В нашей жизни мы часто используем слово «хобби» в своей речи и видим его в различных текстах. Но, а что-же это такое? Хобби –увлечение того или иного человека, а именно один любимый вид деятельности, приносящий удовлетворение. На самом деле, многие люди не понимают разницы меду понятиями «хобби» и «увлечение». Увлечение — то, чем человек любит и с радостью готов заниматься в своё свободное время. Своему хобби человек уделяет много своего (не только свободного) времени, порой жертвую чем-либо ради этого занятия. То есть увлечений может быть много, а хобби, чаще всего, одно.
Хобби и увлечения – способ самовыражения конкретной личности, с конкретными приоритетами. Всегда хобби и характер человека взаимосвязаны. Ведь, на вряд ли, личность усидчивая и спокойная станет увлекаться роком, а человек с живым характером – коллекционированием наперстков.
В мире существует огромное многообразие видов хобби и увлечений, что все их перечислить невозможно, и я выделила следующие основные группы (рисунок 1).
Рис.1. Основные группы хобби и увлечение подростков
Одним из важнейших факторов, способствующих формированию личности подростка и развитию правильной, положительной самооценки, является наличие долгосрочных увлечений и хобби. Так молодой человек, занятый своим любимым делом, формирует в себе определенные черты характера. К тому же увлеченность позволяет ему выделяться из окружающего мира. А желание быть не таким как все является очень важным мотивом деятельности современного подростка. Также занятие любимым делом, привносят много положительных эмоций, что позволяет молодому человеку сглаживать внутренние бури, которые происходят в его душе.
Психологи замечают, что подростки стремятся к разнообразию своих занятий из-за кратковременности их интересов - «увлекаюсь всем подряд». Это разнообразие говорит об открытости к новому и дает не ограниченные возможности личностного развиваться (рисунок 2).
Рис. 2. Роль хобби и увлечений в подростковом возрасте
Первые самостоятельные подростковые увлечения и хобби наблюдаются где-то к годам 11-12. Это может быть что-то простое: например, коллекционирование монет из разных стран. Дальше у подростков интересы расширяются благодаря их вступлению в разные группы и компании. И это формирует внутренний мир молодых людей, где появляется паркур, граффити, увлечение разнообразными стилями музыки и т.д.
Взрослые могут осуждать некоторые необычные виды подростковых увлечений, но психологи советуют не критиковать этот выбор. Увлечения и хобби для подростка – это стремление реализоваться в этом мире, которому требуется поддержка. К тому же порицание воспринимается молодыми людьми весьма агрессивно. Еще занятие хобби в подростковом возрасте способствует и будущей успешной карьере.
Для подтверждения последнего приведу результаты своего небольшое исследование хобби знаменитых людей, которые много достигли в жизни. Для этого были выделены и сформированы следующие группы по профессиям или определенному роду деятельности: 1) царь/ король/президент; 2) писатель/драматург; 3) режиссер; 4) художник; 5) актер; 6) физик/ химик: 7) математик; 8) IT-специалист. В каждой группе было 4-5 известных людей, о хобби которых удалось найти информацию. Я сделала следующие выводы: хобби могут как дополнять основное занятие, так и быть совершенно не связанным с ним. Наличие необычных увлечений у человека (или их большое количество) характеризует его как творческую личность. А наличие хобби, в котором человек достиг определенной вершины мастерства, свидетельствует о том, что и в основной деятельности он тоже успешен. А если таких хобби несколько (пример Леонардо де Винчи), то человека можно назвать гением.
Для того, чтобы дать характеристику хобби и увлечениям подростков в моей школе, чтобы определить факторы, влияющие на них, было проведено анкетирование пятиклассников. Общее количество опрошенных составило 41 человек.
Предпочтения в занятиях подростков отражены на рисунке 3. Так мы видим, что 54 % опрошенных увлечены настольными играми, 49% танцами и 44% спортом.
Рис.3. Хобби пятиклассников Черновской СОШ
Влияние мнения на выбор хобби подростков отражено на рисунке 4. И основным является – собственное мнение (83 %).
