Введение
Термин «социальная сеть» был введён в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», которая вошла в сборник «Человеческие отношения». Он развил и дополнил изобретенный в 30-е годы подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм, то есть визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними — в виде линий. Однако саму идею социальной сети как структуры, элементами которой являются действующие лица, предложили еще в конце восьмидесятых французский социолог Давид Эмиль Дюркгейм и его немецкий коллега Фердинанд Тённис. Они практически описали природу этого явления в своих теориях и исследованиях социальных групп.
Понимание социальной сети с того времени сильно изменилось, важную роль в этом сыграло развитие технологий, благодаря которым появились онлайн сети. В данной работе под термином «социальная сеть» мы будем понимать интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Социальная сеть состоит из персональных каналов каждого пользователя (обычно они называются профили), их социальных связей, а также ряда дополнительных сервисов.
Социальные сети активно входят в нашу жизнь, многие люди работают и живут там постоянно. Однако многие пользователи не понимают, что информация, размещённая ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями, а следовательно, эта среда далеко не всегда безопасна. В связи с этим актуальность изучения данного вопроса очевидна и этим обусловлен выбор данной темы.
Для того, чтобы обеспечить безопасность использования подростками социальных сетей, важно выявить основные проблемы, связанные с их использованием. Это определило цель нашего исследования: выявить основные риски взаимодействия подростков в социальных сетях.
Цель: выявить угрозы для молодёжи при активном использовании социальных сетей и разработать рекомендации по борьбе с ними.
Задачи исследования:
- изучить историю возникновения социальных сетей;
- рассмотреть проблему зависимости подростков от социальных сетей;
- познакомиться с угрозами, с которыми подростки могут столкнуться в Интернете;
- провести анкетирование среди молодёжи;
- систематизировать результаты, полученные при исследовании;
- проанализировать полученные результаты и выявить угрозы;
- предложить пути их решения.
Объектом нашего исследования является взаимодействие подростков в социальных сетях.
Предмет – безопасность взаимодействия в социальных сетях.
Используемые методы:
-наблюдение;
-обобщение;
-опрос (анкетирование);
-анализ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.История возникновения социальных сетей
Термин «Социальная сеть» был введён задолго до появления Интернета и собственно современных интернет-сетей, ещё в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом.
Предпосылки возникновения: гостевые книги (web-приложения, состоящие из списка сообщений, которые может оставить каждый посетитель), форумы (сообщения группируются тематически, каждый посетитель может оставить сообщение на заданную тему в ответ на предыдущее) и блоги (каждый участник ведет журнал, аналогичный личному дневнику, а другие посетители могут оставлять комментарии к сообщениям, при этом пользователь может создавать списки «друзей» или ограничить доступ к своему журналу).
Постепенно на базе этих форм общения начали образовываться социальные сети, отличительной чертой которых является наличие явно установленных связей между участниками.
Во второй половине 20 века социальные сети стали активно развиваться как научная концепция, сначала они стали популярны на западе, чуть позже пришли и к нам.
Первыми компьютерными социальными сетями стали всё те же группы людей, использовавшие для создания и поддержания социальных связей средства компьютерного общения, которыми стала электронная почта. 2 октября 1971 года – это день первого сообщения, отправленного на удалённый компьютер, а первыми пользователями социальной сети стали военные в сети ARPA Net.
В 1988 году финским студентом Ярко Ойкариненом была изобретена IRC (англ. InternetRelayChat — ретранслируемый интернет-чат), или «ирка» – сервисная система для общения в режиме реального времени. Она относится к более «продвинутым» социальным сетям, однако ещё далеким от современных.
И вот в 1995 году появилась первая, приближенная ксовременным, социальная сеть Classmates.com, которую создал Рэнди Конрад, владелец компании ClassmatesOnline, Inc. Сеть помогала зарегистрированным посетителям находить и поддерживать отношения с друзьями, одноклассниками, однокурсниками и другими знакомыми людьми. Сейчас в ней зарегистрировано более 40 миллионов людей, преимущественно из США и Канады.
1.2.Популярные социальные сети в мире
На сегодняшний день в мире можно выделить три самые популярные социальные сети: Facebook, Twitter,WhatsApp.[4]
На рисунке1 представлены популярные социальные сети в мире по данным 2015,2016 и 2017 года.
Рисунок 1.Популярные социальные сети в мире за 2015,2016,2017 год.
По данным на декабрь 2017 года самой популярной социальной сетью в мире остается Facebook. Ее ежемесячная аудитория составляет почти 2 млрд. человек (если говорить точнее — 1968 млн.).
«Facebook» - крупнейшая социальная сеть в мире и одноименная компания (FacebookInc.), владеющая ею. Была основана 4 февраля 2004 года Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете -ЭдуардоСаверином, ДастиномМосковицем и Крисом Хьюзом.
