Введение.
Актуальность. Изучая историю возникновения и развития счета, ученые пришли к выводу, что в начале человек различал только понятия «один» и «много». Затем появились другие числа. На первых порах существования человеческого общества числа, открытые в процессе практической деятельности, служили для примитивного счета предметов, дней, шагов и т. д. В первобытном обществе человек нуждался лишь в нескольких первых числах. Но с развитием цивилизации ему потребовалось изобретать все большие и большие числа. С появлением обмена продуктами труда у людей появилась необходимость сравнивать число предметов одного вида с числом предметов другого вида. На этом этапе возникли понятия «больше», «меньше», «столько же» .
Число – важнейшее понятие математики, позволяющее выразить результаты счета или измерения. Понятие числа служит исходным для многих математических теорий. Числа используются в физике, химии, астрономии, биологии, медицине, архитектуре, кулинарии, в создании и работе компьютеров и мобильных телефонов, в повседневной жизни. Математика быстро развивается, и обойтись без вычислений невозможно. Поэтому очень важно знать разновидности чисел и их свойства.
Я могу с уверенностью говорить об актуальности своей работы. Ведь периодические или почти периодические последовательности используются в таких современных областях науки и техники, как: комбинаторика слов, символическая динамика, выразимость в логических теориях, вычислимость, колмогоровская сложность, теория чисел, радиотехника, биоинженерия, криптография, широкополостные системы связи, физика колебаний и волн, астрофизика, цифровые технологии.
Приведу примеры использования периодических последовательностей:
Радио – периодические сигналы.
Биоинженерия – компьютерный анализ последовательностей оснований ДНК и белков.
Криптография – последовательности от многочлена заданной степени.
Широкополостные системы связи – двоичные М-последовательности.
Цель работы: познакомиться с удивительными числами, которые называются складными; выяснить являются ли они периодическими.
Задачи: найти и описать алгоритм получения складных чисел.
Метод проведения исследования: теоретический.
Объект исследования: складные числа.
Предмет исследования: свойства складных чисел.
Проблема: Складные числа – это числа, квадрат которых оканчивается на это же число. Например, 52 = 25, 62 = 36. Проблема в том, чтобы найти как можно больше складных чисел; сформулировать правило нахождения всех таких чисел; проверить: являются ли они периодическими.
Гипотеза: Каждое из складных чисел можно неограниченно продолжать влево единственным способом так, что на каждом шаге будет получаться складное число.
Основная часть.
В этой работе я рассматриваю задачу о складных числах. По определению складные числа – это числа, квадрат которых оканчивается на это же число. Однозначных складных чисел четыре: 02 = 0, 12 = 1, 52 = 25, 62 = 36. Двузначных складных чисел всего два: 252 = 625; 762 = 5776. Дальнейшие свои вычисления и результаты поисков для наглядности запишу в виде таблицы:
первый |
второй |
|
Однозначные |
02=0, 12 =1, 52 = 25 |
02=0, 12 =1, 62 = 36 |
Двузначные |
252 =625 |
762 =5776 |
Трехзначные |
6252 = 390 625 |
3762 =141376 |
Четырехзначные |
0625 |
93762 =87909376 |
Пятизначные |
906252 = 82128 90625 |
09376 |
Шестизначные |
8906252 = 793212 890625 |
1093762 =11963109376 |
Семизначные |
28906252 = 8355712890625 |
71093762 =50543227109376 |
Восьмизначные |
128906252 =166168212890625 |
871093762 =7588043387109376 |
Девятизначные |
2128906252 = 45322418212890625 |
7871093762 =619541169787109376 |
Десятизначные |
82128906252 = 67451572418212890625 |
17871093762 =3193759921787109376 |
Одиннадцатизначные |
182128906252 = 331709384918212890625 |
817871093762 =6689131260081787109376 |
Двенадцатизначные |
9182128906252 = 843114912509918212890625 |
081787109376 |
Тринадцатизначные |
99182128906252 =98370946943759918212890625 |
0081787109376 |
Четырнадцатизначные |
599182128906252 =3590192236006259918212890625 |
400817871093762 =1606549657881340081787109376 |
Период |
5260982128199 -- 13 знаков |
|
шестнадцатизначное |
6259918212890625 |
Следующие числа получаем, используя период.
В ходе вычислений я заметила некоторые закономерности появления складных чисел и сформулировала их в виде правил.
Правило для первого столбца: слева приписывается цифра, которая появилась в квадрате предыдущего числа перед цифрами, образующими само число. Например, 252 = 625 , перед цифрами 2 и 5, образующими число 25, появилась шестерка, значит следующее складное число получается из числа 25 приписыванием к нему слева цифры 6.
