Введение
Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность - представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении.
Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации и являются факторами, оказывающими влияние на формирование ценностных ориентаций личности.
Семья – первостепенный институт воспитания ребенка, в котором формируются и реализуются отношения ребенка с внешним миром. Основу семейных традиций составляют идеи, нормы, опыт семьи, которые направлены на укрепление отношений и взаимопонимания между всеми членами семьи.
Актуальность. Не вызывает сомнения тот факт, что в последние годы семьей утеряны многие ценности семейной педагогики и она не всегда готова взять на себя всю ответственность за воспитание детей. С одной стороны, это объясняется социальными катаклизмами и экономическими трудностями, с другой — безусловно, нежеланием родителей активно заниматься воспитанием детей, уделять им внимание и относиться серьезно к их маленькой, но очень важной жизни.
Семью как одну из составляющих системы ценностей изучают в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Блонский П.П., Эльконин Д.Б., К. Герген, Д. Шерман) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека – потребностями, предметами этой активности – мотивами.
Гипотеза. Семья как ценность у современного подростка не занимает одно из приоритетных мест. Смею предположить, что вступающие в брак, в большинстве случаев молодых людей являются не подготовленными к самостоятельной семейной жизни, следует подчеркнуть необходимость организации специальной подготовки их к сложностям семейной жизни.
Объектом исследования является мировоззрение подростков 15 – 16 лет, предметом - их ценностные ориентации.
В ходе исследования была поставлена следующая цель: выявить особенности отношения подростков к семье как к ценности.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучение теории становления ценностных ориентаций и влияние семьи на формирование системы ценностей ребенка.
2. Проведение исследования ценностных ориентаций.
3. Проведение анализа полученных данных.
4. Формулировка выводов и рекомендаций.
В исследовании были использованы следующие методы:
Для проведения исследования нами была выбрана следующая база:
МБОУ СОШ №4 г. Алейска, обучающиеся 9-11 классов в количестве - 55 человека. Из них- 30 девочки и 25 мальчиков.
I. Основная часть
1. Факторы, влияющие на формирование системы ценностей подростка
Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка – главное, социальное окружение, которое формируют его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей.
Важнейшей функцией семьи, в формировании личности ребенка, является закладка нравственного фундамента его личности: усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости), эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств. В семье у ребенка складываются “первые представления о хорошем и дурном, прекрасном и безобразном, добром и злом… закладываются основные (базовые) потребности личности”. Простые нравственные нормы, чувства доброты и человечности, усвоенные в семье, становятся основой для формирования более сложных понятий нравственности и нравственных чувств – патриотизма, чувства долга перед обществом.
Другая важная функция семьи – это подготовка к труду: формирование трудолюбия; ответственности, самостоятельности, формирование практических трудовых навыков и навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Основными элементами трудового воспитания детей являются: семейно-бытовой труд, приобщение к общественно трудовой деятельности родителей через общение и формирование нравственных стимулов к труду. Оберегание ребенка от домашних забот и хозяйственной деятельности семьи, чрезмерная опека, увлечение “словесными” методами нарушают принцип единства сознания и деятельности в сфере семейного воспитания. Между тем всякая попытка “внести” в сознание ребенка “познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает “самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитание его личности свойств и качеств”. Нормальный процесс семейного влияния требует гармоничного развития всех функций семьи и помогает воздействовать на формирование личности ребенка всеми сторонами жизнедеятельности, всем стилем своей жизни.
Рассматривая факторы, влияющие на развивающий потенциал семьи, нельзя обойти молчанием вопрос о характеристиках личности отца и матери, чертах их образа жизни и родительском авторитете. Черты образа жизни и личностные характеристики родителей могут влиять на процесс формирования личности следующим образом:
служить непосредственным образцом поведения для ребенка;
являются основанием, на котором строится их авторитет, как воспитателей и тем самым повышается эффективность воздействий.
Семья проявляет заботу не только о произведении на свет потомства, но и о всестороннем его развитии, акцентируя внимание, главным образом, на формирование у него хозяйственно-бытовых умений и нравственности.
Профессиональная мотивация идет с разных точек зрения: с интересов, способностей и системы ценностей.
Рассматривая мотивацию выбора будущей профессии с точки зрения системы ценностей, следует отметить, что на профессиональное самоопределение подростков в значительной степени влияют как материальное положение семьи, так и уровень образования членов семьи.
