Мой город Ужур (в числах и задачах)

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мой город Ужур (в числах и задачах)

Блюм Е.С. 1
1МБОУ "Ужурская СОШ №1 имени ГСС А. К. Харченко"
Громова Н.В. 1
1МБОУ "Ужурская СОШ №1 имени ГСС А. К. Харченко"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данный проект предназначен для выявления взаимосвязи между математикой и ее практическим приложением через составление текстовых задач, исторического содержания.

Проблема. Можно ли изучая математику, знакомиться с историей своей малой Родины, ее географическим положением и культурой?

Цель. Изучение текстовых задач для установления взаимосвязи математики с практической жизнью человека, историей, географией и другими учебными дисциплинами.

Задачи.

Собрать материалы и изучить литературу по данной теме;

Рассмотреть виды текстовых задач и правила их составления

Разработать памятку для составления текстовых задач

Изучить историю возникновения города Ужур, его внешний вид и географическое положение

Составить банк текстовых задач с использованием исторических и географических сведений о городе Ужуре.

Выпустить сборник задач « Мой город Ужур ( в числах и задачах).

Гипотеза. Составление и решение авторских задач способствует формированию умения решать текстовые задачи.

Объект исследования. Текстовые задачи

Предмет исследования. Текстовые задачи, способствующие изучению истории, культуры и других смежных дисциплин

2.Теоретическая часть проекта

2. 1.Введение.

Основополагающим понятием всего проекта является понятие «задача». С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи, задачи определенных коллективов и групп, а также задачи, которые стоят перед отдельными личностями. Проблема решения и чисто математических задач, и задач, возникающих перед человеком в процессе его производственной или бытовой деятельности, изучается издавна. Научиться решать математические задачи очень важно, т. к., зная подходы к решению математических задач, люди обучаются взаимодействию с любой задачей, которых достаточно много в других школьных предметах и в жизни вообще.

Актуальность.

Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия и использовать навыки устного счета, умение выполнять действия с натуральными числами необходимы всем. Вот почему при изучении математики большое внимание уделяется работе с числом, формированию вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике. Однако, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Конечно, чем больше решаешь задач, тем лучше результат. Это правильно. Но есть ли способ вызвать интерес к решению практических задач?

Гипотеза. Составление и решение авторских задач способствует формированию умения решать текстовые задачи.

Мотивация к применению знаний.

Текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который бы позволял детям познавать историю своего города средствами математики, нет.

Отдельная задача может нести в себе различную информацию из различных областей знаний.

Проблема. Можно ли изучая математику, знакомиться с историей своей малой Родины, ее географическим положением и культурой?

Цель. Изучение текстовых задач для установления взаимосвязи математики с практической жизнью человека, историей, географией и другими учебными дисциплинами.

Всё это в процессе работы определило приоритетность решаемых задач:

Собрать материалы и изучить литературу по данной теме;

Рассмотреть виды текстовых задач и правила их составления;

Разработать памятку для составления текстовых задач;

Провести анкетирование учащихся младших классов на знание истории г. Ужура;

Изучить историю возникновения города Ужура, его внешний вид и географическое положение

Составить банк текстовых задач с использованием исторических и географических сведений о городе Ужуре.

Предмет исследования. Текстовые задачи

Объект исследования. Текстовые задачи, способствующие изучению истории, культуры и других смежных дисциплин

2.2.Основная часть

1). Математическая задача

Под задачей понимается некоторая ситуация, требующая исследования и решения человеком. Задачи, все объекты которых математические, называют математическими задачами.

Существует несколько классификаций видов задач в математике. 1) Виды задач классифицируют по содержанию, сюда входят следующие виды задач: вычислительные, задачи на доказательство, задачи на построение, комбинированные задачи. Особое место при изучении задач занимает такой вид, как текстовые задачи, которые можно подразделить на традиционные и нетрадиционные (проблемные). Традиционные текстовые задачи – это задачи на движение, работу, сплавы и смеси. Проблемные текстовые задачи – это и есть нестандартные задачи.

