Математика на страницах сказки "Алиса в стране чудес"

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Математика на страницах сказки "Алиса в стране чудес"

Мастихина А.В. 1
1МАОУ "Малиновская СОШ" Томского района
Седюкевич Н.Л. 1Стрельникова Т.В. 1
1МАОУ "Малиновская СОШ" Томского района
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Книга «Алиса в стране чудес» завоевала любовь многих сердец – и взрослых, и детских. В настоящее время интерес к сказке не исчезает, а, наоборот, все возрастает. Известны сорок экранизаций этого произведения в разных странах мира. Современные фотографы часто прибегают к приему стилизации, облекая своих героинь в образ маленькой девочки, попавшей в страну чудес. Писатели и режиссеры охотно используют реминисценции, творчески переосмысливая образы героев и эпизоды сказки.

В данной исследовательской работе мы постараемся объяснить математический смысл произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Рассмотрим произведение с математической точки зрения и, используя театр теней и математический метод подобия фигур, сыграем фрагмент этой удивительной сказки. Покажем, что вся бессмыслица в произведении имеет свой определенный математический смысл, и что математика и театральное искусство также связаны между собой.

Актуальностьисследования: показать взаимосвязь художественной литературы и математических знаний на примере сказки «Алиса в стране чудес».

Гипотеза: чтение художественной литературы часто не вызывает интереса у учащихся, особенно если это произведение «со странностями». Математические знания создают основу для поиска новых подходов в осознании изучаемых произведений. Если мы научимся понимать особенности замысла автора произведения, его смысл, находить связи с другими науками и применять знания в повседневной жизни, то все, что казалось бессмысленным, станет понятным и логически объяснимым, а чтение будет вызывать интерес.

Объект исследования: произведение Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес".

Предмет исследования: математика в произведении «Алиса в стране чудес».

Цель работы: показать ценность математических знаний в произведении Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес" посредством приложения понятий и методов математики к художественной литературе.

Задачи:

 

Проанализировать и раскрыть содержание произведения «Алиса в стране чудес» с математической точки зрения;

 

Объяснить математический смысл произведения, используя математические правила, закономерности и понятия, тем самым продемонстрировать необходимость использования альтернативных методов объяснения;

 

Инсценировать фрагмент сказки «Алиса и Чеширский кот» с помощью театра теней, используя математический метод подобия фигур.

Методы работы: анализ и синтез источников информации, поисковый; эвристический метод.

Тип проекта: исследовательский, творческий.

Ожидаемый результат: повышение познавательного интереса к изучению математики, углубление и расширение представления о смысле математических понятий и их использовании.

Возможности использования:

 

В качестве дополнительного материала на уроках математики и литературы.

 

Материалы для внеклассной работы, проведения конкурсов, викторин, олимпиад.

 

Для расширения кругозора обучающихся всех возрастов.

Продукт: книжка-малышка «Задачки от Алисы» с занимательными задачами на основе сказки «Алиса в стране чудес», сборник математических понятий, которые встречаются в сказке.

Этапы работы над проектом:

    •  

изучить биографию автора;

    •  

найти в тексте произведения фрагменты, содержащие математические понятия;

    •  

объяснить математическую бессмыслицу с точки зрения автора - математика;

    •  

разработать сценарий постановки спектакля теней;

    •  

подготовить реквизит к спектаклю;

    •  

выступить с представлением перед одноклассниками.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Факты из жизни Льюиса Кэрролла и его произведения

Лью́ис Кэ́рролл (англ. Lewis Carroll, настоящее имя Чарльз Лютвидж До́джсон) - английский писатель, математик, логик, философ, диакон и фотограф. Родился в небольшой деревне в графстве Чешир 27 января 1832 года.

Доктор Доджсон вел одинокий и строго упорядоченный образ жизни, знакомств избегал, был робок. Всю жизнь он страдал от заикания, поэтому лекции читал ровным механическим голосом. Больше всего доктор любил детей. Чуждаясь взрослых, чувствуя себя с ними тяжело и скованно, мучительно заикаясь, он становился необычайно веселым и занимательным собеседником в обществе детей.

Чарльз Лютвидж До́джсон был математиком и писал научные статьи, ему принадлежат такие труды как «Конспекты по плоской алгебраической геометрии» (1860), «Формулы плоской тригонометрии» (1861), «Элементарное руководство по теории детерминантов» (1867) и другие. Но этот выдающийся человек был еще и литератором.

Толчком к творчеству для Ч.Л. Доджсона неизменно служила игра, непосредственное, живое общение с детьми. Проще всего ему было находить общий язык с дочерьми декана. Именно знакомство и дружба с сестрами привели к появлению на свет сказочной повести «Алиса в Стране чудес».

В сказке «Алиса в Стране чудес», изданной в 1865 году, рассказывается о девочке, которая попадает сквозь кроличью нору в воображаемый мир, населённый странными антропоморфными (сказочными) существами.

Сказка пользуется устойчивой популярностью, как у детей, так и взрослых. Книга считается одним из лучших образцов литературы в жанре абсурда; в ней используются многочисленные математические, лингвистические и философские шутки и иллюзии. Ход повествования и его структура оказали сильное влияние на искусство, особенно на жанр фэнтези. Так называемые «бессмыслицы» Кэрролла, логические задачи, загадки и головоломки предвосхитили появление таких наук, как математическая логика, семиотика, лингвистический анализ, наконец, - теорию относительности, а влияние его творчества, как явное, так и скрытое, прослеживается в произведениях целого ряда классиков мировой литературы, творивших после него.

Все свои художественные произведения Ч.Л. Доджсон подписывал псевдонимом Льюис Кэрролл, который он получил путем перевода своего имени на латинский язык и переставив буквы местами, создав, таким образом, словесную игру, а научные труды, как и прежде – своим собственным именем, за исключением двух научных произведений – «Логическая игра» (1887) и «Символическая логика».

«Алиса» и математика

«А что такое математика?» - спросила Алиса. Одной из основных задач изучения математики является развитие интереса к предмету, умение видеть математические задачи в повседневной жизни.

Алиса прыгнула в кроличью нору и попала из мира традиционной математики в мир математики современной, в которой развивается топология, изучается множество иррациональных чисел, звучат идеи о многомерности пространства.

Во фрагменте с Гусеницей Алиса подвергается странным метаморфозам, то увеличиваясь, то уменьшаясь в размерах.(слово «алгебра» происходит от арабской фразы «альджебр аль мукабала», что означает уменьшение). Пытаясь восстановить себя до первоначального размера, она добивалась обратного эффекта.

Гусеница советует Алисе оставаться пропорциональной, даже если она не сможет «держаться в едином размере хоть 10 минут!». Пропорциональность, а не абсолютный размер - вот что имело значение в наземном мире Евклидовой геометрии.

В этом же эпизоде обращается внимание на особенности строения круга – отсутствие у него углов, сторон и вершин.

«– Откусишь с одной стороны – подрастешь, с другой – уменьшишься! -сказала Гусеница

– С одной стороны чего? – подумала Алиса. – С другой стороны чего?

С минуту Алиса задумчиво смотрела на гриб, пытаясь определить, где у него одна сторона, а где – другая; гриб был круглый, и это совсем сбило ее с толку.»

Также понятие круга используется в отрывке, где Додо предлагает героям, которые промокли в луже слез, обсохнуть, бегая по кругу. После того как Додо сказал: «Бег закончен!» все спросили, кто победил. Но он не смог сразу ответить на этот вопрос.

С математической точки зрения его замешательство можно объяснить тем, что все стояли в хаотичном порядке и начали бег в разное время, а закончили по команде одновременно. Но потом Додо сказал, что победили все, потому что цель достигнута – все обсохли.

В начале произведения мы сталкиваемся с понятием «центральная симметрия». Пока Алиса летела вниз по кроличьей норе, она думала:

« Я, верно, приближаюсь к центру земли. А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю – а люди вниз головой!».

Центр земли – это центр симметрии. Центральная симметрия – это симметрия относительно точки.

В главе «Свинья и перец», когда Алиса выносит ребёнка Герцогини из дома, и он становится поросёнком, автор пародирует принцип преемственности, который был введён в середине 19 века во Франции.

