Введение
Постановка проблемы. В этом году мы начали учится по обновленной программе. Основная задача обновлённого образования - научить школьников применению полученных знаний на практике. Система обновленного образования, согласно новому образовательному стандарту Министерства образования и науки Республики Казахстан, подразумевает изменения содержании учебной программы; критериальной системы оценивания; сокращение объема домашнего задания; пятидневной учебной недели.
Актуальность. Изучая статистические характеристики на уроках алгебры, я решила провести статистическое наблюдение и исследовать факторы влияния внешкольного времяпровождения на успеваемость одноклассников за период введения обновленной программы обучения. Согласно новым нормативам на выполнение домашних заданий в 7-9 классах должно ежедневно уходить 110 минут. На праздничные дни и каникулы не будет задаваться ничего, кроме проектных работ, задач для углублённого изучения математики и чтения художественной литературы для общего развития.
Объект исследования: Элементы статистики в нашей жизни и в курсе алгебра 7 класса. Предмет исследования: Статистические данные по успеваемости и другим направлениям жизни 7 «В» класса. Гипотеза: Результаты статистических исследований.
Цель проекта: Оценить факторы влияния внешкольного времяпровождения на уровень успеваемости одноклассников для практических выводов. Для исследования воспользоваться материалом, изученном на уроках математики «Элементы статистики».
Задачи проекта:
1. Самостоятельно проводить сбор и группировку статистических данных;
2. Составлять простейший «пастор» выборки;
3. Наглядно представлять статистическую информацию;
4. Проводить анализ и оценку полученных данных.
Методы исследования:
1. Поиск необходимой литературы и иной информации по теме проекта через интернет;
2. Статистическое наблюдение (сбор информации, проведение анкетирования);
3. Сводка и группировка данных;
4. Расчет обобщающих показателей;
5. Статистические распределения;
6. Анализ полученных в ходе исследования данных.
Основная часть.
Статистика – наука, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием.
В обиходе под статистикой также понимают совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни; статистические данные, представляемые в отчетности предприятий, а также публикуемых в сборниках, справочниках, периодической печати и в сети Интернет, которые являются результатом статистической работы.
Любое статистическое исследование, либо познание общественной жизни начинается со сбора сведений (данных, фактов) об изучаемых явлениях и процессах. Статистическое наблюдение – это начальный этап любого статистического исследования, поэтому от того, насколько полными и качественными окажутся собранные первичные данные, зависят в значительной степени и конечные результаты исследований. Статистическое наблюдение имеет программу и организационный план и проводится с наблюдением ряда требований, важнейшими из которых являются достоверность и полнота информации. Поэтому исходя из целей и задачи статистического исследования необходимо проектирование программы наблюдения.
Поставлена задача, исследовать успеваемость учеников 7 «В» класса и факторы, на нее влияющие по результатам первой и второй четверти.
Необходимо определить объект наблюдения, единицу совокупности и составить программу наблюдения.
Объект наблюдения – совокупность социально-экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию. Итак, объектом статистического наблюдения являются ученики 7 «В» класса. Далее определим единицу совокупности. Единицей совокупности наблюдения называется составная часть объекта исследования, которая служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при наблюдении. В нашем случае, единицей совокупности является отдельный ученик.
Далее переходим к разработке программы статистического наблюдения, к перечню признаков, которыми необходимо характеризовать каждого ученика. Программа наблюдения – перечень вопросов, по которым собираются сведения, либо перечень признаков или показателей, подлежащих регистрации. Она оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в который заносятся первичные сведения. К нему прилагается инструкция (или указания на самих формулярах), разъясняющая смысл вопросов. Правильно составленная программа статистического наблюдения обеспечивает успех исследования. Центральный признак в нашем примере – результаты итоговой первой и второй четверти. Чтобы получить сведения о них, каждому ученику зададим следующий вопрос: какие оценки он получил по каждому предмету в первой и во второй четверти? Варианты ответов: отлично; хорошо; удовлетворительно; неудовлетворительно.
