Древнерусские меры длины

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Древнерусские меры длины

Пахомова В.В. 1Черепанова К.В. 1
1МБОУ Одинцовская СОШ№1
Куприянова С.В. 1
1МБОУ Одинцовская СОШ№1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С глубокой древности человеку приходилось измерять различные расстояния, использовать точные размеры при строительстве, определять площадь земельных участков. Мы заинтересовались, как это делали в старину на Руси. Какова была система мер длины?

Также мы часто пользуемся пословицами, пришедшими к нам из древности. Например, «Семь пядей во лбу». Понятно, что речь идёт об очень умном человеке. А что означает семь пядей? Это мы решили выяснить.

Экспериментальным путём мы установили длину старинных русских мер и применили их в решении задач.

Изучили древнерусские меры, узнали об их применении и использовании в устном народном творчестве, т.е. что они означают в пословицах и поговорках.

Кроме того, мы сталкиваемся с переводом одних единиц измерения в другие не только при решении задач, но и довольно часто в повседневной жизни, то есть вопрос о важности единиц измерения актуален.

Цель

Изучить старинные русские меры длины.

Задачи

Экспериментальным путём установить длину старинных русских мер.

Изучить использование русских мер в народном творчестве.

Проследить историю развития мер длины.

Этапы проекта

Этапы

Даты

Содержание проделанной работы

Результат

Подготовительный

25.10.-18.11.2016г.

Подготовка литературы, интернет ресурсов. Продумывание концепции работы.

Наличие необходимых средств

Поисковый (исследовательский)

19.11-30.12.2016г.

Поиск информации в источниках, анализ.

Теоретическая часть проекта

Аналитический

02.01.-15.01.2017г.

Измерения, решение задач

Таблицы, картотека задач, викторин

Презентация полученного результата (продукта)

16.01-15.02.2017г.

Оформление.

Подготовка к выступлению.

Презентация проекта.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования были выбраны меры длины. Предметом исследования является историческое развитие системы измерений в России.

Гипотеза

Можно предположить, что удобство использования измерений при помощи частей человеческого тела заменилось необходимостью единых точных и стандартных измерений.

Исторически сложившаяся Русская система мер длины

Наука начинается там, где начинают измерять.

(Д.И.Менделеев)

Русская система мер (см. Приложение рис.1) — система мер, традиционно применявшихся на Руси и в Российской империи. Была стандартизирована на основе английских мер императорским указом 1835 года. [5]

Позже на смену русской системе пришла метрическая система мер, которая была допущена к применению в России (в необязательном порядке) по закону от 4 июня 1899 года. Применение метрической системы мер в РСФСР стало обязательным по декрету от 14 сентября 1918 года, а в СССР — постановлением от 21 июля 1925 года [3].

Несмотря на то, что мы не применяем русские меры длины, многие названия продолжают использоваться в речи в пословицах, поговорках и устойчивых оборотах.

На Руси существовали следующие меры длины: перст, вершок, малая пядь, великая пядь, локоть, аршин, шаг, сажень, верста.

Перст

Перст (см. рис.2) - старинное название пальца, причем сначала так называли именно указательный палец, его ширина около 2см. Раньше осеняли себя крестом перстами.

Есть анатомический термин «двенадцатиперстная кишка». Длина этого органа 24-25 см (2см * 12 перст = 24 см).

Мы употребляем пословицы: «Кому перстом кивают, а кому глазом мигают» (так говорят про оплошность и расторопность человека); «Для того напёрсток сделан, чтобы руки не наколоть».

Также мы употребляем разные выражения, например: «Один как перст» (в сравнении использовано отдельное положение большого пальца относительно других пальцев руки).

Вершок

Вершок (см. рис.3) — старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Слово вершок происходит от верх в смысле «верхняя оконечность чего-либо, вершина, верхушка». Вершок – равен первым двум фалангам указательного пальца или разнице длины указательного и большого пальцев. Один вершок равен 4,5 см.

Вершки обычно использовали для измерения роста: мелких домашних животных и людей, когда требовалось измерить маленькое расстояние.

1 вершок = 1/48 сажени = 1/16 аршина. Эти соотношения оставались в силе вплоть до перехода на метрическую систему мер в СССР в 1927 году.

При использовании вершков для измерения роста людей результаты выражались особым образом. В этих случаях в вершках указывался не собственно рост, а только то, насколько он превосходил два аршина. Поэтому для получения истинного роста к значению, выраженному в вершках, следует прибавлять два аршина.

Например, дворник Герасим из повести «Муму» описывается И.С. Тургеневым так: «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём…». Это означает, что рост Герасима равен 12 вершков + 2 аршина, что составляет приблизительно 196 см.

Мы говорим: «От горшка два вершка, а уже указчик» (не вырос еще, а уже указывает), «Сам с вершок, а ума горшок» (говорят про не по годам разумного человека), «Борода с вершок, а слов с мешок» (означает: не годиться молодому человеку много говорить и хвастаться), «По морю плыть, на вершок от смерти быть» (путешествие по морю опасно).