Первоначально веб-сайт был назван Thefacebook и был доступен только для студентов Гарвардского университета, затем регистрацию открыли для других университетов Бостона, а затем и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес в домене .edu. Начиная с сентября 2006 года сайт доступен для всех пользователей Интернета в возрасте от 16 лет, имеющих адрес электронной почты.
«Twitter» - социальная сеть для публичного обмена сообщениями при помощи веб-интерфейса, SMS, средств мгновенного обмена сообщениями или сторонних программ-клиентов для пользователей интернета любого возраста. Публикация коротких заметок в формате блога получила название «микроблогинг». Пользование сервисом бесплатно. Пользование посредством SMS тарифицируется оператором согласно тарифному плану пользователя.
Владельцем системы «Твиттер» является компания TwitterInc., главный офис которой находится в Сан-Франциско (штат Калифорния). TwitterInc. также имеет серверы и офисы в Сан-Антонио (штат Техас) и Бостоне (штат Массачусетс). СозданныйДжеком Дорси в 2006 году, «Твиттер» вскоре завоевал популярность во всём мире.
«WhatsApp» - популярная бесплатная система мгновенного обмена текстовыми сообщениями для мобильных и иных платформ с поддержкой голосовой и видеосвязи. Позволяет пересылать текстовые сообщения, изображения, видео и аудио через Интернет. Клиент работает на платформах Android, iOS (iPhone), и WindowsPhone, NokiaSymbian, NokiaS40, а также ОС Windows и в виде Веб-приложения.
Компания WhatsAppInc., создавшая мессенджер, основана Яном Кумом и Брайаном Эктоном (англ.) 24 февраля 2009 года и расположена в Маунтин-Вью, США; с октября 2014 года принадлежит FacebookInc. С 2016 года приложение официально стало бесплатным и по сей день является таким, пользователь оплачивает лишь использованный приложением интернет-трафик. Приложением пользуется больше миллиарда человек.[2]
Популярны социальные сети в России
В России социальные сети начали приобретать широкую популярность позже, чем в Америке и Европе. В 2006 году были запущены сразу два сервиса: Одноклассники и ВКонтакте.[5]
На рисунке 1 представлены популярные социальные сети в России по данным 2015,2016 и 2017 года.
Рисунок 2. Популярные социальные сети в России за 2015,2016,2017 год.
«ВКонтакте» - социальная сеть со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. Крупнейшая социальная сеть в Европе. Сайт доступен на более чем 90 языках; особенно популярен среди русскоязычных пользователей. «ВКонтакте» позволяет пользователям отправлять друг другу сообщения, создавать собственные страницы и сообщества, обмениваться изображениями, тегами, аудио- и видеозаписями, играть в браузерные игры.
Запущенный 10 октября2006 года, ресурс изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских вузов, позднее стал называть себя «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети». По данным на декабрь 2017 среднесуточная аудитория составляет более 80 миллионов посетителей, зарегистрировано более 460 миллионов пользователей. По данным SimilarWeb к концу 2017 года «ВКонтакте» занимал 7 место по популярности в мире.
«Одноклассники» - социальная сеть с ярким интерфейсом, удобной навигацией и множеством сервисов и разделов, позволяющих не только находить своих старых друзей, одноклассников, коллег и сослуживцев, но и размещать свои фотографии и любимую музыку. А также находить единомышленников и вступать в сообщества по интересам, где можно найти множество полезной информации и поделиться своими знаниями.
Проект стартовал в марте 2006 года, и уже к лету на сайте было зарегистрировано около 9 миллионов человек. Поначалу регистрация была платной, однако уже с 2008 года плату отменили, что привлекло на «Одноклассники» еще больше пользователей.
«Мой мир» - социальная сеть от бесплатной почты mail.ru. В ней зарегистрированы преимущественно школьники, домохозяйки, спамеры и т. д. По утверждению администрации проекта в Моем мире зарегистрированы свыше 40 миллионов аккаунтов, хранится 490 миллионов фотографий пользователей, почти постоянно на сайте находятся сотни тысяч человек.
Проект стартовал 17 мая 2007. 14 июля заработала поддержка стандарта OpenSocial1, а 24 октября число пользователей перевалило за 25 миллионов — показатель рекордный на тот момент для российских социальных сетей, но необъективный (Мой мир создается вместе с почтой, а у некоторых может быть их не одна и не две).[2]
1.4.Опасность интернет сообществ
Социальные сети позволяют подросткам общаться, узнавать интересную и полезную информацию, находить паблики по учебе, обсуждать свои увлечения (фильмы, музыка, танцы, пение, спорт, игры) и многое другое. Социальные сети для подростов – неотъемлемая часть их социализации.Но, не смотря на очевидную привлекательность, необходимо осознавать и опасности использования социальных сетей в этом возрасте. Известно, что у детей планка критичного отношения к новостям, видео и сообщениям ниже, чем у взрослых. Дети более доверчивые, а значит они удобный «объект» для воздействий.
