Введение
Понятие феминизма неоднозначно и разнопланово. В рамках нашего исследования понятие феминизма, применительно к российским условиям, рассматривается не как радикальное движение женщин, стремящихся к установлению матриархата, а как женское движение, задачей которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Феминизм – это борьба женщин с ущемлением их прав и интересов в различных сферах жизни: трудовой, социально-экономической, политической, духовной, семейно-бытовой.
Тема исследования очень важна и актуальна, особенно для нашей страны, так как несмотря на провозглашенное равенство полов, в России существует и процветает фактическое неравенство и различные формы дискриминации и нарушения прав женщин.
Цель нашего исследования заключается в раскрытии понятия феминизма и его современного понимания в российском обществе.
Задачи исследования конкретизируют, раскрывают цель исследования. Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
Определить какие мнения и стереотипы существуют в российском обществе в отношении феминизма и проблемы равноправия полов.
Раскрыть научное понятие феминизма и дать краткую характеристику его исторического развития.
Выяснить, имеет ли место на сегодняшний день ущемление прав женщин в России, и каковы перспективы развития феминисткой идеологии в современном обществе.
Вопросы феминизма рассматривались различными отечественными и иностранными исследователями. Так, анализ женского движения на Западе и формирование феминистской идеологии представлен в работах В. Брайсон, С.Г. Айвазовой,1 С. Де. Бовуар и др. Также при написании работы исследовались труды таких ученых, как С.Исполатовой, И.Г. Панова, В.А.Лапиной, А.О. Лысенко, И.А. Терентьевой, В. Брайсон2, Г.А. Брандт3, Г.А. Ельниковой4 и др.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Обывательское представление о феминизме: мнения и стереотипы
Слова «феминизм», «феминистка» и иные производные от них слова часто можно услышать в жизни, и нередко те, кто их произносит, не совсем правильно понимают значение этих вполне научных терминов. Очень часто слово «феминистка» используется как отрицательная характеристика и уж точно почти никогда не используется в качестве комплимента.
Отметим, что такое отношение не является приметой сегодняшнего дня, а имеет некоторую историю. Необходимо отметить тот факт, что в России (и в некоторых других странах) понятию "феминизм" уже долгое время придается негативный смысл, поскольку с самого начала феминистками называли мужененавистниц, а также тех бунтовщиц, которые, не веря программам и обещаниям, самостоятельно хотят добиться своих прав. Так, например, выступая на Первом всероссийском женском съезде, состоявшемся в 1908 году в Санкт-Петербурге, российская феминистка С. Исполатова обращала внимание аудитории на то, что за стремление женщины к самостоятельности "на нее сыпятся упреки в феминизме (слово, которое у нас считается чуть ли не ругательным)"5. Возможно, в силу такого распространенного толкования термина многие российские активистки женского движения конца XIX - начала XX века (прежде всего М. Трубникова, Н. Стасова и А. Философова) чаще предпочитали называть себя "равноправками", а не феминистками. "Равноправки" концентрировались прежде всего на вопросах образования женщин.
Говоря об отношении к идеям феминизма в российском обществе, можно отметить, что в отличие от многих других развитых стран мира, в наши дни феминизм еще неплотно вошел в жизнь граждан России. Это движение пока не получило распространение в широких слоях общества.
Так, согласно социологическим исследованиям, проведенным И.Г. Пановой, с понятием «феминизма» знакомо около 64% опрошенных мужчин и женщин в возраст от 16 до 40 лет. Однако из них 30,4% опрошенных слышали такой термин, но дать его определение не могут; 5,6% данное слово услышали впервые6.
Также мы провели опрос среди педагогического коллектива и учащихся 10-11 классов нашей гимназии и выяснили, что чуть меньше половины опрошенных (44,8%) к феминизму относятся безразлично; 31,2 % - положительно воспринимают это движение, а остальные 24% - негативно.
И в целом, можно утверждать, что в основном жители нашей страны не воспринимают это движение за равноправие женщин и мужчин серьезно, скорее считая его глупостью.