Пядь

Пядь (см. рис.4) – от древнерусского слова «пясть», т.е. кулак или кисть.

Пядь малая – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев, равна 19 см.

Великая пядь – расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, равна 22-23 см.

Пядь с кувырком – малая пядь с прибавкой двух суставов указательного пальца, равна 27-31 см.

Пядь упоминается с XII века. Указания на большой размер пяди встречаются в более поздних источниках. Этот термин имел общеславянское распространение.

После метрологической реформы Петра I в начале XVIII века пядь приравнена к 7 английским дюймам и уменьшилась от прежнего значения.

Тем не менее вплоть до ХХ века пядь продолжала употребляться в качестве народно-бытовой меры. Сейчас мы употребляем производное слово запястье.

Также слово «пядь» употребляется в пословицах, например, «На аршин борода, да ума на пядь» (говорят про неразумного хоть и взрослого человека), «Не уступить ни пяди земли» (имеется в виду не отступать перед врагом, не отдать даже самой малой части родной земли), «Семь пядей во лбу» (говорят про очень умного человека).

Локоть

Локоть (см. рис.5) – древнейшая мера длины. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба.

Длина локтя колебалась от 38 см до 46 см, т.е. 11-16 вершков. Локоть равнялся половине английского ярда.

Как мера локоть известен у многих народов мира:

у египтян локоть равнялся 45 см;

у греков – 46,3 см;

у римлян – 44,4 см;

древневосточный – около 45 см;

персидский (царский) – около 53,3 см.

В России локоть упоминается в литературных памятниках с XI века. Локоть употреблялся в качестве официальной торговой меры и народно-бытовой. Хорошо известна официальная новгородская мера – иванский локоть.

До сих пор мы говорим: «Нос с локоть, а ум с ноготь» (говорят о глупом человеке), «Близок локоть, да не укусишь», «Сам с ноготок, борода с локоток» (речь идет о молодом человеке или о человеке с незавидной внешностью, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, жизненному опыту).

Аршин

Аршин (см. рис.6) мера длины равная 71,1 см. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца.

Аршин – происходит от персидского слова «арш» – локоть.

Аршин упоминается в литературных источниках с середины XVI века.

На аршин обычно наносили деления в вершках.

Во второй половине XVI века в промышленности и торговле аршин постепенно вытеснил другую естественную единицу длины – локоть. При этом длина аршина не была зафиксирована законодательно, и каждый купец имел возможность мерить своим аршином, что позже приобрело нарицательный смысл: «Каждый купец на свой аршин меряет»

Пословицы дошли и до нас: «Старичок с кувшин, борода с аршин» (о человеке невзрачном на внешность, но не обделенном мудростью), «Сидит, как аршин проглотил» (неестественно прямо).

Вспомним слова Ф.И.Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…».

Шаг

Шаг (см. рис.7)– одна из древнейших мер длины, равная расстоянию между стопами ног при движении и примерно соответствующая аршину. Средняя длина человеческого шага 71 см.

Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами в Древней Руси.

Шагами отмерялось расстояние, на которое должны были сходиться дуэлянты.

Сегодня существует прибор шагомер, который автоматически отсчитывает число пройденных человеком шагов.

Мы используем выражения: «Семимильными шагами»(очень быстро идти), а пословица - «Обозы идут шагом, да далеко везут».

Сажень

Сажень (см. рис.8) одна из наиболее распространённых на Руси мер длины.

Простая сажень – расстояние между концами больших пальцев раскинутых рук.

Простая сажень равна 152 см, т.е. 4 локтя в 38 см или 8 пядей в 19 см.

Маховая сажень – расстояние между концами пальцев распростертых рук. Маховая сажень равна 176 см

Косая сажень – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки.

Косая сажень равна 216 см. или 3 аршина по 72 см

Так же она называлась казённой саженью, т.к. была утверждена в 1649 году «Соборным уложением». Саженями мерили земельные участки, использовали при строительстве.

И сегодня можно услышать: «Косая сажень в плечах» (про очень крупного человека), «Полено к полену – сажень».

Разнообразие саженей

Различных по назначению (и, соответственно, по величине) саженей было больше десяти.

Городовая – 284,8 см

Великая – 244 см

Греческая – 230,4 см

Казённая – 217,6 см

Царская – 197,4 см

Церковная – 186,4 см

Народная – 176 см

Кладочная – 159,7 см

Верста

Верста – старорусская путевая мера (ранее её называли – «поприще»). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты.

Два названия долгое время употреблялись параллельно, как синонимы.

«Верстой» также назывался верстовой столб на дороге.

Величина версты неоднократно менялась в зависимости от числа сажень, входивших в неё, и величины самой сажени. До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей.