Семья, как правило, заинтересована в профессиональном определении своих детей. Это проявляется в беседах о проблемах работы, ее престижность (с точки зрения родителей). На выбор будущей профессии подростков влияет сам характер взаимоотношений в семье.
В формировании у подростков многих гражданских и личностных качеств важную роль играет социальное окружение.
Роль средств массовой информации в формировании половых ролей широко исследуется. Ученые считают, что наиболее проблемной областью является изображение женщин в телепрограммах и коммерческой рекламе и его влияние на представления юных девушек. Например, результаты исследования телевизионной рекламы за последние 20 лет показывают, что в рекламе работающие женщины изображаются реже, чем работающие мужчины, зато мужчины все чаще выступают в роли супругов и родителей. Женщин наиболее вероятно увидеть в домашней обстановке, и они чаще рекламируют продукты, используемые в домашнем хозяйстве. Подростки, которые подолгу смотрят телевизор, имеют более стереотипные установки по поводу половых ролей, чем подростки, проводящие меньше времени у телевизора. В этот период они подражают взрослым: учителям, родителям, знаменитостям. Это относится и к выбору профессии.
Итак, система ценностных ориентаций составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения, основу жизненной концепции и стиля жизни каждого социального слоя и, в свою очередь, влияет на социализацию принадлежащей к нему молодежи.
2. Роль семьи в формировании системы ценностей
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В системе отношений, связывающих членов семьи, значительная роль принадлежит тем позициям, которые эти члены семьи занимают. Естественно, нас интересует, прежде всего, позиция ребенка в семье.
Типы современных отношений родителей к своим детям - это «Ребенок-сберкнижка», «Ребенок-собственность», «Ребенок-обуза», «Ребенок-неудачник», «Ребенок-должник», «Ребенок-божество», «Ребенок — маленький друг».
«Ребенок-сберкнижка» — весьма распространенная форма любви и отношения родителей к своим детям. В ее основе жесточайший родительский эгоизм. Он выражается в том, что родители рожают и воспитывают ребенка для себя в будущем. Причем трагедия этого типа заключается в том, что родители, рассчитывая на высокие «проценты» отдачи любви, уважения, долга в будущем, зачастую пренебрегают настоящим. В итоге вместо радости открытия ребенка в каждой совместно прожитой минуте — мучительное ожидание отдачи. Такие родители крайне придирчиво присматриваются к ребенку, все ли у него так, как они заложили, взлелеяли, ожидали. Виды деятельности для ребенка выбираются исключительно из видения родителями результатов этой деятельности, без учета интересов, склонностей и способностей ребенка. Нередки в такой семье патетические восклицания типа «Я тебе всю жизнь отдала, а ты!»; «Ты только нам, своей семье всем обязан за свою жизнь и удачи!» и т. п. Ребенок растет с мыслью, что семья — это некий тотем, достойный поклонения, а не теплый очаг, «начало начал».
«Ребенок-собственность» — один из самых опасных видов отношения к ребенку со стороны родителей. Такие родители уподобляются герою повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», сказавшему своему сыну Андрию: «Я тебя породил, я тебя и убью». В этом случае ребенок рассматривается как собственность того или иного родителя, принадлежащего ему по праву. Причем следует отметить две крайние тенденции, характеризующие этот тип отношения к ребенку. Если он живет в любящей семье и является ее кумиром, то все проблемы решаются родственниками. Основной девиз такой семьи «У ребенка не должно быть никаких проблем». Безоговорочное рабство покупается за счет благ в виде хороших игрушек, красивой одежды, вкусной еды. Если же этот тип отношений реализуется в семье, пренебрегающей нравственными ценностями, или в семье с пьющими родителями, то для ребенка наступает сущий ад. Он становится либо забитым, со страхом, взирающим на каждого взрослого, либо убегает из дома и скитается, где придется. Плоды такой позиции мы можем наблюдать в нашем обществе повсеместно. Как правило, дети, выросшие в такой семье, сами становятся или тиранами, или «слабаками», готовыми подчиняться любому более сильному и властному всю оставшуюся жизнь.