Этот принцип (сейчас – важный аспект топологии) предполагает, что одну фигуру можно согнуть или растянуть в другую, сохраняя при этом основные свойства – круг, эллипс и параболу можно трансформировать друг в друга.

Доджсон заставил Шляпника, Кролика и Соню ходить вокруг да около чайного столика, чтобы продемонстрировать кватернионы - численную систему, основанную на четырёхмерном Евклидовом пространстве.

В сказке Люиса Кэрролла можно найти и другие математические модели.

Аксиома первая из стереометрии. Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна. В данном случае три точки – это ножки стеклянного столика, который увидела Алиса.

«А ну-ка проверю, помню я то, что знала, или нет. Значит так: четырежды пять – двенадцать, четырежды шесть – тринадцать, четырежды семь…» Многие решат, что Алиса неправильно считает. Но это не так. Алиса использует шестнадцатеричную систему счисления.

Между героями произошел небольшой спор на чаепитии.

«Нужно всегда говорить то, что думаешь. -говорил Мартовский заяц.

– Я так и делаю, – поспешила объяснить Алиса. – По крайней мере… По крайней мере я всегда думаю то, что говорю… а это одно и то же…

– Совсем не одно и то же, – возразил Болванщик. – Так ты еще чего доброго скажешь, будто «Я вижу то, что ем» и «Я ем то, что вижу», – одно и то же!» Высказывание Алисы содержит справедливое прямое и обратное утверждение, а слова Болванщика – нет. Здесь применяются понятия прямой и обратной теоремы. Но стоит заметить, что не всегда прямая теорема имеет верную ей обратную.

Арифметическая прогрессия - это последовательность чисел, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом.

«А сколько у вас в день было уроков? - спросила Алиса…

- Как обычно: в первый день десять уроков, - сказал Как бы, - на следующий – девять, потом восемь и так далее…»

Математика придает «Алис в стране чудес» таинственность и превращает ее в своеобразную загадку, которая может развлечь человека в любом возрасте уже не один век.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Работа с фрагментами произведения

В современном мире все чаще и чаще проявляется повышенный интерес к изучению естественнонаучных дисциплин и различных произведений художественной литературы. На школьных уроках в связи с ограничением времени на каждую отдельно изучаемую тему материал занятия выдается без акцента на связь с другими дисциплинами. Математика связана с литературой, историей, биологией, физикой и другими науками. В частности, исследование литературных произведений играет важную роль в объяснении отдельных понятий, изучаемых в математике, так как благодаря научному творчеству происходит сближение детей с математикой. На основе сюжетов художественных произведений устанавливаются причинно-следственные связи, раскрывается единство математики и литературного произведения, а также применимость математических понятий.

С целью выяснения, что знают ребята о связи математики с известной сказкой «Алиса в стране чудес», было проведено анкетирование, которое включало в себя следующие вопросы.

По результатам анкетирования видно, что большая часть опрошенных не имеет представления о связи математики с произведениями художественной литературы и о том, как на основании математических понятий объяснить смысл литературных произведений.

Для того, чтобы показать ценность математических знаний в художественной литературе, как упоминалось выше, на основе выбранного произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» было организованно и проведено несколько мероприятий, а именно: классный час «Алиса и математика» (приложение 3), внеклассное мероприятие «Интеллектуальная межпредметная игра «С Алисой в стране чудес» для 5-6 классов (приложение 4); социологический опрос.

В рамках проведения внеклассного мероприятия учащимся было предложено вспомнить некоторые эпизоды сказки, так как в этой сказке что ни эпизод — то задача: математическая, логическая, лингвистическая, да мало ли какая ещё?! Что ни диалог — то размышления на разные темы. Что ни вопрос — то повод подумать вместе с героями над новой проблемой и попытаться вникнуть в её суть.

Так в ходе внеклассного мероприятия учащиеся познакомились с биографией автора, историей появления сказки, узнали о применении математических понятий в произведении «Алиса в стране чудес».

Интеллектуальная межпредметная игра «С Алисой в стране чудес» проводилась в рамках межпредметной недели, которая заключалась в путешествии, включающим в себя шесть этапов, пребывание на которых строго регламентировано временными рамками. На каждый этап отводилось пять минут. Со звонком команды переходили на следующую станцию, не зависимо от степени выполнения задания. На последнем этапе подводились итоги, проставлялось общее количество баллов за все путешествие. Команда возвращалась в зал и сдавала свой маршрутный лист жюри. Пока команды собирались, демонстрировался видео фильм «Алиса в стране чудес».

Нами в рамках данной игры была организованна станция 5 – математика. На станции ребятам предстояло решить математические задачи по мотивам сказки. В результате я собрала все задачки и сделала книжку-малышку (приложение 5)

Станция № 5 (математика)«В гостях у Шалтай-Болтая»

«Шарики для праздника»

Алиса надувает разноцветные шарики для праздника. Сначала желтый, затем зеленый, затем синий, затем красный, снова желтый, зеленый, синий, красный и так далее. Какого цвета будет пятнадцатый шарик?

«В спешке»

Белый кролик сильно торопился на чаепитие и спускался прыжками через две ступеньки. Первые две ступеньки перепрыгнул. После четырех прыжков он заметил, что стоит на предпоследней ступеньке. Сколько ступенек ему пришлось преодолеть?

«Безумное чаепитие»

На безумное чаепитие пришел Мартовский заяц, Шляпник пришел на полтора часа позже него. Через час после Шляпника пришла Алиса. Так как на часах было всегда шесть часов, здесь всегда было пора пить чай. Они даже не успевали мыть посуду! Мартовский заяц пил чай четыре часа и затем ушел, Шляпник - три часа, а Алиса - два с половиной часа. Сколько времени герои сказки пили чай вместе?

«Рост Алисы»

Три банки чая – это половина ведерка, а две кружки чая – это половина банки. Рост Алисы 120 см.

Если она выпивает одну кружку чая, то вырастает на 10 см, а если одну банку чая, то уменьшается на 25 см. Алиса выпила 6 кружек чая. Какой теперь рост у Алисы?

«Который час?»

Алиса задумалась: какие часы чаще показывают правильное время — те, которые не работают, или те, которые отстают на одну минуту?

«В луже слез»

В огромную лужу слёз, которую наплакала Алиса, попадали разные птицы и звери. Выбравшись из лужи, они стали искать способ, как побыстрее обсохнуть…… но Додо сказал: «Правильность формы несущественна!» А потом расставил всех без всякого порядка ……. О какой геометрической фигуре идет речь?

«Что лишнее?»

Алиса посмотрела на часы и подумала: «Какие четыре цифры надо вычеркнуть из числа 4581903, чтобы получившееся трехзначное число было как можно меньше?» (Цифры переставлять нельзя!)

В заключение всех мероприятий было проведено повторное анкетирование, позволяющее увидеть, появился ли у учащихся интерес к художественным произведениям с точки зрения их математического смысла. Анкета содержала шесть вопросов, формулировка и анализ которых приводятся ниже:

По результатам опроса, можно сделать вывод о том, что у ребят появился интерес к сказке и желание ее еще раз прочитать. Большинство могут объяснить математический смысл в отрывках произведения «Алиса в стране чудес» и верно их аргументировать.

Театр теней

Работа над текстом данного произведения привела к идее постановки фрагмента сказки «Алиса в стране чудес» на английском языке, используя математику (подобие фигур), совместив искусство и холодный расчёт (математические преобразования и законы).

Для реализации идеи был выбран театр теней по сказке «Алиса в стране чудес», для которого был выбран фрагмент произведения «Алиса и Чеширский Кот» (приложение 1).

Математические расчёты по вычислению расстояния

от лампы до фигуры

Для получения на экране изображения нужного размера были выполнены математические расчёты по вычислению расстояния от лампы до фигуры

Проектор полностью освещает экран A высотой 160 см, расположенный на расстоянии 300 см от проектора.

На каком наименьшем расстоянии (в сантиметрах) от проектора нужно расположить экран B (Алису) высотой 120 см, чтобы он был полностью освещён, если настройки проектора остаются неизменными?

