Шахматы – для каждого свое. Для одного – это
искусство, для тех, кто ценит систематизацию, логику,
точный выверенный анализ, - наверное, наука, ну а для
третьего – прежде всего борьба, азарт, риск.
Михаил Таль (8 чемпион мира по шахматам)
14 января 2017 года наш город посетил легендарный советский и российский шахматист, 12 чемпион мира по шахматам, международный гроссмейстер Анатолий Евгеньевич Карпов. Визит великого шахматиста вызвал огромный интерес. В переполненном зале Областного молодёжного центра Анатолий Евгеньевич пообщался с калужанами и ответил на их вопросы — в чем секреты его побед, какими качествами нужно обладать для достижения успеха, какую роль шахматы могут сыграть в жизни человека.
Среди юных шахматистов, присутствовавших на встрече, была проведена викторина, по результатам которой семеро лучших ее участников получили бесценную возможность помериться силами с двенадцатым чемпионом мира Анатолием Карповым в сеансе одновременной игры.
На этой памятной встрече присутствовала и я со своими друзьями из шахматного клуба «ЛОГИК». Мне удалось задать свой вопрос чемпиону: «Какие шахматы ему нравятся - быстрые или классические?». Анатолий Карпов ответил, что одинаково удачлив в обоих видах и рекомендовал чередовать их при обучении. В конце встречи нам подарили книги с автографом знаменитого шахматиста.
Во время выступления А.Е.Карпов сказал, что «Шахматы – это больше чем игра. В них есть артистические качества и присутствуют научные элементы. Шахматы учат правильно оценивать свои силы, анализировать, логически мыслить». Меня заинтересовал вопрос, что такое шахматы - игра или спорт? Это и стало целью моего исследования.
Цель работы – изучить и обобщить материал о шахматах, исследовать вопрос: что такое шахматы – спорт, игра или наука
Задачи:
Изучить историю возникновения шахмат.
Собрать высказывания великих шахматистов о шахматах.
Сравнить шахматы с теннисом и боксом как видами спорта.
Сравнить шахматы с наукой.
Сравнить шахматы с интеллектуальной игрой.
Провести анкетирование
Предмет исследования: шахматы – как спорт или игра.
Объект исследования: шахматы.
Гипотеза исследования: шахматы – это и спорт, и интеллектуальная игра, и наука.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, анкетирование, обобщение, систематизация, аргументация.
Актуальность: отвлечь современныхдетей от «гаджетов», компьютерных игр (леталки, стрелялки) и различной «покемоновской» мультипликации.
Все это отучает человека размышлять, думать. «Гаджет» все сделает за тебя - и посчитает, и сфотографирует, и найдет ответ в интернете... В компьютерной игре всегда есть «вторая жизнь» и можно относиться к поступкам легкомысленно. Покемоны, феи Вингз, Тотали Спайс вечно куда-то летят, кричат и с кем-то воюют… С шахматами - совсем другая история. Если ты сделал недальновидный ход, та расплата придет немедленно. Соперник думает, что знает наперед все твои ходы и мысленно празднует победу. Но ты придумал что-то неожиданное и все его планы разрушены. Ему предстоит выстраивать новую стратегическую линию. Мастер спорта может проиграть даже обладателю юношеского разряда. Мудрость, увлекательность и спортивный азарт этой игры никогда не позволят ей стать неинтересным и скучным занятием.
Практическая значимость работы: популяризация шахмат среди школьников.
Глава I. Мир шахмат.
История возникновения шахмат.
Об истории возникновения шахматной игры существует легенда. Давным-давно жил в Индии деспотичный раджа. Один из приближенных решил показать властителю, насколько зависит он от подданных, и придумал игру, где король (царь, шах) хоть и является главной фигурой, однако мало что значит без поддержки и защиты других фигур. Игра оказалась удивительно интересной, и не заметивший нравоучительного намека раджа предложил создателю любое вознаграждение. И, как гласит легенда шахмат, последний выразил желание получить награду хлебными зернами, но так, чтобы за первое поле шахматной доски ему дали одно зернышко, за второе — два, за третье — четыре, потом восемь, шестнадцать и т. д.
