Введение.
Актуальность проекта: создание математических сказок развивает творчество, способствует формированию математических понятий, что является необходимым условием успешной учебы. Создание сказки позволяет прививать вкус к самостоятельным рассуждениям, которые способствуют развитию мышления, и стимулируют мыслительный процесс
Изучая математику, наряду с обычными школьными заданиями мы выполняем творческие задания. Среди них - математические сказки, рассказы, рисунки, стихотворения о математике, написанные самими учениками.
Мне не очень легко дается математика. Гораздо успешнее у меня идут гуманитарные предметы, такие как русский язык, литература, история. Я люблю читать, а еще сочинять разные сказки, рассказы. Нам было задано творческое задание по теме «Проценты», и я решила написать математическую сказку, чтобы лучше понять эту тему, ведь сказки интереснее слушать, чем разбираться с учебником. Мне очень понравилось сочинять математические сказки. Когда мы начали проходить по математике тему «Круг и окружность», я решила придумать для себя и одноклассников небольшую историю с героями любимого с детства мультфильма.
Сказка о процентах.
Когда-то давно в одном городе жил одинокий Процент. Потом он встретил прекрасную девушку, они поженились. И вот они уже счастливая пара Процентов. У них стали рождаться дети – сначала один, потом еще один и еще… А потом у тех появились свои дети. Семья выросла и стала очень большая 100 Процентов. Родители ими очень гордились. Одно плохо, разбросала их жизнь по всему миру. Жили они в разных странах и не виделись. У всех были свои заботы, работа. Они подолгу не встречались. А родителям очень хотелось, чтобы все дети собрались вместе и приехали к ним разом в гости. Тогда папа, глава семьи Процентов, придумал следующее. Он каждому члену семьи послал письмо, а нем маленький листочек пожелтевшей бумаги. Это была карта сокровищ.
.
Но одному найти клад было не возможно. Для этого надо было собрать все части карты воедино. И план сработал. Проценты стали съезжаться один за другим в отцовский дом 10 Процентов, 20 Процентов… 99 Процентов.
Не хватало последнего кусочка, чтобы сложить карту. Что же делать? Все растерялись. Тогда папа достал из кармана самый последний сотый кусочек и сказал: «Теперь все в сборе. Мы одно целое. Семья и есть настоящее сокровище, никакие богатства мира этого не заменят.» Все Проценты поняли отца. С тех пор стали жить дружно, общаться, помогать друг другу во всем. Теперь они были уже не маленькими частичками, а большим целым, и все у них получалось.
Математика в походе.
Однажды ученики 6 класса вместе со своим классным руководителем пошли в поход. Весь день дети играли, купались, веселились и к вечеру заметно проглодались.
-А давайте сварим уху. – предложил кто – то.
Все остальные дружно подхватили эту идею. Несколько мальчиков тут же отправились ловить рыбу, смастерив из орешника самодельные удочки.
- Кто может варить уху? – спросила Ольга Михайловна. Даша подняла руку.
- Ну, тогда ты будешь за старшую, - распорядилась учительница, - командуй.
Даша сначала немного растерялась. Они с мамой конечно варили уху, и не раз. Но делали это в маленькой, двухлитровой кастрюле, и брали для этого 6 плотвичек, 8 картофелин, 2 морковки и 3 луковицы. А здесь большой котелок на 8 литров. Сколько же рыбы понадобится, чтобы уха получилась вкусная и наваристая? Но потом она быстренько прикинула в уме и составила пропорции.
2:6=8:х, х=6*8:2=24 – столько нужно рыбы,
2:2=8:х , х=2*8:2= 8 – столько нужно морковок,
2:3=8:х, х=3*8:2=12 – столько нужно луковиц,
2:8=8:х, х=8*8:2=32 – столько нужно картофеля.
Получилось что, на котелок 8 литров нужно: 24 рыбки, 32 картофелины, 8 морковок, 12 луковиц.
Мальчишки за час наловили нужное количество рыбы. Девочки помогли Даше почистить картошку, морковь и лук. Через некоторое время уха была готова. Она получилась очень вкусная, наваристая! Все ели и нахваливали Дашину уху!
Лунная математика
Однажды на Луне родился малыш.
-Я родился!
И случилось так, что он попал на Землю, где нашел много новых друзей. А его бабулей и дедулей стала семья шершней.
Лунтик был лунной пчелой. Ему предстояло узнать много нового, чтобы жить на Земле. А для этого надо было учиться. Но пчелята в школе уже давно занимались, и Лунтик сильно отстал от них. Тогда Пчеленок решил помочь своему другу и «подтянуть» его по предметам дома. Начали с математики.
-Лунтик, сегодня мы будем изучать окружность!- решительно сказал Пчеленок. – Это самая совершенная и «самая круглая» фигура!
-А почему это так важно?- удивился Лунтик.
-С ней связано одно из самых значимых изобретений в мире! Колесо!
-И что в этом такого?