Далее выявим признаки-факторы успеваемости.
Прежде всего, установим признаки, характеризующие ученика 7 «В» класса когда он учился в 6-м классе: итоговые оценки по предметам в 6-м классе, средний итоговый балл, посещал ли дополнительные секции, кружки и репетиторские курсы. Перечисленные признаки дают характеристику теоретической подготовки и возможностей учебы в 7-м классе.
На основе анализа учебной деятельности ученика были отобраны показатели, влияющие, на наш взгляд, на успеваемость школьников:
– Средний итоговый балл за 6-й класс, характеризующий базовый уровень знаний.
– Посещение дополнительных репетиторских курсов, секций и кружков, дополнительный бонус для освоения учебного материала и расширения кругозора.
- Просмотр телевизионных программ, интернет-игры после учебы – наличие серьезного увлечения может сократить время на подготовку к занятиям.
- Использование компьютера для освоения учебного материала, поиска дополнительных информации по предметам.
– Интерес к школьному предмету ученика. Так как посещение интересных ему занятий, стимулирует к хорошим оценкам.
Для определения значений факторов, влияющих на успеваемость школьников, было проведено анкетирование 23 учеников (Приложение 1). Основанием для регистрации значений факторов стали ответы опрашиваемых. В обработке информации использовались статистические методы. Была проведена сводка, группировка. Сводка – научно организованная обработка материалов наблюдения (по заранее разработанной программе), включающая в себя кроме обязательного контроля собранных данных, систематизацию, группировку материалов, составление таблиц, получение итогов по группам и в целом. Группировка – разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку или объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким-либо признакам. По результатам ответов проведена группировка успеваемости учеников в группы отличники, хорошисты, троечники.
В ходе анализа было выявлено, что средний балл за предыдущий учебный год – ____, что говорит о неплохой успеваемости. Однако, начало учебы 2017-2018 учебного года характеризуется снижением качества и уровня успеваемости по сравнению с предыдущим учебным годом.
Статистические данные должны быть представлены так, чтобы ими можно было пользоваться. Существует 3 основных формы представления статистических данных:
Текстовая – включение данных в текст;
Табличная – представление данных в таблицах;
Графическая – выражение данных в виде графиков.
Таблица 1 - Успеваемость учащихся 7 «В» класса по результатам 2016г. и 1-2 четвертей 2017г.
2016 год |
1 четверть 2017г. |
2 четверть 2017 г. |
||||
Кратность варианта |
Частота варианта (%) |
Кратность варианта |
Частота варианта (%) |
Кратность варианта |
Частота варианта (%) |
|
Отличники |
2 |
8,7 |
0 |
1 |
4,3 |
|
Хорошисты |
12 |
52,2 |
8 |
34,8 |
9 |
39,1 |
Троечники |
9 |
39,1 |
15 |
65,2 |
13 |
56,6 |
Качество |
60,9 |
34,8 |
43,5 |
Рис.1 - Успеваемость учеников 7 «В» класса в 2016г. и 2017г.
Средний арифметический балл за 1 четверть: 3,86. Самое большое количество оценку «4» ученики получили по предметам: География (63%), Русский язык (59%), Русская литература (59%). Самое большое количество оценку «3» ученики получили по предметам: Биология (64%) Физика (59%), Химия (54% ) (Рис.1).
Рис.2 - Результаты четвертных оценок по предметам у учащихся 7 «В» класса» (1 четверть, %).
Средний арифметический балл во 2-й четверти: 3,98. Трудноусваиваемыми предметами для учеников остались те же, но в тоже время сократилось число троечников по предметам физика (до 50% во 2-й четверти или на 9 процентных пункта), биология (до 50% во 2-й четверти или на 14 процентных пункта). Увеличилось количество учеников, получивших за четверть оценку «4»: по предметам ИВТ (на 14% больше), химия (в 2 раза). Подтянули свои оценки и увеличили количество четвертных «5» по предметам русская литература (с 27% в 1 четверти до 41% во 2 четверти), казахский язык (с 23% в 1 четверти до 32% во 2 четверти) (Рис.2 и 3).