Так, согласно упомянутому социологическому исследованию, 28,8% опрошенных считают, что у мужчин есть свои обязанности, а у женщин - свои, а 20% добавили, что преимуществ не должно быть ни у одних, ни у других. Пятая часть (20%) опрошенных говорит, что мужчина должен быть главным в жизни, в семье, а женщина должна ему полностью подчиняться. 16% респондентов выразили свое расположение к традиционному восприятию женщины, т.е. ее прямая обязанность - это семья, дом, и, наконец, оставшимся 12,8% феминизм просто не нравится, они считают его глупостью7.
Среди других, распространенных особенно в молодежной среде стереотипов, можно упомянуть такие поверхностные и не основанные на понимании идей феминизма стереотипы как «феминистки не бреются, не красятся и не наносят макияж», «феминистки выступают против брака и материнства», «феминизм только для женщин», «феминистки ненавидят мужчин и хотят сделать из них домохозяев».
Все данные стереотипы вытекают из непонимания философии и целей идеологии феминизма, отражают лишь внешние проявления отдельных радикальных представительниц течения феминизма.
Конечно же, феминизм не борется против косметики и средств личной гигиены. Вместе с тем, феминизм отрицает то, что девушка ОБЯЗАНА наносить макияж и брить ноги, предоставляя ей свободу выбора того, как она будет выглядеть и чем пользоваться. Также современные феминистки не борются против брака и материнства, но они против устоявшегося традиционного мнения, что основная жизненная задача женщины выйти замуж и стать матерью. Суть опять-таки в праве свободного выбора жизненного пути.
Неправильным также является стереотип о ненависти к мужчинам. Даже радикальный феминизм, часто занимающий жесткие позиции, не пропагандирует мужененавистничество, а ведет борьбу с патриархатом, системой, где власть на всех уровнях, будь то семья или политика, сосредоточена в мужских руках.
Относительно вопроса о том, может ли мужчина быть феминистом, отметим, что безусловно, мужчины могут разделять феминистские взгляды. Однако может ли мужчина при этом называться феминистом? Если рассматривать феминизм как женское движение за права и свободы женщин, то мужчина может быть скорее союзником и единомышленником. Для большей точности сами феминистки используют по отношению к таким мужчинам термин «профеминист».
Если же рассматривать феминизм как движение за гендерное равенство, то и в нем есть место мужчинам. Речь об отказе от дискриминации женщин, а также от патриархальных стереотипов, которые мешают и самим мужчинам. Им тоже отводится ограниченная роль («добытчика», «сильного пола») с четко прописанными характеристиками «настоящего» мужчины, которые лишают мужчину права на сильные чувства или слабость («парни не плачут», «не будь как девчонка»), права на занятие «женскими» делами вроде готовки или воспитания ребенка или «немужскую» профессию (например, маникюрщика или пловца-синхрониста).
Таким образом, в российском обществе идеология феминизма не является популярной, большинство населения относится к идеям феминизма как к глупости. Кроме того, в отношении к идеологии феминизма и его представительницам имеется множество ошибочных стереотипов, основанных на непонимании настоящего значения и задач феминистского движения.
Глава 2. Понятие и историческое развитие идей феминизма
В предыдущей главе мы выяснили, что в обществе существует множество стереотипов и неверных представлений об идеологии феминизма. Рассмотрение понятия и исторического развития идей феминизма позволяет развенчать данные стереотипы и сформировать верное представление об этом важном и актуальном общественном явлении.
Фемини́зм (от лат. femina «женщина») представляет собой целый спектр различных политических и социальных движений, направленных на преодоление сексизма (дискриминация по признаку пола).
В современном Оксфордском словаре по социологии феминизм определяется как теория равноправия полов в обществе, а также как социальное движение с целью достижения равенства между полами, прежде всего за счет расширения прав и возможностей женщин во всех сферах жизни8.
В Большом энциклопедическом словаре феминизм также определяется в широком смысле как стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, а в узком смысле как женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами9.