Поскольку на доске всего шестьдесят четыре клетки, раджа думал обойтись одним-двумя мешками, однако на деле выяснилось, что во всем мире не найти столько зерен, сколько понадобится для того, чтобы удовлетворить пожелание хитроумного изобретателя. Такова легенда о мудрой шахматной игре и его создателе.
Предшественники шахмат.
Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам — чатуранга, что значит на санскрите - четыре рода войска: колесницы, слоны, конница, пехота. В чатуранге было всего 4 фигуры. Доска имела размеры 9х9. Различием и расположением своих фигур она стремилась отобразить состав и строй индийского войска того времени. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.
На Арабском Востоке чатуранга была существенно модифицирована и получила название у арабов - шатрандж, у персов - «шатранг».
Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе - «властитель повержен»).
Первое упоминание о шатрандже датируется приблизительно 550 годом. 600 год - первое упоминание шатранджа в художественной литературе — персидской рукописи «Карнамук». Игроков теперь стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём. От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда).
Движение фигур в шатранг отличалось от привычного нам (пешка не могла первым ходом прыгать на две клетки, рокировок нет, слон ходил на две клетки по диагонали, совершая своеобразный прыжок и перепрыгивая через фигуры, как конь, а ферзь - на одно поле по диагонали и считался слабейшей фигурой и т. д.). Легко понять, что при таких правилах ходов, столкновение сил начиналось значительно позже, чем в современных, "дальнобойных" шахматах, и вообще темп игры в шатрандже отличался большой медлительностью.
Принимая во внимание слабость ферзя и слонов, а, следовательно, и относительно большую силу короля, мат (также и пат) был в практической игре большой редкостью (такие окончания партий вызывали удивление и подчас записывались, что и способствовало созданию и развитию шахматной композиции).
Развитие шахмат.
Максимального развития шахматы у арабов достигли в IX-Х столетиях. В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катана. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Алли.
В VIII - IX веке, при завоевании Испании арабами шатрандж попал в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий - в Португалию, Италию и Францию. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы.
К XV веку шахматы приобрели, в общем, современный облик, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков в разных странах бытовали собственные, иногда достаточно причудливые, особенности правил.
1.4. Шахматы в современном мире
Современный мир и общество предъявляют к человеку определенные требования: критическое системное мышление, творческий подход, быстрый анализ и решение новых проблем. Вам ничего это не напоминает? Именно в шахматах приходится постоянно анализировать сложившуюся ситуацию, мыслить не одним ходом, а системно, пытаться создать новую, «красивую» комбинацию. Это стало одной из причин введения преподавания шахмат в школьную программу.
«В ближайшие два года в расписании занятий учащихся начальной школы должны появиться уроки шахмат», - заявила 27.09.2017 года, выступая на правительственном часе в Совете Федерации, глава Министерства образования и науки Ольга Васильева. «Уже в 40 регионах России школьники ходят на подобные занятия. И ученики этих школ добиваются успехов на Всемирных олимпиадах по математике, достигают высоких результатов в области IT-технологий. И эти успехи непосредственно связаны с занятиями шахматами. Именно эта игра развивает интеллект и при этом не требует никаких затрат».
«Россия гордится своей шахматной школой и выдающимися гроссмейстерами, и необходимо, чтобы сейчас шахматы развивались по всей стране». Об этом на пресс-конференции 23.12.2016 года заявил президент РФ Владимир Путин.
В 2016 году Глава комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов обратился к министру образования и науки Ольге Васильевой с предложением сделать шахматы обязательным предметом в начальной школе. Президент Международной шахматной федерации (FIDE) Кирсан Илюмжинов поддержал инициативу сделать шахматы обязательным предметом в начальной школе. В своем обращении он называет шахматы "одной из самых эффективных образовательных дисциплин". "Это не только интересная игра, но и навыки математики, контроль времени, пространственного ориентирования, стратегического мышления", - подчеркивает Илюмжинов, отмечая, что шахматы также "имеют большую социальную значимость, помогают детям стать более конкурентоспособными, существенно улучшают показатели успеваемости".
С сентября 2016 года в 45 школах Калужского региона был запущен пилотный проект «Шахматы в школе».
Глава II. Шахматы – спорт или игра. Аргументы за и против.
2.1. Термины и определения.