Решение.

Введём обозначения, как показано на

рисунке.

Треугольники СFG и CDE подобны, поэтому

FG/DE=CK/CH.

Отсюда CH=300•120/160=225

Алиса должна находиться на расстоянии 225 см от прожектора, чтобы её изображение полностью поместилась на экране.

Аналогичным образом рассчитали расстояние, на котором нужно установить персонаж, чтобы изображения на экране было нужных для постановки размеров. Расстояние от прожектора до экрана. А остаётся постоянным, оно равно 300 см.

Сказочный персонаж

Высота героя, см

Высота изображения на экране, см

Расстояние от проектора до персонажа, см

Алиса

120

160

300•120/160=225

Дерево (комнатный цветок)

25

50

300•25/50=150

Чеширский кот

20

30

300•20/30=200

Хвост Чеширский кот

15

20

300•15/20=100

Улыбка Чеширского кота

5

15

300•5/15=100

Представление нашего театра теней по сказке

«Алиса в стране чудес»

Распределили роли, разучили текст и действия. Затем репетиции и, конечно же, само представление нашего театра теней.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над проектом мы с интересом путешествовали вместе с Алисой, вернулись в детство, создавая задания, учились работать с информацией, представленной в различной форме, сравнивали, логически мыслили, отстаивали собственное мнение в ходе обсуждений, признавали и исправляли свои ошибки. Овладевали богатством точной и выразительной устной и письменной речи, решали и составляли математические задачи.

Цель проекта достигнута: раскрыт смысл математических понятий в сказке «Алиса в стране чудес», показана связь литературных произведений и математики, о чем свидетельствуют результаты опроса учащихся, сделаны «книжка-малышка» под названием «Задачки от Алисы» и сборник математических понятий, которые встречаются в сказке. Но следует помнить о том, что прежде чем читать художественное произведение, полезно изучить биографию автора, его взгляды на жизнь.

Мы советуемиспользовать собранные нами материалы учителям литературы, математики и английского языка для более глубокого изучения предметов.

Работая над созданием постановки фрагмента сказки, мы приобрели опыт работы в группе, научились создавать реквизит, поняли, что быть артистом - это большой труд, увидели связь между, казалось бы, совершенно несовместимыми вещами: математикой, иностранным языком, информатикой и театральным искусством.

Литература

 

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф, Каданцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия 7-9 классы.- М.: Просвещение, 2010 г.- 382с.

 

Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес»/ Переск. и предисл. Бориса Заходера.- Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987.-224с.

 

Лев Генденштейн«Алиса в стране математики»

 

Интернет - ресурсы:

    •  

Алиса в стране чудес – математический трактат?

    •  

Википедия.

    •  

Перечитывая «Алису…». Кандидат педагогических наук Наталья Карпушина.

    •  

Приключения Алисы в алгебре: ответы на загадки Страны Чудес.

Приложение 1

Диалог Алисы и Чеширского Кота

Алиса: Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

Чеширский Кот: А куда ты хочешь попасть?

Алиса: Мне все равно...

Чеширский Кот: Тогда все равно, куда и идти.

Алиса: ... только бы придти куда-нибудь.

Чеширский Кот: Куда-нибудь ты обязательно попадешь, нужно только достаточном долго идти.Алиса: А что здесь за люди живут?

Чеширский Кот: Вон там (махнул правой рукой) - живет Болванщик, а вон там (махнул левой рукой) - живет Мартовский Заяц. Все равно, к кому ты пойдешь. Оба не в своем уме.

Алиса: На что мне безумцы?

Чеширский Кот: Ничего не поделаешь, мы все здесь не в своем уме - и ты, и я.

Алиса: Откуда вы знаете, что я не в своем уме?

Чеширский Кот: Конечно, не в своем. Иначе как бы ты здесь оказалась?

Алиса: А откуда вы знаете, что вы не в своем уме?

Чеширский Кот: Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна?

Алиса: Допустим.

Чеширский Кот: Дальше; пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну а я ворчу, когда я доволен, и виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме.

Алиса: По-моему, вы не ворчите, а мурлыкаете. Во всяком случае, я это так называю.

Чеширский Кот: Называй как хочешь. Суть от этого не меняется. Ты играешь сегодня в крокет у королевы?

Алиса: Мне бы очень хотелось, но меня еще не пригласили.

Чеширский Кот: Тогда до вечера (изчезает).

Чеширский Кот: (возникает на том же месте). Кстати, что сталось с ребенком? Совсем забыл тебя спросить.

Алиса: Он превратился в поросенка.

Чеширский Кот: Я так и думал (изчезает).

Алиса (про себя): Шляпных дел мастеров я уже видела. Мартовский заяц, по-моему, куда интереснее. К тому же сейчас май - возможно, он уже немножко пришел в себя.

Чеширский Кот: Как ты сказала: в поросенка или в гусенка?

Алиса: Я сказала: в поросенка. А вы можете исчезать и появляться не так внезапно? А то у меня голова идет кругом.

Чеширский Кот: Хорошо. (Исчезает; на этот раз очень медленно. Первым исчез кончик его хвоста, а последней - улыбка; она долго парила в воздухе, когда все остальное уже пропало)

Алиса: Д-да! Видала я в жизни котов без улыбок, но улыбка без кота! Такого я в жизни еще не встречала.

ALICE: Let's see. Where was I? I wonder which way I ought to go. Well, I want to know whose strange voice is that?

CHESHIRE CAT: 'Twas brillig, and the slithy toves, did gyre and gimble in the wabe. All mimsy were the borogoves, and the momeraths outgrabe.

ALICE: Now where in the world do you suppose that...

CHESHIRE CAT: Uh... loose something?

ALICE: I was just wondering...

CHESHIRE CAT: That's quite all right! Oh, hrmm, one

moment please... Oh! Second chorus... 'Twas brilllig, and the slithy toves, did gyre and gimble in the wabe...

ALICE: Why, why you're a cat!

CHESHIRE CAT: A Cheshire Cat. All mimsy were the borogoves...

ALICE: Oh, wait! Don't go, please!

CHESHIRE CAT: Very well. Third chorus...

ALICE: Oh no ... thank you, but I just wanted to ask you which way I ought to go.

CHESHIRE CAT: Well, that depends on where you want to get to.

ALICE: Oh, it really doesn't matter, as long as I...

CHESHIRE CAT: Then it really doesn't matter which way you go! And the momeraths outgrabe... Oh, by the way, if you'd really like to know, he went that way.

ALICE: Who did?

CHESHIRE CAT: The white rabbit.

ALICE: He did?

CHESHIRE CAT: He did what?

ALICE: Went that way?

CHESHIRE CAT: Who did?

ALICE: The white rabbit!

CHESHIRE CAT: What rabbit?

ALICE: But didn't you just say... I mean... oh dear!

CHESHIRE CAT: Can you stand on your head?

ALICE: Oh!

(pause)

CHESHIRE CAT: However, if I were looking for a white rabbit, I'd ask the Mad Hatter.

ALICE :The Mad Hatter? No, I don't want...

CHESHIRE CAT: Or there's the March Hare in that direction.

ALICE :Thank you. I think I shall visit him.

CHESHIRE CAT: Of course, he's mad, too.

ALICE :But I don't want to go among mad people.

CHESHIRE CAT: Oh, you can't help that. Most everyone's mad here.[chuckles]

You may have noticed that I'm not all there myself.# And the mome raths outgrabe

ALICE :Goodness. If the people here are like that, I must try not to upset them.

Well! I've often seen a cat without a grin -but a grin without a cat? It's the most curious thing I ever saw in my life. It is very curious.…

Приложение 2

Реквизит для театра теней "Алиса в стране чудес"

Потом подготовили реквизиты: фигуры героев (кот, улыбка кота, хвост кота, «дерево»), экран, лампа, импровизированная сцена (приложение 3).

Реквизит: фигура - улыбка чеширского кота.

Приложение 3

Конспект урока по теме «Алиса и математика»

Аудитория: 5-6 класс

Цель урока: Показать ценность математический знаний в бессмысленном произведении Льюиса Кэрролла “Алиса в стране чудес» посредством применения математических понятий в художественной литературе.

