Обновленная программа обучения: успеваемость школьников и статистическая оценка факторов, влияющих на нее

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Обновленная программа обучения: успеваемость школьников и статистическая оценка факторов, влияющих на нее

Махатаева Ж.Г. 1
1КГУ «Средняя школа-гимназия с. Алмалыбак с дошкольным мини-центром»
Рыбальченко  Е.Ю. 1
1КГУ «Средняя школа-гимназия с. Алмалыбак с дошкольным мини-центром»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Постановка проблемы. В этом году мы начали учится по обновленной программе. Основная задача обновлённого образования - научить школьников применению полученных знаний на практике. Система обновленного образования, согласно новому образовательному стандарту Министерства образования и науки Республики Казахстан, подразумевает изменения содержании учебной программы; критериальной системы оценивания; сокращение объема домашнего задания; пятидневной учебной недели.

Актуальность. Изучая статистические характеристики на уроках алгебры, я решила провести статистическое наблюдение и исследовать факторы влияния внешкольного времяпровождения на успеваемость одноклассников за период введения обновленной программы обучения. Согласно новым нормативам на выполнение домашних заданий в 7-9 классах должно ежедневно уходить 110 минут. На праздничные дни и каникулы не будет задаваться ничего, кроме проектных работ, задач для углублённого изучения математики и чтения художественной литературы для общего развития.

Объект исследования: Элементы статистики в нашей жизни и в курсе алгебра 7 класса. Предмет исследования: Статистические данные по успеваемости и другим направлениям жизни 7 «В» класса. Гипотеза: Результаты статистических исследований.

Цель проекта: Оценить факторы влияния внешкольного времяпровождения на уровень успеваемости одноклассников для практических выводов. Для исследования воспользоваться материалом, изученном на уроках математики «Элементы статистики».

Задачи проекта:

1. Самостоятельно проводить сбор и группировку статистических данных;

2. Составлять простейший «пастор» выборки;

3. Наглядно представлять статистическую информацию;

4. Проводить анализ и оценку полученных данных.

Методы исследования:

1. Поиск необходимой литературы и иной информации по теме проекта через интернет;

2. Статистическое наблюдение (сбор информации, проведение анкетирования);

3. Сводка и группировка данных;

4. Расчет обобщающих показателей;

5. Статистические распределения;

6. Анализ полученных в ходе исследования данных.

Основная часть.

Статистика – наука, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием.

В обиходе под статистикой также понимают совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни; статистические данные, представляемые в отчетности предприятий, а также публикуемых в сборниках, справочниках, периодической печати и в сети Интернет, которые являются результатом статистической работы.

Любое статистическое исследование, либо познание общественной жизни начинается со сбора сведений (данных, фактов) об изучаемых явлениях и процессах. Статистическое наблюдение – это начальный этап любого статистического исследования, поэтому от того, насколько полными и качественными окажутся собранные первичные данные, зависят в значительной степени и конечные результаты исследований. Статистическое наблюдение имеет программу и организационный план и проводится с наблюдением ряда требований, важнейшими из которых являются достоверность и полнота информации. Поэтому исходя из целей и задачи статистического исследования необходимо проектирование программы наблюдения.

Поставлена задача, исследовать успеваемость учеников 7 «В» класса и факторы, на нее влияющие по результатам первой и второй четверти.

Необходимо определить объект наблюдения, единицу совокупности и составить программу наблюдения.

Объект наблюдения – совокупность социально-экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию. Итак, объектом статистического наблюдения являются ученики 7 «В» класса. Далее определим единицу совокупности. Единицей совокупности наблюдения называется составная часть объекта исследования, которая служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при наблюдении. В нашем случае, единицей совокупности является отдельный ученик.