2) Виды задач классифицируют по функциям: дидактические, развивающие, познавательные и контролирующие задачи. Дидактические задачи опережающего характера могут быть и познавательными, и развивающими. Функции задач можно определить как глобально, так и локально. Вышеперечисленные функции являются глобальными. Локальные функции учитываются при подготовке к конкретному уроку. Дидактические задачи предусматривают и используют на этапе закрепления. Познавательные задачи несут в себе то, новое, что предусматривается в целях обучения на данном этапе. Развивающие задачи – это новые незнакомые проблемные задачи.

3) Виды задач классифицируют по обучающей ролив изучении школьного курса: задачи на усвоение, задачи на овладение математической символикой, задачи на обучение доказательству, задачи на формирование математических умений и навыков, задачи развивающего характера.Любую дидактическую или обучающую задачу можно преобразовать, усилив развивающую функцию, этого можно достичь различными путями: частичным изменением условия задач, рассмотрение ее частных или предельных случаев, постановкой дополнительных вопросов, решение задачи более рациональным способом.

4) В зависимости от числа известных ученику компонентов выделяют следующие виды задач:

тренировочные упражнения (шаблонные задачи), в них известны и цель, и способ решения, и ответ. К первому виду задач относят учебные задачи, где известны цель и условие задачи, они занимают наибольшее содержание учебника;

нестандартные задачи – в таких задачах известно только условие;

задачи-проблемы – известна только цель. Данные задачи встречаются в быту и производстве, где четко определена только цель, необходимые условия пути и средства решения ученик должен определить самостоятельно.

2). Текстовые задачи

Математические задачи, в которых есть хотя бы один объект, являющийся реальным предметом, принято называть текстовыми.

Текстовая задача представляет собой словесную модель ситуации, явлений, события, процесса. В текстовой задаче описывается не всё событие или явление, а лишь его количественные характеристики.

Основная особенность текстовых задач состоит в том, что в них не указывается прямо, какое именно действие должно быть выполнено для получения ответа на требование задачи.

В каждой задаче можно выделить:

числовые значения величин, которые называются данными, или известными;

систему зависимостей в неявной форме, взаимно связывающих искомое с данными и данные между собой (словесный материал, указывающий на характер связей между данными и искомыми);

требование или вопрос, на который надо найти ответ.

Числовые значения величин и существующие между ними зависимости, т. е. количественные и качественные характеристики объектов задачи и отношений между ними, называют условием задачи. В задаче обычно не одно, а несколько условий, которые называют элементарными.

Требования могут быть сформулированы как в вопросительной, так и в повествовательной форме, их так же может быть несколько. Величину, значения которой требуется найти, называют искомой величиной, а числовые значения искомых величин - искомыми, или неизвестными.

Ответ на требование задачи получается в результате ее решения. Решить задачу в широком смысле этого слова - это значит раскрыть связи между данными, заданными условием задачи, и искомыми величинами, выполнить действия над данными задачи, и получить ответ на требование задачи или доказать невозможность его выполнения.

В каждой текстовой задаче числовой материал должен соответствовать действительности, числовые значения величин данных и искомых должны быть реальными.

Множество задач, в которых имеется одинаковая зависимость между величинами, входящими в эти задачи, при возможном различии их числовых данных образуют определенный вид задач. Задачи одного вида имеют одну и ту же алгебраическую модель. Положив в основание классификации ведущий вид деятельности, описанный в задаче, можно выделить такие группы задач:

задачи на нахождение неизвестных по результатам действий;

задачи на движение;

задачи на работу;

задачи на проценты

задачи на части, смеси и сплавы и т.д.

3). Составление авторских задач

Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: принадлежности к региональной общности, любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач изучаются дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения.

План составления авторских задач

1) Сбор фактических данных.

Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные (их можно искать в периодической печати, исторических справочниках, Интернете и др. источниках).

2) Процесс составления задачи.

Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:

– Действия с натуральными числами.

– Единицы измерения длины, площади.

– Нахождение числа по его части.

3) Формулировка условия задачи.

Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения как математики, так и краеведения.

Как работать над формулировкой задачи:

а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;

в) решить задачу выбранным методом или составить кроссворд с терминами по данной теме или получить ответ, выполнив следующие действия…

4) Правильное оформление задачи.