Основные задачи:

    •  

Познакомить учащихся с историей появления сказки

    •  

Применение математических понятий в художественной литературе (в сказке «Алиса в стране чудес»)

Ход урока:

    1.  

Познакомить с биографией автора

    1.  

Появление сказки

    1.  

Прочитать отрывки, которые связаны с математикой (по выбору) и обсудить замысел автора-математика

    1.  

Подвести итоги занятия

    1.  

Провести социологический опрос

    1.  

Биография

Льюис Кэрролл

Льюис Кэрролл замечательный английский писатель, великолепный математик, логик, диакон, настоящий мастер фотографии и философ. (1 слайд)

Родился этот выдающийся человек 27 января 1832 года. Его отец был священником. Мальчишка рос в многодетной семье. Был крещен под именем Чарльз Лютвидж Доджсон. Первое имя ему дал отец, а второе – мать. Льюис с младенческих лет был очень сообразительным ребенком и поражал окружающих незаурядным умом. (2 слайд)

В возрасте 12 лет подросток поступает в одну из небольших частных школ, расположенных в Ричмонде, где детей обучают грамматике. Льюису очень понравилось здесь учиться, но волей судьбы, в 1845 году он вынужден был перевестись в школу Рагби. (3 слайд)

В 1851 году он становится студентом одного из самых лучших в мире университетов Оксфорда. Льюису с легкостью даются все предметы, а благодаря тому, что с ранних лет он увлекался математикой и обладать прекрасными способностями в этой сфере, ему было разрешено проводить лекции в этом же колледже. Лекции приносили молодому человеку неплохие финансовые средства. Кэрролл проработал здесь 26 лет. Согласно уставу колледжа парень обязан был принять сан диакона. Творить свои первые небольшие рассказы и великолепные стихотворения парень начал еще в студенческие годы. Над псевдонимом он долго не мучался, а всего лишь соединил свои имена, поменяв их при этом местами. (4-5 слайд)

Сказки об Алисе отразили многие увлечения Чарльза Лютвиджа - в том числе его любовь к логическим задачам, к шахматам. Страдая бессонницей, он долгими ночами часто сочинял хитроумные головоломки, которые позднее были опубликованы отдельными сборниками. (6 слайд)

В 1864 году в мир выходит полюбившееся всеми произведение под известным названием «Алиса в Стране чудес». Данная книга так пришлась всем по душе, что ее стали переводить на все языки мира и неоднократно экранизировать. (7 слайд)

В 1871 году продолжение - «Алиса в Зазеркалье», которая полюбилась читателями не меньше. (8 слайд)

Что касается настоящего имени писателя, то под ним он издавал многочисленные математические труды.

Один раз в жизни Чарльз Доджсон совершил большое путешествие - это была поездка в Россию, довольно необычный, для девятнадцатого века, маршрут. Он посетил Петербург, Москву, Нижний Новгород, восхищался необычной архитектурой, игрой театральных актеров.

Умер Льюис Кэрролл от воспаления легких 14 января 1898 года в Гилфорде, когда находился в гостях у своих сестер.

    1.  

История в лодке (появление сказки)

Четвёртого июля 1862 года по реке Чарвел близ Оксфорда, старинного университетского городка в Англии, плыла лодка. Никто из сидевших в ней, и не подозревал, что эта лодочная прогулка войдет в историю.

Когда лодка проплывала мимо старой мельницы, тишину знойного дня нарушил звонкий голос:

— Мистер Доджсон, расскажите нам, пожалуйста, сказку!

Этот голос принадлежал Алисе, средней из трёх сестёр, которых пригласил на прогулку преподаватель математики одного из оксфордских колледжей Чарльз Лютвидж Доджсон.

Мистер Доджсон любил рассказывать сказки, но в тот жаркий день его так клонило в сон, что он попытался отказаться.

— Начинайте! — решительно поддержала Алису старшая сестра Ларина.

— И пусть в вашей сказке будет побольше всяких бессмыслиц, — попросила Алиса.

Младшая, Эдит, промолчала. Зато потом, когда мистер Доджсон всё-таки начал рассказывать, она время от времени перебивала его вопросами — но не чаще одного раза в минуту.

А начал мистер Доджсон с того, как одна девочка (почему-то она была очень похожа на среднюю из сестёр, и звали её тоже Алисой) побежала за кроликом, который на бегу достал часы из жилетного кармана. Кролик нырнул в нору, Алиса бросилась за ним, и оказалось, что нора эта ведет в Страну Чудес, а там начались такие невероятные приключения и даже превращения, что мистер Доджсон и сам стал удивляться тому, о чём рассказывал! С него быстро слетела вся дремота, а о девочках и говорить нечего: блестя глазами, слушали они необыкновенную сказку, где всё было не так...

Сказка, которую рассказал тогда мистер Доджсон, стала одной из самых известных сказок в мире — вот почему эта лодочная прогулка вошла в историю. Правда, на обложке книги «Приключения Алисы в Стране Чудес» написано, что автор её Льюис Кэрролл, но дело в том, что сам Льюис Кэрролл — тоже выдумка мистера Доджсона!

А на обратном пути в лодке произошел разговор, который до сих пор оставался неизвестным.

Как только лодка отошла от берега, девочки переглянулись и все вместе посмотрели на мистера Доджсона. Он сразу всё понял.

— Нет-нет! — замотал он головой (и замахал бы руками, если бы они не были заняты веслами). — Ничего больше я уже придумать не смогу. По крайней мере, сегодня.

— Неужели придумывать так трудно? — удивилась Алиса.

— Конечно, — отозвался мистер Доджсон. — Ведь надо всё время следить, чтобы в выдумке не было обмана!

    1.  

Математика в сказке

Спустя почти полтора столетия после появления на свет сказок Льюиса Кэрролла они живут себе — «живее некуда!» (как сказал бы королевский Гонец Зай Атс).В этой сказке что ни эпизод — то задача: математическая, логическая, лингвистическая, да мало ли какая ещё? ! Что ни диалог — то размышления на разные темы. Что ни вопрос — то повод подумать вместе с героями над новой проблемой и попытаться вникнуть в её суть.

БЕГ ПО КРУГУ (Стр23)

Вспомним эпизоды, где идёт речь о свойствах окружности. Вот два из них.

В огромную лужу слёз, которую наплакала Алиса, попáдали разные птицы и звери. Выбравшись из лужи, они стали искать способ, как побыстрее обсохнуть. По предложению Птицы Додо было решено устроить бег по кругу.

«Сначала он нарисовал на земле круг. Правда, круг вышел не очень-то ровным, но Додо сказал:

— Правильность формы несущественна!

А потом расставил всех без всякого порядка по кругу. Никто не подавал команды — все побежали, когда захотели… Через полчаса, когда все набегались и просохли, Додо вдруг закричал:

— Бег закончен!

Все столпились вокруг него и, тяжело дыша, стали спрашивать:

— Кто же победил?

На этот вопрос Додо не мог ответить, не подумав как следует… Наконец, Додо произнёс:

— Победили все! И каждый получит награды!»*

Математиков в этой истории могли бы заинтересовать три момента.

Во-первых, почему Додо расставил всех по кругу без всякого порядка? Почему бы для точек круга, а вернее окружности, не указать, какая из трёх произвольно взятых точек находится между двумя другими (по аналогии с точками прямой)? Если хотите, имеет ли смысл это делать?

Во-вторых, что именно заставило Додо как следует задуматься? Иначе говоря, почему в беге по кругу не оказалось проигравших, а были одни победители?

И, наконец, что имел в виду Додо, сказав о нарисованной на земле линии: «Правильность формы несущественна»?

О каких свойствах окружности поведал нам автор — математик Чарлз Лютвидж Доджсон, предстающий в этом эпизоде в образе Птицы Додо?

(«С ОДНОЙ СТОРОНЫ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ…» стр 38)

Когда Алиса повстречалась с Синей Гусеницей (та восседала на огромном, ростом с девочку, грибе и томно курила кальян), между ними завязалась беседа, в ходе которой девочка пожаловалась на свой маленький рост.