Иными словами, феминизм представляет собой общественное движение за права женщин, выступает против их дискриминации по половому признаку. На практике это означает, что у женщин не должно быть меньше политических, экономических и гражданских прав просто в силу того, что они женщины. Еще более важно то, что их права должны соблюдаться на практике.
В истории развития феминизма принято выделять три этапа, которые получили название «волны». Первая волна имела место в конце XIX века. Основной целью феминизма тогда было признание за женщинами права голосовать на выборах. В некоторых странах феминистки добились своего, в некоторых нет.
Вторая волна феминизма относится к 60-80 годам XX века. Движение феминизма этого периода ставило цель искоренения дискриминации женщин в самых разных и многочисленных общественных областях. Речь шла не только об очевидной публичной сфере, но, прежде всего, о сфере частной жизни, материнства, супружества.
Третья волна феминизма зародилась в конце XX века, то есть в 1990-х годах и продолжается до сих пор. Она борется против фактической дискриминации женщины в обществе, а не за формальное закрепление прав.
Давайте рассмотрим каждый этап поподробнее.
Первая волна. Истоки феминизма принято датировать концом XVIII — началом XIX века, когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина, стало получать более широкое распространение. Феминистское движение берёт корни в реформаторском движении западного общества XIX века10.
Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США (1775—1783). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс (1744—1818). Она вошла в историю благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776).
Во Франции к началу Великой французской революции 1789 года стал выходить первый журнал, посвященный борьбе женщин за равенство, возникли женские революционные клубы, которые участвовали в политической борьбе. К сожалению, феминистки добиться своего не смогли, французская Конституция 1791 года отказала женщинам в избирательном праве. В том же году Национальному собранию была представлена Декларация прав женщины и гражданки, подготовленная Олимпией де Гуж по образцу Декларации прав человека и гражданина 1789 года, в которой содержалось требование признания полного социального и политического равноправия женщин. Тогда же была создана первая женская политическая организация «Общество женщин — революционных республиканок», однако в 1793 году её деятельность была запрещена Конвентом, а вскоре была отправлена на гильотину и автор Декларации Олимпия де Гуж (ей принадлежат слова «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент»).
В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины.
Однако настоящим началом феминизма принято считать 1848 год, когда прошел съезд по защите прав женщин под лозунгом «Все женщины и мужчины созданы равными».
В этот период начал обирать обороты суфражизм. Это движение, которое боролось за право женщины голосовать на выборах. Основательницей суфражизма считается Эммелин Пэнхёрст. Она создала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин (Women’s Social and Political Union — WSPU), которая в течении года собрала 5 тысяч членов. После того как члены этой организации стали постоянно подвергаться арестам и тюремному заключению за проявления поддержки движению, многие из них решились на выражение своего протеста голодовкой. Результатом голодовки стало то, что серьёзно подорвавшие себе здоровье участники голодовки привлекли внимание к неоправданной жестокости законодательной системы того времени, и, таким образом, к идеям феминизма. Под давлением WSPU английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах (1894).
В США в 1869 году были созданы две организации такого характера, объединившиеся в 1890 году в Национальную американскую ассоциацию за женское избирательное право. Благодаря активности её членов в ряде американских штатов женщины оказались допущены к голосованию. После того как суфражистки достигли своей цели феминизм стих на целых 70 лет.
Вторая волна феминизма. Родоначальницей феминизма «второй волны» стала Симона де Бовуар11, хотя она не считала себя феминисткой. Но именно она рассеяла догму о естественности разделения труда. На данном этапе феминизм принял более радикальную форму, направленную на революционное преобразование общества в целом. Феминистки второй волны поставили проблему необходимости глубинных преобразований культуры, акцентировав вопрос о свободной, автономной женской личности12. Возникает неофеминизм - идеология, в основе которой лежит требование преодоления "традиционных представлений о том, что главное назначение женщин - продолжение рода". Таким образом, была разработана теоретическая основа феминизма, которая позволила ему стать впоследствии крупным социальным явлением современного мира.