Интерес к шахматам не ослабевает на протяжении столетий, так же как и не прекращаются споры на понимание сути этого занятия. Так что же это такое – спорт или игра?
Шахматы – настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников. Цель – поставить сопернику мат (когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать).
Игра - тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта или эрудиции.
Спорт - организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей. Цель спорта высших достижений — это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях. Это в первую очередь преодоление себя, достижение мастерства, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы.
Наука - это система знаний, исследований на основе систематизации и обобщения знаний. Основой сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, анализ и, на этой основе, создание новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи.
2.2. Сравнение высказываний известных шахматистов.
Игра |
Спорт |
Эмануэль Ласкер (немецкий шахматист, 2-й чемпион мира по шахматам): «Конечно шахматы, несмотря на их тонкое и глубокое содержание, являются лишь игрой и не могут требовать к себе такого же серьезного отношения, как наука и техника, которые служат насущным потребностям общества, еще менее их можно сравнивать с философией и искусством». Тигран Петросян (советский шахматист, 9-й чемпион мира по шахматам): «Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения игрой – наука». Савелий Тартаковер (шахматист, гроссмейстер, один из сильнейших в начале XX века.): «Шахматы, эта основанная на точном расчёте игра, требующая везения, везения и ещё раз везения!» Давид Бронштейн (советский и российский шахматист, гроссмейстер, претендент на первенство мира (1951): «В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно». |
Российский гроссмейстер Сергей Карякин был близок к победе над действующим чемпионом мира по шахматам норвежцем Магнусом Карлсеном в матче за мировую шахматную корону, однако в итоге потерпел поражение. В интервью корреспонденту «Интерфакса» Владимиру Нардину (6 декабря 2016 года): — Много споров идет на тему, можно ли шахматы считать спортом? — Я считаю, что шахматы — это чистый спорт и это мнение не только мое, но также и Магнуса Карлсена, потому что у него тоже спрашивали на пресс-конференции. Но суть в том, что шахматисты, получается, сидят по семь часов за доской, они думают очень долго. Вот попробуйте посидеть семь часов, когда надо пытаться найти лучшее решение — все это очень сложно, и это, конечно, спорт. Паскаль Блез (немецкий математик, физик): «Шахматы – это гимнастика для мозгов». Роберт Фишер (американский шахматист, 11-й чемпион мира): «Шахматы похожи на баскетбол... иногда приходится также долго крутиться вокруг корзины, прежде чем забросить мяч». |
Александр Алехин (русский шахматист, 4 чемпион мира по шахматам): «Для меня шахматы не игра, а искусство. Да, я считаю, шахматы искусством и беру на себя все те обязательства, которые оно налагает на его приверженцев…
Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как в жизни».
Магнус Карлсен (норвежский шахматист, 16 чемпион мира по шахматам): «Меня всегда завораживали структуры, их изменения на шахматной доске. Шахматам научиться легко, но в совершенстве овладеть ими невозможно».
Как мы видим, даже среди великих шахматистов нет единого мнения.
2.3. Сравнение с различными дисциплинами
2.3.1. Шахматы и спорт
Спорт – это в первую очередь преодоление себя, достижение мастерства, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы.
Как вид спорта шахматы официально признаны более чем в 100 странах. Международный Олимпийский комитет признал шахматы лишь в 1999 году, но не включил в олимпийскую программу. Поэтому ФИДЕ проводит свои Олимпиады.
Основным органом, занимающимся организацией и проведением шахматных турниров, является Международная шахматная Федерация (ФИДЕ, FIDE). Это международная спортивная организация, объединяющая национальные шахматные федерации. Занимается популяризацией шахмат, организацией различных международных соревнований, в том числе чемпионатов мира. Основана - 20 июля 1924 в Париже. Многие страны имеют свои (национальные) шахматные федерации.
Имеет свой флаг и гимн, девиз ФИДЕ — «Все мы — одна семья». Штаб-квартира ФИДЕ находится в Афинах, Греция. С 1980 ФИДЕ — член ЮНЕСКО.