«— Если вы не возражаете, сударыня, — отвечала Алиса, — мне бы хотелось хоть капельку подрасти. Три дюйма** — такой ужасный рост!

— Со временем привыкнешь, — возразила Гусеница, сунула кальян в рот и выпустила дым в воздух.

Алиса терпеливо ждала, пока Гусеница не соблаговолит снова обратить на неё внимание. Минуты через две та вынула кальян изо рта, зевнула — раз, другой — и потянулась. Потом она сползла с гриба и скрылась в траве, бросив Алисе на прощанье:

— Откусишь с одной стороны — подрастёшь, с другой — уменьшишься!

— С одной стороны чего? — подумала Алиса. — С другой стороны чего?

— Гриба, — ответила Гусеница, словно услышав вопрос, и исчезла из виду.

С минуту Алиса задумчиво смотрела на гриб, пытаясь определить, где у него одна сторона, а где — другая; гриб был круглый, и это совсем сбило её с толку».

Есть ли у окружности края? Обоснуйте.

Круг - геометрическое место точек плоскости, расстояние от которых до данной точки не больше, чем заданное ненулевое.

и далее

Окружность - это геометрическое место точек плоскости, равноудалённых от заданной точки, называемой центром, на заданное ненулевое расстояние, называемое её радиусом.

Т. е. окружность ограничивает круг.

Поэтому можно с равной справедливостью сказать, что у круга 1 сторона, либо сторон нет вообще.

В этом эпизоде также рассматривается окружность. Всем известно, что окружность не имеет сторон, поэтому Алисе было сложно определить с какой стороны откусить, чтобы увеличиться.

(ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ стр 29)

Размышляя, таким образом, она пробралась в маленькую комнатку, сверкающую чистотой. У окна стоял стол, а на нем, как она и надеялась, лежал веер и несколько пар крошечных перчаток. Алиса взяла веер и пару перчаток и совсем уже собралась выйти из комнатки, как вдруг увидала у зеркала маленький пузырек. На нем не было написано: «ВЫПЕЙ МЕНЯ!», но Алиса открыла его и поднесла к губам.

- Стоит мне что-нибудь проглотить, - подумала она, - как тут же происходит что-нибудь интересное. Посмотрим, что будет на этот раз! Мне бы очень хотелось опять подрасти. Надоело быть такой крошкой!

Так оно и случилось - и гораздо быстрее, чем предполагала Алиса. Не успела она отпить и половины, как уперлась головой в потолок. Пришлось ей пригнуться, чтоб не сломать себе шеи. Она быстро поставила пузырек на стол.

- Ну, хватит, - сказала она. - Надеюсь, на этом я остановлюсь. Я и так уже в дверь не пролезу. Зачем только я так много выпила!

Увы! было уже поздно; она все росла и росла. Пришлось ей встать на колени - а через минуту и этого оказалось мало. Она легла, согнув одну руку в локте (рука доходила до самой двери), а другой обхватив голову. Через минуту ей снова стало тесно - она продолжала расти. Пришлось ей выставить одну руку в окно, а одну ногу засунуть в дымоход.

Дальше расти было некуда.

- Больше я ничего не могу сделать, что бы там ни случилось, - сказала она про себя. - Что-то со мной будет?

Но, к счастью, действие волшебного напитка на этом кончилось. Больше она не росла. Правда, легче от этого ей не стало. Особых надежд на спасение не было, и немудрено, что она загрустила.

Кролик подошел к двери и толкнул в нее лапкой. Но дверь открывалась в комнату, а так как Алиса уперлась в нее локтем, она не поддавалась. Алиса услышала, как Кролик сказал:

- Что ж, обойду дом кругом и залезу в окно...

- Ну, нет! - подумала Алиса.

Подождав, пока он по ее расчетам должен был подойти к окну, она наугад высунула руку и попробовала его схватить. Послышался крик, что-то шлепнулось, зазвенело разбитое стекло. Видно, он упал в теплицы, в которых выращивали огурцы.

Потом раздался сердитый крик.

- Пат! Пат! - кричал Кролик. - Да где же ты?

А какой-то голос, которого Алиса раньше не слыхала, отвечал:

- Я тут! Яблочки копаю, ваша честь!

- Яблочки копаю! - рассердился кролик. - Нашел время! Лучше помоги мне выбраться отсюда!

Снова зазвенело разбитое стекло.

- Скажи-ка, Пат, что это там в окне?

- Рука, конечно, ваша честь!

(Последние два слова он произносил как одно - получалось что-то вроде «вашчсть!»)

- Дубина, какая ж это рука? Ты когда-нибудь видел такую руку? Она же в окно едва влезла!

- Оно, конечно, так, вашчсть! Только это рука

Послышался громкий треск.

- Ну вот, это кто же наделал?

- Сдается мне, что Билль!

- Кто полезет в трубу?

- Я не полезу! Сам полезай!

- Ну уж нет! Ни за какие коврижки!

- Пусть лезет Билль!

- Эй, Билль! Слышишь? Хозяин велит тебе лезть!

- Ах, вот оно что! - сказала про себя Алиса. - Значит, лезть приходится Биллю? Все на него сваливают! Я бы ни за что не согласилась быть на его месте. Камин здесь, конечно, невелик, особенно не размахнешься, а все же лягнуть его я сумею!

Алиса просунула ногу подальше в камин и стала ждать. Наконец, она услышала, что в дымоходе прямо над ней кто-то шуршит и скребется (что это был за зверек, она не могла догадаться).

- А вот и Билль! - сказала она про себя и изо всех сил поддала ногой. - Интересно, что теперь будет!

Пропорциональными называются две взаимно зависимые величины, если отношение их значений остаётся неизменным. Равенство между отношениями двух или нескольких пар чисел или величин в математике называется пропорцией.

В данном эпизоде Размеры Алисы не пропорциональны размерам всему, что ее окружает.

Вывод

Сегодня мы рассмотрели всего три примера использования математики в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

«Алиса…» открывает свои тайны тому, кто умеет смотреть и видеть, тому, кто сохранил в себе способность удивляться, воспринимать новое, думать и размышлять!

 

Автор произведения?- Льюис Кэрролл

 

Как звали кошку Алисы? – Дина

 

Любимые слова Королевы? – Отрубить голову

 

Кто первым встретился Алисе под землёй? – Кролик

 

Какое животное появлялось внезапно в воздухе? – Чеширский Кот

 

Что за ребёнка Алиса унесла от Герцогини? – Поросёнка

 

Как называлась карточная игра? – Крокет

 

Почему в крокет было трудно играть? – Там не было правил.

 

Что лежало на столе в комнате, куда пришла Алиса после падения? – Ключик

 

Почему Кролик не мог попасть в свой дом из-за Алисы? – Она выросла и заполнила собой весь дом

 

Кто посоветовал Алисе съесть гриб?– Гусеница

 

Почему в доме Герцогини все чихали? – Во всём много было перца

 

В игре крокет, кто выполнял роль молотка и шара? – Фламинго и еж

 

Как называется овощ, от которого огорчаются? – Горчица.

 

Что падало на лицо Алисы, спавшей на коленях у сестры? – Сухие листья, упавшие с деревьев.

 

Какой фрукт входил в состав жидкости в пузырьке, на котором было написано: «Выпей меня!» - Ананас.

 

На чём сидела Синяя Гусеница? – На грибе.

 

Сколько солдат сопровождало короля и королеву? -10.

 

Кого звали Соня? – Мышь.

 

Почему учителя- Черепаху звали Спрутиком? – Он всегда ходил с прутиком.

 

Как звали садовников, которые перекрашивали кусты роз?- Пятёрка, Семёрка, Двойка.

 

Как Алиса определила судью на суде? – Он был в парике.

 

Какая профессия у этого героя: «Она ещё не вошла в зал суда, а те, кто сидел возле двери, все как один вдруг чихнули». – Кухарка.

 

Какого цвета были глаза у кролика, за которым побежала Алиса? – Красного.

 

Какого цвета были розы в саду, которые перекрашивали в красный цвет? – Белые.