-Как что? – поразился Пчеленок. - С ним стало гораздо легче трудиться! Колесо нужно, чтобы передвигаться, перемещать тяжести. Представь, что было бы, если бы не было колеса, не было бы телег, а затем и машин. Изобретение колеса способствовало развитию ремёсел. Колесо было использовано в гончарном круге, мельнице, прялке, токарном станке. Изобретение колеса дало толчок развитию науки в целом. Так, оно применяется в астрономии, механике …
- Ну, хорошо. Давай я его тогда быстренько нарисую, - сказал Лунтик.- Ой, что-то у меня овал какой-то вышел. Сейчас еще раз попробую… Никак ровно не получается.
Пчеленок достал из портфеля циркуль:
-Попробуй с ним. Установи иглу циркуля на бумагу. Тогда другая ножка при вращении опишет окружность. Точка, в которую опирается игла циркуля, называется центром окружности.
-Оооо, так гораздо легче! Смотри, какие у меня ровные колечки выходят!
-Молодец! – похвалил Пчеленок Лунтика.
-А почему колеса нельзя сделать квадратные или пяти, шестиугольные?- поинтересовался Лунтик.- По-моему, тоже красиво будет.
-Дело не в красоте, – покачал головой Пчеленок. - Все точки окружности удалены от ее центра на одинаковое расстояние. Именно поэтому любая повозка или машина едет на колесах ровно: центр колеса при вращении находится на одинаковом расстоянии от земли. С другими фигурами так не получится.
-Надо в колечках еще палочки нарисовать, чтобы на велосипедное колесо со спицами походило, - заметил Лунтик.
-Ну, раз уж ты об этом заговорил…Такой отрезок, соединяющий центр окружности с любой ее точкой, называется радиусом.
-Да? Надо померить линейкой, чтобы они все одинаковой длины получились, и красиво колесико выглядело.
-Не трать время, - улыбнулся Пчеленок. Все радиусы одной окружности равны между собой. А отрезок, который соединяет любые две точки окружности и проходит через ее центр, называется диаметром.
-А измерить окружность как-то можно?- Поинтересовался Лунтик.
-Конечно! Самый простой и надежный способ это по формуле L = πD = 2πr
r – радиус окружности
D – диаметр окружности
L – длина окружности
π – 3.14
-А что такое π? Почему оно равно именно 3,14? – растерянно спросил Лунтик?
Пчеленок терпеливо объяснил:
- Отношение длины, какой либо окружности к её диаметру, для всех окружностей одинаково. Это отношение есть число, являющееся математической константой, которое обозначается греческой буквой π.
-Все, я больше не могу. Давай сделаем перерыв!- взмолился Лунтик.
Тут в окошко заглянут Кузя:
-Ребята, давайте в футбол! Погода такая хорошая!
И они дружно все побежали играть в мяч.
Вдоволь наигравшись, ребята отправились пить чай. Баба Капа испекла вкусную ароматную пиццу.
-Кузя, посмотри, это окружность! – с аппетитом поглядывая на тарелку с пиццей, - сказал Лунтик. - Мы сегодня проходили.
-Это не окружность, а круг! – со знанием дела заметил Пчеленок.
-И то и другое круглое! – растерялся Лунтик. – В чем разница?
-Окружность ограничивает часть плоскости. Эту часть плоскости вместе с окружностью называют кругом.
-Что-то я уже запутался, - вздохнул Лунтик.
-Представь, что ты начертил циркулем окружность, а потом решил разукрасить ее. Для этого можно выбрать любые краски: синие, желтые или зеленые – что ближе по душе. И вот ты начал заполнять пустоту чем-то. После того, как это было закончено, у нас получилась фигура, которая называется кругом. По сути, круг - это часть поверхности, очерченная окружностью. Кроме того, у окружности нет площади, а у круга как у геометрической фигуры она есть. Ее можно найти по формуле: S=πR²
- Аааа, кажется, я начинаю понимать. - заулыбался Лунтик.
-Я тоже! –обрадовался Кузя.
-Отлично! Тогда приведите мне примеры круга и окружности!
-Солнце, Луна – это круг, – начал Лунтик.
-А обруч или браслет – это окружность, - добавил Кузя.
-Молодцы! Давайте еще!- Подбодрил их Пчеленок.
-Ремень на поясе у Деда Шера – это окружность.
-А блины или пицца – это круг!
-Ой…Что это?
Пока ребятня разбиралась в математике, Деда Шер приналег на пиццу. Он выел всю середину, остались только бортики из теста по кругу.
-Шершуля!- возмущенно воскликнула Баба Капа.
-Ну, вот. Был круг, а стала окружность, - рассмеялся Лунтик.
Вслед за ним дружно засмеялись все остальные.
-Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
А громче всех смеялся сам Деда Шер.
Потом они еще долго сидели, пили чай с малиновым вареньем, ели пироги с яблоками и вишней и рассказывали друг другу смешные истории.
Заключение.
Я думаю, что сочинение математических сказок - очень нужное занятие. Оно повышает интерес к математике, помогает сделать урок интереснее, разнообразнее и усвоить новый материал лучше. Буду рада, если это поможет еще кому-то.
Я буду и дальше заниматься написанием историй и математических сказок, может быть, и мои сказки включат в учебники математики.
13