Анатолий Карпов на вопрос как должен быть подготовлен шахматист, сказал: «Для того чтобы добиться успеха в любом виде спорта, требуется много составляющих. В первую очередь шахматист должен быть абсолютно здоров и прекрасно подготовлен физически. Игра в шахматы требует намного больших затрат энергии, чем некоторые виды спорта». Спорт - это не только игра мускулов, это, прежде всего, состязание, противоборство, соперничество. Шахматы - это гимнастика ума, состязание мысли, выдержки и воли к победе. Только умение думать, считать, анализировать лучше, чем это делает твой соперник, позволит тебе выиграть. Сам А.Е. Карпов чередовал тренировки по шахматам с тренировками в большой теннис, чтобы поддерживать свою физическую форму.
Многие считают, что спорт связан только с физическим развитием. Даже бытует мнение о глупости и недалекости профессиональных спортсменов. Но практика показывает, что наилучших успехов в спорте добиваются именно «интеллектуалы».
Сравним шахматы и теннис.
Шахматы |
Большой теннис |
интеллектуальная составляющая |
|
Главным образом развивают творческое мышление и интеллект, улучшают память. Важна способность принимать решения и отвечать за них. Стратегическое и тактическое мышление. Скорость реакции необходима в цейтноте, при игре в блиц или быстрые шахматы. |
Теннис – это шахматы в движении. Стратегия и тактика матча продумывается заранее, комбинации просчитываются на несколько ходов вперед. Необходимо быстро анализировать ситуацию, принимать решения и корректировать свои действия в зависимости ситуации в матче и поведения соперника. |
физическая составляющая |
|
Как ни странно, физическая подготовка профессиональному шахматисту необходима. Проводить ежедневные многочасовые тренировки, сидя за шахматной доской, человек физически слабый не сможет. |
Обязательная физическая форма, координация, мастерское владение основными приемами игры. |
психофизическая составляющая |
|
Подготовка к соревнованиям проходит в индивидуальном порядке. Требуется отличная самоорганизация и работоспособность. Психологическая борьба во время партии может иметь решающее значение, особенно если соперники равны по мастерству. Излишние эмоции могут привести к ошибкам, и совершенно недопустимы у спортсменов высокого класса. |
Подготовка к соревнованиям проходит в индивидуальном порядке. Требуется отличная самоорганизация и работоспособность. Психологическая борьба во время партии может иметь решающее значение, особенно если соперники равны по мастерству. Излишние эмоции могут привести к ошибкам, и совершенно недопустимы у спортсменов высокого класса. |
Сравним шахматы и бокс.
Сравнение шахмат и бокса может показаться странным. Но это только на первый взгляд. У этих видов спорта есть общие черты. Сначала рассмотрим, чем похожи шахматы на бокс.
1. Как и в случае с шахматами, в боксе ответственность за конечный результат лежит только на одном человеке. Здесь также присутствует противостояние личностей и характеров.
2. В боксе нет пути назад и отговорки, что судья что-то не увидел или просто ошибся – так как роль судьи минимальна. В шахматах он и вовсе вмешивается в игру только в критических ситуациях, которые возникают один раз за тысячу партий.
3. Выигрывает не сильнейший, а мудрейший! Это правило подходит для всех видов спорта, и для бокса, и для шахмат в том числе.
В боксе очень часто побеждают стратегически, используя свои сильные стороны и максимально нейтрализуя слабости. Даже великий Майк Тайсон обладал определенной техникой, чтоб подобраться к противнику и нанести решающий удар, именно поэтому он и побеждал.
А когда эта техника начала угасать, несмотря на наличие смертельного удара, Тайсон стал проигрывать, ведь противник просто не давал ему шанса проводить решающую атаку в полную силу.
4. Стойкость и умение абстрагироваться от всего, что происходит вокруг, сосредоточиться только на игре (в шахматах), или только на поединке (в боксе).
На вопрос может ли боксер быть шахматистом, можно дать утвердительный ответ. Известно немало знаменитых спортсменов, которые снимая боксерские перчатки, проводят час-другой за шахматной доской. Среди них Ленокс Льюис (британский и канадский боксер-профессионал, чемпион ХХIV Олимпийских игр), Костя Дзю (советский, российский и австралийский боксёр, трёхкратный чемпион СССР, двукратный чемпион Европы и чемпион мира среди любителей).
Вывод. У шахмат и спорта много общего.