Таким образом, понятие феминизма основано на теории равноправия полов в обществе, оно также представляет собой социальное движение с целью достижения равенства между полами, прежде всего за счет расширения прав и возможностей женщин во всех сферах жизни. Исторически феминизм начинался с борьбы женщин за равные права с мужчинами, прежде всего в области избирательных прав. В настоящее время, когда в большинстве развитых стран законодательно закреплено формальное равенство, речь идет уже о том, чтобы изменять культуру людей и добиваться фактической реализации закрепленных прав.
Глава 3. Проблема дискриминации прав женщин в России и в мире
Как было показано в нашем исследовании, в российском обществе всё ещё нет однозначного отношения к феминизму и ясного понимания его целей и методов. Даже люди, в целом поддерживающие права женщин, часто считают, что феминизм уже «изжил себя», а все мы живём в мире победившего равноправия. Но на самом деле целый ряд до сих пор актуальных проблем связан с гендерным неравенством. Во многих странах от пола по-прежнему зависит качество жизни, а также то, насколько человек самостоятелен в выборе жизненного пути, и то, какие возможности развития предоставляют ему общество и государство. Разберёмся, какие основные проблемы существуют у женщин, делая акцент на положение дел в России:
В первую очередь, существуют различные виды трудовой дискриминации. Профессиональную деятельность женщин ограничивают гендерные стереотипы. И хотя трудовая дискриминация по полу и возрасту в России запрещена, Россия лидирует по числу закрытых для женщин профессий, а многие компании по-прежнему предпочитают рассматривать на определенные (в том числе руководящие) позиции только мужчин. Женщинам сложнее добиться признания в науке, ну и, конечно, сохраняется гендерный дисбаланс в оплате труда. Так, по данным Международной организации труда, разница в уровне заработной платы в зависимости от стран и возраста может составлять от 0,5% до 52,9%. По статистике в России у женщин средняя зарплата на 30 процентов меньше чем у мужчин13.
Существенное преобладание мужчин наблюдается в системе государственного управления на высших должностях на уровне принятия политически значимых решений, в то же время женщины доминируют в низшем звене управления, особенно в социальных отраслях с их наболевшими проблемами.
Завышенные требования, дискриминация при приеме на работу, при служебном продвижении, домогательства на рабочем месте, нарушение трудовых прав в связи с наступившей беременностью и т.д. – также проявления трудовой дискриминации женщин.
Кроме этого, распространено мнение, что для успеха в жизни, некоего «женского счастья», женщине нужны любовь и семья, а карьера второстепенна или вовсе этому вредит. Поэтому утверждение, что перед женщинами открыты все двери, им ничто не мешает и все зависит только от их способностей, — некорректное.
Ряд исследователей отмечает еще одну отличительную особенность занятости женщин России - гораздо более широкое, чем в других странах, использование их труда в отраслях материального производства, в том числе на работах, связанных с тяжелым и неквалифицированным трудом. Среди работников промышленности, испытывающих в процессе труда физические перегрузки, каждый пятый - женщина. Почти половина работниц в промышленности трудится в тяжелых, вредных и особо тяжелых условиях.
Сохраняется значительный гендерный дисбаланс, проявляющийся в неравномерном распределении домашних обязанностей между мужчинами и женщинами. Важнейшей проблемой является неравенство объемов неоплачиваемой хозяйственной работы в семье, выполняемой мужчинами и женщинами. Проблема актуальна до сих пор — и в этом смысле положение дел в России не слишком отличается от общемирового. В 2016 году исследователи собрали данные по 217 странам и выяснили, что уборка, готовка, уход за детьми и пожилыми родителями выливаются у женщин за всю жизнь в 23 года дополнительной работы, от которой мужчины в основном избавлены. По последним данным, женщины делают в два раза больше домашней работы, чем мужчины, причем часто отказываются ради этого от карьеры или образования. Данный труд зачастую не берется в расчет при сравнивании нагрузки мужчины и женщины в браке. В этом смысле мужчины нередко «пользуются» идеями феминизма, говоря о равноправии полов и распределении роли «добытчика», забывая при этом разделять с женщиной тяготы домашней работы.