Правило для второго столбца: слева приписывается не сама цифра, которая появилась в квадрате предыдущего числа перед цифрами, образующими это число, а разность между десяткой и этой цифрой. Например, 762 = 5776, перед цифрами 7 и 6, образующими число 76, появилась цифра 7. Значит, следуя нашему правилу, для получения нового складного числа слева к 76 приписываем 3= 10 – 7, получаем 376. Проверяем: 3762 =141376, оканчивается на 376, что соответствует определению складных чисел.
Далее в четырнадцатизначном складном числе появилась цифра 5, и далее цифры повторялись. Мною был сделан вывод, что складные числа, получаемые в первом столбце, периодические и период равен 5260982128199. То есть каждое следующее складное число можно получать, просто приписывая слева цифру из периода.
К сожалению, у чисел второго столбца период пока обнаружить не удалось, но есть некоторые интересные свойства, которые я планирую рассмотреть в дальнейшем.
Решая задачу о складных квадратах, я встретила еще одну задачу о периодических последовательностях: Дана последовательность чисел C1, C2, ..., Cn, ... в которой Cn есть последняя цифра числа nn. Докажите, что эта последовательность периодическая и ее наименьший период равен 20.
Решение.
Докажем, что длина периода рассматриваемой последовательности равна 20. Мы знаем, что у двух натуральных чисел а и b совпадают цифры единиц тогда и только тогда, когда их разность оканчивается нулем, то есть: делится на 10. Значит, достаточно доказать, что разность (n+20)n+20nn делится на 10 для всех натуральных значений n. Так как pk qk делится на (p q), получаем, что (n+20)n+20nn+20 делится на ((n+20) n) = 20.
Кроме того,
nn+20nn= nn(n20 1) = nn*((n4)51) делится на n(n41) для всех n > 1.
Вместе с тем,
n(n4- 1) = n(n2 -1)(n2+1) = n(n-1)(n + 1)((n+2)(n - 2) + 5) =
(n-2)(n-1)n(n+1)(n+2) + 5(n-1)n(n+1),
где каждое из слагаемых делится на 2 (так как содержит произведение n(n+1)) и делится на 5 (поскольку первое слагаемое есть произведение пяти последовательных чисел, а второе содержит множитель 5).
|
делится на 10, так как каждое из слагаемых делится на 10.
Следовательно, nn+20nn делится на 10. То есть, у чисел nn+20 и nn цифры единиц совпадают. Значит, рассматриваемая последовательность периодическая.
Проверим, что 20 является наименьшим периодом, выписывая первые 20 значений последовательности C1, C2, ...
1 4 7 6 5 3 6 9 0 1 6 3 6 5 6 7 4 9 0 |
видим, что она не имеет периода меньшей длины:
11=1, 22=4, 33 – 7, 44 ---6, 55 – 5,66---6, 77 –3, 88 – 6, 99 –9,1010—0., 1111 –1.,1212 – 6, 1313 – 3, 1414 – 6, 1515 ---5, 1616 – 6, 1717 – 7, 1818 –4, 1919—9, 2020 –0, т.е
1,4,7,6,5, 6, 3,6, 9.0,1,6,3,6,5,6,7,4,9,0 – далее цифры повторяются
Заключение.
Изучение истории развития теории чисел показало, что когда-то числа служили только для решения практических задач. А потом им дали имена, придумали цифры, стали изучать – узнавать их свойства. Приписывали им удивительные свойства, считали их магическими. Я поняла, что числа – основа математики, её фундамент. Знание свойств чисел позволяет быстро выполнять арифметические действия над ними.
В процессе изучения чисел, мною решена была задача о нахождении способа получения складных чисел и выяснено, что складные числа, оканчивающиеся на цифру 5, периодические с периодом 5260982128199. В дальнейшем я планирую выяснить свойства складных чисел. Продолжить работу по выяснению периодичности складных чисел, оканчивающихся на цифру 6, и выяснить, есть ли еще периодические числа с другими интересными свойствами.
Список литературы.
А.А. Щуплецова, - Мн: ТОО «Харвест», 1996
А.Н. Колмогоров, Математика – Наука и профессия, Москва, «Наука» главная редакция физико - матем. литературы, 1988
В. В. Мадер, Математический детектив, Книга для учащихся, Москва, «Просвещение», 1992, 97с
Википедия – числа с собственными именами.
Гусак А.А., Гусак Г.М., Гусак Е.А. В мире чисел, Минск: Народная асвета,1987, 191стр.
Деплан И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6классов средней школы, Москва, Просвещение,1989, 287стр
Математика и программирование (универсальная энциклопедия)/под ред.
http://maths-ru.blogspot.com/2008/06/blog-post_06.html
http://61378.forum.onetwomax.de/topic=101580959070
www.office-loesung.de/ftopic14222_0_0_asc.php.