 

Что лежало на полках, мимо которых летела Алиса? – Апельсиновое варенье.

 

Что позволяло Алисе становится больше и меньше одновременно? – Гриб.

 

Что потерял Кролик? – Перчатки.

 

Какой рисунок был на одеждах королевских детей? – Золотые сердечки.

 

Почему образование в стране чудес называется классическим? – Ученики целый день играли в классики.

 

Какой падеж называет Алиса, склоняя слово Мышь, которого нет в русском языке? – Звательный.

Приложение 4

Интеллектуальная игра «С Алисой в стране чудес»

Интеллектуальная игра для пятых-шестых классов

«С Алисой в стране чудес»

Думай о смысле, а слова придут сами.

Герцогиня

Цель: Развитие познавательных интересов в учебной внеклассной деятельности по математике для учащихся 5-6 классов.

Задачи:

    •  

формировать у учащихся умения применять знания в нестандартной обстановке;

    •  

раскрывать и развивать творческие способности учащихся;

    •  

познакомить учеников с творчеством английского писателя и математика Л. Кэрролла;

    •  

формировать межличностные отношения в классном коллективе, позволяющие решать задачи при достижении общей цели.

Открытие интеллектуальной игры. Слово Алисе. Она приглашает в удивительный мир в чудесную страну, которая каждый миг раскрывается ребятам через магический вопрос – почему? (Алиса – молодая обаятельная учительница математики).

Пожелание успеха в игре.

Представление жюри (представляет Алиса)

Члены жюри: учителя математики, русского языка, английского языка.

Представление команд (всего 6 команд).

Определение порядка дальнейшего путешествия и основных правил игры. Маршрутные листы.

(Путешествие включает в себя шесть этапов, пребывание на которых строго регламентировано временными рамками. На каждый этап отводится пять минут. Со звонком команды переходят на следующую станцию, не зависимо от степени выполнения задания. На последнем этапе подводятся итоги, проставляется общее количество баллов за все путешествие. Команда возвращается в зал и сдает свой маршрутный лист жюри. Пока команды собираются, демонстрируется видео фильм «Алиса в стране чудес»).

Подведение итогов и награждение победителей (Алиса).

Конкурсы.

Конкурс – путешествие. Награждаются 6 лучшие команды и все участники. В качестве награждения сертификаты от «2» и на получение «5» по математике, английскому языку, литературе, русскому языку

Домашнее задание для всех участников.

А) Прочитать Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес»;

ГИМН ЗНАНИЯМ

Виват вам знания! Виват!Вы - царственные слуги мира.Законы ваши - гроздь наград,И нет для духа лучше пира!Горю желанием над книгойСидеть ночами, днями, вечно!Лишь только бы не быть мне глупым,Ведь знанье - счастье, счастье вечно!

Г) Приготовить короткое приветствие команды (2-3 минуты).

Оформление и оборудование.

Сцена и актовый зал.

А) большими буквами «С Алисой в стране чудес»;

Б) под аркой названия игры большая улыбка Чеширского кота, сбоку квадрат логотипа игры;

В) по стенам актового зала рисунки к сказке «Алиса в стране чудес»;

Д) видеомагнитофон с фильмом «Алиса в стране чудес».

Е) оформление 5 станций с рисунками и высказываниями героев сказки.

Ж) 6 станция в кабинете иностранного языка.

Станции.

А) материалы для конкурсов.

Б) высказывания из книги Л. Кэрролла для каждой станции.

Вниз по кроличьей норе (логика).

Море слез (русский язык и литература).

У Синей Гусеницы (стихи литература).

Безумное чаепитие (природоведение, физика, история – загадки).

В гостях у Шалтай-болтая (математика).

В саду говорящих цветов (видео, английский язык).

Призы

В качестве награждения сертификаты от «2» и на получение «5» по математике, английскому языку, литературе, русскому языку

Путешествие по станциям:

Станция № 1 (логика) собрать картинку из сказки и назвать героев

Станция № 2 (Лингвистика) «Море слез»

Викторина с ответами

1. Сидя на берегу после Бега по кругу, Алиса слушает

    •  

историю пса о том, как он стал Дневным Псом

    •  

историю, кита, взывающего к ней с моря

    •  

историю мыши про хвост

    •  

историю кота о том, как он потерял свой хвост

2. Кто вылетает в трубу в доме Белого Кролика?

    •  

рысь Сэм

    •  

ящерка Билль

    •  

гусеница Тэмми

    •  

орлёнок Стив

3. Убежав из дома Белого Кролика, Алиса встречает в лесу гигантского

    •  

скорпиона

    •  

богомола

    •  

котёнка

    •  

щенка

4. Перед домом Герцогини Алиса видит:

    •  

поле гигантских кошачьих голов

    •  

лакея-леща и лакея-лягушонка

    •  

поле гигантских грибов

    •  

огромную бабочку

5. Одним из первоначальных названий «Алисы в стране чудес» было

    •  

Деяния Алисы на земле эльфов

    •  

Невероятные приключения Алисы

    •  

Алиса в царстве троллей

    •  

Сны Алисы

6. Что означала надпись 10/6 на шляпе Безумного Шляпника?

    •  

старинное обозначение цены: 10 шиллингов и 6 пенсов

    •  

старинное обозначение размера шляпы

    •  

день рождения Шляпника – 10 июня

    •  

дату международного дня шляпника – 6 октября

7. В какой стране книга была запрещена в первой половине XX века из-за того, что персонажами сказки были говорящие животные?

    •  

провинция Хунань в Китае

    •  

страны Латинской Америки

    •  

Арабские Эмираты

    •  

Северная Корея

8. Каким по счету ребёнком в семье была Алиса Лидделл, вдохновившая Кэрролла на создание сказки?

    •  

1

    •  

2

    •  

3

    •  

4

9. В какое время года происходят события книги?

    •  

летом

    •  

весной

    •  

осенью

    •  

зимой

10. Какие предметы держал в руках кролик?

    •  

белую шляпу

    •  

синюю чашку

    •  

чёрные перчатки

    •  

белые перчатки и веер

Вопросы, позволяющие получить дополнительные баллы:

    1.  

Автор произведения?-

    1.  

Как звали кошку Алисы? –

    1.  

Любимые слова Королевы? –

    1.  

Кто первым встретился Алисе под землёй? –

    1.  

Какие животные убегали от Алисы при упоминании о Дине? –

    1.  

Какое животное появлялось внезапно в воздухе? –

    1.  

Что за ребёнка Алиса унесла от Герцогини? –

    1.  

Как называлась карточная игра? -

    1.  

Почему в крокет было трудно играть? –

    1.  

Что лежало на столе в комнате, куда пришла Алиса после падения? –

    1.  

Откуда появилось море, в котором плавала Алиса под землёй? –

    1.  

Как Алиса высушила одежду после купания? –

    1.  

Почему Кролик не мог попасть в свой дом из-за Алисы? –

    1.  

Кто посоветовал Алисе съесть гриб?–

    1.  

Почему в доме Герцогини все чихали? –

    1.  

В игре крокет, кто выполнял роль молотка и шара? –

    1.  

Какое страшное обвинение бросила Алиса в зал суда перед тем, как проснуться? –

    1.  

Кому приснилось продолжение сна Алисы? –

    1.  

Как называется овощ, от которого огорчаются? –

    1.  

Что падало на лицо Алисы, спавшей на коленях у сестры? –

    1.  

Какой фрукт входил в состав жидкости в пузырьке, на котором было написано: «Выпей меня!» -

    1.  

На чём сидела Синяя Гусеница? –

    1.  

Кто такая Дина? –

    1.  

С каким животным Алиса пыталась заговорить на французском языке? –

    1.  

На какое животное стала похожа Алиса, испугавшая Горлицу, охранявшую птенцов на дереве? –

    1.  

Что за ребёнок был на руках Герцогини? –

    1.  

Земля совершает оборот за 24 часа. Но Алиса засомневалась и назвала какое число? –

    1.  

Сколько солдат сопровождало короля и королеву? –

    1.  

Под каким номером стояло правило: «Всем, в ком больше мили росту, следует немедленно покинуть зал». –

    1.  