При Петре I – 500 саженей

Хотя верста вышла из употребления, но поскольку одна верста примерно равна одному километру, то в разговорной речи «километр» называют «верстой». Сейчас люди употребляют выражение «Верста коломенская».

Вспомним слова Пушкина: «Только вёрсты полосаты попадаются одне…».

Пословицы: «Москва верстой далека, а сердцу рядом» (так выражали свое отношение к столице), «Ехать за семь вёрст киселя хлебать».

Практическая часть

Эксперимент №1. Измерение длины объекта исследования

В качестве объекта исследования в эксперименте№1 был выбран диван. Участники нашего эксперимента, используя старинные меры длины, измерили длину дивана. Результаты эксперимента представлены в таблице №1(см. Приложение)

Вывод: в итоге у каждого участника эксперимента получился результат отличный от других результатов, несмотря на то, что объект, который измеряли, был один и тот же. Почему же так получилось?

Исследование русских мер длины на примере участников эксперимента

При помощи измерения участников эксперимента стандартной сантиметровой лентой мы получили антропометрические данные для каждого участника эксперимента. Результаты приведены в таблице №2 (см. Приложение).

Исходя из данных, можно сделать вывод, что у каждого человека индивидуальные размеры частей тела, поэтому результаты измерений дивана разнятся.

Используя данные из таблицы, вычислим длину дивана.

Решение:

46х3+22х2+1х18=200 (папа)

43х4+18х1+5х2=200 (мама)

45х4+20х1=200 (Ваня)

40х5=200 (Валя)

48х3+21х1+20х1+5х3=200 (бабушка)

41х4+20х1+16х1=200 (тетя)

Ответ: длина дивана равна 200 см, т.е. 2 метра

Вывод: в итоге в метрической системе мер мы получили один и тот же результат – длина дивана 2 метра.

Эксперимент №2. Измерение длины шага участников эксперимента

В следующем эксперименте мы пошли от обратного. Сначала измерили длину шага у каждого участника эксперимента. Данные свели в таблицу №3 (см.Приложение)

Вывод: в результате измерений получили индивидуальные данные для каждого участника эксперимента.

Используя данные эксперимента, решим следующую задачу.

От дома до магазина 60 метров. Сколько шагов потребуется сделать участникам эксперимента, чтобы дойти до него? Кому потребуется сделать больше, а кому меньше шагов?

Решение:

Папа 6 000см: 70см = 85,7 = 86 шагов

Мама 6 000см: 65см = 92,3 = 92 шага

Бабушка 6 000см: 68см = 88,2 = 88 шагов

Валя 6 000см: 67см = 89,5 = 90 шагов

Брат 6 000см: 71см = 84,5 = 85 шагов

Вывод: Брату потребуется сделать меньше всего шагов, а больше всего шагов надо сделать маме.

Заключение

Со временем меры, используемые на Руси, были заменены Петром I на английские меры длины.

Установилась система мер длин, которой пользовались вплоть до 1918 года, когда в России была введена метрическая система мер. Старинные русские названия мер весов и длин до сих пор встречаются в пословицах и поговорках.

Разумеется, переход от старых мер, привычных и хорошо знакомых, давался не легко. Россия не скоро отказалась от сажени, версты и аршина. Только с 14 сентября 1918 г. метрическая система была введена как обязательная. Переход к новым мерам давался непросто и взрослым, и детям. Например, поэт В.В.Маяковский в 1923 году написал стихотворения, посвящённые новым единицам измерений. Было найдено оригинальное решение – стихотворения печатались на обёртках конфет. [5]

Неудобство использования мер длины, зависящих от антропометрических размеров тела человека привело к тому, что человечество постепенно выработало единую систему измерений и единые средства измерения – эталоны.

Благодаря работе над исследованием мы не только проследовали путем, которым шло развитие Русской системы мер длины, но и узнали много интересных фактов из истории, литературы и русского языка, что несомненно сможем использовать на уроках.

В процессе работы мы столкнулись с историей развития не только мер длины, но и мер веса и объема. Интересно было бы продолжить работу в данном направлении.

Литература

Глейзер Г.И. История математики в школе IV-VI. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с., ил.

Мерзляк А.Г. Математика 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – 2-е изд., перераб. – М.6 Вентана-Граф, 2016. – 304с.:ил.

Прохоров А.М. гл.ред. Метрическая система мер // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.]. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.

Интернет-источники:

mer.kakras.ru/

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://www.servicetrend.ru/about/peremenka/zametky/zametka.php?ID=30

Приложение

Рис.1 Русская система мер

Рис.2 Перст

Рис.3 Вершок

Рис.4 Виды пядей

Рис.5 Локоть

Рис.6 Аршин

Рис.7 Шаг

Рис.8 Виды саженей

Рис.9 Верстовой столб

Таблица№1

Результаты эксперимента №1

Таблица№2

Результаты измерений участников эксперимента

Таблица№3

Результаты измерений эксперимент №2

Просмотров работы: 2845