Кроме того, неоплачиваемый труд женщин по воспитанию детей, пока не рассматривается как вклад в национальное богатство страны, не полностью включается в трудовой стаж, что влияет на расчет пенсии в старости.
Большой проблемой во многих странах остается домашнее насилие, которое не все считают преступлением, и изнасилования, в которых часто винят не насильников, а саму жертву (в России, по статистике лишь 10–12% переживших сексуальное насилие обращаются в полицию — остальные молчат, как правило, из-зачувства стыда или страха). Существуют патриархальные обычаи вроде принудительных браков, запрет или осуждение абортов, сексуальная эксплуатация женщин и так далее.
Так, согласно статистике МВД, в 70 % случаев от насилия страдают женщины. Около 97 % дел, связанных с домашним насилием, не доходят до правоохранительных органов. Насилие наблюдается в каждой четвертой российской семье. Около 36 тысяч российских женщин ежегодно терпят побои мужей, а 12 тыс. умирают от них. Каждые сорок минут одна из российских женщин погибает от рукоприкладства мужа или партнера14.
В отношении данной проблемы феминизм борется за изменение отношения общества и правоохранительной системы к фактам домашнего насилия и защиту прав женщин.
Конечно, положение женщин может отличаться в разных культурах и странах. Существует специальная методика для измерения гендерного неравенства. Индекс гендерного неравенства (англ. The Gender Inequality Index) — интегральный показатель, который отражает неравенство в возможностях достижений между мужчинами и женщинами в трех измерениях: репродуктивном здоровье, расширении прав и возможностей, а также на рынке труда. Индекс гендерного неравенства (ИГН) может быть в пределах от нуля (полное равенство женщин и мужчин) до единицы (неравенство во всех параметрах). Чем выше значение ИГН, тем хуже достижения. В мире среднее значение ИГН=0,56, то есть 56% потерь, по трем измерениям вследствие неравенства женщин и мужчин.
По данным за 2016 год, представленным на Всемирном экономическом форуме, лучше всего с равноправием обстоят дела в Исландии, Финляндии и Норвегии. Россия находится в середине этого списка, на 75-м месте, а замыкают его Саудовская Аравия, Сирия, Пакистан и Йемен, где у 92% женщин нет постоянного личного дохода15.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что с равноправием мужчин и женщин в России и в мире не все так хорошо, как прописано в законах и у идей феминизма, как движения за равноправие и защиту прав женщин, еще много перспектив и возможностей для развития. Что касается России, то обществу необходимо преодолевать связанные с феминизмом предрассудки и активно принимать, внедрять и реализовывать идеи феминизма в жизнь.
Заключение
В результате исследования проблемы феминизма нами получены следующие результаты, раскрывающие поставленные во введении цели.
Определены и описаны существующие в российском обществе мнения и стереотипы в отношении феминизма и проблемы равноправия полов. Выявлено, что в российском обществе идеология феминизма не является популярной, большинство населения относится к идеям феминизма как к глупости. Кроме того, в отношении к идеологии феминизма и его представительницам имеется множество ошибочных стереотипов, основанных на непонимании настоящего значения и задач феминистского движения.
Исследовано научное определение феминизма. Выявлено, что понятие феминизма основано на теории равноправия полов в обществе, оно также представляет собой социальное движение с целью достижения равенства между полами, прежде всего за счет расширения прав и возможностей женщин во всех сферах жизни. Исторически феминизм начинался с борьбы женщин за равные права с мужчинами, прежде всего в области избирательных прав. В настоящее время, когда в большинстве развитых стран законодательно закреплено формальное равенство, речь идет уже о том, чтобы изменять культуру людей и добиваться фактической реализации закрепленных прав.
Исследован вопрос о том, имеет ли место на сегодняшний день ущемление прав женщин в России. Выявлено, что наиболее остро дискриминация и ущемление прав женщин проявляется в трудовой и профессиональной сфере. Также сохраняется значительный гендерный дисбаланс, проявляющийся в неравномерном распределении домашних обязанностей между мужчинами и женщинами. Традиционно актуальной для России остается проблема домашнего насилия в отношении женщин.