Далее переходим к разработке программы статистического наблюдения, к перечню признаков, которыми необходимо характеризовать каждого ученика. Программа наблюдения – перечень вопросов, по которым собираются сведения, либо перечень признаков или показателей, подлежащих регистрации. Она оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в который заносятся первичные сведения. К нему прилагается инструкция (или указания на самих формулярах), разъясняющая смысл вопросов. Правильно составленная программа статистического наблюдения обеспечивает успех исследования. Центральный признак в нашем примере – результаты итоговой первой и второй четверти. Чтобы получить сведения о них, каждому ученику зададим следующий вопрос: какие оценки он получил по каждому предмету в первой и во второй четверти? Варианты ответов: отлично; хорошо; удовлетворительно; неудовлетворительно.

Далее выявим признаки-факторы успеваемости.

Прежде всего, установим признаки, характеризующие ученика 7 «В» класса когда он учился в 6-м классе: итоговые оценки по предметам в 6-м классе, средний итоговый балл, посещал ли дополнительные секции, кружки и репетиторские курсы. Перечисленные признаки дают характеристику теоретической подготовки и возможностей учебы в 7-м классе.

На основе анализа учебной деятельности ученика были отобраны показатели, влияющие, на наш взгляд, на успеваемость школьников:

– Средний итоговый балл за 6-й класс, характеризующий базовый уровень знаний.

– Посещение дополнительных репетиторских курсов, секций и кружков, дополнительный бонус для освоения учебного материала и расширения кругозора.

- Просмотр телевизионных программ, интернет-игры после учебы – наличие серьезного увлечения может сократить время на подготовку к занятиям.

- Использование компьютера для освоения учебного материала, поиска дополнительных информации по предметам.

– Интерес к школьному предмету ученика. Так как посещение интересных ему занятий, стимулирует к хорошим оценкам.

Для определения значений факторов, влияющих на успеваемость школьников, было проведено анкетирование 23 учеников (Приложение 1). Основанием для регистрации значений факторов стали ответы опрашиваемых. В обработке информации использовались статистические методы. Была проведена сводка, группировка. Сводка – научно организованная обработка материалов наблюдения (по заранее разработанной программе), включающая в себя кроме обязательного контроля собранных данных, систематизацию, группировку материалов, составление таблиц, получение итогов по группам и в целом. Группировка – разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку или объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким-либо признакам. По результатам ответов проведена группировка успеваемости учеников в группы отличники, хорошисты, троечники.

В ходе анализа было выявлено, что средний балл за предыдущий учебный год – ____, что говорит о неплохой успеваемости. Однако, начало учебы 2017-2018 учебного года характеризуется снижением качества и уровня успеваемости по сравнению с предыдущим учебным годом.

Статистические данные должны быть представлены так, чтобы ими можно было пользоваться. Существует 3 основных формы представления статистических данных:

Текстовая – включение данных в текст;

Табличная – представление данных в таблицах;

Графическая – выражение данных в виде графиков.

Таблица 1 - Успеваемость учащихся 7 «В» класса по результатам 2016г. и 1-2 четвертей 2017г.

 

2016 год

1 четверть 2017г.

2 четверть 2017 г.

 

Кратность варианта

Частота варианта (%)

Кратность варианта

Частота варианта (%)

Кратность варианта

Частота варианта (%)

Отличники

2

8,7

0

 

1

4,3

Хорошисты

12

52,2

8

34,8

9

39,1

Троечники

9

39,1

15

65,2

13

56,6

Качество

 

60,9

 

34,8

 

43,5

Рис.1 - Успеваемость учеников 7 «В» класса в 2016г. и 2017г.

Средний арифметический балл за 1 четверть: 3,86. Самое большое количество оценку «4» ученики получили по предметам: География (63%), Русский язык (59%), Русская литература (59%). Самое большое количество оценку «3» ученики получили по предметам: Биология (64%) Физика (59%), Химия (54% ) (Рис.1).

Рис.2 - Результаты четвертных оценок по предметам у учащихся 7 «В» класса» (1 четверть, %).

