психологии. – 1982. – № 2. – С. 28-40.
Трофимова, А. С. Учебник юного шахматиста / А. С.Трофимова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – Изд.3-е – 155, [1] c.: ил.
Петрушина , Н.М. Шахматный учебник для детей / Н.М. Петрушина . – Изд. 8-е изд. – Р н/Д: Феникс, 2007. -221 , [1]с. – ил.