2.3. Мой город Ужур

Географическая справка

Город Ужур расположен между Солгонским кряжем и западными отрогами Кузнецкого Алатау, на реках Ужурка и Чернавка, в 339 км к юго-западу от Красноярска. В 40 км от Ужура - озеро Учум, на южном берегу которого находится грязевой и бальнеологический курорт Учум, действующий с начала 20 в. По соседству с Республикой Хакассией. Пересекается железной дорогой Ачинск-Абакан и автодорогами Ачинск-Ужур-Троицкое и Балахта-Ужур-Шарыпово. Сопредельные территории: север-Назаровский район, восток-Балахтинский район, юг - Новоселовский район и Республика Хакассия, запад-Шарыповский район.

Город находится в сельскохозяйственном районе. С этим связана и экономика Ужура. В городе несколько предприятий по переработки сельхозпродукции, работает рыбзавод. Также действует ряд предприятий по производству стройматериалов. В окрестностях города ведется добыча гипса, базальта и известняка.

Территория (кв. км): 588.

Ужур. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление.

Солнечный

3 (15)

Ю

 

Копьёво (Республика Хакасия)

35 (31)

В

 

Шарыпово

45 (71)

СЗ

 

Дубинино

57 (89)

СЗ

 

Новосёлово

81 (86)

ЮВ

 

Назарово

85 (97)

СВ

 

Шира (Республика Хакасия)

93 (89)

Ю

 

Боготол

100 (200)

С

 

Тисуль (Кемеровская область)

106 (156)

СЗ

 

Балахта

112 ()

В

 

Ачинск

113 (133)

СВ

 

Тяжинский (Кемеровская область)

120 (201)

СЗ

 

Козулька

135 (197)

СВ

 

Боград (Республика Хакасия)

137 (159)

ЮВ

 

История города Ужура

Поселение возникло в 1760 году. Название происходит от бурятского «узур» - устье реки. В деревне проживали в основном хакасы. В 1822 году селение становится центром Ужурской волости Ачинского уезда Енисейской губернии. В конце 19 века в селе Ужуре насчитывалось 150 дворов, церковь Ужурско – Петропавловский приход, построенная в 1824 году, богадельня и почтовое отделение, открытое в 1880 году. В 1890 году открыта телефонная станция. В 1899 году при почтовом отделении была открыта сберегательная касса. В 1914 году в селение пришла железная дорога, была построена станция. К 1917 году численность дворов достигла 450, из которыз половина была безлошадных.

В 1922 году проходил в Ужуре военную службу и работал над книгой « В дни поражений и побед» известный советский писатель Аркадий Гайдар. В 1977 году было принято решение исполкомом городского совета об учреждении мемориальной доски в память о прибывании в Ужуре писателя А. Гайдара ( бывшее здание вечерней школы).

В 1924 году в селе Ужуре была больница на 25 коек и один врачебный пункт. В 1935 году в Ужурском районе имелись 2 сельских врачебных пункта, 2 фельдшерских пункта, 2 амбулатории, аптека и стационар на 65 коек.

В Ужуре в 1857 году была открыта первая двухклассная министерская школа, которой обучалось 15 детей. В 1898 году была построена новая начальная школа на окраине села, улица получила название Просвещения. Школа №1 располагалась здесь до 1961 года. В 1937 году школа была преобразована в среднюю, первый выпуск состоялся в 1940 году ( 11 выпускников).

Рабочий поселок Ужур с 1942 года, городской статус был получен в 1953 году. Развитие города связано с разработкой месторождения нефелиновых руд в Горячегорске и в Кия-Шалтыре.

В 1957 году в селении было построено первое каменное здание – православная церковь. Она действует по сей день.

До 1983 года в городе действовала электрифицированная детская железная дорога, одна из трех существовавших в СССР. В 40 километрах от города работает курорт «Озеро Учум». Здесь проводят грязелечение и работают минеральные источники.

Внешний облик Ужура

Город Ужур занимает территорию площадью 588кв.метров ( общая площадь Ужурского района 4 226кв.м.). Население Ужурского района около 34 тыс. человек. В городских условиях ( город Ужур) проживают 48, 77% населения района.