«Ребенок-обуза» — самый обидный для ребенка тип отношений. Как правило, это нежданный, незапланированный или просто нелюбимый в силу различных причин ребенок. Он чувствует себя ненужным, лишним в такой семье. Родители постоянно подчеркивают, как много ценного времени и сил он отнимает, как никчемны его проблемы, да и сам не более чем надоедливое существо. Родители, по возможности пытаясь избавиться от родительской ответственности, перекладывают свои обязанности на бабушек, тетушек, если таковые имеются, или на социальные органы. Для ребенка из подобной семьи жизненный путь обозначен четко: школа — продленка — деревня (дача) — оздоровительный лагерь. Именно такой тип часто толкает ребенка к суициду, или на улицу, или в референтную группу с отрицательной направленностью. Там ребенок ищет понимания, соучастия, принятия своей детской жизни и ее ценностей. В последнее время такой тип реализуется в семьях с повышенным достатком. Там родители попросту откупаются от ребенка, и цена откупа гораздо выше, чем в обычных семьях. Ребенку нанимают свиту нянь, гувернеров, тренеров и т. д. Но по сути даже в такой золотой клетке, без родительского тепла, как бы папа с мамой, ни объясняли вселенской занятостью свое отсутствие рядом с ребенком, он чувствует себя лишним, ненужным. Достаток же рождает в его душе циничное отношение ко всему, в том числе и к родителям, носителям этого достатка. Годы обеспеченного одиночества проходят быстро, и вот ребенок уже среди золотой молодежи. Лень, наркотики, алкоголь! Бездумное времяпрепровождение, не несущее пользы ни себе, ни родителям, ни обществу.
«Ребенок-неудачник». Эта позиция отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителями. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неспешность и неумелость. В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и, строго контролирует его действия. Они не верят в успешность своего дитяти, постоянно говорят ему об этом, не пытаясь загладить неумелые действия ребенка. В семье с такой позицией ребенок не может вырасти умелым и успешным, поскольку он с детства «тащит» на себе горб неудачника.
«Ребенок-должник». В семье с подобной позицией ребенка властвует идея вселенской задолженности ребенка своим родственникам. Эта позиция формирует черствость и злобность детей, поскольку у них нет возможности заниматься своими проблемами. Они постоянно всем что-то должны. Не пошел в магазин, не встретил сестренку из школы, не убрал в комнате, не вымыл посуду. На ребенка взваливается такой груз ответственности, что он не может с ним справиться. Это его угнетает, показывает его несостоятельность в решении жизненных проблем. Такая позиция определяет лобное место ребенка, на котором его постоянно «казнят» за неудачи. Родители не задумываются, что таким поведением и отношением они формируют у него образ неудачника. Поскольку он не может «объять необъятное», отсутствие результата приписывается его неумению или нежеланию участвовать в жизни семьи. При этом родители, как правило, заняты своими проблемами и на ребенка обращают мало внимания. Они не вникают в его трудности, не помогают решать заданные ими же жизненные задачи.
«Ребенок-божество». В этой семье ребенок — кумир, «центр вселенной» и «пуп Земли». Повышенное внимание к любым проявлениям поведения ребенка, оценке окружающей действительности формируют у него устойчивое чувство вседозволенности и неадекватную самооценку. Такому ребенку внушается, что он лучше всех, что вся Вселенная создана исключительно для него и в угоду ему существуют миры. Незаслуженная похвала формирует у него позицию «лучшего в мире», что в столкновении с действительностью часто приводит к разочарованию и обиде на весь мир, ведь ребенок привык слушать только похвалу. Любое его движение воспринимается семьей как необыкновенный подвиг. Нетрудно представить такого ребенка в школе. Если действительно ребенок умен, обладает творческим потенциалом, сообразительный, физический развитый, да к тому же еще и симпатичный внешне, то вполне вероятно он станет лидером если не всего класса, то определенной группы детей. Если же ребенок не обладает системой подобных качеств, то его претензии на самое лучшее место в группе будут абсолютно неосновательны, на что и укажут ему дети. Вот тогда ребенка постигнет разочарование в действительности. Он может противопоставить себя коллективу, а может «сломаться» и уйти в тень. Сломленного ребенка легче всего свернуть на дурную дорожку, особенно если семья этого ребенка будет продолжать его славословить.