На каком расстоянии, по мнению Алисы, находится центр земли? –

    1.  

Кого звали Соня? –

    1.  

Как звали кота, у которого появлялась сначала голова? –

    1.  

Почему учителя- Черепаху звали Спрутиком? –

    1.  

Как звали садовников, которые перекрашивали кусты роз?-

    1.  

Кролик попросил Алису принести ему одежду, перепутав её с Мэри-Энн? Кем работала Мэри-Энн? –

    1.  

Лещик вынул огромное письмо и передал его Лягушонку. Кем работал Лещик? –

    1.  

Как Алиса определила судью на суде? –

    1.  

Какая профессия у этого героя: «Она ещё не вошла в зал суда, а те, кто сидел возле двери, все как один вдруг чихнули». –

    1.  

Какого цвета были глаза у кролика, за которым побежала Алиса? –

    1.  

Какого цвета были розы в саду, которые перекрашивали в красный цвет? –

    1.  

Какого цвета был ключик от волшебной дверцы? –

    1.  

Какая шёрстка была у пёсика, жившего по соседству с Алисой? –

    1.  

Что лежало на полках, мимо которых летела Алиса? –

    1.  

Что позволяло Алисе становится больше и меньше одновременно? –

    1.  

Какие призы были вручены участником пробега после купания для обсушки? –

    1.  

«Я сырые не люблю!» - сказала Алиса о чём? –

    1.  

Что потерял Кролик? –

    1.  

Какой рисунок был на одеждах королевских детей? –

    1.  

Какую одежду продавал Болванщик? –

    1.  

Что нёс на подушечке Валет, шедший перед Червонными Королём и Королевой?-

    1.  

Почему образование в стране чудес называется классическим? –

    1.  

Есть поговорка: «Ревёт, как …». Закончите её. –

    1.  

Какой падеж называет Алиса, склоняя слово Мышь, которого нет в русском языке? –

    1.  

Какое из четырёх действий Арифметики, которые называет Черепаха Квази, больше относится к русскому языку: Скольжение, Причитание, Умиление, Изнеможение? –

Правильные ответы на вопросы викторины

1. Сидя на берегу после Бега по кругу, Алиса слушает

    •  

историю пса о том, как он стал Дневным Псом

    •  

историю, кита, взывающего к ней с моря

    •  

историю мыши про хвост

    •  

историю кота о том, как он потерял свой хвост

2. Кто вылетает в трубу в доме Белого Кролика?

    •  

рысь Сэм

    •  

ящерка Билль

    •  

гусеница Тэмми

    •  

орлёнок Стив

3. Убежав из дома Белого Кролика, Алиса встречает в лесу гигантского

    •  

скорпиона

    •  

богомола

    •  

котёнка

    •  

щенка

4. Перед домом Герцогини Алиса видит:

    •  

поле гигантских кошачьих голов

    •  

лакея-леща и лакея-лягушонка

    •  

поле гигантских грибов

    •  

огромную бабочку

5. Одним из первоначальных названий «Алисы в стране чудес» было

    •  

Деяния Алисы на земле эльфов

    •  

Невероятные приключения Алисы

    •  

Алиса в царстве троллей

    •  

Сны Алисы

6. Что означала надпись 10/6 на шляпе Безумного Шляпника?

    •  

старинное обозначение цены: 10 шиллингов и 6 пенсов

    •  

старинное обозначение размера шляпы

    •  

день рождения Шляпника – 10 июня

    •  

дату международного дня шляпника – 6 октября

7. В какой стране книга была запрещена в первой половине XX века из-за того, что персонажами сказки были говорящие животные?

    •  

провинция Хунань в Китае

    •  

страны Латинской Америки

    •  

Арабские Эмираты

    •  

Северная Корея

8. Каким по счету ребёнком в семье была Алиса Лидделл, вдохновившая Кэрролла на создание сказки?

    •  

1

    •  

2

    •  

3

    •  

4

9. В какое время года происходят события книги?

    •  

летом

    •  

весной

    •  

осенью

    •  

зимой

10. Какие предметы держал в руках кролик?

        •  

белую шляпу

        •  

синюю чашку

        •  

чёрные перчатки

        •  

белые перчатки и веер

 

Автор произведения?-Льюис Кэрролл

 

Как звали кошку Алисы? - Дина

 

Любимые слова Королевы? – Отрубить голову

 

Кто первым встретился Алисе под землёй? – Кролик

 

Какие животные убегали от Алисы при упоминании о Дине? – Мышь и птицы

 

Какое животное появлялось внезапно в воздухе? – Чеширский Кот

 

Что за ребёнка Алиса унесла от Герцогини? – Поросёнка

 

Как называлась карточная игра? – Крокет

 

Почему в крокет было трудно играть? – Там не было правил.

 

Что лежало на столе в комнате, куда пришла Алиса после падения? – Ключик

 

Откуда появилось море, в котором плавала Алиса под землёй? – Её слёзы

 

Как Алиса высушила одежду после купания? – Бегала по кругу

 

Почему Кролик не мог попасть в свой дом из-за Алисы? – Она выросла и заполнила собой весь дом

 

Кто посоветовал Алисе съесть гриб?– Гусеница

 

Почему в доме Герцогини все чихали? – Во всём много было перца

 

В игре крокет, кто выполнял роль молотка и шара? – Фламинго и еж

 

Какое страшное обвинение бросила Алиса в зал суда перед тем, как проснуться? – «Вы ведь всего-навсего колода карт»

 

Кому приснилось продолжение сна Алисы? – Её сестре

 

Как называется овощ, от которого огорчаются? – Горчица.

 

Что падало на лицо Алисы, спавшей на коленях у сестры? – Сухие листья, упавшие с деревьев.

 

Какой фрукт входил в состав жидкости в пузырьке, на котором было написано: «Выпей меня!» - Ананас.

 

На чём сидела Синяя Гусеница? – На грибе.

 

Кто такая Дина? – Кошка Алисы.

 

С каким животным Алиса пыталась заговорить на французском языке? – с Мышью.

 

На какое животное стала похожа Алиса, испугавшая Горлицу, охранявшую птенцов на дереве? – На змею.

 

Что за ребёнок был на руках Герцогини? – Поросёнок.

 

Земля совершает оборот за 24 часа. Но Алиса засомневалась и назвала какое число? – 12.

 

Сколько солдат сопровождало короля и королеву? -10.

 

Под каким номером стояло правило: «Всем, в ком больше мили росту, следует немедленно покинуть зал». – 42.

 

На каком расстоянии, по мнению Алисы, находится центр земли? – Около 4 тысяч миль.

 

Кого звали Соня? – Мышь.

 

Как звали кота, у которого появлялась сначала голова? – Чеширский Кот.

 

Почему учителя- Черепаху звали Спрутиком? – Он всегда ходил с прутиком.

 

Как звали садовников, которые перекрашивали кусты роз?- Пятёрка, Семёрка, Двойка.

 

Кролик попросил Алису принести ему одежду, перепутав её с Мэри-Энн? Кем работала Мэри-Энн? – Горничная.

 

Лещик вынул огромное письмо и передал его Лягушонку. Кем работал Лещик? – Лакеем.

 

Как Алиса определила судью на суде? – Он был в парике.

 

Какая профессия у этого героя: «Она ещё не вошла в зал суда, а те, кто сидел возле двери, все как один вдруг чихнули». – Кухарка.

 

Какого цвета были глаза у кролика, за которым побежала Алиса? – Красного.

 

Какого цвета были розы в саду, которые перекрашивали в красный цвет? – Белые.

 

Какого цвета был ключик от волшебной дверцы? – Золотой, т.е.жёлтый.

 

Какая шёрстка была у пёсика, жившего по соседству с Алисой? – Коричневая.

 

Что лежало на полках, мимо которых летела Алиса? – Апельсиновое варенье.

 

Что позволяло Алисе становится больше и меньше одновременно? – Гриб.

 

Какие призы были вручены участником пробега после купания для обсушки? – Цукаты.

 

«Я сырые не люблю!» - сказала Алисы о чём? – О яйцах.

 

Что потерял Кролик? – Перчатки.