Численность населения по годам (тыс. жит)

1939

14.1

1992

29.1

2005

16.5

2012

15.8

1959

23.5

1996

20.9

2006

16.2

2013

15.5

1967

25

1998

20.3

2007

16.1

2014

15.5

1970

24.5

2000

17.8

2008

15.9

2015

15.5

1979

28.6

2001

17.6

2010

15.5

   

1989

28.4

2003

17.3

2011

16.1

   

Населенных пунктов-51, районный центр-город Ужур. В состав муниципального образования Ужурский район входят городское поселение Ужур и 12 сельсоветов. В настоящее время г. Ужур имеет стратегическое значение, имеет железнодорожный узел, развитое сельское хозяйство, в черте города находится в/ч 32411, которая является самым крупным и мощным соединением ракетных войск.

Сегодня Ужурский район-весомая составляющая агропромышленного комплекса Красноярского края. В 2011 году валовый сбор зерна составил 402 тыс.тонн, это 18% всего собранного зерна в крае. Общая земельная площадь в районе 300 тыс. гектаров, из них 197 тыс.гектаров – пашня.

Сельскохозяйственное производство района представляют 12 акционерных хозяйств, 2 производственных кооператива, 1 государственное предприятие, 4 потребительских кооператива, 15 крестьянско-фермерских хозяйств. В последние годы вновь стала развиваться животноводческая отрасль. В районе действуют предприятия по переработке сельхозпродуктов ( 3-по переработке мяса, 2-по переработке молока, один рыбзавод). На территории города имеются следующие предприятия: хлебозавод, ЖКХ, АТП, железнодорожный узел, ДРСУ, лесхоз.

3. Практическая часть. Банк задач о городе Ужуре.

История Ужура в задачах

1). Поселение Ужур возникло в 1760 году. В 1822 году селение становится центром Ужурской волости Ачинского уезда Енисейской губернии. Сколько лет прошло до становления Ужура центром Ужурской волости Ачинского уезда Енисейской губернии?

2). Ужур основали в 1760 году. Сколько лет Ужуру сейчас?

3). В конце 19 века в селе Ужуре насчитывалось 150 дворов, к 1917 году численность дворов достигла 450, из которых половина была безлошадных. На сколько увеличилась численность дворов к 1917 году? Сколько дворов имели лошадей?

4). В 1924 году в селе Ужуре была больница на 25 коек и один врачебный пункт. В 1935 году в Ужурском районе имелись 2 сельских врачебных пункта, 2 фельдшерских пункта, 2 амбулатории, аптека и стационар на 65 коек. На сколько увеличилось число коек в стационаре к 1935 году. Сколько всего врачебных заведений насчитывалось в 1935 году?

5). Деревянное здание церкви Ужурско -Петропавловский приход было построено в 1824 году, а в 1957 году в селении было построено первое каменное здание – православная церковь. Сколько лет существовало деревянное здание церкви? Сколько лет церкви сейчас?

6). Почтовое отделение в Ужуре было открыто в 1880 году. Сколько лет прошло с тех пор?

7). В 1890 году открыта телефонная станция. Сколько лет прошло с тех пор?

8). В 1899 году при почтовом отделении открыли сберегательную кассу. Сколько лет прошло с тех пор?

9). В 1914 году в селение пришла железная дорога, была построена станция. Сколько лет железной дороге?

10). В 1922 году проходил в Ужуре военную службу и работал над книгой « В дни поражений и побед» известный советский писатель Аркадий Гайдар. В 1977 году было принято решение исполкомом городского совета об учреждении мемориальной доски в память о пребывании в Ужуре писателя А. Гайдара (бывшее здание вечерней школы). Сколько лет прошло на момент установки мемориальной доски?

11). В Ужуре в 1857 году была открыта первая двухклассная министерская школа, в которой обучалось 15 детей. В 1898 году была построена новая начальная школа на окраине села, улица получила название Просвещения. Школа №1 располагалась здесь до 1961 года. Сколько лет существовала первая двухклассная министерская школа? Сколько лет начальная школа находилась на улице Просвещения?

12). В 1937 году школа№1 была преобразована в среднюю. Сколько лет отметит школа в 2017 году?

13). Рабочий поселок Ужур с 1942 года, городской статус был получен в 1953 году. Через сколько лет поселок стал считаться городом Ужур? Сколько сейчас лет городу Ужуру?

14). До 1983 года в городе действовала электрифицированная детская железная дорога, одна из трех существовавших в СССР. Сколько лет прошло с тех пор?

Внешний облик Ужура в задачах

1). От Ужура до Ачинска– 133 км, до города Красноярска – 339 км. Сколько километров от Ачинска до Красноярска?