Основной причиной выбора хобби является наличие определенного интереса к занятиям (рисунок 5).
Почти 60 % опрошенных школьников ответили, что их хобби дают дополнительные знания и умения, 37 % - положительные эмоции и 22 % отметили, что хобби позволяет больше общаться.
Рис.4. Мнение, повлиявшее на выбор хобби подростков
Рис.5. Причины занятия пятиклассниками Черновской СОШ своими увлечениями и хобби
Все свободное время подростков пятых классов составляет 19,5 часов, т.е. на хобби приходиться 13 % свободного времени.
В основном пятиклассники занимаются своим хобби более 2 лет (рисунок 6). Такой длительный срок связан с наличием замечательных педагогов, которые ведут различные кружки как в школе, так и в нашем доме культуры.
Рис.6. Продолжительность занятия пятиклассниками своими увлечениями и хобби
Проведенное исследование среди пятиклассников говорит о том, что почти все (95%) ребята получают от своих родителей как одобрение хобби, так и финансовую поддержку (83%). Остальные 5 % опрошенных заявляют, что их родные ничего не знают об их увлечениях.
56 % школьников знают, что и друзья одобряют их выбор увлечений, а 49% занимаются любимыми делами вместе. 15 % подростков отмечают, что они не говорят о своих хобби друзьям, а 7 % уже столкнулось с безразличием.
Сами же пятиклассники в основном знают о хобби некоторых друзей (41%), или считают, что знают об увлечениях всех друзей (32%). Только 12 % знает о хобби одного друга, 10% - ничего не знают, а 5 % - вообще не интересует этим.
Закономерный вопрос: как связаны хобби подростков и кружки, которые они посещают. Так среди опрощенных только 31 человек посещают различные кружки. При этом у 22 человек (71% всех опрошенных) любимое хобби подтверждается соответствующей секцией.
Факторы, влияющие на хобби подростков Черновской СОШ
Пол подростка.Так в среднем на одного подростка приходится 5 увлечений: 5,1 увлечения на девочку и 4,5 увлечения на мальчика. Т.е. девочки выбирают большее количество любимых дел. Лидерами являются настольные игры и танцы (рисунок 7). У мальчиков основными являются активный отдых, компьютер и компьютерные игры (рисунок 8).
Рис.7. Хобби девочек-пятиклассниц Черновской СОШ
Также различается и продолжительность занятий. Если все свободное время, отводимое на хобби, составляет 2,5 часа в неделю. То девочки занимаются чуть больше (2,6 часа), а мальчики на полчаса меньше (2,1 часа).
Рис.7. Хобби мальчиков-пятиклассников Черновской СОШ
Предпочтение в отдыхе подростка.Конечно же существующие склонности характера подростка объясняют и выбор его увлечений (таблица 1). Так школьники, любящие активно отдыхать, чаще всего занимаются и спортом. А те, кто любит работать руками, - рисуют и занимаются рукоделием. Еще один вывод: у тех подростков, которые любят разгадывать кроссворды и логические загадки, большое количество разносторонних интересов.
Таблица 1.
Предпочтение в отдыхе подростков и увлечения
Предпочитают |
Количество человек |
Среднее количество увлечении |
Любимые увлечения |
Активно отдыхать |
9 |
5,6 |
Активный отдых и спорт (по 67%), танцы (57%) |
Творить руками |
19 |
4,8 |
Танцы (53%), изобразительное искусство и рукоделие (по 47%) |
Разгадывать логические загадки |
2 |
7 |
Чтение и изобразительное искусство (100%) |
Все понемногу |
11 |
3,5 |
Изобразительное искусство и музыка (45%); активный отдых, танцы, компьютерные игры (36%). |
Коммуникабельность.Те подростки, кто обладают большей долей коммуникабельности (большим количеством друзей), предпочитают настольные игры и танцы, т.е. ту деятельность, которую интересно выполнять не в одиночку (таблица 2). А вот те школьники, у которых немного друзей, компенсируют недостаток общения с помощью компьютера и компьютерных игр.