Рис.3 - Результаты четвертных оценок по предметам у учащихся 7 «В» класса» (2 четверть, %).
Половина моих одноклассников как любимый предмет указали в анкете алгебру (60,9% из всех учеников), геометрию (56,5% из всех учеников), географию (52,5% соответственно). Результаты оценок за 2-ю четверть по этим предметам как мы видим хорошие (рис. 4). Отмечу, что 100% учеников в анкете указывали более 2-х любимых школьных предметов.
Рис.4 - Сведение о любимых школьных предметах учеников и хороших оценках за 2-ю четверть 7 «В» класса, %
Для обработки и статистического расчета затраченного внеурочного времени учениками было проведено распределение затраченного времени.
Таблица 2 - Средние арифметические расчеты затраченного времени во внеурочное время в день учениками 7 «В» класса
Показатели |
в минутах |
|||||
До 60 |
61-120 |
121-180 |
181-240 |
От 241 и выше |
||
На выполнение домашнего задания |
Кол-во учеников |
5 |
11 |
5 |
1 |
1 |
Уд.вес, % |
21,8 |
47,8 |
21,8 |
4,3 |
4,3 |
|
Времяпребывание учеников в день за компьютером |
Кол-во учеников |
2 |
7 |
8 |
5 |
1 |
Уд.вес, % |
8,8 |
30,4 |
34,8 |
21,7 |
4,3 |
|
Времяпребывание за компьютером для выполнения домашнего задания |
Кол-во учеников |
16 |
5 |
2 |
- |
- |
Уд.вес, % |
69,6 |
21,7 |
8,7 |
- |
- |
|
времяпровождение учеников за просмотром телевизора |
Кол-во учеников |
10 |
6 |
1 |
- |
- |
Уд.вес, % |
43,5 |
26,1 |
4,3 |
- |
- |
В результате группировки были рассчитаны средние значения, мода и медиана, размах вариации (табл. 3). Средней величиной называют показатель, который характеризует обобщенное значение признака или группы признаков в исследуемой совокупности. Мода — значение во множестве наблюдений, которое встречается наиболее часто. Медиана (от лат. mediāna — середина) в статистке такое значение признака, которое разделяет ранжированный ряд распределения на две равные части – со значениями признака меньше медианы и со значениями признака больше медианы.
В среднем ученики за компьютером проводят более 2-х часов (144 мин), из них на выполнение домашнего задания ученики расходуют более часа времени (50 мин). Таким образом, в среднем на выполнение ежедневного домашнего задания у учеников уходит 113,6 мин (63,6мин +50 мин). Телевизор смотрят не все ученики, 6 учеников указали в анкете, что вообще не смотрят телевизор.
Таблица 3 - Статистические расчеты в среднем затраченного в день учениками 7 «В» класса времени, в минутах
Статистические расчеты в среднем |
Затраченное время учениками |
|||
На выполнение домашнего задания |
Времяпребывание за компьютером |
На выполнение домашнего задания за компьютером |
За просмотром телевизора |
|
Среднее арифметическое |
63,6 |
144 |
50 |
57 |
Медиана |
78 |
144 |
38 |
43 |
Мода |
60 |
146 |
24 |
56 |
Хmax |
320 |
260 |
163 |
143 |
Хmin |
30 |
23 |
7 |
13 |
Размах |
290 |
237 |
156 |
130 |
По мнению моих одноклассников на дополнительные кружки времени мало, приоритетнее для всех нас стало посещение репетиторских курсов и дополнительных занятий. Тем не менее, 100 % учеников посещают дополнительно курсы, кружки либо секции.