2). Город Ужур занимает территорию площадью 588кв.метров ( общая площадь Ужурского района 4 226кв.м.). На сколько кв. метров территория города Ужура меньше, оставшейся территории?

3). В городских условиях ( город Ужур) проживают 48, 77% населения района. Сколько процентов населения проживает в сельской местности?

4). Численность населения в Ужуре составляла в 2010г.- 15,5тыс.ч., 2011г.-16,1 тыс.ч., 2012г.- 15,8тыс.ч., 2013г.- 15,5 тыс.ч., 2014г.- 15,5 тыс.ч., 2015г.- 15,5 тыс.ч.. Найдите среднее арифметическое численности населения Ужура за шесть лет.

5). Общая земельная площадь в районе 300 тыс. гектаров, из них 197 тыс.гектаров – пашня. На сколько больше тыс.гектаров земли приходится на пашню?

6). Сельскохозяйственное производство района представляют 12 акционерных хозяйств, 2 производственных кооператива, 1 государственное предприятие, 4 потребительских кооператива, 15 крестьянско-фермерских хозяйств. Сколько предприятий занимается сельским хозяйством?

7). В районе действуют предприятия по переработке сельхозпродуктов ( 3-по переработке мяса, 2-по переработке молока, один рыбзавод). Сколько предприятий занимаются переработкой сельхозпродуктов?

4. Заключение

В процессе изучения литературы по данному вопросу, было рассмотрено понятие «Задача», рассмотрены виды задач по различным признакам, выявлено определение текстовой задачи. Проведена классификация текстовых задач, и определены их виды. Рассмотрен вид задач, создаваемых учащимися, так называемые «Авторские задач». Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: принадлежности к региональной общности, любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач можно получить дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения. Это позволяет быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой необходимо найти сюжет и содержание, интересные, прежде всего ему самому. Придумывая собственную задачу, удается глубже вникнуть в ее математическую суть, проанализировать и сравнить известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особый интерес вызвало составление задач на материале краеведения. После изучения истории родного края и его географического положения были составлены математические задачи, решая которые, можно не только сформировать навык решения текстовых задач, но так же и познакомиться с историей города Ужура, его особенностями и географическим положением.

Цели и задачи работы достигнуты полностью.

5.Список используемой литературы (источников информации)

Книга о городе Ужуре « Стал он в жизни для многих судьбой» (посвящается 60-летию города Ужура), г. Ужур, 2013г.

http://mat.1september.ru/2000/no41_2.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B6%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B6%D1%83%D1%80

6.Приложения

Приложение №1

Памятка составления текстовых задач с использованием исторического материала

1) Сбор фактических данных.

2) Процесс составления задачи.

Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи.

3) Формулировка условия задачи.

Как работать над формулировкой задачи:

а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;

в) решить задачу выбранным методом или составить кроссворд с терминами по данной теме или получить ответ, выполнив следующие действия…

4) Правильное оформление задачи.

Приложение №2 Тест по истории развития города Ужура

1.В каком году был основан Ужур?

а) в 1660 году

б) в 1760 году

в) в 1860 году

2.В каком году Ужур становится центром Ужурской волости Ачинского уезда Енисейской губернии?

а) в 1760 году

б) в 1920 году

в) в 1822 году

3.В каком году было построено деревянное здание церкви?

а) в 1670 году

б) в 1787 году

в) в 1824 году

4.Сколько лет Ужуру?

а) 356 лет

б) 256 лет

в) 456 лет

5.В каком году было открыто почтовое отделение в Ужуре?

а) в 1880 году

б) в 1780 году

в) в 1980 году

6.В каком году в Ужуре была построена железная дорога?

а) в 1814 году

б) в 1914 году

в) в 1714 году

7. В каком году в Ужуре была открыта первая школа?

а) в 1657 году

б) в 1756 году

в) в 1857 году

8.На какой улице находилась начальная школа?

а) на ул. Просвещения

б) на ул. Гоголя

в) на ул. Сурова

9. В каком году Ужур получил статус города?

а) в 1953 году

б) в 1853 году

в) в 1753 году

10. В каком году школа №1 была преобразована в среднюю школу?

а) в 1937 году

б) в 1837 году

в) в 1737 году

Приложение №3

Просмотров работы: 156