Таблица 2
Коммуникабельность и увлечения подростков
Количество друзей |
Количество человек |
Среднее количество увлечении |
Любимые увлечения |
Много друзей |
34 |
4,8 |
Настольные игры (56%) и танцы (53%) |
Немного |
6 |
6,8 |
Активный отдых, компьютер, музыка (все по 67%) |
Предпочитаю одиночество |
1 |
3 |
Конструирование, коллекционирование и фотосъёмка |
Умение сосредотачиваться.Мое исследование подтвердило тот факт, что те, кому нравиться сосредотачиваться на монотонной работе выбирают музыку и рукоделие (таблица 3). А вот те, кто не хочет заниматься рутинной работой, обладают небольшим разнообразием хобби.
Таблица 3
Умение сосредотачиваться и увлечения
Монотонный труд |
Количество человек |
Среднее количество увлечении |
Любимые увлечения |
Не привлекает, но иногда могу |
24 |
5,1 |
Настольные игры (71%) и танцы (50%) |
Могу и нравиться |
15 |
5,1 |
Музыка (60%), рукоделие и танцы (53%) |
Избегаю |
2 |
3,5 |
- (у каждого своего) |
Способность переключаться.Конечно же способность легко переключаться говорит нам о быстрой моторной деятельности, которая так нужна музыкантам и танцорам. А вот у спортсменов формируется принцип «должен сделать» и поэтому они выбирают ответ «всему свое время» (таблица 4).
Свободное время.Очень часто современные школьники жалуются на недостаток свободного времени. Вот что показал мой опрос (таблица 5): большое его количество не означает, что подросток займется развитием свои талантов и способностей. Так мы видим в той группе школьников, у которых больше всего времени, самое маленькое количество увлечений. При этом надо отметить, что среднее количество времени, затраченное на хобби, по группам почти не различается и составляет около 2,3 -2,5 часа в неделю. Также это (отсутствие взаимосвязи между количеством свободного времени и временем, затраченным на хобби) подтверждает и статистический коэффициент корреляции.
Таблица 4
Способность переключаться и увлечения
Способность переключаться |
Количество человек |
Среднее количество увлечении |
Любимые увлечения |
Легко |
18 |
4,3 |
Изобразительное искусство и компьютеры (44%), музыка и танцы (по 39 %) |
На более важное |
10 |
4,5 |
Коллекционирование и фото- видеосъёмка (50%) |
Нет |
3 |
6 |
Активный отдых (100%) |
Всему свое время |
7 |
5,1 |
Изобразительное искусство и спорт (по 71 %) |
Иногда |
3 |
5,7 |
Музыка (100) |
Таблица 5
Свободное время и увлечения
Количество свободного времени в неделю, час |
Количество человек |
Среднее количество увлечений |
Среднее время на хобби, часов в неделю |
Любимые увлечения |
Меньше 14,5 |
8 |
4,4 |
2,5 |
Танцы (75%) и коллекционирование (50%) |
14,5 – 19,5 часов |
11 |
5,5 |
2,5 |
Спорт(64%), фото- и видеосъемка (55%) |
19,5 – 26,5 часов |
12 |
4,8 |
2,5 |
Активный отдых (58%) и музыку (50%) |
Больше 26,5 часов |
10 |
4,2 |
2,3 |
Изобразительное искусство (60%) и спорт (50%) |
Может быть подростки не умеют организовывать свое время? Посмотрим, что ответили ребята о сожалении о потерянном времени (таблица 6). Те, кто не о чем не сожалею, выбирают рисование. Те, кто любит поиграть на компьютере и послушать музыку иногда сожалеют о своём занятии. Те, кто критично оценивает свои действия, чаще всего любит фотографировать и коллекционировать.
Взаимосвязь со школьными оценками. Самый интересный вопрос: как связаны школьные оценки и хобби (таблица 7). И вот мы видим, что у отличников больше всего количество увлечений, значит они более разностороннее развиваются. Наши пятиклассники, которые отлично учатся, чаще всего занимаются спотом и танцами, а также любят настольные игры. А вот троечники обожают долго и со вкусом отдыхать.