2.3.2 Шахматы и наука
Наука - система знаний, раскрывающая определенные закономерности той или иной предметной области. А шахматы - это и есть система знаний о закономерностях мышления и самой игры. Шахматная теория – это исследования, которые посвящены различным аспектам шахматной игры. Шахматная партия развивается по определенным канонам. Она разделяется на 3 части: дебют (начало), миттельшпиль (середина) и эндшпиль (окончание игры). Создано много теоретических начал, проведены большие изыскания в области середины игры (миттельшпиля) и ее заключительной части (эндшпиля), и нет предела в развитии шахматной науки. Написано много трудов о начале игры (дебюте).
Как и в математике в шахматах есть и теория, и практика. Решая шахматные задачи, мы разбираем различные комбинации и позиции. В шахматах также необходимо умение просчитывать различные варианты. Например, в отдельно взятой позиции шахматист старается просчитывать варианты на несколько ходов вперед, делать анализ и выбрать лучший вариант. Наилучший ход для каждой позиции может быть найден путем перебора всех мыслимых партий.
За доской шахматисту надо решать сложные задачи, его образ мышления требует определенной методичности и последовательности. Это сближает шахматы с наукой. А разве сама шахматная теория, которая непрерывно движется, как и всякая наука, вперед, не представляет собой научную дисциплину?
Вывод: особенности логики рассуждений, творческих поисков, интуиции в подготовке решения - в шахматах и науке близки
2.3.3. Шахматы и интеллектуальные игры
Как и в любой игре в шахматах есть игровые правила. Так, например, правило «Запрет на отказ» означает:
- не может быть взято назад сделанное партнёру предложение о ничьей;
- не может быть взято назад сделанное игроком заявление о сдаче (проигрыше) партии;
- не может быть взят назад (изменён) ход, если он был сделан и от фигуры была отнята рука и другие.
В шахматах, как и в любой интеллектуальной игре успеха можно достигнуть, прежде всего, за счёт мыслительных способностей человека, его ума.
Как и любая интеллектуальная игра, шахматы дают неограниченные возможности для развития знаний, углубления каких-либо навыков. Это отличная тренировка в любом возрасте.
Вывод: шахматы – это интеллектуальная игра, которая развивает память, интеллект, мышление, логику.
2.4. Анкетирование
2.4.1. Опрос спортсменов-шахматистов
Я занимаюсь шахматами в клубе «Логик» (Приложение 3). Поэтому провела опрос среди моих друзей из шахматного клуба и тренеров. Я задала им один вопрос: «Шахматы для тебя – это спорт или интеллектуальная игра, увлечение?».
Спорт |
Увлечение |
Другое |
|
Аня – 2010 г.р. Чемпионка города Калуги и Калужской области среди девочек до 9 лет, чемпионка Калужской области до 11 лет, 3 разряд по шахматам. |
Я люблю участвовать в разнообразных шахматных турнирах и побеждать. |
Мне нравится завоевывать красивые кубки и медали. |
|
Максим – 2007 г.р. Победитель и призер городских и областных соревнований, 2 разряд по шахматам. |
На соревнованиях присутствует спортивная борьба за призовые места и мне это нравится. Я хочу стать чемпионом России по шахматам. |
||
Михаил – 2010 г.р., чемпион города Калуги среди мальчиков до 9 лет, призер городских и областных соревнований, 3 разряд по шахматам. |
Увлечение, которое помогает мне в учебе, развивает логику, учит быть собранным и дисциплинированным |
||
Максим – 2006 г.р., 2 разряд по шахматам |
Я с большим удовольствием участвую в соревнованиях, чтобы почувствовать дух соперничества, преодолеть себя и завоевать медаль. |
Мне нравится играть в шахматы с друзьями в свободное время. |
|
Артем Сергеевич – тренер, КМС по шахматам, судья шахматных соревнований, победитель и призер городских соревнований по шахматам |
Когда я участвую в соревнованиях, то, конечно же, это спорт. Я стремлюсь к победе, к завоеванию медали. |
Наука. На занятиях мы с ребятами разбираем партии гроссмейстеров и партии самих ребят. Мы занимаемся исследованием, размышляем над вариантами и разрабатываем новые планы борьбы |
|
Антон Геннадьевич – тренер, 1 разряд по шахматам, участник и призер городских соревнований по шахматам |
Если я готовлюсь и участвую в соревнованиях – это для меня спорт. Присутствует спортивный дух, волнение, стремление к победе. |
В свободное время мы с друзьями играем в шахматы или просматриваем в Интернете видео о шахматах, тогда это увлечение |
Наука. Я анализирую и разбираю партии знаменитых шахматистов, подбираю разнообразные задачи и комбинации для ребят. |
Вывод: опрос людей, профессионально занимающихся шахматами, показал, что шахматы для них – это одновременно и спорт, и увлечение.