Таким образом, с равноправием мужчин и женщин в России не все так хорошо, как прописано в законах. Из этого следует, что у идей феминизма, как движения за равноправие и защиту прав женщин, еще много перспектив и возможностей для развития. Что касается России, то обществу необходимо преодолевать связанные с феминизмом предрассудки и активно принимать, внедрять и реализовывать идеи феминизма в жизнь.
Список литературы
Айвазова С.Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. -1992. -№ 6. - С. 153-168.
Бовуар С. Де. Второй пол. Т.1: Пер. с франц. / Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, комментарии М.В. Пристовой. М.: Прогресс, 1997.-342 с.
Большой энциклопедический словарь. - М., 1998. – с.1269.
Брайсон В. Политическая теория феминизма / Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, 2001.- C. 219-221.
Брандт Г.А. Философская антропология феминизма. Природа женщины. СПб., 2006.
Доклад ВЭФ о гендерном неравенстве за 2016 год // http://reports.weforum.org/global-gender-gap-report-2016/ Ельникова Г. А. Духовные и социокультурные основания российского феминизма: дис. . д-ра социол. наук / Г.А. Ельникова. Белгород, 2004.
Заработная плата в мире в 2016–2017 г.: Неравенство в оплате труда на предприятиях/ Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. –Москва: МОТ, 2017. – 164 с.
Исполатова С. Самосознание женщин как фактор обновления общественного строя: из доклада на первом Всероссийском женского съезде в декабре 1908 г. // Женщины и земля. – 1992. - № 3.
Лапина В.А., Лысенко А.О., Терентьева И.А. Проблема домашнего насилия в РФ // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(58). URL: https://sibac.info/archive/social/11(58).pdf (дата обращения: 10.03.2018)
Панова И.Г., Якъева М.С. Отношение к феминизму // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2014. Доступ: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-k-feminizmu
The Condse Oxford Dictionary of Sodology / Ed. by G. Marshall. Oxford Univ. Press, 1994 – р.178
1 Айвазова С.Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. -1992. -№ 6. - С. 153-168.
2 Брайсон В. Политическая теория феминизма / Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, 2001.- C. 219-221.
3 Брандт Г.А. Философская антропология феминизма. Природа женщины. СПб., 2006.
4 Ельникова Г. А. Духовные и социокультурные основания российского феминизма: дис. . д-ра социол. наук / Г.А. Ельникова. Белгород, 2004.
5 Исполатова С. Самосознание женщин как фактор обновления общественного строя: из доклада на первом Всероссийском женского съезде в декабре 1908 г. //Женщины и земля. – 1992. - № 3. - с.46.
6 Панова И.Г., Якъева М.С. Отношение к феминизму // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2014. Доступ: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-k-feminizmu
7 Панова И.Г., Якъева М.С. Указ.соч.
8 The Condse Oxford Dictionary of Sodology / Ed. by G. Marshall. Oxford Univ. Press, 1994 – р.178
9 Большой энциклопедический словарь. - М., 1998. – с.1269.
10 Айвазова С.Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 1992. -№ 6. С. 153-168.
11 Бовуар С. Де. Второй пол. Т.1: Пер. с франц. / Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, комментарии М.В. Пристовой. — М.: Прогресс, 1997.-342 с.
12 Брандт Г.А. Философская антропология феминизма. Природа женщины. СПб., 2006.
13 Заработная плата в мире в 2016–2017 г.: Неравенство в оплате труда на предприятиях/ Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. –Москва:МОТ, 2017. – 164 с.
14 Лапина В.А., Лысенко А.О., Терентьева И.А. Проблема домашнего насилия в РФ // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(58). URL: https://sibac.info/archive/social/11(58).pdf (дата обращения: 10.03.2018)
15 Доклад ВЭФ о гендерном неравенстве за 2016 год // http://reports.weforum.org/global-gender-gap-report-2016/