 

Какой рисунок был на одеждах королевских детей? – Золотые сердечки.

 

Какую одежду продавал Болванщик? – «Я Шляпных Дел Мастер».

 

Что нёс на подушечке Валет, шедший перед Червонными Королём и Королевой?- Корону.

 

Почему образование в стране чудес называется классическим? – Ученики целый день играли в классики.

 

Есть поговорка: «Ревёт, как …». Закончите её. – Белуга.

 

Какой падеж называет Алиса, склоняя слово Мышь, которого нет в русском языке? – Звательный.

 

Какое из четырёх действий Арифметики, которые называет Черепаха Квази, больше относится к русскому языку: Скольжение, Причитание, Умиление, Изнеможение? – Причитание

Станция № 3

(Стихи) «У Синей Гусеницы»

«Думай о смысле, а слова придут сами».

Герцогиня

Каждой команде предлагается 21 закрытое слово. Из набора слов выбирается четыре слова и эти слова должны войти в четырехстишие. Оценивается качество и логическая связь слов в стихотворении. Дополнительный балл получит команда, если в стихотворении отражается какой-либо эпизод из сказки «Алиса в Стране чудес».

Набор слов для конкурса: заяц, часы, поросенок, королева, девочка, очки, дорога, чудеса, цветы, чай, нора, шахматы, игра, песня, варенье, карта, стихотворение, зеркало, подземелье, кот, улыбка.

Станция № 4

(вопросы и загадки)«Безумное чаепитие»

Слыхала я такую чепуху, рядом с которой это разумно как толковый словарь.

Команде предлагаются карточки с загадками и вопросами. По количеству правильных ответов ставится общий балл оценки конкурса. Ответ считается правильным, если дается пояснение к нему. Таким образом, необходимо не только дать ответ, но и объяснить, – почему это явление наблюдается. Если объяснений нет или они неправильные, то снимается половина балла.

Например: вопрос - что такое – светит, но не греет? Ответ – Луна.

Если дети дают правильный ответ, но не объясняют, почему Луна не греет, команда получает полбалла.

  •  

Бежать, бежать – не добежать,

Лететь, лететь – не долететь.

(Горизонт)

  •  

Есть невидимка:

В дом не просится,

А прежде людей бежит, торопится.

(воздух)

  •  

Чего в комнате не видишь?

(воздух)

  •  

Месяц видел, солнце сняло.

(звезды на небе)

  •  

Родится с рогами, а потом их потеряет. (Луна)

  •  

Светит, но не греет.

(Луна)

  •  

Мету, мету – не вымету,

Несу, несу – не вынесу,

Пора придет – сам уйдет.

(солнечный луч)

  •  

Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет.

(ветер)

  •  

Сперва – блеск,

За блеском – треск,

За треском – плеск.

(молния, гром, дождь)

  •  

Красное коромысло через реку повисло. (радуга)

Чист и ясен, как алмаз,

Дорог не бывает,

Он от матери рожден,

Сам ее рождает.

(Лед и вода)

  •  

У тебя есть, у меня есть,

  •  

У дуба в поле, у рыбы в море.

(тень)

  •  

Кто на всех языках говорит?

(эхо)

  •  

Триста шестьдесят пять скворцов, двенадцать гусей, пятьдесят два грача. (дни, месяцы, недели)

  •  

В воде купался, а сух остался.

(гусь или перо водоплавающей птицы)

  •  

Самого не видно, а песню слышно. (Ветер)

Станция № 5 (математика)«В гостях у Шалтай-Болтая»

Ах, не мучай меня, цифры – это мое слабое место.

Герцогиня

1) Алиса надувает разноцветные шарики для праздника. Сначала желтый, затем зеленый, затем синий, затем красный, снова желтый, зеленый, синий, красный и так далее. Какого цвета будет пятнадцатый шарик? (Синий)

2) Мартовский заяц сильно торопился на чаепитие и спускался прыжками через две ступеньки. После четырех прыжков он заметил, что стоит на предпоследней ступеньке. Сколько ступенек ему пришлось преодолеть? (13 ступенек)

3) На безумное чаепитие пришел Мартовский заяц, Шляпник пришел на полтора часа позже него. Через час после Шляпника пришла Алиса. Так как на часах было всегда шесть часов. Здесь всегда было пора пить чай. Они даже не успевали мыть посуду! Мартовский заяц пил чай четыре часа и затем ушел, Шляпник - три часа, а Алиса - два с половиной часа. Сколько времени герои сказки пили чай вместе? (1,5 часа)

4) Три банки воды – это половина ведерка, а два стакана воды – это половина банки. Рост Алисы 120 см. Если она выпивает один стакан воды, то вырастает на 10 см, а если одну банку воды, то уменьшается на 25 см. Алиса выписал 6 стаканов воды. Какой теперь рост у Алисы? (135 см)

5) Алиса задумалась: какие часы чаще показывают правильное время — те, которые не работают, или те, которые отстают на одну минуту? (которые не работают)

6) В огромную лужу слёз, которую наплакала Алиса, попáдали разные птицы и звери. Выбравшись из лужи, они стали искать способ, как побыстрее обсохнуть…… но Додо сказал: «Правильность формы несущественна!» А потом расставил всех без всякого порядка …….. О какой геометрической фигуре идет речь? (круг)

7) Реальный рост Алисы составляет 120 см. Сначала он уменьшился в 3 раз, затем увеличился на 15 см, а в конце увеличился в 8 раз, что на 122 см больше того, который был в книге. Каков «огромный» рост Алисы? (440 см)

8) Алиса посмотрела на часы и подумала: «Какие четыре цифры надо вычеркнуть из числа 4581903, чтобы получившееся трехзначное число было как можно меньше?» (Цифры переставлять нельзя!) (4589-вычеркнуть)

9) Сколько километров пролетела Алиса (по её мнению) в подземелье? (шесть тысяч километров)

10) Алиса пытается выполнить умножение, но получает удивительные результаты: "Итак: четырежды пять - двенадцать, четырежды шесть - тринадцать, … так я никогда не дойду до двадцати!" в этом фрагменте показано использование… (шестнадцатеричной системы счисления)

Станция № 6

(видео)«В саду говорящих цветов»

Во всем есть своя мораль, нужно только уметь ее найти.

Конкурс заключается в том, что команде предлагается отрывок из видеофильма «Алиса в стране чудес» на английском языке. Отрывок выбирается таким образом, что бы в нем присутствовала прямая речь, понятная ученикам 5-6 классов. Длительность отрывка 1,5 минуты. Учащиеся должны назвать героев сказки, объяснить, о чем идет речь в отрывке. Если они выполняют часть задания, то получают половину от 5 баллов или пропорционально выполнению.

Если команда быстро справилась со своим заданием, то ей можно предложить еще один фрагмент и добавить баллы.

Для проведения конкурса необходимо иметь на кассете минимум семь фрагментов фильма.

Литература

 

Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье», М., Наука,1991г.

 

Л. Кэрролл «Логическая игра», М., Наука, 1991г.

 

Пословицы. Поговорки. Загадки. Составил Мартынов А.М., М., «Современник», 1986г.

 

Пчелинцев Ф.А., Чулков П.В. Математика 5 – 6 класс. Уроки математического мышления. – М. 1998г.

 

Арсирий А.Т. «Занимательные материалы по русскому языку», М., «Просвещение», 1995г.

 

«Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык». Аванта, 1999г.

 

«Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября», 1999г. № 43, 47, 48

 

Видеофильм «Алиса в Стране чудес».

ПАМЯТКА ДЛЯ ЖЮРИ

Осуществлять контроль времени (общее время проведения конкурса 5 мин.).

У последней команды подсчитать общий балл и вписать его в карту жюри.

Зафиксировать оригинальный, «яркий» ответ, и поделиться впечатлениями со всей аудиторией во время подведения итогов.c

1 В игре могут участвовать учащиеся 5-6 классов. Перед началом игры звучат песни о школе.

Приложение 5

Книжки-малышка с занимательными задачами по мотивам сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» Приложение 6 Сборник с понятиями (эпизод+определение), которые встречаются в сказке.

Просмотров работы: 11708