Составляем сборник текстовых математических задач для повторения материала за 4 класс

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Составляем сборник текстовых математических задач для повторения материала за 4 класс

Рыбальченко Г.В. 1
1КГУ «Средняя школа-гимназия с. Алмалыбак с дошкольным мини-центром»
Рыбальченко  Е.Ю. 1
1КГУ «Средняя школа-гимназия с. Алмалыбак с дошкольным мини-центром»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Один очень умный человек давным-давно сказал, что математика нужна человеку для того, чтобы навести порядок в своей голове.

Актуальность моей работы состоит в том, что математика нужна всем людям на свете. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Без математики невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние.

Постановка проблемы. Эта работа призвана показать привлекательность математических задач, их жизненную необходимость для человека.

Цели проекта.

1. Показать значимость и актуальность математики в нашей жизни.

2. Научиться составлять задачи, записывать информацию в виде различных математических моделей.

Задачи проекта:

  1.  
  2. Составить текстовые задачи по математике на материале исследования. Выбрать тип задачи (сложение и вычитание, на составление уравнения, сравнение), сформулировать условие.
  3.  
  4. Сделать иллюстрации, соответствующие теме.
  5.  
  6. Анализ результатов опыта.
  7.  
  8. Подготовить презентацию.
  9.  
  10. Составить презентацию.

Гипотеза: математика очень важна в повседневной деятельности человека.

Объект исследования: повседневная жизнь человека.

Предмет исследования: математические задачи в жизни человека.

Вопросы, на которые я искал ответ:

    •  

Что такое математика?

    •  

Зачем она нужна?

    •  

С какими математическими задачи мы встречаемся в современной жизни?

    •  

Имеет ли применение математика в моих увлечениях?

План работы над проектом:

I этап. Выделение и постановка проблемы.

II этап. Сбор фактических данных для составления задачи. Работа с различными источниками и в сети Интернет.

III этап. Процесс составления задачи.

IVэтап. Оформление задач в печатном виде с иллюстрациями и мультимедийной презентации. Практическая работа с учащимися 4 класса.

V этап. Разработка памятки «Как составить текстовую задачу по математике».

Основная часть.

Математика! Мир без нее был бы неинтересен. Не было бы научных открытий. Люди не могли бы исследовать моря, океаны.

Тема проекта «Составляем сборник текстовых математических задач для 4 класса» предполагает исследование связанные с арифметическими действиями над натуральными числами в пределах миллиона, с буквенными выражениями, простейшими уравнениями. Решение текстовых задач вызывают затруднения у учащихся. Эту проблему более успешно можно решить в процессе обучения учащихся составлению задач. Составляя задачи, ребята глубже вникают в суть фактов и математических закономерностей.

Полученные результаты:

Первая часть.

задачи из группы А

1.Расстояние от кабинета до столовой 150 ученических шагов, 1 шаг =50см

Выразите ученические шаги:

а) в сантиметрах

б) в метрах

2. Ученик 4 «В» класса на 15 минутной перемене идет до столовой 15 секунд. Расстояние до столовой = 7500 см. Определите скорость стандартного ученика 4 «В» класса.

3. Во время большой перемены продавцы в столовой продают 30 пирожков, 20 сосисок в тесте и 50 гамбургеров. Сколько всего продуктов они продадут за одну перемену.

задачи из группы В

1.Сколько учеников могут обслужить 4 продавца, работая одновременно за 15 минут перемены? Длина раздаточного стола равна 1 метр, один ученик занимает 25 см. На обслуживание одного ученика тратится 15 секунд.

2.В классе имеется гардероб с 15-тью парами крючков. Сколько учеников присутствовало на уроке, если две пары крючков были свободны? При том, что когда все учащиеся в классе свободных крючков нет.

3.Отличник за 10 мин решает 10 примеров, за тоже самое время троечник решает в 2 раза меньше примеров. Сколько всего примеров они решат вместе?

задачи из группы С

 

пирожок

сосиска

гамбургер

донер

булочка

ватрушка

пицца

самса

сок

кофе

чай

Цена, тенге

70

70

100

160

50

50

120

100

30

60

50

Задача1.В таблице приведены данные о ценах в школьной столовой

Необходимо рассчитать:

1.Сколько необходимо минимально потратить средств, чтобы накормить 3 ученика, купив каждому по два наименования продуктов и один напиток.

2. Вычислить сумму прибыли, если за 15 минутную перемену было обслужено 240 учеников, купивших набор из трех наименований (один напиток и два наименования продуктов) по максимальной цене.

Задача2.Определите по диаграмме:

а) какая цена наименьшая

б) какая цена наибольшая

в) какие товары имеют одинаковую стоимость

Задача 3

Продолжи описание алгоритма решения задач

1) Прочти внимательно условие задачи.

2) Составь краткую запись по условию задачи.

3) Составь схему к …

4) …

5) …

II. Памятка.

1) Сбор фактических данных.

Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные (их можно искать в периодической печати, источниках или ).

2) Процесс составления задачи.

Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:

– Действия с натуральными числами.

– Единицы времени.

– Составление и решение простых уравнений.

3) Формулировка условия задачи.

Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно.

Как работать над формулировкой задачи:

а) собрать все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;

в) решить задачу выбранным методом или составить кроссворд с терминами по данной теме или получить ответ, выполнив следующие действия…

4) Правильное оформление задачи.

Требования:

– корректность формулировки условия;

– наличие подробного решения;

– подготовка слайдов с иллюстрациями, соответствующими фактам, на основе которых составлена задача.

Заключение

В процессе работы по данной теме я ознакомился с азами составления задач по математике и методами их решения. Провел исследование среди друзей и составил задачи. Решил задачи.

Даже самые простые расчеты человек делает бессознательно, не задумываясь о том, что применяет математику.

Список применения математики бесконечен - чтение времени на часах, денежные расчеты, получения оценки в школе, расчет пробега автомобиля, приготовление по рецепту на кухне и так далее.

Я считаю, что занятия математикой развивает человека как личность, делает целеустремленным, активным, самостоятельным, трудолюбивым, упорным и терпеливым.

Систематическое включение в урок таких заданий в начальных классах помогает отрабатывать математические навыки и умения у детей, развивать мышление, творческую активность, познавательную самостоятельность.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя.. Исследовательская и проектная деятельность позволяет достичь максимального эффекта. В процессе работе над проектом я научился искать пути решения возникших проблем, работать с разными источниками, и я думаю что теперь смогу помочь другим составлять учебные задачи по математике. Так же мы с моим руководителем Шамрай Л.Л. составили памятку « Как составить текстовую задачу по математике», которая может быть полезна тем, кто в дальнейшем будет разрабатывать задачи по математике.

Список использованных источников:

Математика 4 класс

Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

10

Просмотров работы: 6392