Таблица 4 – Посещение учениками репетиторских курсов, дополнительных кружков и секции во внеурочное время
Образовательные |
Спортивные |
Творческие |
||||||||||||||
Алгебра |
История |
Казахский язык |
Английский язык |
Информатика |
Физика |
Лекции по ПДД |
Футбол |
Бокс |
Плавание |
Тренажерный зал |
Музыкальная школа |
Танцы |
Дизайнерство |
Модельное агентство |
Актерская школа |
|
Количество учеников |
10 |
7 |
6 |
17 |
6 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
9 |
4 |
4 |
6 |
2 |
1 |
Уд.вес, % |
43 |
30 |
26 |
74 |
26 |
13 |
4 |
13 |
13 |
13 |
39 |
17 |
17 |
26 |
9 |
4 |
В результате анкетирования выяснилось, что ученики 7 «В» класса в основном посещают образовательные курсы (7 курсов). Курсы английского языка посещают в неделю по 2-3 раза 17 человек или 74% из всех учеников.
Среди спортивных секции предпочтение отдают посещению тренажерного зала, это 9 учеников или 39% из всех учеников.
Самые популярные творческие кружки у учеников «дизайнерство», посещают 6 человек или 26% из всех учеников.
Заключение
Таким образом, анализ успеваемости учеников в 1-й четверти был значительно ниже, чем во 2-й четверти. Качество знаний во 2-й четверти 2017 г. улучшилось с 34,8% до 43,5%. Проводить сравнительную оценку успеваемости с 2016-2017 учебным годом невозможно, так как обследование было проведено только за первое полугодие 2017-2018 учебного года.
Изучение элементов статистики позволило провести статистическое наблюдение за жизнью одноклассников. По результатам исследований и проведения анкетирования одноклассников, можно сделать следующий вывод:
Ученикам нравиться учиться независимо от сложности усвоения школьных предметов. 100% учеников указали свои любимые школьные предметы.
На выполнение ежедневных домашних заданий у учеников в среднем уходит 113,6 минут, что соответствует новым нормативам обновленной программы (в 7-9 классах 110 мин).
В среднем ученики за компьютером проводят почти 2,5 часа (144 мин), телевизор смотрят 74% из всех учеников 7 «В» класса и в среднем на ежедневный просмотр телевизора уходит около часа (57 мин).
100% учеников посещают репетиторские курсы, фаворитами являются английский язык и математика. Спортивные секции посещают 18 человек или 78% из всех учеников, творческие кружки посещают 17 человек или 74% из всех учеников.
Список использованных источников:
Алгебра: Учебник для 7 классов общеобразоват.шк./А.Е.Абылкасымова и др. – Алматы: Мектеп, 2017-288с., ил.
Васнев С.А. Статистика. Учебное пособие. URL: http://www.hi-edu.ru/e-books
Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
Приложение 1
Анкета
ФИ _________________________________________________________________
1.Сколько времени в день вы проводите за компьютером? (________мин)
Понедельник_______, вторник________, среда________, четверг________, пятница__________, суббота_________, воскресенье_________
2.Компьютер помогает вам делать уроки или служит для игр?
Уроки делать/ Игры играть/ Не пользуюсь компьютером
(нужное подчеркнуть)
3.Сколько времени вы расходуете на выполнение домашних заданий в день? (__________мин)
Понедельник_______, вторник________, среда________, четверг________, пятница__________, суббота_________, воскресенье_________
4.Сколько времени в день вы проводите за просмотром телевизора? (_________мин)
Понедельник_______, вторник________, среда________, четверг________, пятница__________, суббота_________, воскресенье_________
5.Какие кружки, секции вы посещаете и сколько раз в неделю? (Ответ написать) ________________________________________________________________
_________________________________________________________________
7.Какие школьные предметы нравятся больше всего? ___________________
_________________________________________________________________
8. Сколько времени вы проводите за телефоном/планшетом? (_______мин)
Понедельник_______, вторник________, среда________, четверг________, пятница__________, суббота_________, воскресенье_________
16