И, наконец, позиция «Ребенок — маленький друг». Самая благодатная позиция для реализации взаимоотношений ребенка и родителей в условиях семейного воспитания. Это самый верный и гуманистический тип отношений. В его основе лежит взаимодействие равноправных партнеров. Только один более старший, а значит, и более мудрый, а другой младше и менее опытен в разрешении жизненных коллизий. Родители, принимая позицию ребенка, стараются заложить в нем основы взаимной любви и уважения, принятия семейных ценностей. В таких семьях царит атмосфера дружбы и любви. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал, что нет специальной науки любви — есть наука человечности. Воспитанный на принципах такой науки ребенок становится субъектом своей собственной деятельности и поведения, что помогает ему занять адекватную нишу в социуме. Взрослея, он понимает, что истинная сущность любви состоит в умении отказаться от себя ради другого человека и именно в этом забвении обрести себя. Это формирует свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства, умеющую принимать необходимые решения и свободно выбирать формы и содержание своей деятельности.
II. Исследование системы ценностей подростка
Цель исследования - составить систему ценностей старшеклассников, определить как важна для них семья.
Участники исследования группа подростков 15-17 лет (9-11 класс школы №4 г. Алейска) в количестве 55 человек из них 25 мальчиков и 30 девочки.
Исследователи используют различные методики для изучения ценностных ориентаций молодежи. Так, у М. Рокича разработана методика «Ценностные ориентации», где он различает 2 класса ценностей (по 18). Мы же воспользуемся модифицированной методикой М. Рокича, автором которой является Е.Б. Фанталова (упрощенная).
Модифицированная методика Е.Б.Фанталовой
«Ценностные ориентации»
Ребятам роздали таблицу. Таблица разделена на 3 колонки: 1-порядковый номер, 2- ценности, 3- по значимости. Внимательно изучив таблицу, напротив каждой ценности необходимо поставить номер места по значимости от 1 до 10. Так же нужно указать пол и возраст (приложение 1).
Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников; по каждой ценности отдельно для девочек и для мальчиков. Результат по каждой из групп вычислялся путем нахождения среднего арифметического из числа.
При подсчете 8 человек, это 14,5% (5 девочек и 3мальчика), не могли определиться с расстановкой ценностей, то есть не могли определить степень значимости для них той или иной ценности, поэтому в обработке участвовала 47 анкет.
Для получения общей картины, полученные результаты сведены в таблицу (приложение 1) и выстроены в диаграммах 1 – 4.
Результаты исследования.
По результатам исследования ценности по местам распределились в
следующем порядке (по значимости):
1 - здоровье
2 - наличие верных и хороших друзей
3 - свобода
4 - материально обеспеченная жизнь
5 - интересная работа
6 - любовь
7 - активная, деятельная жизнь
8 - уверенность в себе
9 - познание нового в мире природе, человеке
10 - счастливая семейная жизнь.
Так, наиболее значимые ценности занимают 1-3 места, менее важные – заняли 4-7 места и малоценные по значимости 8-10 места.
Анализ данных (приложение 2, диаграмма 1) выявил определенные гендерные различия в определении жизненных ценностей подростков.
Девочками первые места были отведены таким ценностям (в % от всей группы) как «здоровье» (68), «свобода» (53).
Лидирующее положение занимают такие ценности, как «любовь» (46), «наличие верных друзей» (50), «материально обеспеченная жизнь» (43)
Лидирующие позиции у мальчиков занимают несколько иные ценности: «наличие верных друзей» (71), «здоровье» (64), «материально обеспеченная жизнь» (57), «свобода» (60), «интересная работа» (50)
Наименее значимыми ценностями для всех ребят явились «познание нового в мире, природе, человеке», «уверенность в себе», «счастливая семейная жизнь».
В общем ребята расставили примерно одинаково, но парни были в общей массе собранней, менее колебались в расстановке.
В диаграмме 2 (приложение 2) общие результаты исследования (в % от общего числа) по группам:
1 группа - здоровье, наличие верных и хороших друзей, свобода.
2 группа - любовь, интересная работа, свобода, материально обеспеченная жизнь, активная деятельная жизнь
3 группа - уверенность в себе, познание нового в мире, природе, человеке.
Параллельно опытно-экспериментальной базой исследования выступил филологический факультет ФГБОУ ВО «АлтГПУ». В ходе исследования проводилось анкетирование по модифицированной методике М. Рокича, автором которой является Е.Б. Фанталова В опросе приняли участие 35 студентов 2 курса филологического факультета ФГБОУ ВО «АлтГПУ».