2.4.2. Анкетирование спортсменов-пловцов
Кроме шахмат, я занимаюсь плаванием. Поэтому решила провести опрос среди ребят, профессионально занимающихся этим видом спорта. Я предложила им ответить на вопросы анкеты о шахматах (Приложение 1, Анкета 2). В опросе приняло участие 20 человек. (Приложение 4. Диаграмма 1)
Вывод: большинство опрошенных пловцов считают шахматы увлечением, интеллектуально игрой. Они мало знают о шахматах, но хотели бы научиться играть, чтобы развить логику.
2.4.3. Интервью преподавателя шахмат в школе
Федотов Юрий Павлович – учитель физкультуры (средняя школа № 13 г. Калуги), руководитель шахматного кружка, преподаватель шахмат в начальной школе.
- С шахматами я познакомился, когда служил в армии. Среди моих сослуживцев были ставшие впоследствии шахматными тренерами: Вилков В. - мастер ФИДЕ и Провоторов А. - международный мастер по шахматам. Они то и научили меня играть в шахматы и полюбить эту замечательную игру. В настоящее время я веду шахматные уроки у учеников начальной школы, а также занимаюсь с ребятами в шахматном кружке. Для того чтобы постоянно тренироваться - каждый день играю в шахматы с компьютером. Для меня шахматы – это интеллектуальная игра.
2.4.3. Анкетирование первоклассников, изучающих шахматы в школе.
Для популяризации шахмат я провела урок по теме «Двойной удар» у первоклассников средней школы № 13 г. Калуги (Приложение 3. Фото 3). Ребята изучают шахматы в рамках школьной программы. В конце урока я раздала листовку «Магия шахмат» (Приложение 2), в которой я сформулировала: зачем надо научиться играть в шахматы. Для выявления интереса к шахматам, мною было проведено анкетирование (Приложение 1. Анкета 1). В опросе участвовало 56 первоклассников. (Приложение 4. Диаграмма 2)
Вывод: проанализировав результаты различных опросов, я пришла к выводу, что у многих ребят шахматы вызывают интерес. Хотя их мнения по вопросу «Что такое шахматы» различны.
Заключение
Изучив историю развития шахмат, собрав высказывания великих шахматистов о шахматах, проведя различные виды опросов, я смогла сделать следующие выводы:
1) единого мнения, что же такое шахматы – спорт, интеллектуальная игра или наука - не существует;
2) моя гипотеза верна. Шахматы – это и спорт, и интеллектуальная игра, и наука. Это многогранная стратегическая игра. Одной гранью, которой является проявление ее, как вида спорта со своими взлетами и падениями, победами и проигрышами.
Кто-то считает ее великим искусством, которое дарит эстетическое удовольствие. А для кого-то - это серьезная наука.
3) в современном обществе древнее шахматное искусство получает новый виток развития, т. к.
- это гимнастика для ума, состязание мысли, выдержки и воли к победе;
- шахматы полезны для интеллектуального развития человека - они развивают логику, пространственное мышление;
- шахматы учат самостоятельно принимать решения, концентрировать внимание;
- готовят человека к жизни - помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать свои поступки на несколько ходов вперед.
Именное поэтому Правительство Российской Федерации ввело всеобщее обучение искусству шахмат в школах.
Литература
1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. – М.: Физкультура и спорт, 1972. - 288с.
2. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.: Наука, 1983. – 168 с.
3. Зак В.Г., Длуголенский Я.Н. Я играю в шахматы. – С.-П..: Детская литература, 1980. – 224с.
4. Карпов А.Е. Учитесь шахматам. – М.: 1997. – 140 с.