Ввиду еще несформировавшейся психики наиболее опасными для подростков являются так называемые суицидальные группы, группы анорексиков, группы вербовки в запрещенные организации, общение с мошенниками, кибербуллинг (травля) и так далее.
Суицидальные группы
В 2015 году в социальных сетях стали массово появляться группы, где детей склоняют к суициду в режиме онлайн. В них детей заставляют покончить с собой, транслируя видео этого в сеть Интернет. По мнению правоохранительных органов в таких группах работают профессиональные психологи, которые методично доводят детей и подростков до самоубийства.
Модераторы групп смерти часто сами находят подростков, которые уже и так страдают от депрессии и не скрывают своих суицидальных мыслей на личной странице (слушают специфическую музыку, размещают фотографии с изображением смерти, интересуются субкультурой «эмо»). Далее в ход идет жесткое манипулятивное воздействие на психику подростков.
По данным Новой газеты только за полгода (с апреля 2016-го по апрель 2017-го) из-за таких групп покончили с собой 130 подростков.
Больше 9000 страниц и сайтов, пропагандирующих самоубийства, уже заблокировал в сети Роскомнадзор. Но на месте одной закрытой тут же, мгновенно, возникают другие.
Группы по похудению, приводящие к анорексии В социальной сети «ВКонтакте» есть сотни сообществ, где принято хвастаться своей худобой. Девочки-подростки ненавидят свое тело, стремятся к идеалу веса в 35 килограммов.
У самой популярной группы 4,5 млн. подписчиков, а ее экс-администратор несколько лет назад умерла от анорексии.
Сообщества для экстремальных похудений популярны в «ВКонтакте», так как именно в этой сети зависают девочки-подростки. Сегодня по запросу «Анорексия» можно найти больше 1700 сообществ, и это не считая некоторых групп с «зашифрованными» названиями, закрытых от посторонних.
Подростков подсаживаются на различные диеты и пропагандируют свой образ жизни среди своих знакомых. Тем самых количество «худышек» быстро растёт. Для них это, как наркотик, который также может привести к смерти.
Вербовка в запрещенные организации и группы
В интернете действует сеть по вербовке в международные террористические организации. Национальность и вероисповедание для этих людей не играет роли. Вербовщики работают повсюду, а особенно через социальные сети. Согласно данным иг.нет2 около 80 % случаев вербовки в террористические организации происходит через социальные сети и форумы.
Вербовщики — профессионалы экстра класса. Будучи опытными психологами они точно знают, как заставить человека действовать в своих интересах.
Вербовщик ищет ключи к конкретному человеку, определяя и давя на его болевые точки. Особенно помогают им в этом информация со страницы в социальной сети, анкеты на сайтах и форумах, болтливость в сети, когда подростки сами делятся своими личными переживаниями с малознакомыми людьми.
Общение ребёнка с мошенниками
Неразумная жизнь в виртуальной реальности может стать причиной потерей денег. Даже взрослые часто попадаются на разные уловки мошенников в интернете. Что уж говорить о детях, у которых за спиной еще нет необходимого багажа знаний и опыта.
Самые популярные виды мошенничества в социальных сетях: экстрасенсы, возможность быстрого обогащения, шантаж порнографического содержания, фейковые онлайн-магазины и другие.
2.Практическая часть
В качестве метода исследования было выбрано анкетирование. Выборочный опрос студентов проводился на базе ГАПОУ МО «МонПК». В нём приняли участие студенты I-IV курсов, девушки (66 человека) и юноши (130 человек) в возрасте от 16 до 21 года.
Рисунок 3. Популярные среди студентов социальные сети
Большинство опрошенных пользуются социальными сетями ежедневно, но большая часть студентов считают, что виртуальное общение никогда не заменит реальное.
В основном студенты посещают социальные сети с целью найти необходимую информацию, просмотреть новости, пообщаться с друзьями.
Рисунок 4. Цели посещения социальных сетей студентами
Все по-разному относятся к ненормативной лексике при общении в социальных сетях.
К сожалению, есть те, кто попадался на уловки мошенников. Эти подростки учатся на 1,2 и 3 курсе. На 4 курсе все опрошенные ответили «нет».
Рисунок 5. Доля студентов, сталкивающихся с мошенничеством
Среди видов мошенничества, с которыми сталкивались опрашиваемые студенты можно выделить следующие: взлом страницы, перевод денег, поддельный выигрыш, оплата товара, который не пришёл.