Ценностные ориентации студентов 2 курса:
1- счастливая семейная жизнь
2- материально обеспеченная жизнь
3- здоровье
4- уверенность в себе
5- любовь
6- наличие верных и хороших друзей
7- свобода
8- интересная работа
9- познание нового в природе, человеке
10- активная деятельная жизнь
Из полученных данных можем наблюдать следующую тенденцию: ценностные ориентации старшеклассников различны с ценностями студентов 2 курса, так как разница в возрасте между студентами больше двух лет.
В диаграмме 3 (приложение 3) общие результаты исследования (в % от общего числа) по группам студентов 2 курса:
1 группа - семья, материально обеспеченная жизнь, здоровье;
2 группа – уверенность в себе, любовь, наличие верных и хороших друзей;
3 группа – интересная работа, познание нового, активная деятельная жизнь.
Сопоставленные данные студентов 2 курса филологического факультета ФГБОУ ВО «АлтГПУ» и старшеклассников представлены в диаграмме 4 (приложение 3).
Нас интересует больше всего то, что школьники на последнее место ставили «семью», то есть семья у большего числа подростков является малозначимой ценностью. Можно предположить, что это связанно с возрастом старшеклассников. Проходит кризис перехода человека из школы в университет и студент осознает, что он не просто стоит на пороге взрослой жизни, а является ее участником. Ведь студенты второго курса, безусловно, многие стремятся зарабатывать лично, чтобы не зависеть от родителей, родственников. Связь таких ценностей как «семейная жизнь» и «материально обеспеченная», которые занимают у студентов второго курса 1 и 2 места, подтверждает данное предположение.
Заключение
Ценностные ориентации – это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.
Осознание того, что является ценностью, является одним из самых важных и решающих факторов, предопределяющих развитие личности.
Можно сказать, что на сегодняшний день в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. Поэтому возникает задача целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира молодого человека ценностным содержанием.
Исходя из этого, нами проведено исследование, направленное на изучение ценностных ориентаций подростков.
Несмотря на то, что у большинства подростков к данному времени уже сложилась индивидуальное, устойчивое мировоззрение, нужно оказывать непосредственное влияние со стороны педагога. Как школьнику, так и студенту нужен наставник, человек, на которого бы он хотел равняться, которым бы он восхищался. Следует больше проводить тренингов, беседы, классных часов философские нравственные темы, благодаря которым старшеклассник будет заинтересован в познании мира, интересной работе и активной деятельности и готов к созданию семьи. Наряду с общеобразовательными предметами необходимо было бы ввести предметный курс, как у наших родителей в свое время, «Этика и психология семейной жизни».
Комплексное педагогическое влияние необходимо подросткам для формирования у них приоритета общечеловеческих ценностей для глубокого наслаждения здоровой и уравновешенной жизнью, богатой красотой и ведущей к гармонии, даже в наши сложные времена.
Список использованных источников и литературы.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
2. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2006.-256с.
3. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. М. Мысль 1976.
4. Здравомыслов А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. М. 1986.
5. Киприянова Е. Жизненные планы, мотивы, потребности: результаты одного исследования ценностных ориентаций старшеклассников. // Экспресс-опыт 1999-№1 (январь-июнь)с 34-36
6. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М., 1994 с. 144..
7. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. – 1999. – №2. – С.50–52.
8. Ольшанский В. Старшеклассник в изменяющемся мире: Социол. Исслед. // Нар.образование. – 2000. – №3. – С.117–120.
Приложение 1
Модифицированная методика Е.Б. Фанталовой.
п/п № |
Ценности |
По значимости |
1 |
Активная, деятельная жизнь |
7 |
2 |
Здоровье (психическое и физическое) |
1 |
3 |
Интересная работа |
5 |
4 |
Любовь |
6 |
5 |
Материально обеспеченная жизнь |
4 |
6 |
Наличие верных и хороших друзей |
2 |
7 |
Уверенность в себе (отсутствие внутренних противоречий) |
8 |
8 |
Познание нового в мире, природе, человеке |
9 |
9 |
Свобода (независимость в поступках) |
3 |
10 |
Счастливая семейная жизнь |
10 |
Пол_______________лет________________
Приложение 2
Приложение 3