Средний арифметический балл во 2-й четверти: 3,98. Трудноусваиваемыми предметами для учеников остались те же, но в тоже время сократилось число троечников по предметам физика (до 50% во 2-й четверти или на 9 процентных пункта), биология (до 50% во 2-й четверти или на 14 процентных пункта). Увеличилось количество учеников, получивших за четверть оценку «4»: по предметам ИВТ (на 14% больше), химия (в 2 раза). Подтянули свои оценки и увеличили количество четвертных «5» по предметам русская литература (с 27% в 1 четверти до 41% во 2 четверти), казахский язык (с 23% в 1 четверти до 32% во 2 четверти) (Рис.2 и 3).

Рис.3 - Результаты четвертных оценок по предметам у учащихся 7 «В» класса» (2 четверть, %).

Половина моих одноклассников как любимый предмет указали в анкете алгебру (60,9% из всех учеников), геометрию (56,5% из всех учеников), географию (52,5% соответственно). Результаты оценок за 2-ю четверть по этим предметам как мы видим хорошие (рис. 4). Отмечу, что 100% учеников в анкете указывали более 2-х любимых школьных предметов.

Рис.4 - Сведение о любимых школьных предметах учеников и хороших оценках за 2-ю четверть 7 «В» класса, %

Для обработки и статистического расчета затраченного внеурочного времени учениками было проведено распределение затраченного времени.

Таблица 2 - Средние арифметические расчеты затраченного времени во внеурочное время в день учениками 7 «В» класса

Показатели

в минутах

До 60

61-120

121-180

181-240

От 241 и выше

На выполнение домашнего задания

Кол-во учеников

5

11

5

1

1

Уд.вес, %

21,8

47,8

21,8

4,3

4,3

Времяпребывание учеников в день за компьютером

Кол-во учеников

2

7

8

5

1

Уд.вес, %

8,8

30,4

34,8

21,7

4,3

Времяпребывание за компьютером для выполнения домашнего задания

Кол-во учеников

16

5

2

-

-

Уд.вес, %

69,6

21,7

8,7

-

-

времяпровождение учеников за просмотром телевизора

Кол-во учеников

10

6

1

-

-

Уд.вес, %

43,5

26,1

4,3

-

-

В результате группировки были рассчитаны средние значения, мода и медиана, размах вариации (табл. 3). Средней величиной называют показатель, который характеризует обобщенное значение признака или группы признаков в исследуемой совокупности. Мода — значение во множестве наблюдений, которое встречается наиболее часто. Медиана (от лат. mediāna — середина) в статистке такое значение признака, которое разделяет ранжированный ряд распределения на две равные части – со значениями признака меньше медианы и со значениями признака больше медианы.

В среднем ученики за компьютером проводят более 2-х часов (144 мин), из них на выполнение домашнего задания ученики расходуют более часа времени (50 мин). Таким образом, в среднем на выполнение ежедневного домашнего задания у учеников уходит 113,6 мин (63,6мин +50 мин). Телевизор смотрят не все ученики, 6 учеников указали в анкете, что вообще не смотрят телевизор.

Таблица 3 - Статистические расчеты в среднем затраченного в день учениками 7 «В» класса времени, в минутах

Статистические расчеты в среднем

Затраченное время учениками

На выполнение домашнего задания

Времяпребывание за компьютером

На выполнение домашнего задания за компьютером

За просмотром телевизора

Среднее арифметическое

63,6

144

50

57

Медиана

78

144

38

43

Мода

60

146

24

56

Хmax

320

260

163

143

Хmin

30

23

7

13

Размах

290

237

156

130

По мнению моих одноклассников на дополнительные кружки времени мало, приоритетнее для всех нас стало посещение репетиторских курсов и дополнительных занятий. Тем не менее, 100 % учеников посещают дополнительно курсы, кружки либо секции.