В подобные группы, по мнению самих опрошенных, подросток вступает, если ему не хватает внимания, общения, он не удовлетворён собой. То есть с помощью данного анкетирования выявлена группа студентов, входящих в так называемую «группу риска».
В большинстве случаев люди сами ведут себя в социальных сетях безответственно, некоторые вещи они не воспринимают, как угрозу. На своей странице в социальной сети пишут много личной информации, о которой на самом деле стоило бы промолчать. Например, выкладывая различные фотографии билетов, они не думают, что дают остальным понять, когда их не будет дома, а некоторые смартфоны ещё и снабжают фотографии геометками.
Среди опрошенных студентов колледжа есть и такие, которые слышали или даже посещали группы смерти. Из всех опрошенных процент небольшой-5,8%, но для учебного заведения и это не мало. При этом надо отметить, что велика вероятность того, что не все студенты откровенно отвечали на вопросы (хотя анкетирование было анонимным), следовательно, реальный процент может быть несколько выше. В основном учащиеся упоминают группу «Синий кит». Это опасная виртуальная игра, которая склоняет подростков к самоубийству.
Правоохранители взяли в разработку подобные группы только после того, как немало подростков погибло. И пока правоохранительные органы «ловят» создателей игры и сажают их в тюрьму, подростки всё равно продолжают играть в «Синего кита», что говорит нам о небольшом уровне защищённости населения.Следовательно,государству необходимо обеспечить безопасность пользователей социальных сетей,проводя просветительскую работу среди подростков и усилив законодательную базу в этой сфере.
Чтобы процент посещаемости таких групп не рос дальше, а наоборот уменьшался, нужно вовлекать подростков в общественную жизнь, тогда и внимания им будет достаточно и времени на посещение таких групп не останется. В нашем колледже студенты активно вовлекаются во внеурочную деятельность:
- действует множество спортивных секций (волейбол, баскетбол, фитнес, настольный теннис и т.д.);
- создано молодежное общественное объединение волонтёров МонПК (которые сотрудничают с общественной организацией «Дети войны», с «Боевым братством» и т.д.);
- на базе общежития колледжа открыт «Студенческий досуговый центр», который открыт ежедневно;
- на базе колледжа существует клуб исторической реконструкции «Квир - Асгард» (участники клуба занимаются фехтованием и рукопашным боем, пошивом исторических костюмов).[3]
Возможно благодаря активной внеурочной деятельности в колледже такой незначительный интерес со стороны студентов к выше упомянутым группам. Однако он всё же есть, поэтому продолжать работу над этой проблемой нужно, хотя на государственном уровне она уже видеться. С 1 января 2018г. вступил в силу закон "О правовом регулировании деятельности социальных сетей» в соответствии с которым регистрация должна осуществляться только по документу удостоверяющим личность, использование псевдонима запрещено, так же запрещено иметь несколько страничек в сети, запрещены реклама некоторых товаров и информации, которая может нанести вред детям, а также направлена на разжигание розни и призывает к террористической деятельности. Все это позволит создать более безопасную среду для нашей молодежи в сфере интернет пространства.
Заключение
В результате проведенных опросов и обработки информации, можно сделать вывод о том, что проблемы связанные с посещением социальных сетей студентами колледжа, хоть и не стоят так остро, но, тем не менее, они есть. Для поиска путей решения этих проблем можно рекомендовать:
- усилить просветительскую работу в колледже об опасностях, подстерегающих в социальных сетях (проведение классных часов, встречи с работниками правоохранительных органов, конкурсы презентаций и плакатов на заданную тему, оформление информационных стендов);
- постараться ограничить время пребывания в сети за счет альтернативных способов времяпровождения (например, занятий спортом, рисования, вышивания, чтения книг и т.п.).
Список использованных источников
1.Аудитория Вконтакте-[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vk.com/page-47200925_44240810
2. Википедия - [Электронный ресурс] - https://en.wikipedia.org/wiki.
3. ГАПОУ МО «МонПК»-[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://монпк.рф/
4.Консультант: - Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=158063#06792840881445334
5. Самые популярные социальные сети:рейтинг- [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://fb.ru/article/305357/samyie-populyarnyie-sotsialnyie-seti-reytig
6.Самые популярные социальные сети в России-[Электронный ресурс] – Режимдоступа:http://www.pro-smm.com/populyarnye-socialnye-seti-v-rossii-2016/ 7.Социальные сети в России, зима 2015-2016 Цифры, тренды, прогнозы-[Электронныйресурс] - Режим доступа: http://blog.br-analytics.ru/socialnye-seti-v-rossii-zima-2015-2016-cifry-trendy-prognozy/
1OpenSocial – это единый стандарт API для разработки приложений под социальные сети. Наличие единого стандарта API для разработки приложений под социальные сети
2Иг.нет-военная операция против Исламского государства
16