Таблица 6
Организация времени и увлечения
Сожаление о времени |
Количество человек |
Среднее количество увлечении |
Любимые увлечения |
Нет |
2 |
4,5 |
Изобразительное искусство (100%) |
Когда как |
14 |
4,5 |
Компьютеры и музыка (по 50%), активный отдых (43%) |
Да |
19 |
5,4 |
Настольные игры (74%) и танцы (68%) |
Да, потратил на глупость |
6 |
5 |
Фото- и видеосъемка (67%), изобразительное искусство и коллекционирование (по 50%) |
Таблиц 7
Школьные оценки и увлечения
Основные оценки учеников |
Количество человек |
Среднее количество увлечении |
Среднее время на хобби, часов в неделю |
Любимые увлечения |
Пятерки |
22 |
5,5 |
2,5 |
Спорт (59%) и настольные игры (59%), танцы (54%) |
Четверки |
14 |
4,9 |
2,1 |
Настольные игры (57%), танцы (57%) изобразительное искусство (50%) и музыка (50%) |
Тройки |
5 |
3,2 |
3 |
Активный отдых (60%) |
Таким образом, можно сделать следующий вывод: неважно какими видами хобби будет заниматься подросток- пятиклассник, но если он вкладывает свою душу, то это обязательно приведет его к успеху в жизни!
Литература
Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 127с.
К.В. Балдин. Общая теория статистики: Учебное пособие/ К.В. Балдина, А.В. Рукосоев. – М.: ИТК Дашков и К, 2015. – 312 с.
Хобби [Электронный ресурс]// Википедия: свободная электронная энциклопедия: на русском языке. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%B1%D0%B1%D0%B8 (дата обращения: 12.02.2018)
Хобби. Основные виды хобби [Электронный ресурс] // Art-Assorty форум. URL: http://art-assorty.ru/16252-osnovnye-vidy-hobbi.html (дата обращения: 12.02.2018)
Виды хобби [Электронный ресурс]// Сайт «Саморазвитие и самосовершенствование. URL: http://samrazvit.ru/psixologiya/vidy-xobbi.html (дата обращения: 12.02.2018)
Неожиданные хобби известных людей [Электронный ресурс] // Сайт ФБ.ру. URL: http://fb.ru/post/celebrities/2017/2/7/9968 (дата обращения: 28.12.2017)
Увлечения знаменитостей [Электронный ресурс] // Сайт Vse-sekrety.ru. URL: http://vse-sekrety.ru/67-uvlecheniya-znamenitostej.html (дата обращения: 28.12.2017)
Необычные хобби известных людей [Электронный ресурс] // Сайт Fichki.net. URL: https://fishki.net/1603509-neobychnye-hobbi-izvestnyh-ljudej.html (дата обращения: 27.12.2017)
На сколько важно хобби для человека [Электронный ресурс] // Информационный портал «задушевные беседы». URL: http://mir-psihologii.ru/uvlecheniya-lyudey.html (дата обращения: 20.12.2017)
Как влияет на человека его хобби? [Электронный ресурс] // Сайт tvoya-life.ru. URL: http://tvoya-life.ru/xobbi-i-uvlecheniya/kak-vliyaet-na-cheloveka-ego-xobbi.html (дата обращения: 20.12.2017)
Увлечение для подростков [Электронный ресурс] // Сайт «Развитие детей». URL: http://razvitiedetei.info/razvitie-shkolnika/uvlechenie-dlya-podrostkov.html (дата обращения: 20.12.2017)
Авагян Л. Паненко С.И. Исследовательская работа по психологии «Интересы и увлечения младших подростков». - Черемхово - 2014 [Электронный ресурс] // Социаьная сеть работников образования nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/10/11/issledovatelskaya-rabota-po-psikhologii-interesy-i(дата обращения: 20.12.2017)
10