Таблица 4 – Посещение учениками репетиторских курсов, дополнительных кружков и секции во внеурочное время

 

Образовательные

Спортивные

Творческие

Алгебра

История

Казахский язык

Английский язык

Информатика

Физика

Лекции по ПДД

Футбол

Бокс

Плавание

Тренажерный зал

Музыкальная школа

Танцы

Дизайнерство

Модельное агентство

Актерская школа

Количество учеников

10

7

6

17

6

3

1

3

3

3

9

4

4

6

2

1

Уд.вес, %

43

30

26

74

26

13

4

13

13

13

39

17

17

26

9

4

В результате анкетирования выяснилось, что ученики 7 «В» класса в основном посещают образовательные курсы (7 курсов). Курсы английского языка посещают в неделю по 2-3 раза 17 человек или 74% из всех учеников.

Среди спортивных секции предпочтение отдают посещению тренажерного зала, это 9 учеников или 39% из всех учеников.

Самые популярные творческие кружки у учеников «дизайнерство», посещают 6 человек или 26% из всех учеников.

Заключение

Таким образом, анализ успеваемости учеников в 1-й четверти был значительно ниже, чем во 2-й четверти. Качество знаний во 2-й четверти 2017 г. улучшилось с 34,8% до 43,5%. Проводить сравнительную оценку успеваемости с 2016-2017 учебным годом невозможно, так как обследование было проведено только за первое полугодие 2017-2018 учебного года.

Изучение элементов статистики позволило провести статистическое наблюдение за жизнью одноклассников. По результатам исследований и проведения анкетирования одноклассников, можно сделать следующий вывод:

 

Ученикам нравиться учиться независимо от сложности усвоения школьных предметов. 100% учеников указали свои любимые школьные предметы.

 

На выполнение ежедневных домашних заданий у учеников в среднем уходит 113,6 минут, что соответствует новым нормативам обновленной программы (в 7-9 классах 110 мин).

 

В среднем ученики за компьютером проводят почти 2,5 часа (144 мин), телевизор смотрят 74% из всех учеников 7 «В» класса и в среднем на ежедневный просмотр телевизора уходит около часа (57 мин).

 

100% учеников посещают репетиторские курсы, фаворитами являются английский язык и математика. Спортивные секции посещают 18 человек или 78% из всех учеников, творческие кружки посещают 17 человек или 74% из всех учеников.

Список использованных источников:

 

Алгебра: Учебник для 7 классов общеобразоват.шк./А.Е.Абылкасымова и др. – Алматы: Мектеп, 2017-288с., ил.

 

Васнев С.А. Статистика. Учебное пособие. URL: http://www.hi-edu.ru/e-books

 

Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 1

Анкета

ФИ _________________________________________________________________

1.Сколько времени в день вы проводите за компьютером? (________мин)

Понедельник_______, вторник________, среда________, четверг________, пятница__________, суббота_________, воскресенье_________

2.Компьютер помогает вам делать уроки или служит для игр?

Уроки делать/ Игры играть/ Не пользуюсь компьютером

(нужное подчеркнуть)

3.Сколько времени вы расходуете на выполнение домашних заданий в день? (__________мин)

Понедельник_______, вторник________, среда________, четверг________, пятница__________, суббота_________, воскресенье_________

4.Сколько времени в день вы проводите за просмотром телевизора? (_________мин)

Понедельник_______, вторник________, среда________, четверг________, пятница__________, суббота_________, воскресенье_________

5.Какие кружки, секции вы посещаете и сколько раз в неделю? (Ответ написать) ________________________________________________________________

_________________________________________________________________

7.Какие школьные предметы нравятся больше всего? ___________________

_________________________________________________________________

8. Сколько времени вы проводите за телефоном/планшетом? (_______мин)

Понедельник_______, вторник________, среда________, четверг________, пятница__________, суббота_________, воскресенье_________

16

Просмотров работы: 668