Введение
ТЕМА: Как правильно выполнять элементы синхронного фигурного катания. Линия.
ПРОБЛЕМА:
Элемент «линия» выполняется неверно.
ЦЕЛЬ:
Рассчитать траекторию движения каждой фигуристки для синхронного выполнения элемента «линия».
ЗАДАЧИ:
Изучить правила исполнения элемента «Линия».
Выявить ошибки, допускаемые при выполнении элемента «Линия».
Выявить параметры, влияющие на исполнение элемента «Линия».
Рассчитать эти параметры для каждой фигуристки.
Проверить полученные значения на практике.
Теоретическая часть
Синхронное фигурное катание— дисциплина фигурного катания. Не олимпийский вид спорта. Популярность синхронного катания на коньках начинает увеличиваться с 1983 года, когда впервые разыгрывается Кубок мира по синхронному катанию на коньках. Широкое распространение этот вид спорта получил в Канаде, США, Швеции, Франции, Финляндии. Сегодня стремительно растет популярность этого зрелищного вида спорта и в России. В 1989 году состоялся первый международный чемпионат по синхронному катанию на коньках, он прошёл в Европе, в Швеции. Ещё через 5 лет самая главная спортивная организация фигуристов мира - Международный союз фигурного катания (ISU) – официально утвердил синхронное катание своей пятой самостоятельной дисциплиной, наряду с одиночным (мужским и женским), парным катанием и танцами на льду. С 2000 года регулярно проводятся чемпионаты мира. Система оценок аналогична с фигурным катанием. Площадка – стандартный хоккейный каток. Состав команды включает в себя 12-16 человек, 4 человека – запасных (официально допускается не более 6 мужчин, но некоторые турниры устанавливают иные правила, в том числе и по общему количеству). В синхронном катании есть три возрастные категории. Самая младшая категория «Преновисы» - до 10 лет (2 разряд). Далее идёт категория «Новисы» - с 10 до 15 лет (1 взрослый разряд). Средняя категория «Юниоры» - с 12 до 19 лет (КМС) и с 14 лет и старше – категория «Сеньоры» (МС).
Элементы синхронного катания
Блок: фигуристы выстраиваются в каре или рамку и в таком виде движутся по льду. Бывает «взявшись за руки» и «поодиночке».
Круг (хоровод), пересекающиеся круги, круг в круге. Также бывает взявшись за руки и поодиночке.
Вертушка (колесо): шеренги фигуристов («спицы») вращаются вокруг общего центра. Есть много видов «колеса»: «крест» (4 «спицы»), «мерседес» (3 «спицы») и многие другие.
Пивотинг (пивот): блок или линия делает оборот на 180 градусов вокруг центра, которым является один из краев блока или линии.
Линия: шеренга или колонна.
Пересечение (проходы): одна группа проезжает сквозь другую.
Синхронное вращение: ничем не отличается от парного.
Парные элементы: фигуристы разбиваются на пары, выполняя поддержки, тодесы или совместные вращения.
Сольные элементы: некоторая часть фигуристов (минимум трое, максимум половина команды) выполняет сложные элементы наподобие прыжков и поддержек.
Одиночная горизонтальная линия (шеренга):
а) Движение линии фигуристов поперек катка.
б) Движение линии фигуристов вдоль катка
Исходное положение: «бок о бок»
Типы хватов: «руки на талии», «кисть в кисть», «руки на плечах», «полный скрестный», «под локоть», «корзинное плетение»
Исследовательская часть
Ошибки, допускаемые при выполнении элемента «линия»
Я занимаюсь фигурным катанием в группе из 12 человек. Существует проблема - элемент «линия» выполняется неверно.
Задача спортсменов переместить линию из горизонтального положения в вертикальное. При движении фигуристов в элементе «Линия» не сохраняется ровная прямая, принятая в исходном положении. В этом случае говорят «Торопятся», «Опаздывают», «Не подстраиваются друг под друга».
Параметры, влияющие на исполнение элемента «Линия».
Каждый участник команды двигается по своей окружности. При этом радиус окружности первого спортсмена не равен 0, а есть заданная величина. Радиусы второго, третьего и т. д. участников увеличиваются в арифметической прогрессии на определенную величину, равную длине рук в хвате спортсменов.
Расчет правильной длины траектории и шага каждой фигуристки
Расстояние между спортсменами ~85см. Зная примерный радиус окружности, по которой движется первый в линии, мы можем рассчитать радиус для каждого последующего. Линию нужно повернуть на 90 градусов, это четверть окружности, находим длину всей окружности и умножаем на ¼. Чтобы найти длину шага, делим полученное число на количество шагов.
Таким образом, я получила формулу L=0,5πR /С
Порядковый номер спортсмена |
Радиус R, м |
Длина траектории, S, м |
Количество шагов, С |
Длина шага, м |
0,5πR |
L=0,5πR /С |
|||
1,00 |
5,00 |
7,85 |
12,00 |
0,65 |
2,00 |
5,85 |
9,18 |
12,00 |
0,77 |
3,00 |
6,70 |
10,52 |
12,00 |
0,88 |
4,00 |
7,55 |
11,85 |
12,00 |
0,99 |
5,00 |
8,40 |
13,19 |
12,00 |
1,10 |
6,00 |
9,25 |
14,52 |
12,00 |
1,21 |
7,00 |
10,10 |
15,86 |
12,00 |
1,32 |
8,00 |
10,95 |
17,19 |
12,00 |
1,43 |
9,00 |
11,80 |
18,53 |
12,00 |
1,54 |
10,00 |
12,65 |
19,86 |
12,00 |
1,66 |
11,00 |
13,50 |
21,20 |
12,00 |
1,77 |
12,00 |
14,35 |
22,53 |
12,00 |
1,88 |
Применяем полученные результаты на практике.
Представленные результаты были апробированы на тренировке: я предложила девочкам рассмотреть таблицу и каждой установить для себя длину траектории и шага. С помощью рулетки мы нанесли временную разметку траектории и отметили на ней длину шага. В начале мы делали медленно, следуя разметке. Повторив движения 10 раз, каждая спортсменка запомнила свою траекторию и длину шага (примерно, учитывая погрешность шага).
Линия стала получаться намного лучше, т.к. теперь каждый знает свою примерную длину шага и траекторию.
Заключение:
ВЫВОД: Для успешного выполнения элемента «Линия» необходимо каждому фигуристу соблюдать свою длину шага и траектории. Данный вывод подтвержден экспериментально.
Список литературы:
http://fskelama.ru/synchroskate/
https://www.tulup.ru/articles/587/lines.html