5. Костенюк А.К. Как стать гроссмейстером в 14 лет. – М.: ЭПИцентр, «АЯКС», 2001. - 208с., с илл.
6. Нейштадт Я. Некоронованные чемпионы. – М.: 1975. – 303 с.
7. Интернет ресурсы: http://whychess.ru/; http://chesspro.ru/; https://chessmatenok.ru/.
Приложения
Приложение 1. Анкеты.
Анкета 1.
Почему Вы занимаетесь шахматами? __________________________________________
Нравится ли Вам заниматься шахматами? ______________________________________
Умеете ли Вы ставить «мат»?_________________________________________________
Тест
Как называются эти шахматные фигуры ?
______________ ______________ ______________
В какой стране появились шахматы?___________________________________________
Какие два войска сражаются на шахматной доске?_______________________________
А- белые и красные Б- синие и зеленые В- белые и черные
Анкета 2.
При ответе на вопросы выбирайте один из вариантов ответа.
Умеете вы играть в шахматы? Да Нет Не знаю
Шахматы – это спорт? Да Нет Не знаю
Шахматы – это увлечение? Да Нет Не знаю
Шахматы – это наука? Да Нет Не знаю
Шахматы – это искусство? Да Нет Не знаю
Хотите вы научиться играть в шахматы? Да Нет Не знаю
Знаете ли вы как ходят шахматные фигуры? Да Нет
Знаете ли вы чемпионов мира по шахматам? Да Нет
Знаете ли вы действующего чемпиона мира по шахматам? Да Нет
Приложение 2. Листовка.
Магия Шахмат.
Шахматы – это уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта. Они сочетают в себе элементы спорта, науки и искусства.
На шахматной доске сражаются два войска – белое и черное. Ты сможешь погрузиться в особый мир, где сам будешь командовать своей армией. И только от твоего умения будет зависеть результат игры. Это сделает тебя ответственным за все действия, которые ты будешь совершать.
5 причин, почему стоит научиться играть в шахматы.
Причина 1 – способность думать наперед. Необходимость анализировать комбинацию фигур на доске, просчитывать действия на несколько ходов вперед оказывается чрезвычайно полезной в повседневной жизни. Шахматист старается предугадывать последствия собственных действий, просчитывать ответную реакцию окружающих или конкурентов на эти действия.
Причина 2 – отсутствие боязни соперничества. Спорт учит побеждать. В шахматах сражаться за победу с десятком, а то и сотней соперников – привычное явление. Шахматист не боится интеллектуального соперничества. У него не опускаются руки при виде сильного конкурента. Это лишь стимул проявить себя.
Причина 3 – интеллектуальное развитие. Человеческий мозг активно развивается в детстве и стареет, начиная с 25 лет. Именно в раннем возрасте важно максимально тренировать память, развивать логику, счетные способности, интеллект. Для победы в соревнованиях юным шахматистам приходится прорабатывать огромные массивы теоретической информации, изучать классические партии, решать шахматные этюды.
Причина 4 – культурное развитие. С юного возраста шахматисты вращаются в интеллигентной среде. Им с детства прививается культура общения, любовь к искусству, необходимость владеть языками при участии в международных турнирах.
Причина 5 – хобби на всю жизнь. Шахматы – не обычный спорт. Это любимое увлечение, которым можно заниматься всю жизнь. Хобби, которое не позволит скучать и чувствовать себя одиноким.
Учитесь играть в шахматы. Это поможет открыть новые горизонты вашего развития.
Фото 3. Урок в 1 классе
Приложение 4
Диаграмма 1.
Диаграмма 2. Опрос первоклассников
Почему вы занимаетесь шахматами? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нравится |
14 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Научил папа, дедушка, т.д. |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок в школе |
24 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хочу побеждать, развивает логику |
9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ничего не ответили |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нравится вам заниматься шахматами? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Да |
52 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нет |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умеете ли Вы ставить "мат"? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Да |
33 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нет |
23 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как называются эти шахматные фигуры? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конь |
56 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слон |
51 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ладья |
41 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В какой стране появились шахматы? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индия |
40 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Не знаю |
10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Англия |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Египет |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Италия |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Австралия |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какие два войска сражаются на шахматной доске? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Белые и красные |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Синие и зеленые |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Белые и черные |
56 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||